План сценарий тренинга на командообразование в доу. Тренинг командообразование
Коммуникативный тренинг.
Программа тренинга командообразования.
Принятие правил, установка на работу.
Участники принимают правила, по которым будет проходить тренинг, настраиваются на совместную работу. Принятие правил является важным элементом дальнейшей работы команды и после тренинга.
Основной свод правил:
Персонификация высказываний (отказываемся от безличной речи: Я считаю, по-моему, Саша меня не понял). Недопустимость непосредственных оценок личности (при обсуждении происходящего мы оцениваем не человека, в только его действия и поведение). Активное участие в происходящем. Уважение к говорящему. Правило поднятой руки.
Правила подробно объяснить, дать ответы на возникшие вопросы. Дополняете свод правил при необходимости, общим голосованием.
Прописать план работы на день.
Заполнить анкету участника, диагностическую анкету.
Блок упражнений на знакомство.
* СНЕЖНЫЙ КОМ.
Участники группы сидят в кругу.
Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.
* МЕНЯ ЗОВУТ…. Я УМЕЮ ДЕЛАТЬ ТАК…
Участники группы стоят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди назвать свое имя и показать, что особенного он умеет делать, сделав шаг вперед, внутрь круга. Первым начинает ведущий.
Например, « Меня зовут Наташа, я умею делать вот так … (например, приседает)».
*ИМЯ + АССОЦИАЦИЯ
Участники по кругу называют ассоциацию на свое имя. Задача остальных догадаться, что это за имя.
*ТУАЛЕТНАЯ БУМАГА
Тренер держит в руках рулон туалетной бумаги и предлагает членам группы отмотать себе столько бумаги, сколько они посчитают необходимым. Рулон туалетной бумаги пускается по кругу, после чего ведущий сообщает участникам следующее задание. «Теперь вам необходимо взять свою бумагу и наматывая её на руку (на каждый оборот) рассказывать какой – либо факт из своей биографии, о своих способностях или качествах».
Блок упражнений на группового взаимодействия.
*СЧЕТ (выполняется 2 раза, в начале тренинга, а затем в конце. Смотрим динамику)
Тренер ведет счет до N цифры (сколько участников) по порядку: «один, два, три…». Каждый раз должно подняться столько участников, сколько тренер назовет. Т. е. на «один» поднимается один человек, на «два» два человека. Если поднимается больше или меньше положенного, то счет ведется с той цифры на которой участники сбились.
Обсуждение. Не обязательно по кругу и каждому, говорят те, кто хочет.
- Сложности. Анализ стратегии действий группы Выработка эффективной стратегии.
СЛОВО ХОРОМ
Участникам дается задание. Скажите хором какое-нибудь слово. Начали.
ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
По кругу раздаются буквы (весь алфавит). Т. о. у каждого участника, оказывается, по 2-3 буквы. Тренер в упражнении не участвует, он зачитывает предложение. Например: «У меня сегодня очень хорошее настроение и я рад, что попал на фестиваль». На каждую букву слова должен подниматься и тут же садиться человек, чью букву назвали.
*ПОВЕРНУТЬСЯ В ОДНУ СТОРОНУ
Участники группы делятся на две команды. Эти команды встают в колону напротив друг друга. Ведущий дает следующую инструкцию. Сейчас по моему сигналу, вы будете поворачиваться на 90 градусов в любую сторону, в какую вам захочется. Ваша задача заключается в том, что все члены одной команды (не договариваясь) должны повернуться в одну сторону. Побеждает та команда, которая сделала это первая. (Упражнение повторяется несколько раз.)
*ЭВОЛЮЦИЯ
«Представьте себе эволюционную лестницу: амебы, тараканчики, чайки, обезьяны и люди. Сейчас вам предстоит пройти эту лестницу играя в «камень-ножницы-бумага». Итак, на первом этапе вы все амебы (разводят руками, как будто плывут) и играете с другими амебами , если вы выиграли, то превращаетесь в тараканчиков (вертят указательными пальцами над головой, изображая усики) и играете в «камень-ножницы-бумага» только с тараканчиками, если опять выиграли, то с чайками (машут руками как крыльями, издавая крик птиц) и так далее пока не дойдете до человека. Когда участник проигрывает, то остается на той же эволюционной лестнице». Т. о. у вас остается одна амеба, один тараканчик, одна чайка, одна обезьяна (бьют кулаками в грудь) и все остальные люди.
Упражнения на толерантность (из тренинга толерантности)
*ЧЕМ МЫ ПОХОЖИ.
Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников, с которым как он считает имеет что-то общее. Например, «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.). Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
*КОМПЛИМЕНТЫ.
Ведущий предлагает участникам предлагает придумать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
ПОСЛЕ ОБЕДА.
Блок упражнений на общение.
ПРЕВРАЩЕНИЯ.
Цель: самопознание и самовыражение с помощью метафорических средств.
Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения:
«Если бы я был книгой, то я был бы…(словарем, томиком стихов…);Если бы я был едой, то я был бы …(кашей пирожком, картошкой…). (Другие варианты – песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта…)
Все отвечают по кругу.
СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД ИЛИ СУПЕРМАРКЕТ .
Из группы выбираются 3-4 добровольца, которые покидают аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:
Представьте себе, что вы – группа людей, планирующих хорошо отдохнуть в ближайшие дни. Вы не ограничены никакими рамками, поэтому пришли в великолепный супермаркет, чтобы подобрать себе все необходимое для будущего похода. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, которые начинаются на букву… (например, «С»: сапоги, суп, софа, солярка и т. п.). Но помните, что те, кто обслуживают вас, не знают об уговоре. Их задача заключается в том, чтобы без вашей подсказки понять, какие товары вы возьмете с собой в дорогу.
Затем приглашается группа «обслуживающего персонала» с просьбой обслужить необычных клиентов. Причем, не забудьте, что «клиенты» должны только утвердительно или отрицательно отвечать на предложение товаров.
Уважаемые покупатели, мы предлагаем вам палатки… Нет? Тогда, может быть, рюкзаки? … И т. д.
Сколько времени потребуется группе на вычленение информации на слух? Какими средствами они воспользуются для решения поставленной задачи?
Игра развивает умение анализировать разные каналы получения информации (слух, зрение и т. д.). Игра привлекательна еще и тем, что в ее процесс вовлечены все участники, а решение находится небольшой группой участников.
*Я ДАРЮ ТЕБЕ…
Суть игры: в течение нескольких минут дарить самые невообразимые подарки. Однако при этом соблюдаются следующие условия:
В начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: Спасибо, (ИМЯ) за подарок…(называем подарок). Подарок должен быть необычным. Участники встают в круг и, поворачиваясь по очереди к своему соседу слева дарят свой подарок, например:
Марина, я дарю тебе радугу.
Спасибо, Саша, за радугу. (поворачивается и продолжает) Вика, я дарю тебе вот этот куст. И т. д.
Когда круг «пройден», подарки дарятся соседу справа. Главное – не повторять в своем подарке кого-то. Игра, помимо информационной нагрузки, учит не бояться прямого включенного контакта, умению импровизировать, сосредоточенности и доброжелательности.
*СОБЕРЕМСЯ ВМЕСТЕ.
Участники разбиваются на две или более команды Ведущий предлагает задания:
Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени.
Построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.)
Найти свой способ построения группы.
Какая группа быстрее реагирует на задания? Какая нашла наиболее интересный способ самоклассификации? И т. д.
*ТЕЛЕГРАММА
Кто из нас не посылал телеграммы? Что в ней является главным? Конечно же лаконичное, эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:
Б Т Л В Д К М П З Х О (подбор букв может быть самым разнообразным).
Задание: составить такой текст телеграммы, в котором каждое (значимое) слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на Б, второе на Т и т. д.
