Международный студенческий научный вестник. Леонардо да Винчи

→ Часть шестая

Этого не смог сделать даже Везалий. Голль (1914) писал про рисунки скелета, исполненные Леонардо: "Они живут, если можно так выразиться, тогда как Везалий просто соединил кости человека без учета естественных взаимоотношений их в теле живого человека; скелеты Везалия, если бы они ожили, не могли бы ни стоять, ни ходить, ни дышать".

Никто до Леонардо не исследовал так точно конструкцию черепа. Мондини не касался основания черепа, "седалища вложенной богом в человека души", "propter peccatum" — во избежание греха. Леонардо не остановился перед запретом.

Леонардо задолго до Гаймора (1651) открыл воздухоносные пазухи черепа, описав верхнечелюстную пазуху. Особенно много очень точных рисунков посвятил Леонардо Скелету конечностей. Он установил, что в стопе имеется 25 костей, не боясь противоречия с Ибн-Синой и Галеном, Считавшими, что в стопе 26 костей. Он первый правильно нарисовал суставные поверхности костей.

Анатомия мышц до Леонардо была пустым местом, как это видно на рис. 47, документирующем миологические познания на рубеже XIV и XV веков. Отдельные наблюдения поверхностной мускулатуры сделали его современники — художники старшего поколения.

Леонардо первый создал классификацию мышц по величине, форме, характеру сухожилий и прикреплению на скелете и тем заложил основы общей миологии. Он смутно понимал значение нервов, как проводников стимулов к действию мышц.

"Сухожилия с мускулами своими служат нервам, как солдаты своим кондотьерам, и нервы общему чувству, как кондотьеры капитану; и общее чувство служит душе, как капитан своему господину".

В его заметках к рисункам мышц выдвинуто положение, по которому, если мускул сокращается, его антагонист должен расслабляться,— принцип, предвосхитивший идею реципрокной иннервации. Смутное представление о мышечном тонусе уже выступает в его замечании о том, что после смерти все мускулы вытягиваются в длину. Он знал, что мускул не может начинаться и прикрепляться на одной и той же кости, что мускул использует свою силу по направлению своей длины.

Структура и функция были для Леонардо неотделимы. Мускул не может быть, по его мнению, понят, пока не определена его функция. Одним из первых Леонардо использовал механику для понимания строения двигательного аппарата тела человека и животных.

Мы не находим в рукописных заметках Леонардо систематического изложения анатомии всех мышц. Это было тем более трудно, что в его время отсутствовала миологическая номенклатура, созданная лишь в XVII и XVIII веках трудами Купера (1694), Дугласа (1707) и особенно Альбина (1734). Однако до нас дошли его великолепные и вполне современные рисунки не только поверхностных, интересных для художника, но и глубоких мышц и много верных наблюдений и мыслей об их действии.

Он правильно зарисовал целый ряд мимических мышц лица и поверхностно расположенные жевательные мышцы. Он насчитал 24 мышцы языка. Хорошо передан на листах Леонардо грудиноключичнососковый мускул. Лучше, чем его современники, разобрался Леонардо в сложной анатомии мышц живота. Он первый понял механизм движения головы на фиксированном мышцами спины, как мачта вантами, шейном отделе позвоночника, движения диафрагмы, механизм движений ребер при вдохе при действии наружных межреберных мышц. Весьма наглядно на листе 4-м recto Quad. IV (см. рис. 51) представлено действие на кишечник поперечной мышцы живота как брюшного пресса. В замечаниях по этим вопросам Леонардо да Винчи выступает как своеобразный предтеча "функциональной анатомии" органов движения. Особенно точно зафиксированы на его рисунках мышцы плечевого пояса, руки и ноги (рис. 53,54,55). Знание мышц и постоянное наблюдение их действия явилось основой того мастерства, с которым Леонардо-рисовальщик умел несколькими скупыми штрихами карандаша изображать движения и жесты человека.

Рис. 38. Скелет из серии 5 фигур Prufling (1158).
Рис. 39. Скелет из дрезденского кодекса. №31x (1323).
Рис. 40. Скелет из трактата Richard Helain (1493).


Рис. 41. Позвоночный столб. Ana. 8 verso.


Рис. 42. Скелет туловища и конечностей. Ana. 13 verso.


Рис. 43. Череп распеленный для показа лобной и верхнечелюстной позухи. AnB, 41 verso.
Рис. 44. Сагитальный и горизонтальный распил крыши черепа. AnB, 41 verso.
Рис. 45. Сагитальный распил черепа и позвоночного столба. AnB, 41 verso..


Рис. 46. Кости стопы и плеча. AnB. 12 recto.


Рис. 47. Мыщцы из серии 5 фигур Randnitz. (1399).
Рис. 48. Мыщцы степок живота из "Conciliator differentiarum" (1496). Флорентийской книги для художников.
Рис. 49. Диаграмма мышц, держащих голову на шейных позвонках. QII. 5 recto.


Рис. 50. Мыщцы шеи и плечевого пояса. AnA, 3 verso.
Рис. 51. Поперечная мышца живота как брюшной пресс. QIV, 4 recto.
Рис. 52. Мышцы плеча, туловища и ноги. AnA, 15 verso.


Рис. 53. Мышцы шеи и плечевого пояса. AnA. 4 verso.


Рис. 54. Мышцы плеча и предплечья. AnA. 9 verso.


Рис. 55. Мышцы, сухожилия и связки кисти и пальцев. AnA, 10 recto.


Рис. 56. Рисунки рабочих движений человека. Около 1503 г. Королевская библиотека Виндзорского замка. Лист 12664 recto.


Рис. 57. Схема строения сердца из Anathomia Mondino (Страстбургское издание, 1513).
Рис. 58. Препарат сердца, видны сосочковые мышцы и trabecula septomarginalis. QII, 14.
Рис. 59. Два рисунка сердца. QII, 3 verso.

