Секреты глубоководной подводной лодки «Лошарик. Самая секретная подводная лодка

Ворота и забор используют все владельцы загородных или дачных участков. Ведь благодаря таким конструкциям у владельцев есть возможность оградить свое личное пространство. Не обязательно при этом использовать помощь специалистов. Намного экономнее сделать все работы самостоятельно, уделив внимание определенным вещам.

Перед началом рабочего процесса следует особое внимание уделить созданию чертежей, ознакомиться с установкой столбов, правильно подобрать материалы для конструкции.


Достоинства распашного типа

Независимо от того, какую модель вы подберете, следует подобрать наружный или внутренний метод открывания створок. При этом сложностей во время работы не должно возникнуть.

При правильном выполнении всех основных этапов ваша конструкция будет служить продолжительный период времени. Стоит рассмотреть основные достоинства такого выбора:

  • комфорт при использовании;
  • широкая вариация материалов, Все зависит от личных предпочтений, подбор в зависимости от интерьера;
  • высокий показатель функциональности;
  • компактная конструкция;
  • отсутствуют ограничения касательно размера.

Распашной тип известен простыми монтажными работами. Изделие не требует к себе дополнительных мер ухода, они прочные, дополнят ваш интерьер. При желании можно оборудовать ворота с помощью автоматической системы.

Стоит рассмотреть также недостатки такого изделия. Это учет внешних факторов, например, ветра, снега. То есть, модель подбирается с учетом региона, в котором вы проживаете. Необходимо для такой модели освободить место.

Особенности конструкции

Необходимо рассмотреть основные составляющие чертежов ворот своими руками:

  • выполненная из дерева или металлического материала рама. Она должна обладать высоким показателем жесткости;
  • соответственно с типом ворот подбираются опорные стойки;
  • металлический профиль пользуется спросом среди покупателей, как качественный обшивочный материал;
  • зависимо от типа конструкции, например, ворота с калиткой, подбирают петли. Учитывают также массу изделия;
  • обеспечивают надежную защиту от проникновения злоумышленников замки, или запоры. Выбор механизмов широкий, можно подобрать что-то себе.

Все детали выполняют определенную нагрузку, их правильная установка и качественные характеристики обеспечат продолжительный срок эксплуатации. Важно уделить время чертежу ворот из профнастила, сделать соответственные эскизы.


Профлист

Ворота, выполненные из данного материала, пользуются особой популярностью. Ведь створки могут открывать в разные стороны, а не исключительно в одну сторону. Из этого полотно можно сделать калитку.

По сравнению с деревянными изделиями в этом случае необходимость в дополнительном ремонте, уходе отпадает. При желании изделия дополняют с помощью автоматики. Итак, выделяют такие достоинства данного выбора:

  • низкая, доступная широкому кругу потребителей стоимость;
  • эстетичность, изделие достаточно привлекательно выглядит;
  • высокие качественные характеристики;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • рабочий процесс, который можно организовать самостоятельным путем.

Среди недостатков выделяют подверженность внешним фактором. В большей мере это касается ветра, или же снега. Также необходима установка петель, правильно установить столбы.

Установка

Выбирая материал профлист, следует позаботиться об крепких и надежных столбах. Диаметр трубы 80 мм считается наиболее подходящим для опоры. С нагрузками может справиться также квадратная труба.

Обращайте внимание на трубы квадратного сечения, которых сваривают к створкам. На фото чертежа ворот можно отметить оптимальные размеры 10*25*3000 мм. Для соединения изделия таких габаритов потребуется сварка.

С помощью использования диагональных натяжителей можно усилить конструкцию каркаса. Определитесь с местом, предназначенным для замка, запора, ограничителей.

Рабочий процесс начинается с монтажных работ касательно опор. Необходима для данной процедуры определенная подготовка. На видео видны основные этапы, их можно детальнее рассмотреть.

Варианты установки

Стоит отметить, что опорные столбы можно забетонировать, или же забить в землю. Для большей надежности конструкции необходимо отдавать предпочтение бетонированному варианту.

