Так в чём же секрет гениальных скрипок Страдивари? Уникальное звучание скрипок страдивари объяснили особенностями химического состава древесины Страдивари делал скрипки.

Про скрипку Страдивари до сих пор ходят легенды. В чём секрет её особенного звучания? Какие уникальные технологии и материалы использовал мастер? Скрипка Страдивари до сих пор является непревзойдённым шедевром.

Биография мастера

Антонио Страдивари - мастер скрипок - родился в 1644 году. Но это лишь приблизительно, точная дата его рождения не установлена. Родители его - Анна Морони и Алессандро Страдивари. Родился и прожил всю свою жизнь скрипичный мастер в городе Кремоне.

Антонио с детства обожал музыку. Но пел он очень плохо, и все, кто слышал его пение, смеялись. Второй страстью Антонио было обтачивание деревяшек. Родители были уверены, что сын станет краснодеревщиком.

Однажды мальчик узнал, что в его городе живёт лучший скрипичный мастер Италии - Николо Амати. Антонио очень любил скрипку и решил стать учеником гения.

А. Страдивари женился только в 40 лет. Его супругой стала дочь лавочника - Франческа Феррабочи. У пары родилось пятеро детей. Но вскоре началась эпидемия чумы. Любимая жена и дети А. Страдивари умерли. Эта потеря повергла его в отчаянье, и он был не в силах работать. Но прошло время, мастер снова начал творить и вскоре стал знаменит на весь мир. Вместе со славой пришла к А. Страдивари и новая любовь. Второй его женой стала Мария Замбелли. В браке с ней у него родилось пятеро детей. Двоих сыновей - Франческо и Омобоно - А. Страдивари обучал своему ремеслу. Они стали мастерами скрипичных дел. Но бытует мнение, что профессиональные секреты Антонио не открыл даже сыновьям. Они не сумели повторить его шедевры.

Антонио Страдивари был трудоголиком. Он не оставлял своего ремесла до самой смерти. Умер Антонио Страдивари в 1737 году, приблизительно в 93 года. Место его захоронения - Базилика Сан Доменико.

В учениках у Амати

А. Страдивари занимался скрипичным делом с 13 лет. Он был учеником лучшего мастера того времени - Николо Амати. За то, что гений бесплатно обучал его своему ремеслу, он делал для него всю черновую работу и был мальчиком на побегушках. Н. Амати делился с учениками знаниями, однако всех секретов не раскрывал. Некоторые хитрости он поведал только старшему сыну.

Первый секрет Н. Амати, который узнал юный Антонио, - как изготавливать струны. Мастер делал их из внутренностей ягнят. Сначала нужно было вымачивать жилы в щелочном растворе. Затем сушить. А после этого скручивать из них струны.

На следующем этапе обучения А. Страдивари постигал, какое дерево стоит выбирать для изготовления дек скрипок. Мальчик понял, что главное - не внешний вид дерева, а его звучание. Часто Н. Амати изготавливал скрипки из невзрачно выглядевших деревяшек.

Свой первый инструмент А. Страдивари создал в 22 года. Через некоторое время он изготовил уже десятки скрипок. Но на всех его творениях стояло клеймо Николо Амати. Это не огорчало молодого Страдивари. Он был счастлив, что его мастерство растёт. В возрасте 40 лет Антонио открыл свою мастерскую. Вскоре он стал уважаемым скрипичным мастером. У него было много заказов, но превзойти своего учителя не получалось.

Знаменитым мастером А. Страдивари стал в 1680 году. Он улучшал инструменты, созданные его учителем Н. Амати. Для этого он несколько изменил их форму, добавлял украшения. Всячески добивался того, чтобы голоса инструментов звучали более певуче и красиво. В результате всех его стараний и исканий в начале 1700 годов родилась знаменитая скрипка Страдивари, равных которой нет до сих пор.

На пике мастерства

Самые лучшие музыкальные инструменты были созданы А. Страдивари в период с 1690 по 1725 г. Они были высочайшего концертного качества. Наилучшая скрипка Страдивари, а также и другие инструменты, датированы 1715 годом.

