Cочинение «Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды! Вот злонравия достойные плоды (Д

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины. Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля. Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!» Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж». Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.

Д. И. Фонвизин - первый русский драматург-комедиограф, который осмелился во времена жестокого крепостного права поднять вопрос о его безнравственности, развращающей как господ, так и рабов-крестьян. На примере семей Простаковых-Скотининых и их домочадцев он раскрыл губительную суть самодержавия, показал, в какую социально-экономическую и культурную пропасть толкают такие «хозяева» страны государство.

Имя и звание

Среди портретов всех героев особое значение имеет образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль» он представляет молодое поколение дворян, будущий оплот и силу государственной власти, надежду и опору страны. Насколько же отвечает юноша своему высокому назначению? В характеристике героя ключевыми являются два понятия: его имя и трактовка социального положения. Почему назвал его Фонвизин «недоросль Митрофанушка»? Первое слово было достаточно распространено в повседневном обиходе носителей русского языка в то время. Им называли молодых людей дворянского происхождения, которые не достигли ещё 21 года, не были совершеннолетними и не служили, следовательно, на государственной службе. Жили они под опекой родителей, ничем не утруждая себя. Если вспомнить «Капитанскую дочку» Пушкина, то там главный герой получает такое же прозвище. Что касается имени, то расшифровка его значения очень важна для понимания того, что представляет собою образ Митрофанушки. В комедии Фонвизина «Недоросль», произведении в духе и традициях классицизма, используется приём говорящих имён и фамилий. «Митрофан» - слово греческое, переводится как «являющий свою мать», «похожий на мать». Что это значит, рассмотрим ниже.

«Мой век проходит. Его готовлю в люди»

Так говорит о сыне госпожа Простакова. И, действительно, она буквально из кожи лезет, чтобы обеспечить ему безбедное и счастливое будущее. Счастливое, конечно, со своей точки зрения. Каким же растёт под материнским крылышком да надёжной защитой «мамки» Еремеевны сей дворянский отпрыск? Скажем прямо: это дерзкий, грубый, ленивый эгоист, избалованный, с одной стороны, вседозволенностью своего происхождения и классовых привилегий, и с другой - неразумной, слепой, животной любовью «маменьки». В этом смысле образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» весьма типичен. Огромное количество поместных дворянчиков, подобно ему, проводили праздно время в родительских усадьбах, гоняя голубей, командуя крепостными и пользуясь теми благами, которые можно извлечь из их труда. Фонвизинский персонаж воплощает наиболее отрицательные черты своего класса. Он храбр и нагл с теми, кто беззащитен и бесправен. Оскорбляет Еремеевну, которая растит его как родного. Глумится над учителями, ничего не желая делать, ничем полезным не интересуясь. Даже отца родного презирает и грубит ему. Зато перед теми, кто сильнее, он откровенно трусит. Когда Скотинин хочет побить племянника, тот прячется за старую свою няньку. А уж она орлицей бросается защищать любимого питомца! Характер и образ Митрофанушки в комедии Фонвизина «Недоросль» говорят сами за себя. Сынок с маменькой отлично дополняют друг друга. Матушка гордится тем, что ни читать, ни писать сын не умеет. И ему советует: не учиться науке математике, не делиться ни с кем, всё себе забирать. Да и география ему тоже не нужна: извозчики довезут! Главную же науку - обирать как липку своих крестьян, «драться да лаяться» - усвоил герой идеально. Подобно матушке, он закатывает рукава, чтобы, чуть только не по его, расправляться с крепостными и дворовыми, которые для него не люди, а вещи или рабочий скот.

«Злонравия достойные плоды»

Мы хорошо помним, какой фразой заканчивается у автора (Д. И. Фонвизин) «Недоросль». в ней как на ладони. Он ради богатого приданого участвовал в затеянном матерью похищении Софьи. А затем, когда Простакова оказывается отлучена от управления имением, лишена власти и ищет сочувствия у сына, тот её просто отталкивает.

Не нужна ему мать. Никто не нужен. Это животное, лишённое даже инстинктивных привязанностей. В этом плане герой даже мать переплюнул. Если она в финале пьесы вызывает жалость и даже некое сочувствие, то он - только презрение и негодование.

К сожалению, актуальна комедия и в наши дни. Недаром не сходит она с подмостков столичных и провинциальных театров!

Вот злонравия достойные плоды
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).
Употребляется: шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т. д.

  • - консервированные плоды, маринованные в винном уксусе с горчичным семенем, сахаром и пряностями...

    Кулинарный словарь

  • Словарь юридических терминов

  • - Товары или услуги, потребление которых, как считается, дает обществу в целом более значительные выгоды чем те, которые отражают в индивидуальные предпочтения покупателей...

