Императорский малый театр. Малый театр

30 августа 1756 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о создании русского государственного профессионального театра. И примерно тогда же в Московском университете образовалась любительская театральная труппа под руководством М.М. Хераскова. В 1759 году в результате объединения итальянской комической оперы под руководством Дж. Б. Локателли с университетским театром появилась первая московская профессиональная труппа – публичный («вольный») «Российский театр» (1759 – 1761 гг.). Московский публичный театр второй половины XVIII века был связан с эпохой частных антрепренеров, которые постоянно сменяли друг друга (Н.С. Титов, П.В. Урусов, М.Е. Медокс и др.).

И только в 1806 году в Москве появляется Императорская, казенная театральная труппа. Драматические актеры работали вместе с оперными и балетными. После пожара Большого Петровского театра в 1805 году собственного здания у труппы не было. Спектакли устраивались в театре князя Волконского на Самотеке, Доме Пашкова на Моховой, Арбатском театре возле Арбатских ворот, театре графа Апраксина на Знаменке, опять в Доме Пашкова на Моховой.

В 1821 году император Александр I утвердил проект О.И. Бове о застройке Петровской, будущей Театральной площади. Три участка на площади в 1818 году приобрел серпуховский купец В.В. Варгин.

Дом Варгина был построен в 1821 году архитектором А.Ф.Элькинским по проекту О. Бове. Дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей. Жилой дом имел ряд магазинов по первому этажу с открытой галереей.

В июле 1824 г. Варгин заключил с конторой императорских театров контракт о найме части своего здания на Петровской площади. Часть дома Варгина была перестроена и приспособлена Бове под театр. В 1837 году дирекция Императорского Московского театра выкупила здание у Варгина вместе с пустопорожней землей.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в театре: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...».

Большой и Малый театры имели единую труппу, ставили драму, оперу и балет.

В первое время слово «малый» было простым обозначением размера здания по сравнению со стоящим рядом «большим» театром. Но к середине XIX века слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке.

В 1838–40 годах здание было перестроено внутри по проекту К.А. Тона. Он создал новый зрительный зал и сцену.

С 1840 года на новой сцене начала выступать труппа Малого театра. Здесь играли П.С. Мочалов, М.С. Щепкин, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И. Южин, В.Н. Пашенная, А.А. Остужев, А.А. Яблочкина, М.И. Жаров, И.В. Ильинский, Е.Н. Гоголева, Б.А. Бабочкин, М.И. Царев и многие другие прославленные артисты.

На сцене шли спектакли по пьесам Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, А.К.Толстого, Л.Н. Толстого, Сухово-Кобылина, Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега, Бомарше, Гёте, Гюго, Ибсена, но знаковым для театра стало имя А.Н. Островского. Малый называют «Домом Островского».

В 1929 году перед зданием театра был установлен памятник , работы скульптора Н.Андреева.

В 1991 году Малый театр как особенно ценный культурный объект страны был внесен в список национального достояния России вместе с Большим театром, Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем.

В конце 2010 г. Малый театр стал членом Союза театров Европы.

В 1939 году был принят и утвержден проект полной реконструкции Малого театра, разработанный проектной группой во главе с инженером А.Н. Поповым. С 1940 года старейший театр страны был закрыт для зрителей. Работы по восстановлению здания проводились в 1945 – 1948 гг. под руководством архитектора-художника А.П. Великанова.
Последняя крупномасштабная реконструкция здания Малого театра осуществлялась в два этапа: с осени 2011 г. по март 2014 г. и с марта 2014 г. по декабрь 2016 г. Комплексная научная реставрация включила весь спектр восстановительных работ исторических фасадов и интерьеров зрительской части, директорской зоны, некоторых артистических помещений. Внедрена новая концепция работы инженерных систем. В 2018 году Малый театр стал лауреатом конкурса Правительства Москвы "Московская реставрация" в номинации "лучшая организация ремонтно-реставрационных работ".

У входа в здание Малого театра установлен памятник писателю и драматургу , пьесы которого сформировали основу репертуара театра. Памятник установлен в 1929 году. Скульптор - Николай Андреев, архитектор - Ф. О. Шехтель. Памятник выполнен из бронзы и располагается на гранитном постаменте.

Историческая справка

Труппа театра была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: “Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...” Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров. На службу в нее и поступили артисты бывшего Петровского. Новая труппа Императорского Московского театра выступала на разных сценических площадках, пока, наконец, дирекция Императорских театров не приступила к осуществлению идеи архитектора Бове: строительству в Москве театрального центра.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр. “Московские ведомости” поместили объявление о первом спектакле в Малом: “Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...

