Кто старше: Дед Мороз или Санта-Клаус? Страшная правда о санта-клаусе.

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Кажется, что добрый старый Санта-Клаус, дарящий хорошим ребятишкам подарки и исполняющий их желания, существует с глубокой древности.

На самом деле это не совсем так - прародитель этого сказочного персонажа действительно реально существовал в древности, но известный нам в его нынешнем облике Санта-Клаус «родился» по меркам исторической науки недавно - не более 200 лет назад.

Добрый дедушка дважды переплыл океан, прежде чем стал знаменит во всем мире. Реальный прототип Санта-Клауса - святой Николай, реальный персонаж, живший в Малой Азии во времена Рима и ставший впоследствии архиепископом города Мир Ликийских в римской провинции Ликия.

Будучи родом из семьи богатых христиан, Николай полностью посвятил себя служению богу и отдал свое наследство церкви. В православной традиции он считается Николаем Чудотворцем, покровителем путешественников и мореплавателей, благодетелем, дарящим подарки детям.

Нам он хорошо известен по празднику Николы Зимнего 19 декабря, когда послушные детки находят под подушкой подарки от святого Николая.

В католичестве распространена легенда о трех сестрах-бесприданницах, которые не могли выйти замуж из-за бедности и единственный путь им был в притон - продаваться за деньги. О такой ситуации узнал святой Николай и тайно подбросил мешочек с золотыми монетами двум старшим сестрам.

Об этом узнал их отец и решил выследить дарителя. Святитель узнал о коварном плане и бросил мешок с деньгами в дымоход. Сверток благополучно приземлился в чулок младшей дочери, сушившийся у огня. Именно этот эпизод лег в традиционное представление о Санта-Клаусе, приносящем в Рождественскую ночь подарки через дымоход и прячущемся от людей.

Легенда эта была очень популярна в Нидерландах и вместе с голландскими переселенцами переплыла Атлантический океан в первый раз. Основанный эмигрантами из Голландии Новый Амстердам через некоторое время стал Нью-Йорком, а добрый дедушка из сказок Старого Света прижился в другом обществе и оброс уже свежими легендами и мифами.

Это особенно интересно по той причине, что пуританская Новая Англия не отмечала Рождества вообще как такового. Легенды о Санта-Клаусе существовали в виде устного предания и передавались по мере смешивания населения от потомков голландцев все новым эмигрантам.

Только в начале X|X века, в 1809 году появилось письменное упоминание об этом персонаже.

Американский писатель Вашингтон Ирвинг («Легенда о Сонной Лощине», «Рип ван Винкль»), считающийся сейчас отцом американской литературы, написал «Историю Нью-Йорка», где рассказал о почитании Санта-Клауса в период существования Нового Амстердама. Этим он положил начало популярности этого персонажа.

Эстафету подхватил Клемент Мур, написавший поэму о Санта-Клаусе, а затем художник Томас Наст впервые изобразил его так, как мы привыкли его видеть сегодня. Считается, что Наст в облике Санты изобразил себя - веселого полного пожилого человека с окладистой бородой и пышными усами.

Окончательный облик Санта-Клаус получил в 1931 году под кистью Хэддона Сандблома - это был красный с белой меховой выпушкой костюм и колпак. Именно в этом облике добрый чудотворец пересек Атлантику во второй раз и вернулся в Европу, чтобы окончательно завладеть всей планетой.

Популярность этого героя у широких слоев населения стали активно эксплуатировать в своих рекламных кампаниях различные торговые предприятия.

На рекламе Кока-Колы в рождественские праздники Санта до сих пор развозит напитки и подарки по всему миру, теперь уже не на оленях, а на большой фуре. Олени, эльфы и другие вспомогательные персонажи всегда присутствуют в рассказах о Санте, помогая ему во всех добрых делах.

Однозначно ответить на вопрос «Кто такой Санта-Клаус» очень сложно, ведь у множества народов есть собственный аналог доброго дедушки, приносящего зимой подарки послушным и воспитанным детям и живущего где-то далеко на Северном Полюсе.

У французов это Пер Ноэль, у русских Дед Мороз, а у финнов - Йоулупукки. Всех этих персонажей объединяют общие черты - они появляются зимой, обитают где-то далеко на краю света, немолоды, полноваты и очень добры.

