Группа музыкальных инструментов в джаз оркестре. Виды оркестров и их различия

Выдающийся джазовый пианист, композитор, импровизатор и педагог, народный артист России. Блестяще владет академической школой исполнительства, что отмечено Европейской премией имени Густава Малера, и всеми формами джазового пианизма. Д.Крамер постоянно стремится привлечь к искусству джаза молодых и исполнителей и слушателей. С 1984 года Даниил Борисович ведет активную гастрольно-концертную деятельность в нашей стране и во многих странах мира. Он принимает участие — и как пианист и как организатор — практически во всех джазовых международных и национальных конкурсах и фестивалях.

Выпускник РАМ имени Гнесиных по специальности «Музыкальное искусство эстрады — Инструменты эстрадного оркестра (ударные)», закончил ассистентуру-стажировку ГКА им. Маймойнида, лауреат российских и зарубежных джазовых фестивалей — конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов—на-Дону, 1997 г., 1 премия), конкурса джазовых ансамблей в Испании (Гетцо, 1999 г., 2 премия). Д. Г. Власенко выступал с известными российскими джазовыми музыкантами: А. Соболевым, А. Кузнецовым, А. Фишером, А. Ростоцким, Г. Файном, В. Горским, группой «Marimba Plus», А Свиридовой, А. Маршалом, а также с зарубежными музыкантами: Dave Samuels (Spyra Gyra), Sandra Booker (USA), Хайнрих фон Кальняйн (Австрия), Othella Dallas (USA), Michael Schiefel (Germany), Shenda Rul, Synthia Scott, Tecora Rogers (USA), Frederico Belinsky (France), Nicolas Bearde (USA) и др.

Окончил Государственное музыкальное училище имени Гнесиных по специальности Инструменты эстрадного оркестра (электрогитара) и Институт современного искусства. Руководил эстрадным коллективом «ПЛАСТ» Луганской Филармонии. В 1995 году организовал Джазовый квартет «TENТН FLOOR», г. Москва, работал в коллективе народного артиста России Ю. Антонова. Имеет большой педагогический стаж и опыт работы в образовательных учреждениях различного уровня. Г.А.Баранов углубленно занимается совершенствованием методики преподавания игры на джазовых инструментах.

Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, дебютировал в Москве в ансамбле Александра Сухих (1989), стал известен в 1990-95 гг., выступая в составе квинтета «Игорь Бриль и новое поколение». Игорь Иванушкин участник отечественных и зарубежных фестивалей, в том числе в Индонезии (1991, 1995 гг.), обладатель «Гран-при» конкурса джазовых исполнителей в Бухаресте (1993), лауреат Международного конкурса джазовых музыкантов в Брюсселе (1990), лауреат 1-го Всероссийского конкурса молодых джазовых исполнителей (Ростов-на-Дону). В рамках культурного обмена И.В. Иванушкин участвовал в джазовых концертах в Дублине (Ирландия). В последнее время выступает в ансамбле с гитаристом Константином Серовым, трубачом Владимиром Галактионовым.

Музыкант мультиинструменталист, аранжировщик. В 2013 году окончил с отличием РАМ имени Гнесиных, в составе биг-бэндов А.Кролла и Г.Гараняна принимал участвовал во многих значимых концертах, играл на одной сцене с величайшими джазовыми музыкантами. Лауреат международных фестивалей и конкурсов («GNESIN-JAZZ», конкурса композиторов имени С.С.Прокофьва и др.). Как исполнитель и аранжировщик сотрудничает со многими российскими артистами. Под руководством А.А.Рузняева студенты осваивают практику игры в джазовом ансамбле, постигают искусство аранжировки и импровизации.

В 2005 окончил джазовое отделение Российской Академии музыки имени Гнесиных у профессора А. В. Осейчука. Проходил стажировку в джазовом институте University of Louisville (Кентуки, США, 2009 г.) по программе «Open World». Лауреат Всероссийского джазового конкурса в Ростове-на-Дону (2005 г.). Участвовал в Международных джазовых фестивалях: «Java-Jazz» (Индонезия, Джакарта, 2010 г., в составе квартета Александры Шерлинг), «JazzaNova» (Австрия, Китцбюль, 2009 г.) с оркестром Игоря Бутмана. Выступал с концертами в Швейцарии (Базель, Цюрих), Германии (Берлин, Мюнхен), в Уганде (Кампала) с Алексом Ростоцким, Италии (Мантекочини Терме) с Валерием Гроховским. Играл и записывался c всемирно известными музыкантами: Paco Sery, Linley Marthe, Gregory Porte, E. J Strikland, Dick Pearce, Greg Bandy, Kim Plainfield, Billy Cobham.

На протяжении всей истории джаза этому музыкальному направлению пришлось претерпеть значительное количество изменений, иногда приятных, иногда тяжелых и неожиданных. Но, тем не менее, существует ряд легендарных музыкантов, как в России, так и за рубежом, которые внесли неоценимый вклад в позитивный ход истории этой музыки. Именно они создали по-настоящему великие джазовые оркестры.

В 1932 году знаменитый российский музыкант и дирижер Александр Цфасман собрал музыкальный коллектив «Московские ребята», ставший в дальнейшем «джаз-оркестром Александра Цфасмана». Музыканты появлялись в популярном и престижном в то время ресторане «Савой», ездили на гастроли по стране, спустя 4 года после создания участвовали в столичных «Вечерах джаза».

Помимо работы в качестве руководителя успешного оркестра, Александр Цфасман давал концерты сольного творчества, а как известно, он был блестящим пианистом.

С оркестром на одной сцене выступали такие знаменитые музыканты, как Иван Козловский, Игорь Гладков, Михаил Фрумкин, Сергей Лемешев, Валентин Берлинский, Эмиль Гейгнер, Павел и Михаил Михайловы, Владимир Бунчиков, Клавдия Шульженко, Надежда Казанцева, Александр Ривчун, Марк Бернес.

