Что раскопали археологи в нейшлотском переулке. Самые страшные кладбища и могилы – фото, реальные истории, легенды, поверья Да, скифы мы

6.3. Уничтожение старых русских кладбищ (раскопки 1999–2000 годов в Лужецком монастыре Можайска)

В подмосковном городе Можайске находится один из древних русских монастырей - Богородице-Рождественский Луж?цкий мужской монастырь. Считается, что он «был основан святым Ферапонтом в 1408 году по просьбе Андрея Дмитриевича Можайского - сына великого князя Дмитрия Донского» , с. 100. Монастырь существует до сих пор, хотя и в перестроенном виде, рис. 6.43.

Рис. 6.43. Лужецкий Богородице Рождественский монастырь в Можайске. Вид с северной стороны. Фотография 2000 года.

В 1999–2000 годах, в ходе археологических и реставрационных работ, на всём пространстве Лужецкого монастыря строители убрали двухметровые напластования земли. На рис. 6.44 мы приводим фотографию 2000 года, сделанную в Лужецком монастыре после снятия верхних слоёв земли. Толщина снятых пластов чётко отмечена тёмной закрашенной полосой, идущей по низу монастырского собора. Дело в том, что когда нижняя часть собора, находившаяся под землёй, оказалась на виду, её закрасили тёмной краской. После этих раскопок на поверхности монастырского двора обнажился слой второй половины XVII века. При этом обнаружилась поразительная картина, о которой мы расскажем в этом разделе. Мы глубоко благодарны Ю.П. Стрельцову, обратившему наше внимание на факты, о которых здесь пойдёт речь.

Рис. 6.44. Лужецкий монастырь в Можайске. Монастырский двор, где в 1999 году был снят пласт земли толщиной около двух метров. Прежний уровень земли хорошо виден по тёмной полосе, идущей по низу монастырского собора. Видно также, что окна собора были подняты, кроме одного, которое до раскопок начиналось от самой земли. На переднем плане - надгробия XVII–XIX веков, выкопанные из-под земли во время раскопок и аккуратно поставленные в ряды. Теперь на поверхности монастырского двора обнажился уровень земли XVII века. Фотография 2000 года.

Выяснилось, что во второй половине XVII века в Лужецком монастыре происходило бурное строительство. При этом в фундаменты возводимых в XVII веке построек замуровывались старые надгробные плиты с русских кладбищ. Надгробий, пущенных на строительный камень, оказалось настолько много, что возникает впечатление, что окрестные кладбища были в некий момент практически полностью очищены от надгробных плит. При этом, спрятанные сегодня от глаз в фундаментах, эти старые надгробия, как правило, совсем не похожи на те, которые нам выдают сегодня за якобы «старинный русский образец». Почти все старинные надгробия, раскопанные в Лужецком монастыре, покрыты такой же резьбой, что и надгробные плиты Старо-Симонова монастыря: на них изображён трёхконечный вилообразный крест, рис. 6.45.

Рис. 6.45. Одна из старинных русских надгробных плит, извлечённых из фундаментов XVII века при раскопках 1999–2000 годов в Лужецком монастыре. Была использована как строительный камень в эпоху первых Романовых. Фотография 2000 года.

После снятия верхнего слоя земли, у северной стены главного монастырского Собора Рождества Богородицы открылся фундамент небольшой церкви, построенной в XVII веке, рис. 6.46, 6.47. Можно даже точнее указать время её постройки - после 1669 года. Дело в том, что строители заложили в фундамент не только старые надгробные плиты XVI - начала XVII веков, но - в отдельных случаях - и совсем недавние, «свежие». Таких плит в фундаменте мало, но они есть. Летом 2000 года мы видели две такие плиты. Одна датирована 7159 годом, - то есть в пересчёте на современное летосчисление 1651 годом н. э., - а вторая датирована 7177-м годом, то есть 1669 годом н. э., рис. 6.48 и рис. 6.49. Следовательно, фундамент клали после 1669 года, поскольку плита 1669 года уже оказалась замурованной в нём.

Рис. 6.46. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание разрушенной церкви XVII века, в котором старые русские надгробные плиты использованы как строительный камень. Согласно надписям на замурованных здесь надгробиях, это - остатки строительства 1669 года или позже. Фотография 2000 года.

Рис. 6.47. Лужецкий монастырь в Можайске. Раскрытое в 1999 году основание церкви XVII века, построенное в значительной степени из старых надгробных плит. Фотография 2001 года.

Рис. 6.48. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря, Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7159 генваря в 5 день преставися раба Божия Татияна Даниловна во иноцех схимница Таисея». Дата 7159 год означает 1651 год н. э. Фотография 2000 года.

Рис. 6.49. Надгробная плита XVII века, замурованная в фундаменте разрушенной церкви Лужецкого монастыря. Фундамент открыт при раскопках 1999 года. Надпись на плите: «Лета 7177 декабря в 7 день преставися раб Божий инок схимникъ Саватей [Ф]едоров сын Позняковъ». Дата 7177 год означает 1669 год н. э. Фотография 2000 года.

Общая картина, открывшаяся перед глазами после раскопок 1999 года в Лужецком монастыре, такова. Оказывается, в XVII веке в массовом порядке старые надгробия с кладбищ были убраны и пущены на строительный камень. В частности, в упомянутом фундаменте небольшой церкви XVII века в качестве блоков для стройки использовано НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ СТАРЫХ НАДГРОБНЫХ ПЛИТ. Многие из них были при этом расколоты или отбиты с краю, чтобы подогнать их под соседние камни, рис. 6.50-6.56. Многочисленные обломки старых надгробий вывалились из кладки во время раскопок. Сегодня некоторые из них очищены от земли и аккуратно сложены на монастырском дворе, рис. 6.57, 6.58.

Рис. 6.50. Старая русская надгробная плита, использованная как строительный камень в фундаменте церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фундамент обнажился после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Рис. 6.51. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Заложены в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.52. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом. Использованы как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.53. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом. Замурована в фундамент церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.54. Надгробная белокаменная плита с трёхконечным крестом - как строительный камень в фундаменте церкви XVII века. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.55. Надгробные белокаменные плиты с трёхконечным крестом, вмурованные в фундамент церкви XVII века. На торце одной из них видна надпись: «Лета 7191 февраля в 7». Дата 7191 в пересчёте на наше летосчисление даёт 1683 год. Лужецкий монастырь в Можайске. Фотография 2000 года.

Рис. 6.56. Обломок надгробной каменной плиты с трёхконечным крестом необычно большого размера. Видна сохранившаяся центральная часть креста. Кроме того, на торце плиты видны остатки характерного узора, часто присутствующего и на других старых русских надгробных плитах. Из кладки церкви XVII века в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.57. Старинные русские надгробные плиты, извлечённые из кладки XVII века, выставлены сегодня в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.58. Обломки старинных русских надгробных плит, извлечённых из кладки XVII века и выставленных в Лужецком монастыре Можайска. Фотография 2000 года.

