Как ссср создал украине "национальный танец" гопак.

Гопак — это танец украинской души.

Историю возникновения гопака связывают с боевыми тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18 веках. Поэтому первоначально это был исключительно мужской танец. Гетьманы, взяв булаву, начинали плясать в центре круга, а входившие в круг казаки подтверждали этим их главенство. Название гопака произошло от слова «гопать» — прыгать, и от аналогичного восклицания «гоп».

Мужские костюмы, которые до сих пор используют для гопака (красные шаровары, цветной пояс, вышитая сорочка, остроконечные сапоги), являются по своей сути формой кадровых военных того времени. Женщины появились в гопаке только в его сценическом варианте, но также одеты в исторические костюмы центральной части Украины (вышитая рубашка, запаска или плахта, кирсетка, остроконечные красные сапожки, венок с лентами).

Новая история гопака началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени.
Гопак относится к бытовым украинским танцам. Характерные черты гопака – сила и ловкость, героизм и благородство. Это импровизационный танец: передвигаясь парами по кругу, парни соревнуются в ловкости и настойчивости. Девушки весело их поощряют к новым трюкам, и, отделившись, скромно и достойно танцуют лирическую часть. Потом снова вступают парни – это шквал виртуозных присядок, прыжков, вращений и пр. Финал гопака бурный, веселый, искрометный и темпераментный.

Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».
Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого - «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак .

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают , что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».
Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого - «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак .

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают , что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Святослав Князев

Украинский парламент на днях принял за основу проект внесения изменений в закон «О физической культуре и спорте», предоставляющий официальный статус «национальных видов спорта» боевому гопаку и другим экзотическим боевым искусствам. Судя по всему, лоббистом «легализации» боевого гопака выступил спикер Верховной Рады Андрей Парубий. Он не скрывал радости по поводу результатов голосования (провести вопрос удалось, правда, лишь со второй попытки) и даже признался телеканалу «112», что в свое время лично занимался гопаком. Министр молодежи и спорта Украины Игорь Жданов, комментируя решение депутатов, отметил, что «за годы независимости Украины начали восстанавливаться и развиваться виды спорта, которые выросли из украинских традиций». Вот только у людей, хоть немного знакомых с историей вопроса, происходящее сегодня вокруг «боевого гопака», ничего, кроме гомерического хохота вызвать не может.

Украинская редакция «Википедии» утверждает, что «боевой гопак - это украинское боевое искусство, воссозданное на основании элементов традиционного казацкого боя, которые сохранились в народных танцах, и собственного опыта исследователя боевых искусств львовянина Владимира Пилата». Владимир Пилат - личность примечательная. Согласно той же Википедии и многочисленным интервью, по отцу он происходит из древнего рыцарского рода, известного еще с 1121 года. Его дед по матери якобы служил в личной охране австрийского императора Франца-Иосифа. Именно дед и начал учить юного Владимира бороться. Пилат регулярно утверждает, что он «казацкого рода». Рассчитывает он при этом, очевидно, на совершенно темных людей, так как любой мало-мальски грамотный человек знает, что никаких казаков на Западной Украине никогда не было (вернее, они заходили, но ненадолго, чтобы жестоко наказать «бывших братьев», подавшихся в униатство, но создавать семьи с галичанами, определенно, не были склонны).

Прозанимавшись четыре года спортивной гимнастикой, и два - вольной борьбой, Владимир, которому в это время было всего 12−13 лет, с 1968 года якобы начал постигать кёкусинкай (киокушинкай) каратэ. Во всяком случае, так он об этом рассказывает журналистам. Где Владимиру удалось найти учителя - большая загадка. Дело в том, что даже в Японии первый признанный центр кёкусинкай возник только в 1964-ом. В СССР стиль впервые «принес» Александр Иванович Танюшкин, узнавший о его существовании в 1969-ом и привезший его на Родину из-за границы только в 1970-е годы. Так, что юному Пилату для того, чтобы начать осваивать кёкусинкай в 1968 году, нужно было, по меньшей мере, обладать даром предвидения.

Параллельно с кёкусинкаем, Владимир Пилат, по его собственному признанию, изучал годзю-рю, соне, шотокан каратэ, дзюдзюцу, айкидо и кикбоксинг. В конце 1970-х Пилат стал преподавать единоборства, а в 1985 году - создал «Экспериментальную школу по изучению боевых искусств украинского народа». Последнее начинание стало возможным благодаря поддержке со стороны… комсомола, предоставившего «сэнсэю» под нужды национальных боевых искусств спортивный зал. В это время Пилат и заявил о том, что в украинском гопаке зашифрованы сакраментальные знания о древних казацких единоборствах, которые он смог «расшифровать» благодаря знаниям, полученным от деда.

