Старицкий михаил петрович. Михаил старицкий

Старицкий (Михаил Петрович) известный малорусский драматург, родился в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов были довольно сурово… … Биографический словарь

- (1840 1904) украинский театральный деятель, писатель. С 1882 до сер. 90 х гг. возглавлял украинские труппы. Социально бытовые драмы Ой, не ходи, Грицю... (1890), Маруся Богуславка (1897) и др. сыграли важную роль в создании национального… … Большой Энциклопедический словарь

Украинский писатель, театральный деятель. Учился в Харьковском и Киевском университетах. Мировоззрение С. сформировалось под влиянием революционно… … Большая советская энциклопедия

- (1840 1904), украинский писатель, театральный деятель. С 1882 до середины 90 х гг. руководил первым профессиональным украинским театром. Пьеса «О не ходи, Грицю, да на вечерницы» (1890) о послереформенной деревне; драма «Судьба» (1894) о… … Энциклопедический словарь

Большая биографическая энциклопедия

Известный малорусский драматург; род. в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов были довольно сурово приняты критикой. Лучше были… …

I известный малорусский драматург; род. в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов были довольно сурово приняты критикой. Лучше были… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Озвучте свое мнение!

Михаил Старицкий – "отец украинского театра"

Михаил Петрович Старицкий (родился14 декабря 1840 года в селе Клищенцы на Полтавщине, умер 27 апреля 1904 года в Киеве) – выдающийся украинский писатель, актер и режиссер, один из основателей украинского профессионального театра.

Достижения Михаила Старицкого.

Иван Франко называл Михаила Старицкого "отцом украинского театра", который в 1874 г. совместно со своим троюродным братом композитором Николаем Лысенко поставил первую оперетту «Рождественская ночь», а в 1882 г. совместно с М. Кропивницким создал первую украинскую профессиональную студию. Из-за царского Эмского указа 1876 г., запрещавшего публикацию книг и постановку спектаклей на украинском языке, молодой театр ставил украинские пьесы в Молдове, Польше, Крыму, Вильнюсе, Тифлисе, а Старицкий, продав родовое поместье, платил труппе по расценкам "императорского театра", в которой блистали такие артисты, как Заньковецкая, Саксаганский, Садовский, Кропивницкий.

Благодаря его постановкам мир узнал либретто оперы Николая Лысенко «Рождественская ночь», «Утопленая», и «Тарас Бульба», инсценизацию пьесы «За двумя зайцами» - на сюжет малоизвестной тогда пьесы И. Нечуя-Левицкого «На Кожумяках», «Цыганка Аза» по повести Ю. Крашевского «Избушка за селом», пьесу «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка» и др., составляющие золотой фонд украинской драматургии, которые до сих пор идут во многих театрах мира.

Пропагандируя украинские пьесы он неожиданно попал под удар ревнителей украинской культуры, жестко критиковавших его за переводы на украинский язык Пушкина и Крылова, Лермонтова и Некрасова, за нововведение в украинский язык неологизмов, которые сегодня вошли в украинский язык. Трудно поверить, что на основателя первого украинского театра набрасывались за такие слова, как "мрія" ("мечта"), "байдужість" ("равнодушие"), "нестяма" ("исступление", "самозабвение"), "страдниця" ("страдалица") и многих др.

Не менее жесткой критике Старицкий подвергался за публикацию части произведений на русском языке в российской периодике, за "плагиат" - использование для своих произведений сюжетов пьес других авторов ("Цыганка Аза", "За двумя зайцами" и др.). В защиту М. Старицкого выступали выдающиеся деятели культуры, писатели и ученые - И. Франко, А. Потебня, Д. Багалий, Н. Сумцов.

Из-за постоянных стычек с цензурой и запретов спектаклей с одной стороны и "критиков - поборников чистоты украинского языка", он подорвал здоровье, умер в 1904 г. О том же, насколько на самом деле любили неординарного писателя и театрального деятеля не только его друзья и коллеги, но и сотни тысяч граждан Украины и многих других стран, свидетельствуют слова его друга композитора Н. Лысенко, сказанные им на похоронах Михаила Старицкого: "Народный театр - дело чрезвычайно трудное, и многие люди на нем провалились. Нужно было знать народную жизнь в такой мере, чтобы на сцене показывать ее в правдивом, а не в обезображенном виде. Михаил Петрович верно понимал, как нужно показывать жизнь. Сам он не играл, но постановка каждой новой пьесы у него всегда была чудесно отшлифована, - все это следствие как раз его стараний и забот".

Помимо собственно творчества, прославленный украинец активно занимался общественной деятельностью, в особенности, вопросами национального движения. Он стал культовой фигурой своего времени, внеся огромнейший вклад в культурную и социальную жизнь того времени.

Современники отмечают, что Михаил отличался прогрессивными взглядами, был невероятно одаренным во всем, за что бы не брался. В том числе, как "настоящий учитель молодых украинских писателей", ведь он был кумиром у сотен будущих поэтов, писателей и драматургов, охотно перенимавших у Старицкого секреты творческого успеха.

Вершиной его творчества литературоведами и театральными критиками единодушно признаны произведения для театра: либретто опер Н. В. Лысенко "Рождественская ночь", "Утопленная", "Черноморцы", "Тарас Бульба", инсценизации: "За двумя зайцами" (на сюжет пьесы И. Нечуя-Левицкого "На Кожумяках"), "Зимний вечер" (по рассказу Э. Ожешко), "Цыганка Аза"(по мотивам повести Ю. Крашевского), "Избушка за селом" и др.

Его собственные оригинальные пьесы: "Не судилось", "Во тьме", "Ой, не ходи Грыць, да на вечерницы", "Богдан Хмельницкий", "Маруся Богуславка", "Оборона Буши", "Последняя ночь", "Талан" и др. вошли в золотой фонд украинской драматургии.

Любопытный факт. Классик белорусской литературы Янка Лучина начал писать на родном языке благодаря творчеству Михаила Старицкого. Одно из хрестоматийных произведений белорусского поэта ""Усёй трупе дабрадзея Старыцкага беларускае слова" было посвящено театру Старицкого:

Янка Лучына посвятил одно из самых известных своих произведений театру Старицкого: "Спявайце ж, братцы, смела і звонка: не згіне песня і Украіна! Будзьце здаровы! Янка Лучына"

Стоит сказать, что начинал свой творческий путь Старицкий как литератор, поэт, переводчик. Причем на последнее он делал особый упор, популяризируя шедевры мировой литературы на родине и одновременно тем самым доказывая, что даже самые сложные творения доступны для передачи средствами украинского языка. Переводами он занимался несмотря на преследование цензуры, стремящейся максимально ограничивать украинский язык и культуру.

