Где хоронят богатых в тбилиси. Традиции Грузии: обычаи, особенности национального характера, культура

Как провожали в последний путь в Грузии раньше и что изменилось к сегодняшнему дню? В каких регионах сохранились откровенно странные традиции и откуда они идут?

В гробу, как и полагается, – покойник. Правда, он не лежит, а сидит. Рядом с ним, там же, кукла в кружевном платье. «Пару» выносят из дома под причитания родных. Все это может показаться кадром из фильма ужасов, однако на деле – это один из гурийских похоронных обрядов. Так провожают в последний путь молодых мужчин, которые при жизни не успели обзавестись второй половинкой. Георгий Кекелидзе – глава Национальной библиотеки Грузии, говорит, что своими глазами видел этот ритуал. Сейчас он работает над диссертацией, в которой затрагивает вопрос гурийских похоронных и свадебных ритуалов и даже сравнивает их с мексиканскими. И в тех и в других по сей день присутствует некоторый элемент перфоманса, если, к примеру, человек, трагически погиб, говорит он:

«Я, например, видел на похоронах человека, погибшего в автокатастрофе, у гроба вместе с цветами лежал руль».

По словам главного библиотекаря страны, вместе с социальными изменениями со временем менялись формы ритуалов и на сегодняшний день некоторые из них сохранились лишь частично. В Гурии, например, была такая традиция:

«Существовала такая профессия, как плакальщик. Его можно было нанять: человек, который не мог по каким-то причинам поехать на похороны, платил плакальщику, который отправлялся туда вместо него, оплакивал покойника. Таким образом, считалось, что человек передал свои слезы и печаль».

До сегодняшнего дня этот ритуал сохранился, правда, лишь фрагментарно – без показного плача. Некоторые гурийцы до сих пор, говорит Георгий Кекелидзе, не имея возможности лично присутствовать на похоронах, отправляют туда знакомых. Те, в свою очередь, передают соболезнования семье погибшего. Это считается более уважительной формой соболезнований, нежели простой звонок по телефону.

Неизменным в некоторых семьях в регионах остается способ оповещения селян о кончине родственника. Непосредственно после смерти члена семьи родные начинают громко кричать и причитать – это своего рода знак, посредством которого соседи узнают о произошедшем, говорит Кекелидзе.

Поминки – одна из тех традиций, которую чтут по сей день по всей Грузии, в том числе и в столице. В свое время она носила очень даже практичный характер. Люди съезжались на похороны из разных сел и городов, путь зачастую был неблизкий, многим приходилось преодолевать его пешком. Соответственно, с дороги всех нужно было накормить. Кроме того, поминки носили и жертвенный характер – было принято раздавать еду неимущим. Блюда, как правило, были очень скоромные, и их помогали готовить соседи.

Помпезные застолья, говорит этнолог Нуну Миндадзе , «вошли в моду» примерно в 60-х годах прошлого столетия. Проводы в последний путь стали походить на торжества, к концу которых некоторые с трудом вспоминали о причине сбора.

«В Западной Грузии, например, раньше поминки проводились до похорон. Некоторые даже приходили со своей едой. Стол был очень скромным и отвечал одной цели – накормить собравшихся: соседей, близких, бедняков. А уже в 60-х годах традиция была исковеркана. Стало престижным устанавливать какие-то невообразимые памятники на могилах и закатывать застолья, на которых нередко можно было услышать, как люди рассказывают друг другу анекдоты».

Несмотря на то что в регионах некоторые продолжают чтить разные, порой достаточно странные традиции, в столице помпезность поминальных обрядов стала сходить на нет в последние годы, делится наблюдениями психолог Гага Нижарадзе . В советские годы богатые похороны были признаком достатка, сейчас же люди стали придавать этому меньше значения. На панихидах больше не звучат похоронный марш Шопена и произведения Баха. Поминки стали короче, а люди – трезвее.

Пантеон на горе Мтацминда в Тбилиси−место, где должен побывать каждый гость грузинской столицы. Слишком много интересных и разных историй, связанных с историческими фактами страны, переплелись и нашли мирное соседство посреди склона горы Мтацминда, что с грузинского языка означает «свята гора».