В тексте миологических заметок Леонардо да Винчи, Сопровождающих его рисунки, много пропусков и ошибок. Однако, в общем, принимая во внимание его работу по нетронутой целине, он сделал так много в области миологии, что за одно это мог бы считаться величайшим анатомом эпохи Возрождения.

Сердце Леонардо называл чудесным орудием, изобретенным верховным художником.

Во времена Леонардо господствовала арабистская идея, утверждавшая, что сердце состоит из трех желудочков: двух больших и среднего, который Мондини называл чудом природы. Сердце, по Галену, построено из особых, не мышечных, волокон. Кровь из печени, где она готовится из хилуса, притекающего по воротной вене из желудка и кишок, поступает по полой вене в правый желудочек и, с другой стороны, питает все органы тела. Легочная артерия несет в легкие питание и пары от мистической природной теплоты, находящейся в сердце. Часть крови из правого желудочка через поры в межжелудочковой перегородке направляется в левый желудочек, где смешивается с пневмой, которая готовится из воздуха в легких и оттуда поступает в левый желудочек по легочной артерии. Из левого желудочка кровь, содержащая пневму, или жизненный дух, распределяется по аорте ко всем органам и несет им энергию, необходимую для их функции. Венозная и артериальная кровь оттекают и притекают в правый и левый желудочек отдельно, не смешиваясь друг с другом.

Сердцу посвящено много листов рисунков и заметок рукописного наследства Леонардо да Винчи. Он утверждает, что "В сердце четыре желудочка, а именно: два верхних, называемых ушками, и под ними — два нижних, правое и левое, называемые желудочками", дает много описаний и рисунков клапанов и сосковых мышц, открывает септомаргинальные трабекулы, назначенные, по его мнению, предупреждать перерастяжение желудочков.

Рисунки строения сердца основаны не только на анатомических препаратах, но и на сконструированных и может быть выполненных в натуре Леонардо да Винчи моделях.

В противоречии с традицией Леонардо устанавливает, что сердце — полый мускул и, как все мускулы, получает стимулы от нервов, именно—от блуждающего нерва. Леонардо да Винчи обогатил описательную анатомию сердца многочисленными новыми фактами и, таким образом, был предвестником открытия Гарвея. Однако он не мог подняться до правильного понимания кровообращения. Его взгляды на физиологию сердца и движение крови — еще галенистские. Правда, и здесь он устраняет средневековые представления о мистической теплоте, которая сверхчувственным образом порождается в сердце, и объясняет ее происхождение чисто механически — трением крови по стенкам сердца и в порах, якобы соединяющих правый и левый желудочки сердца.

„Теплота рождается из движения сердца, и это подтверждается тем, что чем скорее движется сердце, тем более распространяется теплота, как нас учит о том пульс лихорадящих, приводимый в движение биением сердца".

Леонардо да Винчи немного сделал для анатомии кровеносных сосудов, но и здесь он опередил своих современников. Так, в противоположность учению Галена и Ибн-Сины о начале артерий из сердца, а вен — из печени, Леонардо считал, что и артерии, и вены происходят из сердца.

Сосуды сердца зарисованы правильно, но в общем его рисунки артерий, особенно головы, верхних и нижних конечностей, оставляют желать лучшего. Он открыл и нарисовал бронхиальные артерии и первый описал проявления атеросклероза артерий. Его карандашу принадлежат прекрасные рисунки поверхностных вен.

Большую наблюдательность проявил Леонардо в изображении пищеварительных органов, хотя его рисунки и заметки нередко основаны на вскрытиях домашних животных. Рис. 65 показывает, насколько примитивно представляли анатомию внутренностей грудной и брюшной полости современники Леонардо. Значительно лучше, чем его предшественники, изобразил Леонардо желудок. Правда, при этом он придал ему некоторые особенности желудка свиньи. Так, при впадении в желудок пищевод неправдоподобно расширяется, не отмечена кардиальная вырезка желудка. Более точно изображена толстая кишка. Хорошо для своего времени показал Леонардо брыжейку тонкой кишки и большой сальник. На рисунке извлеченного из брюшной полости желудка висит на большой кривизне, как фартук, сальник.

Органы дыхания зарисованы на листах Леонардо не только на основании вскрытии и препаровки органов шеи и грудной полости человека, но, главным образом, по наблюдениям на животных. На одном из рисунков даже гортань животного врисована в изображение скелетированной головы, мышц и сосудов шеи человека.

Можно сказать, что Леонардо заново открыл щитовидную железу. О ней не упоминается в сочинениях Ибн-Сины и Мондини, хотя Галену она была известна.

На разрезах почек Леонардо видел пирамиды мозгового вещества, позднее описанные Мальпиги. В заметках подробно разобрано значение косого прободения стенки мочевого пузыря мочеточниками и показаны изменения формы мочевого пузыря в различных положениях тела.

Значительно точнее, чем его предшественники, Леонардо да Винчи изобразил строение мужских и женских половых органов. Однако традиционные взгляды на их функции привели его к ошибкам в описаниях строения и в рисунках половых органов. Эти неточности встречаются особенно в рисунках, относящихся к раннему периоду его анатомических занятий. Так, он рисует в мужском половом члене два отдельных канала для выведения мочи и семени, которое, по его мнению, образуется в семенных пузырьках.

Он первый нарисовал маточные трубы и круглые связки матки. Вопреки традиционному взгляду о том, что в матке должно быть столько камер, сколько молочных желез, и что у человека поэтому двойная матка (в правой половине растут мальчики, а в левой — девочки), он правильно изобразил матку женщины с одной полостью. Факт этот получил всеобщее признание только после трудов Везалия. Леонардо первый правильно представил механизм эрекции, как наполнения полового члена кровью, а не надувания "воздушностью" — по Ибн-Сине и Мондини.