Не важно, как его зовут - Санта или Дед Мороз, важнее то, что с ним в дом приходит радость, веселье и надежда на счастливое будущее.

Ни в рождественских, ни в новогодних святцах, нет такого имени – Санта-Клаус. Откуда взялся этот персонаж? 19 декабря (по новому стилю) для христиан – день святителя Николая Чудотворца, епископа из города Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой, один из самых почитаемых в христианском мире (в Германии особое почитание святого Николауса началось в VI, в Риме – в VIII веке), и стал прототипом западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского персонажа Санта-Клауса.

Собственно, в житии святителя Николая нет ничего сказочного. Есть чудесное. Более других известны несколько эпизодов: о том, как он спас от голода город Миры, как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть кораблю, плывшему в Палестину, как избавил от неминуемой казни трех воевод, которых оклеветали злоумышленники, наконец, о том, как св. Николай, еще будучи священником в городе Патары, помог одному обнищавшему человеку выдать замуж трех дочерей. На последнем остановимся подробнее. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался отправить их в публичный дом (что в ту пору было неслыханным) или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В некоторых местах принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу которого в дом поникает Санта-Клаус или его помощник).

Благодарная память о том, как святитель Николай помогал людям в их бедах
и горестях, заступался за обиженных, делился всем, что имел, перешагнула границы
Византии, стала одной из важных тем европейского Рождества

Обычай одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры: один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа Ноэлем или Вайнахтсманном.

Изображение святого Николая на старинной католической миниатюре

Изображения святого Николая на православной иконе


С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан, штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку, или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре «Посещение рождественского деда».

К сожалению или к счастью, в сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну большую шоппинговую кампанию.

Происхождение Санта-Клауса

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Мирликийский (Санта - «святой», Клаус - «Николай»), известный по житию своей благотворительностью (помощью бедным людям в виде тайных подарков). Первоначально именно от его имени дарились в Европе подарки детям в день почитания святого по церковному календарю - 6 декабря. Однако в период Реформации , выступавшей против почитания святых, в Германии и сопредельных странах Святой Николай был заменен в качестве персонажа, вручающего подарки, на младенца Христа, а день вручения подарков был перенесен с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. В период Контрреформации в Европе персонаж Святого Николая снова стал дарить детям подарки, однако это стало происходить в конце декабря на Рождество . Но, например, в Нидерландах , где имя святого Николая произносят как Синтерклаас; от его имени детям дарят подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам , ныне известное как город Нью-Йорк , образ Святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, также осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга , в котором тот рассказывал о голландских временах города, упомянув и обычай чествования Святого Николая в Новом Амстердаме.

В развитие истории Ирвинга в 1823 году Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая », в которой рассказал о некоем персонаже, дарящем детям подарки - Санта-Клаусе. Эта, ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844-м году. Как утверждал американский телеканал по истории History Channel в вышедшей в 2000-х годах документальной программе «Легенды Санты»: «Благодаря перу Клемента Мура Святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «К 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые упоминаются восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса .

1881 Иллюстрация Томас Наста, который с Клеменом Кларком помогал создавать современный образ Санта-Клауса.

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст , работавший в журнале Harper’s Weekly , использовал по мотивам книги Клемента Кларка Мура персонаж Санта-Клауса в серии своих политических карикатур, в виде героя, дарящего подарки. Персонаж стал популярен, и Наст позднее выпустил, в том числе и для «Харпер уикли», множество забавных рисунков, но уже для детей, с веселыми сценками из жизни Санты-Клауса. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул, что Санта живёт на Северном полюсе, что Санта ведет специальную книгу, куда записывает поступки хороших и плохих детей и.т.д. На рисунках Наста происходила постепенная трансформация облика Санты от персонажа в виде толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и веселому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel , «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Наст был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несет никакой смысловой нагрузки, - отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».

  • Дэшер («Стремительный»),
  • Дэнсер («Танцор»),
  • Прэнсер («Гарцующий»),
  • Виксен («Злобный»),
  • Комет («Комета»),
  • Кюпид («Купидон»),
  • Доннер (Дандер) (от нем. и голланд. «Гром») и
  • Блитцен (Бликсем) (от голл. «Молния»).