Всего он перевел более 200 произведений с русской и мировой литературы, включая "Гамлета" Шекспира, сказок Андерсена, басен Крылова, "Песню о купце Калашникове" М. Лермонтова, "Сербские народные думы и песни" и др.

Вместе с известным композитором Николаем Лысенко и семьей Линдфорсов организовал первый аматорский кружок, который поставил сначала их первую оперетку "Черноморцы", а потом - оперетту "Рождественская ночь", с премьеры которой и начинается отсчет истории украинского театра.

"За двумя зайцами" – самая знаменитая пьеса Михаила Старицкого, неоднократно ставившаяся во многих театрах Украины, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья, а в 1961 году по ней был снят одноименный фильм, ставший хитом советской киноиндустрии.

Впоследствии кружок Старицкого и Лысенко превращается в Товарищество украинских актеров, которое поставило множество пьес, опер и оперетт, прогремевших по всему пространству бывшей империи и даже за ее пределами.

Кстати, о "громыхании". Как только Михаил Старицкий выпустил альманах "Рада", то, по словам И. Франко, тем самым в Украине произвел небывалый эффект: "…будто первый весенний гром после долгих месяцев мороза, слякоти и упадка".

Стоит отметить, что первая украинская профессиональная труппа под руководством Михаила Старицкого появилась благодаря встрече в Киеве писателя и Н. Лысенко с организаторами Елисаветградского аматорского кружка М. Кропивницким и Н. Садовским. В труппу входили уже тогда такие известные личности, как М. Заньковецкая, М. Кропивницкий, Н. Садовский, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый, и др.

Михаил Старицкий артистам только что родившегося украинского театра установил гонорары по расценкам императорских трупп. Деньги на выплаты гонораров, как на и на развитие театра в целом, у него были после продажи своего имения в Карповке. Собственно, он и осуществил эту продажу ради театра.

Значительную часть репертуара молодого театра составляли произведения самого М. Старицкого, а также М. Кропивницкого и И. Тобилевича. Музыку ко многим спектаклям писал Николай Лысенко, он же работал с хором и оркестром, помогал актерам совершенствоваться в исполнении вокальных фрагментов ролей.

К слову, фактически сразу после рождения украинского профессионального театра он приобрел фантастическую популярность в Украине, что заставило киевского генерал-губернатора запретить труппе корифеев (как называли театр Старицкого) выступать на территории своего генерал-губернаторства, включавшей Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую губернии.

Однако тем самым чиновник еще больше подогрел интерес к молодому украинскому театру, который на гастролях в других регионах Украины, а также Беларуси, Молдове, Польше, России собирал неизменные аншлаги. О театре говорят во многих странах, его выступления ждут с огромным нетерпением.

В это время имя Старицкого не сходит со страниц переполненной восторгом периодики многих стран.

Триумфальные гастроли труппы Старицкого охватывают многие города империи и даже за ее пределами: Москва, Минск, Варшава, Вильнюс, Тифлис, Астрахань и др. Вот как о украинском режиссере писала газета "Минский листок" в 1883 году:

Широко известный и весьма любимый не только театралами, но и простыми зрителями М. Старицкий становится также одним из организаторов Всероссийского театрального общества, которое в 1897 г. созвало I Всероссийский съезд деятелей сцены с участием самых выдающихся актеров современности. А когда на трибуне появился украинец, публика буквально "взорвалась" аплодисментами, которые, по задокументированным свидетельствам, не утихали очень долго.

"Хоть телом ты мертв, но заслуги твои бессмертны. То дело, которому ты честно служил, растет, и ты немало утешился бы, когда б увидел, как несла тебя на своих плечах эта молодежь, которая отдала дань уважения твоим мыслям и твоему труду и которая понесет и в жизни веру в то дело, которому служил и отдал силы и ты, брат Михаил" (Николай Лысенко).

В творческом наследии Михаила Старицкого-драматурга такие жемчужины украинской и всемирной драматургии, как написанные на основе народных легенд драма "Ой, не ходи, Грицю, та й на вечорниці", трагедия "Маруся Богуславка", инсценировка произведений Гоголя "Тарас Бульба", Сорочинская ярмарка", Э. Ожешко "Зимний вечер", обработка пьесы Панаса Мирного "Перемудрив" (комедия "Крути, да не перекручуй"), И. Нечуя-Левицкого “На Кожемяках” (“За двумя зайцами”, которая, к слову, тематически близка к оригинальному водевилю Старицкого "По-модному") и, конечно же, одна из лучших постановок украинской классической драматургии ""Богдан Хмельницкий" (связана с его одноименным романом-трилогией, включающей романы "Перед бурей", "Буря", "У пристани").

М. Старицкий стал первым в истории украинской литературы писателем, кто в драматургии реализовал эпичность исторических событий, отразив национальные проблемы в освободительной борьбе украинского народа: "Тараса Бульба", "Оборона Буши".

А в пьесах Старицкого на современную тематику ("Зимний вечер", "Разбитое сердце", "В темноте", "Талан", "Крест жизни") в центре внимания украинец, активно борющийся против социальной несправедливости, защищающий человеческое достоинство, поддерживающий идею просвещенного, а не угнетенного, "темного, забитого" народа.

Значительный вклад Михаил Старицкий внес и в украинскую поэзию. Как говорят литературоведы, он открыл новый мир на этом поприще, благодаря своему творчеству возведя ее на один уровень с европейской и всей мировой литературой.

Старицкий, не побоявшись отойти от традиционных наследований поэзии Шевченко, первым начал искать новые формы и средства художественного отображения действительности, оставшимися актуальными и по сей день. Но вместе с тем он продолжал развивать национально-освободительные, демократические идеи своего великого предшественника, адаптируя их под реалии своего времени.

В поэзии заслуги Старицкого не меньше, чем в драматургии, отмечают многие исследователи его творчества. Так, помимо уже упомянутых особенностей, он создал новые средства и приемы художественной передачи действительности, обогатил литературу в целом новаторской системой образности и поэзию ритмикой и строфикой в частности.

