Расселение финно угорских народов. Потомки древних финнов (финноязычные народы Поволжья)

Народы финно-угорской группы населяют территории Европы и Сибири на протяжении более десяти тысяч лет, еще со времен неолита. На сегодня количество носителей финно-угорских языков превышает 20 миллионов человек, и они являются гражданами России и ряда стран Европы - современные представители народов финно-угорской группы проживают в Западной и Центральной Сибири, Центральной и Северной Европе. Финно-угры являют собой этноязыковую общность народов, включающую в себя марийцев, самодийцев, саамов, удмуртов, обских угров, эрзян, венгров, финнов, эстонцев, ливов и др.

Некоторые народы угро-финской группы создали свои государства (Венгрия, Финляндия, Эстония, Латвия), а некоторые проживают в многонациональных государствах. Несмотря на то, что на и культуры народов финно угорской группы оказали значительное влияние и верования этнических групп, проживающих с ними на одной территории, и христианизация Европы, все же финно-угры сумели сохранить пласт своей самобытной культуры и религии.

Религия народов финно угорской группы до христианизации

В дохристианскую эпоху народы финно угорской группы жили разобщенно, на огромной территории, и представители разных народов практически не контактировали между собой. Поэтому закономерно, что и диалекты, и нюансы традиций и верований у разных народов этой группы существенно отличались: к примеру, несмотря на то, что и эстонцы, и манси принадлежат к финно-угрским народам, нельзя сказать, что в их верованиях и традициях много общего. На формирование религии и уклада жизни каждого этноса оказывали влияния условия окружающей среды и образ жизни народа, поэтому неудивительно, что верования и традиции этносов, проживающих в Сибири, существенно отличались от религии финно-угров, живших на территории Западной Европы.

В религиях народов финно угорской группы не было , поэтому всю информацию о верованиях этой этнической группы историки берут из фольклора - устного народного творчества, которое было записано в эпосах и легендах разных народов. И наиболее известными эпосами, из которых современные историки черпают знания о верованиях, являются финский "Калевала" и эстонский "Калевипоег", достаточно подробно описывающие не только богов и традиции, но и подвиги героев разных времен.

Несмотря на наличие определенной разницы межу верованиями разных народов финно угорской группы, между ними есть много общего. Все эти религии были политеистическими, и большинство богов были связаны либо с природными явлениями, либо с скотоводством и земледелием - основными занятиями финно-угров. Верховным божеством считался бог неба, которого финны называли Юмала, эстонцы - Таеватаат, марийцы - Юмо, удмурты - Инмар, а саами - Ибмел. Также финно-угры чтили божества солнца, луны, плодородия, земли и грома; представители каждого народа звали своих божеств по-своему, однако общие характеристики богов, помимо имен, имели не слишком много отличий. Помимо политеизма и схожих богов, во всех религиях народов финно угорской группы есть следующие общие характеристики:

  1. Культ предков - все представители финно-угорских народов верили в существование бессмертной души человека, а также в том, что жители загробного мира могут влиять на жизнь живых людей и в исключительных случаях - помогать своим потомкам
  2. Культы богов и духов, связанных с природой и землей (а нимизм) - так как пропитание большинства народов Сибири и Европы напрямую зависело от приплода выращиваемых животных и урожая культурных растений, неудивительно, что у многих народов финно угорской группы было множество традиций и обрядов, предназначенных для задабривания духов природы
  3. Элементы шаманизма - как и в , в финно-угорских этносов роль посредников между миром людей и духовным миром выполняли шаманы.

Религия народов финно угорской группы в современности

После христианизации Европы, а также увеличения количества адептов ислама в начале первой половины второго тысячелетия нашей эры, все больше людей, принадлежащих к финно угорским народам, стали исповедовать какую-либо из , оставляя верования предков в прошлом. Сейчас только малая часть финно-угорцев исповедуют традиционные языческие верования и шаманизм, большинство же переняло веру народов, живущих с ними на одной территории. К примеру, подавляющая часть финнов и эстонцев, как и граждане других европейских стран, являются христианами (католиками, православными или лютеранами), а среди представителей народов финно угорской группы, населяющих Урал и Сибирь, есть много адептов ислама.