В литературе

Рядом со мной, у входа в , сидит единственный в Москве бронзовый домовладелец, в том же самом заячьем халатике, в котором он писал «Волки и овцы». На стене у входа я читаю афишу этой пьесы и переношусь в далекое прошлое.

К подъезду Малого театра , утопая железными шинами в несгребенном снегу и ныряя по ухабам, подползла облезлая допотопная театральная карета. На козлах качался кучер в линючем армяке и вихрастой, с вылезшей клочьями паклей шапке, с подвязанной щекой. Он чмокал, цыкал, дергал веревочными вожжами пару разномастных, никогда не чищенных «кабысдохов», из тех, о которых популярный в то время певец Паша Богатырев пел в концертах слезный романс:

Были когда-то и вы рысаками

И кучеров вы имели лихих…

- гостиницы Москвы

«Малый театр!... Это русская Academie des Sciences!

Это коллегия бессмертных!»

Александр Амфитеатров

В 1756 году, после указа императрицы Елизаветы Петровны, последовало учреждение российского театра в Санкт-Петербурге, а вскоре при Московском университете был открыт театр, актёрами которого стали его студенты. В 1759 году в Москве был создан русский публичный театр, отданный в ведение Московского университета, под управление директора университета, поэта и драматурга М.М.Хераскова. Театр просуществовал недолго, но на его основе впоследствии была сформирована первая постоянная труппа в Москве.

Несколько десятилетий московская труппа, в которую входили драматические актеры, певцы, танцовщики и музыканты, возглавлялась частными предпринимателями, в том числе долее других и успешней всех антрепренером М.Е.Медоксом, выстроившим в 1780 году новый большой театр, получивший название Петровского (по названию площади, на которой находился). С 1806 года труппа Петровского театра перешла на казенный счет, в систему императорских театров, и стала называться Императорский Московский театр. Но поскольку незадолго до этого события здание Петровского театра сгорело, труппа давала свои представления то в доме Пашкова на Моховой, приспособленном под театр, то в деревянном театре у Арбатских ворот, сгоревшем в 1812 году, то в доме Апраксина на Знаменке. И лишь в сезон 1824/25 годов, когда 14 октября состоялось первое представление в перестроенном архитектором В.О. Бове доме купца Варгина, драматическая часть Московской императорской труппы обрела свой постоянный дом – Малый театр.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...»

Как видите, слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. Некоторое время балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода, театры были соединены подземным ходом.

И с тех пор в стенах этого классического здания строгих линий и совершенных пропорций не смолкают голоса выдающихся артистов. А в уютном, одном из самых красивых в Москве, зрительном зале публика плачет и смеется, ликует и ужасается, замирает от восторга и взрывается аплодисментами, потрясаясь трагическим прозрениям мятущегося романтика Мочалова, восхищаясь живыми, естественными интонациями великого Щепкина, подчиняясь задушевной игре и силе трагического дарования Прова Садовского, сопереживая героическому пафосу и вдохновенным порывам гениальной Ермоловой… Какие великолепные, неповторимые артисты работали на этой сцене! Сколько их было?! Рыкалова, Никулина, Медведева, Федотова, артистическая семья Садовских, династия Бороздиных - Музилей - Рыжовых, Ленский, Южин, Лешковская, Яблочкина, Остужев, Пашенная, Турчанинова, Ильинский, Жаров, Бабочкин, Царев… разве всех перечислишь? И каждое имя – золотая страница в истории российского театра.

А каких замечательных авторов открывал театр широкому демократическому зрителю! Еще при жизни А.С.Пушкина Малый создал сценические версии трех произведений поэта: «Руслана и Людмилы» (1825 г.), «Бахчисарайского фонтана» (1827 г.) и «Цыган» (1832 г.). Из зарубежной драматургии театр отдавал предпочтение произведениям Шекспира и Шиллера. Впрочем, наряду с серьезными пьесами, существовал в Малом театре и «легкий» репертуар: мелодрамы и водевили. Важным событием в жизни Малого стала постановка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». В 1830 году цензура разрешила к представлению лишь отдельные сцены из пьесы, а в 1831 году театральная Москва впервые увидела все четыре акта бессмертного произведения. В спектакле принимали участие два великих мастера московской сцены - Щепкин в роли Фамусова и Мочалов в роли Чацкого. Не менее важным этапом в творческой жизни Малого театра явились постановки пьес Н.В.Гоголя. Сам великий писатель, надеясь на точное прочтение своей пьесы «Ревизор» в Малом театре, написал М.С.Щепкину письмо, где давал ему советы для постановки. Театр также создал инсценировку «Мертвых душ», а впоследствии поставил «Женитьбу» и «Игроков». Высоко ценил искусство Малого театра И.С.Тургенев. Специально для Малого и его корифея - М.С.Щепкина - создал он свои пьесы «Холостяк» и «Нахлебник». В Малом театре впервые была представлена знаменитая комедия «Свадьба Кречинского» А.В.Сухово-Кобылина.

