План-конспект урока по литературному чтению. Венгерская народная сказка «Два медвежонка» (2 класс)

Перевод Григория Петникова

Жил дед с бабой. Были они такие бедные — ни поесть нечего, ни сварить. Вот баба и говорит деду:

— Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик-золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

— Езжай, дед, домой: будет у вас мука!

Приехал дед домой, глядь — а муки у него полон закром! Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

— Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик-золотой лобик: попроси у него соли.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

— Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь, а у него цела я кадка соли стоит!

Наварила баба затирки1, сама наелась, деда накорми да и говорит ему:

— Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик-золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик-золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

— Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал дед домой, а у него капусты полная бочка. Говорит баба:

— Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик-золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик-золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

— Дед, дед, что тебе надо?

— Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

— Ладно, дед, езжай домой: будет и сало! Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!2 Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают.

1 Затимрка — суп из мучных комочков.

2 Кубемлец — деревянный бочонок.

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.

Белорусская сказка

План-конспект урока во 2 классе

Литературное чтение

Тема:

Тема: Венгерская народная сказка «Два медвежонка»

Цель:

Образовательная: формирование представления учащихся о сказочном жанре (сказочное начало и конец, сказочные герои).

Развивающая: развитие речи, словаря учащихся за счёт введения новых слов; умения длительного слушания; умения отвечать на поставленные вопросы по воспроизведению событий в тексте.

Воспитательная: воспитание желания совершать добрые поступки и дела.

Оборудование: иллюстрации

Ход урока

1.Беседа с классом.

Какие животные встречаются в сказках?

Каких животных упоминают, когда говорят:

    неуклюжий как…

    медленный как…

    трусливый как…

    хитрый как…

2. Пересказ сказки «Котик – золотой лобик»

3. Сообщение темы урока и постановка учебных задач.

Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством, совершим путешествие в таинственный и прекрасный мир сказок.

Посмотрите на доску. Давайте прочитаем стихотворение, которое там написано.

В сказке дивной очутиться

Каждый хочет, ты поверь.

В книге сказок приоткрыться

Может сказочная дверь

Кто сказки читает,

Туда часто попадает,

Про всех сказочных героев

Всё он там узнает.

А. Охматова

4. Подготовка к первичному восприятию « Лиса и журавль».

1) Форма подготовки: вступительная беседа по теме.

Скажите, в своей жизни вы часто слышали слово «жадность». Что оно означает?

Каким цветом можно изобразить жадность?

А сейчас прослушайте стихотворение.

Жадные! Поднимите руки!

Жадные жадины и жадюги!

Нету рук…

Вдруг жадных не стало,

Как не бывало.

Ну хоть бы мало!

Две-три штуки!

Поднимите руки,

Жадные девочки,

Жадные мальчики…

Поднимите хотя бы пальчики!

Сколько жадных?

Надо же знать!

Пять? Двадцать пять?

Сколько жадных

Смотри тщательно.

Жадных нет?

Замечательно.

Э. Мошковская

Ребята, можно назвать жадного человека бережливым?

Почему замечательно, если в классе нет жадных детей?

Встречаются ли в сказках жадные животные?

2) Словарная работа:

Молодцы, а сейчас мы познакомимся с еще одной сказкой, но для начала давайте разберем новые слова, посмотрите на доску.

Пуще сильнее, больше.

Плутовка – хитрая обманщица.

С укоризной – осуждающе, с укором.

5. Первичное восприятие и проверка первичного восприятия.

1) Способ организации: выразительное чтение учителя.

2) Вопросы для проверки первичного восприятия:

    Понравилась ли вам сказка?

    Какие герои встретились в сказке?

    Какой момент вам больше понравился?

6. Подготовка к повторному чтению.

1) Чтение слов отличающихся одной буквой:

Стол – столб;

Вол – кол;

Боль – соль;

Козы – косы;

Шар – шарф;

Домой – долой.

2) Предварительное чтение слов с дополнительными пометами:

Мед / ве / ди / ца;

Бра / тик;

На / ка / за / ла;

Спо / ри/ ли.

3) Чтение пирамидки:

Эй

Мне

День

Часть

Каждый

Припасы

Жадность

Кончились

7. Повторное чтение и анализ произведения.

1) Вид повторного чтения: чтение по цепочке.

2) Беседа-размышление о прочитанном.

    Где жила старая медведица и ее медвежата? (В лесу)

    Почему медвежата ушли от матери? (Потому что хотели найти счастье)

    Какой наказ они получили? (Никогда не расставаться друг с другом)

    Куда сразу пошли медвежата? (К опушке леса, а оттуда – в поле)

    Что произошло в скором времени? (Закончились все припасы)

    Что нашли медвежата на дороге? (Головку сыра)

    Получилось ли у них поделить сыр поровну? Почему? (Нет, потому что жадность одолела их)

    Как вы понимаете выражение «жадность одолела»? (Стали испытывать чувство жадности)

    Чего опасались медвежата? (Что другому достанется большая часть)

    Кто пришел на помощь животным? (Лиса)

    Поделила ли лиса сыр поровну? (Нет)

    Как она решила исправить то, что разломала сыр на большой и маленький кусочек? (Она откусила кусок от большего так, что большим стал меньший кусок)

    Помогло ли это? (Нет)

    Как шла дальнейшая делёжка сыра? (Лиса по очереди откусывала от каждого куска сыр)

    К тому времени, как куски сравнялись, остался ли медвежатам сыр? (Нет)

    Что сказала лиса медвежатам? (Зачитайте)

    Чему научила лиса медвежат? (Тому, что нельзя жадничать)

    Подберите к словам «понурые», «самая малость», «набрели» близкие по значению слова.

    «Тот всё потеряет, кто жадным бывает». Объясните смысл поговорки.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, руки встряхнули –

Ветер сдувает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложим назад.

8. Заключительная беседа по произведениям.

Понравилась ли вам эта сказка? Как вы относитесь к героям сказки?

2) Выявление главной мысли.

Как вы думаете, чему учит эта сказка?

(Что нельзя быть жадным, нужно делиться, делать это так, что бы все было поровну.)

Давайте прочитаем скороговорку на странице 39.

Понравилась ли вам эта скороговорка?

А для чего нам нужны скороговорки?

9. Творческая деятельность по следам прочитанного.

Форма драматизации:

анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображённых на ней героев.

Давайте рассмотрим иллюстрации, которые висят на доске.

Подходят ли они к нашей сказке?

Какие животные изображены?

Нравятся ли вам костюмы медвежат?

Опишите природу, которую вы видите на рисунках?

Какие эмоции мы видим у лисы?

Почему она довольна?

А какие медвежата?

Какие чувства они испытывают?

10. Подведение итогов урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Чему научила вас эта сказка?

11. Домашнее задание.

Стр. 34-39, выр. чт., пересказ.

Жили дед с бабой. Были они такие бедные-пребедные, что ни поесть нечего, ни сварить.

Вот баба и говорит деду:

Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь - а муки у него полон закром!

Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него соли.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь - а у него целая кадка соли стоит!

Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него капусты.

Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца... Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик - золотой лобик: попроси у него сальца.

Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок... Выскочил котик - золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

Дед, дед, что тебе надо?

Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец!

Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить.

И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам сказка, а мне баранок связка.



Материнский капитал