Прямая линия фуникулера , который тбилисцы называют «трамвай» прорезает склон горы. Всего за 2 лари, красивый австрийский вагончик поднимает гостей до середины горы к Пантеону великих грузинских людей.

К Пантеону можно добраться по тропинке или на машине по довольно крутому подъему, где с трудом разъедутся две машины.

Кто похоронен в Пантеоне Тбилиси

Комплекс Пантеона великих грузинских деятелей культуры и искусства был основан в 1929 году и насчитывает 49 могил. Среди них встречаются и надгробия людей, чей вклад в историю Грузии не был связан с культурной деятельностью.

В 1937 здесь захоронили мать Сталина, о чём сам вождь узнал постфактум и очень удивился. Одна из самых эффектных могил — место захоронения первого президента Грузии Звиада Гамсахурдии. Его тело перенесли из Грозного в Тбилиси. Пусть он и противоречивая личность, но на могиле первого президента всегда живые цветы.

Недалеко похоронен друг Звиада−Мераб Костава−диссидент, поэт, музыкант, противник советской власти. В каждом городе Грузии есть улица имени этого борца за независимую Грузию.

Белая мраморная вертикальная плита в дальнем углу площадки−это символический памятник всем жертвам политических репрессий.

Ученик великого Родена скульптор Якоб Николадзе исполнил величественную надгробную композицию на могиле Ильи Чавчавадзе, известного в Грузии как «отец отечества».

Публицист, писатель, борец за национальную независимость Грузии начала XIX века был канонизирован грузинской православной церковью как Святой Илья Праведный в 1987 году.

Чавчавадзе один их трех канонизированных исторических личностей, захороненных в Пантеоне.

Справа от могилы матери Сталина покоится Важа Пшавела−всемирно признанный классик грузинской литературы, писатель и поэт XIX века.

Отари Чиладзе−единственный соискатель на Нобелевскую премию по литературе.

Нико Николадзе−архитектор города Поти.

Акакий Церетели−идейный предводитель национального движения за независимость, поэт, писатель, мыслитель. Его памятник в компании Ильи Чавчавадзе находится на проспекте Руставели напротив Первой городской гимназии.

Котэ Марджанишвили — известный советский грузинский драматург, актер, режиссер грузинского, русского, советского театра и кино, основатель грузинского театра. Его имя носит станция метро «Марджанишвили» на левом берегу Куры возле основанного им театра.

Николоз Бараташвили — поэт-романтик из обедневших князей. Умер от чахотки в 27 лет. 36 его стихов Пастернак перевел на русский язык.

«Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам….»
Именем поэта Бараташвили названа улица в центре города и мост через Куру.

Блуждая среди могил актеров театра и кино, привлекает внимание одна могила с парящей мужской фигурой. Это надгробие Вахтанга Чабукиани — балетмейстера и основателя мужского балета, друга знаменитого Джорджа Баланчина.

Пещера Святого Давида

С горой Мтацминда связана история Отца Давида — одного из 13-ти Ассирийских отцов — основателей монашеского движения в Грузии. Здесь в VI веке он поселился в пещере, молился, проповедовал христианство и отсюда переселился в пустынное место — Давид Гареджи , где основал монастырь и провел среди последователей остаток жизни.

На входе в пещеру построена часовня Иверской иконы Божьей матери. Оказавшись в нужном месте в нужное время, вы можете попасть на проповедь. Всем желающим проповедник складно и интересно поведает о жизни и деяниях Святого Давида на хорошем русском языке в обмен на пожертвование и заказ сорокоуста.

В двух шагах от часовни расположена церковь Св. Давида, где во время литургии можно насладиться великолепным пением мужского хора.

Слева от часовни могила еще одного канонизированного грузина−Эквтимэ Такаишвили. Историк и археолог считается в Грузии хранителем национального богатства.

Перед установлением советской власти он сумел вывезти в Марсель национальное достояние−художественные ценности, рукописи, иконы и прочее. Богатые грузины-эмигранты оплачивали хранение ценностей в банке Сосьете Женераль. В 1947 году экспонаты вернулись в СССР и сегодня мы любуемся ими в двух национальных музеях Грузии.