Важно правильно установить петли. Опоры погружают в грунт на глубину около 130 см. Данный способ экономит время, при этом можно сразу приступать к следующему этапу – крепление петель, вешание створок.

Ямы для способа бетонирования используют глубиной 150-200 см. Зависимо от сечения закапывания трубы подбирают определенный диаметр. Необходимо заняться подушкой. То есть приготовить песок, щебень, затем залить все с помощью бетона.

Выводы

Независимо от того, какой тип ворот вы выберете, стоит выполнять все роботы исходя из чертежей. Если вы хотите распашную конструкцию, тогда необходимо помнить об их использовании на предприятиях. Раздвижные механизмы применяют для въезда, выезда из территории.


Достоинства и недостатки можно найти в каждом типе. Подберите наиболее оптимальный для себя вариант.

Фото чертежей ворот


Эта загадочная АПЛ получила свое наименование в честь героя советского мультфильма - игрушечной коняшки, состоящей из нескольких, соединенных друг с другом сфер. Строительство объекта 10831 началось в 1988 году, спуск на воду состоялся 26 августа 1995 года. Несмотря на то, что с тех самых пор прошло довольно много времени, мы практически ничего не знаем о данной АПЛ. Даже ее внешний вид был долгое время тайной (первую приемлимую фотографию Объекта 10831 по чистой случайности сделали журналисты Top Gear в 2015 году). Мы не имеем точной информации о подводной части «Лошарка» и можем строить свои гипотезы относительно нее, лишь на основании большого числа зернистых фотографий.


Принципиальная схема АПЛ проекта 10831 (с) www.hisutton.


КОНСТРУКЦИЯ

Внутреннее устройство корабля состоит из нескольких соединенных друг с другом сфер. Благодаря спутниковым снимкам доков Североморска мы можем предположить, что «Лошарик» состоит из 7 сфер. Сферы используются при создании глубоководных аппаратов, потому что они гораздо лучше выдерживают давление, чем цилиндры, применяющиеся при создании обычных АПЛ. Несмотря на то, что «Лошарик» имеет длину 70 метров, его внутреннее пространство минимально, из-за сфер, лежащих в основании конструкции. Есть предположение, что общий объем свободного места на субмарине равен 1000 кубических метров, внутри которых размещается экипаж, состоящий из 25 человек и изолированный ядерный реактор. Титановый корпус лодки обеспечивает погружение станции на глубину свыше 1000 метров. Предельная глубина погружения нам неизвестна, но в 2012 году, во время Арктического плавания, АПЛ погружалась на глубину свыше 2000 метров.


Знаменитая фотография Top Gear. Журналисты отдали честь морякам, моряки проигнорировали журналистов.


СФЕРЫ ОТ НОСА К КОРМЕ

1 сфера (носовая) - Имеет люк. Вероятно обитаемая сфера корабля, поскольку у подводной лодки нет торпедных аппаратов.

2 сфера - Располагается в основании надстройки. Представляет собой камеру доступа, соединяющую носовые сферы лодки с надстройкой.

3 сфера - Возможно, содержит в себе перископ и систему выдвижных антенн.

4 сфера (центральная) - Находится под системой крепления субмарины. Возможно, используется в момент пристыковки «Лошарика» к материнской субмарине BS-136.

5 сфера - Имеет люк на основной палубе. Скорее всего, используется как обитаемое пространство.

6 сфера - Вероятно, здесь расположен атомный реактор АПЛ. Есть предположение, что на лодке нет прямого перехода из 5-ой сферы в 6-ую. Возможно, верхняя часть корпуса над сферой снимается для обеспечения сервисных работ над реактором.

7 сфера - Двигательный отсек. Здесь должны располагаться электрические батареи и резервный дизельный двигатель. Обратите внимание, что над сферой есть еще один люк, который доказывает изолированность 6-го отсека.


Спутниковый снимок Оленьей Губы(с) www.hisutton.


