Архипенко скульптор работы. Биография александра архипенко

Некоторые российские сайты именуют его художником «русского зарубежья». С таким же успехом его можно было назвать французским художником (он прожил во Франции с 1908 по 1921 год), немецким (в Берлине,1921-1923), американским (1923 -1964, до самой смерти).

В Москве же он пробыл всего 2 года (1906-1908).

Если учесть, что родился Александр Архипенко в Киеве и прожил в нем до 19 лет (отец – профессор Киевского университета, мать – дочь иконописца Мохового), то мы с полным основанием можем называть его и украинским скульптором.

Хотя, чего греха скрывать, его родина, соблюдая прекрасную традицию «поставщика талантов миру», родила его и забыла. Его имя в советской Украине было под запретом, наряду с именами Малевича и Кандинского в советской России. Большинство его работ, созданных в царской империи, были уничтожены. (Имена Малевича и Кандинского были инкарнированы на постсоветском пространстве, но этого не скажешь об Александре Архипенко.)

Сегодня его имя иногда можно услышать на лекциях по искусству или прочесть в редких, в основном, специализированных, изданиях и на сайтах. Но скульптуры Александра Архипенко, покорившие мир, широкому кругу людей в Украине вообще неизвестны.

И это очень обидно. Потому что современные дизайнеры и скульпторы всего мира во многом «питаются» его идеями.

Поэтому – давайте с ним познакомимся. Он заслуживает известности у себя на родине (в мире его и без нас хорошо знают).

Александр Архипенко был назван «самым впечатляющим скульптором современности» (французский поэт и арт-критик Аполлинер). Его считали основоположником кубизма в скульптуре. Если Пабло Пикассо был «кубическим» революционером в живописи, то Архипенко – в скульптуре.

Один из законодателей мирового искусства. Самый известный скульптор 20 столетия. Один из столпов мирового искусства 20 века.

Его работы выставлялись и выставляются в самых престижных музеях: галерея Соломона, центр Помпиду, музей Модерн Арт, галерея Гугенгейма (Нью-Йорк), музеи Стокгольма, Берлина, Тель-Авива, Москвы. А также его работы сегодня можно увидеть и в Украине: в Национальном художественном музее Украины, Национальном музее им. Шептицкого во Львове.

Что же выдающегося создал этот скульптор?

Чтобы осознать вклад любого художника в ту не всегда понятную, отделенную от обычной жизни структуру, куда попадают избранные, но при этом она вроде бы открыта для всех, — то, что называется «мировая культура», — нужно понять личность художника.

И очень показательной в этом смысле станет для нас сегодня веселая, а тогда – скандальная – история создания «Красного мыслителя». Ему было 19 лет, когда местный помещик заказал ему скульптуру на вольную тему. Юный Архипенко изваял из терракота мужскую скульптуру, преувеличенно-гротескную (простите за тавтологию), покрыл ее красной эмалью и экспонировал в одном из сельских магазинов. При этом повесил табличку, гласящую, что рабочие и крестьяне могут посещать выставку по заниженной цене. Это не очень понравилось представителю местной власти.

“Первым посетителем был полицейский надзиратель… «Почему рабочие и крестьяне должны меньше платить?» Потом узрел «Мыслителя». «А о чем он мыслит и почему красный?» Полицейский увидел в этом символ», – рассказывал позже художник.

Опишет личность художника и тот факт, что юный студент Архипенко выражал недовольство методами обучения в Киевском художественном училище и был отчислен оттуда за вольнодумство (в 1905 году).

В 1908 году он уже жил во Франции, куда поехал учиться. Вместе с Модильяни ходил по музеям и изучал традиции готики, Ассирии, Греции, Египта. При этом сумел не утонуть в классике, а создал свой неповторимый стиль.

Идеи и находки Александра Архипенко

Его работы были настолько необычными и интересными, что к нему сами пошли ученики, хотя ехал Александр Архипенко во Францию, чтобы найти себе учителя.