На сегодня древние анимистические религии и шаманизм в наиболее полной форме сохранили удмурты, марийцы и самодийские народы - коренные жители западной и центральной Сибири. Однако нельзя сказать, что финно-угорцы полностью забыли свои традиции, ведь они сохранили ряд обрядов и верований, и даже традиции некоторых христианских праздников в народов финно угорской группы тесно переплелись с древними языческими обычаями.

Народы, говорящие на финно угорских (угро финских) яз. Финно угорские яз. составляют одну из двух ветвей (наряду с самодийской) ур. яз. семьи. По лингвистическому принципу Ф. У.Н. делятся на группы: прибалтийско финскую (финны, карелы, эстонцы … Уральская историческая энциклопедия

финно-угорские народы россии Этнопсихологический словарь

ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ РОССИИ - народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII III… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Финно-угорские языки - Финно угорская Таксон: ветвь Ареал: Венгрия, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония и др. Классификация … Википедия

Финно-угорские племена и народы

Финно-угорские племена - Финно венгерские народы (финно угры) группа народов, говорящих на финно венгерских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной и Восточной Европе. Содержание 1 Представители финно угров 2 История 3 Ссылки … Википедия

Финно-угорские языки - Финно угорские языки семья языков, входящая в состав более крупного генетического объединения языков, названных уральскими языками. До того как было доказано генетическое родство самодийских языков с финно угорскими, семья Ф.‑у. я. считалась… … Лингвистический энциклопедический словарь

Финно-угорские (или угро-финские) народы - население, говорящие на финно угорских языках. Группа финно угорских языков, одна из двух ветвей уральской языковой семьи. Делится на языковые группы (соответствующие им этносы): прибалтийско финская (финский, ижорский, карельский, людиковский,… … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

Книги

  • Ленинградская область. Знаете ли Вы? , . Ленинградская область - край с богатой историей. Знаете ли вы, что ее территорию издавна населяли славяне и финно-угорские народы, вместе создававшие Северную Русь?Здесь проходил великий… Купить за 380 руб
  • Памятники Отечества. Альманах, № 33 (1-2/1995). Полное описание России. Удмуртия , . На нашей земле столетиями добрыми соседями живут разные народы. Древние финно-угорские племена оставили здесь следы своей высокой культуры и искусства. Их потомки- удмурты - сохранили идущие…

КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ

Финнами называют народ, населяющий соседнюю с Россией Финляндию (по-фински "Суоми"), а уграми в древнерусских летописях именовали венгров. Но в России нет венгров и очень мало финнов, зато есть народы, говорящие на языках, родственных финскому или венгерскому. Эти народы и называют финно-угорскими. В зависимости от степени близости языков учёные делят финно-уг-ров на пять подгрупп. В первую, при-балтийско-финскую, входят финны, ижорцы, водь, вепсы, карелы, эстонцы и ливы. Два самых многочисленных народа этой подгруппы - финны и эстонцы - проживают в основном за пределами нашей страны. В России финнов можно встретить в Карелии, Ленинградской области и в Санкт-Петербурге; эстонцев - в Сибири, Поволжье и в Ленинградской области. Небольшая группа эстонцев - сету - живёт в Печорском районе Псковской области. По вероисповеданию многие финны и эстонцы - протестанты (как правило, лютеране), сету - православные. Маленький народ вепсы живёт небольшими группами в Карелии, Ленинградской области и на северо-западе Вологодской, а водь (их осталось меньше 100 человек!) - в Ленинградской. И вепсы, и водь - православные. Православие исповедуют и ижорцы. Их в России (в Ленинградской области) 449 человек, ещё примерно столько же в Эстонии. Вепсы и ижорцы сохранили свои языки (они имеют даже диалекты) и используют их в бытовом общении. Водский язык исчез.