Вскоре Владимир пойдет дальше. В интернете ходят выдержки из интервью, которое он дал в свое время ровенской газете «Волынь». В материале приведены слова Пилата, утверждавшего, что на самом деле боевой гопак возник 8 тысяч лет назад на волынском озере Свитязь, с которого происходит индуистский бог Кришна и его охранники «гопы», танцевавшие боевой танец «гопак». Наследие «гопов» передавалось из поколения в поколение, пока не было уничтожено советской властью, а затем восстановлено Пилатом…

В других публикациях, посвященных пилатовским изысканиям, можно найти утверждения о том, что при помощи гопака запорожские казаки тренировались.

И все бы ничего, если бы не одно большое «но». Если бы Пилат разобрался в вопросе потщательнее, то знал бы, что гопак в его современном виде - это культурный продукт не запорожских казаков, а советских хореографов, в частности - Павла Павловича Вирского, работавшего в 20-е-40-е годы ХХ столетия в театрах Одессы, Харькова, Днепропетровска и Киева, а в 1955 - ставшего художественным руководителем Государственного ансамбля танца Украинской ССР. А также - Игоря Александровича Моисеева, с 1937 года руководившего Ансамблем народного танца СССР. Именно они «воссоздали» (фактически придумали с нуля с учетом некоторых известных этнографических особенностей) уже позабытый к тому времени «казацкий» танец.

Таким образом, секретные техники древнего боевого искусства Владимир Пилат восстанавливал по наработкам советских артистов балета. О том, кто передал сокровенные знания смертоносных казацких единоборств Вирскому и Моисееву - тайна, покрытая мраком…

Возможно, «боевой гопак» так и не вышел бы никогда за пределы щедро предоставленного «советской властью» львовского спортзала, если бы не политический фактор. Советский Союз уверенно двигался к распаду, на Западной Украине подняли голову националисты, которым «боевой гопак» пришелся как нельзя кстати. В 1990-ом Пилат уже основал уникальную организацию под называнием «Галицкая Сечь» (уникальная потому, что, как мы помним, казаков на Галичине никогда не было, и Сечей, до ХХ века, соответственно, тоже).

Новоявленный сэнсэей боевого гопака начал готовить боевиков для праворадикальных организаций и связался с Социал-национальной партией Украины (сегодня - ВО «Свобода» Олега Тягнибока). При всей своей внешней опереточности, «боевой гопак» был в известной степени применим на практике. Конечно, синхронные удары двумя ногами в прыжке вызывают у знатоков боевых искусств только смех, но то, что Пилат объективно занимался различными видами боевых искусств - это факт. И под видом «исконно-украинского гопака» он учил молодежь локальному варианту каратэ.

К женским занятиям боевыми искусствами Пилат изначально относился скептически, но затем в его взглядах на жизнь что-то поменялось, и он создал «девичью версию гопака» под называнием «Асгарда». Какое именно отношение имеют древние скандинавские боги к западноукраинским богатыршам - неизвестно…

Вслед за боевым гопаком появилась школа «украинского национального фитнеса» - гопакробика. В самом гопаке была сформирована система уровней мастерства, аналогичная восточным поясам, - от «желтяка» до «волхва». «Волхвы», согласно Википедии, приравниваются к мастерам спорта международного класса и могут владеть левитацией, телекинезом и умением превращаться в животных. О том, будут ли данные умения проверяться теперь украинскими спорткомитетами, история умалчивает. Но это было бы, по крайней мере, интересно. Количество одновременно занимающихся боевым гопаком на Украине постепенно достигло семи тысяч человек.

Новым шансом для Пилата стали майданы. После первой «революции» президент Виктор Ющенко наградил украинского «сэнсэя» орденом, а его «наработки» пообещало применять при подготовке спецназа руководство СБУ. После второго Майдана для адептов боевого гопака и вовсе началось восхождение к звездам. В марте 2014 года бывший львовский физрук и по совместительству глава одной из федераций гопака Николай Величкович стал заместителем министра внутренних дел Украины. И вот теперь странный новодел, история которого восходит к Кришне с Волыни и советскому балету, уже получает официальный статус с государственной поддержкой. Я не удивлюсь, если уже скоро его начнут преподавать в украинских школах, как тхэквондо в корейских.

