Образ библиотекаря в художественной литературе. Образ библиотекаря в литературе и киноискусстве Образ библиотеки в современной прозе

2010-10-21 23:58:33 - Ирина Иннокентьевна Платонова
1. Багмута И.А. Драгоценное издание, (в рассказе описывается бой в развалинах одной из областных библиотек)

2. Бернард Ханна Мисс Библиотекарша У скоромного библиотекаря Эрин рухнули все надежды найти верного и любящего мужа. Теперь она мечтает лишь о ребенке. И никаких мужчин, никаких романов!

3. Беляева Л. И. Семь лет не в счет

4. Брэдбери, Рэй `И духов зла явилась рать...` (фантастика, про мужчину-библиотекаря)

5. Булгаков М.А. Сколько Брокгауза может вынести организм?

6. Володин А. Идеалистка

7. Галин А. М. Библиотекарь

8. Горбунов Н. К. Доклад

9. Горышин Г. Тридцать лет

10. Грекова И. Летом в городе

11. Дубровина Т., Ласкарева Е. `Высший пилотаж`Библиотекарь Маша уже не верила в возможность счастья - судьба никогда не баловала ее подарками. И вдруг счастье само буквально свалилось ей на голову. Летчик из упавшего самолета оказался тем самым, единственным, любимым. Голова закружилась от восторга. Но ложь, козни завистников и глупые случайности мешают окрепнуть в ее сердце робкому, долгожданному чувству, имя которому - любовь...

12. Елизаров М. `Библиотекарь` bookz.ru/authors/elizarov-mihail/bibliote_873.html Литературная премия Русский Букер за лучший роман 2008 года
13. Ильин В.А. Я люблю тебя, жизнь

14. Каверин В.А. Скандалист, или Вечера на Васильевском острове (в романе много страниц посвящено библиотекам)

15. Казаков Ю. Дом под кручей

16. Кассиль Л. А. Сердце библиотеки: Очерк.

17. Кузнецов А. Огонь

18. Калашникова, В. Ностальгия
Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь. Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы...

19. Караваева А А. Мера счастья

20. Карелин Л. В. Микрорайон

21. Лидин В.Г. Книга бессмертна Рассказ про заведующую районной библиотекой, сумевшую сохранить в условиях оккупации немалую часть библиотечного фонда

22. Литвиновы Анна и Сергей Одноклассники smerti. Читатели вновь встретятся с полюбившимися героями Литвиновых - журналистом Дмитрием Полуяновым и его невестой Надей Митрофановой. Они оказываются в эпицентре таинственных событий. Надя - девушка милая, но очень правильная и предсказуемая. Да и чем может удивить скромная библиотекарша? Поэтому, когда погибла бывшая одноклассница Нади, Дима не сомневался: это случайность. Непонятно только, почему невеста нервничает и умоляет, чтобы он расследовал смерть девушки. На первый взгляд, никаких загадок нет: обычное бытовое убийство. Но Надя настаивает на расследовании. Заинтригованный Полуянов берется за это дело и очень скоро узнает: оказывается, тихоня Надежда в прошлом вела жизнь, весьма далекую от нынешней образцовой. И нажила себе могущественных врагов - настолько серьезных, что даже сейчас, спустя десять лет, ее жизнь в опасности...

23. Лиханова А.А. Детская библиотека (Глазами детей военной поры показана библиотека)

24. Матвеев М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века Как представлены библиотеки, библиотекари, а также библиофилы в русской художественной литературе ХХ века www.library.ru/3/reflection/articles/matveev_01.php www.spbguki.ru/files/Avt_Matveev_1243239702.doc

25. Мусатов А. И. Острожская библия

26. Некрасов В.П. В родном городе

27. Распутин В. Г. Пожар

28. Рекемчук А. Тридцать шесть и шесть

29. Русских, Анна. Женщина в поисках выхода из тупика [Текст] : рассказ / А. Русских// Нева. - 2008. -№ 3. - С. 123-138 Трагическая судбьа женщиныбиблиотекаря: пьянство и жестокость мужа, проблемы с сыном, гибель сына. magazines.russ.ru/neva/2008/3/ru5.html