На подавляющем большинстве этих старых надгробий изображён трёхконечный вилообразный крест. Но есть и исключения. Так, например, на одном из кусков, найденных в Лужецком монастыре, вырезан четырёхконечный крест. Но не такой, к которому мы привыкли сегодня, а вилообразный, напоминающий птичий след, рис. 6.59.

Рис. 6.59. Четырёхконечный крест на старинном русском надгробии похож на птичий след и напоминает трёхконечный вилообразный крест с дополнительной веткой сверху. Он сильно отличается от привычной сегодня формы четырёхконечного креста на христианских надгробиях. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Ещё один редкий пример креста на русских надгробиях - ПЯТИКОНЕЧНЫЙ ВИЛООБРАЗНЫЙ КРЕСТ. Плиту с таким крестом нашли Ю.П. Стрельцов и один из авторов - Г.В. Носовский, летом 2000 года, в кладке основания каменных ступеней, которые когда-то вели к двери собора Рождества Богородицы с западной стороны. Сегодня ступени разрушены и вместо них стоит современная железная лестница. Однако часть основания под ступенями сохранилась. Там, под железной лестницей, и была найдена эта редкая старая надгробная плита, рис. 6.60.

Рис. 6.60. Старинная русская надгробная плита с пятиконечным вилообразным крестом, извлечённая из кладки XVII века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В МОНАСТЫРСКОМ СОБОРЕ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ОКАЗАЛИСЬ СБИТЫМИ ВСЕ ФРЕСКИ. Эта картина уже знакома нам по соборам Московского Кремля, см. выше. Там тоже сбили до-романовские фрески, которые, кстати, были ещё совсем не старыми к тому времени, когда их уничтожали. Им было меньше ста лет. Видимо, нечто подобное произошло и в Лужецком монастыре Можайска. Горы мелких кусочков сбитой штукатурки, покрытых яркими красками старинных фресок, были свалены прямо на монастырском дворе. Они обнажились после раскопок 1999 года. Мы видели их там летом 2000 года, рис. 6.61. Видимо, старинные фрески русских соборов были совсем не такими, какими они должны были быть, по мнению романовских историков. Мешали внедряемой Романовыми версии русской истории. Поэтому были разрушены. Сначала в Московском Кремле, а потом и по всей России.

Рис. 6.61. Это - всё, что осталось от старинных фресок Собора Рождества Богородицы Лужецкого монастыря. Фрески были сбиты вместе со штукатуркой в эпоху XVIII–XIX веков и свалены кучей у южной стены монастыря, недалеко от ворот. Груды кусочков штукатурки были найдены здесь после раскопок 1999 года. Фотография 2000 года.

Уничтожение фресок на стенах старинных русских церквей и соборов - типичная картина. Иногда историкам удаётся списать это на счёт «плохих польско-литовских интервентов» времён Великой Смуты. Которые, судя по учебникам истории, были охвачены ничем не объяснимой страстью разрушать монастыри с библиотеками, старинными росписями и всем тем, что могло бы донести до нас сведения о старой русской жизни. Иногда нам говорят, что, мол, «этот старинный собор так никогда и не был расписан». Якобы денег построить огромное здание хватило - а расписать нет. Пришлось просто побелить стены. Но в некоторых случаях, как, например в Лужецком монастыре Можайска, всё же признают, что старинные фрески уничтожали сами романовские власти. Зачем? Вразумительных объяснений не даётся. С точки зрения нашей реконструкции всё понятно.

Вернёмся к русским надгробным плитам старого образца, найденным в Лужецком монастыре. Конечно, особый интерес представляют надписи на них. Особенно, если бы нашлась надпись, относящаяся к до-романовскому времени. К сожалению, выяснилось, что на плитах или вообще нет надписей, - как видно, например, на рис. 6.45, - либо надписи якобы XVI века есть, но они, скорее всего, поддельные. Либо же надписи подлинные, но относятся уже к эпохе Романовых. Подробнее об этом мы скажем ниже. Пока лишь повторим, что ни одной подлинной надписи до-романовской эпохи на этих камнях нам обнаружить не удалось. По-видимому, все старые надгробия с надписями были просто уничтожены или же надписи были полностью зачищены. Но даже оставшиеся после такой зачистки немые камни, видимо, всё же мешали романовским историкам своим «неправильным» видом. Их не оставили мирно лежать на кладбищах, а заложили в фундаменты, подальше от глаз. После реформы религиозных обычаев на русских кладбищах стали устанавливать надгробия нового романовского образца, совсем не похожие на прежние . Потом сделали вид, будто «так было всегда».

Но к такому радикальному решению Романовы, как мы увидим ниже, пришли не сразу. Вначале, вероятно, попытались переделать надписи, по крайней мере, на некоторых старых плитах. Начались работы. Плиты с до-романовскими надписями либо уничтожались, либо с них счищались надписи. Затем на их место, или па плиты без надписей, наносились новые тексты, датированные ДО-РОМАНОВСКОЙ эпохой. Как мы увидим на примере Лужецкого монастыря, сделано это было настолько небрежно, что сразу бросается в глаза. По-видимому, чиновники XVII века, проверявшие качество «работ по исправлению истории» на русских кладбищах, остались недовольными, увидев получающийся результат. И тогда, вероятно, решили все старые плиты с кладбищ просто убрать. И в дальнейшем делать надгробные плиты нового образца. Может быть, в частности, и с той целью, чтобы легче было находить и уничтожать остатки до-романовских надгробных плит с «неправильными» надписями или символами.

Итак, обратимся к надгробным надписям. Все надписи, которые мы видели на старых надгробиях в Лужецком монастыре, начинаются со слов «В лето такое-то… погребён». Таким образом, в начале всегда стоит дата. На обнаруженных нами в Лужецком монастыре старинных плитах самые ранние даты, казалось бы, указывают на XVI век, то есть на до-романовскую эпоху. Мы нашли и другие плиты ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ОБРАЗЦА с датами XVII века, уже времён Романовых. Конечно, ничего удивительного в этом нет. Как мы уже говорили, обычаи захоронения - в том числе и тип надгробных плит - Романовы изменили лишь во второй половине XVII века. Поэтому несколько десятков лет в начале романовской эпохи на Руси использовался ещё старый образец надгробий. Отметим, что техника и качество исполнения каменного узора - вилообразного креста и окаймляющей полосы - на «романовских» и «до-романовских» плитах СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВЫЕ. Резчики XVII века по уровню своего мастерства не отличались от резчиков XVI века. Хорошо видно, что ни приёмы, ни стиль их работы не претерпели в ту эпоху никаких качественных изменений.

