Герои рассказа н в гоголь портрет. «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье.

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Смысл названия

Идейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности.

Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо.

Жанр и направление

Направление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика.

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

Повесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)
  5. Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора.

    О чем?

    Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру.

    Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

    Главные герои и их характеристика

    Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

  • Характер молодого художника на протяжении произведения меняется кардинально. В начале «Портрета» Чартков – это романтический образ художника: он мечтает развить свой талант, учиться у лучших мастеров, только были бы для этого деньги. И вот деньги появляются. Первый порыв был вполне благороден: молодой человек закупился всем необходимым для занятий живописью, но желание стать модным и известным более легким путем, нежели через многочасовой труд, взяло верх. В конце первой части художник обуреваем алчностью, завистью и досадой, что заставляет его скупать лучшие картины и уничтожать их, он становится «свирепым мстителем». Конечно, Чартков – маленький человек, неожиданное богатство вскружило ему голову и в итоге свело с ума.
  • Но можно предположить, что действие золотых червонцев на главного героя связано не с его низким социальным положением, а с мистическим действием денег самого ростовщика. Сын автора портрета этого персиянина рассказывает множество историй об этом. Сам ростовщик, желая сохранить часть своей силы, просит художника написать с него портрет. Отец рассказчика взялся за эту работу, но не смог с нею справиться. В этом живописце Гоголь изобразил истинного творца в христианском понимании: пройти очищение, усмирить свой дух и только тогда приступать к работе. Он противопоставляется Чарткову — художнику из первой части повести.

Темы

Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

  • Тема творчества. Гоголь представляет нам двух художников. Каким должен быть истинный творец? Один стремится к изучению работ мастеров, но не прочь обрести славу и более легким путём. Другой живописец в первую очередь работает над собой, над своими желаниями и страстями. Для него искусство – это часть его философии, его религии. Это его жизнь, оно ей не может противоречить. Он чувствует ответственность перед творчеством и считает, что человек должен доказать своё право заниматься им.
  • Добро и зло. Эта тема выражена как через искусство, так и через богатство. С одной стороны, необходимы оперённые средства, чтобы творец мог свободно заниматься своим делом и развивать свой талант. Но на примере Чарткова мы видим, что изначально благие намерения вложиться в своё совершенствование могут обернуться гибелью, прежде всего, гибелью человеческой души. Только ли мистическая мила наследия ростовщика тому виной? Гоголь показывает, что всё человек может преодолеть, только бы он был сильным. Главный герой же продемонстрировал слабость духа, потому и сгинул.
  • Богатство – основная тема в повести «Портрет». Здесь она представлена, как способ обрести счастье. Казалось бы, вот немного денег, и всё станет прекрасно: будет счастливый брак с первой красавицей, кредиторы оставят в покое семью, приобретётся всё необходимое для творчества. Но всё выходит иначе. Кроме удовлетворения потребностей, у денег есть оборотная сторона: порождение алчности, зависти и малодушия.

Проблематика

  • Проблема искусства. В повести Гоголь предлагает художнику два пути: писать портреты ради денег или заниматься самосовершенствованием без особых претензий на достаток. Живописец стоит перед сложным выбором: для развития ему необходимы средства на краски, кисти и прочее, но многочасовая работы и бесславие никаких денег не принесут. Есть способ быстро разбогатеть, но написание портретов не подразумевает повышение уровня мастерства. Решая, как быть, необходимо помнить одно: если тот, кто следует пути мастера-инока, ошибется, он сможет ещё спастись, но идущий по лёгкой дороге уже не избавится от «затверженных форм».
  • Тщеславие. Гоголь показывает в повести, как неожиданно разбогатевший Чартков постепенно приходит к тщеславию. Сначала он делает вид, что не узнаёт своего учителя, потом соглашается терпеть капризы клиентов ради денег и славы. Предзнаменованием беды становится порицание классиков, а итогом этого пути явилось сумасшествие.
  • Бедность. Эта проблема стоит перед большинством героев «Портрета». Нищета не позволяет Чарткову свободно заниматься творчеством, из-за не самого высокого положения один из героев второй части не может жениться на возлюбленной. Но бедность здесь — проблема не только материальная, но и духовная. Золото сводит героев с ума, делает их алчными и завистливыми. По мнению автора, малодушный человек с большими деньгами не в состоянии справиться: они его окончательно разрушают.