В изображениях мозга можно проследить, как Леонардо отходил, например, в представлениях об анатомии желудочков мозга от традиционного описания и изображения мозга и на основании своих наблюдений мозга человека и домашних животных приближался к действительности. Он первым представил парные боковые желудочки, а до него рисовали три желудочка, расположенные один за другим. Несмотря на это, Леонардо мало сделал для развития анатомии мозга. Это понятно, так как он не умел уплотнить мозг и предохранить его от гниения. Однако он не побоялся выступить против взглядов Ибн-Сины и Мондини о локализации психических функций мозга. Ему удалось заметить особенности строения твердой оболочки спинного и головного мозга.


Рис. 60. Грудные и брюшные внутренности, вскрытое сердце, в котором видно несколько септомаргинальных требекул в каждом желудочке. QIV, 7.
Рис. 61. Трехстворчатый клапан сердца сверху и снизую Показано прикрепление к клапану и сосочковым шышцам сухожильных нитей. QII, 8 verso.
Рис. 62. Изображение артерий тела человека в рукописи XVI века.


Рис. 63. Печеночная артерия и воротная вена. AnB, 34 verso.
Рис. 64. Поверхностные вены руки, руки и живота. AnA, 6 recto.


Рис. 65. Изображение положения внутренностей из Antropologium de hominis dignitale (Magnus Hundt. Leipzig, 1501.).
Рис. 66. Большой сальчик, подчревные сосуды и пупочная вена. AnB, 22 verso.
Рис. 67. Положение тонкого кишечника. Толстая кишка. Слепая кишка изображена с червеобразным отростком. Желудок, печень и селезенка, AnB, 14 verso.


Рис. 68. Сердце и бронхи после отмацерирования леточной ткани. QII, 1.


Рис. 69. Бронхи и легкие свиньи. Виндзор, лист 19054 verso.
Рис. 70. Гортань собаки, врисованная в шею человека. QV, 16.
Рис. 71. Мужские половые органы. QIII, 4 verso.


Рис. 72. Мозг и органы чуств из Antropologium (Magnus Hundt. Leipzig, 1501).
Рис. 73. Желудочки мозга и черепные нервы. QV, 8 recto.
Рис. 74. Желудочки и основание мозга. (QV, 7).

Леонардо считал нервы трубками, по которым течет пневма. Из некоторых его заметок и деталей рисунков вытекает, что он отметил выход спинномозговых нервов из спинного мозга двумя корешками, что он различал нервы чувствительности и движения.

Леонардо изобразил ряд головных нервов. Особенно точно представил он блуждающий нерв и нервы конечностей. Правильно нарисовано; им плечевое сплетение, тогда как пояснично-крестцовое сплетение изображено ошибочно, очевидно, по препаратам животных.

Из органов чувств Леонардо особое внимание уделил анатомии глаза, перед которым он преклонялся как художник. Однако здесь он мало отошел от описаний Ибн-Сины, изобразив хрусталик шаровидным и в центре глазного яблока.

Помимо известных всему миру полотен, Леонардо еще оставил рукописи, которые и сегодня удивляют объемом содержащихся в них знаний и открытий.

Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: "О летании и движении тел в воздухе", "О свете, зрении и глазе".

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это - своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией.

Леонардо высоко ценил опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги и проверял свои теории на практике. "…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта".

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи считал, что к истине можно придти, руководствуясь только логикой и научными наблюдениями. Леонардо не признавал "умозрительных" теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: "…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства".

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам, среди прочих авторов он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. "Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа" (Джорджо Вазари).

Таким представлял Леонардо да Винчи его первый биограф Вазари. До сих пор многие грани этого человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

В юношеские годы Леонардо, находясь в то время во Флоренции под покровительством семейства Медичи, был сначала подмастерьем одного из самых знаменитых художников Италии - Андреа дель Верроккио. Недалеко от мастерской Верроккио находилась мастерская Антонио дель Поллайоло, который написал гравюру "Битва обнаженных". Поллайоло был одним из первых художников Возрождения, который занимался в анатомическом театре, изучая мышечную систему человека. Можно полагать, что для молодого Леонардо полотна Поллайоло были первыми уроками анатомии человека. Художники Возрождения принимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле. Именно поэтому они большое внимание придавали изучению мышечной системы человека, а не устройству его внутренних органов. Известно, что Поллайоло сам производил секцию трупов, однако его больше интересовала анатомия мышц, поэтому грудная клетка, брюшная полость и череп не вскрывались.

Первоначальный интерес Леонардо да Винчи был таким же, как и у Поллайоло. Однако в дальнейшем Леонардо рассматривал анатомию не только как приложение к живописи и скульптуре. Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Сайта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело - при госпитале святого Духа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) "Anathomia". Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги.

Понимая всю сложность проведения секций, Леонардо считал анатомические зарисовки основой изучения строения человеческого тела. В своих записях Леонардо указывает о количестве проведенных им вскрытий, об условиях, в которых ему пришлось работать, и о необходимости владения рисунком, знаниями геометрии, представлениями перспективы, о необходимости быть прилежным: "И если скажешь, что лучше заниматься анатомией, чем рассматривать подобные рисунки, ты был бы прав, если бы все эти вещи, показываемые в подобных рисунках, можно было наблюдать на одном теле, в котором ты, со всем своим умом, не увидишь ничего и ни о чем не составишь представления, кроме разве как о нескольких немногих жилах, ради которых я, для правильного и полного понятия о них, произвел рассечение более десяти трупов, разрушая все прочие члены, вплоть до мельчайших частиц уничтожая все мясо, находившееся вокруг этих жил, не заливая их кровью, если не считать незаметного излияния от разрыва волосных сосудов; и одного трупа было недостаточно на такое продолжительное время, так что приходилось работать последовательно над целым рядом их, для того чтобы получить законченное знание, что повторил я дважды, дабы наблюсти различия. И если даже ты имел бы любовь к предмету, тебя, быть может, отшатнуло бы отвращение, и даже если бы не отшатнуло оно, то, может быть, тебе помешал бы страх находиться в ночную пору в обществе подобных разрезанных на части, ободранных, страшных видом своим мертвецов; и даже если это не помешало бы тебе, быть может, будет не доставать тебе точности рисунка, необходимой в подобных изображениях. И если бы ты овладел рисунком, у тебя не было бы еще знания перспективы, и даже если бы рисунок и сопровождался знанием последней, то требовался бы еще строй геометрических доказательств и метод расчета сил и крепости мышц". Здесь следует упомянуть, что многие качества, о которых упомянул Леонардо да Винчи, прежде всего были присущи ему самому.