30. Рыбакова С. Приходской библиотекарь www.hram-ks.ru/RS_rassk_v1.shtml

31. Семенов Т. В. Уличные фонари

32. Сенчин Роман Елтышевы (Дружба народов.2009.№3,4) Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится кполной гибели - тоже библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая.Ни разу мы не увидим ее с книгой: такойпривычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине.Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически онавспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается

33. Солженицын, А.И. `Раковый корпус` Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин в молодости боевой командир, позже красный профессор преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек.

34. Стрехнин Ю. Ф. Есть женщины в русских селеньях

35. Тихонов Н.С. Бесстрашные книголюбы Очерк про лейтенанта, собиравшего книги под огнем немцев в развалинах Петергофа

36. Улицкая Л. `Сонечка` Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки.Героиня `Сонечки`, как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение

37. Умберто Эко `Имя розы` Ученый монах Уильям Баскервильский с учеником Адсоном прибывает во францисканский монастырь, чтобы расследовать серию загадочных убийств. Расследование ведет его в самые глубины обширной библиотеки аббатства,а убийства, как он выясняет, были совершены из-за редкого экземпляра второй части Поэтики Аристотеля, посвященной комедии и смеху

38. Фриснер Эстер Смерть и библиотекарь Сколько раз уже нам встречался этот сюжет Смерть приходит за своей очередной жертвой и уходит, несолоно хлебавши, но, как видно по этому рассказу, сюжет еще далеко не исчерпан. Эстер Фриснер удалось создать свою собственную ни на что не похожую историю этой ставшей уже классической встречи, при этом придав Смерти ряд необычных черт.

39. Черноков М. Книжники. Причудливый мир библиофилов дореволюционной России предстает на страницах этого романа

40. Шагинян М. С. Сутки в Ленинградской Публичной библиотеке

41. Шаргородская Инна Охота на Овечкина Сказочная история, приключившаяся со скромным библиотекарем Михаилом Анатольевичем Овечкиным на границе параллельных миров и вполне реального Петербурга.

42. Шукшин В. М. Психопат

43. Эренбург И. Г. День второй, До третьих петухов, Доверенное лицо читателя

44. Яковлев Ю. Я. Рыцари книги

2010-10-21 23:58:33 - Ирина Иннокентьевна Платонова
1. Багмута И.А. Драгоценное издание, (в рассказе описывается бой в развалинах одной из областных библиотек)

2. Бернард Ханна Мисс Библиотекарша У скоромного библиотекаря Эрин рухнули все надежды найти верного и любящего мужа. Теперь она мечтает лишь о ребенке. И никаких мужчин, никаких романов!

3. Беляева Л. И. Семь лет не в счет

4. Брэдбери, Рэй `И духов зла явилась рать...` (фантастика, про мужчину-библиотекаря)

5. Булгаков М.А. Сколько Брокгауза может вынести организм?

6. Володин А. Идеалистка

7. Галин А. М. Библиотекарь

8. Горбунов Н. К. Доклад

9. Горышин Г. Тридцать лет

10. Грекова И. Летом в городе

11. Дубровина Т., Ласкарева Е. `Высший пилотаж`Библиотекарь Маша уже не верила в возможность счастья - судьба никогда не баловала ее подарками. И вдруг счастье само буквально свалилось ей на голову. Летчик из упавшего самолета оказался тем самым, единственным, любимым. Голова закружилась от восторга. Но ложь, козни завистников и глупые случайности мешают окрепнуть в ее сердце робкому, долгожданному чувству, имя которому - любовь...

12. Елизаров М. `Библиотекарь` bookz.ru/authors/elizarov-mihail/bibliote_873.html Литературная премия Русский Букер за лучший роман 2008 года
13. Ильин В.А. Я люблю тебя, жизнь

14. Каверин В.А. Скандалист, или Вечера на Васильевском острове (в романе много страниц посвящено библиотекам)

15. Казаков Ю. Дом под кручей

16. Кассиль Л. А. Сердце библиотеки: Очерк.