Но вот что удивительно. НА ПЛИТАХ, ГДЕ УКАЗАНЫ ДАТЫ ЭПОХИ РОМАНОВЫХ, ВСЕ НАДПИСИ ВЫПОЛНЕНЫ ТАК ЖЕ КАЧЕСТВЕННО, КАК И УЗОР. Буквы и узор вырезаны в камне глубоко и красиво, профессиональным резчиком, рис. 6.62-6.64. Мастер следил за игрой тени на буквах, добивался сочетания линий различной толщины, что делало их красивыми, как бы выписанными «с нажимом». Такие же приёмы применялись и в деталях окаймляющего узора и вилообразного креста.

Рис. 6.62. Надгробная плита переходного образца с узором старого типа, однако, уже без вилообразного креста. Изготовлена в эпоху первых Романовых. Содержит две надгробные надписи с датами: «лета 7149-го августа в 6 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Андре[й] Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в левом столбце и «лета 7151 феврал[я] в 5 [де]н[ь] преставис[я] ра[бъ] Божий м[ладе]н[е]цъ Пётр Павлов с[ы]нъ Федоровича Клементьева» в правом столбце. В переводе на современное летосчисление это - 1641 и 1643 годы. Буквы надписи выполнены профессиональным резчиком, так же как и окаймляющий плиту узор. Надпись на этой плите - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.63. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых. Надпись: «лета 7142 м[еся]ца июля в 10 [день] преставися раба Б[о]жия У… авлова… ровича Кле… … …». Точками мы отметили утраченные или неразборчивые буквы. В переводе на современное летосчисление это - 1634 год. Буквы надписи выполнены столь же качественно, как и окаймляющий узор. Надпись - подлинная. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.64. Надгробная плита старого образца с вилообразным крестом, изготовленная в эпоху первых Романовых, в 1631 году. Найдена в расколотом виде при раскопках 1999–2000 годов под колокольней Лужецкого монастыря. Собрана из кусков и помещена во вновь оборудованной под колокольней часовне. Надпись на ней гласит: «лета 7139 (= 1631 год н. э.) июня в 15 д[е]н[ь] на память с[вя]таго …ий Максимович Ванейка а во иноцех Аркадий сх[и]мник постриженик сея обители». Надпись, скорее всего, подлинная. Фотография 2000 года.

Кроме того, НАДПИСИ РОМАНОВСКОЙ ЭПОХИ ВСЕГДА ЗАНИМАЮТ ВСЁ ОТВЕДЁННОЕ ИМ МЕСТО МЕЖДУ КАЙМОЙ И КРЕСТОМ. Поясним, что надгробная надпись делалась на свободном поле между окаймляющей полосой узора и двумя верхними ветвями вилообразного креста. На разных надгробиях размер поля делался различным. Это достигалось как за счёт изгиба ветвей креста, так и за счёт размещения центра креста на надгробии. Совершенно очевидно, что мастер, изготавливавший надгробие, в каждом случае знал заранее - какой длины надпись он собирается тут поместить. Поэтому оставлял для неё соответствующее место.

А вот на плитах, снабжённых якобы до-романовскими датами, надписи выглядят совершенно по-другому. КАЧЕСТВО ИХ ИСПОЛНЕНИЯ НА ПОРЯДОК ХУЖЕ КАЧЕСТВА УЗОРА, НАНЕСЁННОГО НА ТУ ЖЕ ПЛИТУ. В лучшем случае такая надпись более или менее ровно процарапана на камне каким-то заострённым предметом, рис. 6.65, 6.66. Некоторые из подобных надписей снабжены линейками, между которыми вписаны буквы, рис. 6.67. Что придаёт надписи неуклюжий, ученический вид. Однако окаймляющий узор выполнен по-прежнему чётко и профессионально! Некоторые надписи якобы XVI века, кроме всего прочего, явно не соответствуют оставленному для них полю. Они слишком коротки для него. См., например, рис. 6.68, где надпись чётко датирована 7076 годом, то есть 1568 годом н. э. См. также рис. 6.69, 6.70. Нам встретился и совсем уж откровенный случай переделки надписи: УЗОР НА ПЛИТЕ ВЫПОЛНЕН ПРЕКРАСНО, А НАДПИСЬ ПРОЦАРАПАНА ВКРИВЬ И ВКОСЬ, как будто простым гвоздём, рис. 6.71, 6.72. Эта, вероятно, фальшивая надпись снабжена датой: «Зпи», то есть 7088 год от Адама или 1580 год н. э. Похоже, что в XVII веке взяли старую надгробную плиту и нанесли на неё поддельную надпись с датировкой XVI века, якобы до-романовского времени.

Рис. 6.65. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Сама плита и узор на ней выполнены профессиональным резчиком по камню. Надпись же просто процарапана каким-то острым предметом. Чтобы изготовить такую надпись, не надо быть мастером-резчиком. Её может сделать любой желающий, с помощью обычного гвоздя. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.66. По-видимому, поддельная надпись на старой надгробной плите. Узор тщательно выполнен мастером резчиком, а надпись грубо процарапана чуть ли не простым гвоздём. Фотография 2000 года.

Рис. 6.67. Надпись на надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись, скорее всего, поддельная. Справа вверху процарапана дата якобы XVI века: «Зн…» или «Зп…», то есть 7050-е или 7080-е годы. Напомним, что для приведения старорусских дат к современному летосчислению надо вычитать 5508, что в данном случае даёт середину или конец XVI века. Хорошо видны грубо нацарапанные линейки, между которыми вписывались буквы. Несмотря на линейки, буквы получились всё равно корявыми. Узор на плите выглядит старше надписи, почти стёрт от времени. Но он, в отличие от надписи, выполнен профессионально. Фотография 2000 года.

Рис. 6.68. Надпись якобы XVI века на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена непрофессионально и явно не соответствует по длине отведённому ей месту. Дата читается однозначно: «7076 октя[б]ра 1 д[е]н[ь] преставися Орина Григориева». Таким образом, надпись датирована якобы 1568 годом (7076–5508 = 1568). Скорее всего, это подделка. Фотография 2000 года.

Рис. 6.69. Надпись якобы до-романовского времени на старой надгробной плите с вилообразным крестом. Надпись выполнена крайне грубо, непрофессионально и совершенно не соответствует размерам отведённого ей места. Дата почти стёрта, однако её вторая половина всё же читается: «..16». Таким образом, было написано либо 7016, либо 7116, что даёт либо 1508-й, либо 1608 год, то есть до-романовскую эпоху. Вся надпись состоит из 4–5 слов и занимает лишь малую часть свободного поля. В то же время, окаймляющий узор и вилообразный крест вырезаны красиво и тщательно. Скорее всего, надпись поддельная. Фотография 2000 года.

Рис. 6.70. Фрагмент предыдущего рисунка с надписью. Фотография 2000 года.

