Могут ли памятники архитектуры быть жилым помещением. Как узнать, является ли здание культурным наследием

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности.

Сохранение объектов исторического и культурного наследия давно объявлено задачей государственной важности. Однако примеры удачной «адаптации» старых зданий под современный контекст по-прежнему единичны. Как пустить исторические здания в деловой и хозяйственный оборот и замотивировать собственников на заботу и радение? Вопрос этот актуален для всех регионов России. И каждый ищет свой путь.

Объект должен жить

По данным регионального департамента по культурному наследию, в Ульяновской области более 2 тысяч памятников истории, культуры и археологии. На государственной охране стоит порядка 1,5 тысяч памятников культуры и истории и 500 памятников археологии. При этом 80% зданий, признанных объектами культурного наследия, находится в частной собственности. А из оставшихся 20% на областную и муниципальную собственность приходится примерно одинаковое количество - по 10%.

Как использовать эти здания? Что надо сделать, чтобы они сохранялись, реставрировались, и не нарушить при этом их визуальное восприятие и основные характеристики, не повредив тем самым предмет охраны? Вопросы, болезненнее один другого. Две позиции: «не пущать» и «поощрять» - сосуществуют давно и с переменными победами. Однако в последнее время все-таки доминирует точка зрения, что сохранять объект исторического наследия - значит, содержать его и грамотно использовать.

Я за то, чтобы памятник архитектуры жил, и чтобы это здание использовалось. В том числе и для хозяйственных целей. Если здание не используется - оно начинает разрушаться, - говорит директор департамента Шарпудин Хаутиев.

И продолжает:

Меня часто удивляют комментарии в соцсетях, на страницах интернет-изданий, когда пишут: какое имели право продать памятник архитектуры! Памятники истории и культуры - это те же объекты недвижимости. Их можно сдавать в аренду, продавать, дарить, передавать по наследству. Вопрос в другом: как их использовать? Конечно, мы запрещаем размещать в объекте культурного наследия производство: если в здании, которому больше ста лет, поставить станки, вибрация приведет к его постепенному разрушению. Очень осторожно относимся и к объектам, в которых расположены пункты общественного питания. Такие у нас на особом контроле. Но мы не выставляем бизнесу запреты. Мы просто говорим, что можно делать и что нельзя. И обязательно прописываем это в охранных обязательствах.

Однако бизнес весьма осторожен в приобретении зданий, внесенных в реестр объектов исторического и культурного наследия. А современной приметой кризисной экономики становится отказ от этих объектов - со ссылкой на жесткие и финансово емкие охранные регламенты.

Контраргументы Хаутиева - довольно резонны. Любое здание требует ухода и ремонта, его хорошее состояние нужно поддерживать. Но если вы владеете памятником архитектуры, то помимо вас о вашей собственности заботится еще и государство. Оно заинтересовано в том, чтобы эти объекты сохранились, а значит, и в том, чтобы собственник принимал меры по сохранению уникального объекта, которым владеет.

Вопрос - во сколько обходится хорошее состояние здания? И всегда ли нужно держаться до последнего, отстаивая право старинного дома на существование?

Кому он нужен, особый статус

Споры историков, архитекторов, застройщиков и горожан по поводу сохранения исторического облика Симбирска-Ульяновска то утихают, то вспыхивают с новой силой. Перерастая порой в конфликты, победы в которых с переменным успехом достаются каждой из сторон. Выигрывает ли от этого город в принципе? Однозначного ответа на этот вопрос нет.

Снесли практически возведенный четырехэтажный жилой дом по соседству с ливчаковским «Теремком», не дали строить отель «Мариотт» рядом с храмом Всех Святых на улице Минаева - это из недавнего. Потеряли целые куски исторических улиц Радищева, Красногвардейской -
из современного, но уже прошлого. Например, там, где стоит областная детская больница, были два исторических здания, которые принадлежали фотографу Горбунову. Многие фамильные фото симбирян и ульяновцев сделаны именно здесь. Что важнее - сохранить эти два домика или построить современную больницу? Едва ли этот вопрос риторический.

Начиная от угла Красногвардейской и заканчивая поворотом на Гончарова, до бульвара Пластова, тоже была рядовая застройка, - рассказывает председатель совета Ульяновского отделения ВООПиК Ольга Свешникова. - Но рядовая не значит плохая. Памятников было два-три, но они были. Главное, что была сохранена строчка. Стоит из этой строчки убрать один-два дома, и сразу теряется смысл сохранения. Так же, как знаменитый «Теремок». Появились пристрои, осталось два-три исторических здания. И что?.. Или возьмите дом, где жил Дмитрий Ульянов. Его поставили на охрану как исторический. Хозяева живут в Казахстане, в Ульяновск приезжают периодически. И продать дом не могут, потому что продажа вместе с нагрузкой - охраной, и содержать не могут, поскольку это большие затраты. Смотришь на дом, весь перекошенный, и думаешь: может, лучше, чтобы его не было?..

А горожане, включая заинтересованных предпринимателей, вспоминают о несостоявшихся пешеходных улицах в современном Ульяновске. Намерение закрыть от транспорта часть улицы Карла Маркса, от перекрестка с улицей Гончарова до Карамзинского сквера, пожалуй, было прожектом. А вот пешеходная улица Федерации могла бы состояться. Первым попыткам осуществить этот проект уже почти 20 лет. В то время на Федерации еще были сохранены многие исторические здания, а бизнес, расположенный здесь, готов был вкладываться как в ремонт фасадов, так и в свое концептуальное развитие - с туристическо-развлекательным уклоном.

Сегодня существует объект регионального значения - достопримечательное место «Ярмарочный квартал». Проект разработан архитектурной мастерской «Симбирскпроект». По сути, достопримечательное место - это один целостный памятник истории и культуры, внутри которого разрешены определенные градостроительные режимы. Однако на этом пока все застопорилось.

Границы есть, режимы определены, но чтобы наполнить все это внутри - нужна как минимум какая-то большая концепция, в разработке которой должны участвовать и музейщики, и архитекторы, и искусствоведы, и арендаторы, - говорит Ольга Свешникова. - Пока этого нет.

Между тем, есть интересный опыт Самары. На Московском урбанистическом форуме в октябре о нем рассказывал Виталий Стадников, экс-главный архитектор этого города, а ныне - замдекана Высшей школы урбанистики:

Мы в свое время создали общественную организацию «Самара для людей» -
чтобы помогать жителям исторической части оформлять землю в собственность, потому что это единственная защита от строительства там каких-то объектов… По сути, созрел механизм создания альтернативных программ развития территорий. Сейчас ведется разработка мастер-плана по исторической части Самары. В результате удалось войти в группу стратегического планирования, а это уже закон города Самары, принятый до 2025 года. И через эту группу так называемого пространственного развития появился механизм проецирования решений, которые разрабатываются альтернативным способом.

Принцип «кнута» и «пряника»

В Ульяновской области есть межведомственная рабочая группа по противодействию незаконной застройке на территории достопримечательных мест.
А по содействию законному включению исторических зданий в современный деловой оборот?..