Основное место в оригинальном поэтическом наследии Старицкого занимает его гражданская лирика с социальными ("Швея"), патриотическими ("К Украине", "К молодежи") мотивами, воспеванием героического прошлого ("Моритури"), протестом против царизма и угнетения народов империей в целом ("К Шевченко"). А некоторые его лирические стихотворения стали народными песнями: "Ночь какая месячная"(в музыкальной обработке Н. Лысенко), Ох и где ты, звездочка и вечерняя", "Туман волнами ложится".

Род Старицких происходит от полтавского протопопа Луки (XVII в.). А согласно семейным преданиям – "восходит к Рюриковичам".

Мать будущего основателя первого профессионального украинского театра происходила из семьи Лысенко, потомков прежней казацкой старшины, известной еще со времен Богдана Хмельницкого. Возможно, именно отсюда такой огромный интерес Михаила к персоне великого гетмана, запечатленного в бессмертных произведениях писателя.

Большое влияние на формирование мировоззрение Старицкого оказал его дедушка – бывший полковник, участник войны 1812г. Он был весьма образованным человеком, хорошо знал французский язык, "зачитывался Вольтером и в душе был вольтерианцем".

Юный Михаил много времени проводил в имении дяди по матери Александра Захаровича Лысенко, у которого была великолепная библиотека, да и сам он был человеком просвещенным и, кстати, талантливым: хорошо играл на бандуре, знал много дум и старинных песен. Обожая казачью старину, он привил любовь к народу, его истории и своему племяннику. Также именно он дал начальное образование Михаилу.

Вместе с Николаем Лысенко - будущим выдающимся композитором, с которым Михаил подружился в детстве, – Старицкий часто бывал у родственников, где пели украинские народные песни, читали запрещенные стихи Т. Шевченко и других опальных авторов.

Таким образом молодой человек приобщается к музыке, знакомится с украинской, русской, зарубежной литературой, но больше всего его захватывает театр, в частности, любительские постановки "Наталки Полтавки", "Москаля-волшебника", "Сватовства на Гончаровке". И под конец жизни Старицкий об этом отзовется, как о самом лучшем, что было им увидено.

Михаил Старицкий был знаком и дружил с такими выдающимися личностями украинского национального движения, как Михаилом Дрогомановым, его сестрой Ольгой, Петром Косачем, Владимиром Антоновичем, Павлом Житецким, Тадеем Рыльским, Борисом Познанским и многими другими. К слову, со времен университета Старицкий, Михаил Дрогоманов, Николай Лысенко, Петр Косач жили в близком соседстве.

Брался переделывать текст только с согласия автора и указывая на афишах и в текстах либретто его имя.

Поэтому, видимо, и стал первым в истории Украины автором, кто подал на журналиста в суд за поклеп и выиграл процесс.

Ради своего театра продал имение в Карповке, все вырученные средства направил на развитие театра, создав восхитительные декорации, костюмы и реквизит, набрал достаточно большой хор и оркестр, выплачивал актерам повышенные гонорары.

Вместе с тем Старицкий настолько посвятил себя любимому делу, что годами лишь изредка видел свою семью, вследствие чего старшие девочки вынуждены были самостоятельно зарабатывать, иногда помогая отцу в его литературных и театральных делах.

Со студенческих лет страдал серьезным заболеванием сердца.

Кроме самого Михаила Старицкого, известными деятелями украинской культуры стали трое из пяти его детей и его внуки. Это актриса, режиссер, первый профессор театрального дела в Украине Мария Старицкая (1865–1930), выдающаяся писательница и общественный деятель Людмила а Старицкая-Черняховская (1868–1941) и детская писательница Оксана Стешенко (1875–1942), жена известного украинского общественного деятеля и литератора Ивана Стешенко.

Дочь Людмилы и выдающегося ученого-гистолога Черняховского, внучка Старицкого Вероника (1900–1938), поэтесса, погибла от рук сотрудников НКВД. В ссылке погиб Ярослава Стешенко (1904–1939) - известный украинский библиограф.

Последняя из рода Старицких - Ирина Стешенко (1898–1987), актриса театра "Березиль", известная переводчица, публицистка, украинская патриотка, несмотря на все несчастья, обрушившиеся на семью Старицких, сумела сохранить уникальный многотысячный семейный архив, который подарила Украине.

Биография Михаила Старицкого.

Михаил Старицкий родился 14 декабря 1840 года в селе Клищенцы на Полтавщине в семье мелкого помещика.

Происходил из шляхетского рода. Отец, Петр Иванович, отставной ротмистр, умер, когда мальчику было восемь лет. Но это было только начало трагедии будущего основателя украинского национального театра.

Вскоре умер дед Старицкого - Захар Иосифович. Потом от болезни умерли сестра и оба брата. А через несколько лет, когда Михаил учился в полтавской гимназии, умерла и его мать.

Оставшись сиротой, Михаил воспитывался в семье своего дяди - Виталия Романовича Лысенко, отца будущего известного композитора Николая Лысенко. Кстати, мальчики, подружившись, оставались друзьями на всю жизнь. Их дружба принесла украинской культуре немало выдающихся произведений.

Николай Лысенко – выдающийся украинский композитор, один из самых близких друзей М. Старицкого

В 1851-1856 гг. Михаил учился в Полтавской гимназии.

В 1859 году учился в Харьковском университете на физико-математическом и юридический факультетах.

В 1860 году Старицкий и Лысенко переводятся в Киевский университет, где попадают в круги прогрессивного украинского и польского студенчества, составлявшего Киевскую ("Старую") громаду.

В это время Михаил пишет оригинальные стихи и переводит на украинский язык Крылова, Пушкина, Лермонтова, Огарева, Мицкевича, Байрона, Гейне и др. Также пишет и первые драматургические произведения: либретто оперы “Гаркуша” по пьесе А. Стороженко и сатирической оперетты “Андріяшіада”.

Весной 1861 г. М. Старицкий женится на младшей сестре Лысенко - Софье, которой на тот момент было 14 лет.

Михаил и София прожили всю жизнь вместе. Они воспитали пятерых детей.

В 1864 году возвращается в Киев, где вместе с Лысенко создает любительский кружок, который на вечере памяти Шевченко показал "Наталку Полтавку".

В 1865 году Старицкий закончил обучение в университете Киева (в этом году впервые публикуются его произведения), покупает небольшое имение Карповку на Подолье, куда вместе с семьей переехал в 1868 г.

