MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония. Таинственный народ айны Айны белая раса

«…Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить. Позднее, когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них - царь страны Пан - пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети. От них-то и пошел народ, называющий себя Айны , что означает - «Настоящие люди».

Айны - древнейшее население Японских островов. Айны называли себя различными племенными именами - «соя-унтара», «чувка-унтара», а само название «айну» или «айны», которым их и привыкли называть, это вовсе не самоназвание этого народа, оно означает лишь - «человек», «настоящий человек». Японцы называли айнов словом «эмиси» или «эбису», что по-айнски означает «меч», или «люди меча».

Айны жили и на территории России – в низовьях Амура, на юге Камчатки, Сахалине и Курильских островах.

Но в настоящее время айны остались в основном только в Японии, и согласно официальным данным, их численность в Японии составляет 25 000, однако по неофициальной статистике, может достигать 200 000 человек.

В России, по итогам переписи 2010 года, было зафиксировано 109 айнов, из них 94 - в Камчатском крае.

Происхождение

Происхождение айнов и в настоящее время остается неясным . Европейцы, столкнувшиеся с айнами только в XVII веке, были поражены их внешним видом - в отличие от привычных людей монголоидной расы, эпикантусом («монгольской» складкой века), редкими волосами на лице, айны обладали европейским фенотипом лица, и к тому же - необыкновенно густыми и длинными волосами на голове, носили огромные бороды (часто достигающие пояса) и усы (во время еды их приходилось придерживать особыми палочками). Несмотря на жизнь в достаточно умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран.

В настоящее время среди антропологов и этнографов имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны индоевропейцам (кавкасионной расе), по теории Дж. Бэчелор и С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эту теорию выдвинул советский этнограф Л. Я. Штернберг и именно она доминировала в советской этнографии.
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера Сибири, такова точка зрения большинства японских антропологов.

Японские колонисты стремительно заселяли остров Хоккайдо, где и айны в основном и жили, и в 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну.

Так начался период самой жестокой японизации айнов острова Хоккайдо.

Следует отметить, что на Сахалине и Курильских островах, где были русские, айны весьма тяготели к ним - многие айны владели русским языком и были православными.

Русские колониальные порядки, несмотря на многие злоупотребления сборщиков ясака и вооруженные конфликты, спровоцированные казаками, были куда мягче японских. Кроме того, айны жили в своей традиционной среде, их не заставляли радикально менять образ жизни, и не низводили до положения рабов. Они жили там же, где жили и до прихода русских и занимались традиционной охотой и морским промыслом.

Однако, в 1875 году, весь Сахалин был закреплен за Россией, а все Курильские острова переданы Японии.

Произошла этническая катастрофа - японцы перевезли всех айнов с Северных Курил на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки и запретили выходить в море без разрешения. Вместо традиционной охоты и рыболовства айны привлекались на различные тяжёлые работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало их традиционному пищевому рациону, который состоял из мяса морских животных и рыбы. Кроме того, курильские айну оказались на Шикотане в условиях неестественной скученности. Последствия этноцида не заставили себя долго ждать – очень многие айны умерли в первый же год.

Об ужасной участи Курильских айнов очень скоро стало известно японской и зарубежной общественности и резервацию ликвидировали, а уцелевших айну, всего-то 20 человек, больных и обнищавших, вывезли на Хоккайдо. Ещё в 70-е годы ХХ века имелись данные о 17 курильских айнах, однако, сколько из них являлись выходцами с Шикотана, до сих пор неясно.

Русская администрация Сахалина занималась в основном северной частью острова, отдав южную часть произволу японских промышленников, которые, понимая, что их пребывание на острове будет недолгим, стремились как можно интенсивнее эксплуатировать его природные богатства и жестоко эксплуатируя айнов.

А после Русско-японской войны, когда южный Сахалин превратился в губернаторство Карафуто и стал интенсивно заселялся японцами, пришлое население многократно превысило айнское.

В 1914 году всех айнов Карафуто японские власти собрали в десяти населенных пунктах, ограничили их передвижение по острову, всячески боролись с традиционной культурой, традиционными верованиями айну, и пытались заставить айну жить по-японски.

А в 1933 всех айнов «обратили» в японских подданных, присвоили японские фамилии, а молодое поколение в дальнейшем получало и японские имена.

После советско-японской войны 1945 года и капитуляции Японии, большинство айнов Сахалина и Курил вместе с японцами было выселено (а отчасти также добровольно эмигрировало) в Японию.

7 февраля 1953 года уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко в секретном предписании указал начальникам отделов Главлита СССР (цензорам): «запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР». Этот запрет просуществовал до начала 1970-х годов, когда возобновились публикации айнского фольклора.

Современные айну , хотя и признаны 6 июня 2008 года японским парламентом самостоятельным национальным меньшинством , полностью ассимилированы и практически ничем не отличаются от японцев , о своей культуре знают часто намного меньше японских антропологов, да и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов японцами.

В настоящее время айнская культура в Японии полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра, и японцы, и сами айну культивируют «экзотику» лишь на потребу туристам.

А.А. Каздым
Академик Международной Академии наук
Академик Международной Академии наук
Экологии и Безопасности жизнедеятельности, член МОИП

Давно это было. Среди холмов стояла одна деревня. Обычная деревня, в которой жили обычные люди. Среди них семья, очень добрая. В семье была дочь Айна, добрее всех. Деревня жила привычной жизнью, но однажды на рассвете на деревенской дороге появилась чёрная повозка. Черными лошадьми управлял человек, одетый во всё чёрное Чему-то он очень радовался, широко улыбался, иногда смеялся. На повозке стояла чёрная клетка, а в ней на цепи сидел маленький пушистый Медвежонок. Он сосал свою лапу, а слёзы так и текли из глаз. Все люди деревни выглядывали в окна, выходили на улицу и возмущались: как не стыдно чёрному человеку держать на цепи, мучить белого Медвежонка. Люди только возмущались и говорили слова, но ничего не делали. Лишь добрая семья остановила повозку чёрного человека, и Айна стала просить, чтобы тот выпустил несчастного Медвежонка. Незнакомец улыбнулся и сказал, что выпустит зверя, если кто-нибудь отдаст свои глаза. Все молчали. Тогда Айна выступила вперёд и сказала, что готова на это. Чёрный человек громко рассмеялся и открыл чёрную клетку. Белый пушистый Медвежонок вышел из клетки. А добрая Айна потеряла зрение. Пока жители деревни рассматривали Медвежонка и говорили сочувственные слова Айне, чёрный человек на чёрной повозке исчез, неизвестно куда. Медвежонок больше не плакал, но плакала Айна. Тогда белый Медвежонок взял верёвочку в лапки и стал водить Айну везде: по деревне, по холмам и лугами. Так продолжалось не очень долго. И вот как-то раз люди деревни взглянули вверх и увидели, что белый пушистый Медвежонок ведёт Айну прямо в небо. С тех пор маленький Медвежонок так и водит Айну по небосводу. Они всегда видны на небе, чтобы люди помнили о добре и зле…

Айны - своеобразный народ, занимающий среди множества малых народов Земли особое место. До сих пор он пользуется таким вниманием в мировой науке, какого не удостаивались многие гораздо большие народы. Это был красивый и сильный народ, вся жизнь которого была связана с лесом, реками, морем и островами. Язык, европеоидные черты лица, роскошные бороды резко отличали айнов от соседних монголоидных племен.

В древности айны населяли ряд районов Приморья, Сахалин, Хонсю, Хоккайдо, Курильские острова, юг Камчатки. Жили в землянках, сооружали каркасные дома, носили набедренные повязки южного типа и пользовались закрытой меховой одеждой как жители севера. Айны соединили знания, умения, обычаи и приемы таежных охотников и прибрежных рыболовов, южных собирателей даров моря и северных морских зверобоев.

«Было время, когда первые айну спустились из Страны облаков на землю, полюбили её, занялись охотой и рыболовством, чтобы питаться, танцевать и плодить детей».

У айнов есть семейства, которые полагают, что их род произошел следующим образом:

“Некогда мальчик задумался о смысле своего существования и, чтобы узнать его, отправился в дальний путь. В первую ночь он остановился на ночлег в красивом доме, где жила девушка, оставившая его ночевать, сообщив, что “о таком маленьком мальчике уже известие пришло”. Наутро выяснилось, что девушка не может объяснить гостю цели его существования и он должен отправляться дальше - к средней сестре. Дойдя до красивого дома, он обратился к другой красивой девушке и получил от нее пищу и ночлег. Утром и она, не объяснив ему смысла существования, отправила его к младшей сестре. Ситуация повторилась, за исключением того, что младшая сестра указала ему дорогу, лежащую через Черную, Белую и Красную горы, которые можно поднять, пошевелив весла, воткнутые у подножия этих гор.

Миновав горы Черную, Белую и Красную, он добирается до “божьей горы”, на вершине которой стоит золотой дом.

Когда мальчик вошел в дом, из его глубины появляется что-то, напоминающее не то человека, не то сгусток тумана, который требует внимать ему и объясняет:

“Ты тот мальчик, который должен положить начало тому, чтобы люди как таковые с душою появлялись на свет. Когда ты шел сюда, ты думал, что ночевал в трех местах по одной ночи, но на самом деле ты прожил по одному году”. Оказывается, девушки были Богиней Утренней Звезды, родившей дочь, Звездой Полуночи, родившей мальчика, и Звездой Вечерней, родившей девочку. Мальчик получает приказание на обратном пути забрать своих детей, а по возвращении домой взять одну из дочерей себе в жены, а сына женить на другой дочери, в таком случае вы будете рожать детей; и их, в свою очередь, если будете отдавать друг другу, то они будут размножаться. Это и будут люди”. Возвращаясь, мальчик поступил так, как ему было велено на “божьей горе”.

