Урок серебряный век как культурно историческая эпоха. Серебряный век русской культуры

Сочинение

ознакомить учащихся с поэзией Серебряного века; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробудить эстетические переживания и эмоции. оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов Серебряного века, опорные схемы, фото-презентация, литературоведческий (кроссвордный) диктант (ответы - на доске).

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; участвуют в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов Серебряного века, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретирует избранные стихотворения. тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Чтение учителем стихотворения Б. а. Слуцкого

ЗАТЕСАВШЕЕСЯ СТОЛЕТЬЕ

Не машинами - моторами звали те автомобили, запросто теперь с которыми - а тогда чудесны были.

Авиатором пилота, самолёт - аэропланом, даже светописью - фото звали в том столетье странном,

Что случайно затесалось

Меж двадцатым с девятнадцатым,

Девятьсотым начиналось

И окончилось семнадцатым.

♦ Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Б. Слуцким, связана эта эпоха?

Серебряный век… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век - блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка…)

III. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. литература - это зеркало мира. В ней всегда отражаются в той или иной степени процессы, происходящие в обществе. В начале ХХ в. вся духовная жизнь проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве…

Столетие назад Серебряный век был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой, наделили нас художники рубежа веков. О Серебряном веке написано много - и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене Серебряного века, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. лекция учителя с подтверждением основных положений фото-презентацией (на доске)

(Учащиеся составляют тезисы.)

Чтение заранее подготовленным учеником стихотворения К. Бальмонта «»

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце

И выси гор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море

И пышный цвет долин.

Я заключил миры в едином взоре,

Я властелин.

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою.

Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою.

Мою мечту страданья победили,

Но я любим за то.

Кто ровен мне в моей певучей силе?

Никто, никто.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,

А если день погас,

Я буду петь, я буду петь о солнце

В предсмертный час!

Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром - Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название Серебряный век прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX - начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: а. а. ахматова и О. Э. мандельштам, а. а. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. мережковский и м. Горький, В. В. маяковский и В. В. Хлебников. Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (м. а. Врубель, м. В. Нестеров, К. а. Коровин, В. а. Серов, К. а. Сомов и др.), композиторов (а. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. рахманинов), философов (Н. а. Бердяев, В. В. розанов, Г. П. Федотов, П. а. Флорен ский, л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы Серебряный век, и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем. О том, как это время воспринимали и оценивали современники, позволяют судить уже названия чрезвычайно популярных тогда книг: О. Шпенглера «Закат Европы» (1918–1922), м. Нордау «Вырождение» (1896), внезапно вспыхнувший интерес к «философии пессимизма», у истоков которой стоит имя а. Шопенгауэра. Но характерно и другое: буквально носившееся в воздухе предчувствие неизбежности перемен, которые в конечном счёте окажутся благотворными для человечества. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже веков, отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных науках, живописи, музыке, театре. Впервые это название было предложено Н. а. Бердяевым. Ещё этот период называют «русским ренессансом». Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским, по чьему мнению новому писательскому поколению предстояла «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям м. Горького - самого популярного в то время писателя-реалиста. Будучи чутким наблюдателем, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках тёмные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «мещане», «На дне»).

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют «старшими символистами» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (а. а. Блок, андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма - «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В. Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х гг. и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е гг. «ивановские среды» - собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906-1907 гг. постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой - хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

Акмеизм, по мнению Н. С. Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое.

К акмеистам относились Н. С. Гумилёв, а. а. ахматова, С. м. Городецкий, О. Э. мандельштам.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (лат. {иШгитп - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение слабых; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем - публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы (В. В. маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэтические течения Серебряного века

Символизм (француз., от греч. - знак, символ) - европейское литературно-художественное направление в искусстве 1870-1910 гг., универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.

Акмеизм (греч. акте - высшая степень чего-либо, цветущая сила) - модернистское течение в русской поэзии 1910-х гг.

Футуризм (лат. - будущее) - одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX в.

2. Проверка уровня восприятия услышанного:

Литературоведческий (кроссвордный) диктант

Комментарий. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. таким образом проверяется уровень усвоения литературоведческих терминов.

1) Это слово означает «современный», новейший. Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества. (Модернизм)

2) Этим термином называют рубеж XIX–XX вв. в русской литературе. (Серебряный век)

3) Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа. (Символизм)

4) Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа. (Акмеизм)

5) Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом. (Футуризм)

6) Это слово означает «упадок», обречённость. (Декаденство)

Проверка написания слов (сверка с записью на доске)

3. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)

Задание для 1-й группы. Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи Серебряного века.