Предпочтение рисунку в изучении анатомии выразилось в одной из дневниковых записей Леонардо: "...я человек без книжного образования...не будучи словесником, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать". В 1492 году Леонардо да Винчи покидает Флоренцию и перебирается в Милан. Дальнейший двадцатилетний период жизни принес ему признание. Леонардо уделял большое внимание пространственной конструкции сюжета картин. Его не столько интересовали передача цвета или изображение контура, сколько создание эффекта трехмерного пространства. Эффект трехмерного пространства был использован впоследствии при анатомических зарисовках - Леонардо показывал объект с четырех сторон. Многопроекционное изображение частей человеческого тела впервые было воспроизведено Леонардо и использовано в дальнейшем другими анатомами. Однако его рисунки в течение многих лет были неизвестны, а "отцом анатомии" считали Везалия (1514-1564). В медицинском учебнике "О строении человеческого тела" ("De Humanis corporis fabrica", 1543) Везалий использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи.

По мнению Роберта Уоллэйса, до Леонардо представители медицины мало интересовались анатомическими рисунками, а многие из них вовсе оспаривали их необходимость на страницах книг, считая, что они отвлекают студентов от текста. Но все рисунки Леонардо были настолько ясны и убедительны, что никто больше не смог отрицать значения рисунков в преподавании медицины и анатомии. По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. А его желание написать "Трактат по анатомии" так и осталось нереализованным.

Плодотворно занимаясь секционной работой и зарисовкой различных частей тела, Леонардо да Винчи считал тело человека и животных совершенством природы, отдавая ей приоритет в создании плоти: "Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем изобретения природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу..." Тем не менее, будучи человеком верующим, Леонардо писал далее: "...неприкосновенным оставляю священное писание, ибо оно высшая истина". А о сердце написал так: "Чудесное орудие, изобретенное верховным художником".

Изучая строение человеческого тела, Леонардо придавал большое значение сравнительной анатомии - "Описание человека, которое охватывает и тех, кто подобного ему вида, - как павиан, обезьяна и многие другие. Составь отдельный трактат с описанием движений четвероногих животных, - среди коих и человек, который также в детстве ходит на четырех ногах.... Изобрази здесь ноги медведя и обезьяны и других животных, с тем, чем отличаются они от ноги человека, и также помести ноги какой-нибудь птицы. Опиши особенности внутренностей человеческой породы, обезьяны и подобных им... используй это описание для трактата". Но, по мнению исследователей, Леонардо да Винчи допускал ошибку, характерную для его времени, находя слишком много как бы точь-в-точь совпадающего у животного и человека.

В создании анатомических рисунков Леонардо придерживался строгой последовательности. "Прежде чем ты сделаешь мускулы, нарисуй вместо них нити, показывающие положения этих мускулов, которые своими концами будут кончаться в месте прикрепления мускулов к их кости. И это дает удобнейшее понятие, если ты хочешь мускулы изобразить все, один над другим. Но если будешь делать это иначе, чертеж твой окажется спутанным". Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов...". Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи. По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции. Особое значение придает Леонардо нервам пальцев рук и ног, подчеркивая их большую функциональную важность. "Сначала нарисуешь ты кости отдельно, и немного вынутыми из сустава, дабы лучше различить очертания каждой кости порознь. Затем соединишь ты их друг с другом так, чтобы они ни в чем не отклонялись от первого рисунка, кроме тех частей, которые друг друга закрывают при соприкосновении. Когда это сделано, сделаешь ты прежний рисунок с теми мускулами, которые связывают кости. Затем ты сделаешь четвертый - нервов, которые являются носителями ощущений. Затем следует пятый - нервы, которые движут, или, вернее, дают первым членам пальцев ощущения. И в-шестых, сделаешь ты верхние мускулы ноги, в которых распределяются чувствующие их нервы. И седьмой пусть будет рисунком вен, питающих эти мускулы ноги. Восьмой пусть будет рисунком нервов, движущих концы пальцев. Девятый - рисунком вен и артерий, располагающихся между колеей и мясом. Десятый и последний должен быть готовая нога со всеми ощущениями. Ты мог бы сделать еще одиннадцатый, наподобие прозрачной ноги, в которой можно было бы видеть все названное выше".

Занимаясь препарированием периферических нервов, изучением взаимоотношения нервных стволов и мышц, Леонардо пытался представить их пространственное и функциональное взаимоотношения.

Как следует из первых зарисовок головы, Леонардо не удовлетворяли лишь внешние очертания черепа, он производил сечение черепа в трех плоскостях - сагиттальной, фронтальной и горизонтальной - представляя объемное изображение костей, его составляющих.

Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни.Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья.


Изображение черепа в горизонтальной плоскости.Точка пересечение диагоналей - вместилище общих чувств (senso commune).
Схема изображений желудочков мозга, черепно-мозговых нервов и основания черепа. Лицевая и мозговая части черепа. Лицевая часть черепа представлена рассеченной во фронтальной плоскости.

Леонардо да Винчи интересовали не только пропорции в анатомии (имеются многочисленные записи изучения пропорции различных частей тела у детей и взрослых, а его рисунок пропорций человека по настоящее время является самым популярным и воспроизводимым), но и расположение органов чувств. Согласно Мартину Клайтону (Martin Clayton) (1996), представления Леонардо о строении органов чувств соответствовали сложившимся представлениям средневековья. Он полагал, что мозг состоит из трех луковиц с желудочками, располагающимися по одной линии позади глазных яблок.