“Таким-то вот образом люди и размножились”. Так заканчивается легенда.

В XVII веке первые исследователи прибывшие на острова открыли миру неизвестные до этого этносы и обнаружив следы загадочных народов, живших на островах ранее. Одними из них, наряду с нивхами и уйльта, стали айны или айну, населявшие 2–3 века назад о.Сахалин, Курильские острова и принадлежащий Японии о.Хоккайдо.

Язык айнов - загадка для исследователей. До сих пор не доказано его родство с другими языками мира, xoтя лингвисты делали много попыток сопоставить айнский язык с другими языками. Его сопоставляли не только с языками соседних народов - корейцев и нивхов, но и с такими «далекими» языками, как иврит и баскский.

У айнов весьма оригинальная система счета . Они считают «двадцатками». Таких понятий, как «сотня», «тысяча», у них нет. Число 100 айны выражают, как «пятью двадцать», 110 - «шестью двадцать без десяти». Система счета усложняется тем, что к «двадцаткам» нельзя прибавлять, от них можно лишь отнимать. Так, например, если айн захочет сообщить, что ему 23 года, он скажет так: «Мне семь лет плюс десять лет, вычтенные из дважды двадцати лет».

Основой хозяйства айнов с давних времен были рыболовство и охота на морского и лесного зверя. Все необходимое для жизни они добывали неподалеку от дома: рыбу, дичь, съедобные дикие растения, луб вяза и крапивное волокно для одежды. Земледелием почти совсем не занимались.

Охотничье вооружение айнов составляли лук, длинный нож и рогатина. Широко применялись различные западни и ловушки. В рыбной ловле айны издавна использовали «марек» - острогу с подвижным поворотным крючком, захватывающим рыбу. Рыбу ловили нередко по ночам, привлекая ее светом факелов.

По мере того, как остров Хоккайдо все плотнее заселялся японцами, охота потеряла главенствующую роль в жизни айнов. Одновременно возрос удельный вес земледелия и домашнего животноводства. Айны стали возделывать просо, ячмень, картофель.

Национальная айнская кухня состоит главным образом из растительной и рыбной пищи. Хозяйки знают много разнообразных рецептов студней, супов из свежей и сушеной рыбы. В прежние времена распространенной приправой к пище служил особый сорт беловатой глины.

Национальная одежда айнов - халат, украшенный ярким орнаментом, меховая шайка или венок. Раньше материал для одежды ткали из полосок луба и волокон крапивы. Теперь национальную одежду шьют из покупных тканей, но украшают ее богатой вышивкой. Почти каждая айнская деревня имеет свой особый рисунок вышивки. Встретив айна в национальной одежде, можно безошибочно определить, из какой он деревни.

Вышивки на мужской и женской одежде разнятся. Мужчина ни за что не наденет одежду с «женской» вышивкой, и наоборот.

До сих пор еще на лицах айнских женщин можно увидеть широкую татуировочную кайму вокруг рта, что-то вроде нарисованных усов. Татуировкой украшают лоб и руки до локтя. Нанесение татуировки очень болезненный процесс, поэтому его обычно растягивают на несколько лет. Руки и лоб женщина чаще всего татуирует лишь после замужества. В выборе спутника жизни айнская женщина пользуется значительно большей свободой, чем женщины многих других народов Востока. Айны вполне справедливо считают, что вопросы брака касаются в первую очередь тех, кто в него вступает, и в меньшей степени всех окружающих, в том числе родителей жениха и невесты. От детей требуют, чтобы они с почтением выслушали родительское слово, после чего они вольны поступать, как пожелают. За айнской девушкой признается право свататься к приглянувшемуся ей юноше. Если сватовство встречает согласие, жених покидает своих родителей и переселяется в дом невесты. Выйдя замуж, женщина сохраняет свое прежнее имя.

Много внимания айны уделяют воспитанию и обучению детей. Прежде всего, считают они, ребенок должен научиться слушаться старших: своих родителей, старших братьев и сестер, взрослых вообще. Послушание, с айнской точки зрения, выражается, в частности, в том, что ребенок говорит со взрослыми лишь тогда, когда они сами к нему обращаются. Он должен быть все время на виду у взрослых, но при этом не шуметь, не докучать им своим присутствием.

Мальчиков воспитывает отец семейства. Он учит их охотиться, ориентироваться на местности, выбирать кратчайшую дорогу в лесу и многому другому. Воспитание девочек возлагается на мать. В случаях, когда дети нарушают установленные правила поведения, совершают оплошности или проступки, родители рассказывают им различные поучительные легенды и истории, предпочитая это средство воздействия на психику ребенка физическому наказанию.

Айны дают имена детям не сразу после рождения, как это делают европейцы, а в возрасте от одного года до десяти лет, а то и позже. Чаще всего имя айна отражает отличительное свойство его характера, присущую ему индивидуальную черту, например: Эгоистичный, Грязнуля, Справедливый, Хороший оратор, Заика и т. п. Прозвищ у айнов нет, в них нет надобности при подобной системе имен.

Своеобразие айнов столь велико, что некоторые антропологи выделяют этот этнос в особую «малую расу» - курильскую. Кстати, в русских источниках они порой и называются: «мохнатые курильцы» или просто «курильцы» (от «куру» - человек). Часть ученых считают их потомками народа дзёмон, который вышел с древнего Тихоокеанского материка Сунда, и остатками которого являются Большие Зондские и Японские острова.


В пользу того, что именно айны заселяли Японские острова, говорит их название на языке айнов: «Айну Мосири», т.е. «мир/земля айнов». Японцы в течение веков то активно воевали с ними, то пытались ассимилировать их, заключая межэтнические браки. Отношения же айнов с русскими в целом были изначально дружескими, за единичными случаями военных стычек, происходивших преимущественно по причине грубого поведения некоторых русских промысловиков или военных. Наиболее распространенной формой их общения был товарообмен. С нивхами и другими народами айны то воевали, то вступали в межплеменные браки. Они создавали удивительную по красоте керамику, загадочные статуэтки догу, напоминающие человека в современном космическом скафандре, а, кроме того, оказалось, что они были едва ли не самыми ранними земледельцами на Дальнем Востоке, если не в мире.

Некоторые обычаи и нормы этикета, соблюдаемые айнами.

Если вы, например, хотите войти в чужой дом, то прежде чем переступить порог, надо несколько раз кашлянуть. После этого можно входить при условии, однако, что вы знакомы с хозяином. Если же вы пришли к нему впервые, следует подождать, пока хозяин сам выйдет вам навстречу.

Войдя в дом, необходимо обогнуть очаг справа и, скрестив непременно босые нога, расположиться на циновке напротив сидящего в аналогичной позе хозяина дома. Никаких слов говорить пока не надо. Несколько раз учтиво кашлянув, сложите руки перед собой и потрите кончиками пальцев правой руки ладонь левой, потом наоборот. Хозяин выразит свое внимание к вам тем, что будет повторять за вами движения. В ходе этой церемонии необходимо справиться о здоровье вашего собеседника, пожелать, чтобы небеса даровали благополучие хозяину дома, затем его жене, его детям, остальным его родственникам и, наконец, его родному селу. После этого, не переставая потирать ладони, можете кратко изложить цель вашего визита. Когда хозяин станет поглаживать свою бороду, повторите за ним движение и одновременно утешьте себя мыслью, что официальная церемония скоро закончится и беседа пойдет в более непринужденной обстановке. На потирание ладоней уйдет не менее 20-30 минут. Это соответствует айнским представлениям о вежливости.

Представители Айну придерживаются традиции именуемой похоронный ритуал. Во время его проведения Айну убивают медведицу зимующую в пещере вместе со своим только что родившимся потомством, и забирают младенцев у мертвой матери.

Затем в течение нескольких лет представители Айну выращивают маленьких медвежат, но в конечном итоге убивают и их, так как следить и ухаживать за взрослым медведем становиться опасно для жизни. Похоронная церемония имеющая прямое отношение к душе медведя является главной частью религиозных обычаев Айну. Считается что во время проведения этого ритуала человек помогает душе божественного животного отправиться в потусторонний мир.

Со временем убийства медведей были запрещены советом старейшин этой необычной народности, и теперь если даже подобный ритуал проводиться, то только в качестве театрального представления. Тем не менее ходят слухи о том, что и по сей день настоящие похоронные церемонии продолжают проводиться, но держится все это в строжайшей тайне.

Еще одна из традиций Айну включает в себя использование так называемых специальных палочек для молитвы. Они применяются в качестве метода общения с богами. Различные гравировки на молитвенных палочках делаются чтобы определить владельца артефакта. В прошлом считалось, что молитвенные палочки содержат в себе все молитвы, которые владелец обращал к богам. Создатели подобных инструментов для отправления религиозных обрядов вкладывали в свои ремесло много сил и труда. Конечный результат представлял собой произведение искусства, так или иначе отражающее духовные чаяния заказчика.

Самая популярная игра - «укара» . Один из игроков становится лицом к деревянному шесту и крепко держится за него руками, а другой бьет его по обнаженной спине длинной палкой, завернутой в мягкую материю, а то и вовсе без материи. Игра прекращается, когда избиваемый издает крик или отскакивает в сторону. На его место встает другой... Здесь есть одна хитрость. Чтобы выиграть в «укара», надо обладать не столько терпимостью к боли, сколько умением наносить удары так, чтобы создать у зрителей иллюзию сильного удара, на самом же деле едва касаться палкой спины партнера.