Конечно, мы прекрасно понимаем, что принцип бизнеса - получение прибыли. Предпринимателям надо снести гнилой одноэтажный дом и построить многоэтажное здание большой площади. «Кнут» для нарушителей есть (серьезные штрафные санкции), но должен быть и «пряник», - заявил на заседании круглого стола «ДО» директор Средневолжского филиала ФГУП «Институт «Спецпроект-
реставрация» Юрий Козлов. - Ведь по факту сейчас порой выгоднее объект угробить, чем проводить ремонтно-реставрационные работы.

С предложением Юрия Козлова - ввести налоговые и прочие льготы для владельцев объектов культурного наследия, если те вкладывают деньги в их сохранение, - солидарны и предприниматели, и историки. Однако, несмотря на то, что федеральному закону об объектах культурного наследия скоро уже 20 лет, внятный механизм преференций так и не разработан.

Таким механизмом вполне могло бы стать государственно-частное партнерство, благо, есть уже и ульяновский региональный закон о ГЧП, и федеральный. Например, концессионное соглашение: предприниматель берет на себя обязанность по восстановлению объекта культурного наследия, а здание предоставляется ему городом (если это муниципальная собственность) в аренду по минимальной фиксированной цене, с учетом всех затрат на ремонт. По окончании срока соглашения здание должно быть возвращено городу. Если стороны не договорятся о продлении договора.

Сегодня о примере таких соглашений рассказывает город Череповец. Не забывая подчеркнуть, что это первые в России концессионные соглашения, которые заключены с целью восстановления объекта культурного наследия. Первые ли? Остается верить на слово.

В Ульяновске по похожей схеме десять лет назад было возвращено к активной жизни здание на улице Гончарова, 50. Реконструировала и реставрировала его компания «Ульяновск-GSM»: и свои условия улучшила, и исторический облик города сохранила. По сей день, когда речь заходит об удачном примере «интеграции» коммерческих структур в историческую среду, большинство владельцев бизнеса и чиновников вспоминают именно этот объект.

Между тем, для объектов федеральной собственности предложен довольно привлекательный механизм. С сентября вступило в силу постановление Правительства РФ, которое дает возможность сдавать требующие реставрации объекты историко-культурного наследия в частные руки на 49 лет за один рубль.

Огромный блок федеральных памятников, тысячи и тысячи, находятся в плачевном состоянии! Теперь же благодаря этому постановлению, если вы отремонтировали, можете делать там, что хотите, можете развивать там бизнес. Сорок девять лет - это два поколения. Практически вечное владение, - заявил на сентябрьском съезде реставраторов в Казани министр культуры России Владимир Мединский.

Впрочем, речь об условной цене: один рубль - это стартовая цена аукциона, в результате которого появится реальная цена аренды. Понятно, что в типовом договоре будут прописаны условия расторжения контракта, если арендатор не выполняет обязательств. Критерии же объекта, находящегося в неудовлетворительном состоянии, определены еще одним постановлением правительства.

Но, повторимся, это решение для федеральной собственности. А как быть с региональной и муниципальной?

В Департаменте Ульяновской области по культурному наследию рассказывают, что совместно с администрациями районов прорабатывался вопрос продажи памятников архитектуры по минимальной цене, но с условием, что новые собственники будут вкладывать средства в сохранение этих объектов, подпишут охранные обязательства. Инициатива не прижилась. Прежде всего, потому что такие объекты интересны не в глубинке, а в крупных городах, где на них действительно можно делать бизнес.


По региональным лекалам?

Однако первые меры региональной поддержки уже появились. В 2014 году Правительство Ульяновской области приняло постановление о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с сохранением объектов культурного и исторического наследия регионального значения. На господдержку могут рассчитывать физические лица, общественные, некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели. Для этого надо выполнить ряд условий. Проект реставрации или ремонтных работ должен быть согласован с региональным Министерством искусства и культурной политики. Исполнителем работ должна стать организация, которая имеет соответствующую лицензию Минкульта РФ
(в Ульяновске таковых 15). Требования подрядчика должны быть открыты и понятны (необходимо предоставить смету). Факт оплаты работ надо подтвердить документально. И тогда 50% от стоимости выполненных работ возмещается государством.

Уже оценили эту меру Симбирская митрополия Русской православной церкви и Региональное духовное управление мусульман Ульяновской области. С физическими лицами - сложнее. Собственниками зданий, признанных объектами исторического наследия, зачастую являются люди пожилые и малообеспеченные. Оплата постфактум для них неприемлема: осилить расходы на проектную документацию, ремонт и реставрацию «по правилам» они просто не в состоянии. Поэтому в 2016 году в регионе планируют подойти к ситуации иначе - не возмещать затраты, а предоставлять средства заранее.

Я больше всего боюсь, что такие объекты по районам обречены на гибель, - говорит Шарпудин Хаутиев. - Поэтому нам очень важно, чтобы люди там жили и сохраняли эти здания.

Живет человек в доме и хочет сохранить его для потомков, - рассуждает Ольга Свешникова. - Например, дом деревянный, с интересным красивым декором, известен и автор проекта. Хозяин своими силами поддерживает его исторический облик. Но стоит поставить здание на охрану, как объект культурного наследия, с собственником заключают охранное обязательство. И отныне обязан он любую ремонто-реставрационную работу проводить через проекты и экспертизы, что требует немалых денег. Я иногда думаю: возможно, это законодательство рассчитано на солидные города в плане исторического наследия -
Санкт-Петербург, Псков, Вологду, Владимир, где выделяются из госбюджета немалые средства на сохранение культурного наследия, в том числе и на реставрацию недвижимых памятников.
У нас по столичным меркам объекты более «скромные», но это наша история, наши памятники, и мы должны их сохранить.

Все, что касается охраны объектов культурного наследия, на законодательном уровне уже принято, считают эксперты. Пора подумать о поддержке тех, кто ими владеет. Нельзя уравнивать все объекты, причисленные к памятникам истории и культуры, а также требования к этим объектам. Ценовые категории зданий, которые находятся в Москве и, скажем, в Сенгилеевском районе Ульяновской области, серьезно разнятся. Достаток людей, которые проживают в этих зданиях, тоже разнится.

Защита и охрана объектов исторического и культурного наследия регулируется Федеральным законом № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. К памятникам археологии законодательство относит объекты старше 100 лет. К памятникам архитектуры - здания, которым не менее 40 лет. Памятник истории может быть и моложе 40, если он связан с известной личностью либо носит мемориальный характер.

Для тех, кто живет в селе, эти дома являются обычным местом жительства, и загонять их в тупик жесткими ограничениями и обременениями нельзя, -
считает Шарпудин Хаутиев. - На мой взгляд, здесь в законодательстве большая брешь. К этим людям должен быть иной подход. Надо подумать о серьезных мерах их стимулирования, о том, как им можно помочь. Привлекать к ответственности человека, который живет на одну пенсию, штрафовать его - порой рука не поднимается. Он просто уйдет с этого объекта, ему не нужен такой дом. И что тогда станет со зданием?