  1. Он первым использовал кубическую форму в скульптуре, ошарашив всех тем, что не тесал композиции, а строил их из различных геометрических форм. И это была не дань моде (как легко Архипенко вошел в кубизм, так легко и вышел), а стремление показать закономерность космического творения: материя рождается из хаоса, а из материи – упорядоченное тело.
Вертикальная фигура гондольера опирается на диагональ весла, создавая при этом непоколебимое равновесие.

Знаменитый «Гондольер», стиль: кубизм, 1914 год

  1. Кубизм был только способом для художника в поисках художественной истины. Он постоянно искал новые пути для воплощения художественных идей.

Знаменитые «Боксеры», 1914 год. Стиль: кубизм. Музей Гугенхейм, Нью-Йорк

  1. Одно из его новшеств – «скульптуро-живопись», где цвет подчеркивает рельеф, а рельеф дополняет цвет. Он первым в скульптуре начал расписывать поверхность красками, почувствовав художественную ценность в произведениях давних мастеров.

«Карусель Пьеро», 1913 год, музей Гугенхейм, Нью-Йорк

«Мы видим, что природа никогда не отделяет формы от цвета, а только в разных случаях соединяет их в бесконечную разнородность», -- говорил скульптор.

  1. Идея пустот в скульптуре принадлежит именно Александру Архипенко, а не Генри Муру, как это принято считать. Эта новая идея художественной экспрессии – идея углубления, воплощенная в виде пустоты. Простор (пустота) внутри скульптуры используется им как изобразительный элемент, по силе равный материальному.

Это была архипенковская находка – открытые формы. Не существует линии круга без пустоты. Оба эти элемента растворяются друг в друге, создавая себя.

«Женщина расчесывает волосы», 1915

«Именно отсутствие чего-то, а не присутствие, и есть причиной, импульсом мотива творения. Этот процесс присутствует в природе как скрытая сила и есть основным творческим возбудителем создания новых форм жизни». – Александр Архипенко.

  1. «Архипенковский стиль» в скульптуре: соединение металла, пластмассы, цемента, дерева, терракота, жемчужин, стекла. Сейчас в дизайне пространства и скульптур это кажется обыденным, но кто-то должен был быть первым. И этим кем-то был А. Архипенко.

«В будуаре» (Перед зеркалом), 1915. Масло, графит, фотография, металл, деревоl, 1941 год

  1. Современные движущиеся бил-борды существуют благодаря тому, что в 1912 году скульптор придумал, а в 1924 году создал архипентуру – «двигающуюся живопись». Это сложный механизм, который с помощью узких цветных полосок создавал живописные композиции.

Архипентура, 1924 год. Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Архипентура, 1924 год, Фонд Архипенко, Нью-Йорк

Инженерная конструкция архипентуры

  1. На всемирной выставке в Чикаго 1933 года присутствовал и украинский павильон, организованный . Один из залов был оформлен 48-ю работами Архипенко. Коллекция была оценена в 25 тысяч долларов! Для сравнения: Понтиак можно было купить в те времена в Америке за 1 тысячу долларов. Коллекция была оценена в баснословную сумму.
  2. Скульптор экспериментировал не только с внутренней сутью вещей, но и с внешней: он обращал внимание даже на то, как солнце будет освещать композицию в разную пору дня. Создавая позитивные и негативные эффекты скульптуры, он предусматривал освещения их для каждой поры суток.
  3. Александр Архипенко преподавал в 17 университетах и художественных учебных заведениях (5 из них основаны самим мастером в Париже, Берлине, Нью-Йорке, Лос-Анжелесе, Чикаго).
  4. Его признали в 1923 году «самым выдающимся скульптором после Родена».
«С тех пор, как существует фотография, сходство не нужно. Разве задача художника – фотографировать? Я считаю, что задача художника -- творить» (Александр Архипенко, 1887-1964, рожденный в Киеве, умерший в Нью-Йорке).