Расцвет его мастерства произошёл после того, как он пережил потерю семьи. После такой ужасной трагедии он впал в отчаянье и не мог работать. Снова продолжить творить ему помог один из учеников. Он однажды пришёл к А. Страдивари, зарыдал и сказал, что его родители умерли, и он не сможет продолжать учиться изготовлению скрипок, так как вынужден теперь зарабатывать на жизнь. Мастеру стало жаль мальчика, и он оставил его в своём доме, а по прошествии нескольких лет усыновил. Отцовство воодушевило его и у него возникло желание - создать свой уникальный инструмент, не копии творений своего великого учителя, а что-то необыкновенное, чего до него никто не делал.

Знаменитая скрипка

Когда Антонио было уже 60 лет, им была создана новая, принесшая ему славу великого мастера, легендарная скрипка Страдивари. Фото этого шедевра представлено в данной статье.

Разработанная Антонио модель скрипки принесла ему славу и бессмертие. Его стали называть «супер-Страдивари». Его скрипки были и остаются по сей день самыми лучшими музыкальными инструментами. И звучат необыкновенно. Мастеру удалость придать своим скрипкам, альтам и виолончелям богатый тембр и сделать их «голоса» более сильными. Из-за этого о мастере ходили слухи, будто он продал душу дьяволу. Люди не могли поверить, что человек, пусть даже гений с золотыми руками, способен заставить деревяшку так петь.

Секрет уникального звучания

До сих пор музыканты, а также учёные всего мира пытаются разгадать секреты великого мастера, чтобы понять, как же была создана знаменитая скрипка Антонио Страдивари. Уже прошло почти 300 лет со дня смерти гения, но его творения живы до сих пор, они почти не стареют, а их звучание не меняется.

На сегодняшний день существует несколько версий, которыми учёные пытаются объяснить секрет великолепного звучания инструментов А. Страдивари. Но ни одна из них не доказана, хотя были проведены сотни исследований с применением новейших технологий.

Есть версия, что всё дело в форме. Мастер удлинил корпус, а внутри него сделал заломы и неровности, благодаря чему появилось много высоких обертонов, что и обогатило звучание.

Позже появилась версия, что секрет кроется в материалах, из которых изготавливал свои скрипки А. Страдивари. Было выяснено, из какого дерева делали скрипки Страдивари. Верхние деки он делал из ели, а нижние - из клёна.

Некоторые учёные выдвигают версию, что секрет не в том, из чего изготавливал А. Страдивари. Лаки и пропитки, которыми он покрывал свои инструменты, - вот главные "виновники" появления этого шедевра. Есть достоверные факты о том, что мастер сначала вымачивал древесину в морской воде, а после этого покрывал некими смесями из компонентов растительного происхождения. Возможно, в их состав входили смолы деревьев, которые произрастали в те времена, но позже были вырублены все до одного.

Что касается лаков, то, по версии некоторых учёных, они состояли из таких веществ, благодаря которым затягивались вмятины и царапины на дереве, а деки получили возможность «дышать» и лучше резонировать, что позволяет добиться красивого объёмного звучания. Но другие учёные выдвигают аргументы против этой версии, так как многие скрипки были отреставрированы. Их покрыли обычным лаком, но звучание их не изменилось. Один из исследователей провёл эксперимент - полностью очистил одну из скрипок Страдивари от лака. Ничего в её звучании от этого не изменилось.

Существует много гипотез, почему скрипки Страдивари звучат так необыкновенно. Но ни одну из них не удалось доказать. Секрет мастера не разгадан до сих пор.

Инструменты Антонио Страдивари

По данным исследователей, мастер создал за свою жизнь не менее 1000 музыкальных инструментов. Это в большинстве своём скрипки, но были также альты, виолончели, гитары, мандолины и даже арфа. Он был настолько трудоспособен, что за 1 год создавал 25 инструментов. Тогда как современные мастера, которые также работают вручную, способны выпускать за это время лишь 3-4 экземпляра. Сколько скрипок Страдивари создал за свою жизнь? Точно сказать невозможно. Но до наших дней дошло примерно 600 скрипок, 12 альтов и 60 виолончелей.