В 1871 году вновь перебирается в Киев, где остается жить. Вместе с Н. Лысенко создает "Общество украинских сценических актеров". В это время Старицкий записывал народные песни, которые затем выдавал в обработке Николая Лысенко, писал либретто к операм ("Гаркуша", "Черноморце", "Рождественская ночь", "Тарас Бульба", "Утопленница").

В 1876 г. М. Старицкий переводит "Гамлета" Шекспира, фрагменты которого ставит в 1878 г. в домашнем спектакле, исполняя главную роль.

В 1878 году под давлением царского режима эмигрирует за границу.

В 1880 году Старицкий возвращается в Украину, активно приступая к издательской и театральной деятельности.

В 1881 году издает свои первые поэтические сборники (“Из древнего тетради. Песни и думы”), а также пьесы “Как колбаса и рюмка, то пройдет и ссора”, “Не судилось”, перевод трагедии Шекспира “Гамлет, принц Датский”.

В 1883 году Михаил Старицкий стал руководителем и режиссером первой объединенной украинской профессиональной труппы.

В 1883 и 1884 годах издавал украинский альманах "Рада" (вышло два выпуска).

В 1885 году основал новую труппу из молодых актеров.

В 1894 г. отмечалось тридцатилетие литературной и общественной деятельности М. Старицкого. В связи с этим Российская академия наук назначила ему персональную пенсию "За литературные труды на родном языке".

С 1895 года Старицкий оставляет театральную деятельность и полностью посвящает себя литературе.

В последние годы жизни М. Старицкий руководит драматическим кружком Киевского литературно-артистического общества, продолжает литературную и издательскую деятельность.

В 1903 году М. Старицкий начал готовить издание альманаха "Новый совет", но не смог завершить задуманное.

Умер великий украинский драматург и писатель 27 апреля 1904 г. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве. Там же похоронена и его дочь Мария Старицкая.

Увековечивание памяти Михаила Старицкого.

В Украине выпущен конверт с изображением Старицкого

В Киеве на улице Десятинной установлен памятник Проне Серковой и Свириду Голохвастову, героям киноверсии пьесы Михаила Старицкого "За двумя зайцами".

Также памятник этим героям пьесы Старицкого установлен в Черкассах

На фасаде дома в Киеве (ул. Саксаганского, 93), где Михаил Старицкий жил в 1898 - 1904 гг., установлена мемориальная доска.

Документальный фильм.

Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Михаиле Старицком?

Для анализа популярности запроса "Михайло Старицький" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод, что по состоянию на 27 января 2016 г. количество запросов за месяц составило 871, что видно на скрине:

За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Михайло Старицький" зарегистрировано в ноябре 2015 г. – 18 465 запросов за месяц.

Старицкий (Михаил Петрович) известный малорусский драматург, родился в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов были довольно сурово… … Биографический словарь

СТАРИЦКИЙ Михаил Петрович - (1840 1904) украинский театральный деятель, писатель. С 1882 до сер. 90 х гг. возглавлял украинские труппы. Социально бытовые драмы Ой, не ходи, Грицю... (1890), Маруся Богуславка (1897) и др. сыграли важную роль в создании национального… … Большой Энциклопедический словарь

Старицкий Михаил Петрович - , украинский писатель, театральный деятель. Учился в Харьковском и Киевском университетах. Мировоззрение С. сформировалось под влиянием революционно… … Большая советская энциклопедия

Старицкий Михаил Петрович - (1840 1904), украинский писатель, театральный деятель. С 1882 до середины 90 х гг. руководил первым профессиональным украинским театром. Пьеса «О не ходи, Грицю, да на вечерницы» (1890) о послереформенной деревне; драма «Судьба» (1894) о… … Энциклопедический словарь

Старицкий, Михаил Петрович Большая биографическая энциклопедия

Старицкий Михаил Петрович - известный малорусский драматург; род. в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов были довольно сурово приняты критикой. Лучше были… …

Старицкий, Михаил Петрович - I известный малорусский драматург; род. в 1840 г. Первые его литературные опыты (с 1864 г.) оригинальные малорусские стихотворения и переводы на малорусский язык русских и иностранных поэтов были довольно сурово приняты критикой. Лучше были… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

100 великих украинцев Коллектив авторов

Михаил Старицкий (1840–1904) писатель, актер и режиссер, один из основателей украинского профессионального театра

Михаил Старицкий

писатель, актер и режиссер, один из основателей украинского профессионального театра

М. Старицкий был деятелем как национального, так и общероссийского литературного и культурного процесса, человеком прогрессивного мировоззрения и большого самобытного таланта.

Родился М. Старицкий 14(2) декабря 1840, в с. Клищинцы Золотоношского уезда на Полтавщине (ныне Черкасская обл.).

Род Старицких документально происходит от полтавского протопопа Луки (XVII в.). Более отдаленные ветви теряются в глубине веков, но - согласно семейным преданиям «восходят к Рюриковичам».

Отец - Петр Иванович, отставной ротмистр, умер, когда мальчику было 8 лет.

Воспитывали маленького Михаила мать - Анастасия Захаровна Лысенко и бабушка Елизавета. В имении дяди по матери Александра Захаровича Лысенко была прекрасная библиотека, да и сам он был человеком просвещенным и одаренным. Александр Захарович был женат на простой крестьянке, обожал казачью старину, прекрасно играл на бандуре, знал много дум и старинных песен. Михаилу он не только дал начальное образование, но и воспитал в нем любовь к народу, интерес к истории и народному творчеству.

Мать умерла, когда мальчику было 12 лет. Приехав к своему опекуну - Виталию Романовичу Лысенко, Михаил впервые познакомился с своим десятилетним троюродным братом Николаем Лысенко. С той поры побратимство их жизненное и творческое будет продолжаться до смерти М. П. Старицкого и принесет украинской культуре немало выдающихся произведений и художественных достижений.

Учился Михаил Старицкий с 1851 г. в Полтавской гимназии, в 1859 г. вступил в Харьковский университет на физико-математический, со временем - на юридический факультет. В 1860 г. - после студенческих волнений, Старицкий и Лысенко срочно переводятся в Киевский университет, где попадают в круги прогрессивного украинского и польского студенчества, составлявшего так называемую Киевскую («Старую») громаду. Происходит знакомство М. Старицкого с Михаилом Драгомановым и его сестрой Ольгой, Петром Косачем, Владимиром Антоновичем, Павлом Житецким, с Тадеем Рыльским, Борисом Познанским, и многими другими, чье самоотверженное служение национальной идее определило политическое и культурное развитие Украины во второй половине XIX - начале XX ст.

