.

Смысл названия романа «Герой нашего времени» исходил из стремления М.Ю. Лермонтова показать типичного представителя своего сословия, олицетворяющего молодую Россию начала девятнадцатого века. Сам писатель неоднократно признавался своим друзьям и знакомым в этом желании, поэтому и предложил столь емкое и оригинальное название.

При этом в современном литературоведении существует несколько версий происхождения названия романа и того смысла, который вложил в него автор. Кратко рассмотрим их.

Классическая версия происхождения названия романа

Согласно исследованиям ученых, в частности работам знаменитого лермонтоведа Ираклия Андроникова, автор, создавая свое произведение, опирался на роман французского писателя А. Мюссе «Исповедь сына века». В то время роман был очень популярным, поэтому его название было у всех на слуху.

Произведение Мюссе рассказывало о судьбе молодого человека, который в исповедальной форме признавался в своих пороках, недостатках и рассказывал о событиях своей жизни, которые не могли вызвать уважения у окружающих.

Фактически, этот роман свидетельствовал о закате эпохи романтизма. В центре повествования стояла личность, ее внутренние переживания, однако они были ни прекрасными, ни возвышенными, а свидетельствовали о глубокой внутренней травме главного героя и невозможности для человека преодолеть собственные недостатки.

Первоначально Лермонтов хотел назвать свой роман «Один из героев начала века». Но потом, скорее всего, из-за того, что название это показалось ему чрезмерно сухим, он переделал название, обратив его к современникам.

Смысл названия «Герой нашего времени», по мнению литературоведов, заключал суть того вопроса, который автор поставил перед читателями: а насколько они готовы воплотить в своей жизни высокий идеал личности? Не получается ли у них все так, как у Григория Александровича Печорина – человека умного, с благородными порывами, но эгоистичного и самолюбивого, не умеющего приносит счастье тем, кто его любит и в кого влюблен он сам.

Лермонтов продолжил развитие русского реализма, противопоставив его романтизму, со свойственной этому литературному направлению верой в личность, в чистоту ее помыслов и стремлений.

Иные версии происхождения названия романа и смысла его названия

Смысл заглавия «Герой нашего времени» вызывал многочисленные споры со стороны современников. При этом часть образованной публики того времени категорически не принимала сюжет произведения, считая, что Лермонтов в образе главного героя изобразил все пороки своего времени.

Другие читатели романа произведение полюбили за то, что автор смог передать трагедию своего поколения – трагедию нереализованности и душевной пустоты.

К числу последних читателей произведения принадлежал известный русский критик В.Г. Белинский. Он увидел в названии романа М.Ю. Лермонтова глубокую истинность, понимание законов развития человеческого общества и знание глубин человечной психики. Белинский высоко оценил произведение автора, посчитав, что тот отразил в нем душевные метания всего своего поколения – людей образованный и умных, не лишенных зачатков лучших человеческих добродетелей, но не знающих, чем занять себя, не понимающих законов бытия и не могущих постигнуть смысла своей жизни.

Белинский рассматривал название романа достаточно широко: как произведение о герое для всего общества, которого, по сути нет (ведь Печорин не может быть предметом для подражания), и как историю о поиске настоящего героя.

Поэтому гениальный критик в своей статье, посвященной роману, предрекал сочинению М.Ю. Лермонтова блестящее будущее, ведь проблема поиска героя своего времени всегда будет стоять перед людьми самых разных общественных эпох.

Таким образом, существует много версий происхождения названия романа «Герой нашего времени», но все они, в конечном итоге, сводятся к тому, что это название было очень удачным. Именно оно позволило автору отразить не только центральную проблему своего повествования – поиск личности, которая бы смогла стать образцом для подражания своих соотечественников, но и блестяще передать быт, нравы и культуру своего времени.

Факты и версии об истории названия произведения, опубликованные на этой странице, могут быть использованы учениками 9 классов своих сочинения на тему «Смысл названия романа Лермонтова «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

На мой взгляд, роман “Герой нашего времени” назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно Онегину, не видит своего счастья.

Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой героя, а более глубокими причинами. “Современный человек” у Лермонтова не виновен в своей бесполезности для общества. Автор как бы представляет своему герою полную свободу выбора, однако поступки Печорина незаметно демонстрируют не только его волю, но и стоящую за ними власть обстоятельств, а главное – влияние современного общества.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России было немного. И, тем не менее, в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов.

Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность его времени во многом совпадает со взглядами самого автора.

Время создания романа богато значительными событиями в общественной жизни. До русской публики стали доходить идеи Гегеля, сочинения утопистов – Фурье, Руссо и других. Вместе с тем, в России происходило заметное оживление общественной мысли, рождалась славянофильская идеология. Это было время появления многочисленных тенденций, еще не оформленных, но уже заявивших о себе. В этой эпохе только возникающих литературных идей Лермонтов создает роман, вобравший в себя всю “незавершенность” эпохи.

Также следует подробнее остановится на слове “герой” в названии романа. Само это слово несет в себе несколько значений. Герой – это и главный персонаж романа, и, вместе с тем, яркая личность эпохи, чем-то заслужившая это звание. Сразу же возникает вопрос: “Можно ли считать Печорина героем, потому что его поступки и действие не всегда носят героический характер?” Лермонтовский герой необыкновенен, “странен”, и все события, в которых он участвует, столь же необыкновенны и странны.

Печорин – это сложившийся характер, который попадает в неожиданные ситуации. Он представлен как исторически закономерный герой времени. Наверное, такая эпоха не могла рождать иных героев.

При своей “странности”, непохожести на других, Печорин, тем не менее, типичный герой своего времени, так как эгоизмом, противоречивостью характера, хандрой болен не только главный персонаж романа, но и все общество в целом.

Таким образом, назвав свой роман именно так, Лермонтов хотел показать, что Печорин является “визитной карточкой” своей эпохи. В его образе, по замыслу автора, соединилась типичность такой личности в обществе и ее уникальность, потому что в другие времена судьба главного героя сложилась бы иначе.

(2 оценок, среднее: 4.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова Согласно изначальному замыслу Лермонтова. Герой нашего времени должен был выйти в свет не как...
  2. Роман “Герой нашего времени” был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и...
  3. Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,...
  4. Роман “Герой нашего времени” – первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману...

Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждают его про­изведения, примешивается чувство сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого настолько же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермон­тов погиб спустя четыре года после смерти Пушкина. И в эти че­тыре года были созданы его лучшие поэмы, стихотворения и гени­альный роман «Герой нашего времени».

В романе решается проблема, почему люди умные и энергич­ные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот воп­рос Лермонтов отвечает историей жизни Григория Печорина - молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX столетия. Главная тема романа - изображение типичной лич­ности дворянского круга и ее жизни после поражения декабрис­тов. Ведущая мысль - осуждение этой личности, а еще - резкое неприятие породившей ее социальной среды. Почему же роман так назван? Почему Печорин - «герой своего времени»?

Это романтик по характеру и поведению, человек исключитель­ных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Ему свой­ственны самые высокие стремления к общественной деятельнос­ти и пылкие желания. Он возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. Ему известны социально-фило- софские теории утопистов, объективных и субъективных идеали­стов. Сам он материалист и атеист. Главный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократов, Печорин бли­же сходится с людьми демократических взглядов.

Печорин не лишен добрых порывов и не скрывает своего со­чувствия к угнетенным, но его благие стремления не получили раз­вития. Духовная пустота высшего света исказила и заглушила воз­можности Печорина, изуродовала его нравственный облик, сни­зила свойственную ему (как и многим другим молодым людям того времени) жизненную активность. По Словам Н. Г. Чернышевско­го, Печорин - «пример того, какими становятся лучшие, силь­нейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной об­становки их круга». Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Сомнения опусто­шили Печорина до того, что у него остались только два убежде­ния: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Разошедший­ся со светским обществом, к которому он принадлежит по рожде­нию и воспитанию, обличающий его, он творит жестокий суд над собой, в этом, по словам В. Г. Белинского, «сила духа и могуще­ство воли».

