Почему в Европе мало красивых людей? Какие тайны скрывает мавзолей ленина.

Старое кладбище ‒ невероятно мистическое место, с заброшенными часовнями, разрушенными надгробными камнями. А уж склепы представляются каким-то переходом в потусторонний мир. Издавна часовни и церкви прячут секреты под своими полами, иногда там оказываются настоящие города из мёртвых.


Несмотря на наводящий ужас на всех, склепы предлагают экономическое решение проблемы перенаселения. Во многих местах тела первоначально на короткий срок хоронили, а затем переносили в оссуарий, где их складировали с множеством других останков. Первые упоминания о склепах относятся к культуре зороастрийцев в Персии 3000 лет назад, от них эту традицию переняли католическая, православная и иудейская религиозные традиции.




Capela dos Ossos, чьё название переводится как «часовня костей» - один из самых известных исторических памятников, вызывающих как восхищение, так и ужас. Построили её монахи францисканцы на рубеже 15-16 веков рядом с церковью Святого Франциска как символ бренности жизни. Правда, была и более практичная цель строительства. На тот момент в Эворе было уже 42 кладбища, поэтому пришлось все кости собрать в одном месте. А вот чтобы продемонстрировать неизбежность смерти, монахи решили останки не прятать, а широко использовать в декоре.




Интерьер церкви святого Франциска поражает золотым алтарём и голубой плиткой. Над входом в оссуарий выбита надпись: «Мы, кости которые здесь, ждём ваши». Внутри человеческие кости и черепа покрывают практически все стены и колоны. По подсчётам в склепе около 5000 скелетов. Интересен тот факт, что останки монахов, построивших часовню, не выставлены на всеобщее обозрение. Они хранятся в небольшом белом гробу.




Построенная в 1776-1804 гг. Часовня черепов в польском городе Чермна ‒ это детище приходского священника Вацлава Томашека, использовавшего при строительстве небольшой церкви в стиле барокко кости 3000 человек. За обычной деревянной дверью прячется удивительный и пугающий интерьер. Черепа и берцовые кости покрывают стены и потолок. Под полом находится огромная могила, в которой покоятся останки ещё 21 тысячи человек, умерших во время Тридцатилетней войны(1618–1648), или от голода и холеры.

Священник лично собирал, очищал и аккуратно укладывал все останки. На алтарь пошли кости местных знаменитостей или необычные черепа: с пулевыми отверстиями, деформированные сифилисом. Когда и сам автор мистического проекта умер, его череп тоже оказался на алтаре.

Церковь Сан Бернардино алле Осса (или Святого Бернардино на Костях), Милан, Италия




Склеп в церкви Святого Бернардино, датируемый 1210 годом, был построен больше из практичных соображений. Прилегающее больничное кладбище разрослось, и пришлось срочно строить склеп, чтобы перенести туда останки. И только в 1269 году пристроили здание церкви, разрушенное спустя многие столетия во время пожара. В 1776 её отстроили благодаря небывалому интересу населения к склепу.




Приглушенный свет и лазурное небо с ангелами кисти Себастьяна Риччи в первый момент отвлекают от деталей, из которых состоит молитвенная комната. Но уже через несколько секунд взгляд концентрируется на останках бывших миланцев. Кости и черепа сложены в кресты, над которыми выложен инициал Марии Магдалины, а также напоминание о смерти: "Momento Mori".




Крипта капуцинов – склеп, находящийся под полом церкви Санта - Мария - делла – Кончеционе. Разделённая на пять частей крипта содержит останки более 4000 монахов капуцинов, похороненных в 1500 – 1870 гг. Прежде чем использовать останки для декора, их выдерживали похороненными не менее 30 лет. Кроме костей и черепов, на стенах висит несколько целых скелетов, одетых в одежду францисканцев. Церковь настаивает на том, что Крипта капуцинов – это молчаливое свидетельство бренности земной жизни, а не мрачная туристическая достопримечательность. Как бы то ни было, но надпись над входом на трёх языках заставляет задуматься: «Ты сейчас тот, кем мы были когда-то; тем, кто мы сейчас, ты ещё будешь».