Александр Порфирьевич Архипенко – российский, французский и американский художник
и скульптор украинского происхождения.

Родился 30 мая 1887 года в Киеве, в семье инженера-изобретателя, сотрудника Киевского университета.
Его дед был художником-иконописцем.
Увлечение искусством пришло к Александру Архипенко неожиданно - после падения с велосипеда.
Неудачно прокатившись по одной из киевских улиц, тринадцатилетний Саша был вынужден несколько
месяцев пролежать в постели. В это время он начал копировать работы Микеланджело.

Архипенко А. П. Прошлое.

Из записей скульптора известно, насколько важным было для него еще с детских лет наблюдение за
работой сельских керамистов. Не случайно и то, что первые произведения Архипенко сделаны из
жженой глины - шамота.

«Очаровали юношу таинственные знаки с археологических находок, мощной силой дышали на него
формы скифских баб. Их безликие лица, каменные фигуры, на которых оставили свой след долгие
столетия, олицетворяли мощь. Наверное, от них пробудился особый дар - видеть сущность вещи,
обобщать форму».

В 1902-1905 годах учился в Киевской художественной школе, откуда его исключили за участие в
студенческих забастовках 1905 года. В 1906 году переехал в Москву, где продолжил образование
в частных студиях, сблизился с М. Ларионовым и участвовал в ряде выставок.
В 1909 году Архипенко приезжает в Париж. С 1909 по 1914 год живёт в интернациональной колонии
художников «Улье» (фр. La Ruche). Учится в парижской Школе искусств. В Лувре вместе с А.
Модильяни и А. Годье-Бжеско внимательно изучает древневосточную и средневековую скульптуру,
что отразилось в его ранних подражаниях искусству Древнего Египта.

Архипенко А. П. В кафе.

С 1910 года, когда Леже познакомил его с кубизмом, он апробирует приемы этого направления в
объемных формах, став одним из видных представителей кубистической скульптуры («Задрапированная
женщина», 1911 г.; «Идущая женщина», 1912 г.; Женщина с веером, 1914 г.). Фигуры формируются
пересечениями мощных геометрических объемов, иногда дополненных полихромией. Выставляется в
Салоне Независимых вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном. Художник открыл
мастерскую на Монпарнасе, участвовал в выставках в Гааге и Берлине.

Архипенко А. П. Шагающая.

Архипенко активно экспериментировал со скульптоживописью, сочетая картинный фон и обрамление с
крупным рельефом и полихромией. Он работал и приемом сборки конструкций в единую форму из
различных материалов, используя в своих работах стекло, пластик, металл, дерево, целлулоид,
папье-маше, клеенку, что было абсолютно новаторским для того времени, переняв этот метод у
Пикассо («Медрано II», 1913 г.).
Его скульптуры, которые состояли из отверстий, вогнутостей и выпуклостей, демонстрировали
новый способ мировосприятия.

Архипенко А. П. Горе.

Именно природу скульптор считал своим учителем:

«ошибаемся, когда думаем, что приближаемся к природе, если точно воспроизводим картофель
или обнаженную натуру. Воссоздание ни к чему не приводит. Единственный способ, как уподобиться
к природе, – это изобретать. Изобретать в течение всей жизни».

Имя Архипенко стало символом новаций в парижской художественной жизни. Его считали своим учителем
такие мастера как Манцу, Джакометти, Цадкин, Мур, Колдер, Кавалеридзе.

В 1912 году вступил в группу «Золотое сечение». Создал серию фигур «Цирк Медрано», построенных с
помощью элементарных геометрических форм. В том же году, в Хагене (Германия) состоялась первая
персональная выставка Архипенко. Ограничивая связи с кубизмом, находя в нем больше формального,
нежели творческого, Архипенко основал в Париже собственную школу; совершил длительное путешествие
с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии.