Рис. 6.71. Надпись якобы XVI века на старой плите. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

Рис. 6.72. Увеличенное изображение надписи якобы XVI века на старой надгробной плите. На фоне прекрасно выполненного узора мы видим процарапанную вкривь и вкось, как будто ребёнком, надгробную надпись: «7088 … м[еся]ца … 12 д[е]нь напомет (т. е. на память) св[я]ще[нно]м[учени]ка… преставися раба Б[о]жия …мия». Дата 7088 означает 1580 год н. э. Скорее всего, это - образец откровенной небрежности, допущенной при изготовлении фальшивых надгробных надписей якобы XVI века. Лужецкий монастырь Можайска. Фотография 2000 года.

В целом, вскрывается следующая странная картина.

а) На надгробных плитах с датами романовской эпохи надписи выполнены столь же качественно, как кресты и окружающие узоры.

б) А на надгробиях, снабжённых якобы до-романовскими датами, узор и крест выполнены исключительно тщательно, а вот надписи - весьма грубо. Удивительный контраст между прекрасным узором и примитивной надписью сразу бросается в глаза.

В резьбе «до-романовских» букв нет ни плоских граней - следов резца, ни линий разной толщины. Другими словами, при изготовлении этих надписей не применялись никакие профессиональные приёмы каменной резьбы. Подобную надпись может сделать каждый, обычным гвоздём. Некоторые из таких надписей не закончены, брошены па середине, рис. 6.68-6.70. Но по своему содержанию они не отличаются от надписей романовского времени. Текст следует тому же образцу.

Могут сказать - в XVI веке мастера ещё не научились красиво резать текст на камне. Нет, с таким «объяснением» нельзя согласиться. Ведь сложный узор и крест на надгробиях вырезали безупречно!

Могут упорно возразить, что в XVI веке якобы было в обычае использовать старые надгробия «по второму разу». Брали, дескать, со старой могилы красивую плиту, сбивали с неё прежнюю надпись, наносили новую и водружали её на свежую могилу. А в XVII веке такой обычай почему-то исчез. Однако такое «объяснение» также неубедительно. Вдумайтесь в обнаруженный нами факт. ВСЕ плиты в Лужецком монастыре, датируемые якобы XVI веком, имеют ГРУБУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. А ВСЕ плиты XVII века имеют КРАСИВУЮ НАДПИСЬ И КРАСИВЫЙ УЗОР. Получается, что до нас не дошло ни одной настоящей плиты XVI века с красивым узором и красивой надписью. Якобы уцелели лишь плиты, «использованные по второму разу». Что было бы весьма странно. Ясно, что, по крайней мере, часть плит XVI века всё-таки должна была сохраниться в своём первозданном виде. Нот ни такой плиты XVI века с неуничтоженной надписью мы в Лужецком монастыре не нашли. И в других местах - тоже.

Скорее всего, причина отмеченного несоответствия между красивым узором и примитивными надписями якобы XVI века на старых русских надгробных плитах - в другом. По-видимому, во второй половине XVII века все надписи на до-романовских надгробных плитах были просто уничтожены. Но чтобы это не слишком явно бросалось в глаза, изготовили некое количество новоделов. Некоторые старые плиты были небрежно покрыты новыми надписями с подложными датами якобы до-романовской эпохи. Новые надписи делались уже по образцу, который был принят в эпоху Романовых. Целью фальсификации было «доказать», что никакой смены погребальных обычаев на Руси не произошло, что надгробные надписи на русских кладбищах до Романовых были в общем такими же, как и при Романовых. Примерно то же содержание, буквы, которыми пользовались, язык и т. д. На самом деле, по-видимому, многое было не так.

Поддельные надписи якобы XVI века фальсификаторы XVII века делали крайне небрежно. И это понятно. Если надпись изготавливается на настоящем надгробии, то родственники покойного, оплачивающие работу резчика, тщательно следят за качеством. А вот если надпись делалась не для определённого покойника, а по приказу из далёкой Москвы или Петербурга, то главное было - изобразить «правильный» текст. Высокого качества никто не требовал. Плиту для простоты брали старую, до-романовскую. На ней уже был тщательно выполнен красивый узор и вилообразный крест. Исполнители приказа уничтожали старую надпись и наспех вписывали требуемый текст. Вряд ли они были хорошими мастерами каменной резьбы. По-видимому, отдав приказ изготовить фальшивые надписи, власти поскупились выделить деньги на наём профессиональных резчиков.

Потом поступил новый приказ - вообще все надгробия с кладбищ убрать. Впредь делать надгробия только по новому образцу, причём делать вид, что «так всегда и было». А существующие надгробия - как с подлинными надписями романовской эпохи, так и с фальшивыми «до-романовскими», - пустить на строительный камень. Так будет надёжнее. Теперь уж точно ни один старый подлинник не избежит уничтожения.

Сегодня, после раскопок в Лужецком монастыре, эта поразительная картина искажения старой русской истории и надругательства над могилами предков выступает наружу.

Возникает ряд исключительно интересных вопросов. Что же было написано на подлинных русских надгробиях до-романовской эпохи? На каком языке были надписи - на церковно-славянском, арабском, тюркском? Или, может быть, ещё на каких-то других, возможно уже забытых языках? Здесь уместно напомнить, что на русском оружии, например, в XVI и даже в XVII веке писали преимущественно по-арабски, см. . , , . Может быть и на русских могилах - тоже? Не исключено, что до Романовых арабский язык, наряду с церковно-славянским и греческим, был одним из священных языков Русской церкви.

Все эти вопросы требуют самого тщательного исследования. Без их решения трудно понять, какой была подлинная картина русской жизни до-романовского времени. Здесь открывается широкое поле деятельности для отечественных археологов.

В мае 2001 года мы ещё раз съездили в Лужецкий монастырь. С момента первого нашего посещения прошло около года. И что же мы увидели? Оказывается, раскопанный фундамент старинной церкви, о котором рассказано выше, изменил свой вид. Части некоторых старинных плит XVI–XVII веков, выступавшие из фундамента, сейчас обколоты. Другие - залиты цементом. В результате остатки старинных узоров и надписей частично утрачены. Нам кажется, было бы лучше законсервировать их как ценный исторический памятник. Водить сюда школьников и туристов. Ведь это - подлинные следы древней русской истории. Они достаточно неожиданны, плохо вписываются в заученную версию истории. Обломки некоторых плит, выставленные в Лужецком монастыре в стороне от упомянутого фундамента, пока что уцелели. Хотя и не все. Мы не увидели некоторых обломков, лежавших тут в 2000 году.