Смысл повести

Всегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека.

Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет».

Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика.

Чему учит?

Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан.

В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников.

Критика

Литературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский.

Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего». При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой. Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.

Проблематика повести «Портрет» Гоголя

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» - вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.

Анализ повести «Портрет» Гоголя - композиция

Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.

Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.

Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».

Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя

Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».

В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы. Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника. В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.

Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя. Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины. Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.

Выбор художника - тема для сочинения

Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу. Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.

Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.

В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?

Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.

Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».

Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог , где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за неё последний двугривенный, принёс домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принуждённого к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, - и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещённый месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесённого с собою мешка. Один свёрток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову свёрток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щёголем, даёт объявление в ходячей газете, - и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остаётся недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновлённую раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодёжь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принуждён ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрёг в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все своё огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заём у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика.

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своём соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берётся за дело, но чем лучше ему удаётся схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принуждён вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведёт строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берётся за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его - чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, - и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так.

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, входит в цикл "Петербургские повести". Она была написана в 1833-1843 годах. Впервые увидела свет в книге "Арабески", которая была издана в 1835 году. Со временем автор переработал текст, сегодняшний вариант произведения известен с 1842 года.

Повесть "Портрет"

Повесть "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, состоит из двух частей. Прежде чем перейти ко второй, нужно хотя бы кратко ознакомиться с тем, что было в первой.

Произведение начинается с описания жизни бедного художника по фамилии Чартков. В самом начале повести "Портрет" Гоголя (краткое содержание по частям дает представление о сюжете) главный герой приобретает изображение неизвестного ему старого азиата. При этом картина эта оказывается незаконченной. Автор старательно выписал только глаза, которые смотрят будто живые. Все остальное изображено максимально схематично.

Из повести "Портрет", краткое содержание, пересказ которой вы найдете в этой статье, становится ясно, что на эту картину Чартков потратил свои последние деньги. Она его настолько заворожила, что он не смог оторваться. Вместе с ней он возвращается в свою нищую квартирку, узнает, что, пока его не было, снова приходил хозяин, требуя внести деньги за жилье.

Чарткова тяготит бедность. Он уверен, что жизнь с ним обходится несправедливо, потому что, несмотря на талант, он не может выбраться из нищеты. Спать он ложится расстроенным и голодным.

Портрет в ночи

Таинственные и даже мистические события в повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой вы сейчас читаете, начинают происходить в первую же ночь. Картина висит на стене, и когда на нее падает лунный свет, глаза начинают смотреть пугающе и пронзительно. Неожиданно старик на холсте начинает шевелиться, упирается в раму и выпрыгивает к кровати Чарткова.

Из складок своего одеяния он достает деньги, на каждой из бумажек надпись "1000 червонных". В повести "Портрет" Гоголя, краткое содержание по частям которой приведено в этой статье, художник с жадностью и вожделением смотрит на них. Старик же пересчитывает и складывает их в мешок, в последний момент одна бумажка выпадает и откатывается в сторону. Чартков незаметно ее хватает... И в этот же миг просыпается. При этом у него остается стойкое ощущение, что это был не сон, а все происходило наяву.

Как добыть денег?

Этот вопрос мучает художника постоянно, а в это утро особенно. Он мечтает, как бы стать обладателем хотя бы малой части тех денег, которые он видел у старика. К тому же опять является хозяин квартиры, да еще и с квартальным, требуя денег за проживание.

Пока Чартков общается с владельцем, квартальный берет в руке портрет азиата и неаккуратно надавливает на раму. В этот момент оттуда выпадает сверток. В нем лежит тысяча червонцев. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы сейчас читаете, описывается, что счастью Чарткова нет предела. Он расплачивается с долгами, снимает новое жилье, дает объявление о своем живописном таланте.

Вскоре у него появляются богатые заказчики, жизнь налаживается. Он пишет каждый портрет старательно, вкладывая в него душу. Но со временем заказов становится так много, что он начинает халтурить. К тому же на это практически никто не обращает внимания. Публика его боготворит, хоть отдельные критики и подмечают, что в работах художника стало меньше таланта.