В айнских селениях у восточной стены домов можно увидеть обструганные ивовые палочки различных размеров, украшенные пучком стружек, перед которыми айны совершают молитвы – инау. С их помощью айны выражают богам свое почтение, передают свои пожелания, просьбы благословить людей и лесных зверей, благодарят богов за содеянное. Сюда приходят помолится айны, отправляясь на охоту или в дальний путь или же вернувшись.

Инау можно встретить и на морском берегу, в местах, откуда уходят на рыбную ловлю. Здесь дары предназначаются двум морским богам-братьям. Старший из них злой, он навлекает на рыбаков различные беды; младший - добрый, покровительствующий людям. Айны выказывают почтение обоим богам, но питают симпатию, естественно, только ко второму.

Айны понимали: если они хотят, чтобы на островах жили не только они, но и их дети и внуки, нужно уметь не только брать у природы, но и сохранять ее, иначе через несколько поколений не останется леса, рыбы, зверя и птицы. Все айны были глубоко верующими людьми. Они одухотворяли все явления природы и природу в целом. Такая религия называется анимизм.

Главным в их религии были камуи. Камуи - бог, которого следует почитать, но это и зверь, которого убивают.

Самые могучие боги-камуи - боги моря и гор. Морской бог - косатка. Этот хищник почитался особо. Айны были убеждены, что косатка посылает людям китов и каждого выброшенного кита считали ее даром, кроме того, касатка каждый год посылает своему старшему брату - горнотаежному богу, процессии своих подданных - косяки лосося. Эти косяки по пути заворачивали в селения айнов, а лосось всегда был основной пищей этого народа.

Не только у айнов, но и у других народов являлись священными и окружались поклонением именно те животные и растения, от наличия которых зависело благополучие людей.

Горнотаежным богом был медведь - главное почитаемое животное айнов. Медведь был тотемом этого народа. Тотем - мифический предок группы людей (животное или растение). Люди выражают свое почтение тотему через определенные обряды. Животное, олицетворяющее тотем, охраняется и почитается, его запрещено убивать и есть. Однако раз в году предписывалось именно убить и съесть тотем.

Одна из таких легенд говорит о происхождении айнов. В одной западной стране царь хотел жениться на собственной дочери, но она убежала за море со своей собакой. Там, за морем, у нее родились дети, от которых и пошли айны.

Айны бережно относились к собакам. Каждая семья старалась обзавестись хорошей сворой. Возвратясь с поездки или с охоты, хозяин не входил в дом, пока досыта не накормит усталых собак. В ненастье их держали в доме.

Айны были твердо убеждены в одном коренном отличии животного от человека: человек умирает “совсем”, животное лишь временно. После убиения животного и совершения определенных ритуалов оно возрождается и продолжает жить.

Главное торжество айнов - медвежий праздник . Для участия в этом событии съезжались родственники и приглашенные из многих селений. Четыре года в одной из айнских семей выращивали медвежонка. Ему отдавали лучшую пищу. И вот животное, взращенное с любовью и старанием, в один прекрасный день намечалось убить. Утром в день убиения айны устраивали массовый плач перед клеткой медведя. После чего зверя выводили из клетки и украшали стружками, надевали ритуальные украшения. Затем его вели по деревне, и пока присутствующие шумом и криками отвлекали внимание зверя, молодые охотники один за другим прыгали на животное, на мгновение прижимаясь к нему, стараясь коснуться головы, и тотчас отскакивали: своеобразный обряд “целования” зверя. Медведя привязывали на особом месте, старались накормить праздничной едой. Затем старейшина произносил перед ним прощальное слово, описывал труды и заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания айнов, которые медведь должен был передать своему отцу - горнотаежному богу. Чести “отправить”, т.е. убить медведя из лука мог удостоиться любой охотник, по желанию хозяина животного, но это должен был быть приезжий. Нужно было попасть точно в сердце. Мясо животного укладывалось на еловые лапы и раздавалось с учетом старшинства и родовитости. Кости аккуратно собирали и уносили в лес. В селении устанавливалась тишина. Считалось, что медведь уже в пути, и шум может сбить его с дороги

Указ императрицы Екатерины II от 1779 года: «…мохнатых курильцев оставить свободными и никакого сбора с них не требовать, да и впредь обитающих там народов к тому не принуждать, но стараться дружественным обхождением и ласковостью… продолжать заведенное уже с ними знакомство».

Указ императрицы соблюдался не полностью, а ясак с айнов взимался до XIX века. Доверчивые айны верили на слово, и если русские его как-то держали в отношении с ними, то с японцами шла война до последнего вздоха…

В 1884 г. всех северокурильских айнов японцы переселили на о.Шикотан, где последний из них умер в 1941 году. Последний мужчина айну на Сахалине умер в 1961 году, когда похоронив супругу, он, как и положено воину и древним законам своего удивительного народа, сделал себе «эритокпа», вспоров живот и выпустив душу к божественным предкам…

Российская имперская администрация, а затем и советская, по причине непродуманной этнополитики в отношении жителей Сахалина, заставила айнов мигрировать на Хоккайдо, где их потомки и проживают сегодня в количестве примерно 20 тыс. человек, добившись только в 1997 г. законодательного права быть «этнической группой» в Японии.

Сейчас айны, живущие близ моря и рек, стараются сочетать земледелие с животноводством и рыболовством для того, чтобы застраховаться от неудачи в каком-либо виде хозяйства. Одно сельское хозяйство прокормить их не может, потому что земли, оставшиеся у айнов, сухие, каменистые, неплодородные. Многие айны вынуждены сегодня покидать свои родные поселки и отправляться на заработки в город или на лесозаготовки. Но и там они далеко не всегда могут найти работу. Большинство японских предпринимателей и рыбопромышленников не желают нанимать айнов, а если и дают им работу, то самую грязную и малооплачиваемую.

Дискриминация, которой подвергаются айны, заставляет их считать свою национальность чуть ли не несчастьем, пытаться максимально приблизиться по языку и образу жизни к японцам.




Айны, населявшие когда-то обширную территорию Южного Сахалина, Курильских островов, южной оконечности Камчатки и современной Японии и сохранившиеся ныне в незначительном количестве лишь на острове Хоккайдо, ни своим антропологическим обликом, ни своей культурой не похожи ни на какой другой народ Восточной Азии. До сих пор ученые-этнографы ведут оживленные споры о происхождении айнов, выдвигая то северную, то южную, то даже западную версии происхождения этой народности. Однако ни одна из них пока не дает четкого ответа на вопрос: откуда появились айны и каковы их лингвистические и этнокультурные связи с другими этносами? Наконец, айны привлекают внимание и своей трагической судьбой, находясь сейчас, по:существу, на грани вымирания.

Очерк Н. Ломановича представляет большой познавательный интерес, в известной мере восполняя пробел в нашей научно-популярной географической литературе, которая давно уже не касается проблемы айнов. В начале семидесятых годов американская исследовательница айнской культуры Мери И. Хилджер прожила длительное время среди айнов на острове Хоккайдо. Ее наблюдения духовной и материальной жизни малочисленной группы представителей этой народности, о которых она рассказывает в журнале «Нэшнл джиогрэфик»,— реальность и сегодняшних дней айнов. Разве что проблем стало больше. Это понимают и обитатели айнского поселения, говоря: «Ничего не поделаешь. Настало другое время...»

Л. Демин, кандидат исторических наук

«Настоящие люди»

Обхватив друг друга, слились в Первую Молнию Небесный Змей и Богиня-Солнце. Радостно грохоча, спустились они на Первую Землю, отчего сами собой возникли верх и низ. Змеи сотворили мир, а с ним и Айойну, который создал людей, подарил им ремесла и умение выжить. Позднее, когда дети Айойны во множестве расселились по свету, один из них — царь страны Пан — пожелал жениться на собственной дочери. Не было вокруг никого, кто не побоялся бы пойти против воли владыки. В отчаянии убежала царевна вместе с любимым псом за Великое Море. Там, на далеком берегу, родились у нее дети. От них-то и пошел народ, называющий себя Айны, что означает — «Настоящие люди».

Почему настоящие? Потому что каждое дерево, лягушка, птица, зверь, даже песок на берегу — человек, тоже душу имеет, слушает, понимает, действует, только видом другой, не похожий на айнов,— стало быть, не настоящий. У айнов есть вожди, у «других людей» — хозяева, то есть камуи. Камуи сильные, всегда настоящим людям помочь могут, только просить их уметь надо. Возьми палочку, преврати ножом один из ее концов в кудрявые стружки, надрежь кое-где, и получится инау. Подари ему еду и питье, укрась пестрыми тряпочками и объясни, что ты хочешь. Душа инау передаст твою просьбу нужному духу-камую, и тот не откажет.

Сколько раз бывало: уйдешь в море, а тут ветер поднимет волны — вот-вот опрокинут лодку! Но бросишь в воду заранее приготовленную палочку-инау и крикнешь ей:
— Иди к Хозяину Моря и спроси: хорошо ли это, если айн погибает, а камуи этого не видит?

И руки вдруг делаются сильнее, весла — послушнее, волны все ниже, ниже — и кончится буря.

Но для того, чтобы уберечься от самых грозных враждебных сил или болезней, нужен особый инау. Сперва охотники добывают медвежонка-сосунка. Этого слабого медвежьего «человечка» приносят в деревню. С того дня у всех окрестных айнов начинается новая Жизнь в ожидании Праздника. Три-четыре года ждать надо. Но люди теперь не так боятся болезней, голода, войн. Все напасти уйдут, потому что впереди Праздник.