Грибоедов и Пантеон

Конечно, в первую очередь в Пантеон идут, чтобы увидеть могилу знаменитого русского писателя А. Грибоедова. Его имя мы знаем из школьной программы, благодаря пьесе «Горя от ума».

Это был не просто писатель одного произведения. А. Грибоедов был образованнейшим человеком своего времени, драматургом, композитором, пианистом и, наконец, дворянином, Статским советником и дипломатом.

Вальс №1 ля бемоль и вальс №2 ми минор, были посвящены Нино Чавчвадзе — молодой грузинской княжне и супруге А. Грибоедова. На горе Мтацминда влюбленные гуляли и наслаждались друг другом совсем недолго. Именно здесь Нино Чавчавадзе похоронила своего мужа, убитого в дипмисси в Персии. Она больше никогда не вышла замуж и ее прозвали «черная роза» за вечный траур.

Но это уже совсем другая история.

Советуем посетить Пантеон стоит в сопровождении экскурсовода. Правда, не факт, что экскурсовод окажется лучше, чем пара смотрителей кладбища, которые подрабатывают проведением экскурсий и делают это довольно неплохо.

Лучше всех экскурсии в Пантеоне проводит Отари — мужчина лет под 70 и шустрый на вид. Он владеет ключами от решетки грота, с могилами А. Грибоедова и его супруги. Пара фраз по теме, и вы, очарованные его рассказом, потратите минут 40 на экскурс в историю грузинской культуры. Стоимость удовольствия «кому сколько не жалко».

Он подробно рассказывает о каждой могиле и отвечает на вопросы с пристрастием. Словом, Пантеон в Тбилиси стоит посетить.

Часы работы: время службы в церкви Св. Давида, вход бесплатный.

Запись на экскурсию [email protected]

Разные страны отличаются собственными индивидуальными традициями и канонами, а проведение похорон и не является исключением. Давайте рассмотрим, как предают мертвых земле в таких странах, как Германия, Грузия, Израиль и Бразилия.

Траурная церемония в Германии

В Германии похороны становится настоящей проблемой, поскольку обходятся они весьма дорого. Минимальная цена - 3000 евро, средние похороны выльются в 7000 евро . Вопрос касается не только проведения мероприятия, но еще и получения документов, которые связаны с усопшим. В этих случаях время, которое тратиться на работу, может доходить до 2-х месяцев. Место на кладбище весьма дорогое.

Обязательным условиям для кладбища, является ежемесячное внесение определенной денежной суммы за облагораживание участка. Пусть жители Германии народ не бедный, но даже им похороны доставляют заметные денежные траты.

Если родственники не могут оплатить погребение, а у покойного не было сбережений на этот счет, то проводится кремация тела. Все расходы кремирования также оплачивают родственники, однако это гораздо дешевле, чем обычные похороны. Если денег на проведение ритуала погребения нет, что чаще встречается среди мигрантов, тело отвозят для проведения кремации в Чехию, а вообще возлагаться не будут.

Бразильские похороны

Здесь цены на похороны весьма демократичны – от 100 долларов до нескольких тысяч. Есть возможность договориться на бесплатное проведение похорон государством, а также можно использовать и рассрочку. В большинстве случаев проводится обычное захоронение, а не кремация. Арендуется место на кладбище, где будет находиться усопший. Стоит заметить, что место на кладбище арендуется всего на 3 года. После того, как истек данный срока, родственники должны проплачивать место захоронения повторно. В случае, если родственники по каким-либо причинам не вносят плату на продления аренды могильного участка, то его сдадут в пользование другой семье, а остатки усопшего перенесут в общую усыпальницу. Весьма распространенным явлением в Бразилии является резервирование мест на кладбище.

Похороны в Грузии

Грузия является страной, в которой очень чтут и ценят семейные узы, поэтому в случае смерти родственника, его останки обычно помещают в семейные усыпальницы. Реже используются муниципальные кладбища. Их отличие только в одном - более доступная стоимость. Хотя похороны в Грузии проходят по православным канонам, но в вопросе погребения и поминок они отличаются.