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже самому себе. «Насыщенная гор­дость» - так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной при­хоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и по­губил. Им несправедливо и совершенно незаслуженно обижен ста­рый добрый штабс-капитан Максим Максимыч. Ради пустого во­локитства и любопытства он разорил гнездо «честных контрабан­дистов». Им нарушен семейный покой Веры, грубо оскорблены любовь и достоинство княжны Мери.

Печорин, по оценке Н. А. Добролюбова, не зная куда идти и куда девать свои силы, истощает жар души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Тра­гедия Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скеп­тицизм. Разуверившись во всем, разъедаемый самыми мрачными сомнениями, он, как и множество молодых людей его времени, жадно тянется к осмыслен ной, социально-направленной деятель­ности, но в тех обстоятельствах ее не находит. Печорин - страда­ющий эгоист, эгоист поневоле, по обстоятельствам, определяю­щим его характер и поступки.

Лермонтов показывает, что на характер человека влияют со­циальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родил­ся «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, ост­рый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. В том, что пре­красные задатки Печорина погибли, виновато общество, вино­ваты социальные условия, в которых воспитывался и жил г ерой. Автор создал правдивый, типический образ, в котором отрази­лись существенные черты целого поколения: «…это портрет, со­ставленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению 30-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» - говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «ис­торию души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что ро­ман - правдивое произведение, в котором нашли отражение об­щественные проблемы, волновавшие передовых, мыслящих со­временников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…».

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие... Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался...
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее... Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто... Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно... Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно... Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний... Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что!.. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

На мой взгляд, роман «Герой нашего времени» назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее, находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно Онегину, не видит своего счастья.

Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой героя, а более глубокими причинами. «Современный человек» у Лермонтова не виновен в своей бесполезности для общества. Автор как бы представляет своему герою полную свободу выбора, однако поступки Печорина незаметно демонстрируют не только его волю, но и стоящую за ними власть обстоятельств, а главное — влияние современного общества.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России было немного. И, тем не менее, в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов.

Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность его времени во многом совпадает со взглядами самого автора.

Время создания романа богато значительными событиями в общественной жизни. До русской публики стали доходить идеи Гегеля, сочинения утопистов — Фурье, Руссо и других. Вместе с тем, в России происходило... заметное оживление общественной мысли, рождалась славянофильская идеология. Это было время появления многочисленных тенденций, еще не оформленных, но уже заявивших о себе. В этой эпохе только возникающих литературных идей Лермонтов создает роман, вобравший в себя всю «незавершенность» эпохи.

Также следует подробнее остановится на слове «герой» в названии романа. Само это слово несет в себе несколько значений. Герой — это и главный персонаж романа, и, вместе с тем, яркая личность эпохи, чем-то заслужившая это звание. Сразу же возникает вопрос: «Можно ли считать Печорина героем, потому что его поступки и действие не всегда носят героический характер?» Лермонтовский герой необыкновенен, «странен», и все события, в которых он участвует, столь же необыкновенны и странны.

Печорин — это сложившийся характер, который попадает в неожиданные ситуации. Он представлен как исторически закономерный герой времени. Наверное, такая эпоха не могла рождать иных героев.

При своей «странности», непохожести на других, Печорин, тем не менее, типичный герой своего времени, так как эгоизмом, противоречивостью характера, хандрой болен не только главный персонаж романа, но и все общество в целом.

Таким образом, назвав свой роман именно так, Лермонтов хотел показать, что Печорин является «визитной карточкой» своей эпохи. В его образе, по замыслу автора, соединилась типичность такой личности в обществе и ее уникальность, потому что в другие времена судьба главного героя сложилась бы иначе.



Детская комната