Как работать с культурной средой

Есть и еще один вопрос «в тему»: насколько удачны попытки сохранить среду за счет псевдоисторических новоделов? На градостроительных советах часто возникает конфликт мнений по поводу центральной части города. И касается он не столько сохранения исторического наследия, сколько архитектурного облика новых объектов.

Если посмотреть на современную архитектуру, которая пытается претендовать на историчность, - хороших образцов нет. Ни в центре Ульяновска, ни в городе вообще. В стране - есть, а в Ульяновске как-то не случилось, - категоричен зампредседателя Ульяновского отделения Союза архитекторов России Сергей Фролов.

В большой части архитектурного сообщества доминирует мнение, что всякое здание должно соответствовать своему времени. Псевдоисторические новоделы, зачастую, ничего, кроме отторжения, не вызывают.

В России есть достаточно яркие образцы такого «историзма», - замечает Сергей Фролов. - Меня поразила картина в московском Пыхов-Церковном проезде. Неоклассическое здание Михаила Филиппова, с колоннами, балясинами, карнизами - вроде, красиво. Но когда взгляд скользнул вправо на настоящий сталинский ампир - все стало на свои места! Простая, естественная архитектура затмевает современное узорочье - живая классика! Я считаю, современное здание должно говорить современным пластическим языком. Это может быть скромный стеклянный фасад, который оттенит объект исторического наследия. Не надо играть с ним в прятки, нужно иметь свое лицо.

Всем, кто заинтересован в сохранении исторического наследия, надо, прежде всего, работать с культурной средой, с формированием у горожан интереса к памятникам истории и культуры, понимания их ценности и значимости, считают в Союзе архитекторов. К сожалению, у богатых людей пока нет желания блеснуть не просто дорогим красивым домом, а тем, что этот дом с какими-то культурными наслоениями, историческими пластами. Да и бизнес-структуры в массе своей считают размещение в исторических зданиях не плюсом для бизнеса, а обременением.

Надо каким-то образом ввести моду на жизнь в историческом здании, на работу в историческом здании, - говорит Сергей Фролов. - Чтобы человек, обустраивая себе в таком здании офис, не только видел проблемы и обременения, но ощущал приобщение к дворянской культуре или к какому-то пласту исторического наследия. Чтобы это было круто, престижно.

Конечно, процесс этот небыстрый. Но начинать надо с малого. В Ульяновском отделении Союза архитекторов России, например, в октябре прошел цикл лекций по градостроительству. Для всех желающих.
На базе строительного лицея в Ульяновске третий год работает архитектурная школа Сергея Кангро. А экскурсии по архитектурным памятникам Симбирска-Ульяновска, организованные креативным пространством «Квартал» на площадке музейного дворика Дома Гончарова, стали настоящим событием ны-
нешнего лета.

Несколько лет назад на одном из круглых столов «ДО» прозвучало предложение сделать Ульяновску, по примеру Москвы и Санкт-Петербурга День исторического наследия. Что это такое. Люди, которые находятся в исторических зданиях, понимают престижность этого здания для своего бизнеса. Раз в год открываются двери - неважно, строительная это фирма, казначейство или банк - и всех желающих приглашают на экскурсию. Хозяева рассказывают гостям о своем здании, его истории, о том, как они осуществляют преемственность. День исторического наследия можно обозначить единым днем в городе. Или каждый выбрал бы этот день для себя. Предложение показалось интересным, но День исторического наследия в деловую и культурную жизнь Ульяновска так и не вошел.

Однако жителям города и всем, кто интересуется его историей и архитектурой, стоит знать, что можно посетить любой объект исторического и культурного наследия, который вызывает интерес.
В охранном обязательстве по каждому такому объекту в обязательном порядке прописано: обеспечить беспрепятственный доступ в здание для всех желающих в установленные дни или часы. Делается это для популяризации исторического наследия.

При любом обращении граждан, которые неравнодушны к своей истории, архитектуре, мы согласовываем все действия с собственником и обеспечиваем доступ в здание, которое они хотели бы посетить, - сообщили «ДО» в департаменте по культурному наследию.

Людмила Ильина

Фото: С. Ларин

Как правило, термин "памятник архитектуры" расшифровывается россиянами как исключительно нежилое и даже музейное пространство, но на самом деле в домах с подобным статусом зачастую живут обычные люди. Каким же образом можно добиться для дома статуса "объекта культурного наследия", что он дает и к чему обязывает своих обитателей?

Хочу "жить в памятнике"

Не следует путать понятие "красивый старый дом" и официальный термин "памятник архитектуры". Первые не охраняются законом от перестройки, надстройки и сноса, в отличие от вторых. Поэтому если вы предполагаете спасти свой красивый старый дом от сноса или спасти свой вид из окна от застройки многоэтажками, вам надо придать нужным домам некий охранный статус.

К сожалению, сейчас процедура придания статуса усложнилась для граждан: жильцы вправе только рекомендовать органам охраны культурного наследия - например, в Москве это департамент культурного наследия (Мосгорнаследия) - провести государственную экспертизу (ГИКЭ). При этом дом может годами ее ждать и разрушаться. Тем не менее, с момента согласия органов охраны культурного наследия на проведение экспертизы у дома появляется статус "заявленного памятника". Теперь его нельзя снести без согласования с ведомством, отвечающим в регионе за охрану объектов культурного наследия. Чтобы выяснить все детали процесса можно обратиться за помощью в территориальные органы Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры). После проведения экспертизы объекту либо присваивается статус "объекта культурного наследия" (ОКН), либо его переводят в разряд "ценных градоформирующих" (ЦГФО) или прочих объектов. Оспорить решение ГИКЭ нельзя, подавать заявку на повторную экспертизу - бессмысленно.

Как правило, с момента подачи первого заявления до получения результата проходит пара лет. За это время может произойти все, что угодно, но тот факт, что заявление на проведение экспертизы подано и взято в работу, обычно вселяет надежду и служит небольшим щитом и средством обороны в неприятных ситуациях.

Куда податься

Заявления о возможности проведения экспертизы подаются гражданами в Москве в службу "одного окна" Департамента культурного наследия. В других регионах России это может быть управление по государственной охране объектов культурного наследия (как, например, в Твери) или агентство по сохранению историко-культурного наследия области (как, например, в Самаре). С собой надо иметь паспорт и копию заявления (для себя). На вашу копию чиновники поставят печать, что будет означать, что заявление принято.

В шапке заявления обязательно указывается почтовый адрес заявителя.

Не забудьте четко обозначить цель своего обращения: лучше всего тут подойдет фраза "по адресу … мною было обнаружено здание, обладающее признаками объекта культурного наследия".

Далее нужно приложить краткую историческую справку по дому, с упоминанием всех знаменитых людей, бывавших в его стенах, фильмов, в которых он снимался; литературных произведений и исторических событий, в которых играл какую-то роль.