Поминки проходят пышные и богатые, несмотря на то, что это отличается от православных традиций, которые существует не один десяток столетий. также пользуются популярностью.

Израильские похороны

Традиции Израиля, относительно вопроса погребения, сильно отличаются от других государств, а основная причина этого верования иудеев. Все услуги, которые касаются похорон, выполняет одна компания. Она называется «Хевра Кадиша» и работает монопольно. Ее специалисты помогают родственникам и близким усопшего определить: какие обряды должны выполняться, какую последовательность они имеют. Первоначально работа кажется не только благородной, но еще и весьма продуманной. Жители Израиля говорят о весьма высоких ценах на ритуальные услуги тем более, что процедура требует соблюдения строгих ритуалов с большим количество запретов.

Рассматривая Россию, Украину и Белоруссии, отметим, что здесь похороны бывает как схожими с традициями других стран, так и в корне отличаться от них. Основное желание - это провести процессию так, чтобы не было стыдно и обидно за проводы человека в Последний путь. – весьма деликатная процедура, требующая времени, сил, концентрации и денежных средств.

Одним из этапов увековечивания памяти усопшего является установка памятника либо креста на могилу. Специалисты компании « » работают с карельским гранитом, который сможет прослужить десятки лет. Ассортимент постоянно пополняется разными моделями и материалами, за счет этого, выбор смогут сделать даже весьма избирательные клиенты.

Похороны в Грузии – это особая церемония, которая разительно отличается от того, как принято хоронить людей в Беларуси или Европе – несмотря на то, что погребение проводится в основном согласно христианским – православным – традициям.

Прежде всего, в том, что касается официальных правил, Грузия мало чем отличается от нашей страны. Когда умирает человек , родственники или близкие вызывают наряд полиции и скорую помощь, в обязанности которых входит констатировать смерть и оформить первичные документы. Далее начинаются особенности, специфичные для этой кавказской страны.

О смерти в Грузии извещать обычным способом не принято. Семья начинает громко причитать и плакать, после чего печальные вести сразу же разносятся по знакомым и родственникам.

Умершего укладывают в гроб, который устанавливают на постамент в самой большой комнате дома или квартиры. У изголовья ставится особый ритуальный столик - табла . В его центре зажигают свечу или масляный светильник, а вокруг расставляют священную еду. Как правило, это стакан с водой или вином, а также тарелка с зерном. Эти два блюда символизируют причащение к крови и плоти Христа (евхаристию), однако принято считать, что происхождение данного обычая имеет и более древние корни.


Грузинские похороны:
смесь традиций и современности

В некоторых регионах Грузии зерно заменяют на приготовленную пищу: хлеб, лепешки или куриные потроха. Если все-же использовались зерна пшеницы, принято из одной половины готовить кутью на поминки , а вторую высыпать в могилу.

Кроме еды у грузин также принято класть рядом с усопшим ветви пальмы или фикуса, а также горсть грецких орехов. Помимо религиозного смысла, данные предметы символизируют плодородие, которое принято желать усопшему в загробном мире. Кстати, свеча должна освещать ему путь, поэтому грузины зажигают ее не только до, но и после похорон - по субботам вплоть до наступления сороковин.

Панихида или прощание с покойным длится несколько дней. Соболезнующие приходят в дневное время. На крыльце их встречают мужчины, женщины всегда сидят у гроба. Войдя в дом, гости кладут венок или цветы у гроба, после чего женщины остаются рядом с ним, а мужчины присоединяются к компании у входа. По негласному обычаю, чем ближе родственные связи, тем дольше гости остаются в доме для прощания с усопшим.

Особого упоминания заслуживает проявление чувств и скорби по усопшему на похоронах. В отделенных западных районах до сих пор практикуется приглашение так называемых плакальщиц - женщин, профессионально оплакивающих покойного. Иногда их также нанимают те, кто по разным причинам не смог приехать на похороны - чтобы осуществить своего рода передачу своей скорби на расстоянии.