Задание для 2-й группы. Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?

Задание для 3-й группы. «Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта…» (Г. Гейне). Докажите это утвер ждение поэта.

4. чтение учащимися стихотворений поэтов Серебряного века (акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя

Цель - составить общее представление о поэзии Серебряного века.

1) Н. С. Гумилёв «Капитаны»

Комментарий. Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному» и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, «естеству». Но даже их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX в. Н. С. Гумилёва, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.

Сам Н. С. Гумилёв называл свою поэзию «музой дальних странствий», поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада «Капитаны» из принёсшего Н. С. Гумилёву широкую известность сборника стихов «Жемчуга» - это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстаёт перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:

Быстрокрылых ведут капитаны - Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал мальстремы и мель. чья не пылью затерянных хартий - Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.

2) В. Я. Брюсов «Кинжал»


Русская культура серебряного века (термин Н. А. Бердяева). В этот период произошла встреча двух разных культурных потоков: с одной стороны, преобладали традиции, идущие от XIX в, с другой – появляется тенденция поиска нетрадиционных форм.


В архитектуре выдвигается стиль модерн. Характерной чертой культуры начала XX столетия стало появление и быстрое распространение городской массовой культуры. Наиболее ярким примером этого феномена стал невиданный успех нового вида зрелища – кинематографа.


Рост индустрии рождал спрос на образованных людей. Быстро выросло число средних и высших учебных заведений: к 1914 г. их стало более 200. Был основан Саратовский университет (1909 г.).


В целом система образования не соответствовала нуждам страны.


Модернизация страны требовала и свежего притока сил в сферу естественнонаучных знаний. В России открывались новые технические институты.


В ряду известных ученых этого времени стоит В. И. Вернадский (1863–1945) – энциклопедист, один из основателей геохимии, учения о биосфере, которое впоследствии легло в основу его идеи о ноосфере, или сфере планетарного разума. В 1903 г. была опубликована работа создателя теории ракетного движения К. Э. Циолковского (1875–1935). Существенное значение имели работы Н. Е. Жуковского (1847–1921) и И. И. Сикорского (1889–1972) в самолетостроении.


Развитие литературы шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был Л. Н. Толстой. Русская литература начала XX в. представлена именами А. Чехова, М. Горького, В. Короленко, А. Куприна, И. Бунина и т. д.


Начало XX в. было расцветом русской поэзии. Рождались новые течения: акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев), символизм (А. Блок, К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов), футуризм (В. Хлебников, В. Маяковский) и др.


Насыщенной была и театральная жизнь, где лидирующие позиции занимали Большой (Москва) и Ма-риинский (Петербург) театры. В 1898 г. К. Станиславский и В. Немирович-Данченко основали Московский художественный театр (первоначально – МХТ).


В начале XX в. внимание музыкальной общественности было обращено к творчеству таких талантливых русских композиторов, как:


1) А. Скрябин;


2) Н. Римский-Корсаков;


3) С. Рахманинов;


4) И. Стравинский.


Особой популярностью среди различных слоев городского населения пользовался появившийся на рубеже XIX–XX вв. кинематограф; в 1908 г. была выпущена первая русская игровая картина «Стенька Разин».



  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф . Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бердяева).


  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф .
    Литература , кино , театр , СМИ, живопись, архитектура и скульптура России 1991–2003 гг.


  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф . Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного


  • Общая характеристика культуры серебряного века . Образование и наука . Литература . Театр . Кинематограф . Русская культура конца XIX – начала XX в. получила название серебряного века (термин Н. А. Бер. Живопись, архитектура и скульптура Золотого века ...


  • Театр . Кино .
    Периодизация и общая характеристика культуры Древнего Египта. Религия. Образование и наука . Литература .


  • Общая характеристика культуры Средневековья. Образование и наука . Мировосприятие. Литература . Театр . В IV столетии началось Великое переселение народов – вторжение племен из Северной Европы и Азии на территорию Римской империи.


  • Распространяются современные способы трансляции культуры – телевидение, «всемирная паутина» Интернет.
    Развиваются новые отрасли науки : 1) космос
    6) клонирование и др. Большие изменения произошли в области кинематографа .