Если с историческими фактами по этому дому у вас плохо, а времени для посещения архива нет, уделите особенное внимание внешнему убранству, подробно описывая необычную форму наличников, медальонов, форму окон. Тут вам поможет самый элементарный словарь архитектурных терминов: правильные термины в нужном месте и в подходящем контексте сделают вашу заявку более весомой. Можно упомянуть, что все дома на вашей улице построены в едином стиле и выглядят как гармоничный ансамбль, разбивать который неправильно.

Пройдитесь по всем помещениям в поисках интересных деталей интерьера: старинной метлахской плитки, чугунных перил, аутентичных дверей и оконных рам. Расспросите соседей, какие перепланировки пережили их квартиры в советскую эпоху: возможно, какая-то из квартир вполне претендует на звание "Музея коммунального быта".

Завершая свой рассказ о доме в заявлении, еще раз повторите о необходимости проведения ГИКЭ и не забудьте написать, что вы "ожидаете письменного ответа по указанному в шапке адресу в установленные законом сроки". Вам должны ответить в течение месяца. Если не отвечают - берите копию с печатью и идите в службу "одного окна" за ответом сами.

И что дальше?

Стоит обратить внимание на то, что статус "памятник архитектуры" не только защищает дом от сноса или каких-либо незаконных перестроек, но и накладывает на его жильцов определенные обязательства. Отныне они уже не имеют право своевольничать в плане ремонта такого здания: как его фасадной части, так и деталей интерьеров.

Прежде чем производить существенные ремонтные работы, жильцам или организациям, которые и хотят осуществить перестройку, нужно предоставлять проекты ремонтных и реставрационных работ на согласование в органы наследия. И только после одобрения проекта можно приступать к работам.

Кстати, каждый ОКН имеет свой "предмет охраны". Это может быть уникальный внешний или внутренний декор здания (лепнина, аутентичные двери, уникальные оконные переплеты) или другие детали, благодаря которым дом получил статус ОКН. При утверждении проекта реставрации чиновники обращают особенное внимание именно на сохранность "предмета охраны". Существует и "цветовой паспорт" дома, где обозначен нужный оттенок краски в случае ремонта фасада.

В случае, если охраняемые части "памятника архитектуры" нуждаются в обновлении или ремонте, то его жильцам нужно обращаться за помощью или разрешением в те же органы охраны культурного наследия.

Анастасия Аладжалова, куратор историко-краеведческого проекта "Москва, которой нет"

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - это объекты недвижимости, возникшие в результате исторических событий и представляющие собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, искусства, науки и техники, социальной культуры. Они являются источником информации о зарождении и развитии цивилизации.

Так как памятники истории и культуры представляют историческую ценность для народов России, их владельцы должны обеспечивать их сохранность. В частности, на территории объектов культурного наследия нельзя проводить капитальное строительство, здания и сооружения можно ремонтировать только при условии сохранения их внешнего вида, хозяйственная деятельность также не должна вредить историческому памятнику.

Вокруг объекта культурного наследия всегда есть охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении также устанавливается особый режим использования земель.

Кроме того, владельцы объектов недвижимости, отнесенных к культурному наследию, в случае если это никак не навредит сохранности исторических и культурных памятников, должны обеспечить к ним доступ гражданам России и иностранцам.

2. Как узнать, является ли здание объектом культурного наследия?

Объекты культурного наследия вносятся в реестр объектов культурного наследия. Проверить, внесено ли здание в реестр, можно, изучив список объектов культурного наследия, размещенный на .

Кроме того, на многих памятниках истории и культуры Москвы установлены таблички с QR-кодами. Это проект «Культурные коды Москвы» навигационно-туристического портала .

При наведении на QR-код камеры мобильного устройства пользователь может получить информацию об объекте культурного наследия (историческую справку, фотографии, видео- и аудиоинформацию).

3. Как получить документальное подтверждение того, что сооружение - памятник истории и культуры?

Узнать, является ли объект недвижимости памятником истории и культуры, можно лично, обратившись с заявлением в Департамента культурного наследия ( вам выдадут здесь же). При подаче заявления вас попросят предъявить паспорт. А для заявителей, представляющих интересы юридических организаций, еще и доверенность от организации.

Срок предоставления запрашиваемой информации - до 15 рабочих дней. Срок исчисляется со дня, следующего за днем регистрации заявления. В результате вам выдадут на бумажном носителе:

  • сведения из городского реестра недвижимого культурного наследия в виде выписки из городского реестра недвижимого культурного наследия;
  • сведения из историко-культурного опорного плана города Москвы в виде фрагмента историко-культурного опорного плана города Москвы;
  • сведения о нахождении запрашиваемого объекта в границах установленных территорий, зон охраны или защитных зон объектов культурного наследия в виде информационного письма (в случае если объект недвижимости не относится к объектам, учтенным в городском реестре недвижимого культурного наследия);
  • либо решение об отказе в предоставлении государственной услуги (в случае отказа).

ГАЗЕТА НЕДЕЛИ В САРАТОВЕ, № 37 (359) от 20.10.2015

Идея этого материала возникла в тот момент, когда в редакцию в очередной раз обратились жильцы дома - памятника архитектуры, признанного объектом культурного наследия регионального значения. Осенние ливни 2013 года, пролившие дом на два этажа вниз, не только распалили старую соседскую междоусобицу, но и погнали жильцов по всем кругам ада - в поисках ремонта крыши и справедливости.

Анна Мухина

Но, увы, российское законодательство в отношении объектов культурного наследия таково - в частности, федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», принятый в 2002 году, и Жилищный кодекс РФ, вступивший в силу в 2004 году, - что этот бег по кругу практически неостановим: бремя сохранения объекта культурного наследия любого значения, хоть федерального, хоть регионального, лежит на плечах собственника этого объекта. А квартиры в таких домах приватизированы еще в девяностые годы. Среди жильцов «старого» Саратова в основном весьма небогатые люди, чей доход не всегда позволяет собрать необходимую сумму даже в рамках программы капитального ремонта (в таких домах обычно от четырех до 16 или чуть больше квартир). Не говоря уже о том, чтобы заплатить круглую сумму организации, имеющей лицензию на работу на объекте культурного наследия.

Жизнь под столетним потолком

Ремонт в этом доме, похоже, не делался со времен присяжного поверенного Масленникова

Фасад трехэтажного дома на улице Горького, 8, украшают яркие вывески кафе и магазинов. Минуя их, заворачиваю за угол, на улицу Мичурина, где в подвальном помещении этого дома разместился цветочный магазин. Над ним на уровне второго этажа висит покосившееся деревянное строение, эдакий «воздушный сарай», одна сторона которого поддерживается тонким металлическим шестом. Обитатели дома называют общий навесной коридор верандой - сразу представляется, как полтора столетия назад барышни и судари пили здесь чай прохладными летними вечерами.