Студенческие сборы и митинги, работа в воскресных школах и библиотеках, участие в театральных, этнографических, хоровых кружках поглощали время и энергию Старицкого. Большое влияние имел на него, как собственно и на целое поколение, его тезка - Михаил Петрович Драгоманов, выдающийся социолог и публицист, историк, литературный критик и фольклорист.

С университетских времен Драгомановы, М. Старицкий, М. Лысенко, П. Косач живут если не вместе, то в близком соседстве.

Весной 1861 г. М. Старицкий, приехав на Полтавщину, вступает во владение отцовским наследством, и тогда же женится на младшей сестре Лысенко - Софье Витальевне. В Киев возвращается М. Старицкий лишь в 1864 г. Его глубоко поражает «безнадежное уныние», которое он застает в общественной жизни.

Закончив обучение в университете в 1865 г., Старицкий покупает небольшое имение на Подолье - Карповку, куда переезжает с семьей в 1868 г.

На некоторое время его поглощает идиллия семейной жизни: очаровательная любимая жена (которой было на время их бракосочетания лишь 14 лет), рождение детей, обустройство имения, сосредоточенный литературный труд…

В 1871 г. М. Старицкий снова возвращается в Киев и восторженно отдается литературной и общественно-культурной деятельности, делает первые переводческие попытки, публикует первые собственные стихи (под псевдонимом Гетьманец) во львовских изданиях «Правда» и «Нива».

Возвращение Николая Лысенко после обучения в Лейпцигской консерватории и общее оживление общественной жизни все же заставляют Старицкого при первой возможности возвратиться к Киев.

Активизируется в то время и деятельность «Старой громады». Старицкий активно участвует в ее деятельности, в основном в делах перевода на украинский язык произведений европейской литературы. В то время, невзирая на цензурные запреты, в переводах М. Старицкого выходят на украинском языке «Сказки Андерсена» (1873), «Басни Крылова» (1874), «Песня о купце Калашникове» М. Ю. Лермонтова (1876). Результатом путешествия М. Старицкого на Балканы становится издание «Сербские народные думы и песни» (1876).

Вместе с Н. Лысенко и семьей Линдфорсов берутся они за организацию первого аматорского кружка, силами которого поставлена сначала их первая оперетка «Черноморцы», а в 1874 - оперетта «Рождественская ночь», с премьеры которой начинается отсчет истории украинского театра, в частности оперного. Кружок Старицкого - Лысенко превращается в Товарищество украинских актеров, усилиями которого было поставлено немало пьес, опер и оперетт…

Между тем ’Эмс’ким указом 1876 г. был подтвержден в более категорической форме запрет переводить и печатать произведения на украинском языке и представлять на сцене украинские пьесы. Запрещена была и деятельность обществ, якобы оказывающих содействие распространению сепаратистских взглядов. Начались преследования руководителей «Громады». Вынужден был эмигрировать М. П. Драгоманов, попал под внимательный надзор М. П. Старицкий.

Репрессии вызывают в ответ бурный поток литературных и драматических украинских произведений. В 1876 г. М. Старицкий переводит шекспировского «Гамлета», в 1878 г. ставит фрагменты в домашнем спектакле и сам играет Гамлета.

В начале 80-х гг. М. Старицкий добивается открытия литературно-художественного журнала. Выход альманаха «Рада» (первое издание - в 1883 г., второе - 1884), по словам И. Франко, был «…будто первый весенний гром после долгих месяцев мороза, слякоти и упадка».

Встреча в Киеве в начале 80-х гг. Г. Старицкого и Н. Лысенко с организаторами Елисаветградского аматорского кружка М. Кропивницким и Н. Садовским положила начало рождению первой украинской профессиональной труппы под руководством М. Старицкого. К ее вошли М. Заньковецкая, М. Кропивницкий, Н. Садовский, П. Саксаганский, И. Карпенко-Карый, и др.

Понимая, что сцена - «мощный рычаг к развитию самопознания народного», Михаил Старицкий, отказавшись от мечты о карьере артиста, не только свой талант режиссера и театрального педагога и организаторскую энергию отдает театральному делу, но и подчиняет ему жизнь всей семьи. Продав имение в Карповке, весь свой капитал он отдает театру: создает прекрасные декорации, костюмы и реквизит, набирает достаточно большой хор и оркестр, улучшает условия жизни всех работников… Артистам только что родившегося украинского театра установлены гонорары по расценкам императорских трупп.

Постоянно заботится М. Старицкий и о расширении и углублении репертуара, стремясь ставить прежде всего высокохудожественные пьесы. Значительную часть репертуара составляют произведения самого М. Старицкого, М. Кропивницкого и И. Тобилевича. Музыку ко многим спектаклям пишет Николай Лысенко, он же работает с хором и оркестром, помогает актерам совершенствоваться в исполнении вокальных фрагментов ролей.

Киевский генерал-губернатор запретил труппе корифеев (как в скором времени стали их называть) выступать на территории своего генерал-губернаторства, то есть Киевской, Волынской, Подольской, Полтавской и Черниговской губерний. И молодой украинский театр очень быстро приобретает огромную популярность не только на Украине, но и в России, Молдавии, Крыму, Польше - везде, куда выезжает на гастроли.

В скором времени труппа разделилась на два коллектива, один из которых возглавил М. Кропивицкий, а другой - преимущественно молодежь - М. Старицкий.

Вдумчивый и требовательный режиссер, он скоро создал коллектив, о котором громко заговорила российская периодическая печать. Осенью 1876 г. актеры с триумфом гастролировали в Москве, а в начале следующего года - в Петербурге, потом - в Варшаве, Минске, Вильнюсе, Астрахани, Тифлисе. О Старицком-режиссере писала газета «Минский листок» (1883): «Народный театр - дело чрезвычайно трудное, и многие люди на нем провалились. Нужно было знать народную жизнь в такой мере, чтобы на сцене показывать ее в правдивом, а не в обезображенном виде. Михаил Петрович верно понимал, как нужно показывать жизнь. Сам он не играл, но постановка каждой новой пьесы у него всегда была чудесно отшлифована, - все это следствие как раз его стараний и забот».