  • Общая характеристика культуры 20-30-х гг. XX в. Образование и наука . Спорт. Литература . Общественная жизнь. Кинематограф .
    Общая характеристика Образование и наука .


  • Литература и общественная мысль, музеи, театр , музыка Золотого века русской культуры (вторая половина).
    Образование и наука . Вторая половина XIX в. – время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве.


  • Литература , музыка, театр , живопись и архитектура эпохи Великой Отечественной войны.
    Общая характеристика эпохи Великой Отечественной войны. Образование и наука .

Найдено похожих страниц:10


На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности о поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы Серебряного века

Границы этого периода тоже определяют по-разному.

  • Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережковского «Символы»).
  • А вот концом данного периода одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Отличительные признаки и достижения Серебряного века

Так чем же замечательно и интересно это время?

Этот век в России был отмечен ярким многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Русская философия

Философия Серебряного века

Театр Серебряного века

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

Живопись

Живопись и скульптура Серебряного века

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры ( , «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики ( ).

Русская музыка

Музыка Серебряного века

Черты символизма

Основные черты этого литературного течения:

  • двоемирие (мир реальный и мир потусторонний),
  • особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом,
  • особое значение звукописи,
  • мистические и религиозные мотивы и др.

Общеизвестны имена В.Брюсова, А.Блока, А.Белого и др.

б) Русский акмеизм

(от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма.

Черты акмеизма

  • философия действия,
  • приятие мира,
  • переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики,
  • живописность образа,
  • мужественность восприятия мира и жизни,
  • вес конкретного значения слова и др.

Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.

в) Русский футуризм

В какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга)
Особенности этого направления:

  • обращенность к будущему,
  • ощущение грядущих перемен,
  • отрицание классического наследия,
  • урбанизм,
  • поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др.

В.Хлебников, Д.Бурлюк, И. Северянин и др.

Наша презентация:

Специфика этого века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и:

  • романтизма (М.Горький),
  • натурализма (П.Боборыкин),
  • символизма (Л.Андреева)

Славный был век!!! Серебряный век великой русской культуры!

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Временной отрезок конца XIX - начала XX в. представляет собой эпоху, переломную во всех сферах социальной и духовной жизни. Россия шла к революции. Хронологически рассматриваемый период находится между началом 90-х гг. XIX в. и 1917 г. Этот период принято называть Серебряным веком или «духовно-культурным ренессансом». Определение «серебряный век» одним из первых ввел в обиход С. К. Маковский, основатель и редактор популярного в то время журнала «Аполлон». Термины «русский духовно-культурный ренессанс», или «духовный ренессанс», широко употребляли Н. А. Бердяев и другие выдающиеся философы этой эпохи.

Конечно, данные понятия произвольны, но они метко определяют особый статус художественной культуры России на рубеже веков, в которой есть и «серебряное отражение» предыдущих «золотых» времен, и возрождение утраченных реалистическим искусством духовно-религиозных начал. Это было время, когда:

Экономика России стремительно приближалась к достижениям самых развитых стран;
- развитие науки было отмечено выдающимися достижениями;
- возникло уникальное космическое направление научно-философской мысли;
- отечественная интеллигенция все более становилась нравственным барометром общества.

Мироощущение своих современников чутко уловил русский поэт Константин Бальмонт: «... люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося... развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию, - вот почему в их настроении рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски».

Серебряный век полон загадок и противоречий, переплетений многочисленных художественных течений, творческих школ, принципиально нетрадиционных стилей. И самое главное - в культуре Серебряного века произошла переоценка ценностей, некогда питавших творчество мастеров русской классики. В основе этой переоценки лежали общественные потрясения предреволюционной России, поражающие накалом страстей, жаждой духовного обновления, повлекшие изменение взглядов на искусство и художника-творца. Вот как охарактеризовал эти перемены в своей работе «Русская идея» Н. А. Бердяев: «В начале века велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса против суженности сознания традиционной интеллигенции, - борьба во имя свободы творчества и во имя духа... Речь шла об освобождении духовной культуры от гнета социального утилитаризма».

Творцы искусства, которых сегодня относят к Серебряному веку, незримыми нитями связаны с обновленным мироощущением во имя свободы творчества. Развитие общественных коллизий рубежа веков властно требовало переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные стили, в которых смещался привычный смысл понятий и идеалов.