Архипенко А. П.Сидящая обнаженная.

В 1914 году Аполлинер издал статью, в которой писал:

«Прежде всего Архипенко ищет чистоту в форме. Он воспитан на лучших традициях. Чары его
произведений во внутренней гармонии … В духовности его искусства чувствуются религиозные веяния,
сформировавшие его темперамент, церковные и наивные произведения, без сомнения, очаровали его
в детстве».

Архипенко А. П. Женский торс (белый торс).

В годы Первой мировой войны Архипенко жил в пригороде Ниццы, работал в области «скульптоживописи»,
сочетая трехмерное и плоскостное («Эспаньола», 1916 г.; «Натюрморт с книгой и вазой на столе’»,
1918 г.; «Две женщины», 1920 г.), исполнил фигуры со сквозными отверстиями, впервые в мировой
скульптурной практике используя пространство «внутри» и «пустоту» как изобразительный элемент,
равный материальному. Создал вытянутые вверх полуабстрактные металлические и каменные торсы,
вазоподобные скульптуры: «Женщина, укладывающая волосы» (1915 г.), «Луч» (1918 г.),
«Ваза-женщина» (1919 г.).

Архипенко А. П. Постоянная женщина.

В 1921 году женившись на немке А. Бруно-Шмиц, Архипенко поселился в Берлине, открыл там
художественную школу.
Состоявшаяся в том же году в нью-йоркском Музее современного искусства выставка работ Архипенко
имела шумный успех. Появились монографии о художнике на многих европейских языках, в том числе
на русском.
В 1923 году переезжает в США, а в 1929 получает американское гражданство.
В двадцатые-тридцатые годы Архипенко создал ряд реалистических произведений («Повернутый торс»,
«Диана», «Шагающая», «Желание», «Меланхолия»), а также академически традиционные скульптурные
портреты Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, деятелей американской культуры.

Архипенко А. П. Карусель Пьеро.

В 1924 году Александр Архипенко изобрел специфический вид искусства под названием «архипентура»:
аппарат с мотором приводил в движение объект, состоявший из живописных элементов. Таким образом,
скульптор стремился отобразить ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической
живописью.

«Архипентура, - писал он в одноименной статье-манифесте, - есть конкретное
соединение живописи с временем и пространством». Изобретение А. П. Архипенко является
прообразом современных подвижных бигбордов, оно предвосхитило кинетическое искусство
второй половины XX века».

В 1924-1927 годах он экспериментировал и со «звуковой скульптурой».

Архипенко А. П. Медрано II.

Продолжая считать себя российским художником, Архипенко представил свои работы на Первую русскую
художественную выставку (Берлин, галерея Ван Димена, 1922 г.); выставлялся в Бруклине (Выставка
русской живописи и скульптуры, 1923 г.), в Филадельфии (Выставка современного русского искусства,
1933 г.) В 1927 году подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового
западного искусства в Москве для русского раздела выставки «Современное французское искусство»

Архипенко А. П. Женщина расчесывает волосы.

Работы Архипенко экспонировались на выставках Ассоциации независимых украинских мастеров искусства
(АНУМ). Созданному во Львове в начале тридцатых годов Львовскому Национальному украинскому музею
Архипенко подарил в 1934 году бронзовый отлив скульптуры «Ма - Раздумье». «Ма Раздумье» была лучшей
из трех композиций Архипенко две других - «Ма - Щедрая сила» и «Ма Видение» («ма» - ласкательное
сокращение от слова «мама»), Скульптурному триптиху Архипенко предпослал лирическое посвящение:
«каждой матери; каждому, кто любит и страдает из-за любви; каждому творцу в искусстве и науке;
каждому, задыхающемуся от проблем; каждому, кто ощущает и знает вечность и бесконечность».

Архипенко А. П. Ла Boxe.