В военный период ансамбль, поддерживая советские войска, давал концерты на многих фронтах. В историческом музыкальном плане Цфасман один из первых принес свинг в СССР.

Зимой 1956 года в Колонном зале Дома Союзов прошел праздничный концерт в честь 50-летия Цфасмана, на котором оркестр выступил со своими лучшими хитами. Знаменитый музыкант ушел из жизни в феврале 1971 года в Москве. Дирижер оставил заметный след в истории советского джазового оркестра.


В 1934 году появился легендарный джазовый оркестр . Музыканты, находящиеся тогда в Шанхае, начали гастролировать по стране и спустя несколько лет маэстро окрестили «Джазовым королем Дальнего Востока».

В 1937 году оркестр уже включал в себя 11 музыкантов, а репертуар ансамбля расширился благодаря исполнению русских песен в джазовых аранжировках.

Сложности в политической жизни Китая в то время сподвигли оркестр переехать в Советский Союз в 1947 году. Послевоенное время принесло музыкантам большой успех. В 1955 году Олег Лундстрем и его оркестр записывают пластинки, выступают на радио, становятся все более известными. За свою продолжительную карьеру оркестр провел свыше 10 000 концертов в СССР и в нынешней России. В 1989 году Лундстрем пригласил Александра Брыксина в качестве директора оркестра.

В 2005 году великий дирижер Лундстрем скончался. С 2007 года в оркестре появился новый художественный руковолитель – Борис Михайлович Фрумкин, обновились концертные программы. Сейчас оркестр по прежнему успешно выступает в столице и гастролирует по городам России.


В 1971 году известный музыкант Анатолий Кролл собрал биг-бэнд , ставший одним из самых успешных в СССР. Оркестр ездил с гастролями по Европе, работал с Юрием Антоновым, Ларисой Долиной, Евгением Мартыновым, Леонидом Серебренниковым. Анатолий Кролл расформировал ансамбль в 1991 году и перешел в театр Союза театральных деятелей РФ.

Кролл начал работать и как композитор в «МКС биг-бэнд» (названого так в честь Международного коммерческого союза). Коллектив заслужил многочисленные похвалы критиков и большую любовь российских слушателей. Музыканты много ездили с концертами за рубежом, к примеру, во Франции, Швейцарии.

По настоящее время великий дирижер Анатолий Кролл остается на посту лидера оркестра.


Один из величайших джазовых оркестров легендарного трубача появился в 1937 году. Первоначально биг-бэнд сформировался в 1935-1936 годах, музыканты подписали контракт со звукозаписывающей студией Brunswick Records , но финансовая ситуация коллектива была по-прежнему тяжелой. В 1938 году был сформирован новый состав оркестра , и Glenn Miller Orchestra начал стремительно развиваться и набирать популярность. Благодаря повышенным требованиям Миллера относительно профессионализма и трудолюбия, он создал свой собственный стиль, отличный от других.

4 апреля 1939 года Миллер и его оркестр записали Moonlight Serenade. А композиция Tuxedo Junction, записанная 5 февраля 1940 года, была продана в количестве 115 000 копий в течение первой недели, и поставила оркестр на 7 место в национальный хит-парад в том же году.

В октябре 1942 года в связи с политической обстановкой Гленн Миллер ушел в армию. Назначение на должность капитана сподвигло его убедить начальство армии модернизировать военный оркестр и в конечном итоге улучшить моральное состояние служащих. Цель Миллера была достигнута – оркестр имел успех! В конце 1943 года музыканты уехали с гастролями в Англию.

Осенью 1944 года оркестр должен был отправиться в турне по Европе. Миллер решил прибыть в Париж раньше, чтобы лучше подготовиться к выступлению, но произошел несчастный случай – Гленн Миллер сел на транспортный самолет в Париж и погиб разбившись. Тем не менее оркестр великого инструменталиста до сих пор продолжает существовать и успешно гастролировать по всему миру.


Оркестр Эллингтона был собран его лидером в 1923 году. Спустя 4 года музыканты уже стояли на сцене знаменитого клуба в Гарлеме.

Благодаря частым радиотрансляциям концертов из этого клуба, Эллингтон и его музыканты стали популярными. В 1931 году Duke Ellington Orchestra отправился в свой первый тур. Джазовый стандарт Mood Indigo, исполняют который уже не одно десятилетие, стал чрезвычайно успешным.

Незадолго до начала эры свинговой музыки словно предугадал его появление. Композиции 1933 года Sophisticated Lady и Stormy Weather стали «визитными карточками» оркестра.

Частые гастроли по Европе и Америке принесли огромный и заслуженный успех музыкантам. Основой исполняемой музыки являются композиции Эллингтона. В 1971 году легендарный оркестр посетил СССР, добившись триумфа и там. Инструменталисты во главе со своим бессменным лидером продолжили готовить новые концертные программы и записывать очередные популярные хиты, сниматься в кино, записывать саундтреки к фильмам, получать музыкальные награды. До последних дней своей жизни Дюк вел концертную деятельность. Музыка великого композитора навсегда осталась в сердцах миллионов поклонников по всему миру и вдохновила многих последующих джазменов.


Кларнетист с раннего детства был беззаветно предан джазу, и не удивительно, что создание успешного оркестра было одним из его главных стремлений. В начале лета 1934 года состоялось первое выступление его биг-бэнда Гудмана. Спустя месяц его композиция Moon Glow завоевала первые места американских чартов.

Оркестр часто приглашали на радио, благодаря чему он заметно повысил свою популярность и более 10 раз занимал первые места в джазовых хит-парадах страны. Музыканты завоевывали большую популярность и компания звукозаписи RCA Victor, где была сделана в 1917 году, предложила им выгодный контракт. В тяжелый период Великой депрессии в США, оркестр не бросал гастроли, даже учитывая непростую финансовую ситуацию артистов.