Стоит отметить, что «освобождение духовной культуры» и становление новых художественных направлений не отменили прежних отечественных традиций, прежде всего реализма. Достаточно вспомнить, что на рубеже веков были созданы бессмертные произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, полотна В. И. Сурикова и И. Е. Репина, гениальные оперы Н. А. Римского-Корсакова.

Однако реализм уже не соответствовал мироощущению творцов произведений искусства. Было ясно, что обличительный подход к действительности не может полностью соответствовать художественным задачам искусства, поэтому искусство рубежа веков наполнено активным поиском новых форм и способов выражения своих взглядов на мир художников самых разных направлений. Никогда в русском искусстве не было такого количества направлений и группировок, как в начале XX в. Они выдвигали свои «платформы», свои теоретические программы, устраивали выставки, предваряя их замысловатыми декларациями, манифестами, что приводило к столкновениям с представителями противоположных воззрений.

Общая картина состояния русского изобразительного искусства была сложной, внутренне противоречивой, пестрой, в ней многое развивалось синхронно, взаимно воздействуя или противоборствуя. При этом намечаются определенные линии эстетического развития, контуры двух основных школ - московской и петербургской, и в то же время во всем отчетливо проявляются общеевропейские тенденции.

Художники начали искать новые формы осмысления мира. Они верили, что могут обрести непосредственный, ничем не осложненный взгляд на натуру. Предчувствие у многих воплощалось в символах, порождавших сложные ассоциации. Это были разные способы постижения мира: за явлением распознать сущность, за малым увидеть всеобщее. Отказываясь от реализма, художники начала века поднимались на новую ступень обобщения, совершая очередной виток по спирали вечного поиска художественного совершенства.

Символизм и футуризм, акмеизм и «мирискусничество», творчество А. Скрябина и А. Белого, В. Кандинского и Блока, С. Рахманинова и В. Серова, В. Мейерхольда и Маяковского, И. Стравинского и М. Шагала... Контрастных, порой взаимоисключающих явлений и модных художественных направлений в те годы было куда больше, нежели за все предшествующие столетия развития русской культуры.

Однако еще Гераклит сказал, что из контрастов рождается прекраснейшая гармония. Важно только понять ее истоки. Единство искусства Серебряного века состоит в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося. Это была гармония противоположностей, рожденная культурой особого рода, культурой рубежа веков.

Объединяющим началом новых художественных течений Серебряного века следует считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусства. Их сложность поражает и сегодня.

Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого Духа перед лицом вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной - необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам Космоса , жизни, смерти желали прикоснуться многие. Для одних эта тема была отражением религиозных чувств, для других - воплощением восторга и трепета перед вечной красотой сотворенного Богом. Немало вдохновенных страниц русского искусства было посвящено иным началам «космической темы» - космосу Души.

Вместе с тем при всей «космической» общезначимости и европейской ориентированности многих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма и др.) в них с особой глубиной начинает разрабатываться русская тема как символ национальной самобытной красоты.

Изменился социальный статус искусства. Кажется, никогда ранее российские художники не создавали такого количества объединений по интересам. Серьезные кружки объединяли многих выдающихся деятелей культуры. Например, в «Религиозно-философском обществе» тон задавали Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, Д. В. Философов. Под крылом «Мира искусства» собрались талантливые художники, музыканты, хореографы, составившие немеркнущую славу русского искусства.

Большую роль в развитии изобразительного искусства этого периода сыграл так называемый «Мамонтовский кружок». Он имел свою резиденцию в поместье промышленника и мецената С. И. Мамонтова - Абрамцево. Кружок стал своеобразным распространителем изобразительных идей и форм нового русского искусства. В Абрамцево была организована мастерская художественных промыслов.

Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался примерно четверть века: 1898-1922 гг. Начальная дата совпадает с годом создания объединения «Мир искусства», основания Московского художественного театра (МХТ), где была поставлена «Чайка» А.П. Чехова, а конечная — с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Краткость периода вовсе не умаляет его значимости. Напротив, с течением времени эта значимость даже возрастает. Она заключается в том, что русская культура — пусть не вся, а только часть ее — первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами которого выступают односторонний рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию намного позже.

Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство» , и русский модернизм, охватывающий главным образом и акмеизм. К нему принадлежат такие поэты, как М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, не входившие в названные течения. К серебряному веку следует также отнести художественное объединение «Мир искусства» (1898-1924), создателями которого были А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев, снискавший себе славу организацией знаменитых «Русских сезонов» в Европе и Америке.