В заключение отметим яркое, поразительное на наш взгляд, обстоятельство. Однажды в разговоре с профессиональным археологом мы задали ему вопрос о старых русских надгробиях с вилообразным крестом. Что думают археологи по поводу таких надгробий? - спросили мы. Ответ был буквально следующим. Да - сказал наш собеседник, - подобные надгробия археологам хорошо известны. Их выкапывают из земли довольно часто. Особого интереса для археологической науки их изучение не представляет. МЕЖДУ СОБОЙ МЫ НАЗЫВАЕМ ИХ «МОГИЛАМИ ГРЕШНИКОВ».

Поразительно, как уже на уровне первоначальных слов и понятий прививается археологам глубокая неприязнь и даже пренебрежение к подлинной старой русской истории. ОБЪЯВИТЬ ГРЕШНИКАМИ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ НАШИХ ПРЕДКОВ живших до XVII века, - кощунство.

Утверждение, что Петербург построен на костях – известно всем. И в очередной раз это подтвердили раскопки в Нейшлотском переулке. За два месяца изысканий археологи обнаружили более двух сотен захоронений. Часть существовавшего в XVIII веке Сампсониевского кладбища нашли во время разведки на участке под строительство. Планировалось, что эта земля скоро получит новую жизнь - здесь хотели возвести жилой дом. Как повлияют результаты раскопок на судьбу территории, дополнят ли они новыми деталями историю города, и что ждет находки и останки в ближайшем будущем – читайте в материале Города+.

История раскопок по адресу Нейшлотский переулок д. 3 началась, когда компания-владелец участка решила использовать его под строительство жилого дома. ООО «Нейшлотский, 3» задумало снести здание бывшего детского сада и начать работы. Тем более, что в КГИОП подтвердили, участок не входит в охранную зону. Однако по закону до строителей на месте должны были поработать археологи. Тогда, в апреле текущего года, и выяснилось, что на этом месте с 1710-1770-х годов располагалась часть православного кладбища. За два месяца раскопок специалисты исследовательского института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) обнаружили на площади 1200 квадратных метров около 200 захоронений и более 2500 различных находок.

Культурный слой Петербурга и его секреты

Как отмечают археологи, для Петербурга такая история не редкость, когда захоронения погребены под постройками более позднего времени. Так произошло и с кладбищем на Выборгской стороне. В 1770 году оно было упразднено, а начиная с конца XVIII века до начала XIX века стало застраиваться. Причем его большая часть сегодня находится под Сампсониевским садом. В 1938 году по адресу Нейшлотский д. 3 появился детский сад. Это двухэтажное здание сталинской эпохи до сих пор стоит на этом месте. Хотя с 1990-х годов дети и воспитатели отсюда переехали, и место групп заняли офисные помещения. К ранней истории переулка город вернулся в апреле текущего года, когда археологи зафиксировали во время разведки не только наличие культурного слоя, но и исторических захоронений.

«Это не действующее кладбище, оно закончило свое существования в конце XVIII века. Территория позже начала активно застраиваться. Все мы знаем, что Петербург построен на костях, и все исторические захоронения в центре давно застроены – это традиционная ситуация. Наши исследования в городе это постоянно доказывают», - рассказала заместитель директора ИИМК РАН Наталья Соловьева.

Найденное захоронение сопоставимо по размерам с обнаруженными на углу Большой Посадской и Малой Монетной улиц, а также на Сытнинской – это два крупнейших участка, где находили останки людей на территории Петербурга. К слову, такие захоронения не только позволяют понять, какова карта кладбищ города. По словам Натальи Соловьевой, археологические исследования дают большие результаты даже на территории, о которой сохранилось множество письменных источников. Так, на Сытнинской нашли захоронения первых строителей города. Экспертам, которые изучили останки, удалось узнать, что среди рекрутированных на возведение града Петрова были и жители Западной Сибири. Найденные инструменты и характерный пошив обуви для тех мест стали неопровержимыми фактами. Или, например, установили, что все погребённые в массовых могилах на этой территории - это подростки 12-15-ти лет или 50-летние мужчины (по меркам XVIII века почти старики). Причем все мужского пола.

«Это объясняется тем, что люди среднего возраста нужны были дома, так как на них держалось хозяйство. А на государственную службу отдавали тех, кто был не так полезен и необходим. Анализируя погребения на этом участке раскопок, мы узнали и о том, какие характерные следы оставляет на скелете тот или иной вид работ. У всех захороненных был развит правый плечевой сустав – значит они много работали топором на строительстве», - рассказала Наталья Соловьева.

Получить такую информацию и другие факты о горожанах и строителях позволяют половозрастной анализ, анализ на диету и антропологические исследования. Конечно, останкам с исчезнувшего со всех карт кладбища в Нейшлотском переулке еще предстоит пройти эти процедуры, и только тогда они поведают свои истории. Но уже сейчас специалисты заявляют, что люди, которые захоронены на кладбище, являлись не самыми бедными горожанами Петербурга. «Христианский обряд подразумевает отсутствие в погребении каких-либо вещей, кроме нательного креста. Поэтому понять, кто богатый, а кто бедный - сложно. Однако индивидуальные могилы и наличие гробов свидетельствует о том, что это отнюдь не пригнанные на строительство крестьяне, как было на Сытнинской», - считает начальник археологической экспедиции, младший научный сотрудник отдела охранной археологии ИИМК РАН Роман Филипенко.

Археологам предстоит еще месяц раскопок. Сейчас на площади в 1200 квадратных метров исследовано только 800. Трудности работам прибавят традиционные для города дожди. Но главные сложности специалистам доставляют сильные повреждения захоронений от поздней хозяйственной деятельности. Это неудивительно, учитывая, что на пути к находкам 40 археологов встретили бетонную заливку, две мостовые и мусорный слой. Могилы оказались смяты фундаментами домов, дренажными системами с колодцами XIX века и канализацией XX века.

Судьба участка, захоронений и находок

Еще до окончания раскопок в Нейшлотском переулке эксперты начали работать с предметами. Изделия из керамики, металла (черного и цветного) - в основном, относящиеся к XIX столетию - и монеты с нательными крестами XVIII века проходят процессы первичной реставрации и консервации. Полностью обработать и изучить артефакты в институте постараются к началу следующего полевого сезона. Три года предметы будут состоять на балансе в ИИМК РАН, за это время часть из них примет участие в ежегодных выставках института. Далее судьба находок будет решаться государственным музейным фондом. Сейчас предметы, найденные археологами в черте города, хранятся в Эрмитаже, Музее Хлеба, Музее политической истории России и во многих других собраниях. Впрочем, Наталья Соловьева надеется, что возможно через три года в Петербурге появится археологический музей, и артефакты с Нейшлотского поступят туда.

Не оставят без внимания и судьбу найденных захоронений. Кладбище не является действующим, оно не подпадает под юрисдикцию федерального закона «О погребении и похоронном деле». Поэтому как только антропологи проведут все исследования, останки будут перезахоронены на одном из городских кладбищ.