Например:
Большие Томаты Лежат под Вагоном. Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей. Хотел бы Орангутанга.
Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.
Вопросы к обсуждению: чья телеграмма оказалась смешнее? Ужаснее? Жизненнее? Экспрессивнее? Как влияют незначительные части речи , знаки препинания на содержание? Легко ли было работать в группе при составлении телеграммы?
«ПОСЛОВИЦЫ»
Участники делятся на две команды. Первая команда, в тайне от второй загадывает пословицу или поговорку. Один человек из первой команды, с помощью невербальных форм общения (жестами, мимикой и т. д.) передает второй команде содержание пословицы или поговорки. Вторая команда должна назвать загаданное. Затем наоборот.
Каждая команда загадывает по 3 раза. Можно посчитать очки и назвать команду-победительницу.
Игра направлена на сплочение, развитие навыков работы в группе и навыков невербального общения.
Блок игр на сплочение.
*"Узелки".
Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.
Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.
"Сидячий круг".
Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.
Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.
*"Прогулка слепых".
Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты, расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т. д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.
Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание).
Обсуждение
Блок упражнений на взаимодействие.
* «Построить дом».
В течение 15 минут членам команды предлагается построить дом из того, что есть под рукой, то есть находится в зале для занятий (стулья, столы, вешалки , бумага и пр.). Также можно использовать и самих себя: изображать отдельные части дома.
Мудрая поговорка гласит: «Настоящий мужчина должен сделать в своей жизни три главных дела: построить дом, посадить дерево, вырастить сына», - говорит ведущий. –Сейчас мы займемся первым делом. У команды есть 15 минут для того, что согласованно и слаженно построить дом из подручных материалов, в том числе из самих себя. Дом должен быть удобным, просторным, функциональным. В нем должно найтись место для каждого из вас. В состав дома входят:
- Фундамент; Стены; Крыша; Дверь; Окна; Внутреннее пространство: комнаты, мебель, интерьер; Небольшой садик около дома.
Вам необходимо быстро определиться с руководителем строительства, - продолжает ведущий, - и распределить обязанности: кто и что строит. Строить можно, повторяю, из того, что есть в этой комнате, включая самих себя. Через 15 минут ваш дом будет готов!
Обсуждение
БОЛОТО
Болото в этой игре представляет собой большое поле размером 6 квадратов на 6 квадратов - по типу «классиков». Это поле ведущий заранее рисует на полу(выкладывает на полу 36 листов бумаги).+ Если такой возможности нет, можно заготовить многоразовое «болото», склеив его из полосок бумаги. Для себя ведущий готовит тайную бумажку, на которой зафиксирован безопасный маршрут через болото. Например, он может выглядеть вот так.
Инструкция
Вашей группе предстоит перебраться через болото. Оно перед вами. Сделать это будет не просто. Прежде всего, выполнять это задание нужно молча. За каждое слово, произнесенное кем-либо из участников, будет наказана вся группа: упражнение придется начать выполнять заново.
Болото вы будете переходить по кочкам. Их не видно, но вы узнаете о них от ведущего. Если клетка, на которую вы встали, - это кочка, ведущий промолчит. Если - трясина, ведущий скажет: «Буль!» - участника засасывает болото, и он возвращается на берег.
Следующий участник пойдет по тем клеткам, про которые уже точно известно, что они - «кочки» (в строго определенном порядке!), и попробует найти следующую, новую «кочку». Он будет продвигаться вперед, пока не услышит «Буль!». «Утонув», он вернется на берег и уступит место следующему участнику.
На поле может находиться только один человек. Остальные - либо еще стоят на берегу, либо уже перебрались через болото. Помните: перебраться должна вся группа, а за нарушение правил, все участники возвращаются на этот берег.
*ВЕРЕВКА
Группе по команде тренера нужно будет завязать глаза и не разговаривая найти в комнате спрятанную веревку. Если группа не справляется с заданием, то разрешается задать внутри группы 3 вопроса и продолжить поиски снова. Если группа находит веревку она должна построить из нее равносторонний треугольник. Причем второе задание (про треугольник) говориться только тогда, когда группа найдет веревку. В ходе выполнения упражнения тренер следит чтобы участники не разговаривали и при построении треугольника может сказать «Все уверены, что треугольник равносторонний? Никто не хочет проверить?».
Обсуждение. Ваши ощущения. Была ли мысль, что ну удастся построить треугольник или найти веревку?
*ДОЖДЬ
Тренер выходит в центр.«сейчас я буду делать движения, ваша задача повторять за мной только тем, на против кого я встану. Причем это движение вы должны делать до тех пор, пока я к вам снова не вернусь, пройдя круг». Тренер проходит круг останавливаясь на против каждого. Первый круг - потирание ладоней; второй – хлопки по коленям (поочередные), третий – хлопки в ладоши, четвертый - хлопки по коленям, пятый - потирание ладоней. По завершению упражнения тренер может спросить, на что эти звуки похожи.
*НЕВИДИМАЯ СВЯЗЬ.
Для проведения этой игры ведущему потребуется моток прочных толстых нитей (главное, они не должны сразу рваться при сильном натяжении).
Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.
Известно, что давным-давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода. Поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие . И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришел, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.
Менялись поколения, а мудрей все жил среди людей. И они ощущали себя под его защитой.
И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошел всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец. Насколько разными были эти люди, их характеры, привычки, желания и стремления.
«Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять?» - размышлял он
И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.
Воистину, нить эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно не заметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примирении оборванные концы нити связывались вновь. Только узелок напоминал о прошлой ссоре.
Что люди сделали с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение. Кто-то не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатым». Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.
Ведущий на последнем участнике игры, стоящем в кругу, отрезает нить от мотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.
Дорогие друзья! – обращается ведущий к участникам игры. – Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет ее на себя… Она натянется и станет «резать» руки. Такие отношения некоторые называют «натянутыми»…
- А если, - продолжает ведущий, кто-то потянет нить на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем… Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то в совсем неустойчивом. О таких ситуациях говорят «он тянет одеяло на себя».
- Некоторые люди, - продолжает ведущий, предпочитают надевать эту нить себе на шею. Хотите попробовать? Те, кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях говорят «посадил себе на шею».
- Разные эксперименты можно проводить с этой нитью , продолжает ведущий,- собственно многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, наденут на шею, или вообще отпустят. На это ли рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок? Наверное, нет…
- Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела. Спасибо!
Вопросы для обсуждения игры «невидимая связь».
Каковы ваши впечатления от соприкосновения с чудесной нитью, подарком мудреца? Что было легко, что трудно, в этой игре? Чему эта игра может научить команду?
**СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА
Участники группы делятся на две команды, которые встают в колону напротив друг друга, образуя узкий коридор. Ведущий дает следующую инструкцию. «Сейчас каждый из вас по очереди пройдет по этому коридору с закрытыми глазами. В это время другие члены команды, должны сделать что–то приятное этому человеку (проходящему мимо них по коридору) Поцеловать, погладить, сказать что – то ласковое…»
Обсуждение
*СЧЕТ
Упражнение проводится еще раз. Показатель эффективности.
обсуждение
Заканчивая тренинг.
Обсуждение итогов работы на тренинге.
- Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше настроение? Как? Какие выводы вы для себя сделали?
В конце ведущий обязательно должен настроить участников на плодотворное сотрудничество, а может быть и дольше.
Вся работа ведущего с группой должна быть направлена на выработку позитивного настроя.
Придумать визитку команды (название и кричалку)
Копилка упражнений:
Я не тормоз – мы заметили.