Судьбоносным для творчества Гудмена стал концерт 21 августа 1935 года в заведении «Паломар». После выступления там его оркестр и сам музыкант стали настоящими звездами джаза и свинга, в частности. В декабре 1949 года Бенни Гудмен распустил свой легендарный оркестр. Последующая деятельность кларнетиста в основном состояла из собранных временных ансамблей для гастролей и записей. Чаще всего кларнетист собирал группы из 4 или 6 музыкантов, но иногда были и биг-бэнды. Музыку Бенни Гудмена можно охарактеризовать как утонченную, с уникальным вкусом, и конечно же, особой подачей его инструменталистов.


Одна из самых значимых фигур в свинге, Каунт Бейси (Count Basie), известен и как руководитель выдающегося биг-бэнда, который заслуженно дополняет великие джазовые оркестры. Оркестр Каунта Бейси был собран из музыкантов, покинувших Bennie Moten’s Kansas City Orchestra в 1935 году. За 1 год ансамбль из 9 человек разросся до крупного оркестра. Их стали приглашать многочисленные радиостанции, а сам Бейси обзавелся прозвищем «Каунт» (Граф).

Главным отличием Count Basie Orchestra от других биг-бэндов было то, что его основу составляли солисты высшего уровня – это позволяло исполнять небывалые импровизации. Ритм-секция оркестра Канта Бейси признана лучшей в джазе . За барабанами был Джо Джонсон, какое-то время в оркестре играл Бадди Рич, на саксофоне – . С оркестром выступали первые лица джаза – и .

В 1940-е годы оркестр переживал трудные времена, как и многие другие биг-бэнды. На 2 года Бейси распускает коллектив и играет с секстетом. При первой же возможности оркестр вновь собирается и отправляется в продолжительное турне, которое закрепляет за коллективом право считаться оркестром №1 в свинге.

После смерти Каунта Бейси оркестр не прекратил свое существование. В России биг-бэнд выступал в 1985 году.


В 1935 году джазовый тромбонист и трубач Томми Дорси создал свой биг-бэнд. Коллектив исполнял так называемый «коммерционизированный джаз», или поп-джаз. Популярность бэнду принесла работа с выдающимися аранжировщиками Поллом Уэстоном и Биллом Файнганом. С оркестром сотрудничали Банни Бериган, Дэйв Таф,

Бэнд уступал коллективу Бенни Гудмана по мастерству, но оказался более жизнеспособным. Оркестр достойно пережил кризис свинга и биг-бэндов в конце 40-х годов. В оркестре была сильная «тякучка»: Томми обвиняли в том, что он переманивает к себе лучших музыкантов. Исследователи утверждают, что Дорси был перфикционистом и человеком настроения, этим и объясняются частые изменения состава коллектива.

В 1940 году Томми Дорси пригласил начинающего вокалиста . За 2 года бэнд и Синатра записали 80 композиций, среди которых хиты In The Blue of Evening и This Love of Mine.

Томми Дорси одним из первых приспособил буги-вуги к оркестру, сделав свинговые аранжировки . Он также один из первых белых руководителей джазовых оркестров, кто сделал обязательными сольные импровизации музыкантов. он побуждал вокалистов использовать скэт и «нонсенс-сонги» для развлечения публики. После смерти Томми в 1956-м бэнд возглавил его брат, а затем им руководили Ли Кастл и Уоррен Ковингтон.


Первый бэнд выдающийся ударник Чик Уэбб собрал в Гарлеме в 1926 году. Известно, что в 1931-м бэнд стал постоянным резидентом знаменитого клуба Savoy.

Отсутствие музыкальной грамотности, рост 130 см не помешали Чику стать блестящим профессионалом и руководителем одного из лучших оркестров в мире.

Значительное событие произошло в 1937 году, когда бэнд Чика Уэбба состязался с оркестром . Зрители практически единогласно отдали первенство менее знаменитому Чику. По воспоминаниям барабанщика оркестра Гудмена Джина Крупы, Чик заряжал зал.

Разумеется, своей славой оркестр обязан не только выдающейся ритм-секции. В 1935 году солисткой оркестра стала юная , которая возглавила бэнд после скорой смерти Чика.


Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана

Один из самых популярных российских оркестров современности создан саксофонистом . В 1999 году он собрал биг-бэнд, который в 2012-м получил право называться Московский джазовый оркестр.

В 2003 году произошло громкое событие в мире джаза и знаковое для биг-бэнда Игоря Бутмана. Московский джазовый оркестр дал совместный концерт с Джазовым оркестром Линкольн-центра под управлением легендарного .

В 2013 году американский журнал Downbeat окрестил оркестр «созвездием виртуозов», а в репортаже с Umbria Jazz Festival бэнд сравнили с оркестром Бадди Рича, Каунта Бейси и бэндом .

В том же году вышел альбом Московского джазового оркестра Special Opinion. В записи принимали участие саксофонист Билл Эванс, барабанщик Дэйв Уэкл, гитаристы Майк Стерн и Митч Стайн, трубач Рэнди Бреккер и басист Том Кеннеди.

В 2017 году Московский джазовый оркестр выступал на первом джазовом форуме-фесте в Петербурге вместе с вокалистом .

В состав симфонического оркестра входят три группы музыкальных инструментов: струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы), духовые (медные и деревянные) и группу ударных инструментов. Количество музыкантов в группах может быть разным, в зависимости от исполняемого произведения. Нередко состав симфонического оркестра расширяют, вводят дополнительные и нетипичные для него музыкальные инструменты: арфа, челеста, саксофон и т.д. Численость музыкантов симфонического оркестра в некоторых случаях может превышать 200 музыкантов!

В зависимости от количества музыкантов в группах различают малый и большой симфонический оркестр, среди разновидностей малого существуют театральные оркестры, участвующие в музыкальном сопровождении опер и балетов.

Камерный

От симфонического такой оркестр отличается существенно меньшим составом музыкантов и меньшим разнообразием групп инструментов. В камерном оркестре так же сокращено количество духовых и ударных инструментов.