Расположенный в маленькой часовне при церкви Всех Святых оссуарий стал одним из самых знаменитых во всём мире, и, нужно признать, самым зловещим. Это не просто костехранилище, здесь бренные останки превращены в декоративные предметы, например, светильники, гербы, гирлянды. Когда аббат Гентри вернулся со Святой Земли в 1278 году с горстью земли с Голгофы, которую он рассыпал по территории кладбища, Седлец превратился в популярное место для захоронений.




Вскоре кладбище оказалось переполненным, и часовню в церкви превратили в оссуарий. Но только в 1870 году мастер по дереву Франтишек Ринт приступил к созданию шедевров из давно похороненных костей.




Монастырь святого Франциска может похвастаться не только всемирно известной библиотекой и местом в списке мирового наследия ЮНЕСКО, но ещё и оссуарием в катакомбах под церковью. Предполагают, что останки 70 тысяч человек покоятся в катакомбах, о которых вспомнили только в 1943 году. Черепа выложены кругами, отделяющимися друг от друга костями.
В современном же мире проблему нехватки земли для кладбищ решают совсем по-другому. В Индии предложили

Стройка пока в самом разгаре. Даже удивительно, как это среди плотно обустроенных могил, между которыми и протиснуться-то невозможно, нашелся такой большой кусок земли для семейной усыпальницы.

Еще издали видны два купола, один уже позолоченный с крестом наверху. Одна из усыпальниц огорожена ажурной чугунной решеткой, выкрашена серебряной краской. Строение по углам венчают стройные колонны с позолоченными верхушками. Если подойти ближе и заглянуть сквозь решетку, то можно увидеть большую домовину из черного гранита. Тут захоронен брат Петра Алексеевича. Внутри установлены бюст брата из белого мрамора и белый мраморный крест. Изнутри купол усыпальницы покрыт росписями – изображения святых и лики ангелов с крылышками.

Вход в усыпальницу огорожен коваными воротами, над которыми установлена небольшая гранитная женская статуя с крестом в руках и крыльями за плечами. Попасть внутрь, видимо, могут только самые близкие люди. Сквозь кованый ажур ворот виднеется полукруглая площадка, черные гранитные стены подпирают собой высокий холм кладбища. На граните выбиты какие-то библейские сцены, а посередине из белого мрамора большое изображение ангела.

По соседству строится вторая большая усыпальница, где похоронена мама известного политика. Пока тут идут строительные работы, поэтому, что именно будет внутри, как распишут стены, мы не знаем. Но видно уже, что такая усыпальница могла обойтись в очень не маленькую сумму. Внешние стены и пол вокруг выложены черным гранитом, словно в мавзолее. Изнутри стены покрывает светлый с прожилками мрамор. Вход в склеп украшают отчеканенные из металла фигуры святых на голубом фоне. Перед входом тоже полукруглая площадка, которая, вероятно, так же, как и соседняя, будет отделана барельефами из дорогого камня.

Невдалеке расположился вагончик-времянка, в котором и живут рабочие. Строители разговорчивостью не отличались, но и прогонять непрошеную гостью не стали. На вопрос, когда окончится стройка, только неопределенно пожимали плечами. Работы, мол, тут еще непочатый край.

По словам здешних работников, проведать, как идут дела на строительстве, приезжает очень пожилой родственник Петра Алексеевича. С простыми кладбищенскими работниками он не общается, приедет, посмотрит и снова уедет.

Рядом с семейной усыпальницей политика участок со старыми захоронениями монашек Введенского монастыря. Простые белые кресты и маленькие земляные холмики, почти сровнявшиеся с землей. Могилы расположены очень близко, и нужно внимательно смотреть под ноги, чтобы ненароком не наступить на холмик. Откуда им знать, с кем приходится соседствовать. Хотя в течение своей земной жизни они успели прийти к истине, что на том свете все равны.