МЕСТО БАЗИРОВАНИЯ АПЛ

Вероятным местом базирования сверхсекретного «Лошарика» является Оленья Губа - база, расположенная в труднодоступном месте Кольского полуострова. Док, в котором стоит «Лошарик» (А) расположен по координатам (69°12"58"N, 33°22"42"E). Литерой B обозначена старая, но действующая субмарина проекта 1910 (класс "Кашалот").


Носитель "Лошарика" - АПЛ специального назначания Проекта 667 "Оренбург".


ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ СПЕЦИФИКАЦИЯ

Корабль: АС-12 (Заводской номер 210)
Класс: Проект 10831 (НАТО: Norsub-5)
Заложена: 16 июля 1990 года
Спущена на воду: 26 августа 1995 года
Введена в состав ВМФ: 1997 году
Водоизмещение: 2000 тонн
Скорость: 10-11 узлов в погруженном состоянии (предположительно)
Глубина погружения: 1 км, согласно российским данным до 6 км.
Длина: 70 метров
Двигательная установка: 1 атомный реактор Э-17 мощностью 10-15 т.л.с.

В рамках экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане работала глубоководная атомная станция проекта 10830 «Калитка» «Лошарик». Лодка помогала корректировать бурильные работы с дизель-электрических ледоколов «Капитан Драницын» и «Диксон» для определения внешней границы континетального шельфа России


Северная часть архипелага Новая Земля в в Северном Ледовитом океане. Рамиль Ситдиков/РИА Новости

«Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклонённую за недостаточностью геологических образцов, и соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа», — рассказал «Известиям» собеседник из Минобороны. Он добавил, что теперь о «недостаточности геологических образцов» речи нет: за 20 суток «Лошарик» на глубине до 3 километров собрал более 500 обломков пород.

В титановом корпусе и с атомной установкой, батискаф «Лошарик» также оснащен манипуляторами, драгой, телегрейфером и гидростатической трубкой. Сейчас «Лошарик» готовят к техобслуживанию в 42-м цехе завода «Севмаш», так как батискаф получил некоторые повреждения, доказывая, что хребты Ломоносова и Менделеева, обладающие запасами нефти и газа в объеме более 5 миллиардов тонн условного топлива, принадлежат РФ.

В России помимо «Лошарика» на глубине 2-3 километра могут работать только глубоководные станции «Мир», уступающие ему автономностью.


ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.10830 / 1083К, ПЛА пр.10831 / "пр.210 Лошарик" - LOSHARIK
АС-12

Специальная атомная подводная лодка / атомная глубоководная станция 1 ранга / глубоководное техническое средство - компонент комплекса пр.1083К. Глубоководная атомная подводная лодка спроектирована СПМБМ "Малахит". Главный конструктор - С.М.Бавилин (после 2001 г., вероятно, Коновалов Ю.М.). Создание эскизного проекта комплекса второго поколения пр.10830 / пр.1083 с глубоководной ПЛА пр.10831 и ПЛА-носителем пр.09786 "Оренбург" (БС-136) велось с использованием опыта создания экспериментальных комплексов пр.1851. После защиты эскизного проекта ПЛА пр.10830 оформлено Постановление СМ СССР о создании ПЛ пр.10831 с полисферическим прочным корпусом. Организовано выполнение ОКР по отработке технологии изготовления полисферического прочного корпуса и моноблоков легковесного заполнителя, а так же по созданию комплектующего лодку оборудования. Судя по всему, к 1988-1990 г.г. разработаны и утверждены технический и рабочий проекты лодки. Разработка проектов велась одновременно с макетированием размещения оборудования в сферических отсеках лодки. В 1991 г. при практически готовых блоках прочного корпуса лодки по техническому заданию заказчика выполнена корректировка технического проекта 10830 в части размещения в носовой части лодки дополнительного вооружения (вероятно, систем специального оборудования). Откорректированный технический проект пр.10830 / 1083К комплекса представлен и защищен в мае 1992 г.


Предположительно рисунок ПЛА АС-12 пр.10831 "Лошарик" - LOSHARIK. Обработка рисунка с памятного свидетельства о погружении в ходе экспедиции в сентябре 2012 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте , обработано MilitaryRussia.Ru).