А.Н.Островский,
портрет работы В.Г.Перова

И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.

Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу был установлен у входа в театр в 1929 году. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Более 150 лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Сегодня, как и всегда, основу репертуара театра составляют пьесы А.Н.Островского: «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «День на день не приходится», «Свои люди - сочтемся!», «Бедность не порок», «Бесприданница».

На рубеже XIX и XX веков основу репертуара Малого театра продолжали составлять произведения русской и зарубежной классики.

При этом интерес публики к искусству Малого театра оставался исключительно высоким - так, спектакль «Орлеанская дева» по Ф.Шиллеру с великой Ермоловой в главной роли шел на сцене многие годы, причем через 9 лет после премьеры он был перенесен на сцену Большого театра, так как Малый не вмещал всех желающих его посмотреть. Бывало и так, что, напротив, оперные и балетные спектакли шли в Малом. Именно здесь, по желанию П.И.Чайковского, состоялась премьера оперы «Евгений Онегин».

Возможно, это покажется мистикой, но и сегодня артисты и сотрудники Малого театра верят, что строгое, скромное здание на Театральной площади сохраняет в своих стенах ауру великих артистов прошлого. Духи прошлого оберегают театр в его самые тяжелые моменты. Они поддержали его в дни послереволюционного беспредела, когда радикально настроенные представители театрального комиссариата хотели закрыть императорский театр как якобы не нужный новому зрителю. Помогли выстоять в годы военного лихолетья и не отступить от своей главной дороги в пору затянувшихся «перестроек». Помогают и теперь преодолеть период нестабильности, беспрерывных, стремительных изменений в жизни общества и государства.

Шли годы, менялись эпохи, приходили новые поколения, но, сохраняя преемственную связь, артисты, выступавшие на этой прославленной сцене, ревностно оберегали и творчески развивали лучшие реалистические традиции старейшего русского театра. Совершенствовался творческий метод Малого театра, создавалась его сценическая школа. И искусство мастеров московской сцены обретало те неповторимые черты, которые позволяют говорить об особом значении Малого театра в истории драматического театра. И Малый театр остается театром принципиально традиционным. Театром, чей репертуар строится прежде всего на русской и мировой классике. Театром, в основе сценической практики которого был и остается культ актерского мастерства.

При жизни А.П. Чехова у Малого театра отношения с его драматургией не сложились. Несмотря на то, что именно в Малый театр Чехов, друживший с его актёрами, приносил свои первые драматические сочинения больших форм, на московской императорской сцене были поставлены только водевили «Предложение», «Медведь» и «Юбилей». Однако сегодня спектакли по великим пьесам Чехова занимают значительное место в жизни театра: «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры».

Своего рода «визитной карточкой» Малого театра стала драматическая трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». В спектаклях по А.К. Толстому звучит музыка Г.В.Свиридова, которую великий композитор написал специально для Малого театра. Не обделяет своим внимание театр и зарубежную классику - в его репертуаре пьесы У.Шекспира, К.Гольдони, Ж.-Б.Мольера, Э.Скриба.

В октябре 1995 года была открыта после ремонта сцена Малого театра на улице Большая Ордынка. Каждый день, кроме понедельника, спектакли идут на обеих сценах.

Театр возглавляет художественный руководитель народный артист СССР Ю.М.Соломин. В труппе театра много известнейших, любимых народом артистов - народная артистка СССР Э.А.Быстрицкая, народные артисты России Ю.И.Каюров, И.В.Муравьева, Л.П.Полякова, В.И.Бочкарев, Б.В.Клюев, Е.К.Глушенко, А.В.Коршунов, С.Г.Аманова, Б.Г.Невзоров, А.В.Клюквин, Вл.Б.Носик и многие другие - список можно продолжать. Труппа театра насчитывает более 100 человек, а общее количество работников театра - более 700. Малый театр сохранил свой оркестр. В составе оркестра - музыканты высочайшего профессионального уровня, лауреаты международных конкурсов.

В каждом сезоне Малый выпускает несколько новых спектаклей и снимает что-либо из старых названий своего репертуара. Обширна и гастрольная география театра - за последние годы он побывал в Финляндии, Италии, Германии, Франции, Японии, Израиле, Греции, Кипре, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Корее и других странах. Малый театр является инициатором и регулярно проводит Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Этот фестиваль осуществляет благородную миссию поддержки русской театральной провинции, всегда богатой талантами. Театры из разных городов и областей России представляют свои постановки по пьесам великого драматурга на сцене Малого театра. В 2010 году Малый театр был принят в Союз театров Европы (СТЕ), а в 2012 году провел на своей сцене Международный фестиваль СТЕ, в котором приняли участие коллективы из Израиля, Греции, Румынии и Италии.