Группа становится в круг, рассчитывается по порядку. (1, 2, 3, ……. 15). Каждому члену группы достается свой порядковый номер (цифра), который не меняется до конца игры, не при каких обстоятельствах. Один из участников размещается в центре круга и становится ведущим. Ведущий говорит фразу: «Я не тормоз». На что группа дружно отвечает: «Мы заметили». После этого ведущий называет две цифры, которые между собой должны поменяться местами. Задача ведущего заключается в том, что бы успеть встать на место одной из названных цифр. А участники, цифры которых назвали, должны успеть поменяться между собой местами. Тот, кто не успел, занять новое место становится ведущим.
Коллективный хрюк.
Участники встают в плотный круг, кладут руки на плечи соседям. Цель – сделать коллективный хрюк в двойную петлю (по кругу и обратно). Главное чтобы хрюк не прерывался смехом, иначе он запускается снова.
Сантики-фантики.
Участники встают в круг. В центр выходит ведущий и закрывает глаза, в это время участники жестами выбирают человека, который начинает делать любое движение. Ведущий открывает глаза и определяет за кем повторяет группа, а группа в это время повторяет вслух: «сантики – фанитики - лимпомпо». Причем человек, которого выбрала группа должен через каждые 6 секунд менять сои движения (движения делаются в такт слов).
Подмигивалки.
Члены команды делятся по парам (желательно по гендерному признаку), встают в круг, образуя внешний и внутренний круг. (Построение по типу игры «Третий лишний».) Один человек остается без пары - он и становится ведущим. Задача ведущего заключается в том, чтобы переманить себе в пару участника, стоящего во внутреннем кругу, подмигивая ему. Задача игроков внешнего круга не отпустить свою половинку. Тот, кто остался один становится ведущим. Позже участники внешнего и внутреннего круга меняются между собой местами.
Люди к людям.
Все участники разбиваются по парам (мальчик - девочка). Один человек должен быть без пары, он выходит в круг и начинает строить скульптуру из сформировавшихся пар так чтобы им было трудно устоять на месте. Построив скульптуру, он считает до пяти и потом говорит фразу: «Люди к людям» после которой пары меняются партнерами. Например: «Нос ко лбу, правая рука к спине, левая нога к правой коленке. 1, 2, 3, 4, 5, люди к людям!»
Шушукаться.
Из группы выбирается доброволец, который покидает аудиторию. Остальным предлагается следующее задание:
Выбрать любой глагол (гулять, спать, кушать) и заменить его словом шушукаться. Ведущий возвращается к группе и задаёт разнообразные вопросы, помогающее определить какое слово загадала команда. Группа отвечает на все вопросы, заменяя загаданный глагол словом «шушукаться».
Например, ведущий может спросить: «В какое время суток вы любите шушукаться?», «С кем ты любишь шушукаться?» «Когда ты последний раз шушукался?»
Тридцать три.
Команда встает в круг, после чего по порядку (по кругу) должна досчитать до 33. Заменяя цифры, делящиеся на три и в которых есть цифра три (3, 6, 9, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 27, 30, 31, 32, 33) выражением – «У меня очень хорошее настроение». Если один из участников ошибается, игра начинается заново. Упражнение продолжается до тех пор, пока команда без ошибок не досчитает до 33.
Колпак.
По кругу проговаривается фраза: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак, а если не треугольный, то это не мой колпак». По одному слову на участника, убыстряя темп. Первых два круга просто проговаривается эта фраза, на третий и четвертый круг слово «колпак» заменяется жестом (ладонь не голову), на пятый и шестой слово «мой» (ладонь на грудь), на седьмой и восьмой слово «треугольник» (в воздухе двумя указательными пальцам рисуют треугольник). Те участники, что терялись или путались садятся в круг. Игра ведется до победителя.
Материал для проведения тренинга:
1. Туалетная бумага (8 рулонов).
2. Ватман (16 листов).
3. Маркер (8-16 штук), ручки.
4. Бумага формата А – 4.
5. Толстая веревка (8 штук по 10 метров)
6. Тонкие нитки (моток).
7. Скотч малярный (2 штуки).
8. Карточки с буквами, для упражнения «Телеграмма».
9. Карта - схема для упражнения «Болото».
Ш кола - место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой - манит и привлекает. Задача педагогического состава - сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной.
К сожалению, в школьной среде под «учебной группой» чаще всего понимают некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. В этом случае встает вопрос: ради чего ребенок ходит в школу? Посещает ли учащийся ее «для галочки», ради оценки или сознательно, для получения необходимого образования?
Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.
Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью тренинга командообразования.
Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:
Информационные тренинги,
Поведенческие тренинги,
Тренинги самосознания и личностной идентификации.
Информационные тренинги командоообразования. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?
Уровневая пирамида тренингов командообразования
Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «Журнала выпускника». Тренер собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске журналов. Проясняет им цель создания журнала, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания журнала. Во время работы над задачей тренер наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.
Поведенческие тренинги командообразования. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему.)
В предыдущем примере с редколлегией тренер только информирует ребят о том, кто какую функцию будет выполнять и какова будет его роль в создании журнала. В поведенческом тренинге тренер разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания журнала. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-журнал прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа тренера будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой (учителями, родителями, другими учениками и др.).
Тренинги командообразования , направленные на самосознание и самоидентичность каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация учебной мотивации учащихся, создание ценности учебного заведения в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции учащихся и др.
Основные вопросы, с которыми работает тренер, - почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис.). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого учащегося и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.
Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение - выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.
Специально для лицейских классов нового набора (ГОУ «Лицей № 1535» г. Москвы) нами был создан тренинг командообразования третьего типа.
По окончании такого тренинга ученик должен знать :
Как зовут каждого из его одноклассников, присутствующих на данном тренинге;
Цели, задачи, связанные с дальнейшим обучением в школе, свои и каждого из его одноклассников;
Какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;
Стратегию успешного обучения в школе.
На основании материалов тренинга ученики должны уметь :
Отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;
Вырабатывать стратегию успешного обучения в школе (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в учебной группе);
Рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.
Школьники должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с учебным процессом. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в классе, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его одноклассниками.
ПРОГРАММА ТРЕНИНГА
Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение класса по актуальным темам, поднятым на тренинге.
ЗНАКОМСТВО
«Сбор ожиданий»
Цели: сбор информации.
Время: 10 минут.
По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга
«Снежный ком»
Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.
Время: 10 минут.
Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.
«Меняются те, кто….»
Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.
Время: 5 минут.
Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.
«Я плюс ты наоборот»
Цели: более детальное знакомство лицеистов друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.
Время: 30 минут.
Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.
Мини-шеринг
Цели: эмоциональное отреагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).
Время: 5 минут.
Проводится в свободном режиме.
1 час.
Перерыв - 10 минут.
ОСНОВНОЙ БЛОК
«Ручки»
Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск классом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.
Время: 15 минут.
Необходимо взять ручки. Объединиться по парам. Удерживая ручки только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив ручки. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем классом.
Индивидуальное задание
Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с обучением в лицее.
Время: 10 минут.
Каждого из участников тренинга просят в полном молчании написать сочинение на тему «Что будет результатом моего образования в лицее?».
Работа в малых группах
Время: 20 минут.
Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей обучения, наиболее значимых для всех в малой группе.
Общий шеринг
Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) обучения в лицее для данной учебой группы; эмоциональное отреагирование.
Время: 15 минут.
Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.
Результат шеринга: общий список целей (результатов) обучения в лицее данной учебной группы в целом.
Время проведения этой части тренинга: 1 час 10 минут.
Перерыв - 20 минут.
«Вброд с закрытыми глазами»
Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров класса; выявление ценности командных отношений.
Время: 30 минут.
Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Учащихся просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше учащиеся подходят к одной из линий.
Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему классу необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь класс возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, класс также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь класс окажется в пункте В».