Струнный

Этот оркестр состоит только из струнных смычковых инструментов - скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Духовой

В состав духового оркестра входят разнообразные инструменты группы духовых - деревянных и медных, а так же группа ударных инструментов. Духовой оркестр включает в себя наряду с музыкальными инструментами характерными для симфонического оркестра (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон, труба, валторна, тромбон, туба), и специфические инструменты (духовой альт, тенор, баритон, эйфониум, флюгельгорн, сузафон и др.), которые не встречаются в других видах оркестров.

В нашей стране огромной популярностью пользуются военные духовые оркестры, исполняющие наряду с эстрадными и джазовыми композициями особую прикладную военную музыку: фанфары, марши, гимны и так называемый садово-парковый репертуар - вальсы и старинные марши. Духовые оркестры значительно мобильнее симфонических и камерных, они могут исполнять музыку во время движения. Существует особый жанр выступления - оркестровое дефиле, в котором исполнение музыки духовым оркестром совмещено с одновременным выполнением музыкантами сложных хореографических постановок.

В крупных театрах оперы и балета можно встретить особые духовые оркестры - театральные банды. Банды участвуют непосредственно в самой сценической постановке, там, где по сюжету музыканты являются действующими персонажами.

Эстрадный

Как правило это особый состав малого симфонического оркестра (эстрадно-симфонический оркестр), в котором присутствует, помимо прочего, группа саксофонов, специфические клавишные, электронные инструменты (синтезатор, электрогитара и т.д.) и эстрадная ритм-секция.

Джазовый

Джазовый оркестр (бэнд) состоит, как правило, из группы духовых, включающей расширенные по сравнению с другими оркестрами группы труб, тромбонов и саксофонов, группы струнных, представленной скрипками и контрабасом, а так же джазовой ритм секции.

Оркестр народных инструментов

Одним из вариантов народного ансамбля является оркестр русских народных инструментов. Он состоящит из групп балалаек и домр, включает в себя гусли, баяны, особые русские духовые инструменты - рожки и жалейки. В состав таких оркестров не редко вводят и инструменты, типичные для симфонического оркестра - флейты, гобой, валторны и ударные инструменты. Идея создания такого оркестра была предложена балалаечником Василием Андреевым в конце XIX века.

Оркестр русских народных инструментов не единственный вид народных ансамблей. Существуют, к примеру, оркестры шотландских волынщиков, мексиканские свадебные оркестры, в которых присутствует группа разнообразных гитар, трубы, этническая перкуссия и др.

Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

  • симфонический оркестр (большой и малый),
  • камерный, оркестр народных инструментов,
  • духовой,
  • эстрадный,
  • джазовый.

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:

а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.

Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).

Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .

Характеристика групп симфонического оркестра

I. Cтрунно-смычковые

Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка . По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас . Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

II. Деревянные духовые

Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой .
Разнообразным тембром обладает кларнет . Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот .
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

III. Медные духовые

Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба . Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны .
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

Тембровые характеристики инструментов

Виды оркестров

Оркестр русских народных инструментов

Состав такого оркестра включает основные группы:

  • Струнные щипковые:
    • домры, балалайки, гусли
  • Духовые:
    • свирель, жалейка, рожки владимирские
  • Пневматические язычковые:
    • баяны, гармоники
    • бубны и барабаны
  • Дополнительные инструменты:
    • флейта, гобой и их разновидности

Оркестр белорусских народных инструментов

Примерный состав:

  • Струнные инструменты:
    • гусли, скрипка, басетля
  • Духовые инструменты:
    • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
    • бубны и цимбалы
  • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
    В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
    Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
  • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
  • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
    Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
    Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
  • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
  • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
  • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
  • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

Духовой оркестр

Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

Эстрадный оркестр

В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

Джазовый оркестр (джаз-бенд)

В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

В работе были использованы материалы:

1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.

Приступая к созданию эстрадного оркестра или ансамбля, руководителю необходимо решить ряд организационных вопросов.
Как правило, коллектив формируется с учетом материальной базы клубного учреждения, в котором создается или уже функционирует эстрадный оркестр или ансамбль, поскольку наличие инструментов, электронной аппаратуры, условий для проведения занятий значительно влияет на определение состава, характер учебно-воспитательного и творческого процесса. Это одна из первых и важных проблем, так как правильное комплектование эстрадного оркестра или ансамбля является основой, с которой начинается организация, а затем и учебно-творческая работа с коллективом.

Основные группы инструментов

В настоящее время в художественной самодеятельности встречаются различные виды эстрадных оркестров и ансамблей. Они отличаются друг от друга составом входящих в них инструментов и определенными средствами тембровой и динамической выразительности. Организация эстрадных оркестров и ансамблей заключается прежде всего в объединении инструментов в инструментальные группы. В процессе исполнения музыкальных произведений в связи с содержанием музыки, особенностями музыкального материала той или иной группе инструментов поручается определенная оркестровая функция: мелодическая, гармоническая, ритмическая и т. д. Поэтому в зависимости от количества инструментов группы и их функций можно выделить основные виды эстрадных оркестров и ансамблей.
Высшей формой самодеятельной музыкальной эстрады являются эстрадно-симфонические, биг-бенды - эстрадные и джазовые оркестры, которым доступно исполнение произведений значительной сложности.
Эстрадно-симфонический оркестр характеризуется прежде всего наличием струнной смычковой группы, группы саксофонов, группы медных духовых инструментов и ритм-группы, а также введением в состав оркестра таких дополнительных инструментов, как гобой, фагот, валторна, арфа и другие.
К группе смычковых инструментов относятся скрипки, альты, виолончели . В отличие от симфонического оркестра, контрабас в эстрадном, джазовом оркестре или ансамбле входит в состав ритм-группы.
Группа саксофонов состоит из двух альтов, двух теноров и баритона . Как правило, исполнители владеют кларнетом, флейтой и другими инструментами данной группы.
Группа медных духовых инструментов состоит из четырех-пяти труб, четырех тромбонов.
Ритм-группа бывает двух видов - полная, включающая четыре инструмента: контрабас или гитару-бас, гитару, ударные и фортепиано, орган или синтезатор, и неполная, включающая в себя три инструмента без гитары.