Стоимость скрипок

Музыкальные инструменты А. Страдивари являются до сих пор самыми дорогими в мире. При жизни мастера его скрипки стоили 700 современных долларов, что для того времени - очень крупная сумма. Сегодня стоимость его шедевров - от 500 тысяч долларов до 5 миллионов евро.

Самая дорогая

Есть скрипка, которая оценивается в 10 миллионов долларов. Она носит имя «Леди Блант». Это самая дорогая на сегодняшний день скрипка Страдивари. Фото «Леди Блант» представлено в данной статье.

Изготовлена она была мастером в 1721 году. Скрипка Страдивари, названная «Леди Блант» в честь внучки поэта Байрона, которая была её владелицей, сохранилась до наших дней в идеальном состоянии, поскольку на ней практически не играли. Все 300 лет своей жизни она переходила из одного музея в другой.

Украсть шедевр

Все творения гениального мастера, имеют каждая своё имя и поставлены на учёт. Но при этом грабители регулярно совершают кражи музыкальных инструментов великого итальянца. Например, знаменитая скрипка Страдивари, принадлежавшая до революции российскому скрипачу-виртуозу Кошанскому, была украдена пять раз. Последний раз она была похищена у музыканта по имени Пьер Амойал. Он так дорожил ею, что носил в бронированном футляре, но это её не спасло. С тех пор о том, где находится скрипка Страдивари под названием «Кошанский», сохранилась ли она и кому сейчас принадлежит, ничего не известно.

Ученые задались вопросом: почему скрипки Страдивари и Амати звучат для человека приятнее, чем остальные, и нашли ответ. Как оказалось, частота звука, издаваемого первым инструментом, близка к женскому певческому голосу. Это путем сравнения обнаружили исследователи из Тайваня и опубликовали статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Скрипки Страдивари

Антонио Страдивари родился в середине XVII века и прославился изготовлением музыкальных инструментов, которые до сих пор считаются эталоном. Конечно, большинство знает мастера по скрипкам, хотя помимо них он создавал и гитары, и альты, и виолончели, и арфы. Страдивари занимался постоянным совершенствованием звучания у струнных инструментов, менял их форму на более изогнутую и украшал основу, благодаря чему они становились узнаваемыми. Лучшие образцы мастер изготовил в период с 1698 по 1725 годы. Антонио был учеником Николо Амати, другого знаменитого мастера струнных инструментов. К сожалению, его работы сохранились плохо: на данный момент «в живых» остались только чуть больше двадцати скрипок и виолончелей. Дедом Николо был изобретатель современной четырехструнной скрипки Андреа Амати.

Секрет звучания

У исследователей появилось предположение, что своим успехом, инструменты обязаны схожести их звучания с голосами людей. Как отмечают авторы, вдохновением для них стала фраза итальянского музыканта Франческо Джеминьяни о том, что скрипка должна «стать соперником самому совершенному из человеческих голосов». Чтобы проверить свою гипотезу, ученые сделали запись профессионального скрипача, который играл гамму на пятнадцати классических итальянских инструментах руки как Страдивари, так и Амати. После этого была сделана еще одна запись, на этот раз с исполнением той же гаммы шестнадцатью певцами. Среди них были и мужчины, и женщины.

После этого были измерены амплитудно-частотные характеристики записей и проанализировано наличие формант, показателей звуков человеческой речи. Если мы изобразим звук в виде графика частот, то форманты будут выделяться высокими пиками. Анализ показал, что скрипка Амати по звучанию похожа на мужской голос, а инструмент Страдивари повторяет форманты женского голоса.