Все изменяется, когда он видит полотно своего старого знакомого. В повести Гоголя "Портрет", краткое содержание которой вы можете найти в этой статье, описывается, насколько поражен Чартков. Этот художник несколько лет прожил в бедности и забвении, но упорным трудом сумел достичь истинного совершенства. Главный герой понимает, что такого уровня уже никогда не сможет достичь и начинает завидовать по-черному. Те годы, которые он потратил на зарабатывание денег, убили в нем искру таланта.

Отныне он завидует всем талантливым живописцам. Из повести "Портрет" Н. В. Гоголя, краткое содержание которой вы сейчас читаете, мы узнаем о его странном занятии. Он скупает все достойные картины, что только может найти, и режет дома полотна на куски. Вскоре он сходит с ума, умирает в страшных муках.

Часть вторая

В повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой вы сейчас читаете, в дальнейшем рассказывается, что этот же портрет из дома Чарткова вскоре оказался выставлен на аукцион. Удивительные глаза старика привлекли покупателей, цены быстро выросла. В самый разгар торгов появился молодой человек, который рассказал всем историю этой картины.

Оказалось, что его отец жил под Петербургом. По соседству обосновался азиат-ростовщик. Высокий, страшный и с тяжелым взглядом. Он построил громадный дом и стал выдавать ссуды всем желающим под большие проценты. Причем деньги, которые брали у него в долг, вскоре приносили несчастья. Щедрые становились скупыми, добрые - завистливыми, в семьях начинались ссоры и скандалы, доходило даже до убийств.

Отец этого художника писал картины на религиозные темы. Однажды он решил изобразить дьявола, ему показалось, что лучше всего будет взять за образец этого ростовщика. Удивительно, но вскоре азиат сам появился на пороге его дома и попросил написать его портрет.

Ростовщик начал ему позировать. Отец писал картину, вложив в нее весь свой талант, но успел при этом написать только глаза его заказчика. После этого он не смог продолжать работать, ему постоянно казалось, что глаза ожили и пристально смотрят на него. Тогда художник объявил, что отказывается от заказа и денег ему не нужно. Ростовщик умолял закончить работу, но тот был непреклонен. На следующий день азиат умер, завещав работу мастеру.

Судьба портрета

Из повести "Портрет" Гоголя (2 часть), краткое содержание которой приведено в этой статье, мы узнаем, что художник повесил картину у себя в доме. Вскоре он почувствовал на себе демоническое влияние этих глаз. Он начал завидовать своему ученику, а выражение глаз святых для икон стали приобретать дьявольское выражение. Заподозрив, что во всем виноват портрет азиата, он хотел его уничтожить, но один из друзей выпросил картину себе.

Как только портрет унесли, отец стал успокаиваться, а гнетущую силу картину стал ощущать на себе ее новый хозяин. Отныне нарисованное лицо ростовщика приносило беды всем его владельцам.

Перед смертью автор этой картины завещал своему сыну, который тоже стал художником, знание того, что в творчестве всегда содержится некая дьявольская сила, ее надо избегать любыми способами. Оказавшись под влиянием этой силы, он тогда и написал глаза ростовщика. Он завещал сыну найти портрет и уничтожить его. Эта история так всех поразила, что, когда все снова посмотрели на сцену, портрета уже не было. Либо его кто-то украл, либо он исчез таинственным образом.

Создание повести

К написанию этого произведения Гоголя подтолкнула "Пиковая дама" Пушкина, которую все обсуждали в 1834 году. Современники невысоко оценили работу. После провала "Ревизора" автор уехал в Италию, где переработал произведение.

Он изменил многие диалоги, имена персонажей. Главного героя теперь звали Чартков, а не Чертков. Поменялся и финал. Если раньше с картины исчезала фигура ростовщика, то теперь пропал сам портрет.

Композиция произведения

Повесть состоит из двух частей. В каждой из них главным героем является художник. Писатель демонстрирует судьбу двух талантливых живописцев, которые попадают под тлетворное влияние дьявольских глаз ростовщика.

Каждый из мастеров поддается искушению, в основе которого лежит зависть к более талантливым коллегам по цеху.

Характеристика героев

Говоря о персонажах, стоит отметить, что молодой живописец Чартков в начале своей карьеру стремится следовать правде жизни. Он пытается не просто рисовать, а переносить на полотно душу человека. Но когда заказов становится много, он постепенно превращается в обычного ремесленника, который заботится только о количестве, а не о качестве.