Виды и характеристика оркестров и ансамблей

Эстрадные и джазовые оркестры в практической деятельности клубов встречаются трех основных видов:
большой оркестр, включающий пять саксофонов - два альта, два тенора, один баритон, четыре трубы, четыре тромбона, ритм-группу;
средний оркестр: четыре саксофона - два альта, два тенора или - альт, два тенора и баритон, три трубы, один-два тромбона, ритм-группа;
малый оркестр: три саксофона, две трубы, тромбон, ритм-группа.
Нередко в состав эстрадных и джазовых оркестров включают такие инструменты, как флейта, валторна, вибрафон, аккордеон , а ударная группа дополняется литаврами, маракасами и другими Ударными инструментами.
Следует также отметить, что в исполнительской практике в состав эстрадных и джазовых оркестров вводится вокальная группа, которая дает большие возможности для творческого поиска новых тембровых сочетаний. Органическое соединение человеческого голоса и инструмента позволяет добиться большей выразительности, своеобразного звукового колорита.
Эстрадно-симфонический и эстрадный оркестры по сравнению с ансамблями обладают значительно большими красочными и динамическими возможностями. Для них типично применение более разнообразных приемов игры - широкое использование «закрытых» звуков (сурдин) в медной группе, самые различные тембровые и гармонические соединения инструментов.
Широкое распространение в художественной самодеятельности получили различные по составу эстрадные и джазовые ансамбли. Ансамблем считается такой коллектив, в котором в каждой группе не больше двух инструментов, например два саксофона, две трубы; или два тромбона и т. д., то есть ни в одной из групп нельзя образовать трехголосный аккорд. Встречаются случаи, когда в ансамбле может быть одна из групп, включающая три или даже четыре инструмента. Наличие трех инструментов в одной из групп не превращает автоматически ансамбль в оркестр.
Из всех разновидностей встречающихся в практике ансамблей от трех до десяти-двенадцати человек можно выделить два основных направления - вокально-инструментальные ансамбли и эстрадные и джазовые инструментальные ансамбли типа «комбо» (что означает в переводе с английского «комбинация», «сочетание»).
Вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие рок-музыку, состоят из двух-трех гитар (гитара-соло, гитара-ритм, гитара-бас) и ударных с включением духовых и народных инструментов, синтезаторов и т. д.
В практике самодеятельных эстрадных коллективов встречаются настолько необычные сочетания инструментов, что подчас трудно провести классификацию. Поэтому мы, характеризуя инструментальные эстрадные и джазовые ансамбли, отметим существенные моменты комплектования их по числу участников и инструментов.
Самым малым эстрадным или джазовым ансамблем, который может существовать как самостоятельная художественная единица, исполнять инструментальную музыку и обеспечить полноценный с эстетической точки зрения аккомпанемент , считается неполная ритм-группа. Она является основой для создания других видов ансамблей. Наиболее типичными в самодеятельности и профессиональном искусстве являются следующие составы: фортепиано ударные, контрабас или гитара-бас; аккордеон, ударные, контрабас; аккордеон, гитара, контрабас и т. д.
В ансамблях, исполняющих музыку раннего джаза - новоорлеанский стиль, диксиленд, - ритм-группа включает такие инструменты, как ударные, банджо, туба, фортепиано. Еще один вид ансамбля - квартеты.
Для облегчения дальнейшей характеристики ансамблей мы примем неполную ритм-группу за основу коллектива, и, следовательно, состав - ритм-группа и гитара может считаться самостоятельным ансамблем-квартетом. Наиболее часто в практике встречаются такие квартеты: ритм-группа и саксофон, ритм-группа и труба, ритм-группа и кларнет, ритм-группа и тромбон, ритм-группа и вибрафон и т. д.
Квинтеты состоят из ритм-группы и двух инструментов. Желательно включать в состав различные инструменты, это позволит получить больше тембровых красок, выразительных средств. Наиболее типичными являются такие составы: ритм-группа, труба и саксофон; ритм-группа, труба и кларнет; ритм-группа, гитара и саксофон; ритм-группа, саксофон и тромбон и т. д. Нередко встречаются и однородные инструменты: ритм-группа и два саксофона; ритм-группа и две трубы; ритм-группа и две скрипки и т. д.
Секстеты имеют в составе ритм-группу и три инструмента, септеты - ритм-группу и четыре инструмента в самых различных сочетаниях. Мы не будем перечислять остальные ансамбли, только отметим еще раз, что в практике встречаются всевозможные сочетания инструментов, в основе которых иногда нет ритм-группы в данном понимании. Важно, чтобы руководитель при создании коллектива, его комплектовании исходил из художественных задач, которые будет решать ансамбль, следуя тому или иному направлению эстрадной, джазовой и рок-музыки.

Характеристика инструментов

Здесь дается краткая характеристика инструментов, входящих в состав самодеятельных музыкальных эстрадных коллективов.

Флейта

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется в основном большая флейта. Это инструмент нетранспонирующий, нотируется в скрипичном ключе, диапазон ее от до первой октавы до до четвертой октавы:

Звучание флейты соответствует нотной записи.
В низком регистре звук флейты матовый, несколько шипящий, слабый, в игре малоупотребительный. В среднем - певучий, прозрачный, певучий, нежный, достаточно насыщенный. В верхнем - полнозвучный, ясный, светлый. В высоком - резкий, свистящий. Как правило, наиболее используется диапазон от до-ре второй октавы до фа-соль третьей октавы.
Благодаря большой технической подвижности и диапазону флейте поручаются партии верхнего голоса, различные виртуозные пассажи, соло, педаль.
В настоящее время этот инструмент широко используется в самодеятельной музыкальной эстраде, особенно в инструментальных и вокально-инструментальных ансамблях.
Флейта-пикколо встречается крайне редко, в основном как характерная тембровая краска для создания музыкального образа в игровых инструментальных номерах и песнях.

