Соломин виталий. Соломин виталий мефодьевич - чтобы помнили В фильме принимают участие

Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев Раззаков Федор

СОЛОМИН ВИТАЛИЙ

СОЛОМИН ВИТАЛИЙ

СОЛОМИН ВИТАЛИЙ (актер театра, кино: «Женщины» (1966), «Старшая сестра» (1967), «Бабье царство», «Крепкий орешек» (оба – 1968), «Салют, Мария!» (1971), «Даурия» (1972), «Открытие» (1974), «Прыжок с крыши» (1978), «Сибириада» (1979), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1980–1983), «Зимняя вишня» (1986) и др.; скончался 27 мая 2002 года на 61-м году жизни).

Соломин давно страдал гипертонией, но свою болезнь всерьез не воспринимал. Будучи человеком активным, он продолжал работать в полную силу: снимался в кино, играл в родном Малом театре. Именно на сцене последнего и случилась беда. 23 апреля 2002 года Соломин был занят в спектакле «Свадьба Кречинского» (филиал Малого театра на Большой Ордынке), который требовал от него больших физических затрат – артисту приходилось не только говорить, но и много петь и танцевать. В тот день, казалось, ничто не предвещало беду. Соломин выглядел как обычно: перед началом спектакля разминался, распевался и даже рассказывал коллегам анекдоты. Но во время первого акта (около 20.00) актеру внезапно стало плохо, но, превозмогая боль в сердце, он все-таки доиграл первое действие. А выйти во втором уже не смог. Зрителям объявили, что исполнитель главной роли плохо себя чувствует, и попросили расходиться по домам. А Соломина в срочном порядке доставили в Институт скорой помощи имени Склифосовского (в 23.35). Там ему поставили диагноз: ишемический инсульт. Врачи были сильно удивлены, как он с первыми признаками этой болезни продержался на сцене больше часа. Ведь в подобной ситуации многие лежат в коме.

Соломин не приходил в сознание чуть меньше двух недель. В начале мая газета «Жизнь» ссылалась на слова одного из врачей, который заявил: «Сейчас состояние Виталия Мефодьевича критическое. Если оно, не дай бог, еще ухудшится, мы вынуждены будем пойти на операцию. Хорошо уже и то, что на данный момент он не в коме и время от времени приходит в сознание. Хотя какие-либо прогнозы относительно его самочувствия пока делать рано…»

В интервью другому изданию – газете «Московский комсомолец» (номер от 8 мая) врачи Склифа отмечали: «Долгое время Виталий Соломин находился без сознания, только недавно пришел в себя. Его состояние оценивается как критическое. Аппарат искусственного дыхания сняли. Но говорить Виталий Мефодьевич не может. Инсульт в стволе головного мозга – это один из тяжелейших случаев в медицине…»

Между тем 11 мая Соломина прооперировали. Врачи вскрыли черепную коробку артиста, чтобы удалить большую гематому (сгусток крови), которая продолжала увеличиваться. Была сделана пункция: с помощью тонкой длинной иглы хирурги откачали кровь. Операция длилась три часа. После нее состояние Соломина несколько улучшилось, однако в сознание он так и не пришел. А потом у него случился второй инсульт. На сей раз – самый опасный, геморрагический. По словам врачей, последствия такого инсульта необратимы – нарушается дыхание, парализует конечности. Выживают после него единицы. Соломин в это число не попал. Как заявили в те дни врачи Склифа: «То, что Соломин плох, мы знали давно, шансы на выживание были невелики. Его могли спасти, если бы вовремя перевели в другую клинику с современным оборудованием и дорогими лекарственными препаратами…»

На протяжении последующих двух недель Соломин в сознание не приходил. В понедельник, 27 мая, наступила развязка – актер скончался. Газета «Жизнь» так описывала последние часы В. Соломина: «Утром в понедельник состояние актера резко ухудшилось. Знаменитого пациента взяли под усиленное наблюдение. В его боксе неотлучно находился лучший нейрохирург Москвы Владимир Крылов.

О том, что Виталию Мефодьевичу стало хуже, профессор сообщил по телефону жене артиста Марии Соломиной. Она тут же приехала в Склиф и все время находилась недалеко от реанимации – в бокс к мужу ее не пускали. Владимир Крылов лишь изредка выходил к обеспокоенной и обессилевшей от свалившихся на нее переживаний женщине, чтобы сообщить неутешительные сведения об изменениях в состоянии Виталия Мефодьевича.