Но все это имеет и обратную сторону - постоянные стычки с цензурой и властями, бесконечные переезды, работа в неприспособленных помещениях, постоянная текучесть исполнительского состава, споры с актерами из-за распределения ролей и гонораров… Годами Старицкий лишь иногда видит жену и детей, семейное благосостояние подорвано - старшие девочки с юных лет вынуждены самостоятельно зарабатывать на жизнь, еще и помогают отцу в театральных и литературных делах…

В 1893 г. М. Старицкий, фактически лишившись здоровья (серьезная болезнь сердца преследовала его еще со студенческих лет) и денег, оставляет труппу и целиком отдается литературному творчеству. Все больше помогает отцу в литературной работе дочь Людмила. В будущем она напишет подробные мемуары «Двадцать пять лет украинского театра (Воспоминания и мысли)».

В 1894 г. отмечается тридцатилетие литературной и общественной деятельности М. Старицкого. По этому поводу Российская академия наук назначает ему персональную пенсию «За литературные труды на родном языке».

Широко известный и уважаемый в театральных кругах России, М. Старицкий был одним из организаторов Всероссийского театрального общества, в 1897 г. созвавшего I Всероссийский съезд деятелей сцены, в котором приняли участие самые выдающиеся актеры современности.

Появление М. Старицкого на трибуне встретили бурными, долго не утихавшими овациями.

В последние годы жизни М. Старицкий руководит драматическим кружком Киевского литературно-артистического общества, продолжает литературную, издательскую деятельность. Жизнь его омрачают тяжелый недуг и оголтелая травля за введение в украинский язык неологизмов («мрія» - мечта, «байдужість» - равнодушие, безразличие, «нестяма» - исступление, самозабвение, «страдниця» - страдалица - и многих др.), за публикацию части произведений на русском языке в российской периодике, за «плагиат» - использование для своих самых популярных произведений сюжетов пьес других авторов («Цыганка Аза», «За двумя зайцами» и др.). В защиту М. Старицкого выступили выдающиеся деятели культуры, писатели и ученые - И. Франко, А. Потебня, Д. Багалий, Н. Сумцов.

В 1903 г. М. Старицкий начал готовить издание альманаха «Новый совет», но уже не смог завершить это намерение.

Николай Витальевич Лысенко сказал, прощаясь с побратимом: «… Хоть телом ты мертв, но заслуги твои бессмертны. То дело, которому ты честно служил, растет, и ты немало утешился бы, когда б увидел, как несла тебя на своих плечах эта молодежь, которая отдала дань уважения твоим мыслям и твоему труду и которая понесет и в жизни веру в то дело, которому служил и отдал силы и ты, брат Михаил…».

Творческое наследие Михаила Старицкого - это поэтические произведения, роман-хроника «Богдан Хмельницкий», исторические романы «Руина», «Последние орлы», «Разбойник Кармалюк», повести, рассказы, свыше 200 переводов с русской и европейских литератур. Вершиной его творчества стали произведения для театра: это либретто опер Н. В. Лысенко «Рождественская ночь», «Утопленая», «Черноморцы», «Тарас Бульба», инсценизации: «За двумя зайцами» - на сюжет малоизвестной пьесы И. Нечуя-Левицкого «На Кожумяках», «Зимний вечер» - по рассказу Э. Ожешко, «Цыганка Аза» по мотивам повести Ю. Крашевского «Избушка за селом» и др., оригинальные пьесы: «Не судилось», «Во тьме», «Ой, не ходи Грыць, да на вечерницы», «Богдан Хмельницкий», «Маруся Богуславка», «Оборона Буши», «Последняя ночь», «Талан» - первая пьеса об украинских актерах - и др., составляющие золотой фонд украинской драматургии.

Кроме самого Михаила Петровича Старицкого, известными деятелями украинской культуры стали трое из пяти его детей и его внуки.

Это актриса, режиссер, первый профессор театрального дела на Украине Мария Михайловна Старицкая (1865–1930), выдающаяся писательница и общественный деятель Людмила Михайловна Старицкая-Черняховская (1868–1941) и детская писательница Оксана Михайловна Стешенко (1875–1942), жена выдающегося украинского общественного деятеля и литератора Ивана Матвеевича Стешенко… Дочь Людмилы Михайловны и выдающегося ученого-гистолога О. Г. Черняховского Вероника(1900–1938) - прекрасная поэтесса - погибнет в застенках НКВД. В ссылке закончится жизнь Ярослава Стешенко (1904–1939) - известного украинского библиографа. Последняя из рода Старицких - Ирина Ивановна Стешенко (1898–1987) актриса театра «Березиль», известная переводчица, публицистка и непокоренная украинская патриотка, несмотря на все бури, преследовавшие семью Старицких, сохранит уникальный многотысячный семейный архив и подарит его Украине.

Из книги Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин автора

Алек ГИННЕСС (1914–2000) английский актер и режиссер Лишь немногие из тех, кого мучает кашель, идут к врачу; остальные идут в театр. * * * Лучше играть перед пустыми креслами, чем перед пустыми лицами. * * * Когда народ уже не хочет читать своих поэтов, он воздает им

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СТ) автора БСЭ

Саша ГИТРИ (1885–1957) французский актер, драматург, режиссер Все люди - актеры, за исключением нескольких актеров, которых я имею честь знать. * * * Драматурги бывают либо плохие, либо хорошие. Первые пишут плохие пьесы, вторые не пишут пьес. * * * Если пьеса имеет успех, режиссер

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

Сэмюэл ГОЛДВИН (1882–1974) кинопродюсер, один из основателей компании «Метро-Голдвин-Мейер» Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать вплоть до кульминационного пункта. * * * Чего ради люди будут платить немалые деньги, чтобы выходить из

Из книги Список публикаций Д. Е. Громова и О. С. Ладыженского (Г. Л. Олди) на 2004 год автора Олди Генри Лайон

Альфонс ДОДЕ (1840–1897) французский писатель Если ты любим, то других забот тебе не надо. * * * Ах, опыт чувства, как он мешает чувствовать! * * * Когда я не говорю, я и не думаю. * * * Опасность - опьянение, которое отрезвляет. * * * Честолюбие любит узкое пространство:

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Бинг КРОСБИ (1904–1977) американский эстрадный певец и актер По статистике женщины живут дольше мужчин. Это не удивительно, если учесть, сколько времени им требуется, чтобы достичь тридцати лет. * * * Исполнитель плохой песни всегда начинает аплодировать первым. * * * Последние