Самый крупный прибалтийско-финский народ России - карелы. Они живут в Республике Карелия, а также в Тверской, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях. В быту карелы говорят на трёх диалектах: собственно карельском, людиковском и ливвиковском, а литературный язык у них - финский. На нём выходят газеты, журналы, на филологическом факультете Петрозаводского университета действует кафедра финского языка и литературы. Знают карелы и русский.

Вторую подгруппу составляют саамы, или лопари. Основная их часть расселена в Северной Скандинавии, а в России саамы - обитатели Кольского полуострова. По мнению большинства специалистов, предки этого народа когда-то занимали значительно большую территорию, но со временем были оттеснены к северу. Тогда же они утратили свой язык и усвоили одно из финских наречий. Саамы - хорошие оленеводы (в недавнем прошлом кочевники), рыболовы и охотники. В России они исповедуют православие.

В третью, волжско-финскую, подгруппу входят марийцы и мордва. Мордва - коренное население Республики Мордовия, но значительная часть этого народа проживает по всей России - в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, в Чувашии и т. д. Ещё до присоединения в XVI в. мордовских земель к России у мордвы появилась собственная знать - "инязоры", "оцязоры", т. е. "хозяева земли". Инязоры первыми крестились, быстро обрусели, и в дальнейшем их потомки составили в русском дворянстве элемент немногим меньший, чем выходцы из Золотой Орды и Казанского ханства. Мордва делится на эрзю и мокшу; у каждой из этнографических групп есть письменный литературный язык - эрзянский и мокшанский. По вероисповеданию мордва православные; они всегда считались наиболее христианизированным народом Поволжья.

Марийцы живут преимущественно в Республике Марий Эл, а также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях. Принято считать, что у этого народа два литературных языка - луго-вовосточный и горно-марийский. Однако не все филологи разделяют это мнение.

Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.

В четвёртую, пермскую, подгруппу входят собственно коми, коми-пермяки и удмурты. Коми (в прошлом их называли зырянами) образуют коренное население Республики Коми, но живут также в Свердловской, Мурманской, Омской областях, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Их исконные занятия - земледелие и охота. Но, в отличие от большинства других финно-угорских народов, среди них издавна было много купцов и предпринимателей. Ещё до Октября 1917г. коми по уровню грамотности (на русском языке) приближались к наиболее образованным народам России - русским немцам и евреям. В наши дни в сельском хозяйстве работает 16,7 % коми, зато в промышленности - 44,5 %, а в образовании, науке, культуре - 15%. Часть коми - ижемцы - освоили оленеводство и стали крупнейшими оленеводами европейского севера. Коми православные (частью старообрядцы).

Очень близки по языку к зырянам коми-пермяки. Больше половины этого народа живёт в Коми-Пермяцком автономном округе, а остальные - в Пермской области. Пермяки в основном крестьяне и охотники, но на протяжении своей истории были они и заводскими крепостными крестьянами на уральских заводах, и бурлаками на Каме и Волге. По вероисповеданию коми-пермяки православные.

Удмурты сосредоточены большей частью в Удмуртской Республике, где они составляют около 1/3 населения. Небольшие группы удмуртов живут в Татарстане, Башкортостане, Республике Марий Эл, в Пермской, Кировской, Тюменской, Свердловской областях. Традиционное занятие - сельское хозяйство. В городах они чаще всего забывают родной язык и обычаи. Может быть, поэтому удмуртский язык считает родным только 70% удмуртов, в основном жители сельских районов. Удмурты православные, но многие из них (в том числе и крещёные) придерживаются традиционных верований - поклоняются языческим богам, божествам, духам.