Гульмира Амангалиева

Среда довлеет

Это здание, являющееся памятником архитектуры и градостроительства, было построено в 1857 году и принадлежало Евдокии Алексеевне Казариновой, жене коллежского асессора. Затем в 1893 году его приобрел Александр Михайлович Масленников, присяжный поверенный Саратовской судебной палаты, член IV Государственной думы России, а также член Саратовкой городской думы и Губернского земского собрания от Саратовского уезда. Так и сохранилось в истории имя здания - «Дом Масленникова, 2-я половина XIX века».

Фемиде, видимо, приглянулось это место, и теперь рядом с домом-памятником на улице Мичурина за чугунным черным забором блестит, отливая темным стеклом, здание Саратовского областного суда. По соседству с этим блеском - нищета столетних построек.

Тропинка между домом Масленникова и металлической твердыней приводит к обшарпанной массивной деревянной двери блеклого синего цвета. Живет ли здесь кто-нибудь? За дверью разверзается черная пустота. Лучи дневного света помогают нащупать кнопку звонка от ближайшей квартиры. «Что вам тут надо?» - недружелюбно отвечает немолодой женский голос. Я объясняю причину своего визита - узнать о жизни в доме - памятнике архитектуры. Голос за дверью (собеседница остереглась выглянуть наружу) повысился до гневного крика. Дама рассказала, что живет в этом доме с рождения, 1949 года, и с тех ни разу не производился капитальный ремонт, а исполнительные листы на расселение из этого аварийного здания не исполняются.

После короткого разговора намереваюсь пообщаться с другими жильцами, для чего, рискуя жизнью, делаю шаг по хлипкой деревянной лестнице, ведущей в темное подземелье, - возможно, там есть квартиры других жильцов. «Куда вы пошли?! Что вы тут разгуливаете по частной собственности? Я сейчас милицию вызову!» - выбежала с криком в свитере и нижнем белье рыжеволосая дама, с которой я говорила. Чтобы задокументировать мое нахождение здесь, она сделала несколько кадров на своем мобильном телефоне-раскладушке. «Моя пушка помощнее будет», - замечаю я и расчехляю, в целях самообороны, редакционный Canon. Последовала непродолжительная перестрелка, и мы с моим противником разошлись.

Вот уж тот случай, когда не человек делает место, а место человека.

Незамысловатый уют

Стало понятно, что до основной части квартир можно добраться со стороны Горького. В маленьком дворе располагаются многоуровневые постройки, соединенные в единое здание в форме не совсем правильной буквы «П».

Надпись на одном из, с позволения сказать, «подъездов» гласит, что здесь располагается дюжина квартир. Низкий «предбанник» без дверей опять уводит в пугающую тьму. Скрепят деревянные некрашеные полы. Стены подъезда, наряженные трещинами и паутиной, намекают на то, что в последний раз их красили по распоряжению присяжного поверенного Масленникова. Подниматься новичку в кромешной тьме по деревянной лестничной клетке - играть с жизнью в русскую рулетку.

К счастью, в этот момент спустилась вниз одна из жительниц дома-памятника. «О, как вам повезло - я вам столько всего расскажу!» - говорит Наталья Владимировна Исаева, энергичная женщина лет пятидесяти пяти. На этот раз собеседница попалась приветливая и гостеприимная - пригласила к себе в гости на чашку чая.

Из входной двери сразу попадаем в маленькую прихожую-кухню. Во главе стола стоит ведро с собранной водой. Кран в мойке не работает уже давно, воду хозяйка набирает в ванной: ей объяснили, что напор слишком слаб для того, чтобы добраться до третьего этажа. Хозяйка просит меня не снимать верхнюю одежду. Войдет ли дом вовремя в отопительный сезон - неизвестно, а пока приходится обогреваться теплой одеждой и электрической пушкой. Правда, и с электричеством, по словам Натальи Владимировны, не всё ладно: частенько напряжение в электросети прыгает, опускаясь до 190-195 вольт. Холодильник трясется, один мобильник уже однажды сгорел. «Потеря напряжения», - разводят руками работники коммунальных служб.

Как раз сегодня Наталья Владимировна наведывалась в управляющую организацию. ООО «Уют-Р» настояло на заключении с ней договора об оказании услуг, после того как дом вышел из-под управления скандального ООО «Мастер-дом». «Вывеска поменялась, а люди сидят всё те же и делать ничего не будут», - уверена Наталья Исаева. Договор она не подписала, но взяла домой для внимательного изучения.

«Влажная протирка элементов лестничной клетки» - ха-ха, рассмешили, - читает и комментирует строчки документа женщина. - «Уборка мусора с контейнерных площадок» - у нас их нет; их перекинули одну туда, другую сюда, поэтому мусор во дворе лежит - люди наши не любят далеко ходить. «Сдвигание снега» - куда они его двигать собрались? «Уборка снега с крыши» - мы под сугробами тонем каждую зиму. «Уборка мусора с газона» - покажите пальцем, где у нас газон?»

По ее подсчетам, ежемесячная плата за ремонт и уборку жилого дома составит порядка 700 рублей. «Нехило так они хотят с меня поиметь, - приходит к выводу Наталья Владимировна. - Кто проверит, приходил ли кто-то махать метлой или нет?»

Надежды рушатся

Проблемы, по словам собственницы квартиры, начались буквально с первого дня заселения в этот дом в 2001 году. Переселиться из трехкомнатной квартиры в Комсомольском поселке на Горького, 8, вынудили обстоятельства: дочь поступила в педагогический колледж, и решено было всей семьей перебраться в центр города. За это время супруг скончался, обе дочери уехали жить в Германию, и Наталья Владимировна осталась в страшном доме одна.

Первая побеспокоившая проблема - строительство Саратовского областного суда, которое длилось пять лет и было закончено в 2006 году. «Пыль, шум, тряска, сваи, тракторы, бульдозеры - нервов не хватало никаких! Работали в ночные и дневные смены», - вспоминает Исаева. Почему-то у ревнителей культурного наследия не ёкнуло сердце, когда они давали разрешение на строительство нового объекта по соседству с домом - памятником архитектуры. Но самое обидное, по мнению Натальи Владимировны, было то, когда однажды она, вернувшись с работы, почувствовала непривычную пустоту за окном. «Вырубили дерево, которое жило два века, - говорит дрожащим голосом хозяйка квартиры. - Помешали какие-то пять сантиметров судьям, чтобы поставить забор. Пенек от дерева до сих пор зеленеет, а соседнее гнилое дерево стоит нетронутым. Вот кого сажать надо! Вот оно, культурное наследие!»

А внизу предприниматели обустраивали первый и цокольный этажи многострадального дома. «Строили все кому не лень. Из подвала вывезли три КамАЗа с землей. Убрали перекрытия - дом покосился», - продолжает собеседница. - От этих кафе и магазинов гарь, копоть, музыка орет, вентиляцию гудит сутки напролет - так и живем». И опять-таки, замечает она, статус охраняемого памятника культурного наследия не защитил дом от нежелательных изменений.