И вот в особое полнолуние на много дней пути вокруг наступает мир. Из разных родов, из самых дальних мест приходят по суше, приплывают по морю гости. Их встречают с радостью и почетом.

Наступает время игр, состязаний и танцев. Гудят зажатые в зубах «мук-кури» — пластинки с упругим язычком. Ритмично ухает под ударами лежащее на козлах еловое бревно. Бывшие враги втягивают друг друга в пляску, забывая обиды, становятся бок о бок и медленно ступают то в одну, то в другую сторону. Музыка сама собой заставляет хлопать в ладоши, покачивать головами. Смех, песни...

Затем наступает главное: из дома-клетки выводят медведя. О нем все это время заботились лучше, чем о собственных детях. Теперь люди собрались вместе, чтобы проводить дорогого гостя в другой мир. Медведь долго будет помнить и благодарить айнов. Но сначала пусть пройдет он между рядами стоящих и сидящих людей, чтобы каждый мог попрощаться с «человеком».

Айны сбиваются в огромную ликующую толпу. Она ведет медведя к священной площадке, где застыли вырезанные из дерева похожие на него «люди». Выходит бородач с большим, в свой рост, луком. Две стрелы ударяют медведя в левый бок и выпускают его душу на волю. Ведь она — самый умный, самый умелый инау. Не одного, многих камуев уговорить может. И тогда Хозяин Леса — медведь — даст счастливую охоту, а Хозяин Моря — касатка — пригонит на острогу айна морского зверя или прикажет жирным китам выброситься на берег. Только бы душа косматого «человека» дольше помнила о том, как любили его настоящие люди, живущие на разбросанных посреди громадного океана островах.

Таким знали мир айны, «настоящие люди», предки которых населяли в древности острова современной Японии, Сахалин, Курилы и южную оконечность Камчатки. Ведь другой земли нет на свете. А что же мир знает об айнах? К сожалению, они не создали своей письменности, и поэтому можно лишь догадаться о начальных этапах становления этого народа.

Первые письменные упоминания об айнах, составленные японскими летописцами, рассказывают о тех временах, когда японцы еще не были хозяевами всей территории сегодняшней Страны восходящего солнца. Потому что возраст айнской культуры «дземон» (когда создавались керамические сосуды, украшенные спиралевидными узорами) около восьми тысяч лет, а современная японская народность начала формироваться лишь в IV—I веках до нашей эры. Основой для нее послужили племена, хлынувшие в это время с Корейского полуострова на восток. Выходцы с континента вначале заняли ближайший к нему остров Кюсю. Оттуда они пошли на север — остров Хонсю и на юг — архипелаг Рюкю. Жившие на крошечных островах Рюкю айнские племена постепенно растаяли в потоке пришельцев. Но до сих пор, по мнению некоторых антропологов, этническая группа рюкюсцев имеет некоторые черты айнского типа.

Покорение огромного Хонсю продвигалось медленно. Еще в начале VIII века нашей эры айны удерживали за собой всю его северную часть. Военное счастье переходило из рук в руки. А затем японцы стали подкупать айнских вождей, награждать их придворными титулами, переселять целые деревни айнов с захваченных территорий на юг, а на освободившемся месте создавать свои поселения. Мало того, видя, что армия не в силах удержать захваченные земли, японские правители решились на очень рискованный шаг: вооружили уходивших на север переселенцев. Так было положено начало служилому дворянству Японии — самураям, переломившим ход войны и оказавшим огромное влияние на историю своей страны. Однако XVIII век еще застает на севере Хонсю небольшие деревушки неполностью ассимилированных айнов. Большинство же коронных островитян частью погибли, а частью успели еще раньше перебраться через Сангарский пролив к своим соплеменникам на Хоккайдо — второй по величине, самый северный и самый малозаселенный остров современной Японии.

До конца XVIII века Хоккайдо (в то время его называли Эдзо, или Эзо, то есть «дикий», «земля варваров») не слишком интересовал японских правителей. Написанная в начале XVIII века «Дайннипонси» («История Великой Японии»), состоящая из 397 томов, упоминает об Эдзо в разделе, посвященном иностранным государствам. Хотя уже в середине XV века даймё (крупный феодал) Такэда Нобухиро решил на свой страх и риск потеснить айнов южного Хоккайдо и построил там первое постоянное японское поселение. С тех пор иностранцы иногда называли остров Эдзо иначе: Матмай (Матс-май) по имени основанного Нобухиро Мацумаэского клана.

Новые земли приходилось брать с боем. Айны оказывали упорное сопротивление. Народная память сохранила имена наиболее мужественных защитников родной земли. Один из таких героев Сякусяин, который возглавил восстание айнов в августе 1669 года. Старый вождь повел за собой несколько айнских племен. За одну ночь были захвачены 30 прибывших из Хонсю торговых кораблей, затем пала крепость на реке Кун-нуи-гава. Сторонники дома Мацумаэ едва успели спрятаться в укрепленном городке. Еще немного и...

Но посланное осажденным подкрепление успело вовремя. Бывшие хозяева острова отступили за Кун-нуи-гава. Решающее сражение началось в 6 часов утра. Закованные в латы японские воины с усмешкой смотрели на бегущую в атаку толпу необученных регулярному строю охотников. Когда-то эти орущие бородачи в доспехах и шапках из деревянных пластин были грозной силой. А теперь кого испугает блеск наконечников их копий? Падавшим на излете стрелам ответили пушки...

Уцелевшие айны бежали в горы. Еще месяц продолжались схватки. Решив поторопить события, японцы заманили Сякусяина вместе с другими айнскими военачальниками на переговоры и убили.

Сопротивление было сломлено. Из свободных людей, живших по своим обычаям и законам, все они, от мала до велика, превратились в подневольных работников клана Мацумаэ. Установившиеся в то время отношения между победителями и побежденными описаны в дневнике путешественника Екои:
«...Переводчики и надсмотрщики совершали много дурных и подлых дел: они жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали женщин. Если эзосцы начинали жаловаться на подобные бесчинства, то еще вдобавок получали наказание».

Поэтому многие айны убегали к своим соплеменникам на Сахалин, южные и северные Курилы. Там они чувствовали себя в относительной безопасности — ведь здесь японцев еще не было. Косвенное подтверждение тому мы находим в первом известном историкам описании Курильской гряды. Автор этого документа казак Иван Козыревский. Он побывал в 1711 и 1713 годах на севере гряды и расспросил ее жителей о всей цепочке островов, вплоть до Матмая (Хоккайдо).

На этот остров русские впервые высадились в 1739 году. Жившие там айны рассказывали руководителю экспедиции Мартыну Шпанбергу, что на Курильских островах «...людей множество, и никому те острова не подвластны».

В 1777 году иркутский торговец Дмитрий Шебалин смог привести в русское подданство полторы тысячи айнов на Итурупе, Кунашире и даже на Хоккайдо. Айны получали от русских прочные рыболовные снасти, железо, коров, а со временем — и арендную плату за право охотиться возле их берегов.

Несмотря на самоуправство некоторых купцов и казаков, айны (в том числе и эдзоские) искали у России защиты от японцев. Возможно, бородатые большеглазые айны увидели в пришедших к ним людях естественных союзников, столь резко отличавшихся от живших вокруг монголоидных племен и народов. Ведь внешнее сходство наших землепроходцев и айнов было просто поразительным. Оно обмануло даже японцев. В их первых сообщениях русские упоминаются как «рыжие айны».

Успехи России на Курильских островах не остались незамеченными. В «Кратком географическом описании Курильских и Алеутских островов», выпущенном в 1792 году в Германии, отмечено: «...Матмай — единственный остров, не находящийся под русской властью». Японский математик и астроном XVIII века Хонда Тосиаки писал, что «...айны смотрят на русских как на родных отцов», так как «подлинные владения завоевываются делами добродетельными. Страны, вынужденные подчиняться силе оружия, в глубине души остаются непокоренными». Правитель Японии Танума Окицугу истолковал эти мысли по-своему. Он решил ускорить колонизацию Хоккайдо, срочно построить там новые укрепления и в качестве противовеса русскому влиянию на южных Курилах отправить на острова военные экспедиции, что заставило горстку русских поселенцев вернуться на материк.

Наступил 1855 год. Крымская война докатилась до Тихого океана. Англо-французская эскадра бомбардировала Петропавловск-Камчатский и неукрепленный поселок на Урупе. Неопределенность с дальневосточными границами могла обернуться для Российской империи еще одной войной. Так появился на свет Симодский трактат, по которому к Японии отошли два самых густонаселенных и ближайших к Хоккайдо острова — Итуруп и Кунашир. Однако через 20 лет Япония все же сумела навязать России договор, по которому все Курильские острова переходили Стране восходящего солнца «в обмен» на южную часть Сахалина. Японцы перевезли всех северокурильских айнов — от Шумшу до Урупа — на маленький Шикотан. Сразу после переселения у северян отняли и перебили всех собак: зачем бедным дикарям эти прожорливые животные? Потом выяснилось, что вокруг Шикотана почти не осталось морского зверя. Но ведь, в отличие от южан, северокурильские айны добывали пропитание охотой. Чем кормить переселенцев? Пусть займутся возделыванием огородов! Для людей, не имевших традиций обработки земли, этот эксперимент обернулся голодом. Украшенное крестами кладбище, обычай давать детям русские имена да закопченные образа в углах — по словам капитана Сноу, это все, что осталось у бывших жителей северных Курил от тех времен, когда государство Российское оказывало им свое покровительство.