17. Кузнецов А. Огонь

18. Калашникова, В. Ностальгия
Действие в повести происходит в наши дни. Ее героиня Полина, по профессии библиотекарь. Разочарованная действительностью, Полина уезжает в Германию, к своему жениху. Однако и там она не находит успокоения: немецкий мужчина слишком расчетлив, там тоже проститутки и наркоманы...

19. Караваева А А. Мера счастья

20. Карелин Л. В. Микрорайон

21. Лидин В.Г. Книга бессмертна Рассказ про заведующую районной библиотекой, сумевшую сохранить в условиях оккупации немалую часть библиотечного фонда

22. Литвиновы Анна и Сергей Одноклассники smerti. Читатели вновь встретятся с полюбившимися героями Литвиновых - журналистом Дмитрием Полуяновым и его невестой Надей Митрофановой. Они оказываются в эпицентре таинственных событий. Надя - девушка милая, но очень правильная и предсказуемая. Да и чем может удивить скромная библиотекарша? Поэтому, когда погибла бывшая одноклассница Нади, Дима не сомневался: это случайность. Непонятно только, почему невеста нервничает и умоляет, чтобы он расследовал смерть девушки. На первый взгляд, никаких загадок нет: обычное бытовое убийство. Но Надя настаивает на расследовании. Заинтригованный Полуянов берется за это дело и очень скоро узнает: оказывается, тихоня Надежда в прошлом вела жизнь, весьма далекую от нынешней образцовой. И нажила себе могущественных врагов - настолько серьезных, что даже сейчас, спустя десять лет, ее жизнь в опасности...

23. Лиханова А.А. Детская библиотека (Глазами детей военной поры показана библиотека)

24. Матвеев М.Ю. Книжные люди в русской литературе ХХ века Как представлены библиотеки, библиотекари, а также библиофилы в русской художественной литературе ХХ века www.library.ru/3/reflection/articles/matveev_01.php www.spbguki.ru/files/Avt_Matveev_1243239702.doc

25. Мусатов А. И. Острожская библия

26. Некрасов В.П. В родном городе

27. Распутин В. Г. Пожар

28. Рекемчук А. Тридцать шесть и шесть

29. Русских, Анна. Женщина в поисках выхода из тупика [Текст] : рассказ / А. Русских// Нева. - 2008. -№ 3. - С. 123-138 Трагическая судбьа женщиныбиблиотекаря: пьянство и жестокость мужа, проблемы с сыном, гибель сына. magazines.russ.ru/neva/2008/3/ru5.html

30. Рыбакова С. Приходской библиотекарь www.hram-ks.ru/RS_rassk_v1.shtml

31. Семенов Т. В. Уличные фонари

32. Сенчин Роман Елтышевы (Дружба народов.2009.№3,4) Валентина Викторовна, мать семейства, которое неуклонно катится кполной гибели - тоже библиотекарь, женщина в годах, уставшая и отяжелевшая.Ни разу мы не увидим ее с книгой: такойпривычный способ забыться в беспросветных буднях не приходит в голову ни автору, ни героине.Не разглядим в ней ни проблеска книжных (в смысле высоких) принципов и ценностей. Периодически онавспоминает, кто написал такую-то книжку, которую она когда-то выдавала. Не вспомнив, быстро успокаивается

33. Солженицын, А.И. `Раковый корпус` Один из персонажей некто Алексей Филиппович Шулубин в молодости боевой командир, позже красный профессор преподаватель философии. Он избежал сталинских лагерей, но на воле прошел все стадии запугивания, унижения. В действии романа Шулубин библиотекарь, полностью сломленный, несчастный человек.