Шеринг
Цели: эмоциональное отреагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».
Время: 10 минут.
Обсуждение впечатлений. Как это было? Что и как удалось/ не удалось? Что помогало/мешало достижению цели? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь?
Мозговой штурм.
Тема «Идеальный староста»
Цели: описание качеств идеального старосты; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли старосты в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.
Время: 20 минут.
Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.
1. Вводит основные правила:
Не критиковать;
Выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;
Продолжать и развивать прозвучавшие идеи;
Предлагать как можно больше вариантов - чем больше идей, тем лучше;
Размышлять вслух.
2. Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.
3. Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:
Ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);
Сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);
Оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);
Подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).
Последний пункт тренер проводит в рамках обсуждения.
Непосредственного участия в дискуссии тренер не принимает.
Представление результатов работы группы
Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.
Время: 10 минут.
Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Тренер задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.
Процедура выбора старосты
Цели: актуализация выбора; легитимность выбора старосты.
Время: 10 минут.
Тренер предлагает каждому на листочке записать три фамилии учеников, каждый из которых мог бы стать старостой. Тренер сам подсчитывает голоса (при детях на доске).
Итог дня. «Свечка»
Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.
Время: 10 минут.
Обсуждение проводится в свободном режиме.
Время проведения этой части тренинга: 1 час 30 минут.
Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).
Заключение
По неутешительной статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.
Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может дать школе? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.
Статья подготовлена при поддержке проекта «Endoctor». Если Вы решили проконсультироваться о состоянии своего здоровья, то необязательно сразу бежать записываться к врачу. На сайте www.Endoctor.Ru вы сможете, не потратив много сил и времени, воспользоваться услугой «Бесплатная консультация эндокринолога онлайн ». На форуме вы также найдете огромный архив полезной информации о поддержании здоровья и симптомах различных заболеваний.
Цель: знакомство с участниками смены, создание обстановки принятия и доверия в группе.
1) Введение / Знакомство;
Цель: сообщить членам группы тему занятия, его цель и задачи, обосновать актуальность проблемы и организовать знакомство с участниками.
Ведущие сообщают:
- общие цели и задачи предстоящей работы;
- как будет организована групповая работа и психологические акции;
- принципы и правила работы.
2) Обсуждение и принятие правил работы в группах:
Цель: сделать общение в группе максимально комфортным для каждого участника.
Важно, чтобы группа приняла предложенные правила и предложила свои. Правила необходимо выработать вместе с группой.
Принципы общения:
1 Добровольность;
2 Общение на равных;
3 Здесь и теперь;
4 Активность.
Правила общения:
- 1. Право говорящего;
- 2. Правило поднятой руки;
- 3. Безоценочность;
- 4. Конфиденциальность;
- 5. Правило пирога (регламент).
3) Ритуал приветствия «Бег ассоциаций»
Каждый участник по кругу называет ассоциацию, которая возникает в ответ на слово или словосочетание, касающееся темы занятия. Например, ведущий говорит - «Знакомство», участники называют: «улица», «встреча», «общение», «напряжение»…При необходимости ведущий подводит резюме высказываниям участников.
Ритуал окончания занятия «Большие шаги».
Цель: создание психологической границы между занятием с элементами тренинга и другими формами работы.
Инструкция:
1. Группа становится в круг. Ведущий также может участвовать в игре. Каждый кладет руки на плечи соседа.
2. Участникам сообщается, что все должны будут сделать пару огромных шагов в направлении центра круга, но только по команде.
3. Готовясь к первому шагу, все высоко поднимают левую ногу. Ведущий говорит: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает первый шаг.
4. При подготовке ко второму шагу все высоко поднимают правую ногу. Ведущий повторяет команду: «Раз, два, три... Шагаем!», и группа делает второй шаг.
5. Вполне вероятно, что теперь в круге стало довольно тесно, но все-таки добавляется третий шаг. Насколько возможно, все поднимают левую ногу, Ведущий дает команду к последнему шагу... После этого шага все игроки окажутся плотно прижатыми друг к другу.
После ритуала прощания, вопросы, поднятые на занятии не обсуждаются.
«Сменяющиеся команды».
Цель: раскрепощение участников встречи, создание неформальной обстановки общения.
Подготовка.
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. Вам понадобится свисток (или колокольчик).
1. Дайте сигнал (свистните или позвоните в колокольчик) и крикните, например, «Четверки!». Это означает, что игроки должны как можно быстрее образовать группы по четыре человека в каждой.
2. Как только команды появились, назовите действие, которое должны выполнить игроки, например, «пожмите каждому руку и представьтесь друг другу», затем подайте следующий сигнал.
3. Следите за тем, чтобы каждый раз по Вашему сигналу образовывались новые команды. Предлагайте новые действия, интересные темы. Основная идея игры заключается в том, чтобы участники все время находились в движении, общались и разговаривали с как можно большим количеством людей.
4. Возможные варианты раундов представлены ниже:
▪ «Тройки!» — участники берутся за руки и рассказывают друг другу, какие запахи им особенно нравятся;
. «Шестерки!» — игроки выставляют вперед правое плечо, каждый говорит о том, что умеет хорошо делать;
. «Четверки!» — все члены команды поднимают руки над головой и сообщают о месте своего рождения;
. «Пятерки!» —игроки поднимают брови, каждый говорит о том, кого считает лучшим из мужчин или прекраснейшей из женщин;
. «Семерки!» —попытавшись пошевелить ушами, члены группы рассказывают друг другу о звуках, которые им приятно слышать;
. «Двойки!» — игроки хлопают себя по плечу и вслух вспоминают свои достижения за прошлый год;
. «Восьмерки!» — каждый участник, почесав подбородок, задает какой-нибудь волнующий его вопрос.
5. В конце занятия игроки собираются в середине комнаты, выстраиваются в круг и обхватывают за талию стоящих рядом. Ведущий предлагает всем сделать шаг вперед, чтобы круг стал настолько тесным, насколько это возможно, и громко крикнуть: «А-а-а!»
6. После упражнения проводится совместное обсуждение. Ведущий предлагает представить каждому участнику человека, сидящего слева от него (указав имя, что особенно запомнилось), либо задает вопрос: «Что интересного, необычного вы узнали о присутствующих здесь людях?»
Программа проведения игрового тренинга на командообразование
Упражнения на знакомство внимание:
1. «Снежный ком» - упражнение на знакомство и внимание. Первый участник называет свое имя и какое-либо простое действие (ассоциацию, качество и т.д), характеризующее его. Следующий участник повторяет тоже самое и добавляет свое, следующий …
2. «До сорока». Участники стоят в кругу. Ведущий даёт задание: «Начнём считать по кругу. Тот, на кого приходится число, кратное трём, произносит цифру и подпрыгивает». Упражнение проходит до сорока; если происходит ошибка на каком-либо участнике, все начинается сначала.
Упражнения на доверие:
3. «Поддержка». Участники разбиваются на пары; впереди стоящий участник скрещивает на груди руки и закрывает глаза. По команде тренера этот участник должен, доверившись партнеру, упасть назад. Сзади стоящий должен поймать его (расстояние нужно варьировать). Упражнение проделывается 4-5 раз, затем участники меняются ролями.
4. «Восковая палочка» - упражнение на доверие. Участники становятся в круг,(в центре находится один из участников), закрывает глаза, скрещивает на груди руки в замок и замирает). Остальные участники медленно передают его по кругу друг другу, контролируя руками стоящего в кругу. Затем происходит смена.
5. «Свободное падение» - очень интересное упражнение на доверие. Участник становится на стул спиной к группе из четырех человек, взявшихся за руки в замок. После чего он свободно падает, а группа его ловит. Цель упражнения добиться ощущения доверия при падении. После 2-х - 3-х раз место падающего занимает другой человек.