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее чувство есть то, которое судит о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими пятью чувствами. И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее.

Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние... Душа, по-видимому, находится в судящей части, и судящая часть невидимому в том месте, где все чувства сходятся и которое именуется общим чувством...".

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ-исследований. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы.



Боковая, передняя и задняя поверхности позвоночника.
Отдельно изображены I, II, III шейные позвонки.

Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, но широко стали известны гораздо позже.


Жажда знаний сделалась для Леонардо самым великим искушением. Он испытывал величайшее уважение к знаниям. А одну из записей в его дневнике можно считать напутствием потомкам: "И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет - об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай".

1

В статье рассматривается история, утаенная от множества, история о том, что на самом деле Леонардо Да Винчи был не только талантливым художником, скульптором, писателем, музыкантом, но и великим анатомом и родоначальником многих медицинских дисциплин. Знания о человеческом теле изначально использовались великим Да Винчи только лишь для построения правильных пропорций человеческого тела, то есть, можно сказать, что Леонардо интересовала только опорно-двигательная система. Но заглядывая глубже, великий гений обнаружил и для себя, и для нас, современного поколения, множество тайн человеческого тела, описал механизмы работы основных систем организма, сделал открытия, которые были неподвластны тому времени. Множество исследований Да Винчи легло в основу дальнейшего развития медицины, именно его методы использовали великие врачи и анатомы последующих тысячелетий.

биография

Леонардо Да Винчи

медицина

1. Гастев А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Мол. Гвардия, 1982. – 400 с., Ил. – (Жизнь замечательных Людей. Сер. Биогр. Вып. 9 (627).

2. Дживелегов А. Леонардо да Винчи. 3-е изд. – М.: Искусство, 1974. – 233 с.

3. Жданов Д.А. Леонардо да Винчи – анатом. – М.-Л.: Изд-во медицинской литературы, 1955.

4. Петров Б.Д. Леонардо да Винчи-естествоиспытатель. Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. – М., Наука, 1965. – С. 555 – 562.

5. Терновский В.Н. Леонардо да Винчи – анатом // Леонардо да Винчи. Анатомические записи и рисунки. – М.: Наука, 1965. – С. 539 – 554.

Что первое приходит в голову каждому из нас, когда мы слышим имя великого Да Винчи? Живописец, скульптор-вот, что скажут многие. А также замечательный изобретатель, писатель, музыкант, астроном, математик, ботаник…какие только науки не давались единственному в своем роде гению. А многие ли знали, что Леонардо являлся одним из самых выдающихся ученых в области медицины?

Его поистине считают универсальным и глубоко одаренным человеком, «человеком с другой планеты», ведь, согласитесь, не многим дано иметь настолько расширенный кругозор, а главное, уметь правильно применять его на практике.

В своей статье, будучи студенткой Медицинского института и тесно увлекающейся развитием медицины и самих медицинских наук, я хочу заглянуть глубоко в ее истоки, но начну не с начала, а с эпохи Возрождения, в которую и жил великий Да Винчи.

Согласно философским предпочтениям того времени, считалось, что тело состоит из четырех стихий (огонь, вода, воздух, земля), определяемых четырьмя жидкостями тела (кровь, флегма, черная и желтая желчь). Здоровье зависит от равновесия этих элементов в организме. Данная теория поддерживалась церковью и была основополагающей в Средние века. Но в начале XV века стали происходить изменения. Интерес к медицине возрос. В обществе укрепляется авторитет медиков, появляются медицинские факультеты при университетах, разрешены вскрытия. На практике доктора шли методом проб и ошибок.

Труды Леонардо представляют собой дневники или рабочие тетради. Полностью преобразовать и систематизировать свои рукописи мастер не успел. Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них весьма своеобразны. Это - своего рода диалоги с воображаемым собеседником, диалоги, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать с философией. Интересно, что Леонардо писал не на обычном в его время для людей науки латыни и не на литературном итальянском языке своего времени, а на простом разговорном - volgare.

Обширны и разнообразны интересы мастера к книгам. Говоря о медицине, он изучал Авиценну (Ибн Сину), Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа.

Благодаря своим навыкам создавать удивительные произведения изобразительного искусства, Леонардо сопровождал все записи в дневниках гениальнейшими рисунками, напрямую связанными с анатомией человека, и знания, которые отражались на его рисунках, явно опережали то время. Леонардо уделял огромное внимание пространственной конструкции сюжета картин, для него была особо важна передача трехмерного пространства, которую как раз он и использовал в дальнейшем в своих анатомических рисунках. К сожалению, труды великого мастера в области медицины долгое время оставались неизвестными, а так называемым «отцом анатомии» считается Везалий, который, кстати, в своих трудах, например, в медицинском учебнике «О строении человеческого тела» («De Humanis corporis fabrica», 1543), использовал тот же принцип многопроекционного представления частей тела человека, что и Леонардо да Винчи .

Занятия анатомией охватывают всю жизнь Леонардо да Винчи - первая рукопись относится к 1484 году, а последняя - к 1515. Вероятно, именно во Флоренции Леонардо впервые побывал в анатомическом театре. Свои анатомические вскрытия Леонардо да Винчи производил в госпитале Санта Мария Нова, основанном в 1255 году. При госпиталях занимались анатомией и другие флорентийские художники, например, Микеланджело - при госпитале святого Духа.

В жарком климате Италии вскрытие производили в течение нескольких дней. Считалось, что в первый день необходимо производить вскрытие живота, во второй - груди, в третий - сердца и в четвертый день - конечностей. Изучение головы начинали с рассечения скальпа, далее производили вскрытие черепа, исследовали мозг и затем обязательно - основание черепа.

Основным практическим руководством при анатомировании в средние века являлся научный труд Мондино де Люччи (1275-1325) (Mondino dei Lucci) «Anathomia». Его метод вскрытия использовали многие поколения врачей-анатомов и художников, а также и Леонардо да Винчи.