В 1934 году художник оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго.
В сороковых годах экспериментировал с полупрозрачными, освещаемыми изнутри формами-объектами.

В США творчество Архипенко пользовалось неизменным интересом - за сорок лет у него состоялось
более ста пятидесяти персональных выставок.
Художник преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924-928, 1940-е гг.), Лос-Анджелесе (1935 г.),
Чикаго (конец 1930-х г.), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935-1936, 1952 гг.),
Нью-Баухаузе (1937 г.), в Институте рисунка в Чикаго (1946 г.),
университете Канзас-Сити (1950 г.); ездил с лекциями по городам США.

Александр Порфирьевич Архипенко скончался 25 февраля 1964 года в Нью-Йорке на пороге
собственной мастерской.
После смерти художника ретроспективная выставка его произведений была показана во многих
городах США.
Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом
упрощении и динамических контрастах форм. Он одним из первых использовал экспрессивные
возможности «нулевой», сквозной формы и «негативного пространства».

Архипенко А. П. Купальщицы.

«Пустоты на моих скульптурах имеют творческие корни, и психологическая значимость этих
пустот также побуждает к творческому акту. Пустоты воспринимаются как символ отсутствия формы
и становятся основой для рождения ассоциаций и возникновения ощущения относительности»,

- писал Архипенко.

Архипенко А. П. Отличники.

О том, как он пришел к открытию своего творческого метода, скульптор вспоминал так:

«Где-то в 1911-м или 1912 году я глубоко осознал роль пустого пространства, но если быть
откровенным, то нужно сказать, что эта идея не давала мне покоя давно. Я был еще ребенком,
когда мои родители купили две вазы для цветов. У меня ни с того ни с сего появилось желание
придвинуть их ближе одна к другой, и что же я увидел? Нематериальную прозрачную третью вазу,
образованную пространством между двумя настоящими. Так возникла моя теория пустого пространства,
символизирующего несуществующий предмет. Конечно, только через много лет и после многочисленных
опытов во всех их разновидностях я по-настоящему осознал ее и был просто-таки в восторге.
После этого открытия неожиданно стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее мне
разные предметы. Я начал использовать эти предметы в своей пластике. Выпуклое заменял вогнутым,
полное - порожним, создавал символы фигур и предметов, которых не было рядом».


"Семейная жизнь" 1912, Архипенко А. П. (1887-1964)

Кто это такой? Это великий авангардный скульптор 20-го века Архипенко Александр Порфирьевич.
Он считается (и является) одним из создателей кубизма в скульптуре. И какой же он замечательный! Кроме кубизма, Архипенко творчески успешно работал и в более поздних стилях авангарда.
Он создал новые идеи, приёмы и формы.

Это Архипенко создал в мировой скульптуре пустоты, которые так удачно сочетались с идеями модернизма разных видов. Больше не буду. Если я сделаю большой пост или пару, про скульпторов, тогда и расскажу
про Бранкузи, Архипенко и т.д. Не про Неизвестного. Смотрите на то, что вы видите сейчас. Научайтесь смотреть и чувствовать и тогда у вас появятся вашие личные ассоциации, на которые ваше развитое
мышление отреагирует анализом. А это, оно самое и есть! Это будет означать, что вы понимаете искусство и мыслите о том, что вы понимаете.
Эта работа, "Семейная жизнь", совсем прямо влияет на наше подсознание. Просто ударяет. Доверяйте себе и вы почувствуете.

"Гондольер" 1914 г, отлито в бронзе в 1957 году. Архипенко А. П. (1887-1964) Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Посмотрите на это. Лёгкость форм просто дышит в нашу сторону.