По-всему видимому, итальянские мастера руководствовались именно принципами схожести. Остается лишь поразиться их отменному слуху и, в очередной раз, убедиться в том, что подражание природным естественным явлениям действительно порождало высокое искусство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Тайна скрипок, изготовленных великим мастером Страдивари, не давала покоя нескольким поколениям исследователей из разных стран мира, на протяжении трехсот лет. И вот, наконец, ученые смогли проникнуть в древний секрет. Датским специалистам удалось определить причину чудесного уникального звучания инструментов сделанных Антонио Страдивари. Они полагают, что уникальность скрипок мастера и их главный секрет содержится в древесине, которую Антонио Страдивари использовал для создания своих шедевров. Для проведения исследования датские ученые использовали современную сканирующую медицинскую рентгеновскую установку. Полученные результаты показали, что плотность древесины используемой для изготовления скрипок Страдивари намного выше плотности древесины применяемой для производства современных инструментов. По мнению экспертов, деревья семнадцатого века, древесина которых использовалась для создания скрипок, росли в других климатических условиях, отличающихся от современных. Нужно сказать, что это далеко не первая теория, объясняющая тайну скрипок талантливого итальянского мастера Антонио Страдивари. В прошлом году известный журнал Nature опубликовал статью, в которой рассказывалось о биохимике, практикующем в Техасском университете механики и сельского хозяйства, некоем Джозефе Негивари. По мнению биохимика, уникальность звучания скрипок объясняется предварительной химической обработкой, которой подвергалась древесина перед использованием. К таким выводам Джозеф Негивари пришел после детального анализа стружек со скрипок семнадцатого века изготовленных Страдивари и его коллегой Гварнери. Их химический состав отличался от химического состава древесины, используемой в более поздние времена. Анализ, производившийся при помощи ЯМР и инфракрасного спектрометра показал, что скрипки Страдивари, а также Гварнери сделаны из древесины, молекулы которой расщеплены. Это возможно лишь в том случае, если имел место процесс гидролиза или окисления. Джозеф Негивари считает, что великий мастер Страдивари вываривал скрипичные заготовки в сложном химическом растворе. И, вероятнее всего, изначально это делалось в целях борьбы с грибками и древесными жуками, которые, в то время, вызвали целую эпидемию в Южной Европе. Каков был состав применяемого раствора, ныне можно только догадываться, одно известно точно – от грибков и прочих вредителей он защищал на сто процентов. Побочным эффектом такого рода обработки стало удивительное звучание инструментов. Это объясняется тем, что дерево, после обработки становилось прочнее, но, в то же время, легче, что придавало дополнительную звонкость. Скрипка, сделанная из такой древесины, с годами только улучшает свои акустические качества. Но профессор консерватории Санкт-Петербурга, Семен Бокман, уверен, что объяснять тайну инструмента банальной борьбой с червями глупо и антинаучно. Ведь юный Антонио Страдивари, тогда еще ученик Амати, свою первую скрипку сделал в 1667 году. Но еще несколько десятилетий ушли на поиск собственной модели. Это были годы исследований, и творческих экспериментов. Только после 1700 года его скрипки приобрели свой уникальный вид и звучание, которым мы восторгаемся и поныне. Скрипка Страдивари, для совершенствования которой мастер посвятил тридцать лет ежедневной напряженной работы, остается непревзойденной и в наши дни. Инструмент обладает потрясающим тембром и удивительной «дальнобойность», что позволяет наполнить звуком любой огромный зал. Скрипка имеет удлиненную форму, а внутри корпуса содержит множество неровностей и изломов, что обогащает звучание появлением высоких обертонов. Парящий, чарующий звук инструментов великого гения не смогли воспроизвести ни древние, ни современные мастера.

18 декабря 1737 года в родном Кремоне в возрасте 93 лет скончался Антонио Страдивари - мастер, оставивший после себя бессмертное наследие. Около 650 музыкальных инструментов радуют слух искушенных поклонников классического звучания и в наши дни. Почти три столетия не дает покоя изготовителям музыкальных инструментов вопрос: почему звук скрипок Страдивари похож на звонкий и нежный женский голос?

Струны из жил

В 1655 году Антонио был всего одним из многочисленных учеников лучшего в Италии скрипичных дел мастера Николо Амати.

Будучи в то время всего лишь мальчиком на побегушках у прославленного мастера, Страдивари искренне не понимал: почему мясник в ответ на записку синьора присылает тому кишки.