Как только он становится богат, он начинает свысока смотреть на молодых и начинающих живописцев. Его приглашают преподавать в Академии художеств, но как только он видит действительно талантливую работу, понимает, что загубил свой талант.

Отец художника из второй части поддается искушению иного рода. В образе ростовщика его привлекает возможность создать портрет нечистой силы. Он воспринимает это как вызов, брошенный его таланту. При этом чувствует, что поступает неверно, но профессиональный интерес берет верх.

Анализ повести "Портрет"

Краткое содержание, анализ повести "Портрет" Гоголя были приведены выше. В ней противопоставляется судьба двух талантливых художников.

Стоит отметить, что и сам автор в период работы над этим произведением находился на творческом распутье. От раннего романтизма он все больше склонялся к реализму, но при этом еще не до конца осмыслил для себя переход к этому новому направлению.

В этой повести Гоголь пытается ответить на вопрос, способно ли искусство досконально изображать действительность жизни. Нужно ли это? Или задача творчества - рисовать действительность исключительно художественными средствами? Ведь во второй части повести именно попытка излишне сблизиться с реальностью привела к тому, что глаза ростовщика стали олицетворением зла, которое прорвалось в этот мир.

В повести "Портрет" Н. В. Гоголя, анализ и краткое содержание которой вы прочли, писатель утверждает, что автор обязан нести ответственность за свое творение.

а) в Крыму;
б) на Украине;
в) в России.
2. Назови главного героя повести
а) Левко
б) голова
в) винокур;
г) десятский

4. Чем вызван гнев головы на Левко?
а) шатается Бог знает где;
б) повесничает;
в) шалит с хлопцами;
г) сам хочет жениться
5. Отчего на Христов праздник ни одного злого духа не бывает на земле?
а) Бог сходит по высокому дереву на землю;
б) Бог сходит по лестнице
6. Чей дом пугал Ганну?
а) десятского;
б) Сотника;
в) головы
7. Ганна сравнивала пруд с
а) дитя в люльке
б) бессильный старец
8. В каком порядке рассказано о событиях в заброшенном доме?
а) ночной поединок с кошкой;
б) чёрная работа;
в) самоубийство;
г) смерть сотниковой жены;
д) панночку выгоняют из дома;
е) свадьба сотника;
ж) поиски мачехи
9. Кто танцевал гопак посреди улицы и перепутал свой дом?
а) козак;
б) Левко;
в) Каленик;
г) парубок
10. Голова провожал в Крым:
а) Екатерину II;
б) Петра I;
в) свояченицу;
11. Что такое тавлинка?
а) табакерка;
б) кабак;
в) трубка;
г) сумка
12. Одинокий глаз головы зорче всего подмечал
а) непорядки;
б) хорошенькую поселянку;
в) царский поезд
13. В саду у Ганы Левко узнал в сопернике:
а) молодого хлопца;
б) Каленика;
в) голову
14. О чём был страшный рассказ винокура?
а) о винокурне;
б) о галушках;
в) о жадности
15. Кого едва не сожгли голова, писарь и винокур?
а) ведьму;
б) свояченицу;
в) Ганну;
г) панночку
16. Чей это портрет? «Приветливая головка с блестящими очами, тихо светившими сквозь тёмно-русые волны волос… Длинные ресницы её были полуопущены на глаза. Вся она была бледна, как полотно, как блеск месяца, но как чудна, как прекрасна!»
а) Ганна;
б) свояченица;
в) панночка
17. В какую игру играли утопленницы?
а) в ворону;
б) в лапту;
в) в гуси-лебеди
18. Какой предмет-помощник даёт утопленница Левко?
а) меч-кладенец;
б) скатерть-самобранку;
в) записку;
г) клубок
19. Чем оканчивается повесть?
а) свадьбой;
б) описанием ночи;
в) мытарствами Каленика
20. Кого напоминает главный герой?
а) былинного богатыря;
б) героя приключенческого романа;
в) героя народной сказки
21. Как строится повествование «Майской ночи…»?
а) последовательный рассказ о событиях от лица автора;
б) рассказ о событиях от лица главного героя;
в) сюжет состоит из нескольких глав, каждая из которых имеет своего рассказчика
22. Какие пейзажные зарисовки даёт Гоголь в повести?
а) украинская ночь;
б) российский полдень;
в) описание сада Ганы;
г) описание пруда

Мне нужно написать сочинение по повести "Тарас Бульба"!Помогите!