    Экономический словарь

  • - поступления, полученные в результате использования имущества...

    Энциклопедия юриста

  • - Действующее вещество›› ...

    Медицинские препараты

  • - "...плоды - продукты кустарниковых и древесных пород растений;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03...

    Официальная терминология

  • - "...плоды обработанные - плоды, обработанные сернистым ангидридом, раствором сернистой кислоты, серой, бисульфитом натрия;..." Источник: Постановление Правительства РФ от 09.03...

    Официальная терминология

  • - плоды садовых деревьев, кустарников и полукустарников, употребляемые в пищу в натуральном состоянии, без всякого приготовления...
  • - юридическое понятие, точное установление которого необходимо для законодателя и юристов в интересах правильного распределения имущества между управомоченными лицами в различных юридических отношениях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - партенокарпические плоды, развивающиеся без оплодотворения, не содержащие семян плоды. Б. и. встречаются у многих растений, в том числе у ряда овощных и плодовых...

    Большая Советская энциклопедия

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - чего. Книжн. Получать результаты достигнутого; пользоваться ими. Но Валентине и этого было мало. Она желала полностью вкусить плоды победы, и не в её характере было упускать возможность...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - прил., кол-во синонимов: 4 пожинавший плоды пользовавшийся снимавший пенки снимавший сливки...

    Словарь синонимов

  • - пожинать плоды, пользоваться, снимать сливки, снимать...

    Словарь синонимов

  • - дары помоны,...

    Словарь синонимов

"Вот злонравия достойные плоды" в книгах

Занятия, достойные осуждения

Из книги Фауст автора Руикби Лео

Занятия, достойные осуждения Если верить «народной книге» о Фаусте, договор Фауста был найден у него в доме после «его весьма ужасной смерти», вместе «со всеми остальными дьявольскими вещами, сопровождавшими его на протяжении всей жизни». Это служит вполне

Достойные цитаты

Из книги По ту сторону говядины автора Рифкин Джереми

Компании, достойные сожаления

Из книги Понедельник - день тяжелый. Книга-утешение для всех работающих автора Сгрийверс Йооп

Компании, достойные сожаления Не думаю, что я далек от истины, когда говорю, что во многих организациях происходит нечто странное. Одни компании и государственные учреждения делают вид, что являются коллегиальными и дружественными сообществами, другие вроде бы

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ДОСТОЙНЫЕ ХРИСТИАНИНА

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

Представления, достойные христианина

Из книги Оружие христианского воина автора Роттердамский Дезидерий Эразм

Представления, достойные христианина Пусть навсегда в тебе останутся эти противоречивые общепринятым мнения истинного христианства. Пусть никто не думает, что христианин родился для себя, и пусть никто не желает жить для себя, но все, что он имеет и чем сам является, он

Из книги История руссов. Варяги и русская государственность автора Парамонов Сергей Яковлевич

2. Достойные внимания подробности I. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» Мы имели много блестящих филологов и историков, но ни один не сказал громко, во всеуслышание, что приведенную выше фразу переводили неверно. Голос тех, которые указывали на это, оказался

Вот злонравия достойные плоды

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Вот злонравия достойные плоды Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).Употребляется шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т.

ДОСТОЙНЫЕ ЦИТАТЫ

Из книги автора

ДОСТОЙНЫЕ ЦИТАТЫ ЗДОРОВЬЕ«Если вы немного отвлечетесь и посмотрите на данные, то оптимальное количество красного мяса, которое вы употребляете в пищу, должно равняться нулю»- Уолтер Уиллет, Доктор Медицины Бирмингема и Женского Госпиталя, руководитель исследования,

Глава V. Достойные Стройности

Из книги Кодекс Стройности. Законы Страны Стройных автора Лукьянов Олег Валерьевич

Глава V. Достойные Стройности

Люди, достойные подражания

Из книги Мечтай как женщина, побеждай как мужчина автора Харви Стив

Люди, достойные подражания Будьте внимательны, подбирая себе пассажиров.Я видел людей, которые катастрофически неправильно делали свой выбор. Например, вы встречаете прекрасного бизнесмена, который в то же время совершенно не годится для брака. Используйте его для

11.10.2005 Достойные люди

Из книги Утиная правда 2005 (2) автора Галковский Дмитрий Евгеньевич

11.10.2005 Достойные люди По данным, опубликованным британской газетой «Санди Таймс», в списке самых богатых людей Великобритании 2-ое место занимает Роман Абрамович (7,5 млрд.ф. ст.), 6-ое - Дерипаска (4,4 млрд.ф. ст.), 25-ое - Блаватник (1,3 млрд.ф. ст.) и скромное 50-ое - Березовский

Достойные поминки?