Существует ли мода в строительстве склепов?

– Мода на склепы? – переспрашивает Иван Дивный, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения НАН Украины. – Все сохранившиеся склепы на Байковом, например, как правило, относятся к концу ХІХ и началу ХХ веков, и это кусочек веяний того времени, того стиля. Тут можно встретить и луковки на верхушках, и «раздутые» формы и псевдоклассицизм. Это то же самое, что веяния в строительстве домов тех времен. Посмотрите в старой части города: каждый дом соответствует той эпохе, в которой строился. Тогда тоже существовали фирмы, достаточно известные и крупные, которые ставили буквально на промышленный поток изготовление склепов. Они предлагали уже готовые проекты, из которых заказчик мог выбрать то, что ему нравится. Поэтому мы можем встретить и похожие строения на кладбищах.

Красота и вечное спокойствие

Современные ритуальные фирмы тоже предлагают изготовить склеп из мрамора или гранита. В интернете удалось отыскать пару современных проектов. Это могут быть стелы «в обрамлении скалы», склепы в виде арок, колонн, «мавзолея из красного гранита или белого мрамора». Самое главное, все это «олицетворяет красоту, архитектурную целостность и вечное спокойствие». (Видимо, составители хотели написать «покой».) Обойтись такая «вечная красота в камне» может и в $50 тыс., и в $100 тыс.

В одной донецкой фирме по изготовлению склепов нам рассказали, что нынче спрос на склепы растет. Даже провели экономические расчеты: если в яму размером 5 на 3 м можно «уложить» (простите за грубость) четыре гроба, то в склеп таких же размеров и глубиной в 2,5 м – аж 12. Экономия-то какая городской земли! Состоятельные люди должны знать, где их похоронят, считают сотрудники фирмы. Сейчас в Донецке, например, можно даже заранее купить участочек на кладбище, построить себе склеп. И ждать спокойненько своей смерти.

Что же до вкусов, то их определяет только толщина кошелька. Кто-то тянет размер склепа 4 на 5 м, а кто-то – 7 на 8 м, да еще с подиумом – чтобы издалека было видно. Кто-то строит из кирпича, а кто-то из мрамора и гранита.

Старые склепы

Сколько всего сохранилось в Киеве старых склепов, точно сказать трудно. Даже специалисты не знают цифры. Точно известно, что старые польские и немецкие усыпальницы еще остались на Байковом, Лукьяновском кладбищах.

На Байковом напротив церкви есть несколько старых захоронений. Летом, когда распускается листва, их практически не видно. Есть старый склеп в готическом стиле, такая себе мини-копия католического собора. Несколько старых строений врыты в гору. Определить, к какому времени они принадлежат, сложно – почти все даты стерты. Остались лишь некоторые фамилии – семейство Диателовичей, Александр и Мария Тышевичи, Вацлав и Наталья Горские, почетные граждане Киева Михаил и Агриппина Матвеевы. Одно из самых последних захоронений в склепе датируется 1922 годом. На самом деле самих гробов внутри строений уже нет, что с ними, никто не знает. Сами склепы похожи на маленькие домики, их размеры примерно 2 на 4 кв. м, высота 2–2,5 м. Определить их стиль достаточно сложно. Есть и готика, классические колонны, склеп, похожий на синагогу. Есть напоминающие псевдорусский стиль – с маленькими «луковками» наверху и как бы раздутыми пропорциями.

На Байковом несколько лет назад даже построили новые склепы. Ничего особенного, просто квадратные бетонные сооружения. Видимо, предполагалось, что тот, кто ими заинтересуется, сам и займется их отделкой. Но, к сожалению, пока не нашлись желающие взять себе семейную усыпальницу.