Амати раскрыл первый из секретов изготовления инструментов своему ученику: струны делаются из внутренностей ягнят. По технологии того времени их вымачивал в щелочном растворе на основе мыла, сушили их и затем скручивали. Считалось, что не все жилы подходят для струн. Самый лучший материал - это жилы 7-8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Амати учил своих подопечных, что качество струн зависит и от пастбища, от времени убоя, от воды и от многих других факторов.

Тирольское дерево

В возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу.

Его скрипки пели так необыкновенно, что некоторые всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны инструменты, - это обломки Ноева ковчега.

Ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. Такое дерево имело повышенную плотность, что и придавало отличительное звучание инструментам, из него изготовленным.

Страдивари, бесспорно, для своих инструментов выбирал древесину только высочайшего качества: хорошо просушенную, выдержанную. Особая ель шла на изготовления деки, клен использования для дна. Кроме того, чурки он разделывал не на доски, а на секторы: получались "апельсиновые дольки". К такому выводу исследователи пришли, опираясь на расположение годичных слоев.

Мебельный лак

Рассказывали, что тайну лака Страдивари узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в него "крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской".

Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах, а позже начисто вырубленных.

На самом деле, все довольно прозаично: ученые выяснили, что лак, которым Страдивари покрывал свои знаменитые скрипки, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики.

При этом многие инструменты вообще были заново "перекрашены" при реставрации в XIX веке. Был проведен даже рискованный эксперимент: с одной из скрипок едкими смесями смыли лак. Инструмент потускнел, облез, но звучать хуже не стал.

Идеальная форма

У Страдивари была особенная манера выдалбливать деки, уникальный рисунок отверстий, характерный обвод внешних линий. Историки утверждают, что среди известных в наши дни скрипок нет двух в точности одинаковых по рельефу и звуку.

В попытке повторить успех Страдивари мастера шли на крайние меры: вскрывали старую скрипку и по ней делали десять новых, до мельчайшей детали воспроизводя форму. Так, в СССР в 1930-1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари по звучанию.

Самые удачные подражания, полагают специалисты, на счету Симона Фернандо Саккони. Этот итальянский мастер смычковых инструментов, творивший в первой половине XX века, при создании инструментов использовавший модель Антонио Страдивари и добился прекрасных результатов.

Талант ученого и резчика

Страдивари владел интуицией ученого, ловкими руками резчика-краснодеревщика, острым глазом художника, тонким слухом музыканта. И все это, тысячекратно умноженное неиссякаемым трудолюбием, он вложил в свои творения. Может быть, именно в таланте мастера сокрыта тайна звучания его инструментов?

Мастер не стремился никому подражать, он любой ценой стремился добиться красоты и силы звука. Труд его стал трудом исследователя. Его скрипки - это акустические опыты, одни более удачные, другие - менее. Порой тончайшее изменение свойств древесины заставляло его поправлять конфигурацию дек, их толщину, выпуклость. Как это сделать, подсказывал мастеру слух.

Ну и, конечно, не стоит сбрасывать со счетов ценность "бренда": есть мнение, что славу Страдивари принесли порядка 20 процентов его музыкальных инструментов. Остальные, менее выдающиеся, воспринимались как произведения искусства лишь потому, что автор их - "тот самый кремонский гений".

Скрипки Антонио Страдивари содержат различные сочетания алюминия, меди и цинка. Вероятно, мастер окунал дерево в некий раствор, помогавший инструментам пройти через века. Об этом свидетельствует исследование профессора по химии Тайваньского университета Хван Чинг Таи.

"Использование такого рода химических сплавов было необычной практикой, они оставались неизвестными последующим поколениям скрипичных мастеров", - утверждает ученый.

Специалисты обследовали скрипки на молекулярном уровне. Однако не смогли определить, насколько специальное покрытие влияет на тембр и качество звучания. Ясно было только одно: в XVII веке Страдивари обладал необычайными для того времени знаниями по химии. Установлено, что инструменты были обработаны сложным минеральным составом. Причем, консервант использовался для вымачивания древесины длительное время.