Есть ли шанс найти в Нейшлотском переулке останки знаменитых петербуржцев, пока под вопросом. Например, известно, что рядом с православным было организовано иноверское кладбище. И по некоторым источникам, там были похоронены Доменико Трезини и Бурхард Кристоф фон Миних. Могилы иноземцев по планам XVIII века располагались между Нейшлотским переулком и Выборгской улицей. Несмотря на неясные границы, со слов Романа Филипенко, по погребальному инвентарю есть возможность отделить иностранцев от православных. И все же у специалистов мало надежды обнаружить именные могилы: многие гробы повреждены или находятся одна под другой. Однако если таковые удастся найти, то их также перезахоронят с памятной табличкой.

Когда через месяц археологи дойдут до «материка» (слоя почвы, не содержащего следов деятельности человека), весь участок будет очищен от культурного слоя. На месте работ останется только котлован или ровная территория по желанию владельцев участка. Эта процедура полностью соответствует федеральному закону «Об объектах культурного наследия». ООО «Нейшлотский,3» получит в свою очередь не только очищенную от захоронений и артефактов землю, но и результаты изысканий к концу этого года. Как сложится судьба здания бывшего детского сада и участка, где ведутся раскопки, пока непонятно. Ситуация, по словам юриста компании Дарьи Белой, прояснится только после завершения раскопок. Не раньше, чем через месяц, в ООО «Нейшлотский,3» анонсируют планы на развитие этой территории.

Фото: блог Группы ЭРА/era-group.livejournal.com; из материалов КГИОПТекст: Р.Ильясова/Город+


Многие из величайших археологических открытий были сделаны в древних могильниках, но иногда сами гробницы являются наиболее интересной частью раскопок. Во многих случаях о них забывали на тысячелетия, после чего лишь случайные обстоятельства приводили к повторному их открытию.

1. Пресвитерианцы под Нью–Йорком


В 2015 году рабочие в Нью-Йорке разрыли площадь Вашингтона, чтобы заменить водопровод. Каково же было их удивление, когда они обнаружили под землей большое пустое пространство, заполненное человеческими останками. В 1800-х годах две трети парка на Вашингтон-сквер были поселением гончаров, а остальная территория была кладбищем при небольшой пресвитерианской церкви.

После того, как было обнаружено другое захоронение, к раскопкам прибыли археологи. Хотя сейчас это место находится в центре Манхэттена, в то время многие из погребений находились на окраине города, и вскоре о них напрочь забыли.

2. Древнеегипетский роман


В 2013 году в Саккаре была обнаружена 4000-летняя гробница, на стенах внутри которой археологи нашли красивую романтическую историю древнеегипетских времен между жрицей Меретитис и певцом Кахаи. Гробница является одной из немногих принадлежащих к эпохе пирамид, в которой изображена сцена романтической привязанности (например на одной из сцен пара смотрит в глаза друг другу), а не стандартные изображения состоящих в браке пар (что встречается чаще всего). Внутри гробницы были найдены не только останки влюбленных, но и их детей, а также, возможно, внуков.

3. Затопленная гробница


В 2011 году археологи вели раскопки могилы жрицы инков в Перу. Хотя эта находка была впечатляющей, еще большая интрига крылась под могилой. В 2013 году археологи в этом же месте раскопали затопленную камеру, которая (как предполагают, она была частью древнего культа воды). Затопленная гробница была построена малоизвестной культурой Ламбаеке, которая существовала около 800 лет назад.

Внутри нее находились четыре скелета, одежды одного из которых были украшены бисером из жемчуга и бирюзы. Трое другие были одеты более скромно. Это была обычная практика для богатых людей, которых хоронили с их окружением, которое сопровождало своего господина в загробный мир.

4. Гробница заполненная ртутью


Цинь Ши Хуан Ди был первым императором Китая. Сегодня его преимущественно знают благодаря его гробнице и армии терракотовых воинов. Мало кто знает, что на самом деле большая часть гробницы Цинь не была раскопана из-за большого количества токсичной ртути. Большая часть современных знаний о том, что находится внутри гробницы Цинь, происходит из текстов, написанных придворным историком Сиам Цянь во времена династии Хань.

Для воссоздания рек и озер Китая, строители залили в гробницу огромное количество жидкой ртути. До сих пор не существует технологии, чтобы заглянуть внутрь гробницы, но благодаря технологии дистанционного управления удалось рассмотреть некоторые аспекты структуры, а также терракотовых танцоров и музыкантов, которые резко контрастируют со знаменитыми терракотовыми фигурами армии снаружи гробницы, которые были откопаны раньше.

5. Могила шамана


Двенадцать тысяч лет назад явно уважаемая при жизни женщина была погребена в глубине пещеры. Останки женщины, которой было около 45 лет на момент смерти, были найдены в пещере под названием Хилазон Тахтит на севере Израиля в 2005 году. Также были найдены и двадцать восемь других скелетов, но эта женщина сильно выделялась. Полагают, что она была шаманом и была похоронена с большой помпой. Ее похороны проходили в шесть этапов и начались с подготовки ее могилы в пещере и забоя ритуальных животных.

6. Могила Каста


В 2012 году археологи обнаружили таинственную гробницу в северной Греции, которая восходит к временам Александра Македонского. Гробница, известная как Могила Каста или Гробница Амфиполь, очень богато украшена, а на стенах были найдены мозаичные изображения сцен из греческой мифологии, а также колонны, вырезанные в форме молодых женщин. Гробница была построена во время бурного периода после смерти Александра Великого и была местом последнего упокоения кого-то, очень близкому ему.

Выдвигались разные теории относительно личности того, в чью честь был построен Амфиполь, от членов семьи Александра Великого, до его любимого военачальника, друга детства и любовника Гефестиона. Внутри гробницы были найдены пять тел, но раскопки практически прекратились из-за финансового кризиса в Греции.

7. Европейцы в Китае


В 1999 году в Китае была обнаружена могила, содержащая останки 1400-летней давности некоего Юй Хуна. Что примечательно, Юй Хун был не азиатом, в европейцем и принадлежал к древней генетической линии, которая произошла из западной Евразии. Могила была абсолютно характерной для большинства могил в Центральной Азии того периода, но Хун и его семьи имели европейские черты, такие как прямые носы и голубые глаза.

8. Польский некрополь


В 2015 году польские археологи сделали невероятное открытие: огромный 2000-летний некрополь, который служил в качестве места захоронения в течение многих столетий. 120 гробниц в нем использовались с 1 по 3 века - во время, известное как период римского влияния. В некрополе были захоронены люди культуры Пшеворск. Что интересно, их гробы довольно сильно изменялись с течением времени.