34. Стрехнин Ю. Ф. Есть женщины в русских селеньях

35. Тихонов Н.С. Бесстрашные книголюбы Очерк про лейтенанта, собиравшего книги под огнем немцев в развалинах Петергофа

36. Улицкая Л. `Сонечка` Людмила Улицкая вывела яркий, удивительно самозабвенный характер библиотекарши Сонечки.Героиня `Сонечки`, как в многолетнем обмороке, запоем читает книги, но реальность жизни любовь, семья, материнство - выбивает ее из чтения Наступает старость: умирает муж, уезжает дочь, и она возвращается душой к великой литературе, которая дает пищу для души, примирение, наслаждение

37. Умберто Эко `Имя розы` Ученый монах Уильям Баскервильский с учеником Адсоном прибывает во францисканский монастырь, чтобы расследовать серию загадочных убийств. Расследование ведет его в самые глубины обширной библиотеки аббатства,а убийства, как он выясняет, были совершены из-за редкого экземпляра второй части Поэтики Аристотеля, посвященной комедии и смеху

38. Фриснер Эстер Смерть и библиотекарь Сколько раз уже нам встречался этот сюжет Смерть приходит за своей очередной жертвой и уходит, несолоно хлебавши, но, как видно по этому рассказу, сюжет еще далеко не исчерпан. Эстер Фриснер удалось создать свою собственную ни на что не похожую историю этой ставшей уже классической встречи, при этом придав Смерти ряд необычных черт.

39. Черноков М. Книжники. Причудливый мир библиофилов дореволюционной России предстает на страницах этого романа

40. Шагинян М. С. Сутки в Ленинградской Публичной библиотеке

41. Шаргородская Инна Охота на Овечкина Сказочная история, приключившаяся со скромным библиотекарем Михаилом Анатольевичем Овечкиным на границе параллельных миров и вполне реального Петербурга.

42. Шукшин В. М. Психопат

43. Эренбург И. Г. День второй, До третьих петухов, Доверенное лицо читателя

44. Яковлев Ю. Я. Рыцари книги

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.


Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.

Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.

Дизайн

Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.


Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.

Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.

Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.

«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина

Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки . Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.

Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения «Путешествие Синего чемоданчика» .
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.


Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.

Примеры слоганов.

1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»

Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль : логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная продукция.



Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.

Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.


Очень важно видеть будущее своей библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи, говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.


У студентов 1 курса специальности «Библиотековедение» заочного отделения ТОККиИ прошла дискуссия на тему «Образ библиотекаря и библиотеки в художественной литературе» (дисциплине «Этика и психология профессиональной деятельности»).

В центре внимания оказались весьма интересные и противоречивые образы библиотекарей русской и зарубежной художественной литературы.

Для разбора студенты взяли следующие произведения отечественных авторов, советского и постсоветского времени: Бабель И.Э. «Публичная библиотека» (Золотых К.С.), Лиханов А.А. «Детская библиотека» (Саморукова Е.С.), Георгиевская С.М. «Серебряное слово» (Берестова В.П.), Елизаров М.Ю. «Библиотекарь» (Петина Ю.Н.), Улицкая Л.Е. «Сонечка» (Подщеколдина И.В.).

Жанровым разнообразием отличались произведения зарубежных авторов, охарактеризованные студентами: Майрон, В. Дьюи. «Кот из библиотеки, который потряс весь мир» (Голодок Е.С.), Белл Логан «Библиотекарша» (Котухова А.С.), Терри Пратчетт «Посох и Шляпа» (Татарникова Ж.Е.) Ларри Бейнхарт. «Библиотекарь, или Как украсть президентское кресло» (Печникова О.В.), Ион Колфер «Очень страшная мисс Мерфи» (Котова А.Д.) Здесь и политический детектив, и женский роман, и детское фэнтези. Одни из авторов дают конкретную характеристику героини - библиотекаря, другие открывают внутренний мир библиотекаря через действие, зачастую на отвлеченную тему.

Художественная литература подробно и точно анализирует библиотечные стереотипы, позволяющие несведущему человеку представить место и роль библиотечной профессии в обществе.