В принципе, в любой физической активности нет ничего плохого. Да и умение бить прямой удар ногой человеку в жизни может пригодиться. Но та идеологическая обертка, в которой сегодня подается «боевой гопак», является благодатной почвой для роста нацистских настроений и антинаучного иррационализма. Кришна с озера Свитязь - это достойное продолжение историй о «копке Черного моря» и «древнеукраинском государстве Киевской Руси».

Украинцы постоянно хотят чем-то гордиться. Причем они даже не гордятся – они чаще «пышаются». Хотя слово «пыха» переводится на русский, как «спесь».

Хотя, как уже писал «Антифашист» в украинском языке нет слова «гордиться». Там где у русского гордость, у свидомого - «пихатість», что по-русски «тщеславие».

Но гордится надо. Потому что как иначе возвеличить нацию? Чтобы оправдать убийства всяких «недочеловеков» – «сепаров», «ваты», «врагов Украины»? Оттого и придуманы «киборги», «герои АТО», а так же сказки про то, что Будда и Христос имели украинские корни, а древние укры основали всю земную цивилизацию. Ну и, конечно же, перекраивают историю Украины, рассказывая о государстве, которого не было на карте мира до образования СССР.

Но украинцам как-то фиолетово гордиться древними украми, тем более что многие адекватные граждане Украины, имеющие образование и читавшие умные книги, понимают, что это – самая наглая ложь, до которой только могли додуматься украинские власти. И нужны какие-то более реальные примеры. Потому что нельзя же бесконечно гордиться одной только вышиванкой и наряжать в нее собак.

И вот – нашли! И сразу же канонизировали – боевой гопак официально стал национальными видами спорта. Ранее Верховная Рада в приняла законопроект №5324, который вводит в законодательство понятие «национальный вид спорта», а теперь украинский парламент узаконил пляски в шароварах на спортивной арене.

Ну, и ладно, стал танец боевым искусством, кому от этого плохо? Вон, есть у Бразилии капоэйра, танцуют себе, и ногами машут, все нравится. Но капоэйру бразильцы древним боевым искусством не называли, это изначально были танцы рабов, которые маскировали в своих танцах обучение рукопашному бою. А вот с «боевым гопаком» гораздо сложнее.

Автором этого стиля является Владимир Пилат, который развивает его с 1985 года и издал даже две книги. Он, кстати, не только верховный учитель боевого гопака, но и президент Международной федерации боевого гопака, Генерал-атаман (соответственно – генерал-полковник КВУ), председатель Священного Совета Объединения сыновей и дочерей Родной Украинской Национальной Веры («РУНВера»).

Уже после этого перечисления титулов любой здравомыслящий человек все должен понять. Но это – только начало.

Украинские историки на полном серьезе считают, что каждое движение гопака несет закодированную информацию. Этот стиль направлен на возрождение гармоничного воина и пока считается экзотическим. И вот после слова «эзотерический» достаточно вспомнить еще один шарлатанский стиль – бесконтактный бой. Специалисты о нем наслышаны.

Но вернемся к боевому гопаку.

Начнем с того, что ничего национального в этом так называемом боевом искусстве нет. Я это уверенно заявляю, как тренер по единоборствам и как человек, занимающийся боевыми искусствами 30 лет. Давайте разберем эти «боевые элементы».

Нижний уровень – вращения (мельница, бочонок, гарбуз) – то есть, различные виды подсечек.

Все это давным-давно есть в арсенале китайского ушу, которое гораздо более древнее, чем самый древний укр. Так же эти движения есть и в корейский, и в японский боевых искусствах, которые почти все заимствовали в том же Китае.

Дальше – присядки (простая, боковая, с ударом руки об пол, по голенищу, по подошве), растяжка вниз и вбок, ползунец, метелочка, подсечка, закладка – те же подсечки и удары ногами снизу из положения сидя. Многие эти элементы известны и в джиу-джитсу, и в самбо и в любой другой борьбе, когда борец подсаживается для выбивания ног противника или для производства бросков с захватом его ног.

Верхний уровень – прыжки (разножка, кольцо, ястреб, жабка и др.). Это элементы ударов в прыжке, которые в гопаке больше похожи не на удары, а именно на красивые и высокие прыжки. Если бы практикующие боевой гопак хотя бы раз показали, как такими «гопами» они могут разбить доски, черепицу или что-то подобное, как это делают корейские спортсмены танг-су-до или тае-квон-до – можно было бы считать ЭТО ударами. А так – мастера «боевого гопака» просто тупо копируют удары японского каратэ-до – маваши-гери, майя-гери, йоко-гери и другие.