Самые ранние захоронения были сделаны в кельтской манере. Со временем, однако, похоронные обряды были скопированы у римлян. Одним из необычных аспектов некрополя является наличие гробницы, в которой были похоронены два человека вместе (двадцатилетний человек и подросток). Эта гробница очень необычна, потому что по всему миру было найдено всего пять таких двойных захоронений.

9. Гробница майя


В свое время, империя майя простиралась до Гондураса, а одним из самых важных городов в Центральной Америке был Копан. Копан был центром торговли и политики с пятого до девятого века, но сегодня об этом городе неизвестно почти ничего. В 2005 году все это изменилось с открытием гробницы, в которой были останки элитного члена общества майя.

Гробница была весьма необычна тем, что человек, который умер около 650 г. н.э., был похоронен в кресле - в сидячем положении со скрещенными ногами (что особо интересно, ведь известно, что майя не сидели таким образом). Также этот человек был похоронен с множеством ювелирных изделий из нефрита.

10. Денисова пещера


Денисова пещера находится в отдаленном районе Сибири и обычному человеку она может показаться совершенно безобидной. На самом деле, Денисова пещера является одним из самых важных исторических мест в мире. Все началось в 2010 году, в пещере был найден мизинец молодой девушки. После тестирования было установлено, что девочка жила около 50 тысяч лет назад, а ее народность, которая была названа «человек Денисова», была ранее неизвестна ученым.

Люди Денисова жили и умирали в пещере, их останков больше не было найдено нигде. Позже в пещере были найдены другие кусочки зубов и мелких ископаемых фрагментов «человека Денисова», многие из которых датируются возрастом 110 000 лет, а другие – и вовсе 170 000 лет.

И в продолжение темы специально для любителей истории и непознанного .

8 июля на бывшей площадке завода «Волгакабель» начались археологические раскопки. Это первые научные исследования Всесвятского кладбища за восемь с лишним десятилетий, прошедших с того момента, как самый большой дореволюционный городской некрополь начали беспрерывно варварски разрушать. Впервые же останки самарцев, умерших около столетия назад и погребённых на Всесвятском, будут перезахоронены, а не смешаны с горами строительного мусора. Как это делалось предыдущие десятилетия при разных политических режимах и правителях.


На совмещении плана инжинера Зимина 1996 года с Google Maps с camapka.ru видно, что территория "Волгакабеля", где сейчас работают археологи, занимает старейшую часть некрополя, обозначенную как "Старое кладбище православное".

Та территория, где сейчас забит раскоп, представляет из себя хоть и сильно потревоженную, но уцелевшую часть Старого кладбища, которое непрерывно разрушалось с 1930-х. Нужно заметить, что во время прерванных для археологических исследований строительных работ по возведению ТЦ "Гудок" на территории бывшего завода, сохранившаяся часть кладбища практически не пострадала.

Это единственное найденное на данный момент надгробье. Камень лежал в слое строительного мусора, поэтому отношение его к той иной могиле установить невозможно.

Не исключено, что кости супругов Чижовых уже не найдут никогда.

Кстати говоря, чёрный мраморный памятник заказывали в Москве.

Скорее всего, в результате раскопок никого не удастся идентифицировать лично. Благодаря девелоперам 1930-х.

В 1930 году Горсовет издал указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты». Его итогом стало практически полное исчезновение опознавательных признаков могил Всесвятского кладбища. Мародёры за несколько лет растащили надгробные камни и ограды, превратив территорию некрополя в гигантский пустырь, и сделав могилы безымянными. Именно с этого момента можно считать безвозвратно потерянными места погребения матерей Алексея Николаевича Толстого и Фёдора Ивановича Шаляпина, известного мецената и краеведа Константина Павловича Головкина и великого историка академика Сергея Фёдоровича Платонова.

После этого даже тот небольшой участок Старого православного кладбища, который уцелел после строительства цехов завода, был значительно повреждён.

В 1950-е на участке прокладывались керамические трубы, а кости выбрасывались в отвал.

Коллектор, оборудованный прямо в кирпичном склепе. Вероятно, одновременно с прокладкой труб.

Шахта колодца, установленная прямо на погребение.

Археологические исследования на сохранившихся участках начались в прошлый понедельник.

Областной минкульт отчитывается о ходе работ практически в ежедневном режиме . Но объёмы даже сохранившегося участка огромны. И археологи, судя по всему, здесь задержатся надолго.

Всё делается по науке. Это научное исследование некрополя, а не простое перезахоронение останков. Всё фиксируется, зарисовывается...

Костные останки анализирует доктор исторических наук Александр Александрович Хохлов.

Определяется пол умерших, паталогии и заболевания.

Земляными работами занимаются люди с немалым стажем археологических исследований и студенты самарских ВУЗов.

Многие захоронения разрушено строительными работами в 1940-1980-е. Скелеты встречаются не всегда целиком. Порой, кости попадаются не в анатомическом порядке.

Тем не менее, расчистка сохранившегося участка ведётся достаточно педантично.

Одно из немногих хорошо сохранившихся нетронутых погребений.

В гробах на Всесвятском часто попадаются сосуды.

По одной из версий, это сосуды от масла. По традиции масло, оставшееся от таинства соборования, выливалось в гроб усопшего. Не исключено, что сосуд от этого масла клался туда же.

Могила странного происхождения, с которой учёным придётся разобраться в будущем. В неё хаотично были свалены несколько ещё неокоченевших трупов.

И немного о находках, сделанных на прошлой неделе...

Находки складываются, обрабатываются, а затем будут переданы в музейную коллекцию.

Крест из могилы священника. Кроме того, в ней был обнаружен истлевший Псалтырь.

Крестик из полудрагоценного камня.

Чаще встречаются нательные кресты более привычного нашим современникам вида.

Крест и истлевший образок.

Ткань в погребениях истлела, но было найдено два плетёных чёрных платка.

Металлическая деталь украшения. Вероятно, от венка.

За территорией раскопа можно видеть новостройки, построенные на территории того же кладбища. Без проведения каких-либо археологических исследований. О судьбе останков самарцев, находящихся под ними, можно только гадать.

Создатели данного сайта призывают не путать кладоискателей и гробокопателей - раскопки любых захоронений не принесли никому и не принесут богатства и тем более счастья. Все там будем - там и зачтется... Археология такого рода не вызывает уважения в любом случае, если она не проводится в научных целях официально, т.е. бескорыстно. А вот и законная сторона этих поисков...