С каждым часом актеру становилось все хуже. У него развился отек мозга с последующим вклинением в черепно-мозговую ямку, что и привело к гибели мозга. Но сердце продолжало биться.

В 22 часа дежурный реаниматолог срочно вызвал к знаменитому пациенту всех специалистов. Для консультации пригласили нейрохирургов, кардиореаниматологов. Специалисты осмотрели актера и провели консилиум. Врачи боролись за жизнь актера около двух часов. Проводились все необходимые для данного случая реанимационные мероприятия, вводились кардиотоники, адреномиметики. Их кололи прямо в сердце. Эти препараты заставляли сокращаться сердечную мышцу. Но все было тщетно. Медики констатировали смерть Виталия Соломина в 12 часов ночи.

После полуночи, когда дверь реанимации открылась и начали выходить врачи, супруга актера бросилась прямо в бокс. Никто не решился ее остановить. Следом к столу, на котором лежало тело, прошли две медсестры и стали уговаривать безутешно рыдающую женщину покинуть бокс. К счастью, прибегать к сильнодействующим успокоительным средствам не пришлось. Мария Соломина попросила только воды. Через некоторое время ее проводили к выходу: Мария поехала домой.

Близкие родственники настояли на том, чтобы оставить тело Виталия Соломина без вскрытия, и заключение о смерти писали на основании медицинской карты больного».

На следующий день после смерти мужа Мария Соломина в сопровождении старшей дочери Насти и адвоката Натальи Яцкевич приехала на Ваганьковское кладбище, чтобы обговорить с руководством церемонию похорон. Ими был выбран гроб из дубового шпона за 165 тысяч рублей, заказаны два десятка венков из искусственных цветов. Три венка от самых близких людей были из живых крупных ярко-красных гвоздик. Даже там, где по образцу в оформление венка должны были входить белые розы, Мария Соломина попросила заменить их на алые гвоздики. Свою просьбу она мотивировала одной фразой: «Это любимые цветы Виталика».

Прощание с В. Соломиным состоялось 31 мая в Малом театре. Вот как освещали это событие центральные СМИ.

К. Пряник («Московский комсомолец»): «Панихида в Малом театре была назначена на 11 часов, но люди стали собираться возле театра с самого раннего утра. К началу траурной церемонии зал уже не мог вместить всех желающих проститься с любимым актером: толпа под завязку заполнила партер, бельэтаж, балконы и ложи. А на улице народ все прибывал и прибывал. Милиционеры были сдержанны и корректны, километровая очередь терпеливо ждала – большая ее часть так и простояла несколько часов на улице. Его любили, любили по-настоящему.

В полумраке перед входом в зал – необыкновенно светлый портрет: голубая рубашка, голубые глаза, незабываемая лукавая улыбка. Такая живая… «Как поверить? Как?» – только и твердили пожилые женщины из очереди, прижимая к груди букетики сирени и ландышей. «Я всегда дочке своей говорила, – шепчет одна. – Вот бы тебе такого мужа, такого, как он: веселого, обаятельного, надежного. Мы фильмы с его участием всегда всей семьей смотрели, переживали за него. И даже в „Зимней вишне“ мне его героя жальче всех было…»

На сцене рядом с гробом – друзья, коллеги, соратники по театру. Жена Мария Антоновна, дочери Настя и Лиза, брат Юрий – белый, осунувшийся, почти неузнаваемый. Речи, обрывки воспоминаний, слезы… Какие найти слова, если слышно, как текут слезы…»

Е. Гусева: («Жизнь»): «Рядом с гробом находились самые близкие: жена Маша, дочери Лиза и Настя, Владимир Меньшов, Вера Алентова, Александр Калгин, поддерживавший свою рыдающую жену Евгению Глушенко. Элина Быстрицкая за всю панихиду ни разу не присела:

– Великих провожают стоя…

Брат Виталия Юрий Соломин старался держаться в тени, практически ни с кем не разговаривал и украдкой вытирал глаза под стеклами очков.

Василий Ливанов стоял с каменным лицом, сзади его поддерживала жена. Когда Ивар Калныньш (который с Виталием Соломиным играл в «Зимней вишне») вышел для прощания с другом и встал перед гробом на колени, Юрий Мефодьевич не выдержал и зарыдал.

Гражданскую панихиду открыл Виктор Коршунов – он зачитал телеграмму, пришедшую из Читы, родного города Соломина:

– Скорбим о смерти своего кружковца.

И лишь потом зачитывали соболезнования от первых лиц России и других государств.