Кстати, сам Верховный Учитель Боевого Гопака Владимир Пилат утверждает, что 9 лет занимался Киокушин-каратэ, в 1977 году успешно сдал экзамены на I дан и получил черный пояс. Он открыл собственную школу киокушин-каратэ под названием «Школа Тигра», параллельно изучает другие стили каратэ-до, кик-боксинг, а также профессиональный бокс.

Вопросы есть?

Можно, конечно, спорить о боевом гопаке, но давайте поговорим о самом танце. Потому что боевой стиль создан как бы на основе танца, а танец этот упоминается еще Гоголем, а первые сведения о нем относятся к XVI веку. Мелодия гопака использовалась многими композиторами. Так, темы гопака присутствуют в «Майской ночи» Римского-Корсакова, «Мазепе» Чайковского и многих других произведениях.

Упоминался – но никто не помнит, как он выглядел.

Первым, кто подробно описал гопак, считается украинский композитор Василий Верховинец (1880-1938), автор книги «Теория украинского народного танца». Описанный Верховинцем гопак включал в себя прыжки, присядки и вращения, в просторечии называемые на Украине гопками. Но он записал танцы, использовав только комбинации рисунков и описания словами. Но только словами нельзя описать движения настолько подробно, чтобы с такой записи, можно было воспроизвести танец. Для движения, как и для музыки, нужна своеобразная система записи. На сегодняшний день есть две такие системы, которые употребляют для записей современного танца и балета (Laban. Method, Benegh Method).

Но история гопака, то есть, того так называемого «национального» украинского танца на самом деле началась с создания в 1940 году ансамбля песни и танца Украины, который возглавлял с 1955 по 1975 годы Павел Павлович Вирский. Даже сами украинцы признают, что «именно этот балетмейстер создал академический народный танец на основе классики и традиционного фольклора, и поставил тот знаменитый гопак, которым до сих пор завершает концерты академический ансамбль танца Украины его имени».

Вот только «традиционный фольклор» был не украинским. Ведь традиционными украинскими могут считаться гуцульские пляски или хороводные коломыйки. Как пишут историки, украинский сценический танец существовал до той поры лишь в виде вставных номеров в спектаклях украинского музыкально-драматического театра да единичных украинских операх. И вот Вирский создал украинский народный танец, что называется, с нуля.

Газета «Правда» от 13 марта 1936 года писала: «Надо прямо сказать, что танцы – лучшее, что было показано в спектакле. Гопак в четвертом акте «поставил на ноги» буквально весь театр!»

Взлетающие высоко в воздух танцовщики с саблями наголо в руках, умопомрачительные вращения, мастерское фехтование в танце, стремительные прыжки и разнообразные «присядки», выполненные к тому же с сохранением технических канонов классической хореографии (выворотность, вытянутый подъем, четкие позиции рук и ног и т. д.), – потрясли не только обычную московскую публику, но и самого К. С. Станиславского, восторженно оценившего гастроли киевлян».

То есть, гопак был создан именно советскими хореографами в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. То есть, национальный украинский танец, гордость украинцев создали ненавидимые нынешними украинцами… коммунисты.

Гопак нужно срочно декоммунизировать!

Но и это еще не все.

Позвольте внести последнюю ложку дегтя в украинскую тщеславную сказку. Как вы думаете, откуда были взяты основные элементы украинского народного танца? Никогда не догадаетесь. Из Китая. Точнее, гопак основные, так сказать, базовые свои элементы получил из… народного уйгурского танца. На видео это очень хорошо видно на 2.26 минуте.

Уйгурский национальный танец

Уйгуры – тюркоязычный народ, подавляющее большинство которого живут в регионе под названием Синьцзян на крайнем западе Китая. Но украинский гопак удивительно смахивает и на таджикский, и на туркменский, и на адыгейский народные танцы. То есть, основой украинского танца стали танцы тюркских племен.

Таким образом, не только так называемый «боевой гопак» никакого отношения к национальному боевому искусству не имеет, а является слабой копией японского каратэ-до, но и сам танец «гопак» является симбиозом национальных танцев других народов.

Получается, Украина ворует не только праздники?

И пришла пора поговорить о самой нации – украинцы. Может быть, она тоже создана искусственно?



Материнский капитал