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Питер УСТИНОВ (1921–2004) английский актер, режиссер, писатель Американская демократия похожа на богача, который здоровается с портье в своих апартаментах. «Привет, Том!» (На самом деле портье зовут Джеком.) «Ну, как детишки, Том?» (У портье нет детей.) Тем не менее обе стороны

Из книги автора

Антон ЧЕХОВ (1860–1904) писатель Умный любит учиться, а дурак - учить. * * * Университет развивает все способности, в том числе - глупость. * * * Доставляет удовольствие только то, что не нужно. * * * Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют. * * * Сказать

Из книги автора

Из книги автора

ЕВРЕИНОВ Николай Николаевич (1879-1953), режиссер, драматург, теоретик театра 1 Театр для себя.Загл. книги

Из книги автора

НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (1858-1943), режиссер, писатель 232 * Режиссер должен умереть в актере.«Из прошлого» (1938), IX, 3 «Одно из моих любимых положений, которое я много раз повторял, – что режиссер должен умереть в актерском творчестве». Высказывание часто

Из книги автора

РАЙКИН Аркадий Исаакович (1911-1987), актер, руководитель театра миниатюр Цитаты из репертуара Райкина см. в персональных рубриках: «М. Азов и В. Тихвинский»; «С. Альтов»; «Н. Анитов и А. Осокин»; «М. Гиндин, К. Рыжов и Г. Рябкин»; «В. Драгунский», «М. Жванецкий»; «Г. Левина»; «В.

Из книги автора

РЯБУШИНСКИЙ Павел Павлович (1871-1924), промышленник и банкир, один из основателей партии прогрессистов 122 * Задушить революцию костлявой рукой голода. Измененная цитата из речи Рябушинского 3 авг. 1917 г. на II Всероссийском торгово-промышленном съезде в Москве: «К сожалению,

Из книги автора

ШУКШИН Василий Макарович (1929-1974), писатель, актер, кинорежиссер 104 Душа праздника хочет.К/ф «Калина красная» (1974), сцен. и пост.

Из книги автора

III.II. Спектакли (труппа театра-студии "Пеликан", режиссер-постановщик и руководитель театра – О. Ладыженский): 1. Ф. Кривин, "Когда фея не любит". Премьера – март, 1984 г. Роль Короля, песни из спектакля – О. Ладыженский.2. Е. Шварц, "Обыкновенное чудо". Премьера – май, 1985 г. В роли

Из книги автора

Лесь Курбас (1887–1937) режиссер, актер, теоретик театра, драматург, публицист, переводчик Лесь Курбас с братом Нестором.Александр-Зенон Степанович Курбас (таково было полное имя великого реформатора украинского театра) родился 25 февраля 1887 года в городе Самборе, теперь

Из книги автора

ФАТУВИЛЬ, Нолан де (Fatouville, Nolant de,? – 1713), французский писатель и актер 16 * Совсем как у нас! // Tout comme chez nous. Измененное выражение из фарса Фатувиля «Арлекин, император Луны» (1684). Его персонажи, слушая росказни Арлекина о нравах и обычаях жителей Луны, восклицают: «Все это как

Михаил Петрович Старицкий

Червоный дьявол

(Рассказ из жизни г. Киева в XVI столетии)

Зимнее солнце клонилося к вечеру, когда к дверям заезжего двора, что поставили по Вышгородской дороге догадливые отцы доминикане, быстро подскакал молодой всадник. Привязавши поводья своего коня к одному из железных колец, вбитых в высокий деревянный столб, он проворно соскочил с седла и направился к корчме. Однако, подойдя к дверям, он остановился нерешительно и стал осматриваться кругом. У столба привязаны были еще две лошади. Это обстоятельство показалось всаднику довольно утешительным: в корчме, очевидно, было немного народа, и можно было скоро добиться всего необходимого всаднику и его коню. Взгляд всадника ласково скользил по красивому животному, которое грациозно вытягивало свою блестящую черную шею, дотрагиваясь мягкими губами до морд незнакомых лошадей. За седлом его привязан был большой сверток, из которого выглядывал кусок красного, как огонь, сукна. Казалось, что этот-то сверток и заставил молодого всадника остановиться в нерешительности у порога. Наконец он заметил невдалеке повисшего на заборе еврейского мальчишку.

Эй, ты! Шмуль, Лейба или как там тебя?! - крикнул всадник молодым голосом, подзывая мальчишку к себе.

В одно мгновение соскочил мальчуган с забора и, сбросивши почтительно шапку, остановился перед молодым всадником.

Ты здешний, что ли, будешь? - спросил его тот.

Так, ясный пане, из здешней корчмы.

Вот и прекрасно… На ж тебе гостинца, - бросил молодой всадник в шапку мальчишки большую серебряную монету, - посмотри за моим конем, слышишь, чтобы никто не подошел к нему и не тронул. Понял?

Понял, понял, пышный пане! - радостно крикнул мальчишка, пряча монету за пазуху и бросаясь к поле пана. Но всадник уже распахнул двери и вошел в шинок.

Сразу на него пахнуло ярким светом огня, паром и теплом жилья. В широком низком очаге пылали гигантские поленья дров. Близко придвинувшись к огню, сидели на грубых деревянных дзыгликах две мужские фигуры. Лиц их новоприбывший не мог рассмотреть, так как они сидели к нему спиной. У прилавка стоял почтенный седой еврей, известный всем людям дорожным Лейзар Гицель.

Здравствуй, Лейзар! - крикнул весело и звонко молодой гость, приближаясь к еврею. - Что же, узнал меня, или я так изменился за год?

Ой вей, как же мне не узнать пана?! - заговорил радостно жид, выходя из-за прилавка и кивая своей седой головой с длинными серебристыми пейсами, на которой красовалась высокая меховая шапка с наушниками. - Да я ж пана еще вот такусеньким маленьким помню, - пригнул он руку к самой земле. - Да какой же пан красень, какой лыцарь стал! - зачмокал жид губами, склоня голову набок и прищуривая левый глаз. - Верно, уж сразу станет мастером, а потом и паном цехмейстром… Ого-го-го! Такой пышный пан, даст бог, далеко пойдет!

А отчего это ты здесь шинкуешь? Разве уж не держишь в аренде подольский шинок?