Сравнительный анализ показывает, что к химической обработке древесины не прибегали и в XVIII и XIX веках. Сегодня при создании скрипок исходное сырье сушится на воздухе в течение нескольких лет. Страдивари был одним и немногих мастеров в Кремоне, который пользовался специальными растворами. Эта техника, скорее всего, была утрачена. Воспроизведение уникального состава позволило бы вдохнуть новую жизнь в современные музыкальные инструменты.

Версию тайваньских исследователей подтверждает Джозеф Наджияри из университета в Техасе. Он считает, что дерево скрипок Страдивари покрывалось защитным составом от древесных вредителей, содержащим различные химические элементы, в том числе боракс, используемый египтянами для бальзамирования мумий.

Сохранилось около 600 скрипок Антонио Страдивари, многие из которых имеют собственные имена. Их покупали, их воровали, им поклонялись. И, конечно, каждая из таких скрипок стоит целое состояние. «Леди Блант». В июне 2011 года аукционный дом Tarisio, специализирующийся на высококлассных инструментах, продал скрипку Страдивари «Леди Блант», созданную в 1721 году, за рекордную цену - 15,89 миллиона долларов. Инструмент приобрел анонимный покупатель. А все вырученные от продажи деньги направили в помощь пострадавшим от землетрясения и цунами в Японии. Продажа «Леди Блант» вызвала огромный интерес среди коллекционеров всего мира. Скрипка 30 лет принадлежала внучке поэта лорда Байрона - леди Анне Блант. А еще этой скрипкой владели известный парижский мастер Жан Баптист Вийом, коллекционеры Ричард Беннет, барон Кнооп, Сэм Блумфилд, а также музыкальный фонд Nippon. «Хаммер». Цена скрипки «Леди Блант» практически в четыре раза больше предыдущей рекордной цены, которую отдали на аукционе Christie´s за инструмент Страдивари. В 2006 году скрипка «Хаммер» была продана за 3,54 миллиона долларов. Эта скрипка была названа в честь шведского ювелира и коллекционера Кристиана Хаммера, которому некогда принадлежала. Антонио Страдивари создал ее в 1707 году, в самый расцвет своего таланта. «Кошанский». Все скрипки имеют имя, состоят на учете, их оберегают как зеницу ока. Но это не мешает грабителям красть их с завидной регулярностью. Самая таинственная история связана со скрипкой под названием «Кошанский». До революции в России блистал скрипач-виртуоз по фамилии Кошанский. Критики сравнивали его с самим Паганини, исполнителю рукоплескала и вся Европа. Однажды после концерта Кошанского под конвоем доставили в Зимний дворец. Там музыканта препроводили в большую залу, где восседали члены царской семьи. Сам Николай II попросил музыканта сыграть для его домочадцев. Вся императорская семья стоя рукоплескала артисту. Николай II протянул маэстро странный футляр со словами:
- Это скрипка Антонио Страдивари. Вы достойны того, чтобы играть на ней.
- Такой подарок - слишком большая честь для меня, - ответил музыкант.
- Это не подарок. Мы даем вам скрипку на время, чтобы вы могли прославлять по всему миру русскую скрипичную школу, - холодно заметил царь. Так скрипка оказалась в руках виртуоза. Революция застала скрипача за границей. На родину он решил не возвращаться, а после гибели царской семьи посчитал скрипку Страдивари своей собственностью. Но судьба жестоко отомстила Кошанскому: он умер в нищете и забвении, и даже вырученные за скрипку деньги не спасли его. Скрипка, получившая название «Кошанский», многократно переходила из рук в руки. Ее похищали пять раз. Самая громкая кража случилась, когда скрипкой владел музыкант по имени Пьер Амойал. Он настолько дорожил своим сокровищем, что заказал для нее бронированный футляр. Но это грабителей не остановило. Когда после концертов Амойал возвращался из Италии в Швейцарию, его «порше» угнали вместе с бесценной реликвией. Полиции удалось узнать только то, что угонщиком был наркоман и рецидивист Марио Гутти, которого позже нашли мертвым. С тех пор о «Кошанском» ничего