По мнению директора Байкового кладбища Андрея Никифоровича Юхимчука, раньше семейные традиции киевлян были иными. Безутешная вдова редко когда вновь выходила замуж, и после смерти ее тоже хоронили в семейной усыпальнице. Поэтому и склепы были более востребованы. А вообще, по словам директора кладбища, если у старых захоронений найдутся наследники, которые подтвердят свои права документами, то они могут использовать эти склепы.

Батюшка церкви на Байковом кладбище считает, что никаких церковных указаний по поводу строительства склепов не существует, каждый делает, как хочет. А такие сооружения, как правило, строили люди богатые. Хотя напротив церкви находится простая могила с крестом, в которой захоронены почетные граждане нашего города.

Шокирующие подробности из прошлого Европы. Как связаны казалось бы совершенно разные явления: огромные хранилища человеческих костей в парижских катакомбах, святые мощи в церквях, заражение человека плесенью и грибами, алкогольные обряды и окуривание ладаном? Фото- и видео-материалы 18+.

Для большинства людей из стран бывшего СССР (особенно женщин) слово Париж имеет определённое магическое значение. Увидеть Париж и умереть - пословица, известная с советских времён. Похожие чувства возникают у наших людей и в отношении других столиц и городов Европы. Создаётся впечатление, что Европа - это эталон чистоты, аккуратности и порядка.
К сожалению, это только впечатление. Вы не задумывались над тем, почему среди европейцев (да и среди американцев тоже) так мало красивых людей, особенно женщин? У самих европейцев есть поговорка: на немецком (или английском и т.д.) телевидении только одна красивая ведущая, да и то-шведка.

Когда турист приезжает впервые в Париж, то сразу замечает, что любимый цвет одежды тамошних женщин,- чёрный. Вам не кажется это странным?
И почему так пугающе часто наши люди через 1-2 недели после приезда из Европы заболевают нехарактерными инфекциями, от мозговых до кишечных?
Почему именно в Европе бушевали эпидемии чумы, холеры и др., убившие миллионы людей? И почему все мировые войны начинались из Европы? Вы сейчас конечно подумали о первой и второй мировый войнах? Ужасы этих войн всем известны.
Малоизвестен тот факт, что в 30-летнюю войну (1618—1648) погибло 75% населения Европы.Тридцатилетняя война — это первый в истории Европы военный конфликт, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны, за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.
В этой статье я постараюсь объяснить причины этих несчастий европейцев. И причины эти как правило спрятаны под землёй...

Опасность, исходящая из-под Парижа
Под Парижем существует сеть извилистых подземных туннелей и пещер. Общая протяжённость их — около 280 километров.
Вы не поверите, но в этих тоннелях покоятся останки почти шести миллионов человек! Причём черепа и кости этих людей открыто лежат на деревянных настилах или просто на бетоне, соприкасаясь с воздухом, который потом через множество отверстий поднимается на поверхность земли. И этим воздухом дышат парижане и гости французской столицы.
Немного истории парижских подземных катакомб.
До девятого столетия большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для добычи известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.
Парижане в шутку называют всю эту подземную систему "Залежами супового набора".
Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов из существующих 280 км.
На фото ниже-схема парижских катакомб. Извилистые участки - старая система (конец XVIII века), прямые - новая (середина XIX).

Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир — знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в парижские катакомбы.

Карта подземных разработок Парижа

Узкая винтовая лесенка, ведущая на отметку 10 м

Подвалы многих парижских домов, стоящих вверху, соединены с системой катакомб.

Один из штреков с выходом в подвал дома наверху

В конце коридора видна дверь, ведущая в вентиляционную шахту, соединенную с метрополитеном, судя по звуку проезжающих где-то рядом поездов

Небольшой музей скульптур. Еще во время активной добычи, многие каменоломщики выражали свое творчество в виде маленьких скульптур или миниатюрных постройках.

Миниатюрная копия дворца Пор-Маона, расположенного на одном из Болеарских островов.

Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.
В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот.
Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.
Далее в этой статье будет много нелицеприятных фото, но без них трудно понять откуда берётся всё то огромное количество скрытых инфекций, которые постоянно угрожают здоровью жителей Европы и туристам.+

Массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагались они всегда в центре городов или недалеко от центра- в этом основная угроза.

За этим колонником начинается оссуарий - захоронения с Парижских кладбищ, доступные для просмотра

Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.

С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир также "представлен" в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).

Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение — 60 евро.

Табличка на колонне справа гласит о дате захоронения.

Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина — подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Другие европейские массовые хранилища черепов и костей

Практически в каждой стране Европы (кроме Швейцарии и скандинавских стран) есть крупные катакомбы, в каждом из которых хранятся черепа и кости десятков и сотен тысяч давно умерших европейцев.
Самым неприятным для здоровья в отношении скрытых инфекций является тот факт, что особенно массово катакомбы заполнялись во времена эпидемий чумы и холеры, а располагаются они всегда в центре городов или недалеко от центра.
Катакомбы под собором святого Стефана (Вена, Австрия)
В прекрасной Вене находится замечательный собор Святого Стефана - одна из главных достопримечательностей города. Но мало кому известно, что этот ста сорока метровый гигант в буквальном смысле воздвигнут на тысячах человеческих тел. Вы можете сами в этом убедиться, если зайдёте в катакомбы, которые находятся непосредственно под собором.

История национального символа Австрии начинается еще в 1137 году, когда на его месте маркграф Леопольд IV заложил первую церковь. Она была построена на месте древнего кладбища, оставшегося еще с римских времен. В Вене долгое время было принято хоронить своих усопших не рядом с церковью, а под ней - в катакомбах. Массовое захоронение здесь началось во время эпидемии бубонной чумы, в 1732 году.

Всего в соборе похоронены 72 члена Габсбургской династии, а в восточной части собора находится подземное кладбище, гдележат кости около 11 тысяч человек.
В катакомбах хранятся останки бывших архиепископов и правителей Австрии, например, Фредерика III, Императора Святой Римской Империи. В старой части, в Комнате Герцогов, хранятся заспиртованные органы членов Императорской семьи (в том числе и монарший желудок Императрицы Марии Терезии), их сердца в серебряных сосудах расположены в церкви Св. Августина, а бальзамированные тела — в церкви Капуцинов.
В 1735 году, во время одной из эпидемий, для того, чтобы предотвратить распространение чумы, близлежащие кладбища освободили от захоронений и тысячи гниющих, полуразложившихся трупов бросили в катакомбы Штефанцдома. Это стало началом «общественного кладбища» под собором. Сорок лет в его подземельях хоронили жителей Вены, знатных и не очень. Когда мест не хватало, сгоняли заключенных тюрем, и они разбирали старые трупы по частям, соскабливали плоть с костей, сортировали, мыли и складывали штабелями по отдельности — там берцовые кости, там ребра, там ключицы… Однако, свою работу они так и не закончили — то тут, то там за решетками можно увидетьгруды неотсортированных костей.
В конце концов, места стало не хватать катастрофически, да и запах от 11 000 гниющих трупов под собором стала настолько невыносимой, что невозможно было проводить церковные службы, поэтому специальным указом в 1783 году по указу Иосифа II подземный некрополь был закрыт.

Правда, в начале девятнадцатого столетия катакомбы открыли для посетителей. В настоящий момент из-за того что в соборе никто ничего не реставрировал с XVIII века, мрачные, склизкие стены и соответствующий запах прилагаются. Кучи костей за решеткой, издающие мерзкое зловоние — это останки жертв бубонной чумы.
Катакомбы Рима (Италия)

Катакомбы в Риме - одни из старейших на Земле. Они в появились в 1 веке и были созданы для захоронения евреев и христиан. Историкам известны 6 еврейских гробниц и около 40 христианских.
В Древнем Риме были запрещены захоронения в пределах города. В то время, как язычники кремировали тела умерших, христиане организовывали подземные кладбища.
Катакомбы были вырыты под домами нескольких зажиточных христианских семей. Первые подземные гробницы под Римом построили евреи. Христиане последовали их примеру только во 2-м веке.