Зачем нет? - улыбнулся довольно жид. - Собрал себе немножко денег, бог помог, да и взял у святых доминиканских отцов и эту корчму. Может, пан будет такой ласковый, зайдет ко мне и на Подоле выпить вина. Я ж пана еще таким хлопчиком знаю, да и Сура б моя полюбовалась на вас…

Ну, ну, ты много не распевай там, старый, - улыбнулся весело гость, встряхивая своей светловолосой головой, - а дай мне чего там поскорее перехватить, да горло промочить, да коня моего не забудь: видишь, едем не из близка!

Пусть меня убьет святой Паликопа, если это не знакомый голос! - крикнул один из сидевших у очага.

Да, кажись, так и есть, - ответил неторопливо другой.

Незнакомцы быстро поднялись и повернулись к новоприбывшему. Первый из них имел почтенную наружность, седоватую, коротко подстриженную бороду и такие же усы. Второй глядел совсем молодым черноволосым хлопцем. Одежды обоих были одинакового покроя, но разнились в цветах. На старшем был темный кафтан, заходящий за колени, из доброго синего лионского сукна, опушенный широкой лисьей опушкой. Пуговицы на кафтане были позлотистые; широкий кованый пояс охватывал его стан; на ногах были высокие сапоги; на голове низкая шапка, также опушенная мехом. Кафтан на молодом был гораздо светлее, а у пояса его висела длинная сабля.

Мартын Славута?! Каким ветром, какой хмарою? - вырвался у обоих радостный возглас.

Пан цехмейстер! Грыць Скиба! - радостно крикнул и новоприбывший, обнимаясь с ними и целуясь по христианскому обычаю трижды.

Ге, да и вправду ты красенем стал, - заметил решительно старший, отступая на шаг и любуясь молодым хлопцем. - Вот если б жив был небижчик старый Славута, порадовался б таким сынком!

Пропадут все наши горожанки, брате! - ударил Грыць Скиба по плечу Славуту.

Ну, иди ж сюда к огоньку, обогрейся с дороги да расскажи нам все, откуда ты и как? А ты, Лейзар, насыпь-ка в келехи меду да подай хлопцу перекусить: я думаю, отощал совсем, - заметил степенно старший, придвигая неторопливо свой стул к огню и оставляя Славуте место подле себя.

Ой панство, ой пышное панство! - не переставал лепетать Лейзар, причмокивая губами и летая с такою поспешностью из одного угла шинка в другой, что полы его длинного лапсердака казались крыльями какой-то черной птицы. - Даже хата радуется, видя таких гостей.

Вскоре перед гостями появились три высоких кубка, наполненных медом, соленая рыба, жареная яичница и большая краюха хлеба.

Когда первый голод был удовлетворен, Славута с удовольствием отбросился на грубую деревянную спинку стула и расстегнул свой кафтан. Одежда его была гораздо щеголеватее и параднее одежды соседов. Из-под распахнувшегося синего суконного кафтана, опушенного седым бобром, выглянул голубой едвабный однорядок, опоясанный кованым серебряным поясом. На ногах были высокие щеголеватые сапоги коричневой кожи; но хотя Мартын и ехал все время верхом, шпор не было на них. Теперь при ярко пылавшем очаге товарищи могли рассмотреть его еще лучше. Ростом он был выше их и значительно шире в плечах. Лицо его, молодое и красивое, дышало здоровьем и приветливостью. Светлые волосы были коротко острижены, усы подкручены по последней моде. В голубых же глазах, опушенных светлыми ресницами, светилось столько неподдельной доброты, что взгляд их невольно располагал каждого в пользу их обладателя.

Ух! - вздохнул он невольно, вытягивая ноги перед радужным огоньком.

Устал, верно. Ну, откуда ж теперь едешь? - спросил пан цехмейстер, наполняя свой кубок.

Теперь прямо из Кракова.

Ну, а где же еще бывал?

Где нас только не было! Был во Львове, был в Варшаве, был в Нюренберге, в немецкой земле.

Ну что ж, и от всех цехов свидетельства есть?

Тут они! - ударил себя Мартын по правой стороне груди. - Недаром по крайности мыкался по чужой земле.

Эх, счастливый ты, брат, - вздохнул молодой, - так ты уж не сегодня-завтра мастером будешь.

Бог даст, а добрые люди помогут, - улыбнулся Славута.

Вот только б штуку misterium гораздо сделал, - заметил с достоинством пан цехмейстер, поглаживая короткую бороду, - а там вноси вступное, справь collatio, и тогда уж мы живо примем в цеховые братчики!

По лицу Славуты мелькнула веселая и лукавая улыбка, которая, казалось, говорила: ну уж, что касается штуки misterium, то у меня есть такая, какой вам и не снилось никогда!

Что ж делается в нашем Киеве? Вы молчите, не рассказываете мне ничего? - обратился он к соседям спокойным голосом, но в глазах его мимо воли мелькнуло какое-то нетерпеливое ожидание.

Что ж в Киеве? Хорошего ничего. Все, как было, вот только пан воевода нам прыкрость великую учинил, - провел пан цехмейстер снова по бороде, - да такую прыкрость, такую, что не знаем теперь, как и быть. Знаешь, там за городом, мили две, на горе, возле Золотых ворот, где наша польная сторожа стоит, подле руин святой Софии велел он меж старых валов слободу оселить да и привилеи той слободе на тридцать четыре года выдал. Вольности им такие дал, что куда!.. Ни капщизны им, ни варового, ни солодового… Ну и пошли все шинковать, а теперь вот выходит, что кому пива или меду нужно, даром что от миста далеко, что идти-то небезпечно, а все в слободу тянет.

Ну, а как же войт наш? - спросил Славута, стараясь придать своему голосу вполне равнодушный тон; но, несмотря на это, ему все-таки показалось, что его молодой товарищ бросил в его сторону лукавый насмешливый взгляд.

Ге, войт наш добрый! Дай ему боже доброго здоровья и долгий век! - поднял пан цехмейстер к потолку глаза. - Все делает, что может. Стоит за наши старожитни звычаи, да трудно ему против воеводы, больно притислив воевода стал. Все это, видишь, по новым обычаям, а теперь уж такие звычаи настали, что могут наше майтборское древнее право и так и этак перевернуть! - опрокинул он с досадою пустую кружку вверх дном и стукнул ею с силою по столу. - Так-то! В наше время не так было, а теперь!.. - он не договорил и сердито махнул рукой, как бы хотел сказать этим: стоит ли о нынешних временах и говорить!



Беременность и роды