Статья 244. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения

1. Объектом преступления является общественная нравственность.
2. Предмет преступления - тела умерших, места захоронения, надмогильные сооружения и кладбищенские здания, где совершаются церемонии в связи с погребением умерших или их поминовением (см. Федеральный закон от 12.01.96 N 8-ФЗ ((в ред. Федеральных законов от 28.06.97 N 91-ФЗ; от 21.07.98 N 117-ФЗ; от 07.08.2000 N 122-ФЗ)//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146; 1997. N 26. Ст. 2952; N 30. Ст. 3613; 2000. N 33. Ст. 3348).3. Объективная сторона преступления включает следующие действия:
а) надругательство над телом умершего, т.е. совершение безнравственных, оскверняющих или циничных действий в отношении захороненных или временно не захороненных человеческих останков (извлечение из могилы, нанесение повреждений, расчленение трупа, обнажение, похищение одежды, находящейся на теле умершего, ценных украшений, зубных коронок, несанкционированное перезахоронение останков и т.д.);
б) уничтожение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением, полное разрушение этих объектов, приведение их в полную негодность, чтобы невозможно было использовать по назначению;
в) повреждение указанных объектов означает существенное разрушение предмета, причинение ему такого вреда, после которого для использования его по назначению необходимо восстановление (нанесение порчи отдельным элементам сооружения, изъятие отдельных украшений и другие действия).
г) осквернение таких объектов, выражающееся в совершении безнравственных, циничных действий, несовместимых с предназначением сооружений (например, нанесение оскорбительных надписей, рисунков, символов, нечистот, мусора и т.п.).
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает противоправные действия, и желает этого.
5. Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. О понятии группы лиц, группы лиц по предварительному сговору или организованной группы см. комментарий к ст. 35 УК.
7. О понятии мотива национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды см. комментарий к ст. 105 УК.
8. Скульптурным, архитектурным сооружением, посвященным борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, признается и любое другое сооружение, посвященное указанным обстоятельствам, в том числе возведенное на местах захоронения погибших, независимо от их национальности и гражданства. Места захоронения участников борьбы с фашизмом - индивидуальные и братские могилы, имеющие соответствующие надписи или мемориальные доски.
9. Применение насилия или угроза его применения включают причинение легкого вреда здоровью, побои и угрозу причинения телесных повреждений любой тяжести. В случае причинения потерпевшему умышленно тяжкого или средней тяжести вреда действия виновного следует дополнительно квалифицировать по ст. 121, 112 УК. Потерпевшими могут при этом выступать любые лица, препятствующие совершению действий, указанных в диспозиции данной статьи.
10. Преступление считается оконченным в момент совершения любого действия, образующего объективную сторону состава преступления. Смотрим статью 22
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)

Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения
Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле"
(с изменениями от 28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа 2000 г., 30 мая 2001 г., 25 июля, 11 декабря 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) Статья 22. Старые военные и ранее неизвестные захоронения

4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
1. Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий.
2. Перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений.
3. При обнаружении старых военных и ранее неизвестных захоронений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления обязаны обозначить и зарегистрировать места захоронения, а в необходимых случаях организовать перезахоронение останков погибших.
4. Запрещаются поиск и вскрытие старых военных и ранее неизвестных захоронений гражданами или юридическими лицами, не имеющими официального разрешения на такую деятельность. не поддающееся разборке. Сгнивают все деревянные части, превращая винтовку или карабин в ржавую железку, неподдающуюся опознанию. Обратная ситуация в болотах: дерево, находясь в воде не сгнивает, а металл превращается в тонкую фольгу. У выкопанных из земли боеприпасов из-за проникания влаги, в большинстве случаев, возможны осечки. Но не стоит создавать себе проблемы и набивая карманы копаными патронами. Поиск и коллекционирование военного антиквариата - это прежде всего сохранение и изучение истории Второй Мировой Войны. А поиск останков советских бойцов, которые так и остались лежать на своих позициях, где их достала вражеская пуля, является занятием благородным и вполне совместимым с коллекционированием военных раритетов. Я вполне согласен с тем, что "война не прекратилась, пока не похоронен последний погибший в бою солдат..." Удачных экспедиций Вам!

Мы призываем к соблюдению законов государственных и моральных при поиске, бескорыстное отношение к раскопкам принесет вам удачу.

Солдатские захоронения.

Отношение к раскопкам захоронений (в частности - немецких оккупантов) разные. И вот, кстати, слово закона по этому поводу и информация к размышлению.

Конечно, германских солдат в гости никто не звал, но надо помнить, что хоронили их чаще всего, соблюдая церковный ритуал: в присутствии военного священника, с молитвой, на могиле устанавливался крест. Можно иметь разные религиозные взгляды или не иметь таковых вообще, но раскопки могил во все времена счастья никому не приносили. Не на каждом мертвом бойце находят ценности: перстень в дешевом исполнении, солдатскую награду или сметный жетон. Металлические детали амуниции на трупе портятся гораздо быстрее, чем просто в почве. Например, каска с боевого захоронения может оставаться в зеленой краске, но быть вся в дырках, да и попахивать специфически. Золотые зубы, не в похвалу нашему народу сказано, начали копать, чуть ли не как последний немецкий танк за околицей скрылся. Даже термин родился "по головам прошлись". Хотя, не нужно было в Россию приезжать на этих самых танках - "блицкриг" не удался. Забыли исторический опыт других европейцев: французов и шведов. Народ русский по своей бедноте и хозяйственности использовал все, что оставалось на полях сражений: зимой отрубали ноги у трупов, чтоб разморозить и обзавестись неплохой обувью, подкованной и с металлическими шипами. Использовали в хозяйстве любые армейские ящики, мешки, противогазные бачки и прочее. Гранатами и толом глушили рыбу, с трофейными винтовками охотились, кителя и шинели перешивали и носили. Так что, почти в любой избе, оставшейся с времен оккупации можно обнаружить предметы с войны "доработанные" и видоизмененные для хозяйственных нужд. Что же касается копаных вещей советского производства, то их встречается меньше, чем вещей противника. Оснащение и материалы, из которых изготавливалась экипировка красноармейцев, явно уступали качеству немецких изделий. Иногда поражаешься и количеству военного фуража у противника. Взять, к примеру, боеприпасы. Гильз, пулеметных лент, мин и прочего попадается столько, что, кажется, Германия находилась где-то в соседней области. По поводу приобретения и коллекционирования уже откопанных предметов с убитых солдат. Ничего зазорного в этом не вижу, так сохраняется память о бойцах, использовавших эти предметы, и событиях тех кровавых дней в целом. Хуже будет, если все истлеет в земле и забудется. При этом важно не забывать про статьи уголовного кодекса - ржавые стволы могут повлечь известную ответственность. Модели ППШ и прочего оружия, продающиеся нынче в магазинах совершенно свободно, я думаю, могут позволить себе многие. Кто хочет пострелять, то не так сложно получить охотничий билет и приобрести ствол официально. Это гораздо безопаснее, как со стороны законности, так и непосредственно самого использования оружия. Выкопанные стволы обычно пребывают в состоянии естественной утилизации, созданной самой природой. Они настолько проржавевшие, закисшие, что иногда только напоминают силуэт боевого оружия. Затворы и все механизмы превращены окислами в единое целое,



Творчество и игры