Художники Возрождения понимали анатомию человека как вспомогательное средство для правильного представления о теле, их интересовала только анатомия мышц. Первоначально интерес Леонардо был таким же. Но увлекаясь анатомией колоссально, он пошел гораздо дальше. Да Винчи удивительно точно и правильно отразил пропорции скелета человека, которые ранее изображались схематично, предположил, что крестец состоит из 5-ти позвонков (что и подтвердилось в наше время), а не из 3-х, как считали ранее. Он совершенно правильно описал лордозы и кифозы, то есть анатомические изгибы позвоночника, а также угол наклона крестца. Интересный факт: знаете ли вы, почему прямая кишка называется именно так? Да потому, что до Леонардо крестец считался прямым, то есть не имел никаких изгибов, поэтому анатомы того времени считали, что часть толстой кишки, лежащая у крестца, так же прямая .

Очень важно было то, что Да Винчи так же обозначил точное количество позвонков и разделил их на отделы. Отдельно изображал шейный отдел, отмечая первый позвонок-атлант, второй-осевой-позвонок и третий позвонок.

Большое внимание в его работах уделялось различным деформациям в скелете, так же в черепе, которые влияли на речевой аппарат. Он первым изобразил плохо прооперированную «заячью губу».

Леонардо так писал о строении костей: «…ради анатомии костей, которые нужно распилить и показать, какая полая и какая нет, которая мозговая и которая губчатая, и которая снаружи внутри толста и которая тонка, а иная имеет в некоем месте большое истончение, а в ином толста и в ином полая или заполнена костью, мозговая или губчатая».

Помимо изучения скелета, Да Винчи увлекался динамической анатомией, пытался изучить строение мышц и суставов в нагрузке и тесной взаимосвязи. Именно он предложил классификацию мышц по величине, силе, форме, а также характеристику сухожилий по способу прикрепления к костям скелета. Леонардо да Винчи первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля .

Поскольку основными методами Леонардо были наблюдения и эксперимент, которые он мог воспринимать глазами, то как раз-таки глаза как «повелители и князья прочих четырёх чувств», занимали одно из центральных мест его изучения. Да Винчи описал глаза и зрительные нервы с позиций физиологической оптики и анатомии. Никто до Леонардо не исследовал так точно строение черепа. Это позволило ему открыть воздухоносные пазухи черепа, а также изучить само строение черепа. Он производил сечение черепа в трех плоскостях, чтобы получить объемное изображение костей.

По праву Леонардо Да Винчи считают «отцом» одной из интереснейших наук: эмбриологии. Если Аристотель является отцом эмбриологии как отрасли естествознания, то Леонардо-отец эмбриологии как точной науки. Он уделял пристальное внимание этой загадочной стороне жизни- ее зарождению в ходе процессов размножения и эмбрионального развития. Именно он стал считать, что наблюдать за развитием плода следует в течение всего периода, а не в один промежуток времени .

Свои рассуждения над феноменами эмбрионального развития он закончил в 1512 году изучением зародыша в теле коров и других животных, а затем уже и в теле человека. Леонардо Да Винчи показал развитие ребенка в околоплодных водах, нарисовал его положения, внутренние органы, кровеносные сосуды, «как ребенок дышит, получая питание через пуповину». Кстати, воспроизведение эмбриона в матке до него практически не предпринималось .

«Сердце как такое - не источник жизни, а сосуд, сделанный из плотной мускулатуры, оживляемый и питаемый артериями и венами, подобно прочим мускулам. В самом деле, кровь и жилы, в нем очищающиеся, являются жизнью и питанием других мускулов… В сердце - четыре желудочка, а именно - два верхних, называемых ушками, и под ними - два нижних, правое и левое, называемые желудочками». - писал Леонардо.

Помимо прочего, Леонардо был первым, кто правильно описал работу сердца. Господствовавшая в то время теория кровообращения Галена не выдерживает никакой критики. Гипотеза кровообращения Леонардо во многом предвосхитила последующие открытия в этой области, совершенные Везалием, Серветом и Гарвеем. Конечно, Леонардо не мог изучить весь процесс кровообращения, но смог проследить его. Он превзошел Галена тем, что сделал следующее заключение: «корень всех кровеносных сосудов находится в выпуклости сердца», тогда как Гален считал началом всех сосудов печень.

Вопреки представлениям выдающихся ученых, Леонардо справедливо считал сердце мышечным органом, волокна которого он определяет, как мышечные, подчиняющиеся всем тем же законам сокращения, как скелетные мышцы. Но именно сердце он считает сильнейшей мышцей .

Конечно, перечислять успехи Да Винчи в сфере медицины можно очень и очень долго, ведь, как и говорилось выше, он был весьма разносторонним человеком. Помимо опорно-двигательной, репродуктивной, кровеносной систем он изучал и пищеварительную, и дыхательную, и физиологические функции организма, и даже явления старости и возможности омоложения.

Те системы, которые были описаны в статье, были изучены великими ученым наиболее глубоко. На основе его знаний были воспроизведены многие анатомические рисунки современных учебников, созданы модели органов человека, как отдельно, так и в системе.

Хочется добавить, что данные относятся к такой науке, как история медицины, которую необходимо знать нынешним поколениям студентов медицинского института, преподавателям и собственно врачам. Ведь на ошибках и достижениях прошлого мы творим светлое настоящее и неизведанное, но многообещающее будущее, воспитываем врачебную мораль, познаем тайну врачевания, тайну человеческого организма, начиная с молекулярного и заканчивая организменным и над организменным уровнями организации живого.

Достижения Леонардо Да Винчи являются колоссальными для развития современной медицины. Они одни их тех, которые дали толчок к новым познаниям, к новым догадкам, ведь клубок неизведанного под названием «человек» распутывают до сих пор, и согласитесь, ведь до сих пор не могут распутать. Собирая знания великих ученых воедино, систематизируя их, наука движется вперед, создавая новые лекарства от когда-то неизлечимых болезней, новейшие механизмы для проведения сложнейших операций, о которых ранее человечество даже не могло предположить. Именно достижения ученых, начиная античностью и ранее и заканчивая 21 веком, создали тот потенциал движения, который сохраняется до сих пор.