Людмила Зыкина принесла огромный букет, бросила его к ногам Соломина. Затем подошла к гробу, прочитала молитву и поцеловала руку актера. Развернулась к его близким и заплакала:

– Скорблю…

Успокоившись, попыталась спеть Виталию Мефодьевичу его любимую песню «Сронила колечко»:

– Когда я ее записывала, Виталий плакал. Он говорил, что в этой песне вся жизнь…

Зыкина смогла пропеть лишь один куплет, потом ее голос сорвался. Она стояла, глотая слезы, почти минуту. Зал замер и ждал продолжения. Но Людмила Георгиевна махнула рукой:

– Все, не могу петь…

В конце гражданской панихиды близкие актера подошли к гробу, чтобы последний раз поцеловать покойного. Первой была жена Маша, затем – дочери и зять. Юрий Мефодьевич склонился над братом последним. Быстро поцеловал и повернулся к залу спиной. К нему поспешила его жена Ольга Николаевна, сочувственно сжала руку мужа.

Когда гроб выносили со сцены, весь зал встал. Раздалась овация – великий актер уходил со сцены. Навсегда…»

Отпевание В. Соломина прошло в церкви святителей Афанасия и Кирилла в Большом Афанасьевском переулке. Там присутствовали только родные и близкие покойного. Похоронили актера на Ваганьковском кладбище.

Смерть В. Соломина комментировали многие его коллеги. Жестче всех высказался Евгений Жариков: «Теперь госчиновники будут кричать: „Ах, умер во цвете лет!“. А ведь ничего удивительного в этом нет. Актеры в нашей стране вынуждены буквально выживать, разрываясь между театром, антрепризой, всевозможными халтурами и подработками. Если бы замечательный актер Виталий Соломин получал хотя бы один процент с выручки за показ фильма „Шерлок Холмс и доктор Ватсон“, ему не надо было бы работать на износ. Что же говорить о простых актерах, которые зарабатывают тысячу рублей в месяц!.. Так что смерть Виталия Соломина – это преднамеренное государственное убийство!».

В смерти В. Соломина можно найти и мистические моменты. Например, его последним фильмом стал телесериал «За кулисами». Ровно за неделю до того, как актера сразил инсульт, он снимался в своей последней сцене в этом фильме, которая происходила… в больнице.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

СОЛОМИН ВАСИЛИЙ СОЛОМИН ВАСИЛИЙ (боксер, первый советский чемпион мира (1974 год), бронзовый призер Олимпиады-76; скончался 28 декабря 1997 года на 45-м году жизни).Рассказывает Ю. Подшивалов: «В конце декабря 1997 года я пригласил Василия в Пермь – хотелось как следует отметить его

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

СОЛОМИН ВИТАЛИЙ СОЛОМИН ВИТАЛИЙ (актер театра, кино: «Женщины» (1966), «Старшая сестра» (1967), «Бабье царство», «Крепкий орешек» (оба – 1968), «Салют, Мария!» (1971), «Даурия» (1972), «Открытие» (1974), «Прыжок с крыши» (1978), «Сибириада» (1979), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

За решеткой – первый чемпион мира Виталий СОЛОМИН Из всех советских спортсменов больше всех за решеткой побывали боксеры. Достаточно вспомнить такие имена, как Виктор Агеев, Олег Коротаев, Виталий Соломин. О последнем и пойдет речь.Слава пришла к Соломину в 1974 году, когда

Из книги Нежность автора Раззаков Федор

Юрий СОЛОМИН Ю. Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите. Его родители были профессиональными музыкантами и с детских лет прививали своим сыновьям любовь к искусству (12 декабря 1941 года родится Виталий Соломин - ныне тоже очень известный актер). У матери нашего героя был

Из книги Знаменитые Стрельцы автора Раззаков Федор

Виталий СОЛОМИН В первый раз Соломин женился в середине 60-х, вскоре после того как окончил «Щепку». Его женой стала молодая актриса Наталья Рудная. Но их брак распался довольно быстро (позднее Рудная вышла замуж за режиссера Андрея Смирнова и сыграла главную роль в его

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Юрий СОЛОМИН Со своей единственной женой Ольгой будущий «адъютант его превосходительства» познакомился в 1953 году, когда поступил учиться в Театральное училище имени Щепкина. Ольга была его однокурсницей и среди всех девушек выделялась роскошной длинной косой. Когда