не слышно. Скрипку Страдивари пытались продать всего за 100 фунтов. Скрипка Страдивари, украденная три года назад в Лондоне у южнокорейской скрипачки Мин Чин Ким, а в этом году найденная полицией, может уйти с аукциона за 2 миллиона фунтов стерлингов. Скрипку Страдивари изготовил в 1696 году. В ноябре 2010 года у Мин Чин Ким украли музыкальный инструмент, когда она зашла перекусить в кафе, расположенное в торговой галерее вокзала Юстон в британской столице. Расплатившись в кассе, молодая женщина обнаружила, что футляр с инструментом, который она ненадолго оставила без присмотра, исчез. Вскоре полицейские арестовали по подозрению в преступлении 36-летнего Джона Моэна и двух подростков 14 и 16 лет. Но инструмента у них не нашли. Зато выяснилось, что арестованный ирландец пытался продать 313-летнюю скрипку всего за 100 фунтов. Он предлагал ее незнакомцам в интернет-кафе, однако там никто не позарился на инструмент. А нашли скрипку только в июле 2013 года в одном из домов в центральной части Англии.
«Molitor» ушла за 3,6 миллиона долларов. Судьба скрипок в советской России. Судьбы инструментов самого Антонио Страдивари безоблачными не назовешь. В мире его инструментов осталось не так мало, около тысячи. И многие из них вскрывали, пытаясь копировать, но безуспешно. Никому не удалось проникнуть в тайны божественного звука. Появилась даже легенда, что в этих скрипках живет душа Страдивари. В советское же время в России большевики попросту приказали конфисковать все инструменты Страдивари и «национализировать» их. Часть инструментов погибла или бесследно пропала в ту эпоху. Счастье, что усилиями энтузиастов много великих скрипок удалось сохранить. Некоторые инструменты составили основу Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. В коллекции и альт самого Страдивари, принадлежавший известному меценату Живаго, инструмент обнаружили в его доме у Никитских ворот в Москве. Здесь же и скрипка Страдивари «Юсупов». Она была привезена из Италии князем Юсуповым. Ее нашли случайно в тайнике Юсуповского дворца. Скрипка Александра I. Трагическая судьба сложилась и у скрипки Страдивари, принадлежавшей Александру I, которую после его смерти поместили в Эрмитаж. Оттуда ее похитили, а когда инструмент нашли в Германии, оказалось, что воры для маскировки смыли неповторимый «коралловый» лак. Теперь эта скрипка возвращена в Россию, но лишь как музейный экспонат. Чудесный лак. Триста лет ведутся споры о таинственном «секрете Страдивари», из-за чего его скрипки имели неповторимое звучание. По одной из теорий, он владел неким магическим секретом лака. Рассказывали, что эту тайну мастер узнал в одной из аптек и усовершенствовал рецепт, добавив в лак крылышки насекомых и пыль с пола собственной мастерской. Еще одно предание гласит, что кремонский мастер готовил свои смеси из смол деревьев, росших в те времена в тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Впрочем, ученые выяснили, что лак, используемый Страдивари, ничем не отличался от того, что использовали в ту эпоху мебельщики. Многие же скрипки вообще были покрыты заново лаком при реставрации в XIX веке. Нашелся даже безумец, решившийся на святотатственный эксперимент - полностью смыть лак с одной из скрипок Страдивари. Но скрипка не стала звучать хуже.
Секрет в древесине? Некоторые ученые предполагают, что Страдивари использовал высокогорные ели, росшие при необычно холодной погоде. В конце 1600-х годов в Европе началось резкое изменение и похолодание климата. Деревья вынуждены были очень быстро приспосабливаться и в их структуре происходили необычные изменения. Именно в этот период структурных изменений и была заготовлена основная масса древесины для поздних и наиболее удачных скрипок Страдивари. Впоследствии деревья адаптировались к климату, и необычные свойства пропали. Другие считают, что секрет Страдивари - в форме инструмента.



Материнский капитал