Быт и обычаи айнов состояли, казалось, из взаимоисключающих элементов. Они жили в землянках, обычных для народов побережья Охотского моря, но иногда строили каркасные дома, похожие на жилища уроженцев Юго-Восточной Азии. Они носили «пояса стыдливости» обитателей южных морей и глухую меховую одежду северян. До сих пор в их искусстве прослеживаются отголоски культур племен южного тропика, Сибири и севера Тихого океана.

Одним из первых на вопрос, кто такие айны, попытался ответить мореплаватель Жан Франсуа Лаперуз. По его мнению, они очень близки к европейцам.

Действительно, соглашаются противники этой версии, в Сибири и Центральной Азии жили когда-то европеоидные племена, но приведите доказательства того, что они вышли к берегам Тихого океана.

Доказательств нет.

Ряд советских ученых (Л. Я. Штернберг, М. Г. Левин, А. П. Окладников, С. А. Арутюнов) поддерживали теорию родства айнов с австралоидами южных морей.

Посмотрите, говорили они, как похож национальный орнамент айнов на узоры, украшающие одежду новозеландских маори, наскальные рисунки Австралии, Полинезии и Меланезии. Те же ромбы, спирали, меандры. Айны — единственный народ северо-востока Азии, имевший ткацкий станок, и этот станок — полинезийского типа. Айны использовали отравленные стрелы. К тому же способ крепления отравленных наконечников сходен с тем, что применялся в Индонезии и на Филиппинах. Мало того, в айнских легендах рассказывается о сильном и слабом божествах, помогавших отравлять стрелы.

Самым великим духом айны считали Небесного Змея. И тут можно вспомнить о могущественной Змее-Радуге австралийцев, о Боге-Змее Микронезии. Суматра, Калимантан, Филиппины, Тайвань — на этой дуге находятся культуры, имеющие сходные с айнской элементы. Ученые предполагают, что все они вышли с материка Сунда, соединявшего в прошлом большую часть перечисленных островов, а вместе с ними, возможно, Японские острова и Сахалин с Юго-Восточной Азией.

Родственников Небесного Змея можно найти не только в легендах малайцев и полинезийцев, но и в эпосе монголов, легендах финикийцев, в сказаниях американских индейцев и на костяной бляшке, пролежавшей тысячи лет в земле на берегу Ангары. Так где же корни мифологии айнов? Кто они такие?

Н. Ломанович

Прилетевшие с небес

Тисей встретил меня прохладой. Конструкция этого традиционного айнского жилища проста: ставится деревянный каркас, оплетается прутьями, а стены «облицовываются» любым подручным материалом — камышом, соломой, древесной корой. Снаружи у входа сооружается широкий навес, заменяющий кладовку. В единственной комнате из камней выкладывается открытый очаг, утрамбованный земляной пол застилается циновками, а на восток выходит «священное» окно.

Внутреннее убранство представляло собой причудливую смесь старины и современности. Возле очага кудрявились стружками-завитками беленькие инау — молитвенные палочки. На стенах были развешаны тяжелые бусы и декоративные поделки. На полу выстроились в ряд большие керамические цилиндры, похожие на молочные бидоны, в которых хранят сыпучие продукты. На подставке поблескивал экран телевизора. С потолка свисала пузатая электрическая лампочка. А на эмалированном умывальнике стоял прозрачный пластмассовый стакан с разноцветными зубными щетками.

Прожив на острове Хоккайдо восемь месяцев среди айнов, изучая их быт, историю, религиозные обряды и устные легенды, я убедилась, что цивилизация побеждает и лишь стараниями представителей старшего поколения поддерживаются древние традиции.

Старики Секи и Рийо Цурукити встретили меня как дорогого гостя:
— Мы польщены, что вы посетили наше скромное жилище,— торжественно приветствовал меня хозяин, только что вернувшийся с рисового поля.— Пожалуйста, проходите и садитесь поближе к очагу. Огонь в нем священен. И обязанность хозяйки — постоянно поддерживать его. Если он погаснет, это плохое предзнаменование. А на угли мы всегда бросаем немножко еды и несколько капель напитка для духов и наших умерших предков...— тут же начал Секи «вводную лекцию».

Расположившись на вышитых подушках возле очага, где закипали два алюминиевых чайника, я старательно запоминала то, что рассказывал хозяин. Например, инау, играющие большую роль в жизни айнов, делают только мужчины и обязательно из ивы. Дело в том, что, когда великий дух создал родину айнов и полетел к себе на небо, он забыл на земле палочки для еды. Непростительная оплошность: от дождей и непогоды они бы наверняка сгнили. Возвращаться обратно духу было лень. Поэтому он взял да и превратил их в ивы.

— Инау вы увидите в каждом доме. А вот камышовые корзины теперь уже никто не плетет. Считают, что картонные коробки удобнее. Да и атуси, ткани из мягкой внутренней коры вяза, не найдете,— сокрушенно вздохнул Секи.

Его рассказ прервал приход трех соседок Цурукити: 65-летней Мисао, 75-летней Торосины и 76-летней Уме. Лица всех их украшали большие темно-синие усы.

— Японцы сочли этот обычай жестоким и варварским и запретили его,— стала объяснять мне Уме.— Что ж, может быть, правда тут есть. Процедура эта, которой раньше подвергались молодые девушки, очень болезненная. Острым, как бритва, ножом вокруг рта делается множество крошечных надрезов. В них втирается сажа со дна чайника, вскипяченного на березовых углях. От этого татуировка становится синей. А поскольку копоть дал священный огонь, злые духи не могут проскользнуть в человека через рот или нос. И потом татуировка показывает, что девушка достигла брачного возраста. Я, например, сразу после этого нашла мужа,— с гордостью закончила Уме.

Вообще внешне айны сильно отличаются от японцев. Кожа у них намного светлее. Глаза — круглые, карие, густые брови и длинные ресницы. Волосы часто слегка вьются. У мужчин растут густые усы и борода. Айнов не зря считают представителями другой расы.

Большинство поселений айнов, в которых я побывала, расположено между Мурораном и мысом Зримо на юге Хоккайдо. Места там не очень-то красивые: море да песок. Те деревни, что находились в глубине острова, давно превратились в городские предместья, а их обитатели стали рабочими, шоферами, конторскими служащими. Живут они в обычных деревянных домах, нередко даже с водопроводом, крытых железом и ничем не напоминающих традиционные тисеи, в которых, между прочим, очень сыро и холодно зимой. Естественно, что «городские» айны во многом японизировались.

Но вот религиозные верования и обряды предков сохранились повсюду.

— Настоящий айн верит не в единого всемогущего бога, а поклоняется целому синклиту камуи — духов огня, воды, гор, равнин, деревьев, животных,— рассказывал мне сорокалетний Сигеру Каяно, один из ревностных защитников национальной самобытности «настоящих людей», как называют себя айны.— Поэтому, когда мы собираемся на молитву, старейшина распределяет, кому к какому камуи возносить их: одному — духу медведя, другому — дома, третьему — моря и так далее. Причем каждый обращается к камуи с теми словами, которые считает подходящими. Например, духу реки можно молиться так: «Человек не может жить без бегущей воды. Мы благодарим тебя, река, за все, что ты делаешь для нас, и просим, чтобы в нынешнем году с тобой пришло много лосося». Но главная молитва была и остается о здоровье детей...

Вообще дети занимают особое место в жизни айнов и их воспитанию уделяется много внимания. Вся семья, а не только родители, старается развить в них такие качества, которые будут нужны, когда они станут взрослыми. Для мальчиков это прежде всего сообразительность, наблюдательность, быстрота. Без этого не получится хорошего охотника или рыбака. Трехлетним малышам, например, дают игрушечные лук и стрелы. А вскоре отцы уже берут их с собой на охоту и рыбную ловлю. Принцип обучения прост: смотри и подражай. Девочек учат готовить, шить, вязать. И еще — доброте. Без нее, считают айны, не может быть хорошей матери и жены. Кстати, хотя от детей требуется дисциплинированность, взрослые не скупятся на ласку. Единственно, чего никогда не допустят родители, это дать поцеловать ребенка «нехорошему человеку». «Зависть и злоба так же заразны, как болезнь»,— утверждают айны.

Общаясь с ними, я заметила, что юное поколение, которое большую часть времени — и в школе, и вне ее — проводит с японскими ребятами, уже не чувствует себя ущемленным. Фактически у них уже нет национального самосознания. Поэтому, когда начинаешь расспрашивать их об обычаях и традициях, они испытывают неловкость, хотя и стараются не показывать этого. «Ничего не поделаешь. Настало другое время, и мы не должны вставать молодым поперек дороги»,— философски сказал мне один старый айн.

Да, многое изменилось в жизни айнов. В этом я убедилась, когда была в деревне Хигаси на побережье. По мелководью бродили женщины и несколько мужчин, собиравшие в мешки морских ежей. Потом тут же, на берегу, они разбивали камнями колючие шары, доставали пальцами оранжевую студенистую массу и съедали ее. На следующее утро жители деревни занялись морской капустой. Ее длинные черно-зеленые листья, разложенные сушиться прямо на гальке, покрывали весь пляж. Их разрежут на метровые куски и свяжут в аккуратные тючки. Часть отвезут на рынок, остальное пойдет на собственный стол в качестве гарнира и приправы.

— Раньше мы жили в основном охотой да рыбалкой, и никто не голодал. Олени водились во множестве. Затем нахлынули японцы, леса опустели, пришлось перейти на кроликов и енотов. Теперь даже их не осталось. Ну а тем, что дают огороды и рисовые поля, прокормиться трудно. Земли не хватает, да и рабочих рук мало. Молодежь уходит в города. Так что питаемся неважно. Случается, животы подтягивает,— сетовали старики из Хигаси.