Очень часто образ библиотекаря никак не соответствует нашему представлению о себе. Как показывают примеры из художественной литературы, библиотекарь – весьма неадекватный человек в глазах писателей, журналистов, то есть тех, кто озвучивает и одновременно предопределяет общественное мнение.

Тем не менее надо читать художественную литературу о людях своей профессии: здесь описаны и разобраны все психологические типы и ситуации. И нельзя говорить о развитии нашего профессионального сознания, пока мы не будем знать о себе достаточно.

Библиотеки».

Методическая консультация для слушателей «Школы библиотекаря».

Огромное значение для библиотеки играет ее благоприятный образ - имидж. Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется. Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.


Сегодня, тема имиджа библиотеки, является одной из обсуждаемых и интересных в библиотечных кругах. Вопросы, которые поднимаются в профессиональной прессе: « что влияет на формирование благоприятного имиджа библиотеки в глазах читателя, как сделать внутрибиблиотечную среду более комфортной, какими навыками должен обладать библиотекарь, что необходимо для динамичного развития библиотеки?»

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.

Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.

Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:


  • авторитетность и компетентность руководителей;

  • квалификация персонала,

  • культура общения в библиотеке;

  • дизайн библиотеки (внешний и внутренний);

  • культура рабочих мест сотрудников;

  • комфортность условий для пользователей;

  • качество информационных ресурсов;

  • реклама библиотеки;

  • документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);

  • наличие собственного фирменного стиля;
Исходя из предложенных определений, можно выделить 4 основные направления для формирования положительного имиджа библиотеки:

1.Квалификация персонала.

2. Оснащенность, комфортная среда.

3. Многофункциональная библиотечная деятельность.

4. Социальное партнерство.
Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.

Внешнебиблиотечный имидж - это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, оказываемых пользователям, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).

В современном информационном обществе реклама - самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности библиотеки. Исходя, из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) - важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики об ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней.

При освещении значительных событий в жизни библиотеки - юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете - это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа - имидж библиотечных специалистов - непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.
Имидж библиотекаря.

Авторов статьи, размещенной в интернет, Т. И. Иванова «Проблема имиджа библиотечной профессии на современном этапе» дает следующую формулировку имиджа библиотекаря. Статус-ит: как должно быть. Статус-кво: то, как нас воспринимают окружающие. Применительно к библиотечной профессии это выглядит так. Статус-ит: деловая женщина, профессионал, информационный менеджер. Статус-кво: «серая мышка», не профессионал в данной области, случайный человек в библиотеке. Итак, мы можем говорить о том, что вопрос об имидже профессии библиотекаря правомерен. Считается, что имидж должен стать частью действий публичных людей. Тем более это относится к представителям библиотечной профессии

Долгое время в средствах массовой информации, художественной литературе (как русской, так и мировой), киноискусстве формировался отрицательный образ библиотекаря (тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, тихая, а порой даже забитая женщина). И что удивительно - библиотекари не пытались сломать данное представление о себе.
Но прошло время, и появился интерес к восприятию другими своей профессии. Это связано с изменениями в стране и в самом библиотечном сообществе. Библиотекари выходят на международный уровень, общаются с коллегами из разных стан , и как следствие этого приходит понимания себя и место своей профессии в мире. Возникает потребность во взгляде на себя со стороны, возникает проблема имиджа библиотечной профессии.
Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается во многих странах (но, к сожалению, не в России). В австралийских исследованиях отмечается, что библиотекари сами поддерживают свой негативный имидж. В 1990 г. P.G. Schuman отметил, что имидж библиотекаря очень часто сосредоточивается на физических стереотипах. Критика выражается не столько в имидже застенчивой старой девы, сколько в отсутствии осознания обязанностей библиотекаря. От хранителей знаний, отвечающих на изолированные справочные вопросы, библиотекари должны переходить к роли деятельных профессионалов, ассистирующих пользователю в решении его проблем. В США было проведено исследование «Имидж библиотекаря медицинских библиотек США». Его результаты показали, что, с одной стороны, библиотекари воспринимаются как образованные люди, готовые прийти на помощь, а с другой - как люди старомодные, робкие, сосредоточенные на себе, следующие за буквой закона.
В нашей стране подобных исследований по изучению имиджа библиотекарей не проводилось.