ПЛА-носитель БС-136 в районе Северного полюса, 27.09.2012 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте ).

Предположительно на фото ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно зимой 2010-2011 г. и точно не ранее 2008 г. (фото обработано, оригинал взят здесь - , опубликован 21.08.2011 г.).



Предположительно на кадре из документального видео испытания ПЛА пр.10831 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот. Снято ориентировочно в 2007-2010 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum).

Создание задела для строительства подлодки проекта и подготовка производства начаты на ПО "Севмаш" видимо в 1988 г. Головная и пока единственная лодка проекта - АС-12 с заводским №01210 - заложена в "секретном" цехе №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинске 16 июля 1990 г. В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство лодки по сути было заморожено и согласно сообщениям СМИ возобновилось только в 2000 г. Подлодка спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш" 5 августа 2003 г. Подводная лодка-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" была переоборудована из ПЛАРБ пр.667БДР К-129 (последней в серии) в 1994-2002 г.г. на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске.

В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. По неподтвержденным данным подводная лодка к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г. возможно еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".


Предположительно на фото ПЛА АС-12 зав.№01210 "Лошарик" пр.10831. Оленья Губа, 24.06.2010 г. (http://vkontakte.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. Первое фото - 31.03.2005 г., второе - 19.03.2006 г. (фото - Den, http://fotki.yandex.ru).

ПЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" (второй) в Оленьей Губе. 26.08.2010 г. (http://4bos.net.ru).


Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников ПЛА пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.

Конструкция - конструкция ПЛА выполнена, вероятно, из титановых сплавов и, возможно, каких-то новых материалов. Прочный корпус полисферический - т.е. состоит из нескольких отсеков-сфер, соединенных между собой переходами. Один из отсеков занят ядерной силовой установкой. Пространство между сферами прочного корпуса и легким обтекаемым корпусом заполнено моноблоками легковесного заполнителя.

Двигательная установка - 1 атомный реактор с паропроизводящей установкой Э-17 и ТЗА мощностью не более 10000 л.с. разработки ОКБ машиностроения им. И.Африкантова (г.Нижний Новгород).

Ядерная энергетическая установка вероятно находится в одном из сферических блоков прочного корпуса и таким образом биологическая защита реактора осуществляется в том числе с использованием слоя забортной воды.

Механика - движитель - 1 основной гребной винт в кольцевой насадке (предположительно), несколько подруливающих колонок с электрическими двигателями.

ТТХ лодки :
Экипаж - 25 офицеров

Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
Ширина - 7 м (?)
Осадка - 5 м (?)
Водоизмещение нормальное - 1390 т
Водоизмещение полное - 2000 т

Глубина погружения предельная - до 6000 м (не подтверждено)
Скорость подводного хода - 30 уз

Вооружение - отсутствует

Оборудование - обычное и специальное оборудование для обеспечения плавания подлодки и выполнения задач.


Предположительно вид из перископа ПЛА пр.10831 АС-12 зав.№01210 "Лошарик" в Оленьей губе, Северный флот.Фото сделано ориентировочно в 2010-2012 г.г. (http://vk.com).


Статус : Россия
- 2003 г. 5 августа - подлодка зав.№01210 в присутствии Главкома ВМФ России В.Куроедова спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш".


ПЛА БС-136 пр.09786 в месте постоянного базирования в Оленьей губе, 24.05.2006 г. (опубликовано в открытом доступе на сайте ).


- 2010 г. июнь-июль - ПЛ АС-12 пр.10831 базируется в Оленьей Губе.

2010 г. - по непроверенным сведениями подводная лодка АС-12 должна была быть принята ВМФ России от промышленности.

Реестр ПЛА пр.10831 (версия на 26.10.2012 г., данные по базированию носят предположительный характер):


пп
Название Проект Завод.
Борт № Завод Дата закладки Дата спуска на воду Дата вступлен. в строй Базирование
1 АС-12 10831 01210 220 (2012) ПО "Севмаш" 16.07.1990 05.08.2003 2010 г. ? 29-я бр ПЛ СФ (в/ч 13090), Оленья Губа (г.Снежногорск-1)

По сведениям Интерфакса-АВН, «Лошарик» предназначен и для специальных операций. Строили корабль так долго из-за нехватки средств в 90-е годы. Деньги на достройку исправно стали поступать только в последние три года. Кстати, в начале 90-х, когда необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. «Лошарик» тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.

Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию «Севмаша».

Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, — заявил «Известиям» и.о. заместителя гендиректора «Севмашпредприятия» по режиму Николай Богданов. — Во вторник вечером лодка была спущена на воду.

Работники предприятия утверждают, что в случае с «Лошариком» процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из «Малахита» и специалисты «Севмаша», имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.

Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, — рассказал «Известиям» представитель Военно-морского флота России. — Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса.

Правда, специалисты «Севмашпредприятия» отмечают, что по внешнему виду «Лошарика» ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях. Однако если взять атомные подводные лодки других проектов, разработанных конструкторами «Малахита», то можно предположить, что «Лошарик» — самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте. Видимо, на определенной скорости (и глубине) она становится практически неуязвимой для гидроакустиков вражеских кораблей и может выполнять поставленные задачи незамеченной по всему Мировому океану.

Источники :
Дубницкий Д.Н. О Сергее Михайловиче Бавилине. //

Газета «Известия» сообщает , что в Минобороны отказались комментировать информацию о строительстве новой мини-субмарины, сославшись на секретность проекта, и изданию пришлось черпать информацию из неназванного «источника в оборонно-промышленном комплексе».

«Лошарик» во время последнего похода в Арктике показал высокую автономность и глубину погружения. Он может долго находиться на больших глубинах, поэтому необходим для геологических исследований и буровых работ на глубоководном шельфе. Новая лодка будет как минимум не уступать по эффективности", — сказал "источник" и рассказал об оснащении "лошариков" манипуляторами для донных работ по исследованию и сбору обломков затопленных спутников, разбившихся в океане самолетов, затонувших кораблей и использовании мини-субмарины для подводной разведки.

Знакомый с ситуацией высокопоставленный офицер флота сообщил газете, что лодка будет титановой. Новый атомный реактор для "Лошарика-2" совершенно секретно делают на одном из закрытых предприятий в Обнинске Калужской области.

Носителем "Лошарика-2" будет переделанная атомная подводная лодка "Подмосковье", которая с 1998 года проходит глубокую модернизацию в ЦС "Звездочка": ей уже удалили отсек для межконтинентальных ракет "Синева" и сейчас делают вместо него док-станцию для батискафа.


Источники - http://www.ridus.ru/

Продолжение:

АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, по некоторым данным глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров .

Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», иногда указывается номер лодки 210, была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю.М.Коновалов. Строительство «Лошарика» началось еще в 1988 году, однако в 1990-е годы из-за нехватки финансирования было остановлено и продолжено лишь в начале 2000-х годов.

Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце прошлого года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны.

В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней .

Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики . В середине октября 2012 года главный инженер «Севморгео» Юрий Кузьмин (компании, возглавлявшей исследовательские работы), в интервью РИА Новости говорил о том, что на глубине в 2-2,5 километра в море были взяты три керна длиной 60, 30 и 20 см. соответственно. Сбором данных образцов занимался . По другим данным работы производились на глубине в 2,5-3 километра, в любом случае – это существенно больше, чем глубина погружения обычных подводных лодок.

Во многих источниках встречается название данного проекта как «210», что является неверным, так как это обычное сокращение от заводского № подводной лодки (заводской номер 01210). Так же в некоторых источниках указывается, что шифр проекта – «Лошарик», но данное наименование является неофициальным и скорее стихийным самоназванием, которое однако получило активное распространение, в том числе и в СМИ. При этом в ряде источников лодка проекта 10831 соотносится с натовским наименованием лодок – NORSUB-5.

Скорее всего, к 1988-1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Разработка данных проектов велась совместно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования. В 1991 году при уже почти полностью готовых блоках прочного корпуса лодки по техзаданию заказчика была проведена корректировка технического 10830. В частности в носовой части лодки было решено разместить дополнительное вооружение, скорее всего, речь шла о специализированном оборудовании. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищен уже в 1992 году.