Саксофон

Благодаря специфическому тембру, мягкости, виртуозной технике, достаточно широкому диапазону саксофоны занимают особое место в современных эстрадных оркестрах и ансамблях. В художественной самодеятельности наиболее широкое распространение получили: саксофон-альт (in Es), саксофон-тенор (in В), саксофон-баритон (in Es) и в очень редких случаях встречается саксофон-сопрано, хотя в настоящее время в практике профессиональных оркестров и ансамблей наблюдается тенденция выдвижения этого инструмента на передний план в партитурах современной музыки.
Саксофон-альт - инструмент, обладающий большими техническими возможностями, выразительным тембровым колоритом.

Саксофон-альт звучит на сексту ниже написанного:

Нижний регистр маловыразительный, грубоватый. Средний - яркий, полнозвучный. Верхний - резкий, напряженный.
В оркестре, ансамбле саксофон-альт выступает как солирующий инструмент, исполняет первые-вторые голоса, педаль.
Саксофон-тенор. Регистры и их характеристика в основном соответствуют саксофону-альту, только тембр саксофона-тенора богаче и выразительнее, чем у альта:

Саксофон-тенор звучит большой ноной ниже написанного:

Саксофон-баритон - менее подвижный инструмент, однако такие известные мастера эстрады и особенно джаза, как Джерри Маллиген, демонстрировали на этом инструменте виртуозное мастерство. В оркестрах и ансамблях в основном используется средний регистр, характеризующийся сочным, бархатным, полнозвучным и выразительным звучанием. Верхний регистр - тусклый, а нижний - грубоватый и тяжелый:

Саксофон-баритон звучит большой терцдецимой ниже записи:

Применяется в оркестре, ансамбле в качестве солирующего инструмента, для исполнения нижних голосов, педали. В некоторых случаях саксофон-баритон удваивает басовую партию в оркестре.
Следует отметить, что благодаря однотипному звукоизвлечению на саксофоне и кларнете целесообразно обучать исполнителя-саксофониста игре на кларнете, а некоторым наиболее способным» саксофонистам предложить изучать флейту.

Труба

Труба in В применяется в эстрадных оркестрах и ансамблях как высокий мелодический инструмент, на котором исполнитель играет более мягким звуком, чем в духовом и симфоническом оркестрах. В группе медных духовых инструментов она является ведущей. Тембр ее звонкий, светлый и яркий. В эстрадных оркестрах, ансамблях в основном применяются трубы с помповым механизмом.

Следует отметить, что в настоящее время в практике как профессиональных, так и самодеятельных коллективов благодаря совершенствованию инструмента и исполнительскому мастерству музыкантов часто используются звуки до ре-ми-фа третьей октавы.
Труба звучит большой секундой ниже записи:

В художественной самодеятельности наиболее употребителен средний регистр, обладающий ярким, выразительным тембром, сильным звучанием, разнообразием нюансировки.
В оркестрах и ансамблях труба может исполнять как широкие, напевные мелодии, так и быстрые пассажи, отрывистые ритмические фигурации. Она является солирующим инструментом, ведет первые голоса в группе, педаль.
Довольно часто в игре применяются сурдины, придающие звуку мягкость, приглушенность, меняющие тембровую окраску, помогающие обогатить оркестровую палитру.

Тромбон

В эстрадных оркестрах и ансамблях применяется теноровый тромбон и тенорово-басовый тромбон с квартвентилем. Звук этого инструмента более низкий и плотный, чем у трубы, технически он менее подвижен. Для изменения тембровой окраски и сады звучания довольно часто применяются различные сурдины.
Партии тромбона нотируются в басовом и теноровом ключах. Тромбон - инструмент нетранспонирующий, его звучание соответствует нотной записи:

Нижний регистр технически малоподвижный, обладающий «мрачным» характером звучания; при игре f появляется специфический треск, который часто используется как своеобразная тембровая краска, характерная для tutti в оркестре, ансамбле.
Средний регистр - наиболее употребительный - отличается полным, выразительным звучанием, динамической подвижностью от пианиссимо до фортиссимо.
Верхний - яркий, певучий. Звуки высокого регистра из-за трудности звукоизвлечения употребляются нечасто.
В оркестре, ансамбле тромбон применяется как солирующий инструмент, для исполнения средних и низких голосов группы, педали. Ему свойственно также исполнение различных подголосков, особенно в музыкальных коллективах, исполняющих традиционный джаз и ранний свинг.
Руководителям самодеятельных эстрадных коллективов при аранжировке и обучении игре на этом инструменте следует иметь в виду, что тромбон - единственный из медных духовых инструментов, на котором хроматический звукоряд получается с помощью кулисного механизма. Воспроизведение этого звукоряда достигается посредством последовательного выдвижения кулисы, понижающей основные натуральные звуки инструмента. Места, на которых фиксируется кулиса, называются позициями. Их на тромбоне семь.
Первая позиция. Кулиса плотно прижата к мундштучной части, в таком положении извлекается основной натуральный звукоряд:

Вторая позиция. Кулиса выдвигается с расчетом понижения каждого натурального звука на полутон:

Третья позиция. Кулиса понижает натуральный звукоряд на целый тон:

Четвертая позиция. Натуральный звукоряд понижается на полтора тона:

Пятая позиция понижает звукоряд на два тона:

Шестая позиция понижает звукоряд на два с половиной тона:

Седьмая позиция понижает натуральный звукоряд на три тона:

Руководителям самодеятельных эстрадных оркестров и ансамблей следует учесть ряд специфических особенностей этого инструмента. Благодаря возможности свободно регулировать длину трубки кулисный механизм позволяет достигать, с одной стороны, более гибкого и стройного интонирования, с другой - более тщательного развития музыкального слуха участников, играющих на тромбоне, формирования у них соотношения двигательных навыков с чистотой интонации.
Другая особенность тромбона заключается в том, что конструкция инструмента позволяет исполнять различные штрихи, специфические только для этого инструмента, например различные виды глиссандо с помощью кулисы: глиссандо к ноте, от ноты, между нотами и другие штрихи, характерные для эстрадной и джазовой музыки.