Похороны в Грузии в большинстве случаев проводятся на городских или деревенских кладбищах. Хоронить в семейных усыпальницах на собственных подворьях, как это практиковалось раньше, уже давно не принято. Кремация у грузин не принята, в Тбилиси отсутствует объект, даже отдаленно напоминающий Минский крематорий .

Покойника обязательно хоронят на седьмой день. Он выбирается особо: в Грузии полагают, что нечетные будние дни недели неблагоприятны для любых начинаний, поэтому в понедельник, среду или пятницу проведение похорон даже не рассматривается. Именно по этой причине, а также в связи с особенностями климата, в Грузии повышенным спросом пользуются услуги бальзамировщиков.

Непосредственная церемония погребения по своему характеру достаточно проста, если не сказать аскетична. Процессия направляется на кладбище, причем последнее расстояние принято проходить пешком. Это может оказаться непростой задачей, поскольку большинство кладбищ находятся в горах.

Интересно, что не всем женщинам в Грузии разрешено посещать кладбища для похорон : допускаются только матери и дочери усопших. Во всех остальных случаях посещение женщинами кладбищ никак не ограничивается.


Похоронная процессия
перемещается на кладбище

Грузинские похороны венчают поминки - грандиозный заупокойный стол, за который принято сажать всех без исключения гостей, и который нередко длится два-три дня после похорон. Масштабность поминок или по-грузински келехи , имеет под собой бытовое обоснование: многим гостям раньше требовалось немало времени чтобы добраться на похороны, поэтому за стол людей часто сажали еще до похорон.

Традиционное поминальное меню обязательно включает в себя кутью, хлеб и вино. Присутствие остальных блюд регламентируется соблюдением поста. Если он имеет место, гостям подадут пхали , лобио , картофель, плов или лапшу, возможно - рыбу. В ином случае выбор блюд будет максимальным. Впрочем, в ряде случаев гостям будет предложна постная пища только до наступления момента высвобождения духа, сулис ахсна , после чего на стол может быть подано мясо. Его выбор ограничен: только сакральная говядина или баранина.

По причине все той же масштабности мероприятия, количество произносимых за столом тостов традиционно велико, но ограничено все тем же числом 7 на одного человека или семью. Все дело в том, что к середине церемонии тосты посвящаются уже не покойному, а его живым родственникам, близким и друзьям.

И последний обычай грузинских похорон: по их окончании не принято идти в гости. Это считается плохой приметой, поэтому все приглашенные после поминок расходятся строго по домам.

С информацией о похоронных бюро и ритуальных агентах предлагаем ознакомиться в разделе Похоронные бюро нашего справочника

Смерть — это естественное, хоть и крайне печальное событие. И смерти, увы, не избежать никому. И как многообразна Смерть в своих проявлениях, так и похоронные процессы крайне отличаются друг от друга в разных уголках нашей планеты…

Похороны в Германии

В Германии самая насущная проблема похорон — это цинизм ритуальных контор и очень высокие цены на организацию погребения даже для Европы.

Нормальные похороны обходятся от 7 тыс евро, самые бюджетные — не меньше 3 тысяч. Жалуются немцы не только на цену, но и на бюрократию, связанную с оформлением документов. Из-за этого от момента смерти до церемонии погребения может пройти 1,5-2 месяца. Места на кладбище тоже дорогие — от 2500 евро. Плюс ежегодно необходимо вносить плату за благоустройство участка.

Немцы — народ далеко не бедный, но такие затраты довольно серьезная ноша для средней семьи.

Поэтому сейчас многие жители Германии, особенно в почтенном возрасте, еще при жизни открывают похоронные счета, чтобы в случае чего финансовые вопросы не беспокоили родных. Если у покойного не было похоронного счета, а родственникам тяжело оплатить все расходы, вместо захоронения проводят кремацию. Она дешевле, чем погребение в землю, хотя и не намного. Бедное население, в основном эмигранты, в целях экономии обращаются в специальные службы. Они отвозят тела на кремацию в Чехию, так получается дешевле.

Как хоронят в Бразилии?

Здесь, в отличие от Германии, у родных есть выбор. Организовать похороны можно и за 100 долларов, и за несколько тысяч.