Создание задела для постройки подводной лодки и подготовка производства были начаты на ПО «Севмаш», скорее всего, еще в 1988 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта – АС-12, имеющая заводской №01210 была заложена в «секретном» цехе №42 ПО «Севмаш», расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. В середине 90-х годов по причине нехватки финансирования проект был временно приостановлен, при этом спуск достроенной лодки на воду произошел 5 августа 2003 года.

По словам работников предприятия, в случае с «Лошариком» процедура спуска лодки на воду проходила в лучших традициях Советского Союза. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики уникальной подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена Советского Союза было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введенных в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса.

При этом специалисты «Севмашпредприятия» подчеркивают, что по своему внешнему виду новая российская подводная лодка мало что может сказать непосвященным людям, по внешнему виду «Лошарика» трудно судить о заложенных в этой субмарине возможностях. При этом если взять те атомные субмарины, которые были созданы конструкторами «Малахита», то можно сделать вывод о том, что «Лошарик» – это самая неуязвимая и бесшумная подлодка на всем российском флоте . Скорее всего, на определенной скорости, а вероятнее, глубине она просто практически неуязвима, в том числе и для гидроакустиков вражеских кораблей. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.

В период с 2004 по 2007 год капитан 1-го ранга А.И.Опарин возглавлял проведение заводских, государственных и глубоководных испытаний опытной подводной лодки в Белом, Баренцевом, Гренландском и Норвежском морях. По неподтвержденной информации данная субмарина к осени 2009 года полностью закончила программу государственных испытаний. Скорее всего, была принята в состав флота в 2010 году или позднее. Так в мае 2010 года в прессе появлялась информация о том, что ряд специалистов КБ «Рубин», «Малахит», «Прометей», СРЗ «Звездочка» были награждены государственными премиями за «опытный глубоководный заказ 1083К».

Предполагается, что лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 «Лошарик» входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны . Корпус глубоководной станции собран из высокопрочных титановых отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки соединены между собой проходами и находятся внутри легкого корпуса.

Предполагается, что именно из-за конструктивных особенностей судостроители северодвинского предприятия «Севмаш» прозвали данную лодку «Лошариком» по аналогии с одним советским мультипликационным героем – лошадкой, которая была собрана из отдельных шариков. При этом технические характеристики лодки засекречены. По имеющейся в свободном доступе информации лодка имеет в длину до 79 метров. Полное водоизмещение лодки составляет 2000 тонн. Глубоководная станция, по информации некоторых источников, может погружаться на глубину до 6 тысяч метров, и развивать максимальную скорость в 30 узлов .

Считается, что одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л.с. Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе. Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой. В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры .

Лодка-носитель «Оренбург» в месте постоянной дислокации, Оленья губа

В подводном состоянии «Лошарик» в состоянии находится несколько месяцев . При этом глубоководная станция обладает отсеками для отдыха экипажа, камбузом и рабочими помещениями. В феврале 2012 года субмарина прошла ремонт и подготовку к выполнению похода на Северный полюс. В частности, сообщается о том, что была оснащена дополнительным батиметрическим оборудованием для сейсмического профилирования морского дна, включая гидролокатор бокового обзора и профилограф – специальное устройство, применяемое для измерения глубины донных отложений.

Специально для глубоководной станции АС-12 была проведена и переделка атомной стратегической «Кальмар» К-129, которая стала носителем глубоководной станции. Все работы по переделке субмарины проводились на судоремонтном заводе «Звездочка» с 1994 по 2002 годы. В частности на атомной подлодке были демонтированы все шахты для баллистических ракет, помимо этого была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперь, по неподтвержденной информации, может погружаться на глубину до 1 км. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу . В настоящее время лодка К-129 числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

В свое время именно фотографии «Оренбурга», всплывшего на Северном полюсе во время экспедиции «Арктика-2012», были опубликованы в прессе. В то же время внешний вид «Лошарика» до сих пор засекречен, достоверных фотографий данной глубоководной станции нет в открытом доступе. В то же время можно утверждать, что и станций, которые бы были подобны АС-12, сегодня нет ни у одной из стран мира.