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

Виталий СОЛОМИН В. Соломин родился в Чите 12 декабря 1941 года (Стрелец-Змея). Читаем в гороскопе:«Металлическая Змея (ее год длился с 27 января 1941 по 14 февраля 1942 года; повторяется каждые 60 лет) тиха, незаметна и особенно независима, отдает предпочтение работе в одиночку и

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

СОЛОМИН Василий СОЛОМИН Василий (боксер, первый советский чемпион мира (1974 год), бронзовый призер Олимпиады-76; скончался 28 декабря 1997 года на 45-м году жизни). Рассказывает Ю. Подшивалов: «В конце декабря 1997 года я пригласил Василия в Пермь – хотелось как следует отметить

Из книги Вся премьерская рать автора Руденко Сергей Игнатьевич

СТАРУХИН Виталий СТАРУХИН Виталий (футболист, игрок «Спутника» (Минск; 1966–1967), «СКА (Одесса; 1968–1970), «Шахтера» (Донецк; 1973–1981), серебряный призер чемпионата СССР (1975, 1979), обладатель Кубка СССР (1980); скончался от двустороннего воспаления легких 9 августа 2000 года на 52-м году

Из книги С. Михалков. Самый главный великан автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

27 мая – Виталий СОЛОМИН За свою долгую карьеру в кинематографе этот актер снялся более чем в сорока фильмах, многие из которых можно было смело назвать шедеврами. Однако в благодарной памяти зрителей он навсегда запечатлелся одной ролью, которая в течение более двадцати

Из книги В спецслужбах трех государств автора Голушко Николай Михайлович

Виталий СОЛОМИН За свою долгую карьеру в кинематографе Виталий Соломин снялся более чем в сорока фильмах, многие из которых можно смело назвать шедеврами. Однако в благодарной памяти зрителей он навсегда запечатлелся одной ролью, которая более двадцати лет была его

Из книги автора

Из книги автора

Хомутынник Виталий Виталия Хомутынника считают «любимчиком» Виктора Януковича. В 2004 году лидер молодежной организации Партии регионов отвержено боролся за президентство Януковича, представляя его интересы в ЦИК. В 2006 году его прочили на пост министра по делам молодежи,

Из книги автора

Виталий Максимов Он всегда был в моей жизни.Так, наверное, может утверждать любой из нас, кто с детства был знаком с творчеством Сергея Михалкова. Мы, рожденные в СССР, – точно.Личное знакомство произошло в 1995 году на юбилее его младшего сына, который отмечался в

Из книги автора

Виталий Никитченко По свидетельству современников, под руководством Виталия Федоровича Никитченко, первого председателя КГБ Украинской ССР, удалось успешно решить задачи перехода от послевоенных репрессивных методов работы органов госбезопасности, диктуемых

Из книги автора

Виталий Федорчук Чекистские биография и карьера Виталия Васильевича Федорчука богаты реальными событиями и легендами. Он - выходец из бедной украинской семьи, уважаемой среди односельчан. Когда я, будучи депутатом Верховного совета республики, посещал входивший в

Народный артист России

(1941-2002)

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года, в Чите. Семья Соломиных квартировалась в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. Одно из ярких воспоминаний детства - окна дома, не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойль. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.

Родители Виталия и Юрия Соломина - профессиональные музыканты Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна - мечтали видеть Виталю пианистом. Пять лет мальчик барабанил по клавишам, мечтая, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. И вот однажды, о чудо! В лютый мороз, держа под мышкой огромную нотную папку, подойдя к порогу музыкальной школы, он не смог открыть дверь, ее просто заклинило от холода. Счастливый мальчик, вернувшись, заявил, что школу... закрыли! Родители, поняв, что Рихтера из сына не выйдет, махнули на него рукой, и позволили поступать, как вздумается.

Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы ни занимался Соломин младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс... Правда, лет, эдак, до сорока пяти ударить человека Соломин не мог. Потребовался серьезный повод: лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был смертельно оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара правой, - и надолго запомнил это.

Версий о том, что заставило Виталия Соломина ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Соломину было одиннадцать лет. Вторая - решающую роль сыграл фильм «Судьба человека», который однажды Виталий смотрел на дневном сеансе в кинотеатре, где кроме него оказалось еще только двое зрителей... Вероятно, этим троим, фильм нужен был для решения жизненно важных вопросов. И Виталий Соломин решил, что здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих.

Словом, юноша отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: «Все правильно, сын. Падать - так с белого коня!» А почему именно в Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, в который попадают выпускники Щепкинского, что подсказал, конечно же, Юрий Соломин.