6. «Мы сильны!» Задача команды используя лишь одну ладонь/два пальца одной руки медленно поднимают поочередно участника команды в воздух.(в центре находится один из участников), закрывает глаза, скрещивает на груди руки в замок и замирает) После этого все повторяется.
7. «Крокодильчик». Задача команды создать переправу из ладоней, стоя в шеренге. Через этот транспортер проходит вся команда. Из-за специфического телодвижения участников во время упражнения, оно носит такое название.
Упражнения на командообразование и выявление лидерских качеств:
8. «Шеренга». Участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга и лицом к одной из четырех стен помещения. Все закрывают глаза и по хлопку ведущего подпрыгивают, делая в прыжке поворот вокруг своей оси. Поворот можно осуществлять как в левую, так и в правую сторону, но обязательно после приземления оказаться лицом к одной из стен. Задача участников - после каждого хлопка совершать синхронные повороты и всем приземляться повернутым лицом в одну сторону. Как правило, задача эта оказывается для группы невыполнимой, и после первого же хлопка участники стоят повернутые кто куда. Для такой перемешанной шеренги ведущий формулирует новую задачу: прыгнуть так, чтобы оказаться после приземления повернутыми в одну и ту же сторону. Прыжки продолжаются до тех пор, пока не будет достигнута цель (Упражнение выполняется молча).
9. «Построение» . Задача команды по сигналу тренера за 20с построится по цвету глаз, длине волос, дате рождения и т.д. (желательно не более 3-х раз).
10. «Плот». Задача команды по сигналу тренера вместиться в нарисованном на полу тренером квадрате (плот). После правильного выполнения упражнения квадрат рисуется поменьше и т.д.
11. «Плот-усложнение». Задача команды стоя на плоту перевернуть его изнанкой вверх не наступая на пол.
12. «Переправа». Участникам выдается один лист А4 на 1.5 метра расстояния между двумя КП. Задача -переправится с одного КП на другой не выступая за *островки* и не расцепляя рук. Для усложнения упражнение выполняется молча.
13. «Паутина». Лайт-версия. Одномерная горизонтальная паутина на уровне колена. Задача - пересечь ее с одного края на другой не задевая и сохраняя контакт.
14. «Тропа». На полу рисуется 2 параллельных полосы шириной не больше 45 размера ноги. Участники выстраиваются в шеренгу внутри *тропы*.Задача: не заступая за края, последнему частнику оказаться 1м и так до тех пор, пока все не выстроятся в изначальном порядке. Заступ -все заново.
Игры- flashки (вспышки):
«Хрю». Участники стоят в кругу. Задача каждого передать с лева стоящему эстафету поворотом головы и произнося звук «хрю». С каждым разом нужно стараться выполнить это задание быстрее предыдущего раза (упражнение проделать 3-4 раза).
«Поменяйтесь местами те, кто…». Группа сидит в кругу на стульях. В центре находится ведущий. Он дает задание: «Поменяйтесь местами те, кто одет в джинсы (кто не любит умываться холодной водой и т.д.)». Те участники, которые соответствуют вопросу, должны поменяться местами, а ведущий должен занять место одного из них. Тем самым кто-то останется в кругу ведущим, и игра повториться.
«Зоопарк». Участники находятся в кругу; в центре - ведущий. Он указывает на одного из участников и называет какое-либо животное, например - слон. Тот участник, на которого указали, демонстрирует основную черту данного животного (в данном случае - хобот), а его ближайшие соседи все остальное (в данном случае - уши). Если, кто-то из игроков замешкался, то он занимает место ведущего, и игра начинается снова. Упражнение должно проходить быстро, тогда это зрелищно. Все животные заранее определены (3-4 животного) и «продемонстрированы».
«Трам-пам-пам». Участники повторяя предложенный текст, выполняют специфические движения. Упражнение после каждого круга повторяется в ускоренном темпе с добавлением новых движений.
Тренинг командообразования
Одним из основных вопросов современного менеджмента является вопрос о том, какими средствами можно улучшать взаимодействие между сотрудниками, работающими в одной организации на общий результат, и тем самым добиться повышения эффективности деятельности этой организации. При этом, в силу все ускоряющихся темпов современной жизни, результат хотелось бы получить минимальными затратами и в короткие сроки. Ответом на этот вопрос стала разработка различных программ тренингов и, в частности, тренинга командообразования. Как правило, объектами воздействия в таком тренинге являются реальные рабочие группы (сотрудники отдела, члены управленческой команды), функционирующие в действующих организациях. Основная цель такого тренинга - создание позитивных изменений в социально-психологических па раметрах команды после непосредственного участия в обучении, что способствует эффективной работе команды в реальных условиях и общему организационному развитию.
Нами представлены теоретическая концепция тренинга командообразования и описание ее практической реализации с выделением смысловых и временных блоков этой программы. Кроме этого, определены и описаны параметры командной работы, которые могут быть изменены или улучшены в ходе тренинга командообразования.
Тренинг командообразования как способ развития организации появился в деловой среде США и Западной Европы с середины 1970-х гг. В работах по организационному поведению возникло разделение «традиционной организации» и «новейшей организации». Традиционная организация «нацелена на обеспечение выполнения рабочих заданий (...) ее ахиллесова пята - низкий уровень психологической поддержки».
Новейшая организация обеспечивает как выполнение рабочих заданий, так и психологическую поддержку (9 с. 320-321). «Новейшая организация» ввела доктрину командного менеджмента (team management), предполагающую участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, ясность общих ценностей и целей, коллективную ответственность за результаты труда, использование индивидуального и группового потенциалов.
Сам метод командообразования глобально опирается на два подхода.
- Вовлечение персонала (Employee Involvement) - служащих нижнего звена - в процесс решения проблем, получения от них предложений по улучшению производственного процесса и обратной связи на решения руководства. Этот отход от традиционной иерархической структуры часто называют структурой наделения полномочиями - empowerment (15).
- Всеобщее управление качеством (Total Quality Management), что предполагает создание «кружков качества» для улучшения всех стадий рабочего процесса.
Командообразование необходимо современным организациям также и потому, что оно позволяет преодолеть сложности, связанные со следующими тенденциями современного бизнеса:
- глобализация бизнеса и, как следствие, мультикультуральная среда;
- виртуализация бизнеса;
- изменения в составе сотрудников: в организациях, объединяющих сотрудников различных поколений, приходится преодолевать культурный разрыв между поколениями, поскольку слишком сильно отличается стиль жизни тех, кто родился в 1970-х гг., от стиля жизни «поколения MTV»;
- увеличение проектных групп с так называемым «разделенным лидерством», что вызывает необходимость развивать навыки командной работы (15).
Мы рассматриваем командообразование как важную часть организационного консультирования и процесс организационного развития. Групповые отношения являются важной их составляющей, а мероприятия по командообразованию - предметом особого внимания. Очевидно также, что межличностные отношения могут отделяться от групповых отношений лишь условно, поскольку межличностное общение членов группы - основной групповой процесс (10, с. 74).
Что такое команда? Какое образование можно считать командой? Этот термин нетрадиционен для отечественной психологии, в которой чаще используются понятия «группа», «коллектив».
Если отойти от понимания самого явления «команда», которое часто - по поводу и без повода - используется в бизнесе, можно увидеть, что в специальной литературе существует несколько различных подходов к объяснению феномена командной работы.
Существуют попытки объяснить феномен командной работы с помощью одного основного определителя. Этот подход имеет свой практический смысл: проще объяснить участнику тренинга феномен командной работы, используя один признак, чем набор признаков. Наиболее распространенными определителями являются взаимозависимость, сплоченность, синэргия.