Третья проблема случилась тогда, когда при согласии жильцов дома компания «Ростелеком» стала проводить связь. В старом доме просверлили дыру в стене, просунули провода, но в месте проникновения побежала трещина. Она соединилась с другой широкой трещиной, и теперь угол стены верхнего этажа готовится к тому, чтобы отделиться. Теперь Наталья Владимировна боится, как бы в одну из гигиенических процедур вместе с ванной не выпасть на улицу.

В 2010 году жильцам дома несказанно повезло - им пообещали поменять крышу. За исполнение работ взялась фирма «Каркас». Но так получилось, что рабочие сделали себе строительную площадку прямо над квартирой Исаевой. Гнилой столетний потолок в спальне хозяйки теперь дышит на ладан. Хозяйка бегала по инстанциям, просила сделать ремонт, стяжку дома, но ответ везде слышала один и тот же: «Вы - собственница, вот вы и разбирайтесь». На память о боданиях с бюрократами ей остается толстая стопка бумаг.

Уже не раз жильцам этого дома обещали расселение разные компетентные лица. Быть может, сноса старого дома в центре города жаждет еще одна заинтересованная сторона. В 2007 году этот дом прогремел аж на федеральных каналах: злоумышленники пытались поджечь здание со стороны чердака. Однако пожар относительно вовремя потушили, а жильцы никуда не уехали, потому что идти было некуда. Собеседница добавляет, что однажды обитатели дома находились в шаге от долгожданного переезда в новое жилье, но слишком большие требования ее соседей якобы испортили дело.

Собственников квартир в доме осталось не много, большинство счастливо съехали отсюда и стали сдавать жилье внаём. Но с теми, кто остался, бывает несладко. Например, когда Наталье Исаевой рабочие хотели отгородить участок на лестничной клетке, дабы уменьшить теплопотери, выбежали соседи. Беременная женщина, размахивающая топором, - от такого зрелища и Наполеон сбежит, а уж одинокая пенсионерка тем более отказалась от своих намерений. «Я заметила, что мы все - инертные, ничего не хотим, - говорит Исаева. - Не только чиновники, коммунальщики, но и мы сами. Вот если мне одной банку краски купить и покрасить подъезд - будет тяжело, а если всем вместе - намного легче. Это же наши дети ходят и трогают эти противную стену - ну если мы ее покрасим вместе, будет чище и лучше».

Когда она обращается к соседям с подобной просьбой, ей обычно отвечают: «Ничего не надо делать! Чем быстрее дом рухнет, тем быстрее нас расселят». Но жители так и живут, рискуя в любой день остаться под руинами памятника.

Масштабное наследие

Конечно, понятие «объект культурного наследия» гораздо шире «памятников архитектуры». Памятники архитектуры - это только один подраздел всего многообразия подобных объектов. Кроме того, в понятие «объект культурного наследия» входят памятники археологии, истории и монументального искусства.

Анна Мухина

На сегодняшний день в Саратовской области находится 151 объект культурного наследия федерального значения (среди которых большая часть - 98 - памятники археологии, 53 - памятники архитектуры, истории, монументального искусства), 652 - регионального значения и 133 - местного (муниципального) значения. Кроме того, выявлен 4371 объект культурного наследия. Впрочем, под действие 73-го закона и уже признанные, и только выявленные объекты подпадают одинаково. Выявленные объекты, и среди них памятники архитектуры, запрещено сносить, а реставрационные работы и капитальный ремонт там могут производить только фирмы со специальным допуском. Из списка выявленных объектов дом-памятник можно исключить, но для этого необходимо провести экспертизу.

На территории Саратова из вышеперечисленных объектов на сегодня располагается 40 объектов культурного наследия федерального значения и 272 - регионального значения, которые являются памятниками истории и архитектуры. 125 из них - это жилые дома. Из этих 125 домов аварийными признаны четыре.

Охраняет объекты культурного наследия - все без исключения на территории нашего региона - управление по охране культурного наследия правительства Саратовской области. Управление устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия, к их содержанию, готовит и утверждает охранные обязательства собственников этих объектов и, конечно, следит за исполнением этих охранных обязательств.

До лета нынешнего года структура была частью министерства культуры Саратовской области, сейчас это самостоятельное ведомство, в штате которого числится восемь человек.

Раз - и ты в исторической ценности

Далеко не все памятники архитектуры были признаны таковыми в советские годы. Часть выявлена гораздо позже. Более того, историческую ценность различных объектов энтузиасты и исследователи обнаруживают и по сей день.

Анна Мухина

Выявление новых объектов культурного наследия регулируется все тем же федеральным законом № 73, в дополнении к которому министерство культуры РФ второго июня 2015 года выпустило приказ, регламентирующий порядок проведения работ по выявлению объектов, которые обладают признаками объекта культурного наследия. Причем ведомство постаралось максимально упростить процедуру, сделать ее доступной для обычных граждан. При желании в сети можно найти сам приказ и образец заявления на включение объекта в госреестр объектов культурного наследия. В заявлении юридическому или физическому лицу следует указать местонахождение объекта, отметить, в чем его историко-культурная ценность. Это может быть визуальный осмотр и приложенные к заявлению фотографии или же анализ архивных и библиографических материалов и документов. Заявление с приложенными к нему материалами отправляется в нашем случае в управление по охране объектов культурного наследия области. Там, если предоставленные автором данные актуальны и достоверны, объект включается в реестр «объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия». Оттуда памятник может быть исключен в двух случаях - его включат в реестр выявленных объектов или же вынесут отказ во включении его в выявленные объекты.

При желании любой, кто готов доказывать культурную, архитектурную и историческую ценность какого-либо объекта (даже жилого дома), может ее доказать. Без согласия на то жильцов, которые могут мечтать о ремонте крыши, но тут внезапно окажется, что они проживают в памятнике архитектуры, и цена за ремонт вырастет многократно.

Леонид Писной: Скорее всего, мы их потеряем

Глава АО «Саратовоблжилстрой», депутат областной думы Леонид Писной не склонен делать оптимистичные прогнозы относительно судьбы домов - памятников архитектуры.

Анна Мухина

- На каком основании то или иное строение (особенно жилой дом) может быть признано памятником архитектуры?

Есть определенные критерии отнесения к объектам историко-архитектурного наследия. Как правило, это или наличие данных о проживании в доме известного человека, или же это наследие известной архитектурной школы, оставившей след в истории, и другие критерии.

При инвентаризации в 90-е годы появилась так называемые вновь выявленные объекты культурного наследия. Это список на 600 различных зданий, которые каким-то образом попали в этот список выявленных объектов, но никто не помнит, как. Тогда законодательство по этому вопросу находилось не в лучшем состоянии: ни четко выраженных критериев культурной и исторической ценности, ни четкой оценки, большие вопросы были к экспертизе. Вопрос тогда был не самый актуальный для государства, при тех катаклизмах в экономике. Фактически два десятка лет никаких телодвижений с этим реестром вновь выявленных объектов не было. И начались они пару лет назад, не больше.