Любовь к Малому театру

Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда, влюбившись в Малый театр, с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений. Актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях: «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.

Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем, в Малом театре произошла смена руководства - худруком стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.

Пришло время, когда из подающего надежды актера, Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном Хохряковым и режиссером Юнниковым «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.


Режиссура

Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу, Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...

На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист Евгений Дворжецкий, и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен Ивар Калныньш. Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза - это то, что нужно зрителю сегодня.

Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок», - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.


Кадр из к/ф "Происшествие, которого никто не заметил"

Работа в кино

В театральной жизни актера были разные периоды - менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино.


Кадр из к/ф "Кто заплатит за удачу"

Виталий Соломин прославился быстрее своего брата Юрия - фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства». Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1».


Кадр из к/ф "Бабье царство"

Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль - Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный Михаил Жаров и несравненная Татьяна Доронина. В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.


Кадр из к/ф "Искренне ваш"

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.

Хотя, какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане...

Кадр из к/ф "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. А в одной из серий «Шерлока Холмса» - по рассказу «Пестрая лента» - Соломин даже разрешил сняться жене, по требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.

Сам же Соломин считал: «Ватсон - это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но Конан Дойль - это же не Чехов, не Грибоедов и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен». Впоследствии режиссер Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме».

Кадр из к/ф "Зимняя вишня"

Зимняя вишня

Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломин - Калныньш играют двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.

Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а Ивар Калныньш - если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит - флегматик Соломин или супермен Калныньш.

«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном, - откровенно признался Соломин, - вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто».


Кадр из к/ф "Даурия"

Другие фильмы

Фильмография актера насчитывала несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.


Кадр из к/ф Сильва"

С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, не большой. Одна из последних работ Виталия Соломина - многосерийный фильм «Все красное».

Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.


Личная жизнь

Супруга - Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».


Жена Виталия Соломина - Соломина Мария

Дочери - Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, работает в этом коллективе, и Елизавета. Внук - Кирилл.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина - ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком много добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он - все про них.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считает, что между ними все же есть нечто общее. «Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело». Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Очень точно.

«Свой круг» для Виталия Соломина - это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин - тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе исполнилось тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие - организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже «свой круг» на Земле.

В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...


Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все - от режиссера до пожарника - и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Сцена Малого, близкие актера - все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, - это тоже был его круг на этой Земле.
Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года.

Несмотря на то, что Народный артист РСФСР, актёр Виталий Соломин известен российским телезрителям по многим успешным ролям в кино и на театральной сцене, он особенно полюбился всем за роль друга и биографа легендарного британского сыщика в знаменитом телесериале «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Он был влюблённым в свою профессию человеком и однажды выразил желание закончить свою жизнь на сцене. Причиной смерти Виталия Соломина стал инсульт.

Он родился в 1941 году, в Чите, в музыкальной семье: родители преподавали музыку. С детства учился игре на фортепиано. В 1959 году, после окончания школы поступил в Высшее театральное училище имени Щепкина, которое уже успел окончить его старший брат – известный актёр Юрий Соломин. На театральную сцену Виталий вышел уже на втором курсе училища и прекрасно зарекомендовал себя режиссёрам, поэтому, сразу же после выпуска был принят в труппу Малого театра. Свои первые роли – Чацкого в «Горе от ума», Хлестакова в «»Ревизоре», Астрова в «Дяде Ване», Соломину посчастливилось сыграть в самом начале карьеры.

Дебютом в кино стала для актёра роль Боярцева в драме «Улица Ньютона, дом 1», затем он был замечен и оценен зрителями в роли Жени в фильме «Женщины». В целом творческая карьера Виталия Соломина в кино складывалась ничуть не хуже, чем театральная. За 40 лет работы в этой сфере актёр снимался более чем в 70 проектах и 4 из них были сериалами. Если роли в фильмах «Бабье царство», «Даурия», «Летучая мышь», «Сибириада», «Зимняя вишня» и других, добавляли ему популярности, то роль доктора Ватсона принесла любовь многих поколений телезрителей на долгие годы.

Затребованность Соломина в киноиндустрии дополнялась успехами его театральной деятельности: в театре он работал много, очень успешно и плодотворно. В начале 70-х годов он начал пробовать свои силы как режиссёр и ему это великолепно удавалось. В родном театре Соломин поставил «Живой труп» Льва Толстого и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова. Позже, после 2-хлетней отлучки из малого театра, он вернулся с массой новых идей и сил, чтобы стать режиссёром пьесы «Дикарка» Алексея Островского, спектакля «Иванов» по произведению Чехова, мюзикла «Свадьба Кречинского» по пьесе Сухово-Кобылина и сыграть в них главные роли.