взаимозависимость берет свое начало в работах К. Левина. Команда может быть определена как группа индивидуальностей, которые видят себя и другие видят их как социальное единство, которое взаимозависимо благодаря задачам, выполняемым членами группы. Оно включено в одну или несколько более глобальных социальных систем. Ключевой момент командной работы - взаимозависимость, и это основной фактор, отличающий группу от команды.
Объяснение феномена команды через сплоченность подразумевает, что команда есть высокосплоченная группа, а одним из высших достижений эффективного руководителя считается создание сплоченной команды единомышленников. В целом сплоченность понимается, прежде всего, как эмоциональный феномен. «Групповая сплоченность связана с тем, насколько члены какой-то группы испытывают притяжение друг к другу и к группе в целом; в тесно сплоченной группе каждый ее член чувствует себя обязанным способствовать сохранению группы» (3, с. 588). Предпосылками сплоченности являются срабатываемость и совместимость членов группы. Сплоченность, - безусловно, важное, но не единственное и не определяющее условие существования команды. Необходимо подчеркнуть тот факт, что команда как разновидность рабочей группы - в некотором смысле вынужденное образование. В реальности люди уже работают, а не объединяются по интересам. Кроме того, понимание сплоченности как единодушия, единомыслия отрицает разнообразие подходов и может повредить эффективности командной работы, в частности, при принятии решений (например, явление «группомыслия», или «огруппления мышления»). Добавим, что высокосплоченная группа - не всегда эффективная рабочая группа.
Объяснение феномена команды через синергию также связано с работами К. Левина, который говорил, что «группа - это нечто большее, чем сумма ее членов». Так, определяя феномен команды М. Вудкок выделяет, прежде всего, явление синергии: «Командная работа - это люди, работающие вместе, чтобы сделать больше, чем они могли бы сделать по отдельности; кроме того, их совместная работа приносит им удовлетворение и радость» (15). Этот подход очень популярен в западной традиции - формула «1 + 1 = 5» часто встречается в различных статьях и практических разработках по командообразованию. Безусловно, этот «арифметически выраженный» подход обладает определенной образностью, эффектностью и хорошо воспринимается.
Другой подход - это описание команды через набор признаков. Этот «перечислительный подход» дает возможность увидеть командную работу более многогранно. На наш взгляд, этот подход дает более полное объяснение феномена командной работы, хотя не всегда понятно, на основе чего выделяются именно эти наборы характеристик. Как правило, к существенным признакам команды относится совместная работа для достижения общей цели и видения, регу лярное взаимодействие с отработанными для этого процедурами, координация действий, продуманное позиционирование и взаимозаменяемость (7). При этом цель для командной работы находится за пределами группы, что является по отечественной традиции основным признаком коллектива - понятием, хорошо разработанным в советской психологии.
Предполагается, что малая группа развивается, проходит через несколько стадий, и одна из стадий - коллектив. Коллектив определяется как высший уровень развития группы людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Заметно, что в описаниях команды и коллектива много общего. Поэтому рабочее определение команды, используемое нами в практической работе, близко к определению коллектива. Оно основано на анализе зарубежной и отечественной литературы и звучит следующим образом: коман да - это социально единая группа индивидуальностей, взаимозависимо работающих ради достижения общей цели, значимой как для участников команды, так и для деятельности организации, в которую эта команда входит. Члены команды терпимы и лояльны по отношению друг к другу, чувствуют удовлетворенность от участия в совместной деятельности.
Тренинг командообразования относится к группе тренингов специальных умений, куда входят также тренинги эффективных коммуникаций, разрешения конфликтов, ведения переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования философии и стратегии организации и др. и по своей природе определяется как бихевиоральный (поведенческий) тренинг. Проблемы, которые решаются на тренингах командообразования, могут быть как внутрикомандными, так и межкомандными. По мнению С. Л. Боднер (14), основными задачами тренинга командообразования являются следующие.
1. Выявление проблемных «узлов». Конечно, во всех командах имеются проблемы разного качества и уровня сложности. Но можно сказать, что наиболее часто встречаются проблемы, связанные с человеческим фактором и структурой организации. Поэтому, оценивая людей вне рабочей ситуации (на тренинге), легче определить, какие черты личности проявляются сильнее, как это влияет на взаимодействие и эффективность выполнения задач.
2. Развитие системы коммуникации среди участников команды. Несмотря на очевидность заявления о важности общения в командной работе, ему не всегда уделяется необходимое внимание в реальной рабочей ситуации. Тренинг же строится таким образом, что становится понятным: если участники команды не будут эффективно общаться, эффективно взаимодействовать друг с другом, их постигнет неудача, поэтому необходимо овладеть навыками компетентного общения.
- Развитие навыков индивидуальной и групповой рефлексии. В ходе тренинга после каждого упражнения ведущий предлагает участникам обсудить, что только что произошло: что им удалось сделать хорошо, что - хуже, что бы они сделали по-другому. Рефлексия - это метод осознания того, что они пережили и узнали нового, она дает возможность учиться на своем прошлом опыте и переносить знания в новые области деятельности. Постепенно участники группы научаются синтезировать свои навыки в едино-групповое знание решения задач и преодоления трудностей.
4. Создание позитивного социального окружения. Странно было бы предположить, что человек может работать в группе, не вступая во взаимодействие с другими членами и не получая поддержки.
Поэтому для эффективной работы необходимо создать позитивное социальное окружение, в котором каждый участник понимает друг друга, способен взаимодействовать с другими, чтобы быть продуктивной командой. Для этого во время тренинга затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношения. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе. Помимо этого, участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Именно поэтому в тренинге командообразования очень часто используются методики социально-психологического тренинга с фиксацией специфических задач. Программа тренинга и упражнения, включенные в нее, должны отличаться, в зависимости оттого, на какой стадии развития находится группа. Как правило, для оценки этих стадий используется известная модель Б. Такмена (6). Для разработки программы тренинга командообразования важен, прежде всего, опыт и история совместной работы.
Необходимо также принимать во внимание, что тренинг командообразования, являясь «социальным заказом», проводится для группы людей (сотрудников отдела, управленческой команды и т. п.), которая возникла вне зависимости от входящих в нее членов как официальная, формальная организационная единица. Эта единица «встроена» в структуру и культуру некой организации - более широкой социальной системы и зависит от нее. Тренинг, как относительно кратковременная интервенция, может лишь частично повлиять на параметры команды - то есть не может повлиять на те условия ее функционирования, которые находятся в сфере действия правил социальной системы, в которую вписана данная группа. Соответственно, первая задача в построении модели тренинга командообразования - определиться с тем, на что тренинг может повлиять в организации, а на что - нет.
На наш взгляд, социальная направленность групповой деятельности (цели и задачи организации) и организованность (субординация и координация) относятся, скорее, к сфере объективных, непсихологических факторов образования группы (6, с. 69). Тренинг может влиять на эти параметры лишь опосредованно: так, например, при обсуждении проблемных «узлов» командной работы может выясниться, что у участников существует разное представление о цели, к которой в данный момент идет компания, или что организационная структура подразделения недостаточно эффективна (не отвечающая текущим задачам и т. п.). В дальнейшем этот вопрос может решаться на уровне компании (структурно-организационном, процедурном уровне).
Существуют модели тренинга командообразования, которые таются включить в работу как собственно психологические, субъективные факторы, так и объективные, непсихологические факторы функционирования группы. Такова модель, предложенная М. Вудкоком (15). Он предлагает подход к формированию команды названный им «Строительные блоки эффективной командной работы». Однако, с нашей точки зрения, модель Вудкока даст реальные результаты в том случае, если речь идет не о единичном тренинге командообразования, а о планомерной работе по совершенствованию командной работы, ведущейся в организации, когда подключаются процедуры анализа и реинжиниринга бизнес-процессов.