Из книги Литературная Газета 6268 (№ 13 2010) автора Литературная Газета

Достойные поминки? События и мнения Достойные поминки? ОЧЕВИДЕЦ Дмитрий КАРАЛИС В конце августа 1957 года советские газеты опубликовали сообщение ТАСС: в СССР создана первая межконтинентальная баллистическая ракета, способная нести ядерный заряд. Ещё через три года на

Глава 8. Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

Из книги Собрание сочинений. Том IV автора Задонский Тихон

Глава 8. Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды. (1 Петр. 2:24) Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник,

Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния

Из книги «Пастырь» автора Герма

Подобие седьмое О том, что кающиеся должны приносить плоды, достойные покаяния Спустя несколько дней я встретил пастыря на том поле, на котором прежде видел пастухов, и спросил он меня:– Чего ты ищешь?– Я пришел, господин, просить тебя, чтобы ты приказал удалиться из

156 ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» - ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА

Из книги Запретный Талмуд автора Ядан Ярон

156 ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО «ПЛОДЫ ПРЕКРАСНОГО ДЕРЕВА» - ЭТО ПЛОДЫ ЦИТРОНА В праздник Суккот еврею предписано веселиться, запасшись «плодами прекрасного дерева», как сказано: «И возьмите себе в первый день плод дерева прекрасного… и веселитесь… семь дней» (Левит 23,40). О каком

«Недоросль», я была удивлена. Дело в том, что пьеса, написанная в XVIII веке, затрагивает такие проблемы, которые актуальны и двести лет спустя.

Итак, действие комедии происходит в деревне Простаковых; главным героем является их сын Митрофанушка – недоросль в прямом и переносном смысле этого слова. Основные события комедии разворачиваются на фоне конфликта между просвещёнными дворянами (такими, как Стародум , Правдин) и крепостниками-невеждами (Скотинин , Простакова). Автор описывает жизнь Простаковых и других героев, подробно раскрывает их характеры, взгляды на жизнь и стремления. Главные действующие лица в комедии наделены Д.И.Фонвизиным яркими, порой гротескными чертами характера. Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых из них и попытаться проследить, насколько нравственны их помыслы и как эти помыслы реализуются автором в комедии.

Во-первых, госпожа Простакова. Вся её забота была направлена на сына, Митрофана; на то, чтобы пристроить его и чтобы он был счастлив. «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка»;­ «Его готовлю в люди», - говорит она о своём любимом сыне. Также она стремится властвовать в поместье. Но в конце концов она лишилась власти, а Митрофан «перешагнул через неё», сказав: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Митрофан же однозначно обозначил свои жизненные стремления и желания фразой: «Не хочу учиться, хочу жениться». Более того, он хотел жениться на Софье не по любви, а из-за её наследства, а также он не хотел служить. Но Софьюшке Митрофан «не жених», и служить ему всё же пришлось.

Брат госпожи Простаковой, Скотинин, как и Митрофан, хотел жениться на Софье и обогатиться за её счёт. Ещё одним его «стремлением» были свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи…» Однако и Скотинин не добился своего.

Почему же так произошло? В чём их порочность? Рассмотрим героев более внимательно. Например, госпожа Простакова – «презлая фурия» - воплощение алчности, грубости, невежества, властности. Её отношение к слугам и людям низшего сословия более чем пренебрежительное: «А ты, скот, подойди поближе»; «Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на делах…»; «Так тебе жаль шестой, бестия?». К мужу госпожа Простакова тоже относится свысока и не ценит его: «Вот таким муженьком наградил меня господь…». Однако по отношению к сыну она проявляет чрезмерную, слепую любовь: «Поди порезвись, Митрофанушка!»; «Ах мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?»; «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофан же пользуется любовью матушки: пока она «у власти», то есть хозяйка дома, он старается ей угодить, польстить ей. Митрофан – зеркало госпожи Простаковой. Вяземский писал про этого лентяя так: «Невежество, в каком рос Митрофан, и примеры домашние должны были вырастить в нём изверга, какова его мать». Он с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В последней сцене, когда господа Простакова была лишена поместья, сын «переступил через неё». Митрофан никого не любит, он эгоистичен, зол и невежественен.

Скотинин – типичный представитель говорящей фамилии. Речь Скотинина груба, о себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. Скотинин очень похож на сестру, госпожу Простакову, он жаден, жесток и невежественен.

Господин Простаков, попав под влияние жены, стал её подкаблучником, потакает ей во всём: «Да я думал, матушка, что тебе так кажется». Он превратился в бесхарактерного, не имеющего собственного мнения человека, в серую личность.

Таким образом, в своей пьесе Д.И.Фонвизин нарисовал типичные черты русских крепостников. Именно крепостничество было основным злом тогдашней русской жизни. И на его почве «вырастали» подобные жестокие, подлые и невежественные люди.



Планирование беременности