В жизни Виталий Соломин отличался от большинства своих героев: он был замкнутым, молчаливым и даже угрюмым. Однажды он полушутя сказал, что завидует Андрею Миронову, умершему на сцене и, как говорят, накликал свою беду. В апреле 2002 года, во время первого акта пьесы, коллеги даже решили, что он пьян: у Соломина стал заплетаться язык. А это был удар, который парализовал актёру левую руку и ногу. Виталий Мефодьевич доиграл акт и упал после занавеса. Его срочно отвезли в больницу. Соломин перенёс операцию в клинике Склифософского и целый месяц находился под наблюдением врачей. Актёру даже стало лучше, но ненадолго. В конце мая 2002 года он скончался во сне. Сказались последствия инсульта – вот почему умер Виталий Соломин на 61 году жизни.

Он похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.

2843 Просмотров

Виталий Мефодьевич Соломин. Родился 12 декабря 1941 года в Чите - умер 27 мая 2002 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1992).

Виталий Соломин родился в Чите в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой (1910-1992) и Мефодия Викторовича Соломина (1905-1960).

С детства увлекался музыкой, под руководством родителей обучался игре на фортепиано.

Окончив в 1959 году читинскую школу, он отправился в Москву и поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, которое к тому времени уже окончил старший брат Виталия, Юрий Соломин.

В классе Николая Анненкова педагогом Виталия в течение ряда лет был и Б. М. Казанский, на одном курсе с ним учились Олег Даль, Михаил Кононов и Виктор Павлов.

Уже начиная со второго курса Соломин участвовал в спектаклях Малого театра, в том числе в пьесе Г. Мдивани «Твой дядя Миша». По окончании училища он был принят в труппу этого театра. Среди ролей, сыгранных актёром, - Чацкий в «Горе от ума», Хлестаков, Протасов в «Живом трупе», Астров в «Дяде Ване».

С 70-х годов Соломин занимался режиссурой, поставил, в частности, «Живой труп» Л. Толстого и спектакль «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.

В сентябре 1986 года актёр на короткое время перешёл в Театр имени Моссовета, где играл в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив».

В декабре 1988-го он вернулся в Малый театр, поставил «Дикарку» А. Н. Островского (1991), сыграв в ней Ашметьева, мюзикл А. Колкера по комедии А. В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» (1997) и чеховского «Иванова», в котором сыграл заглавную роль.

В кинематографе Виталий Соломин дебютировал в 1963 году, снявшись в небольшом эпизоде в фильме «Улица Ньютона, дом 1». Широкую известность принесла актёру роль Жени в популярном фильме Павла Любимова «Женщины».

Виталий Соломин в фильме "Женщины"

Особенно удачно складывалась судьба ролей, сыгранных Соломиным в фильмах режиссёра Игоря Масленникова. А самой знаменитой из этих работ стал доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе (1979-1986). Фильм получил признание и на родине А. Конан Дойля.

27 апреля 2007 года в Москве, на Смоленской набережной, напротив посольства Великобритании, был открыт памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, а фактически - героям фильма Масленникова, сыгранным Василием Ливановым и Виталием Соломиным.

Виталий Соломин в фильме "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"

Сыграл Томского в «Пиковой даме» Масленникова.

Успешной также стала и работа актёра в фильме «Зимняя вишня».

Виталий Соломин в фильме "Сибириада"

Виталий Соломин в фильме "Зимняя вишня"

Одна из последних актёрских работ Соломина - Лех Кшижановский в многосерийном фильме «Пан или пропал». Участвовал в съёмках телепередачи «Маркиза».

Болезнь и смерть Виталия Соломина

Виталий Соломин страдал гипертонией. 24 апреля 2002 года он играл в спектакле «Свадьба Кречинского». Несмотря на плохое самочувствие, актёр вышел на сцену. Он смог сыграть лишь первый акт, со сцены его унесли на руках. Соломина доставили в больницу, где врачи диагностировали инсульт. Около месяца актёр лежал в больнице, долгое время находился в коме, иногда выходя из неё.

Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище (участок № 24).

Рост Виталия Соломина: 182 сантиметров.

Личная жизнь Виталия Соломина:

Первой женой была актриса . Брак вскоре распался.