В пятую,угорскую, подгруппу входят венгры, ханты и манси. "Уграми" в русских летописях называли венгров, а "югрой" - обских угров, т. е. хантов и манси. Хотя Северный Урал и низовья Оби, где живут ханты и манси, расположены за тысячи километров от Дуная, на берегах которого создали своё государство венгры, эти народы - ближайшие родственники. Ханты и манси относят к малым народам Севера. Манси живут в основном в Ханты-Мансийском автономном округе, а ханты - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской области. Манси прежде всего охотники, потом рыболовы, оленеводы. Ханты, наоборот, сначала рыболовы, а затем охотники и оленеводы. И те и другие исповедуют православие, однако не забыли и древнюю веру. Большой урон традиционной культуре обских угров нанесло промышленное освоение их края: исчезли многие охотничьи угодья, загрязнились реки.

Древнерусские летописи сохранили названия финно-угорских племён, ныне исчезнувших, - чудь, меря, мурома. Меря в I тысячелетии н. э. обитали в междуречье Волги и Оки, а на рубеже I и II тысячелетий слились с восточными славянами. Существует предположение, что современные марийцы - потомки этого племени. Мурома в I тысячелетии до н. э. жили в бассейне Оки, а к XII в. н. э. смешались с восточными славянами. Чудью современные исследователи считают финские племена, жившие в древности по берегам Онеги и Северной Двины. Не исключено, что именно они являются предками эстонцев.

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-уг-ров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье. Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. КI тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.

Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе: в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас "уральские" черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России: средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой - эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.

Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством. Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите - государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что "црмс" значит "черемисы-марийцы", а "мкшх" - "мокша". Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-уг-ров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: "Предки наши, бывшая мордва", искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-"ши-шечку", широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли "пензенский мужичок", теперь воспринимается как типично русский.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает "хлебное ушко": "пель" - "ухо", а "нянь" - "хлеб". Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово "тайбола", которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень - дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского "taibale" - "перешеек". Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.

Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум - оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт - физиолог В. М. Бехтерев, коми - социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин - скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец - композитор А. Я. Эшпай.

одежда финноугорских народов Поволжья


Финно-угорские народы

Расселение финно-угурских народов
Численность и ареал

Всего: 25 000 000 человек
9 416 000
4 849 000
3 146 000—3 712 000
1 888 000
1 433 000
930 000
520 500
345 500
315 500
293 300
156 600
40 000
250—400

Финно - угорские народы -

После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России . Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России . У нас они представлены 16 народами, пять из которых имеют свои национально-государственные , а два - национально-территориальные образования. Остальные дисперсно расселены по всей территории страны .

По данным переписи 1989 г., в России насчитывалось 3184317 представителей финно-угорских народов. Из них численность мордвы составляла 1072939 человек, удмуртов - 714833, марийцев - 643698, коми - 336309, коми - пермяков - 147269, карел - 124921, хантов - 22283, вепсов - 12142, манси - 8279, ижорцев - 449. Кроме того, здесь проживало 46390 эстонцев, 47102 финна, 1835 саамов, 5742 венгра, других представителей малочисленных финно-угорских народов и этнических групп, таких, как сету, ливы, водь и др.

Значительная часть финно-угров живет в "титульных" субъектах Федерации : республиках Карелия , Коми, Марий Эл, Мордовия , Удмуртской Республике, Коми-Пермяцком автономном округе, Ханты- Мансийском автономном округе. Диаспоры их имеются в Вологодской, Кировской , Ленинградской , Мурманской , Нижегородской, Оренбургской , Пензенской, Пермской, Псковской , Самарской, Саратовской , Свердловской , Тверской, Томской , Ульяновской областях, а также в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в республиках Башкортостан , Татарстан , Чувашии .

Российские финно-угорские народы , кроме коми-пермяков, имеют одну общую черту: проживание в национально-смешанной среде, где они составляют меньшинство. Для их этнокультурного, языкового и социального развития важное значение имеют и такие факторы, как компактность расселения и удельный вес в национально-административных образованиях.