В годы Великой Отечественной войны Малый театр не остался в стороне от всеобщей борьбы за Победу. Артисты театра одними из первых приняли участие в работе фронтовых бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях. В 1943 году был создан Фронтовой филиал Малого театра, задачей которого было художественное обслуживание действующих частей армии. Свыше 2700 фронтовых спектаклей и концертов бригад Малого театра и его Фронтового филиала было дано в годы войны.

На средства, собранные коллективом театра, в 1944 году была построена и передана армии эскадрилья самолетов, получившая название «Малый театр – фронту». С октября 1944 года по май 1945 года эскадрилья громила врага в небе над Восточной Пруссией.

Летом 2010 года Малый театр провел благотворительные гастроли по 8 городам Поволжья «Малый театр – Великой Победе!», посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 150-летию со дня рождения А.П.Чехова.

В 1991 году Указом Президента России Малый театр как особо ценный объект национального наследия объявлен достоянием народов России.

Театр Гоголя и Островского. Театр, на сцене которого впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». Театр, где блистали Щепкин и Мочалов. Один из старейших театров России, Малый театр, об истории которого расскажет сегодня Diletant . media .

Комедий и трагедий театр

История московского Малого театра началась в 1756 году с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под чуткое руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (того самого, который написал эпическую поэму «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров, первым из которых был театр помещика Волкова в Ярославле).

Здание от Бове и Тона

Как это часто бывало, здание театр сгорело, и только в 1824 архитектор Бове, то самый, что построил Большой театр, создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра. Позже оно было перестроено архитектором Тоном и приняло свой окончательный вид. Сегодня перед зданием театра стоит памятник Островскому. В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» Чайковского.

Театр Мочалова и Щепкина

Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824. Интересно, что там название театра писалось с маленькой буквы, ведь это просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали уважительно писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры — Щепкин и Мочалов. Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIXвека. Его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий.



Фотография Щепкина в газете к 50летию его смерти

Театр Гоголя и Островского

Малый театр был центром культурной жизни. В его обширном репертуаре находилось место произведениям Шекспира и Шиллера, Пушкина и Грибоедова. Именно на сцене Малого в 1831 впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 показали «Ревизора» Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский. За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 год был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы». Пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев.



Пьеса «Гроза» в постановке Малого театра, конец
XIX века

Ставились на сцене Малого и произведения других русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия Алексея Константиновича Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на сцене шли только его водевили. Но сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно заняли свое место в репертуаре.

Сохранение традиций

Начало XX века была для театра сложным. Несмотря на новаторские течения, распространившиеся по театрам России, Малый остался верен традициям. В 1918 при театре открылась театральная школа, позже выросшая в Высшее театральное училище имени Щепкина. После революции Малый театр стоял на грани исчезновения: театральный комиссариат считал, что Имперский театр новому зрителю не нужен. Благо, Луначарский вовремя встал на его защиту, и Малый удалось сохранить. В 30-е и 40-е годы театр в основном возвращался к классике, предпочитая не ставить произведения современных авторов. Тогда на сцене снова появились Островский, Гоголь и Грибоедов.



Малый театр сегодня

Во время войны театр не переставал работать. После войны в основном тоже ставили классику: «Васса Железнова» Горького, «Маскарад» Лермонтова, «Макбет» Шекспира, «Федра» Расина", «Госпожа Бовари» Флобера и «Ярмарка тщеславия» Теккерея. Сегодня в театре также придерживаются традиций, представляю зрителю Островского и Чехова. К тому же труппа театра постоянно гастролирует по всему миру. Малый также был инициатором создания Всероссийского фестиваля «Островский в доме Островского» — «певца Замоскворечья» помнят и чтят в Малом и по сей день.

Екатерина Астафьева

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: "Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр..." Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.
"Московские ведомости" поместили объявление о первом спектакле в Малом: "Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет..."
Слово "малый" сначала даже не писали с заглавной буквы - ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова "Большой" и "Малый" стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: "Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться "Театр Островского". Сегодня Островский и Малый театр - имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть "Домом Островского". Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 г., когда в нынешнем здании Малого театра, на Петровской площади, начались спектакли драматической труппы бывшего Петровского театра, с 1806 г. входившего в систему императорских театров. До 1917 г. Малый театр находился в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 г., передан в ведение Наркомпроса РСФСР; с 1909 по 1927 г. директором Малого театра был А. И. Южин. С 1936 г. театр находился в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР, Министерства культуры СССР.
В 1937 г. Постановлением ЦИК СССР Малый театр награжден орденом Ленина.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.



Пособия и алименты