Библиографическая ссылка

Подлесных Д.К. АНАТОМИЧЕСКИЕ ЗАПИСИ И РИСУНКИ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 3-7.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18716 (дата обращения: 19.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Ему было всего шестьдесят семь лет. Его слава известного художника к этому времени уже распространилась по всей Европе. Однако есть одна сторона его жизни, о которой тогда не было известно общественности. Мало кто знал о том, как сильно интересовала Леонардо да Винчи анатомия. Его научные изыскания в этом направлении практически никому не были знакомы.

Даже в самом непосредственном окружении Леонардо да Винчи анатомия в то время не встречала должного интереса и понимания. Эта ситуация продолжалась вплоть до конца девятнадцатого - начала двадцатого веков. Именно в это время и были тщательнейшим образом изучены открытия Леонардо да Винчи в анатомии. Только после того, как ученые провели тщательный анализ его научных трудов, просмотрели тысячи и тысячи страниц записей великого художника эпохи Возрождения, стало понятно, что его научная деятельность не менее важна, чем искусство.

Неизвестные страницы жизни Леонардо да Винчи

Анатомия, оптика, геология, ботаника, гидродинамика и т. д. - все эти науки занимали в его жизни много места, уступая разве что только живописи. Этот талантливый творец имел репутацию архетипического человека, живущего в эпоху Возрождения - художника, время от времени занимающегося наукой.

Однако для самого Леонардо да Винчи анатомия, как и остальная его научная деятельность, была не менее важна, чем живопись. Последние десять лет он вообще не начинал писать новых картин. С 1508 по 1513 год художник главным образом отдавал себя науке, только время от времени возвращаясь к полотнам, начатым еще в предыдущие годы.

Больше остальных наук

Из всех научных изысканий в это время особенно занимала Леонардо да Винчи анатомия. В течение нескольких лет он активно работал с трупами, аккуратно вскрывая их для более точного понимания человеческого физического строения.

Обладавший выдающимся талантом художника и выразительным письменным стилем Леонардо да Винчи в области анатомии смог создать одно из совершеннейших исследований своего времени. Он даже уже подготовил работу к изданию, однако не успел претворить в жизнь свое намерение. Если бы его книга была издана, то изучение физического строения человека могло бы шагнуть далеко вперед, настолько велик был вклад в развитие анатомии Леонардо да Винчи. К сожалению, после его смерти все созданные этим великим человеком записи и эскизы, оставшиеся среди его личных документов, были на долгих четыреста лет сокрыты от мира.

Многогранность

До сих пор многие таланты этого человека, бесконечно одаренного, для нас остаются загадкой. В юношеские годы он, живя во Флоренции, работал подмастерьем одного из наиболее знаменитых итальянских художников - Леонардо покровительствовало семейство Медичи. Рядом с местом его работы находилась еще одна художественная мастерская - маэстро Антонио дель Поллайоло, автора гравюры "Битва обнаженных". Поллайоло стал одним из первых живописцев эпохи Возрождения, который, занимаясь в анатомическом театре, вплотную изучал человеческую мышечную систему. Летописцы полагают, что именно его полотна и стали первыми уроками для молодого Леонардо да Винчи.

Новый подход к физическому строению человека

Анатомия художниками эпохи Возрождения воспринималась как вспомогательное средство для того, чтобы иметь правильное представление о теле. Именно поэтому они уделяли большое внимание только мышечной системе. Однако ими изучалась, в отличие от Леонардо да Винчи, анатомия кратко, поскольку устройство внутренних органов человека их практически не интересовало. Известно, что и Поллайоло лично производил Однако он тоже больше занимался анатомией мышц, а потому грудная клетка, череп и брюшная полость им не затрагивались.

Первоначальный интерес

Если в самом начале своей научной деятельности и Леонардо да Винчи поступал так же, как Поллайоло, то в последующие годы он постепенно стал рассматривать физическое строение человека не только как приложение к своей любимой живописи или скульптуре.

Вообще, всю жизнь этого великого художника охватывает именно общая анатомия. Его первую рукопись историки относят к 1484-му, а последнюю - к 1515 году. Вероятно, еще во Флоренции Леонардо, впервые побывавший в анатомическом театре, начал делать вскрытия. Первое он произвел в госпитале Санта Мария Нова. Здесь изучением мышечного строения человека занимались и многие другие флорентийские художники, например, Микеланджело.

Для них основным практическим руководством служил научный труд Мондино де Люччи, жившего задолго до Леонардо да Винчи - "Анатомия". Человека вскрывали по его методу многие поколения не только врачей-паталогоанатомов, но и художников, причем в условиях жаркого климата Италии этот процесс осуществлялся в течение нескольких дней.

Считалось, что за первый день необходимо вскрыть живот, затем - грудь, на третий - сердце, а на четвертый - конечности. Изучение головы начиналось с рассечения скальпа, далее производилось открытие черепа, после которого исследовался мозг, а затем - основание черепа. В этот период жизни Леонардо создал свои первые схематические анатомические зарисовки поперечных срезов ног. Осознавая всю сложность проведения вскрытия, Леонардо считал свои наблюдения основой для изучения строения тела человека.

Записи «безумного» гения

Так как практически все труды Леонардо - это дневники, то и записи в них велись своеобразно. Они представляют собой своего рода диалоги, которые автор вел с воображаемым собеседником и где он отстаивает свое мнение, при этом приводя достаточно веские доказательства. Кроме того, в его рукописях содержатся указания Леонардо самому себе, а также рассуждения, которые напрямую можно связывать с философией.

Его интересовали сердце, опорно-двигательный аппарат, скелет и мышцы. Леонардо первому удалось правильно и удивительно точно нарисовать формы и, главное, пропорции всех составляющих костную систему человека. Все предшествующие этому изображения скелета, как правило, были условными, схематичными или весьма примитивными.