Правда, теперь вопрос упирается в стоимость экспертизы - это от 50 до 100 тысяч за объект. Если умножить сумму на 600, от полученной суммы глаза раскрываются очень широко. Поэтому теми темпами, которыми сейчас идет оценка с одновременной паспортизацией объекта, установлением охранных зон и так далее, на весь процесс уйдет лет тридцать. И пока ситуация с бюджетом не позволяет его ускорить.

Каким законодательством регулируется вопрос текущего и капитального ремонта в таких домах, когда закон был принят?

Вопрос регулируется в общем порядке, без привилегий: собственник несет бремя содержания собственности. И если собственники - частные лица, то в рамках закона связаны с охраной объектов историко-архитектурного значения, и они действительно должны обеспечить условия для его сохранности.

При этом мы можем изыскать какие-то возможности предоставления бюджетных средств, но их нет. Случаев предоставления из бюджета денег на объекты - жилые дома на моей памяти не было.

- Есть ли разница в подходе к ремонту памятников архитектуры федерального и регионального значения?

Конечно. На объектах историко-культурного наследия работать могут только организации, имеющие лицензии для проведения таких работ. Работа обычных строительных организаций на таком объекте - это уголовное преступление.

Наличие у организации допуска СРО к таким видам работ означает другие коэффициенты, увеличение сметной стоимости, потому что работа на таких объектах требует более высокой квалификации и других технологий. Индекс стоимости капитального ремонта таких домов в два-два с половиной раза выше, чем ремонта в обычном доме.

В юридическом плане в подходе памятникам федерального, регионального и муниципального значения разницы нет. В практическом, конечно, есть. В реестре объектов культурного наследия федерального значения их не так много, и на них Федерация находит необходимые ассигнования, которые значительно превышают возможности областного бюджета. И работа по поддержанию таких объектов идет плановая.

Почему вообще сложилась такая ситуация, что люди, приватизировавшие свое жилье в девяностые годы, когда жилищное законодательство в России находилось в «разобранном» состоянии, обязаны теперь тащить на себе все финансовые затраты по капитальному ремонту домов возраста ста и более лет?

В погоне за собственностью очень многие опрометчиво совершили акт приватизации. Но у каждого есть право депреватизировать жилое помещение.

Можно ли включить жилой дом - памятник архитектуры в программу капитального ремонта? Если в доме часть жилья (даже меньшая) - муниципальная собственность, могут ли жильцы надеяться, что городской бюджет полностью оплатит капитальный ремонт такого дома строительной организацией, имеющей лицензию на такие виды работ?

Дома-памятники включаются в ремонт в общем порядке. Тут никаких других ограничений в законодательном плане нет. Если есть муниципальная собственность, то надо не надеяться, а требовать, чтобы муниципалитет нес бремя расходов, так же как и другие собственники. Они обязаны это делать.

Обращаются ли к вам за помощью жители таких домов? Насколько остро, на ваш взгляд, стоит эта проблема в Саратове?

Конечно, жители этих домов обращаются. Особенно с улицы Первомайской. Мы им помогаем чем можем, где-то вместе с жителями организовываем, например, ремонт крыши.

Проблема эта для города острейшая. Потому что стоимость затрат на полное восстановление в разы превышает такой показатель, как минимальный взнос на капитальный ремонт. Без помощи бюджета мы эти дома не спасем. Но опять же все бюджеты, которые сегодня есть в области, эту проблему не вытянут.

В ближайшем будущем делать какие-то оптимистичные прогнозы по положению домов, являющихся памятниками архитектуры, я бы никому не советовал. Скорее всего, в течение следующих пяти-пятнадцати лет мы их потеряем.

- Есть ли способ решить эту проблему с наименьшими потерями для жителей домов - памятников архитектуры?

Самый безболезненный способ - это переложить значительную часть ассигнований на бюджет. Но у нас бюджет этого не позволяет.

Что делать жителям тех домов, у которых дом признали аварийным до того, как сделали его памятником архитектуры?

Признание дома аварийным - это еще не всё. Аварийный дом подлежит либо сносу, либо реконструкции. Если он признан аварийным и подлежащим сносу, он должен быть снят из реестра историко-культурного наследия, и его расселят. Если он признан годным к реконструкции (я таких случаев пока не знаю), здесь есть все основания для подачи в суд и привлечения субсидиарного финансирования того уровня власти, уровня значимости которого признан объект.

[кстати сказать]

Виталий Кудрявцев, федеральный эксперт в области охраны культурного наследия, заведующий кафедрой «Дизайн архитектурной среды» СГТУ:

ЕСТЬ ДВА МЕХАНИЗМА СОХРАНЕНИЯ ТАКИХ ДОМОВ

В качестве примера деликатного отношения к жилым домам - памятникам архитектуры в Саратове можно назвать дом по Московской, 99, неподалеку от пересечения с улицей Вольской. Он известен как дом купчихи Матрены Сибриной, его последней владелицы. Долгое время здесь были коммунальные квартиры. В постсоветский период здание вместе с дворовыми постройками выкуплено одним собственником, который не только отреставрировал дом и дворовые службы, но даже восстановил утраченные кованые ворота. Гарантом сохранения памятников жилых домов является собственник, который бережно относится к своим владениям, холит их и лелеет, вдобавок это ему интересно. Это редкое совпадение, когда интересы государства и хозяина памятника архитектуры совпадают.

Механизмов сохранения домов-памятников, где много собственников, два. Первый из них - создать ТСЖ и принять решение собрать средства на восстановление дома. На практике это труднореализуемо, ведь контингент, проживающий в этих домах, как правило, не самый обеспеченный. Второй путь - расселение обитателей памятника крупным инвестором, который может отремонтировать дом и использовать его по своему усмотрению, в том числе и как жилой.

Строить вместо памятников архитектуры аналогичные новые строения недопустимо и согласно закону нельзя. Конечно, с сохранением старого больше сложностей и мороки, но памятники интересны прежде всего своей подлинностью, патиной времени, если хотите. А вот вместо рядовой ветхой застройки вполне допустимо строить новые здания, но с учетом сложившейся архитектурной среды.

В начале 2015 года были приняты регламенты по застройке центра Саратова, ограничивающие этажность строительства и другие параметры, способствующие сохранению архитектурного облика данной зоны. Так, в начале улицы Московской в зоне так называемых образцовых домов новые здания должны быть не выше трех этажей, в зоне эклектики и модерна допустимы более высокие постройки, но никак не десятиэтажки. Конечно, на Московской улице памятники эпохи эклектики оказались вкрапленными среди высотных домов, как в квартале между улицами Чапаева и Рахова. Так сложилось, куда деваться. Площадки, на которых и сегодня в центре ведется многоэтажное строительство, были выделены еще до принятия этих регламентов.