Можно и бесплатно — за счет государства, есть возможность договориться и о рассрочке. Кремация не запрещена, но основной процент захоронений приходится на погребение в земле. Хотя и здесь есть свои нюансы: место на кладбище сдается в аренду всего на три года.

Потом аренду необходимо продлить, иначе останки перехоронят в общей усыпальнице, а могилу сдадут другой семье. Главная особенность похорон в Бразилии — преданность своему роду. Бразильцы стараются хоронить умерших так, как они жили — большой семьей.

Поэтому “резервирование” мест на кладбище — вполне распространенное явление.

Похоронные традиции Грузии

Грузия еще одна страна с ярко выраженными семейными традициями.

Грузины, во владениях которых есть земля и большой дом, погребают останки своих родных в семейных усыпальницах. Но есть и муниципальные кладбища с платными, но довольно доступными для населения участками.

Так как официальная религия Грузии — православие, хоронят здесь по православным обычаям. Потому кремировать останки не принято. Характерная особенность похорон в этой стране — пышные щедрые поминки.

Скромная трапеза считается недостойной памяти умершего, а о семье, которая “сэкономила” на поминальных угощениях, может пойти дурная молва.

Погребение и поминки в Израиле

Похороны в Израиле заметно отличаются от традиций погребения других стран. Но дело не в самом государстве, а в верованиях иудеев.

Всю организацию похорон берет на себя монопольное ритуальное бюро — Хевра Кадиша.

Они готовят покойного к погребению, помогают родным, подсказывают, какие нужно выполнять обряды и в какой последовательности.

Хотя внешне деятельность Хевра Кадиша кажется вполне благородной, сами жители Израиля нередко жалуются на высокие цены. Особенность похорон в Израиле — соблюдение необычных обрядов (например, надрыв одежды) и очень строгий траур со множеством запретов.

Тибетские похороны

В Тибете умерших предают воздуху; там такие почвы, что выкопать могилу практически невозможно. По тибетским буддистским традициям умерший проходит три этапа (Бардо): во время первого монахи проговаривают особые стихи: по поверьям, только они могут достичь сознания умершего. На втором этапе усопшему показывают яркий свет. Умерший будет готов перейти к третьему этапу Бардо, если свет не испугает его. Тогда начинаются поиски новых родителей и получение нового тела.

Тело умершего в течение трех дней держат дома, чтобы за это время из него вышла душа. Затем предают небу, а именно: относят на специальную скалу для обрядов, где тело скармливают грифонам. Считается, что чем быстрее оно будет съедено, тем быстрее душа возродится.

Китайские похороны-свадьбы

Когда умирают китайские мужчины, чтобы усопшим не было скучно, родственники подыскивают им таких же умерших невест. Узнав, что в округе умерла женщина подходящего возраста, родственники «жениха» ведут переговоры с семьей умершей, и если те согласны, выкупают тело. Далее их хоронят в одной могиле, проводя своеобразный свадебный ритуал.

Индийские похороны

В этой стране чаще всего тело сжигают на костре, причем состоятельному умершему в костер кладут несколько ароматных поленьев сандалового дерева. В начале ритуала тело на носилках несут к священному Гангу, где все вместе окунают в воду.

С умершего снимают одежду и укладывают в костер, располагая его головой на юг. Самый близкий родственник по мужской линии обходит вокруг тела 3-7 раз, держа в руках факел, которым поджигается костер. После этого первыми уходят самые младшие, затем по старшинству. На третий день после кремации родственники выбирают из костра остатки костей. Соблюдая церемонию, пепел и остатки костей опускают в воды реки Ганг. Для того чтобы очистить себя после похорон, мужчины обривают себе волосы.

Похороны в некоторых африканских странах

В одних племенах тело предают земле, а череп хранят в специальных сосудах на ее поверхности. Другие оставляют умерших в их же домах, третьи хоронят в пещерах или зашивают в шкуры животных и подвешивают на деревьях.

Многие народности продолжают верить (или хотят верить), что жизнь после смерти продолжается, и делают (по их понятиям) все возможное для того, чтобы душа быстрее нашла новое тело или попала в царство Божие.



Планирование беременности