Наш опыт показывает, что структурно тренинг командообразования может компоноваться вокруг двух основных параметров командной работы. Во-первых, это параметр «подготовленность» (сработанность) - степень «обученности» взаимодействию в результате опыта, имеющихся знаний о качествах друг друга, возможностях людей - то, что в психологической литературе часто называют навыками групповой работы. Под навыками групповой работы понимают следующее:
- навыки эффективного общения;
- решение проблем и принятие решений, достижение согласия (консенсуса);
- навыки обратной связи (конструктивной критики);
- работа на собраниях команды (то есть сама «техника» организации дискуссий, проведения собраний).
Навыки групповой работы предполагают, что члены команды могут достигать согласия, обсуждая принципиальные для команды вопросы: что должно быть достигнуто (цели, задачи) и как (ценности, приоритеты, нормы и процедуры); что ожидается от каждого (роли, вклад членов команды, ожидания).
Во-вторых, это параметр «психологическое единство». Как указывалось выше, психологическое единство подразумевает интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство членов команды. Здесь интересно отметить, что психологические эксперименты показывают следующие тенденции: «развитие межличностных отношений (их упорядоченность, структурированность) в сфере деловой активности изучавшихся групп намного опережало аналогичный процесс в эмоциональной сфере» (6).
Аналогичная идея заключена в формулировке «создание позитивного социального окружения». Нам представляется целесообразным объединить задачи создания психологического единства и позитивного социального окружения в понятие «климат». Социально-психологический климат - это состояние психологии организации как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния; это устойчивые взаимоотношения (эмоциональная окраска связей) членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду, то есть то, что члены команды чувствуют по поводу функционирования команды, включая степень их комфорта, согласия с нормами и поведением команды в целом (10). Климат влияет на степень честности, открытости, доверия, которые сложились в коллективе; на степень активности участников, их вклад в достижение целей, соблюдение ценностей, ответственность за достижения команды. Именно поэтому в ходе тренинга командообразования решается ряд задач:
- затрагиваются такие области, как эмоции, аспекты личности и взаимоотношений. Часто это дает возможность взглянуть на человека другими глазами, понять, почему он в какой-то ситуации введет себя так, а не иначе;
- участники тренинга учатся выражать и распознавать эмоции. Все это приводит к тому, что члены команды начинают понимать друг друга лучше, а, следовательно, более эффективно взаимодействовать;
- делается акцент на том, что разные точки зрения - это мощный ресурс командной работы, и терпимость как понимание и признание сильных и слабых сторон каждого - это важный аспект командной работы.
Необходимо упомянуть также, что для двух первых пунктов в качестве частной задачи актуально развитие навыков индивидуальной и групповой рефлексии.
С нашей точки зрения, тренинг командообразования в представленной ниже концепции может повлиять лишь на неформальную структуру, то есть на наличие товарищеских контактов, отношения сотрудничества, взаимопомощи и, в некоторой степени, на стиль руководства - в том случае, если на тренинге присутствует руко водитель и его команда, что противопоказано и не характерно для всех других видов коммуникативных поведенческих тренингов. К неформальной структуре принято также относить индивидуальные психологические особенности членов коллектива, которые обусловливают психологическую совместимость. Тренинг командообразования не призван изменять индивидуальные психологические особенности участников группы, однако работа в направлении повышения психологической совместимости, толерантности по отношению друг к другу на тренинге возможна.
Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по показателю удовлетворенности/неудовлетворенности, причем в формировании этого состояния участвуют и объективные, и субъективные обстоятельства функционирования команды. На нашем тренинге мы, прежде всего, стремились повысить удовлетворенность участников группы от совместной работы.
Таким образом, под тренингом командообразования понимается целенаправленное формирование эффективного взаимодействия людей в команде (и/или улучшение такого взаимодействия) через развитие навыков групповой работы, создание позитивного социального окружения, позволяющего членам команды реализовывать их потенциал сообразно существующим стратегическим целям компании.
- продемонстрировать преимущества командной работы;
- усовершенствовать общение в команде;
- освоить навыки обратной связи;
- усовершенствовать процессы принятия решений в команде;
- научить видеть человека в командной роли, развить среди членов команды уважение к роли каждого, улучшить способность принимать ограничения и использовать сильные стороны каждого участника;
Получить удовольствие от совместной работы.
Программа тренинга включает в себя отработку четырех основных тем, имеющих отношение к командообразованию: «Общие принципы командной работы»; «Эффективное общение в команде. Обратная связь»; «Роли в нашей команде» и «Решение проблем и принятие решений в команде». Логика раскрытия каждой темы остается неизменной, в то время как конкретные упражнения могут меняться, например, в зависимости от состава группы или некоторых конкретных объективных обстоятельств ее функционирования
Методы, применяемые в программе данного тренинга, характерны для большинства коммуникативных тренингов - это дискуссии ролевые игры, психогимнастические упражнения и тестирование. Однако следует отметить, что основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.
Для выявления динамических изменений социально-психологических параметров командной работы нами составлен опросник (см. приложение). Участникам предлагается заполнить его в начале и в конце тренинга и оценить эти параметры по 7-балльной шкале от «- 3» до « +3». Опросник предназначен для оценки шести социально-психологических параметров командной работы:
1) умение общаться;
- умение договариваться (в сложных, конфликтных ситуациях, при решении проблем);
- умение критиковать конструктивно;
- умение видеть человека в командной роли, использовать сильные стороны каждого;
- терпимость друг к другу;
- удовлетворенность от участия в совместной деятельности.
В качестве психодиагностических методов можно также использовать социометрию и анализ рисунка на заданную тему.
Тренинг, решающий свои основные задачи, ведет к позитивным изменениям некоторых социально-психологических параметров командной работы. Измерить эти изменения позволяет социомет рия. Вероятно, что в конце тренинга количество отрицательных социометрических выборов уменьшится, количество положительных выборов останется без изменений или возрастет, а количество выборов по критерию «близость к цели тренинга - улучшение командной работы» возрастет. Результаты социометрического опроса в начале и конце тренинга представляются в виде социограммы, которая позволяет провести качественный анализ полученных результатов. При анализе социограммы активно используется понятие социометрического статуса, отражающего меру признания личности и характеризующего ее позицию в группе, основанную на комплексе ее человеческих, социально-психологических поведенческих свойств. Социометрический статус вычисляется по формуле:
Проективный рисуночный тест включает два задания:
- В начале тренинга нарисовать свою команду так, чтобы в рисунке был обозначен каждый из присутствующих.
- Когда тренинг окончен, нарисовать свою команду и обозначить в рисунке каждого из присутствующих.
При качественном анализе рисунков (см. приложение) можно смотреть как когнитивные, так и эмоциональные моменты динамики группы и состояний каждого из участников тренинга. Обращается внимание на следующие компоненты рисунка:
1) интерпретация рисуночной графики;
- интерпретация рисуночной символики.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Цель. Знакомство участников группы, снятие напряжения и создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.
В своей презентации и презентации тренинга ведущий сообщает группе о цели, задачах и регламенте тренинга. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы: правило активности, правило контроля времени, правило организованной коммуникации, правило чуткости к себе и окружающим, правило закрытости информации и дисциплины. Проясняются ожидания участников группы. Чаще всего в тренинге командообразования участники хорошо знакомы друг с другом; в ходе предтренинговых интервью они познакомились и с тренером. Поэтому, после того как озвучены ожидания участников от тренинга, можно перейти к упражнению-представлению «Мои таланты». Это упражнение позволяет участникам «настроиться» друг на друга и решает, прежде всего, такую задачу Ренинга, как создание позитивного социального настроя.