Гитара

В настоящее время в эстрадных оркестрах и ансамблях применяется гитара двух видов: акустическая и электрогитара. Наибольшее распространение в профессиональных и самодеятельных эстрадных коллективах получила шестиструнная гитара. Она нотируется в скрипичном ключе и звучит октавой ниже написанного:

Диапазон гитары:

Партии гитары в зависимости от функции - соло или аккомпанемента - записываются нотами или буквенными обозначениями с указанием количества ударов в такте:

В настоящее время в практике сложилась система обозначения аккордов латинскими буквами с различными цифровыми индексами. Этой системой пользуются почти все инструменталисты, особенно в импровизационных эпизодах. Поэтому каждый музыкант, исполняющий эстрадную и джазовую музыку, должен знать буквенно-цифровое обозначение аккордов.
уквенное обозначение нот:

Большие буквы латинского алфавита означают мажорное трезвучие, построенное от данного звука, например:

Малая буква «m» рядом с большой буквой означает минорный аккорд:

Буквы «maj» (англ. - major) означают, что к мажорному трезвучию прибавляется большая септима:

Буквами «dim» (англ. - dimish - уменьшенный) обозначен уменьшенный аккорд:

Цифры означают:
7 –– малую септиму, прибавленную к мажорному или минорному трезвучию:

9 - большую нону, прибавленную к септаккорду:

«Maj 9» означает прибавленную к большому мажорному септаккорду большую нону:

Число 11 означает прибавление к мажорному или минорному трезвучию чистой дуодецимы, причем в аккорде могут участвовать малая септима и большая нона:

Число 13 означает прибавление большой терцдецимы, а также малой септимы, большой ноны и чистой дуодецимы:

Знаки альтерации, стоящие рядом с большой буквой, означаю повышение или понижение основного тона на 1/2 тона

(бемоль) - понижение основного тона на 1/2 тона;
(диез) - повышение основного тона на 1/2 тона.
Если знаки альтерации стоят рядом с цифрой, то они соответственно повышают или понижают квинту, септиму, нону и т. д.:

Бемоли и диезы могут заменяться знаками «–» или « + »:

Если рядом с большой буквой нет цифр, то знаки « + » или «–» относятся только к квинте:

Таково буквенно-цифровое обозначение аккордов; исключение составляют аккорды с задержанием терцового звука. Они обозначаются буквами sus (suspended - задержанный):

Мелодическое положение аккордов на гитаре при аккомпанементе не имеет большого значения, главное - соблюсти голосоведение и регистр. Если возникает необходимость точного мелодического положения аккорда, то следует в нотах выписать мелодию и указать буквенные обозначения:

Запись партии гитары во многом определяется стилем музыкального произведения. Например, в ансамблях, исполняющих джазовую музыку, указывают только буквенную гармонию без обозначения ритма, а в больших оркестрах партия выписывается полностью, иногда только отдельные эпизоды оставляют для импровизационного сопровождения.
В результате технического совершенствования инструмента, усиления звука, использования электронных эффектов значительно расширился диапазон выразительных средств гитары. В эстрадных и джазовых оркестрах она выполняет солирующую и аккомпанирующую функции. Гитара может исполнять сольные эпизоды мелодического характера, соло с применением аккордов или целиком состоящие из аккордов. Разнообразны виды аккомпанемента гитары - создание гармонического фона, гармонического контрапункта, подчеркивание наиболее важных акцентов в ритмической ткани произведения, одновременное ведение баса, гармонии и контрапунктических линий, заполнение пауз в оркестре, ансамбле, педализация и т. д., за счет использования различных средств электроники.

Клавишные инструменты

В настоящее время эстрадные оркестры и ансамбли значительно пополнили свой инструментарий благодаря появлению новых клавишных инструментов. Помимо фортепиано, которому и сейчас принадлежит ведущее место в современных эстрадных коллективах, в практике широко стали использоваться электроорган, электропианино, электроклавесин, бас-педали, электробас, сольный синтезатор, синтезатор струнных и т. д.
Партии этих инструментов записываются в нотном тексте по-разному, в зависимости от жанра и стиля пьесы. Например, для произведений традиционного джаза характерен импровизационно-вариационный аккомпанемент, в танцевальной музыке - дублирование фактуры гитары и баса; в современной музыке используется импровизационно-контрапунктический характер изложения музыкального материала. Поэтому при использовании клавишных инструментов необходимо учитывать стиль произведения и особенности инструмента. Например, по сравнению с фортепиано звук электронных инструментов тянется как на духовых инструментах; это и диктует тот или иной тип фактуры партии.
В практике сложилась система записи для фортепиано и клавишных электроинструментов , сочетающая фиксирование буквенного обозначения гармонической функции и баса. С одной стороны, это дает исполнителю конкретное представление о гармоническом положении аккорда, с другой - предоставляет возможность для творческой инициативы исполнителя.
Запись партии осуществляется в виде дроби, в числителе фиксируется гармония, а в знаменателе указывается бас:

В оркестровых и ансамблевых tutti, общих акцентах и т д. необходимо партию выписывать полностью, чтобы не было гармонической грязи и ритмической несогласованности. Партии выписываются полностью также электронным инструментам, если необходимо сочетание с духовыми инструментами для создания нового тембрового колорита.
Электронные инструменты обладают большим диапазоном динамических средств, они используются в оркестре, ансамбле для исполнения соло, контрапункта, педали, гармонического аккомпанемента, создания новых тембров.

Гитара-бас

Гитара-бас представляет собой электроинструмент со звуко-усилительной аппаратурой. Она, как и контрабас, нотируется в басовом ключе, но звучит на октаву ниже.
Диапазон гитары-баса две с половиной октавы, струны настраиваются по квартам:

На практике существует два основных способа звукоизвлечения: пальцами и медиатором. Умелое пользование электронными тембрами позволяет добиться и большой мягкости и глубины звучания, и резкого, жесткого «щелчка».
Гитара-бас по сравнению с контрабасом обладает большей подвижностью, на ней можно исполнять виртуозные партии, характерные для стиля «рок» и «джаз-рок». При этом надо очень умело пользоваться тембрами и регистрами, так как технические пассажи в нижнем регистре сливаются, затрудняется восприятие отдельных звуков, создается впечатление неясного звукового фона.
Особенностью гитары-баса является то, что на ней благодаря звукоакустической аппаратуре можно получить разнообразные звуковые эффекты.
В оркестре, ансамбле она применяется для исполнения сольных эпизодов, создания достаточно подвижного басового голоса.