Что касается, то он представляет собой отдельное, самостоятельное явление. По своему духу и устремлениям он расходится с серебряным веком. «Башня» Вяч. Иванова и «Башня» В. Татлина слишком различны, чтобы быть вместе. Поэтому включение русского авангарда в серебряный век, которое делают многие авторы, обусловлено скорее хронологией, нежели более существенными мотивами.

Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...» Его употребляет Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский использовал его для обозначения всего времени начала XX в.

В самом названии имеется некое противостояние предшествующему, золотому веку, когда русская культура переживала бурный расцвет. Она излучала яркий, солнечный свет, освещая им весь мир, поражая его своей силой, блеском и великолепием. Искусство тогда активно вторгаюсь в общественную жизнь и политику. Оно в полной мере соответствовало известной формуле Е. Евтушенко: «поэт в России — больше, чем поэт». Напротив, искусство серебряного века стремится быть только искусством. Излучаемый им свет предстает лунным, отраженным, сумеречным, таинственным, магическим и мистическим.

Русский религиозный ренессанс

Русское религиозное возрождение начала XX в. представляют такие философы и мыслители, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, С.Н. и Е.Н. Трубецкие.

Первые четверо, являющиеся центральными фигурами богоискательства, прошли сложный путь духовной эволюции. Они начинали как марксисты, материалисты и социал-демократы. К началу XX в. они сделали поворот от марксизма и материализма к идеализму, существенно ограничили возможности научного объяснения мира и перешли на позиции либерализма. Об этом свидетельствовали их статьи, опубликованные в сборнике «Проблемы идеализма» (1902).

После революции 1905-1907 гг. их эволюция завершилась и они окончательно утвердились как религиозные мыслители. Свои новые взгляды они выразили в сборнике «Вехи» (1909). С. Булгаков стал священником.

Концепция русского религиозного возрождения явилась плодом осмысления многовековой истории России и Запада. Она во многом стала продолжением и развитием славянофильства. Поэтому ее можно определить как новое славянофильство. Она также явилась развитием идей и взглядов Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Л.Н. Толстого и B.C. Соловьева.

Н.В. Гоголь оказал влияние на представителей богоискательства прежде всего своей книгой «Выбранные места из переписки с друзьями», где он размышляет об исторических судьбах России и призывает к христианскому самоуглублению и самосовершенствованию. Что же касается Ф.М. Достоевского, то сама его жизнь была поучительным примером для сторонников религиозного возрождения. Увлечение революцией имело трагические последствия для писателя, поэтому свое творчество он посвятил поиску христианских путей к людскому единению и братству. В этом он видел особость русского пути.

Многие идеи и особенно учение о ненасилии Л.Н. Толстого также были созвучны воззрениям представителей религиозного ренессанса. Учение Вл. Соловьева о всеединстве, о Софии — Мировой Душе и Вечной Женственности, о конечной победе единства и добра над враждой и распадом составляют общую духовную основу русского религиозного возрождения и русского модернизма — особенно символизма.

Именно Вл. Соловьев разработал концепцию возрождения России на христианских основах. Он посвятил свою жизнь неустанной борьбе против враждебного отношения интеллигенции к Церкви, за преодоление разрыва между ними, призывал к взаимному примирению.

Развивая идеи своих предшественников, представители религиозного возрождения весьма критически оценивают западный путь развития. По их мнению, Запад отдает явное предпочтение цивилизации в ущерб культуре. Он сосредоточил свои усилия на внешнем обустройстве бытия, на создании железных дорог и коммуникаций, комфорта и жизненных удобств. В то же время внутренний мир, душа человека оказались в забвении и запустении. Отсюда торжество атеизма, рационализма и утилитаризма.

Именно эти стороны, как отмечают представители богоискательства, были взяты на вооружение русской революционной интеллигенцией. В своей борьбе за благо и счастье народа, его освобождение она избрала радикальные средства: революцию, насилие, разрушение и террор.

Сторонники религиозного ренессанса увидели в революции 1905-1907 гг. серьезную угрозу будущему России, они восприняли ее как начало национальной катастрофы. Поэтому они обратились к радикально настроенной интеллигенции с призывом отречься от революции и насилия как средства борьбы за социальную справедливость, отказаться от западного атеистического социализма и безрелигиозного анархизма, признать необходимость утверждения религиозно-философских основ мировоззрения, пойти на примирение с обновленной Православной церковью.