Архипенко это украинец уникального класса в мировом искусстве. Это вам не какой-нибудь поляк из Киева, Малевич. Я уже не говорю о художниках, которые ЯВРЕИ родившиеся или жившие в Украине.
Это украинский патриот. В тридцатых годах Архипенко с талантом оформил украинскую выставку в США.
Активная творческая жизнь Архипенко прошла в основном в Париже и Нью-Йорке. (Недолго, и в других местах Европы.) Он переехал в США в 1923, а получил американское гражданство в 1929г.
Но Архипенко всю жизнь,- в Европе и в США,- АКТИВНО! оставался украинцем. Его старший брат был членом украинского правительства в 1918-19 годах. А потом он (брат) был видным деятелем в украинской диаспоре
в Европе.


"Женщина причёсывающая волосы" 1914 г., Архипенко А.П.(1887-1964) Музей Израиля (это название) Иерусалим.

Одна работа, лучше другой. Смотрите. Не забывайте смотреть и чувствовать. Я и не помню, чтобы значительная работа Архипенко продавалась. Все держат для себя.
Если бы эта работа вдруг продавалась, то аукционный бой и его результат были бы поразительными и ошеломляющими. Тем ни менее эта девушка-красавица стоит не в музее, а именно, - скажем так,- на улице.
АГА. Она стоит во дворе Израильского музея в Иерусалиме. Она просто замечательная. И какая же она тёплая. Чувствуете, а?

Я показал и рассказал как англичане выставили, - ни больше ни меньше, а одну из величайших НЮ в мировом искусстве вообще, "Венеру с зеркалом" Веласкеса и ещё одиннадцать работ высочайшего уровня прямо на улице. На
стенках вокруг музея и ещё дальше. Какой-то служитель, явно не из искусствоведов стоял рядом. Никакой полиции. И люди просто шли по улице и видели этого великого Веласкеса. ХА-ХА-ХА! Обалдеть. Так и эта работа Архипенко.

Я уже рассказывал. Модильяни и Пикассо, несмотря на различие темперамента, традиции воспитания, подхода к искусству и к женщинам! (ещё бы!) - были друзьями. Однажды Модильяни сказал, что народ правильно понимает,
что он, Модильяни, не настоящий художник. Почему? Потому что он не рисует его фигурам глаза. И хулиганы засмеялись.
Посмотрите на работу революционера в скульптуре - на прекрасную работу Александра Архипенко "Женщина, причёсывающая волосы" - и по вашей реакции вы поймёте над кем смеялись Пикассо и Модильяни. ХА-ХА-ХА!!!

У украинского патриота А.П. Архипенко за сорок лет было больше чем 150(сто пятьдесят) выставок в Соединённых Штатах!! А?? 150!! Но я никогда не видел, чтобы какой-нибудь украинский националист, с полным
основанием, похвастался таким успехом этого украинца. И я не видел, чтобы украинский националист создал пост со многими (или с немногими??!!) скульптурами Архипенко и с гордостью националиста-украинца
подробно рассказал про жизнь и творчество великого новатора, А.П. Архипенко. Им не надо! Они точно такие же как и русские наци. Враги цивилизации и культуры.
Мне прямо сказал один украинский националист, что Архипенко это не украинское искусство. Ага.


"Царь Соломон" меньшая версия создана в 1963г. Эта, большая, отлита в 1968
Архипенко А.П.(1887-1964) кампус университета Пенсильвании, в Филадельфии

И наконец посмотрите на последнюю работу Архипенко. За год до смерти он сделал меньшую фигуру, чтобы потом отлить большую. Эту, большую, которую вы сейчас видите, под наблюдением его жены отлили в 1968 году.
Эта фигура больше 4 метров (440 см.) в высоту. Полторы тонны. В 1985 г. Mr and Mrs Jeffrey H. Loria подарили эту скульптуру университету. Меценаты в Америке делают очень много.
И она стоит в кампусе Университета на очень видном месте. А в России до сих пор не поставили памятник Набокову. Вместо этого сделали отвратительную пиздюльку-барельеф и засунули во двор Питерского
филфака, чтобы даже эту стыдобу никто не увидел. Чтобы совсем не было Набокова, раз РПЦ его не хочет. Я уже описал это подробно.