Субъекты Федерации, в которых представлены финно-угорские народы , федеральные органы власти , уделяют немало внимания развитию культур, языков этих народов. Разработаны и приняты законы о культуре , в ряде республик - о языках (республики Коми, Марий Эл), в других республиках законопроекты о языках на стадии подготовки. Подготовлены и действуют региональные программы национально-культурного развития народов, в которых значительное место занимают конкретные мероприятия по вопросам национальной культуры, образования, языков.

История финно-угорских народов и языков насчитывает много тысячелетий. Процесс формирования современных финских, угорских и самодийских народов был весьма сложен. Настоящее название финно-угорской или угро-финской семьи языков было заменено на уральскую, поскольку была обнаружена и доказана принадлежность к этой семье самодийских языков.

Уральская языковая семья делится на угорскую ветвь, в состав которой входит венгерский, хантыйский и мансийский языки (при этом последние два объединяются под общим названием «обско-угорские языки»), на финно-пермскую ветвь, которая объединяет пермские языки (коми, коми-пермяцкий и удмуртский), волжские языки (марийский и мордовский), прибалтийско-финскую языковую группу (карельский, финский, эстонский языки, а также языки вепсов, води, ижоры, ливов), саамов и самодийские языки, внутри которых вычленяются северная ветвь (нганасанский, ненецкий, энецкий языки) и южная ветвь (селькупский).

Численность народов, говорящих на уральских языках, составляет около 23 - 24 миллионов человек. Уральские народы занимают обширную территорию, которая тянется от Скандинавии до полуострова Таймыр, за исключением венгров, которые волею судьбы оказались в стороне от других уральских народов - в Карпато-Дунайской области.

Большинство уральских народов проживает на территории России, за исключением венгров, финнов и эстонцев. Наиболее многочисленными являются венгры (более 15 миллионов человек). Вторым по численности народом предстают финны (около 5 миллионов человек). Эстонцев насчитывается около миллиона. На территории России (по данным переписи 2002 года) живут мордва (843350 человек), удмурты (636906 человек), марийцы (604298 человек), коми-зыряне (293406 человек), коми-пермяки (125235 человек), карелы (93344 человек), вепсы (8240 человек), ханты (28678 человек), манси (11432 человека), ижора (327 человек), водь (73 человека), а также финны, венгры, эстонцы, саамы. В настоящее время мордва, марийцы, удмурты, коми-зыряне, карелы имеют свои национально-государственные образования, которые являются республиками в составе Российской Федерации.

Коми-пермяки проживают на территории Коми-Пермяцкого округа Пермского края, ханты и манси - Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Тюменской области. Вепсы живут в Карелии, на северо-востоке Ленинградской области и в северо-западной части Вологодской областей, саамы - в Мурманской области, в городе Санкт-Петербург, Архангельской области и Карелии, ижора - в Ленинградской области, городе Санкт-Петербург, Республике Карелия. Водь - в Ленинградской области, в городах Москва и Санкт-Петербург.

финно-угорские народы россии

Финно-угорские народы россии

Финно-угорские народы

Документы Парламентской ассамблеи Совета Европы и Европейского парламента:

Положение финно-угорских и самодийских народов. Отчет. Комитет по культуре, науке и образованию. Докладчик: Катрин Сакс, Эстония, социалистическая группа (Док. 11087, 26 октября 2006): http://www.mari.ee/rus/scien/topical/Katrin_Saks_Report.html

Резолюция 1171 (1989). Культуры уральских национальных меньшинств в опасности (на англ. яз): http://www.suri.ee/doc/reso_1171.html

В подписанном сотрудником Института прав человека, языковедом, профессором Мартом Раннутом заявлении института отмечается, что разнообразие национальностей и культур является всемирным богатством, и поэтому необходимо прекратить проводимую чиновниками и образовательно-административной системой России принудительную ассимиляцию говорящих на финно-угорских языках нацменьшинств.