Наталья Рудная - первая жена Виталия Соломина

Второй женой была актриса (в девичестве Леонидова).

Он познакомился с ней, когда Мария Леонидова была студенткой текстильного института. Ассистентка режиссёра Тодоровского заметила её на улице и предложила участвовать в пробах на роль в фильме «Городской романс». Соломин также участвовал в этих пробах, так они и познакомились.

28 октября 1970 года состоялась их свадьба. В 1974 году у них родилась дочь Анастасия, а в мае 1984 года - дочь , она актриса, продюсер, жена режиссера Глеба Орлова.

Фильмография Виталия Соломина:

1963 - Улица Ньютона, дом 1 - Боярцев, студент-филолог
1964 - Председатель - Валежин
1965 - Любимая - Володя Левадов
1966 - Женщины - Женя
1966 - Старшая сестра - Кирилл
1967 - Крепкий орешек - лейтенант Иван Родионович Грозных
1967 - Бабье царство - Костя Лубенцов
1967 - Происшествие, которого никто не заметил - Толя
1968 - Бег иноходца
1970 - Салют, Мария! - Сева Чудреев
1970 - Впереди день - Валя
1971 - Даурия - Роман Улыбин
1971 - Расскажи мне о себе
1972 - Последние дни Помпеи - Аркадий Степанов
1972 - У нас на заводе
1973 - Открытие (Рукопись академика Юрышева) - сын Юрышева
1973 - Вот моя деревня - Дмитрий Николаевич, директор школы
1978 - Сдаётся квартира с ребёнком - Рыбаков, валторнист
1978 - Прыжок с крыши - Кирилл
1978 - Сибириада - Николай Устюжанин
1979 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон - доктор Ватсон
1979 - Летучая мышь - Фальк
1980 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - доктор Ватсон
1980 - Кто заплатит за удачу? - Сергей Кусков, красный матрос
1981 - Сильва - Бони
1981 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей - доктор Ватсон
1981 - Полоса везения
1982 - Пиковая дама - Томский
1982 - Человек, который закрыл город - Крот
1982 - Предел желаний
1982 - Бой на перекрёстке - гость в доме у Вильегорского, который исполняет романс" (эпизод)
1983 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры - доктор Ватсон
1983 - Полоса везения
1983 - Возвращение с орбиты - космонавт Вячеслав Мухин
1984 - Предел возможного - Игнат Ремез
1985 - Искренне Ваш... - Паша Добрынин
1985 - Зимняя вишня - Вадим Дашков
1986 - Он, она и дети - Вячеслав Михайлович
1986 - 55 градусов ниже нуля - Семён Михайлович Коновалов, начальник транспортного управления
1986 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается - доктор Ватсон
1988 - Гражданский иск - Черебец
1989 - Светик
1990 - Зимняя вишня 2 - Вадим Дашков
1991 - Рогоносец
1992 - Чёрный квадрат - Константин Дмитриевич Меркулов
1992 - Сны о России - Шелехов, иркутский дворянин
1993 - Пленники удачи
1995 - Интервью с Гитлером
1995 - Зимняя вишня 3 - Вадим Дашков
1996 - Тесты для настоящих мужчин - друг Алексея
2001 - Остановка по требованию - Следователь Иценко
2001 - С новым счастьем! 2. Поцелуй на морозе - Константин Куропатов, учёный, отец Леночки
2002 - Казус Белли - Михаил, главная роль
2003 - Пан или пропал - Лех Кшижановский

Виталий Соломин сыграл более 50 ролей в кино, но у большинства зрителей он ассоциируется с доктором Ватсоном из советской экранизации расказов о Шерлоке Холмсе. Удивительно, но в реальной жизни актёр на благовоспитанного и хладнокровного англичанина походил мало: о вздорном характере «парня из Читы» слагали легенды. В юбилей Соломина АиФ.ru вспоминает, каким на самом деле был любимый артист советского экрана.

На белом коне

Родители Соломина были музыкальными педагогами и мечтали видеть младшего сына новым Рихтером. Однако мальчик их надежд не оправдал: он терпеливо учился играть на фортепиано, а сам спешил на занятия в спортивные секции. В Чите не было такого спортивного кружка, где бы не занимался будущий доктор Ватсон: волейбол, баскетбол, гимнастика, лёгкая атлетика, особенно юноше нравился бокс. Но этим увлечениям так и не суждено было перерасти в профессию.