Эта кубистическая скульптура "Царь Соломон" вызывает ощущение собственной малости перед мощью исходящей от фигуры. Зрители говорят, что появляется ощущение наверное похожее на то, как должно быть чувствовали
себя люди перед историческим царём Соломоном. Скульптор интересно и удачно решил его задачу, а развитые американцы понимают и умеют оценить КУБИЗМ. В этой работе есть некоторое заимствование у самого себя.
Но это не есть повторение пройденного.

Пенсильвания будет гордиться этой скульптурой Архипенко, Александра Порфирьевича столько, сколько будет существовать. Пенсильвания, но не украинские националисты. Им не нужно украинское искусство.
Вы победите господа. Только кого? Не себя ли?

Александр Архипенко - украино-американский скульптор и художник, которого боготворили Аполлинер, Пикассо и Леже, однако забыли соотечественники.

Здесь же состоялась первая выставка работ мастера, которому было суждено изменить мировые представления о скульптуре начала XX века.

Архипенко начал обучение скульптуре и живописи в Киевском художественном училище, однако был исключен из него за участие в революционных выступлениях студентов в 1905 году.

Чтобы продолжить учебу, в двадцатилетнем возрасте он отправляется в Москву. Но мастер быстро понимает, что академическая система обучения для него слишком скучна.

Печаль. 1909

Голова из бронзы

И тогда в поисках учителей он едет во Францию. Но его работы настолько впечатлили современников, что вскоре к нему самому стали проситься в ученики.
Уже в 1912 году Архипенко открывает собственную Школу искусств в Париже, а спустя десять лет - в Берлине. К тому времени его работы уже знают Италия, Швеция, Франция, Германия и Чехословакия.

Сидящая обнаженная 1909—1911

Мадонна в скалах. 1912

Отдых. 1912


Семейная жизнь. 1912

Сидящая обнаженная, 1912

Карусель Пьеро. 1913

Медрано II. 1913—1914

Женщина, расчесывающая волосы. 1915


В 1920 году Венецианская биеннале объявила набор работ для первой послевоенной выставки. Архипенко привез на выставку 85 скульптур и рисунков.

Женский торс (Белый торс). 1916

Ваза-фигура. 1918

Итальянские критики оказались не готовыми к столь революционным скульптурным формам. Одни называли их «неприятными ортопедическими комбинациями дерева, гипса и металлов», другие ограничивались оценками вроде «это интересно, но это не искусство». А католический патриарх Венеции Пьетро Ла Фонтэн вообще запретил верующим посещать выставку Архипенко.

Католический кардинал публично проклял мои произведения, выставленные на Биеннале в Венеции в 1920-м, за деформации человеческого тела... Один конгрессмен в 1949-м пришел к абсурдному выводу, будто модернистские тенденции искусства, включая и мои работы, инспирировали марксизм... Политики трактуют все авангардное искусство как коммунистическое, тем временем как в коммунистических странах тот самый авангард объявляют опасной затеей западной буржуазии - писал об этом сам Архипенко.

Голубая танцовщица. 1913

Впрочем, все это лишь возбудило интерес публики к его работам. Благодаря выставкам он заработал денег на открытие собственной школы искусств в Берлине и в 1923 году эмигрировал в США.

В конце мая 1933 года в Чикаго открылась очередная Всемирная выставка, на которой впервые был представлен украинский павильон. Его организовали выходцы из Украины, представители второй волны эмиграции.

Отдельный зал этого павильона был отведен под работы Александра Архипенко. Страховщики на выставке оценили коллекцию его работ в $25 тыс. Для сравнения - новенький Pontiac тогда стоил в США $1 тыс.

Помпеи


Позже он открывает в Нью-Йорке свою школу пластики.