Что же нужно сделать для формирования имиджа библиотекаря?

Прежде всего, чтобы сломать негативное восприятие в обществе имиджа библиотекаря, надо сломать это восприятие в душе каждого из нас.

Об имидже библиотек будут судить по имиджу каждого из библиотекарей. И если хотим, чтобы у жителей города было восприятие библиотекаря как специалиста в области информации, а не «объекта для выдачи книг», то надо и соответствующий образ о себе у них сформировать. А для этого нужно, чтобы у них было определенное мнение о вас. Вот зачем необходимо формировать имидж.

Восприятие человека по его одежде, макияжу, прическе, называют «габитарным имиджем» (внешним). Мы часто слышим от библиотекарей постоянные жалобы на нехватку денег, книжных фондов и т. д. Но если задать вопрос: «А вы пытались изменить ситуацию (найти работу с достойной зарплатой, написать программу по фондам и получить под нее деньги)?» - то в ответ услышите: «Да кто я такая? Я простой библиотекарь!»

Не могу не прокомментировать данную позицию цитатой из книги Наталии Правдиной «Я люблю себя»: «Чувствуете себя свободными - станете свободными, чувствуете себя независимыми - станете независимыми, потому что Ваши мысли влияют и на то, как Вы двигаетесь, и на то, как Вы начинаете говорить и даже на скорость и легкость Вашей походки. Но для начала Вам стоит воспитать в себе отношение к своим заслугам. Поощрение Ваших успехов способно в несколько раз увеличить темпы их роста... Женщина чувствует себя так, как она выглядит... Мы можем подумать, что нас могут оценить не по достоинству? Что значит не по достоинству? Ведь достоинство определяется Вашим собственным к себе отношением. Эта та цена, которую мы сами себе назначаем. И получается, что чем более мы себя ценим, тем у нас больше шансов быть правильно оцененными. И чем больше мы себя ценим, тем больше это проявляется в нашем внешнем виде и в поступках. Женщина, которая себя высоко ценит, не позволит появиться на людях с немытыми волосами, в несвежей блузке, в стоптанных туфлях».


Одна из главных задач по формированию имиджа библиотечной профессии - это создание притяжения (аттракции), создание приятного мнения о специалистах в данной области. И если возможно не создавать искусственных препятствий на этом пути, то это нужно делать.
Содержание деятельности библиотекаря как составная часть его имиджа.

Имидж библиотекарей связан непосредственно с их профессиональным существованием. Если раньше библиотекари, хорошо выполняющие свою работу, могли быть уверены в своем дальнейшем существовании, то современные библиотекари нуждаются в активном маркетинге себя и своей роли в обществе. Библиотекарям не должно быть безразлично, как они выглядят со стороны, потому что через впечатление, производимое ими и их библиотеками на пользователей, лежит путь к определению статуса и роли данных библиотек.


J. Когеп считает, что имидж формируется под влиянием того комплекса услуг, который обеспечивает библиотека. Таким образом, если библиотекари не рассматриваются как информационные работники, то они не могут брать на себя ответственность за обеспечение информационного обслуживания. Библиотекари должны быть активны в предоставлении информационного сервиса, что будет влиять на их имидж. В современном обществе библиотекари должны рассматриваться как информационные специалисты-профессионалы.
Ни о каком имидже библиотекаря не может идти речь, если он не обладает профессиональным образованием.

Тем самым признано, что библиотекарь, библиограф - это такие же специалисты, как учитель, врач, инженер. И в работе библиотек имеется своя специфика, которая в большей степени понятна, знакома, выполняема людьми, специально обучавшимися этой профессии. И именно профессионал, несмотря на низкую зарплату, создаст современную библиотеку. Потому что его так учили, а по-другому он не может. Должна уйти в небытие «эпоха старых бабушек», которые заполонили собой библиотеки. Работодатели должны понять, а мы им должны суметь доказать, что себе дороже брать на работу неспециалиста.