Стоит учитывать, что у памятника архитектуры могут быть разные предметы охраны - к примеру, фасад здания, лестница или планировка. Поэтому вопрос сохранения коммуникаций, как правило, не главный. Никому не придет в голову сохранять отслуживший свое паровой котел. И никто не будет сидеть при лучине, если есть электричество. Весьма затратно сохранять старые системы отопления. В Эрмитаже, кстати, сохранили отопление по воздушным каналам, а в Радищевском музее его заменили на современную водяную. И избавляться от удобств во дворе в наше время необходимо, подводить воду и канализацию. А вот к системе кондиционирования надо подходить осторожно. В Москве запрещено уродовать исторические здания кондиционерами, их можно устанавливать во внутренних дворах, вмонтировать в крышу, но ни в коем случае не выносить на парадный фасад.

Пока причастные к строительству и дизайну люди отмечают свой профессиональный праздник - Всемирный день архитектуры, мы представим самые интересные и необычные работы современных архитекторов и их предшественников.

Кварталы Хабитат-67, Монреаль

Уникальный жилой комплекс был построен в 1967 году к выставке «Экспо». 354 срощенных друг с другом домов расположены не в случайном порядке, а так, чтобы все квартиры получали максимум солнечного света. Стиль этого объекта - брутализм, кстати, стал популярен и в СССР.

Проекты Фриденсрайха Хундертвассера

Очень сложно выбрать какую-то одну работу этого культового архитектора, ведь все они по-своему удивительны. Его «сказочный» стиль не подпадает ни под одну из классических концепций - великий австриец проектировал «хорошие» и даже «добрые» дома. Вот, например, обычный жилой , который все называют просто домом Хундертвассера. Неудивительно, что автор такой архитектуры всегда принципиально носил разные носки.

Идеальный дворец, Франция

Ничем не примечательный городок Отрив прославил местный почтальон в начале XX века. Фердинанд Шеваль 33 года строил свой собственный дворец из подручных материалов - камней, которые собирал во время работы. Фердинанд абсолютно не разбирался в канонах архитектуры и использовал все стили, которые он мог видеть. Поэтому в «Идеальном дворце», как автор сам его называл, есть элементы от Древнего до Гауди.

Храм Лотоса, Индия

В 1986 году в Нью-Дели был построен один из самых необычных в мире . Гигантские мраморные листья лотоса как будто вот-вот распустятся. Для цветка даже создали почти естественные условия - храм, как и настоящий лотос, возвышается из воды. Хотя это и религиозное сооружение, внутри нет ни икон, ни фресок, ни росписей: в учении бахаи эти атрибуты не важны.

Кёльнский собор, Германия

Канонический образец готики, известный далеко за пределами «архитектурных кругов». Описывать многочисленные детали огромного здания мы, конечно, не будем. Ограничимся одним фактом: в 1880 году, когда завершился очередной этап строительства, собор на четыре года стал самым высоким зданием на планете - 157 метров. Но и сегодня, в окружении малоэтажных домов в центре Кёльна собор выглядит всё равно впечатляюще.

Бурдж-Халифа, ОАЭ

В последние десятилетия звание самого высокого здания в мире было буквально переходящим знаменем: то , то Тайбэй, то Куала-Лумпур. Разумеется, эмираты не смогли пройти мимо такого соревнования решили поставить свой рекорд. Попутно « » одержала победу более чем в десяти номинациях, например, как обладательница самого быстрого лифта и самого высоко расположенного ночного клуба (на 144 этаже).)

Храм танцующего бога, Индия

Знаменитый индийский храм Брихадешвара, недавно отметивший своё тысячелетие, посвящён Шиве. Всего внутри храма - 250 изваяний этого бога, и все они изображают разные позы магического танца. Раньше храм был ещё и крепостью, поэтому, кроме изящных статуй здесь есть и серьёзные оборонительные сооружения. Рвы и стены охраняют легендарные богатства, которые столетиями несли Шиве паломники.

Стадион «Птичье гнездо», Пекин

Олимпийские игры для архитекторов - это отличный шанс воплотить свои мечты: власти не скупятся на смелые и дорогие проекты. От Олимпиады-2008 достался стадион на 80 000 человек совершенно непривычной формы. Хотя примечательна даже не форма, а исполнение из гигантских железных балок - воздушная полупрозрачная конструкция при этом может выдержать восьмибалльное землетрясение.

Здание Крайслера, Нью-Йорк

Один из лучших образцов ар-деко и самый высокий в середине XX века небоскрёб был построен по заказу автомобильной компании «Крайслер». Самым высоким он стал благодаря непримиримому соперничеству двух архитекторов: автор этого здания в последний момент перед завершением строительства согласовал установку 40-метрового шпиля, обогнав тем самым новостройку Трамп-билдинг. А необычные дуги на фасадах верхних этажей имитируют колёсные диски автомобилей.

Дом-капсула, Япония

Сочетание японского минимализма и любви к новым технологиям подарило миру уникальный проект - капсульный жилой дом. Все модули (квартиры и офисы) в этом здании полностью заменяемы и крепятся к металлическому основанию всего четырьмя болтами. Несмотря на визуальную хлипкость такой системы, несчастных случаев с момента постройки в 1974 году пока не было.

Дома-кольца, Китай

Необычные круглые дома-крепости появились в давно, а перестали их строить только в 1960-х. До этого жилища по принципу замкнутой системы возводили во многих районах. Недостаток земли и возможность обороняться сообща подталкивали людей селиться коммунами в нескольких таких домах. Да и микроклимат внутри защищал от зноя и холода.

Самая южная православная церковь

Эта постройка отличается не дизайном или размерами, а исключительно местом, где она находится. Неподалёку от российской антарктической станции Беллинсгаузен в 2004 году освятили деревянную церковь Св. Троицы. А брёвна для церкви проделали, наверное, самый длинный путь в истории логистики стройматериалов: Горный Алтай-Калининград-Антарктида.

Самое секретное офисное здание, США

Самое недоступное в мире офисное здание одновременно и самое большое. Это знаменитый Пентагон - здание Минобороны . В огромной пятиугольной постройке - 28 км коридоров, а площадь всех пяти этажей - 604 000 кв.м. Этот гигант строился в 1940-х годах, поэтому вышел небольшой казус: туалетов в здании в два раза больше необходимого - отдельно для негров, отдельно для белых. Правда, к концу строительства старые порядки отменили и даже таблички повесить не успели.

Бассейн в небе, Сингапур

Три башни высотки отеля Marina Bay Sands в поддерживают действительно уникальное архитектурное сооружение - огромную платформу, по форме напоминающую корабль. На «палубе» находится живой сад и гигантский бассейн. Кстати, весь дизайн отеля официально одобрен специалистами по фэн-шуй.

Город на скале, Шри-Ланка

Настоящий город-крепость возвели древние зодчие на отвесной 300-метровой скале Сигирия. Царь Касапа I приказал выстроить свою резиденцию на такой высоте для защиты, но не забыл и о комфорте. Крытые террасы, скамьи для отдыха, деревья и даже искусственный водоём делали Сигирию убежищем класса люкс. Кроме официальных исторических памятников, интересна и традиция, так любимая нашими соотечественниками: начиная с VII века гости дворца оставляли на скалах надписи вроде «здесь был Вася, 879 год», только в стихах.



Транспорт