Благодаря ему в парках Чикаго появились памятники Шевченко, Франко и князю Владимиру.

И именно в США Архипенко делает новое открытие — архипентуру, или, как будет указано в патенте, «движущуюся живопись». Суть новинки заключалась в том, что полотно с изображением складывалось из нарезанных и подсвеченных полосок, положение которых художник мог менять при помощи специального механического устройства. Сейчас мы ежедневно видим меняющиеся картинки на рекламных билбордах, даже не догадываясь, кто автор этого дизайнерского изобретения.

До конца жизни скульптор зарабатывал преподаванием. При этом он содержал мастерскую в Нью-Йорке и продолжал экспериментировать с новыми материалами - акрилом, алюминием, глиной…

Прошлое. 1926

Грация. 1926

Бокс. 1935

Жозефина Бонапарте. 1935

Арабка. 1930—1940

С выставкой в Париже, 1948 год

Сидящая геометрическая фигура. 1950

Египетский мотив. 1952

Лежащее горизонтально. 1957


Женщина с веером - 1958

Царь Соломон. 1963

«Царь Соломон» был последней работой, которую Александр Архипенко задумал и сделал как монументальную скульптуру.

За два года до смерти, в 1962 году он был избран членом американской академии искусств и литературы.

Похоронен Архипенко на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Нью-Йорке.

Сегодня произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. Много его работ имеется в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Национальной галерее США и Бостонском музее изящных искусств.

Торс на мыльном камне

На родине великого скульптора в Киеве в открытом атриуме бизнес-центра по ул. Пушкинской, 42 мастеру установлен памятный знак "Возвращение Архипенко" в виде копии одной из его скульптур.

Александр Порфирьевич Архипенко (30 мая 1887, Киев, Российская империя - 25 февраля 1964, Нью-Йорк, США) - американский скульптор и художник украинского происхождения, один из основателей восточного кубизма в скульптуре.

Биография

Родился в Киеве. Отец, Порфирий Антонович Архипенко, служил механиком при Киевском университете. Проучившись два класса в реальном училище Валькера, Александр в 1902 году перешел в Киевское художественное училище, из которого был отчислен в ноябре 1905 года за участие в ученической забастовке, вызванной началом революции 1905-1907 г. В 1906 вместе с Александром Богомазовым организовал первую выставку своих работ в Киеве.

В этом же году переехал в Москву, где продолжил образование в Московском училище живописи, архитектуры и скульптуры.

В 1909 году переехал в Париж. В 1909-1914 живёт в интернациональной колонии художников «Улье» (фр. La Ruche), в 1910 выставляется в Салоне Независимых вместе с А.Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном и др. Первая персональная выставка - в Хагене (Германия, 1912). В 1921 открывает свою школу-студию в Берлине.

В 1923 переезжает в США, в 1929 получает американское гражданство. В 1934 оформляет павильон Украины на выставке в Чикаго. С 1937 преподавал в Новом Баухаусе. Похоронен на кладбище Вудлон.

Творчество

Работы Архипенко близки к кубизму: то, с чем до него художники-кубисты экспериментировали в живописи, он перенёс в скульптуру. Активно использовал в скульптуре так называемое «негативное пространство».

Признание

Произведения Архипенко представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. 12 его рисунков находятся в Государственном Эрмитаже. В 2016 году именем Архипенко была названа улица в Киеве.

Персональные выставки

  • 1922 - Франкфурт-на-Майне

В художественной литературе

В романе Хулио Кортасара «62. Модель для сборки» м-р Уитлоу говорит Маррасту о «коллеге, который когда-то продавал материалы Архипенко».

Галерея

    Царь Соломон. 1963, Филадельфия

    Мадонна. Музей Иланы Гор, Яффа

    Карл фон Вайнберг. 1961, Бронза. Франкфурт

    Могила Александра Архипенко на кладбище Вудлон, Бронкс, Нью-Йорк



Творчество и игры