Конечно, скудный стол — вещь отнюдь не второстепенная. Однако худых, истощенных людей у айнов я не встречала. Впрочем, болезни среди них тоже не свирепствуют. Айны испокон веков лечатся травами и кореньями, причем многие снадобья широко применяются и теперь. Например, от желудка хорошо помогает настойка из аирного корня с чистотелом. От простуды — отвар из медвежьих и оленьих костей. От кашля дышат парами кипящей мяты.

Сложнее обстоит дело со злыми духами, которые способны не только сломать человеку руку или ногу, но и погубить его. Тут айны прибегают к кардинальным мерам. Так, когда в Хигаси утонул в море рыбак, все мужчины вышли на берег с мечами в руках. С криками: «Я хо! Я хо!» — они маршировали длинной цепочкой, угрожающе размахивая над головами оружием, чтобы испугать злого духа и предотвратить новые несчастья.

В более простых случаях для исцеления бывает достаточно произнести соответствующие заклинания или похлестать тело больного камышом, чтобы изгнать вселившегося в него злого духа.

— Обращаетесь ли вы к докторам? — поинтересовалась я.
— Конечно. Если наши средства не помогают,— был ответ.

Незадолго до отъезда у меня в номере раздался телефонный звонок:
— Вы, кажется, интересуетесь происхождением айнов, не так ли? — спросил неизвестный с сильным японским акцентом.
— Да,— осторожно ответила я.
— Тогда я могу раскрыть вам этот секрет. Их предки прилетели с небес.
Да-да, не смейтесь. Они и теперь поддерживают контакт со своими космическими сородичами, только хранят это в тайне. Можете сами проверить.
— Каким образом?
— Почитайте описания пришельцев, посещающих Землю на летающих тарелках. Так же, как айны, они ни на кого не похожи. Зато между ними и «настоящими людьми» много общего...

Мери Инес Хилджер, американский этнограф

Со смуглой кожей, монгольской складкой века , редкими волосами на лице, айны обладали необыкновенно густыми волосами, покрывающими голову, носили огромные бороды и усы (во время еды придерживая их особыми палочками), австралоидные черты их лица по некоторому ряду признаков были похожи на европейские . Несмотря на жизнь в умеренном климате, летом айны носили лишь набедренные повязки , подобно жителям экваториальных стран. Имеется множество гипотез о происхождении айнов, которые в целом могут быть подразделены на три группы:

  • Айны родственны европеоидам (кавкасионной расе) - этой теории придерживались Дж. Бэчелор, С. Мураяма.
  • Айны родственны австронезийцам и пришли на Японские острова с юга - эту теорию выдвинул Л. Я. Штернберг и она доминировала в советской этнографии .
  • Айны родственны палеоазиатским народностям и пришли на Японские острова с севера/из Сибири - такой точки зрения придерживаются в основном японские антропологи.

Несмотря на то, что построения Штернберга об айнско-австронезийском родстве не [ ] подтвердились, хотя бы потому, что культура айнов в Японии намного древнее культуры австронезийцев в Индонезии , сама по себе гипотеза южного происхождения айнов в настоящее время представляется более перспективной ввиду того, что в последнее время появились определённые лингвистические, генетические и этнографические данные, позволяющие предполагать, что айны могут быть дальними родственниками народа мяо-яо , живущего в Южном Китае и ЮВА . Среди айнов распространена Y-хромосомная гаплогруппа D , с частотой около 15 % также встречается Y-хромосомная гаплогруппа C3 .

Пока что доподлинно известно, что по основным антропологическим показателям айны очень сильно отличаются от японцев , корейцев , нивхов , ительменов , полинезийцев , индонезийцев , аборигенов Австралии и, вообще, всех популяций Дальнего Востока и Тихого океана , а сближаются только с людьми эпохи Дзёмон , которые являются непосредственными предками исторических айнов. В принципе, нет большой ошибки в том, чтобы ставить знак равенства между людьми эпохи Дзёмон и айнами .

На Японских островах айны появились около 13 тыс. лет до н. э. и создали неолитическую культуру Дзёмон . Достоверно не известно, откуда айны пришли на Японские острова, но известно, что в эпоху Дзёмон айны населяли все Японские острова - от Рюкю до Хоккайдо , а также южную половину Сахалина, Курильские острова и южную треть Камчатки - о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок и данные топонимики, например: Цусима - туйма - «далекий», Фудзи - хуци - «бабушка» - камуй очага , Цукуба - ту ку па - «голова двух луков»/«двухлуковая гора», Яматай - Я ма та и - «место, где море рассекает сушу» . Также немало сведений о топонимах айнского происхождения на Хонсю можно найти в работах Киндаити Кёсукэ .

Современные антропологи выделяют двух предков айнов: первые отличались высоким ростом, вторые же были очень низкого роста. Первые схожи с находками в Аосиме и датируются поздним каменным веком, вторые - с находками скелетов в Миято .

Хозяйство и общество

Религия и мифология айнов

Шаманы айнов в первую очередь рассматривались [кем? ] как «примитивные» магико-религиозные специалисты, проводившие т.н. индивидуальные ритуалы. Они считались [кем? ] менее важными, чем монахи, священники и другие религиозные специалисты, которые представляли людей и религиозные учреждения, и также менее важными, чем те, кто исполнял обязанности в сложных ритуалах .

Среди айнов вплоть до конца XIX века была широко распространена практика жертвоприношений. Жертвоприношения имели связь с культом медведя и орла. Медведь символизирует дух охотника. Медведей выращивали специально для проведения ритуала. Хозяин, в чьем доме проводился обряд, старался пригласить как можно больше гостей. Айны считали, что дух воина обитает в голове медведя, поэтому главной частью жертвоприношения было отсечение головы животного. После этого голову помещали у восточного окна дома, которое считалось сакральным. Присутствующие на церемонии должны были испить кровь убитого зверя из чаши, передаваемой по кругу, что символизировало причастность к ритуалу .

Айны отказывались фотографироваться или же быть зарисованными исследователями. Это объясняется тем, что айны верили в то, что фотографии и различные их изображения, особенно обнаженные или с малым количеством одежды, забирали часть жизни изображенного на фотографии. Известно о нескольких случаях конфискации айнами зарисовок, сделанных исследователями, занимавшимися изучением айнов. К нашему времени это суеверие себя изжило и имело место лишь в конце XIX века .

Согласно традиционным представлениям, одним из животных, относящимся к «силам зла» или же демонам, является змея. Айны не убивают змей несмотря на то, что они являются источником опасности, так как верят, что злой дух, обитающий в теле змеи, после убийства покинет её тело и вселится в тело убийцы. Также айны верят, что если змея найдет кого-либо спящим на улице, то она заползет спящему в рот и возьмёт контроль над его разумом. В результате человек сходит с ума .

Борьба с захватчиками

Примерно с середины периода Дзёмон на Японские острова начинают прибывать другие этнические группы. Вначале прибывают мигранты из Юго-Восточной Азии (ЮВА). Мигранты из ЮВА в основном говорят на Австронезийских языках . Они селятся преимущественно на архипелаге Рюкю и южной-восточной части острова Кюсю. Начинается миграция айнов на Сахалин, нижний Амур, Приморье и Курильские острова. Затем, в конце периода Дзёмон - начале Яёй на Японские острова прибывает несколько этнических групп из Восточной Азии, преимущественно с Корейского полуострова , чему свидетельствует гаплогруппа O2b распространенная среди современных японцев и корейцев. Некоторые исследователи напрямую связывают миграцию с Ханьско-кочосонской войной , итогом которой было стремительное распространение культуры Яей на Японском архипелаге . Самое первое найденное и возможно самое древнее селение III века до н. э. «Стоянка Ёсиногари » находится на севере острова Кюсю и относится к археологической культуре протояпонцев. Они занимались скотоводством, охотой, земледелием и говорили на Пуёском диалекте . Эта этническая группа дала начало японскому этносу. Согласно японскому антропологу Ока Масао, самый мощный клан тех мигрантов, которые осели на Японских островах, развился в то, что потом получило название «род тэнно ».

Когда складывается государство Ямато , начинается эпоха постоянной войны между государством Ямато и айнами. Исследование ДНК японцев показало, что доминирующей Y-хромосомной гаплогруппой у японцев является подгруппа O2b1 , то есть та Y-хромосомная гаплогруппа, которая обнаруживается у 80 % японцев, но почти отсутствует у айнов [ ] У айнов с частотой около 15 % встречается гаплогруппа C3 . Это свидетельствует о том, что народы Дзёмон и Яёй существенно отличались друг от друга. Также важно иметь в виду, что существовали различные группы айнов: одни занимались собирательством, охотой и рыболовством, а другие создавали более сложные социальные системы. И вполне возможно, что те айны, с которыми позднее вело войны государство Ямато, рассматривались как «дикари» и государством Яматай.