Содержательная работа начинается с группового обсуждения понятия «команда». По нашим наблюдениям, участники, как правило, хорошо знакомы с идеей командной работы (вероятно связано с тем, что в современных компаниях командный стиль работы как минимум приветствуется, если не наслаждается). Именно по этому, на наш взгляд, целесообразно проводить этот фрагмент в форме структурированной дискуссии (с записью» основных идей в флип-чарте) и в высоком темпе.
После того как достигнуто единое понимание того, что ее команда и командная работа, участникам предлагается общая игра на командное взаимодействие (с видеозаписью). Наш опыт говори о том, что чем дальше сюжет игры от реального режима взаимодействия участников, тем ярче она позволяет продемонстрировать основные процессы, протекающие в команде.
Для обсуждения игры мы использовали специальную форму, которую каждый участник индивидуально заполняет перед общим устным обсуждением. Форма помогает участникам, во-первых, выйти из игры (накал страстей после игры очень силен) и, во-вторых, более предметно анализировать произошедшее. Основная задача обсуждения - обратить внимание участников на стадии развития команды, поведение и чувства участников, разделение ролей в команде, необходимость владения навыками командной работы. В подведении итогов часто возникают острые моменты, особенно если кто-нибудь из участников испытывал негативные эмоции в ходе игры (например, оказался выключенным из процесса, или его решение не было принято командой). Важно обязательно обсудить это. Таким образом, участники тренинга учатся распознавать причины возникновения некоторых эмоций, выражать их конструктивно. Просмотр видеозаписи позволяет еще раз увидеть ключевые моменты игры. В завершение каждый участник формулирует один вывод по игре, который можно перенести на реальную рабочую ситуацию.
Далее участникам предлагается теоретический материал, обобщающий необходимые условия эффективной командной работы. Мы используем модель Вудкока «Строительные блоки работы в команде» - она охватывает достаточное количество аспектов командной работы и при этом хорошо воспринимается участниками (16).
Игра « Куда мы хотим пойти?» дает участникам возможность «настроиться» друг на друга и достичь лучшего взаимопонимания, развивает отношения доверия; кроме того, игра дает участникам возможность повеселиться и расслабиться (13, с. 70).
Мы считаем, что количество теоретической информации и подбор упражнений, отрабатывающих механизмы общения, зависит от уровня знаний. В некоторых группах целесообразно начинать, например, с очень известного упражнения «Иван Петрович» на точность передачи информации, а в других можно сразу переходить к более сложным техникам активного слушания и обратной связи.
В этом блоке для отработки навыков обратной связи важно использовать ролевые игры, созданные на реальном рабочем материале. Для ряда групп следует расширить этот блок за счет некоторых понятий ассертивности - уверенного поведения каждого участника команды, что повышает общую эффективность деятельности и говорит о важности индивидуального вклада каждого участника в групповую работу (1).
Упражнением «Наша культура» целесообразно завершить день. В этом упражнении участники работают в трех группах: одна группа выписывает «словечки» и выражения, используемые именно в этой команде, вторая группа формализует традиции команды/компании, третья группа вспоминает истории о команде и ее героях, которые передаются «из уст в уста». По окончании работы каждая группа девает короткую презентацию. Упражнение помогает увеличить сплоченность команды, причем оно включает и когнитивный, и эмоциональный компоненты отношения к культуре организации и служит хорошим завершением дня.
В качестве домашнего задания или в конце тренингового дня участники получают для заполнения опросник М. Белбина «Командные роли» (см. приложение), который может быть заполнен как самооценочный и как экспертный. По нашим наблюдениям, участники зачастую настороженно относятся к любым опросам вообще и к процедуре экспертной оценки в частности. Поэтому, анонсируя анкету, важно подчеркнуть, что в ней нет плохих и хороших ответов, а порученный результат поможет лучше понять себя и то, как тебя видят окружающие.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
Цель . Знакомство с ролевыми моделями и изучение распределения командных ролей в группе.
Центральная часть этого блока - получение участниками результатов опросника и знакомство с моделью М. Белбина (см. приложение). Однако перед этим можно предложить участникам в мини-группах самостоятельно создать свою ролевую модель. Это упражнение проходит очень весело и активно (при условии, что участники соблюдают правило чуткости). По нашим наблюдениям, чаще всего для создания таких моделей либо выбираются аналогии из животного мира, либо названия ролей придумываются самостоятельно. В обоих случаях классификации оказываются близкими к модели М. Белбина. При работе с групповыми ролями можно воспользоваться упражнением «Метод,Шести шляп"», представленным в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Д. Ф. Фролова (4).
Далее, закрепляя этот материал, но уже несколько в ином ключе, целесообразно предложить участникам упражнения, отрабатывающие умение встать на позицию другого. Например, упражнение «Выбор подарка», в котором каждый должен выбрать для «именинника» подарок из списка таким образом, чтобы подарки не повторялись; у дарителей нет возможности предварительно посоветоваться, и, выбирая свой подарок, каждому приходится думать о том, что подарит коллега.
В игре «Поиск сокровищ» подгруппы получают по списку вещи, которые надо за определенный срок найти и принести в тренинговую комнату. Списки нельзя выносить из комнаты. В списках есть как обычные предметы, для поиска которых необходимо проявить смекалку, так и несуществующие реально предметы, для «поиска» которых члены команды используют нестандартный подход и фантазию. В игре совмещаются несколько сторон работы эффективной команды: четкая формулировка цели, распределение ролей, взаимозависимость и поддержка, творческое мышление. Кроме того, если есть возможность, эту игру можно проводить на воздухе - это повышает общий уровень активности тренинга.
Следующая тема, обсуждаемая на тренинге, - это решение проблем и принятие решений в команде. Участникам предлагается для решения проблемная ситуация - например, можно организовать дискуссию на тему: «Какие предметы мы возьмем с собой на Луну?» (с одновременной видеозаписью). Просмотр видеозаписи помогает проанализировать то, что помогало и мешало в поиске совместного решения; участники обсуждают продуктивное и непродуктивное поведение в принятии окончательного решения. В заключение этой дискуссии тренер предлагает участникам алгоритм принятия решений в команде.
Далее участникам предлагается какое-либо упражнение - интеллектуальная задача, - предназначенное для того, чтобы помочь закрепить алгоритм принятия решений в команде. Как правило, проанализировав ошибки, допущенные в ходе дискуссии и освоив этот алгоритм, участники справляются с заданием быстро, что создает необходимое для завершения тренинга ощущение успеха.
В качестве заключительного упражнения может быть подобрано любое. Мы используем упражнение «Дипломы» (шутливые дипломы, которые участники пишут друг для друга, упоминая качества, проявленные на тренинге) или «Реклама» (создание рекламного произведения, которое «продвигает» кого-либо из коллег, не называя его имени, зрители же угадывают, кого именно рекламировали). Главное, чтобы оно подчеркнуло ценность каждого участника для команды и одновременно дало бы возможность еще раз почувствовать взаимозависимость членов команды. Практика показывает, что участники весьма творчески воспринимают это задание, зачастую устраивая своеобразное, завершающее тренинг, «шоу». С нашей точки зрения, это оправданно: очень важно, чтобы заключительное упражнение было оптимистичным и увеличивало чувство удовлетворенности от участия в совместной командной деятельности.
Предложенная программа, несмотря на ее краткосрочность, позволяет решать ряд проблем, связанных с функционированием команды в организации, «здесь и сейчас», в ходе тренинга, не обращаясь к глобальным изменениям на организационном уровне. Она дает возможность участникам совершенствовать навыки командной работы, создает позитивный и индивидуальный настрой по отношению к большинству ее членов, улучшает социально-психологический климат в организации.
Тренинг взят из открытых источников в интернете