Вот план по которому нужно написать сочинение:
1.Эпоха Запорожской Сечи и её отражение в повести Н.В. Гоголя
2.Остап и Андрий-главные герои повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба":
а)портреты героев
б)одинаковое происхождение и воспитание
в)черты сходства в характерах персонажей
*ум и образование
*физическая сила и ловкость
*смелость и решительность
г)различия в натурах братьев
*твёрдость,жёсткость Остапа и мягкость,эмоциональность Андрия
*любовь к родине,верность убеждениям Остапа и способность к предательству Андрия
д)цели которые ставят перед собо герои
е)отношение Гоголя к своим персонажам
3.Современность проблем поднятых в повести "Тарас Бульба".

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» рассказывает об исторических событиях конца 18 века. Россия охвачена пугачевским восстанием. Но главное для

автора не просто рассказать об этом событии, но и показать, как ведут себя люди, попавшие в трудную ситуацию. Не случайно Пушкин выбирает эпиграфом повести известную пословицу: «Береги честь смолоду». Кто-то из героев повести всю жизнь следует этим словам, и выбирает смерть вместо предательства, а кто-то готов пожертвовать идеалами и принципами ради спасения собственной жизни. Главные герои, вокруг которых строится сюжет повести – Гринев и Швабрин. Проследив за их судьбами, мы сможем понять, что такое честь офицера, человеческое достоинство. Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин - персонажи, чьи характеры и взгляды совершенно противоположны. Об этом свидетельствует то, насколько по-разному они ведут себя в быту, в критических ситуациях, в любви. И если к Гриневу с первых же страниц повести проникаешься симпатией, то знакомство со Швабриным вызывает презрение и отвращение. Портрет Швабрина таков: «...молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым». Под стать внешности и его натура - злобная, трусливая, лицемерная. Швабрин способен на бесчестные поступки, ему ничего не стоит оклеветать или предать человека ради собственной выгоды. Этот человек больше всего заботится о своем «шкурном» интересе. Швабрин - офицер, перебежавший на сторону Пугачева. Его образ в повести однозначно отрицательный. По мнению Гринева, любой офицер, нарушивший присягу и дворянский долг, - преступник и злодей. Пушкин подчеркивает, что Швабрин - богатый дворянин, блестящий гвардейский офицер («выписанный из гвардии за поединок»), каких много. Он «очень не глуп», но «образован весьма поверхностно», у него есть светский лоск, но он чрезвычайно избалован и привык к тому, что все его желания исполняются. Если на пути его прихотей возникают препятствия, он способен легко пойти на обман, клевету. Швабрин - завистливый, мстительный, трусливый и одновременно наглый. Он эгоист, беспринципный карьерист, бесчестный и коварный. Нравственное безобразие его отражается и на его «отменно некрасивом» лице. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером. Петруша - мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия - служба в гвардии. Однако сама ясизнь рассеивает его иллюзии. Ему присущи такие черты характера, хотя бы одну из которых сейчас очень сложно встретить, что говорит о том, что в наше время людей, с собранными воедино героическими качествами, не существует. Гринёв воплощает и доказывает на протяжении всей повести свою верность и преданность. Казалось бы, удивительно, откуда взялось это светлое чувство? Ведь учитель-француз не учил Петра этому, так как сам «не был врагом бутылки», и, наверняка, был далёк от высоких материй. Оказывается, родители (в особенности отец), воспитали Петрушу так, что он и в мыслях представить себе не может предательства. Его с самого детства окружали преданные люди, и юноше трудно понять то, с какой легкостью Швабрин переходит на сторону Пугачева, ведь сам он, уже присягнув императрице, не может даже помыслить об измене. В повести Пушкина счастливый конец. Благородство и честность побеждают низость и предательство. Гринев был освобожден из тюрьмы, в финале он женится на Маше. О судьбе Швабрина Пушкин не пишет, но, по всей видимости, он был казнен за участие в пугачевском бунте. Это справедливое наказание для такого ничтожного человека. Сравнивая этих героев, я могу судить о том, каким должен быть настоящий офицер. Он никогда не потеряет своего честного имени, не изменит своей Родине. Именно так поступали благородные люди во все времена.

Помогите написать заключение



Планирование беременности