«До сих пор участие финно-угров в общественной жизни ограничивается народным творчеством, государственное финансирование которого производится по не совсем ясным критериям, что дает российским чиновникам проводить все по собственному желанию, без учета потребностей самих нацменьшинств», - сообщает институт.

Институт обращает внимание на то, что в 2009 году была ликвидирована возможность сдавать государственный экзамен на финно-угорских языках; кроме того, нацменьшинства не имеют возможности принимать участие в принятии решений, касающихся их самих; также отсутствует законодательная база для изучения языков нацменьшинств и использования их в общественной жизни.

«Очень редко на финно-угорских территориях используются местные топонимы, кроме того, в городах не созданы условия развития и жизнеспособности языковой среды нацменьшинств. Доля теле- и радиопередач на языках нацменьшинств уменьшается, что приводит к вынужденной смене языка во многих сферах жизни.

Российская Федерация до сих пор последовательно препятствовала нацменьшинствам использовать отличные от кириллицы алфавиты, хотя это одно из основных прав национальных меньшинств», - отмечается в заявлении.

Институт подчеркивает, что в течение последних десяти лет финно-угорское население России уменьшилось почти на треть. Продолжается дискриминация национальных меньшинств и их языков, разжигается межнациональная рознь и нетерпимость.

«Вышеуказанные прямые нарушения прав человека задокументированы многими международными организациями по правам человека, в том числе в рапорте Совета Европы», - отмечается в заявлении.

Институт прав человека призывает Российскую Федерацию уважать права национальных меньшинств, в том числе права финно-угорских народов, и соблюдать взятые на себя обязательства по международным договорам в этой сфере.

===========================================================================

Я рассказал вам 3 фантастических истории, причём это - не научная фантастика, а фэнтези(от англ. fantasy — «фантазия»), саейнс фикшн [англ. science fiction < science - наука, fiction> - беллетристика; вымысел, фантазия] . Никто из названных стран не только не в вводил свои войска на территорию РФ, но даже не планировал этого делать, хотя у них есть ровно такие же основания для это, как у России для ввода войск на территорию суверенной Украины.

Хочу задать вопросы русскоязычным читателям "7х7 коми", не относящимся, как и я сам, к коренной национальности нашей Республики, давно, а многие и всю жизнь, в ней живущим: Многие ли из нас знают коми язык? Есть ли у нас желание знать язык народа, на земле которого мы живём, его обычаи и культуру? Почему? Почему в любой из национальных республик РФ, знание русского языка является обязательным для всех жителей этой республики, в том числе и для коренного населения, а знание языка коренного населения не является обязательным для не коренного населения её? Разве это не проявление русского имперского мышления?Почему любой "гастарбайтер", приехавший в любое место РФ, постарается худо - бедно освоить русский (но не местный) язык? Почему русскоязычное население Крыма, 60 лет находящееся в составе Украины, считает нарушением своих прав обязанность знать её государственный язык, а население Западной Украины после вхождения её в СССР (напомню, что это "вхождение" происходило, когда СССР был союзником Гитлеровской Германии) было обязано изучить и знать русский язык? Почему любой россиянин, переехавший на ПМЖ в любую страну на непостсоветском пространстве, считает естественным освоить в первую очередь язык этой страны, но живя в бывших советских республиках так не считает? Почему Россия по-прежнему считает их, в том числе и Украину, своей вотчиной, которой может диктовать свои условия с позиции силы?