Виталий говорил, что всегда завидовал своему старшему брату, Юрию Соломину , который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шёл к намеченной цели. «В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену», — вспоминал будущий народный артист.

Братья Юрий и Виталий Соломины. Фото: www.globallookpress.com

Юрий поступил в театральное училище, когда Виталию было всего 11 лет. А когда будущий Ватсон окончил школу, то поспешил отправиться вслед за братом в Москву в Щепкинское училище. От отца амбициозный юноша получил напутствие: «Всё правильно, сын. Падать — так с белого коня!» Но упасть Соломину не довелось, наоборот, он «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, а затем в большое кино.

Фото: www.russianlook.com

Вредный герой

Уже со второго курса Соломин играл в Малом театре, и кинокарьера начинающего артиста складывалась не менее удачно. Первой его серьёзной работой на большом экране стала сентиментальная мелодрама «Женщины», которая раз и навсегда принесла 25-летнему артисту любовь зрителей. «Через несколько дней после начала проката я понял, что такое популярность», — вспоминал актёр. А впереди его только ожидали роли в 30 спектаклях и более чем 50 кинокартинах. Вадим Дашков из мелодрамы «Зимняя вишня», прохиндей Паша из картины «Искренне ваш…», Фальк из «Летучей мыши» — Соломин одинаково легко примерял самые разнообразные маски и образы, от нелепого простачка до элегантного героя-любовника.

Виталий Соломин в фильме «Женщины» (1965) Фото: Кадр из фильма

Зрители были очарованы обаянием советской звезды, а новые знакомые оказывались под впечатлением от его сложного характера. В частной жизни артист был угрюмым и задумчивым человеком, на репетициях часто был несдержан, а благодаря своей категоричности наживал немало проблем и врагов. Андрон Кончаловский , который снимал Соломина в «Сибириаде», даже прозвал его «каменным цветком»: так бескомпромиссен и твёрд казался актёр в спорах. Да и сам Соломин не скрывал своих недостатков: «Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжёлый характер. Я упрямый, а порою даже вредный».

Виталий Соломин в фильме «Вишнёвый сад» (1976) Фото: Кадр из фильма

Ревнивый ловелас

Лучше всех непростой характер артиста изучила его вторая жена — Мария (от первой супруги — актрисы Натальи Рудной — Соломин ушёл ещё в молодости, взяв с собой лишь чемодан с одеждой). Знаменитый артист познакомился с ней на пробах фильма «Городской романс», и хотя роль в картине так и не получил, зато нашёл свою любовь.

После неудачного первого брака Ватсон решил, что никогда не женится на актрисе, и данное себе обещание сдержал, поставив перед Марией ультиматум: никакого кино. Его аргументы были такими: «Станешь сниматься — нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придётся доплачивать за три места из своих денег. Дальше — поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя: красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься: платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму». Но, будучи страшно ревнивым человеком, сам он казался довольно любвеобильным и всегда купался в женском внимании.

Мария и Виталий Соломины в фильме «Сильва», 1981 год. Фото: Кадр из фильма

«Как Андрей Миронов»

Несмотря на свой скверный характер и постоянные разногласия с руководством Малого театра, своей родной сцене Соломин «изменил» лишь однажды, на два года уйдя в Театр им. Моссовета. Там он сыграл в спектакле по пьесе Астафьева «Печальный детектив». Но когда художественным руководителем Малого стал Юрий Соломин , Виталий поддался на уговоры брата и вернулся «домой».

В последние годы жизни Соломин работал особенно много: играл сам, ставил спектакли как режиссёр. «Когда он поставил "Свадьбу Кречинского", то буквально светился от счастья. Он купался в своей роли, выделывая на сцене невероятное, например, с разбега садился на шпагат. И это в 60 лет», — вспоминал актёр Василий Ливанов , который предостерегал друга от проявлений такого азарта.

Однажды Соломин сказал, что хочет умереть на сцене, как Андрей Миронов . И эти страшные слова оказались почти пророческими.

Та самая «Свадьба Кречинского» и стала для артиста последним спектаклем. 23 апреля 2002 года Соломин в последний раз вышел на сцену. Во время первого акта актёру внезапно стало плохо, и его увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт, а через месяц он скончался в больнице.


  • Кадр из фильма «Женщины»

  • Кадр из фильма «Старшая сестра»

  • Кадр из фильма «Крепкий орешек»

  • Кадр из фильма «Даурия»

  • Кадр из фильма «Сибириада»


Творчество и игры