Эти имена впервые прозвучали в 1823 году в стихотворении «Ночь перед Рождеством» . Позднее в американский фольклор вошёл ещё один олень - Рудольф, который стоит во главе упряжки и имеет светящийся красный нос. Он появился в результате чикагской рекламной акции 1939 года.

Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус , который наказывает непослушных детей и пугает их.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках, рус.
  • Упоминание американской радиостанции "Голос Америки", о том что пуритане не праздновали Рождество

Wikimedia Foundation . 2010 .

Во всем мире не найдется более обожаемого и ожидаемого детьми персонажа, нежели Санта Клаус, он же Дед Мороз, он же Бабо Наталь, Святой Николаус или Пьер Ноэль. У него множество образов и имен, которые наиболее часто произносятся в канун Нового года не только детьми, но и взрослыми, свято верящими в магию этого праздника.

Образ полненького белобородого старичка в красном пальто, разъезжающего на санях в новогоднюю ночь, укоренился в сознании многих людей с раннего детства. Все знают его привычку пробираться ночью в дома к послушным деткам через дымоход или окно и оставлять подарки под елкой или же в заранее приготовленных носочках. Но мало кто задумывался о том, откуда все-таки произошел этот неунывающий добрый толстячок.

История про доброго священника

Оказывается, прототипом современного Санты послужил священник Николас из Миры (Турция), который жил в четвертом столетии нашей эры. Он прославился своей безграничной щедростью и любовью к детям и обездоленным. Николас забрасывал подарки для детей из бедных семей через окно и умилялся тому, в какой восторг приходили малыши от новых игрушек.

Всю свою жизнь священник посвятил благотворительности и покровительству над бедняками. Отсюда возникла еще одна легенда о трех незамужних женщинах, которые были настолько бедны, что не могли позволить себе насобирать приданого для свадьбы. Тогда Николас тайно подбросил им ночью мешочек с золотом в надежде помочь найти свое счастье. Не веря своим глазам, отец невест решил проследить, откуда берутся чудесные дары, но Николай оказался хитрее, и третий мешочек забросил через дымоход.

К сожалению, ему так и не удалось сохранить в тайне свою щедрость и все узнали о происхождении нежданного богатства. С тех пор, даже после смерти священника, люди продолжают анонимно дарить неимущим подарки, прикрываясь именем Николаса, а в некоторых странах его даже вознесли в ряд святых.

Так, в Греции и Святой Николай является покровителем моряков и рыбаков, а в греческом фольклоре его даже называли «покровитель морей». Во многих современных европейских странах день этого святого празднуют 6 декабря, а в России 19 декабря, после визита князя Владимира в Константинополь. Истории о Николае распространились до самой Лапландии, которая впоследствии обозначилась как место жительства Клауса. Имя же со временем трансформировалось из голландского Синт Николаас в Синтер Клаас, а, достигнув берегов Америки, утвердилось как Санта Клаус.

Современный Санта очаровывает маленьких детей своей таинственностью и вездесущностью – как успеть в одну ночь посетить миллионы малышей по всему миру, да еще и знать, кто как себя вел на протяжении всего года? Суть Санты всеми воспринимается одинаково, меняются лишь его атрибуты и образы, которые в каждой стране добавляются или изымаются в зависимости от их внутренних традиций.

Как выглядит Санта-Клаус в разных странах?

Так в Америке , Санта Клаус, завезенный из Дании, трансформировался из строгого священника в жизнерадостного старого гнома. На американских землях святой превратился в пухленького шутливого старца, приносящего подарки в новогоднюю ночь. Румяный с мороза, навеселе, в красном костюме и с мешком, полным подарков, за спиной – типичный образ Санты для всех американцев.

В Германии детки ждут Николауса, оставляя перед сном свои ботиночки возле входной двери и зазывая святого в гости. Послушные малыши под утро находят в своей обуви подарки, а те, кто не слушал родителей, получают вместо сладостей и игрушек угольки.

Шведские дети в канун Нового года с нетерпением ожидают Юлтомтена, сказочного гнома на козьей упряжке, а в Дании заказывают подарки Юлемандену. Он также представляется с мешком за спиной, но в упряжке с оленями и с подручными эльфами, для которых малыши оставляют блюдце с молоком или рисовый пудинг.



Творчество и игры