Противостояние государства Ямато и айнов продолжалось почти полторы тысячи лет. Длительное время (начиная с VIII и почти до XV века) граница государства Ямато проходила в районе современного города Сендай , и северная часть острова Хонсю была очень плохо освоена японцами. В военном отношении японцы очень долго уступали айнам. Вот как охарактеризованы айны в японской хронике «Нихон сёки », где они фигурируют под именем эмиси /эбису ; слово эмиси по всей видимости происходит от айнского слова emus - «меч» [ ] : «Среди восточных дикарей самые сильные - эмиси. Мужчины и женщины у них соединяются беспорядочно, кто отец, кто сын - не различается. Зимой они живут в пещерах, летом в гнёздах [на деревьях]. Носят звериные шкуры, пьют сырую кровь, старший и младший братья друг другу не доверяют. В горы они взбираются подобно птицам, по траве мчатся как дикие звери. Добро забывают, но если им вред причинить - непременно отомстят. Ещё - спрятав стрелы в волосах и привязав клинок под одеждой, они, собравшись гурьбой соплеменников, нарушают границы или же, разведав, где поля и шелковица, грабят народ страны Ямато . Если на них нападают, они скрываются в траве, если преследуют - взбираются в горы. Издревле и поныне они не подчиняются владыкам Ямато». Даже если учесть, что большая часть этого текста из «Нихон сёки» является стандартной характеристикой любых «варваров», заимствованной японцами из древнекитайских хроник «Вэньсюань» и «Лицзи», то всё равно айну охарактеризованы достаточно точно. Лишь через несколько веков постоянных стычек из японских военных отрядов, оборонявших северные границы Ямато, сформировалось то, что впоследствии получило наименование «самурайство ». Самурайская культура и самурайская техника ведения боя во многом восходят к айнским боевым приёмам и несут в себе множество айнских элементов, а отдельные самурайские кланы по своему происхождению являются айнскими, наиболее известный - клан Абэ .

В 780 году вождь айнов Атеруй поднял восстание против японцев: на реке Китаками ему удалось разбить присланный отряд численностью в 6 тысяч воинов . Позднее японцам удалось с помощью подкупа захватить Атеруя и казнить его в 803 году . В 878 году айны подняли восстание и сожгли крепость Акита, но после пошли на соглашение с японцами . На севере Хонсю также было восстание айнов в 1051 году .

Только в середине XV века небольшой группе самураев во главе с Такэда Нобухиро удалось переправиться на Хоккайдо , который тогда назывался Эдзо, (здесь следует отметить, что японцы называли айнов эдзо - 蝦夷 или 夷 - эмиси/эбису , что означало «варвары», «дикари») и основал на южной оконечности острова (на полуострове Осима) первое японское поселение. Такэда Нобухиро считается основателем клана Мацумаэ , который правил островом Хоккайдо до 1798 года, а затем управление перешло в руки центрального правительства. В ходе колонизации острова самураям клана Мацумаэ постоянно приходилось сталкиваться с вооружённым сопротивлением со стороны айнов.

Из наиболее значительных выступлений следует отметить: борьбу айнов под предводительством Косямаина (1457 год), выступления айнов в 1512-1515 годах, в 1525 году, под предводительством вождя Танасягаси (1529 год), Тариконны (1536 год), Мэннаукэи (Хэнаукэ) (1643 год) и под предводительством Сягусяина (1669 год), а также множество более мелких выступлений.

Следует, однако, отметить, что эти выступления, в сущности, не были только «айнской борьбой против японцев», так как среди повстанцев было немало японцев. Это была не столько борьба айнов против японцев, сколько борьба жителей острова Эдзо за независимость от центрального правительства. Это была борьба за контроль над выгодными торговыми путями: через остров Эдзо проходил торговый путь в Маньчжурию.

Наиболее значимым из всех выступлений было восстание Сягусяина . По многим свидетельствам Сягусяин не принадлежал к айнской аристократии - ниспа, а был просто неким харизматическим лидером. Очевидно, что вначале его поддерживали далеко не все айны. Здесь также следует учитывать, что на протяжении всей войны с японцами айны по большей части действовали отдельными локальными группами и никогда не собирали большие соединения. Путём насилия и принуждения Сягусяину удалось прийти к власти и объединить под своей властью очень многих айнов южных районов Хоккайдо. Вероятно, что по ходу осуществления своих планов Сягусяин перечёркивал некоторые очень важные установления и константы айнской культуры. Можно даже утверждать, что вполне очевидно, что Сягусяин был не традиционным вождём - старейшиной локальной группы, а что он смотрел далеко в будущее и понимал, что айнам совершенно необходимо осваивать современные технологии (в широком смысле этого слова), если они хотят и дальше продолжать независимое существование.

В этом плане Сягусяин, пожалуй, был одним из наиболее прогрессивных людей айнской культуры. Первоначально действия Сягусяина были очень удачными. Ему удалось практически полностью уничтожить войска Мацумаэ и выгнать японцев с Хоккайдо. Цаси (укреплённое поселение) Сягусяина находилось в районе современного города Сидзунай на самой высокой точке при впадении реки Сидзунай в Тихий океан. Однако его восстание было обречено, как все другие, предшествующие и последующие выступления.

Культура айнов - охотничья культура, культура, которая никогда не знала больших поселений, в которой самой крупной социальной единицей была локальная группа. Айны всерьёз полагали, что все задачи, которые ставит перед ними внешний мир, могут быть решены силами одной локальной группы. В айнской культуре человек значил слишком много, чтобы его можно было использовать как винтик [ ] , что было характерно для культур, основой которых было земледелие, а в особенности - рисоводство, которое позволяет жить очень большому числу людей на крайне ограниченной территории.

Система управления в Мацумаэ была следующей: самураям клана раздавались прибрежные участки (которые фактически принадлежали айнам), но самураи не умели и не желали заниматься ни рыболовством, ни охотой, поэтому сдавали эти участки в аренду откупщикам, вершившим все дела. Они набирали себе помощников: переводчиков и надсмотрщиков. Переводчики и надсмотрщики совершали множество злоупотреблений: жестоко обращались со стариками и детьми, насиловали айнских женщин, ругань в отношении айнов была самым обычным делом. Айны находились фактически на положении рабов. В японской системе «исправления нравов» полное бесправие айнов сочеталось с постоянным унижением их этнического достоинства. Мелочная, доведённая до абсурда регламентация жизни была направлена на то, чтобы парализовать волю айнов. Многие молодые айны изымались из своего традиционного окружения и направлялись японцами на различные работы, например, айны из центральных районов Хоккайдо посылались на работу на морские промыслы Кунашира и Итурупа (которые в то время также были колонизированы японцами), где жили в условиях неестественной скученности, не имея возможности поддерживать традиционный образ жизни.

По сути дела, здесь можно говорить о геноциде айнов . Всё это привело к новым вооружённым выступлениям: восстанию на Кунашире в 1789 году. Ход событий был такой: японский промышленник Хидая попытался открыть на тогда ещё независимом айнском Кунашире свои фактории, но вождь Кунашира - Тукиноэ не разрешил ему сделать это, захватил все товары, привезённые японцами, и отправил японцев обратно в Мацумаэ . В ответ на это японцы объявили экономические санкции против Кунашира. После 8 лет блокады Тукиноэ позволил-таки Хидая открыть несколько факторий на острове. Население немедленно попало в кабалу к японцам. Через некоторое время айны под предводительством Тукиноэ и Икитои подняли восстание против японцев и очень быстро одержали верх. Однако нескольким японцам удалось спастись и добраться до столицы Мацумаэ. В итоге клан Мацумаэ послал войска для подавления мятежа.

Айны после реставрации Мэйдзи

После подавления восстания айнов Кунашира и Менаси центральное сёгунское правительство прислало комиссию. Чиновники центрального правительства рекомендовали пересмотреть политику в отношении аборигенного населения: отменить жестокие указы, назначить в каждый район врачей, обучить японскому языку, земледелию, постепенно приобщать к японским обычаям. Так началась ассимиляция. Настоящая колонизация Хоккайдо началась лишь после реставрации Мэйдзи , имевшей место в 1868 году: мужчин заставляли стричь бороды, женщинам запрещали делать татуировку губ, носить традиционную айнскую одежду. Ещё в начале XIX века были введены запреты на проведение айнских ритуалов, в особенности, Иёмантэ .

Стремительно росло число японских колонистов Хоккайдо. Так, в 1897 году на остров переселилось 64 350 человек, в 1898 году - 63 630, а в 1901 году - 50 100 человек. В 1903 году население Хоккайдо состояло из 845 тысяч японцев и всего лишь 18 тысяч айну. Начался период самой жестокой японизации хоккайдоских айну . В 1899 году был принят Закон о покровительстве аборигенному населению: каждой айнской семье полагался земельный участок с освобождением на 30 лет с момента его получения от поземельного и местного налогов, а также от регистрационных платежей . Этот же закон разрешил проезд через земли айнов только с санкции губернатора, предусмотрел выдачу бедным айнским семьям семян, а также оказание неимущим медицинской помощи и строительство школ в айнских деревнях . В 1937 году было принято решение об обучении детей айнов в японских школах .

6 июня 2008 года японский парламент признал айнов самостоятельным национальным меньшинством, что, однако, никак не изменило ситуации и не привело к росту самосознания, потому что все айны полностью ассимилированы и ничем практически не отличаются от японцев. Они знают о своей культуре зачастую намного меньше японских антропологов и не стремятся её поддерживать, что объясняется длительной дискриминацией айнов . При этом сама по себе айнская культура полностью поставлена на службу туризму и, по сути дела, представляет собой разновидность театра. Японцы и сами айны культивируют экзотику на потребу туристам. Наиболее яркий пример - бренд «айны и медведи»: на Хоккайдо почти в каждой сувенирной лавке можно встретить маленькие фигурки медвежат, вырезанные из дерева. Вопреки расхожему мнению, у айнов существовало табу на вырезание статуэток медведя, а вышеупомянутое ремесло было, по свидетельству Эмико Онуки-Тирни, привезено японцами из Швейцарии в 1920-е годы и только потом внедрено среди айнов.