Только на основе собственного опыта

Леонардо очень высокое значение придавал опыту, поскольку практически всему обучался самостоятельно. Он, читая книги, затем проверял свою теорию на практике. Этот гениальный творец считал, что все должно быть создано «на основе опыта». Во всех аспектах, которые рассматривал Леонардо да Винчи - ученый, анатомия является первостепенной. При этом практически везде в его записях прослеживается поиск единственно верного ответа. Леонардо, считавший, что истину можно найти, руководствуясь одной только логикой или научными наблюдениями, категорически не признавал «умозрительных» теорий. Поэтому в основу всех своих исследований, в том числе и познания строения человека, он ставил такую фундаментальную науку, как математика.

Ошибки и заблуждения

Знаменитая картина Леонардо да Винчи, на которой изображена человеческая анатомия, по мнению ученых, невероятно точна, правда, с одним исключением, касающимся женской репродуктивной системы. Но это объяснимо, поскольку в эпоху Возрождения проводить вскрытие женских трупов было проблематично.

Несмотря на то что этот итальянский художник изучал анатомию только для того, чтобы более усовершенствовать свои картины, на которых изображены тела людей, ему удалось привлечь больше внимания к этой дисциплине.

Гений во всем, Леонардо пытался понять то, как «работает» человеческий механизм. По мнению ученых, он смотрел на окружающих его людей именно так, как механик видит автомобиль. Дело в том, что, изображая человеческую натуру в своей живописи или скульптуре, художник хотел быть максимально правдоподобен, ведь именно это позволило бы ему быть не просто очень реалистичным, но и вообще - творцом особенным, запоминающимся.

Анатомия в эскизах

Этот флорентийский художник не просто создавал наброски человеческих частей тела или мышечных групп, но и показывал их в своих эскизах в разрезе. При этом каждый рисунок сопровождался необходимыми для понимания записями. И обязательно Леонардо отзеркаливал их, поскольку владел этим способом в совершенстве. Именно последнее и добавляет сложность для изучения, затрудняя работу ученых, кропотливо изучая научное наследие да Винчи. Сегодня, спустя четыре столетия, все его записи и эскизы тщательно оцифрованы и представлены на всеобщее обозрение. Глядя на них, можно однозначно сказать, что заслуги Леонардо да Винчи в анатомии огромны, поскольку именно ему удалось досконально изучить человеческое тело в свое время.

При этом ни одному органу, за исключением только глаз, художник и ученый не посвятил столько эскизов и записей, как сердцу. При этом он опроверг галеновское представление о том, что от этого органа берут свое начало вены. Кроме того, Леонардо да Винчи являлся противником теории о двух желудочках, совершенно верно полагая, что клапаны делят сердце на отделы. Нужно сказать, что Мастер не имел ни малейшего представления о системе кровообращения, когда проводил исследования.

Значимость вклада

Этот флорентийский гений считается основателем науки под названием динамическая анатомия. После Галена в течение тринадцати веков почти ни одного нового исследования, касающегося строения человеческого тела, не было, а потому его работы считались догмой. Первые анатомические наблюдения да Винчи по своему характеру близки к трудам Авиценны, тогда как последние - Везалия.

Собственноручно изготавливая препараты, великий Мастер вводил все новое в изучение внутренних органов. Именно им была изобретена стеклянная модель для изучения сердечных клапанов. Художник первым стал делать распилы костей скелета вдоль и поперек, тем самым определив его пропорции. Вклад Леонардо да Винчи в анатомию трудно переоценить. Именно он стал автором первых изображений органов человека в самых разных ракурсах. Свои рисунки он называл dimonstrazioni.

Достижения

Леонардо первым в истории науки анатомии предположил, что человеческий крестец состоит не из трех, а из пяти позвонков, ему удалось правильно описать его угол наклона крестца. Им же впервые были рассмотрены и такие анатомические особенности нашего тела, как наклон или изгибы ребер, являющиеся очень важными для понимания механизма дыхания, а также наклонения таза.

Именно Леонардо удалось правильно подсчитать, что в нашей стопе имеется двадцать пять костей, при этом он не испугался пойти в противостояние с трудами Авиценны и Галена, считавших, что их двадцать шесть. Художник первым смог правильно нарисовать и суставные поверхности. Кроме того, Леонардо удалось описать и ряд анатомических особенностей человеческого скелета, связанных с нашим прямохождением: к примеру, косое положение бедренной кости по отношению к вертикали.

Его анатомические рукописи, представляющие собой высказывания, много столетий были доступны ученым. И хотя сегодня одни из них наука подтверждает, а другие опровергает, как, например, его несуразную теорию о крови, тем не менее, несмотря на определенные ошибки в исследованиях, трудно переоценить вклад Леонардо да Винчи в анатомию как науку.

Гармония жизни

Благодаря Леонардо да Винчи анатомия и медицина сегодня шагнули далеко вперед. Однако он совершенно негативно относился к врачам. Будучи человеком выдающимся, этот художник и ученый как никто видел неумение и невежественность тогдашних лекарей.

Сегодня все его зарисовки являются собственностью British Royal Collection - Британской королевской коллекции. Современная анатомия, вращающаяся вокруг таких новых методов визуализации, как магнитно-резонансная томография или изучение строения человека на микроскопическом уровне, конечно же, шагнули далеко вперед. Такие области высот не были доступны Леонардо, однако флорентийскому художнику все-таки удалось достичь того, к чему ученые пришли только спустя несколько десятилетий.

Например, его эскизы, изображающие человеческие эмбрионы, практически полностью соответствуют тому, что сегодня показывает ультразвук, а изображения плеча, сделанные да Винчи, выглядят практически так же, как и их современные трехмерные визуализации.

Многое из того, что сделал Леонардо, доподлинно отражало суть вещей так, как стало доказано спустя много десятилетий после того, как это представил великий флорентийский живописец эпохи Возрождения.



Планирование беременности