а) Рекламная деятельность библиотекаря.

На первое место выходит уровень профессиональной подготовки библиотекаря как специалиста с маркетинговым мышлением, заинтересованного в востребованности информации, собранной в фондах.


Поэтому я считаю необходимым для успешной работы и создания положительного личностного имиджа владение основами PR и рекламы. Реклама одно из важнейших направлений деятельности библиотеки и одна из составляющих ее имиджа. И если имидж библиотеки сформируется под влиянием того комплекса услуг, которые предоставляет данная библиотека, то именно из рекламы данной библиотеки вы и узнаете об этих услугах. Необходимо создание фирменного стиля в каждой библиотеке (наличие визитки, рекламного буклета библиотеки, рекламных листовок, бланков писем с эмблемой библиотеки). От того, как мы представляем себя, зависит, как другие воспринимают нас.
б) Маркетинговые исследования в деятельности библиотекаря
Современная библиотечная жизнь невозможна без таких понятий, как менеджмент, маркетинг, фандрайзинг. Но мало знать эти понятия, надо овладеть технологиями их практического применения. Так, фандрайзинг - деятельность по ходатайству о выделении или пожертвовании средств для осуществления каких-либо проектов или программ.

Многие библиотекари считают, что для создания имиджа библиотеки достаточно оснастить ее оргтехникой, компьютером, сделать ремонт. Но главное в нашей работе - это информационное обслуживание, предоставление пользователям необходимой информации. И как раз владение маркетинговыми методами позволяет провести маркетинговое исследование деятельности своей библиотеки и ответить на вопросы: «Востребовано ли то, что вы делаете? Какие виды услуг необходимы в вашей библиотеке? Как изменились информационные запросы современных пользователей библиотеки? Какие новые фонды необходимы в данной библиотеке?»

в) Профессиональный рост как составная часть имиджа библиотекаря.
Потребность в постоянном обучении, повышении своей квалификации и как следствие - изменение пространства вокруг себя. Если раньше библиотека с хорошим книжным фондом была пределом мечтаний, то современная информационная ситуация и появление новых нетрадиционных для библиотеки информационных продуктов ставит вопрос о создании на базе библиотек медиатек. Благодаря Интернету, применению в практике работы библиотек компьютеров, оргтехники встал вопрос об обучении библиотекарей современным информационным технологиям и влиянии последних на формирование имиджа современного библиотекаря.

Умение работать на компьютере, свободное ориентирование в Интернете дает возможность узнавать о деятельности своих российских и зарубежных коллег, участвовать в проектах и конкурсах, обучаться дистанционно. Как видим, современная жизнь все время поднимает уровень требований, которому должны соответствовать современные библиотекари, и очень трудно удержаться на этом уровне.


3. Внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель - это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности.

Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.).

Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.

Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя и подчиненного.

Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета - необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Нравственным в отношениях «библиотекарь-библиотекарь» становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом уровне. Эта моральная целеустремленность способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей, как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета ; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.

Имидж читателя - важная составляющая внутрибиблиотечного имиджа. Он включает в себя читательскую направленность, интересы и потребности в чтении, подготовленность к процессу работы в библиотеке (наличие необходимых письменных принадлежностей), внешний вид читателя. Соблюдение правил поведения в библиотеке также характеризуют уровень позитивного имиджа читателя.

С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.

Библиография.

1. Аверьянова Н.В. Имидж библиотеки как фактор её развития // http://nashaucheba.ru

2. Алтухова, Г. А. Основы библиотечного имиджа [Текст] : учеб-метод. пособие / Г. А. Алтухова. – М.: Литера, 2008. – 224 с. – (Современная библиотека. Вып. 33).

5. Ванеев, А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение [Текст] / А. Н. Ванеев. – СПб.: Изд-во «Профессия», 2001. – 121с. – (Серия «Библиотечный практикум»).


2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год

Особенности жизни