). На этот раз речь пойдет о финно-уграх, т.е. народах, говорящих на финно-угорских языках. Эта ветвь языков входит в уральскую языковую семью, другой ветвью которой являются самодийские языки (на которых в настоящее время говорят ненцы, энцы, нганасаны и селькупы).
Финно-угорские языки делятся на 2 группы: финно-пермскую и угорскую.К финно-пермской группе относятся следующие народы: финны (иногда финны-ингерманландцы считаются самостоятельным этносом), эстонцы, карелы, вепсы, ижорцы, ливы, водь, саамы, мордва (этот народ фактически предствляет собой два разных народа: эрзяне и мокшане), марийцы, удмурты, коми-зыряне, коми-пермяки. К угорской группе относятся венгры, ханты и манси.
В настоящее время существуют 3 независимых финно-угорских государства: Венгрия, Финляндия и Эстония. В России существуют несколько финно-угорских национальных автономий, однако во всех из них финно-угорские нации уступают по численности русским.
Общая численность финно-угорских народов составляет 25 миллионов человек, из которых более половины приходится на венгров (14,5 млн). Второе место по численности занимают финны (6,5 млн), третье - эстонцы (1 млн). Самым многочисленным финно-угорским народом России является мордва (744 тыс).
Прародиной финно-угров является Западная Сибирь, откуда предки современных финно-угорских народов расселились по восточной Европе и Скандинавскому полуострову. Финно-угры оказали влияние на этногенез русского народа, особенно велико это влияние на северных русских (территория Архангельской и Вологодской областей). Русский историк В.О. Ключевский писал: "Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую стороннюю примесь: именно, скулистость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большой вероятностью ставят на счет финского влияния" .

Самая красивая финка - модель Emilia Järvelä . Известна как лицо финской косметической компании Lumene. Рост 180 см, параметры фигуры 86-60-87.


Самая красивая ингерманландка - российская актриса, Заслуженная артистка Российской Федерации Елена Кондулайнен (род. 9 апреля 1958, п. Токсово, Ленинградская область).

Самая красивая саамка - Berit-Anne Juuso . В 2012 году победила на конкурсе Hymytyttö (Девичья улыбка), ежегодно проводимом финским интернет-порталом hymy.fi. Родилась и живет в финской провинции Лапландия. Её отец - саам, мать - финка.

Самая красивая венгерка - Кэтрин Шелл / Catherine Schell (род. 17 июля 1944, Будапешт) - британская актриса венгерского происхождения. Настоящее имя - Катерина Фреиин Шелл фон Баушлотт / Katherina Freiin Schell von Bauschlott . Несмотря на немецкую фамилию (доставшуюся ей от немецкого прадеда), по крови Кэтрин Шелл почти полностью венгерка, её родители принадлежали к венгерскому дворянству: отец носил титул барона, а мать - графини.

Наиболее известные фильмы с её участием: 6-й фильм Бондианы "На секретной службе Её Величества" (1969, роль Нэнси), "Луна 02" (1969, роль Клементайн), "Возвращение Розовой пантеры" (1975, роль леди Клодин Литтон). В Великобритании актриса наиболее известна по роли Майи в научно-фантастическом сериале 70-х годов "Космос: 1999".

Кэтрин Шелл в фильме "Луна 02" (1969):

Самая красивая эстонка - певица (род. 24 сентября 1988, Кохила, Эстония). Представляла Эстонию на конкурсе Евровидение 2013.

Самая красивая мокшанка - Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) - российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы. В интервью называет себя мордовкой: "Родители у меня мордва, и поскольку во мне их кровь течет, я считаю себя чистокровной мордовкой".

Самая красивая эрзянка - Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) - легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.

Самая красивая коми-пермячка - Татьяна Тотьмянина (род. 2 ноября 1981, Пермь) - фигуристка, олимпийская чемпионка Турина в паре с Максимом Марининым. Эта же пара дважды выигрывала чемпионат мира и 5 раз - чемпионат Европы.

Самая красивая удмуртка - певица Светлана (Свети) Ручкина (род. 25 сентября 1988). Является вокалисткой удмуртоязычной рок-группы Silent Woo Goore.

Самая красивая карелка - Мария Калинина . Победительница конкурса "Мисс студенчества Финно-Угрии 2015".



Особенности жизни