Спасение России они видели в восстановлении христианства как фундамента всей культуры, в возрождении и утверждении идеалов и ценностей религиозного гуманизма. Путь к решению проблем общественной жизни для них лежал через личное самосовершенствование и личную ответственность. Поэтому главной задачей они считали разработку учения о личности. В качестве вечных идеалов и ценностей человека представители богоискательства рассматривали святость, красоту, истину и добро, понимая их в религиозно-философском смысле. Высшей и абсолютной ценностью являлся Бог.

При всей своей привлекательности концепция религиозного возрождения не была безупречной и неуязвимой. Справедливо упрекая революционную интеллигенцию за се крен в сторону внешних, материальных условий жизни, представители богоискательства уходили в другую крайность, провозглашая безусловное первенство духовного начала.

Забвение материальных интересов делаю путь человека к своему счастью не менее проблематичным и утопичным. Применительно к России вопрос о социально-экономических условиях жизни имел исключительную остроту. Между тем локомотив истории западного типа давно уже находился на территории России. Набирая скорость, он несся по ее необъятным просторам. Чтобы остановить его или изменить его направление, требовались огромные усилия и значительные изменения в устройстве общества.

Призыв к отказу от революции и насилия нуждался в поддержке, во встречном движении со стороны официальных властей и правя- шей элиты. К сожалению, все предпринимаемые в этом отношении шаги далеко не в полной мере отвечали историческим требованиям. Власти не чувствовали острой необходимости перемен, проявляли непоколебимый консерватизм, любой ценой хотели сохранить Средневековье.

В частности, царь Николай II, будучи высокообразованным человеком, знающим пять иностранных языков, обладавшим тонким эстетическим вкусом, был вместе с тем по своим взглядам совершенно средневековым человеком. Он был глубоко и искренне убежден, что существующее в России общественное устройство является наилучшим и не нуждается в каком-либо серьезном обновлении. Отсюда половинчатость и непоследовательность в проведении затеваемых реформ. Отсюда же недоверие к таким реформаторам, как С.Ю. Витте и П.А. Столыпин. Главное свое внимание царская семья сосредоточила на проблеме здоровья наследника, для решения которой она окружила себя весьма сомнительными личностями типа Г. Распутина. Начавшаяся Первая мировая война еше более усугубила ситуацию.

В целом можно сказать, что крайний радикализм в определенной степени порождался крайним консерватизмом. При этом социальная база оппозиции существующему положению вещей была весьма широкой. Революционный вариант разрешения назревших проблем и противоречий разделялся не только радикально настроенными движениям и, но и более умеренными.

Поэтому призыв сторонников религиозного возрождения встать на христианский путь решения острых жизненных вопросов не нашел желаемой поддержки. Это новее не означало, что он не был услышан и остался гласом вопиющего в пустыне. Нет, его услышали, но не поддержали, отвергли.

Выход сборника «Вехи» вызвал большой интерес. В течение только одного года он выдержал пять изданий. За это же время в печати появилось более 200 откликов, опубликованы пять сборников, посвященных обсуждению проблематики «Вех». Однако подавляющее большинство отзывов было отрицательным. Против новых богоискателей выступали не только революционеры и левая оппозиция, но и многие правые, включая либералов. В частности, лидер партии кадетов П.Н. Милюков совершил поездку по стране с лекциями, в которых резко критиковал богоискателей, называя их реакционными.

Следует заметить, что даже в церковно-православных кругах настоящего и достаточно широкого встречного движения не получилось. Священный синод сначала поддерживал проходившие в 1901-1903 гг. религиозно-философские собрания, а затем их запретил. Церковь довольно настороженно относилась к многим новым идеям участников религиозного возрождения, сомневалась в их искренности, а критику в свой адрес считала незаслуженной и воспринимала болезненно.

Как отмечала 3. Гиппиус, в ходе собраний нередко обнаруживалось полное различие во взглядах представителей светского и церковного мира, а некоторые участники встреч лишь уверялись в своих взаимных отрицательных оценках. Таким образом, реакция современников показала, что выразители религиозно-философского возрождения намного опередили свое время. Однако их начинания и призывы не были напрасными. Они способствовали оживлению духовной жизни, усилению интереса интеллигенции к Церкви и христианству.



Планирование беременности