Исследователь айнов Эмико Онуки-Тирни также утверждал: «Я согласен, что традиции айнов исчезают и традиционный путь котан более не существует. Айны часто живут среди японцев, либо образуют отдельные участки/районы в пределах деревни/города. Я разделяю досаду Симеона насчёт некоторых англоязычных публикаций, которые дают неточное изображение айнов, в том числе неправильное представление о том что они продолжают жить следуя традиционному пути котан » .

Язык

Айнский язык современной лингвистикой рассматривается как изолированный . Позиция айнского языка в генеалогической классификации языков до сих пор остается неустановленной. В этом отношении ситуация в лингвистике подобна ситуации в антропологии. Айнский язык радикальным образом отличается от японского, нивхского, ительменского, китайского, а также прочих языков Дальнего Востока, ЮВА и Тихого океана. В настоящее время айны полностью перешли на японский язык , и айнский уже практически можно считать мёртвым. В 2006 году примерно 200 человек из 30000 айнов владели айнским языком . Разные диалекты хорошо взаимопонимаемы. В историческое время у айнов не было своего письма, хотя, возможно, имелось письмо в конце эпохи Дзёмон - начале Яёй. В настоящее время для записи айнского языка используется практическая латиница или катакана . Также у айнов существовали своя мифология и богатые традиции устного творчества, включая песни, эпические поэмы и сказания в стихах и прозе.

См. также

Примечания

  1. アイヌ生活実態調査 (неопр.) . 北海道. Проверено 18 августа 2013.
  2. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам. : см.: СОСТАВ ГРУППЫ НАСЕЛЕНИЯ «ЛИЦА, УКАЗАВШИЕ ДРУГИЕ ОТВЕТЫ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
  3. Паллас П. С. Сравнительные словари всех языков и наречий . - репринт. изд. - М., 2014. - С. 45.
  4. Арутюнов С. А. Айны.
  5. Poisson, B. 2002, The Ainu of Japan, Lerner Publications, Minneapolis, p.5.
  6. Michael F. Hammer, Tatiana M. Karafet, Hwayong Park, Keiichi Omoto, Shinji Harihara, Mark Stoneking and Satoshi Horai, "Dual origins of the Japanese: common ground for hunter-gatherer and farmer Y chromosomes, " Journal of Human Genetics , Volume 51, Number 1 / January, 2006
  7. Yali Xue, Tatiana Zerjal, Weidong Bao, Suling Zhu, Qunfang Shu, Jiujin Xu, Ruofu Du, Songbin Fu, Pu Li, Matthew Hurles, Huanming Yang and Chris Tyler-Smith, "Male demography in East Asia: a north-south contrast in human population expansion times, " Genetics 172: 2431-2439 (April 2006)
  8. Atsushi Tajima, Masanori Hayami, Katsushi Tokunaga, Takeo Juji, Masafumi Matsuo, Sangkot Marzuki, Keiichi Omoto and Satoshi Horai, "Genetic origins of the Ainu inferred from combined DNA analyses of maternal and paternal lineages, " Journal of Human Genetics , Volume 49, Number 4 / April, 2004
  9. R. Spencer Wells et al., "The Eurasian Heartland: A continental perspective on Y-chromosome diversity, " Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America , 2001 August 28; 98(18): 10244-10249
  10. Ivan Nasidze, Dominique Quinque, Isabelle Dupanloup, Richard Cordaux, Lyudmila Kokshunova, and Mark Stoneking, "Genetic Evidence for the Mongolian Ancestry of Kalmyks, " American Journal of Physical Anthropology 126:000-000 (2005)

Дальневосточные земли хранят множество неразгаданных загадок, одна из них - тайна происхождение народа айны . Древнейший народ населявший, по данным археологических раскопок и упоминаниям в старинных рукописях разных народов, земли Японии, Сахалина, Курильских островов, Камчатки, устье Амура уже 13 тыс.лет до н.э.

Русские и европейские мореходы и , посещая эти земли еще в 17 веке, были очень удивлены обнаружив поселения людей внешне очень похожих на них, а японцы наоборот, увидев первых европейцев, называли их "рыжие айны" , настолько очевидна была для них внешняя схожесть.

Айны, светлокожие обладатели более открытых глаз как у европейцев, в отличие от своих соседей ительменов, чукчей, эвенов, японцев и других народов, густых темно-русых волос, окладистой бороды, усов и повышенной волосатостью на теле, Степан Крашенинников называл их "мохнатыми курильцами", кстати название Курильские острова и курильцы, произошло от айнского "куру" или "гуру" - народ, человек , вообще в этих землях сохранилось много айнских названий: Сахалин - Сахарэн Мосири "волнистая земля" , окончания в словах "котан" и "шир" обозначают "земля", "участок земли", Шикотан - "земля Ши" , Кунашир - "земля Куна" .

Язык айну не похож ни на один язык мира, считается обособленным языком, хотя некоторые названия очень любопытны, например женщина по-айнски "мат"(ь) , а смерть - "рай" . "Айны" обозначает "настоящие люди" , "настоящий человек" в отличие от мира и , которые обладали духом - "камуи" , но были не похожи на людей, очень напоминает слова , для которого все животные были "люди" .

Айны старались жить в гармонии с и одухотворяли весь окружающий их мир. Посредником между ними и миром духов - камуи, служили инау - палочка, один конец которой расщепляли до закручивающихся волокон, ее украшали и приносили подношение, а потом просили передать свою просьбу какому-нибудь духу.

Самым главным и великим духом считается "Великий Небесный Змей", который улетая на небо забыл на земле свои палочки-инау , и чтобы не возвращаться превратил их в иву.

Одной из национальных особенностей была женская татуировка вокруг губ, похожая на усы или улыбку, а одежда украшалась спиральными рисунками.

Судя по преданиям и археологическим раскопкам, айны осколки какой-то могущественной древней цивилизации, основатели культуры Дземон и, возможно, легендарного государства Яматай, кстати на языке айнов "Я ма та и" - место, где море рассекает сушу , но потом что-то случилось и японцы заселявшие острова, застали их уже живущих небольшими разрозненными поселениями - "утари" , занимавшимися в основном охотой и рыбалкой, но еще хранившими древние традиции, никому не подчиняясь, полагаясь на свое воинское искусство и духов природы - "камуи", были доверчивы как дети, не зная и не понимая обмана, обладая исключительной честностью, как впрочем многие дальневосточные народы.

О своем происхождении айны рассказывали, что давно в далекой стране Пан , правитель хотел жениться на своей дочери, но принцесса сбежала вместе со своим верным псом за "Великое море" и основала новый народ. В другом предании говорится, что мужем принцессы стал хозяин гор - медведь, который пришел к ней в образе человека. Культ медведя был одним из основных у айнов , самый главный праздник - праздник медведя.

Противостояние японцев и айнов продолжалось на протяжении 2 тыс.лет, по свидетельству японцев, когда они пришли на острова, там жили "варвары" и самые свирепые из них были айны .

Айны были искусными воинами - "джангинами" , дрались без щитов двумя короткими немного изогнутыми мечами, хотя предпочтительней были луки с бронебойными наконечниками для стрел, пропитанными ядом "сукуру" из корня эконита и яда паука, либо боевые колотушки, которые использовали как пращу или кистень. Колчаны для стрел и мечи они носили за спиной, за что их называли "люди, из волос которых торчат стрелы".

Японцы не любили встречаться с ними в открытом бою, они говорили, что "один эмиси или эбису("варвар" так они пренебрежительно называли айнов), стоил ста человек". Предание айнов гласит, жили- были дед-айн и дед-японец, бог поселил их на этих землях и велел айну сделать меч, а японцу деньги, поэтому у айнов был культ меча, а у японцев - денег.

Еще одна особенность военных действий айнов - заканчивать их за "столом переговоров". Вожди воюющих сторон собирались на пир, там обсуждали условия перемирия и часто они становились родственниками. Это потом их и погубило, когда японцы на пиру просто убивали предводителей айнов, и это же привело к тому, что правящая верхушка Японии внешне отличается от остального народа, потому что среди них было много айнов.

Айны породнившись с привилегированным классом японцев, принесли с собой свою религию, культуру, воинские искусства, многие японские названия и теперь звучат на языке айнов - "Цусима" - далекий , "Фудзи" - бабушка, дух или камуй очага.

Национальная японская религия синтоизм имеет айнские корни, также как и "бусидо" комплекс воинской доблести, и ритуал "харакири", и культура и боевые искусства самураев. Изначально некоторые кланы самураев были айнскими.

Судьба остального народа айнов трагична, им пришлось пережить жестокое притеснение японцами, практически геноцид, кто-то сумел перебраться с японских островов на Курильские острова, на Сахалин и на Камчатку, под покровительство России, но в суровые времена сталинских репрессий, за одну айнскую фамилию могли отправить в Гулаг, поэтому многие меняли свои фамилии, а дети и не предполагали о своей национальной принадлежности.

Сегодня на Камчатке проживает 104 человека, которые называют себя потомками айнов и пытаются добиться признания их коренным населением, "чистых" айнов уже практически не осталость, немного потомков айнов проживает в устье Амура, сахалинские айны предпочли назвать себя японцами, это дает им право безвизового въезда в Японию, в самой Японии проживает около 20 тыс. потомков айнов.

20 век тяжелым катком прошелся по судьбам многих народов, один из них айны. Забыт язык, остались только записи наших и японских исследователей изучавших культуру айнов, а научный мир до сих пор не может разгадать загадку происхождения этого удивительного народа.

Кто знает, может это их предки жили в , а может это они заселяли в свое время единый материк , а возможно это потомки тех, кто когда-то пришел на эти земли из загадочной страны Гипербореи...



Материнский капитал