Контрабас

Контрабас строится по квартам, нотируется в басовом ключе и звучит октавой ниже нотной записи.
Инструмент имеет следующий диапазон:

Звук извлекается с помощью смычка и щипка пальцев. В эстрадных и джазовых коллективах основным приемом является pizzicato. Основная его функция - исполнение партии динамичного баса, сольных эпизодов, а также создание контрапункта, особой ритмической пульсации, характерной для эстрадно-джазовой музыки.

Ударные инструменты

Ударные инструменты представляют собой целый набор инструментов, сосредоточенный в руках одного исполнителя, а также группу инструментов, имеющих самостоятельное значение и определенную высоту звучания.
Ударная установка, как правило, включает следующие инструменты:
-малый барабан с подставкой;
-большой барабан с ножной педалью и мягкой колотушкой;
-малый том-том (альт том-том), закрепляющийся на кронштейне большого барабана;
-большой том-том (тенор том-том) на ножках;
-большая и малая тарелки на отдельных стойках;
-две небольшие тарелки, соприкасающиеся друг с другом при помощи педали - «хэт».
В практике встречаются комплекты ударных установок, расширенные за счет увеличения количества том-томов и тарелок, дополнительных ударных инструментов: маракасы, треугольник, коровий (альпийский) колокольчик, бонги и т. д.
Запись нотного текста для ударных раньше проводилась штилями в разные стороны. Сейчас разработана новая одноштилевая система, что значительно облегчает чтение нот, способствует скорейшему усвоению музыкального произведения.
Партии для ударной установки выписываются следующим образом:

В партитуре партии ударных выглядят так:

Играют на ударных инструментах палками, щетками и мягкими
палками.
Основная функция ударных инструментов в эстрадном оркестре, ансамбле - создание ритмической основы произведения, а также исполнение сольных эпизодов.
Большой барабан в основном используется для фиксации сильной доли такта, а также выделения ритмического рисунка в отдельных эпизодах. В современной музыке партия большого барабана усложнилась: он нередко принимает участие в создании ритмического контрапункта, а иногда выходит на передний план в партитуре музыкальной пьесы.
Том-томы используются в оркестре, ансамбле для небольших сольных партий и создания ритмического и тембрового колорита.
Тарелки применяются для фиксации метра, усиления общей звучности в кульминационных моментах, а также для создания различных тембровых и шумовых эффектов.
Ножная тарелка в зависимости от стиля музыкального произведения выполняет различные функции. Например, в традиционном джазе подчеркивались вторая и четвертая доли, а в современной музыке основной акцент на игре палочкой по закрытому «хэ-ту», в то время как правая играет синкопы по малому барабану. В партитуре для эстрадных и джазовых оркестров часто предусматриваются места для импровизации: партии не выписываются полностью и ударнику предоставляется инициатива ввести по собственному вкусу приемы игры и нюансы, придерживаясь ритмической основы произведения, стиля, характера пьесы.

Партитура эстрадного оркестра

Знание руководителем всех оркестровых инструментов, их строя, аппликатуры, способа звукоизвлечения, устройства и других особенностей является обязательным условием создания и функционирования полноценного эстрадного оркестра или ансамбля. Эти знания нужны для работы с партитурой, написанной профессиональными композиторами и инструментовщиками и для подготовки собственных аранжировок.
Партитура эстрадного оркестра или ансамбля представляет собой запись партий всех инструментов, входящих в состав данного самодеятельного эстрадного коллектива.
В партитурной записи современных эстрадных оркестров и ансамблей независимо от состава сложился определенный порядок расположения инструментальных голосов. Каждая партия, как правило, нотируется на отдельном нотоносце. Исключение составляют партии духовых инструментов - саксофонов, труб, тромбонов и др. Для этих инструментов существуют два способа нотации. При первом каждый инструмент нотируется на отдельном нотоносце (см. таблицу 1).
При втором - партии группируются попарно, по три и четыре инструмента на одном нотоносце (см. таблицы 2, 3).
Нотоносцы с соответствующими партиями располагаются в установленной последовательности друг под другом. Они объединяются сначала общей акколадой, затем групповыми акколадами, охватывающими инструментальные группы, отдельные инструменты, а иногда - и дополнительными акколадами, которые объединяют нотоносцы партий, принадлежащих одному семейству (см. таблицу 4).
При нотировании на одном нотоносце двух партий принято партию первого инструмента писать штилями вверх, второго штилями вниз:

При одинаковых ритмических рисунках две, три, четыре партии объединяются в записи одним штилем:

Нотоносцы, расположенные в определенном порядке, создают партитурную систему, которая отражает состав оркестра или ансамбля, его инструментальные группы и отдельные инструменты.
Варианты расположения инструментов в партитурах наиболее типичных составов показаны в Приложении.

Организация эстрадных оркестров и ансамблей

Одной из проблем в создании коллектива является привлечение участников, организация набора в эстрадный оркестр, ансамбль.
Руководитель совместно с администрацией клуба или зала готовит афишу о приеме в коллектив, проводит беседы с людьми, в которых рассказывает о жанрах музыкальной эстрады, разъясняет цели, задачи работы эстрадного оркестра или ансамбля, порядок приема в коллектив.
Очень важно правильно отобрать участников по их природным данным и профессиональным качествам. Если в коллектив приходят начинающие музыканты, то руководитель должен выявить уровень их музыкальных способностей - интонационного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, а у желающих играть на духовых инструментах - физическое состояние.



Творчество и игры