В данном случае вполне подойдет выражение «мал да удал». Подводная лодка со смешным неофициальным именем «Лошарик» (официально лодка именуется атомной глубоководной станцией АС-31 проекта 10831) - это самая маленькая атомная субмарина в мире, она способна погружаться на глубину 6000 метров. Глубина для подводных лодок традиционных конструкций, которые не могут погружаться на глубины более 800 метров, совершенно беспрецедентная. Возможности еще более впечатляют.

Вообще-то Лошарик - персонаж советского кукольного мультфильма, трехногая цирковая лошадка, чье тело составлено из цветных шаров. Атомная лодка АС-31 тоже состоит, как это ни удивительно, из шаров. Фактически это гибрид батискафа и подводной лодки. Шесть прочных сфер из титана являются обитаемыми отсеками лодки. Все они соединены легким обтекаемым корпусом, что и делает это аппарат похожим на обычную подводную лодку.

Лодка «Лошарик» малоизвестна даже среди военных экспертов, и долгое время назначение этого аппарата было неизвестно. Предположительно, АС-31 предназначался для глубоководных спасательных работ. Однако спектр задач этой лодки гораздо шире, хотя на ней и нет никакого оружия. Прежде всего, это диверсионная лодка, которая может ставить в труднодоступных местах глубинные мины, в том числе и ядерные, проводить разведку, уничтожать кабели связи.

В частности, по мнению специалистов, АС-31 обладает реальной возможностью нанести серьезный ущерб американским глубоководным компонентам системы слежения за подводными лодками SOSUS.

Особую тревогу у военных специалистов НАТО вызывала возможность весьма экзотической модернизации «Лошарика» - установки на ней специального колесного движителя. Это давало бы возможность лодки передвигаться по дну на колесах, что делало ее неуязвимой для обнаружения акустическими и магнитометрическими средствами наблюдения.

Уникальность «Лошарика» еще и в том, что она имеет собственного носителя. То есть, транспортируется на место выполнения задач атомной подводной лодкой специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (667БДР «Кальмар»). Таким образом, радиус действия и автономность «Лошарика» серьезно увеличивается. «Оренбург» может транспортировать АС-31 автономно в течении 90 суток.

Лодка была разработана в конструкторском бюро «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта был разработчиком глубоководных технических средств. Он также герой России - Юрий Михайлович Коновалов . «Лошарик» был развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус».

В 1988 году началось строительство лодки, однако с распадом СССР в 1990-е годы оно было законсервировано. Причина банальная - отсутствие финансирования. Кроме того, закончившаяся «Холодная война» привела к ошибочному отказу российских военных от концепции проведения операций спецназначения. Но в начале 2000-х годов стало понятно, что подобный аппарат российским ВМФ просто жизненно необходим.

В конце сентября 2012 года подводная лодка приняла участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой занималась сбором грунта и образцов породы на глубине 2,5-3 километра на протяжении 20 суток. Этот поход выявил небольшие недостатки в конструкции лодки, и после возвращения «Лошарик» прошел восстановительный ремонт в 42-м цехе «Севмаша», в ходе которого лодке исправили деформации корпуса. Впрочем, учитывая давления на глубинах где работала лодка, это было вполне ожидаемо.

Единственным аналогом лодки АС-31 можно считать американскую NR-1. Однако лодка эта, в отличие от «Лошарика», лишь экспериментальная, и не может погружаться на глубины свыше 1000 метров. Кроме того, NR-1 была спущена на воду в 1969 году, то есть «Лошарик» - лодка более современная, это корабль следующего поколения глубоководных аппаратов.

К сожалению, в момент катастрофы К-141 «Курск» в августе 2000-го года, лодка «Лошарик» из-за плачевного состояния ВМФ России была еще в неработоспособном состоянии, а именно она могла бы спасти атомный ракетоносец.



Особенности жизни