Особенно разрослись катакомбы во II и III веках. Когда в 313 году гонения христиан прекратились, они практически перестали хоронить умерших в подземных катакомбах. Однако паломники приходили сюда для поклонения.
После того, как катакомбы были разграблены германскими варварами в начале 9 века, мощи христианских мучеников и святых были перенесены в городские церкви. А когда-то располагались в Риме, на Аппиевой дороге (Via Appia Antica), начиная с Catacombe di San Sebastiano, в принципе, катакомбы там и сейчас есть, но все самое ценное было давно вынесено. В конце концов про подземные туннели забыли. +

Обнаружены они были в ходе раскопок в XVII веке.

В наши дни путешественники со всего мира, посещая Рим, имеют возможность изучить протянувшуюся более чем на 600 км сеть катакомб. Подземные лабиринты располагаются на пяти этажах. Украшенные росписями гробницы, являются самыми ранними образцами христианского искусства. На стенах туннелей сохранились картины, на которых изображена жизнь христиан во II веке.

Римские катакомбы были полны скелетов, украшенных драгоценностями. Со временем они были разграблены и оказались в скандинавских землях, вероятно после вторжения скандинавских варваров в Рим в 4-м веке.

украшенные драгоценностями, золотом и регалиям, были найдены в римских катакомбах 17-го века на границе между Германией и Чехией. Когда существовала Римская Империя, то её влияние распространялось и на эти земли, поэтому неудивительно, что на этих территориях сохранилось множество подобных римских сооружений.

Санта-Мария-делла-Консезионе деи Каппуччини (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini, Rome, Via Veneto, 27 - (Piazza Barberini) неподалёку от фонтана Тритона, Рим (Италия).

В общей сложности в склепе под церковью собраны кости приблизительно четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг., которые расставлены и развешаны в шестикомнатном склепе под церковью.

Это больше, чем просто погребальная камера: монахи расставили останки своих братьев в причудливой мрачной манере: из костей и черепов тут сложены люстры, ими выложены арочные проходы и настенные "украшения".

После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, располагавшегося в районе фонтана Треви, были перенесены кости захороненных там монахов.

В пятом зале размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в чешском Седлеце (ниже).
Катакомбы капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы, расположенные в городе Палермо на Сицилии, Италия.

Здесь в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной элиты — духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют "композиции".

К концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года помещались тела умерших монахов.

Благотворители и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем — настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей Палермо.

Катакомбы капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000 жителей Палермо. После 1880 года по исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными достопримечательностями катакомб.

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии. В центре часовни в стеклянном гробу находится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть, обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело хорошо сохранилось. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.

Основным методом приготовления тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах (Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные останки омывали уксусом и облачали в лучшие одежды. Часть тел помещалось в гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.

Во время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки

Часовни, церкви, склепы, а внутри находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают опасные пары. Споры плесени попадают в лёгкие людей
Вы подумали, что всё вышеописанное и есть самое страшное из нависающей над Европой инфекционной угрозы? Нет! Далее будет описана опасность ещё более близкая к европейцам и туристам Европы.

В Европе (как и в других католических странах) в часовнях и церквях почти всегда находятся открыто стоящие каменные склепы, в которых лежат кости давно умерших известных людей. Как правило склепы - это каменные плиты, неплотно лежащие друг на друге. И лежащие внутри медленно гниющиекости соприкасаются с окружающим воздухом. Эти пары попадают в лёгкие людей, посещающих эти религиозные заведения.
Также в Европе существует широко распространённая традиция хоронить людей не под землёй, а в фамильных склепах, где кости умерших покоятся в забвении многие годы, зачастую и сотни лет. В склепах кости усопших также лежат под плитами. И родственники, посещая склеп, вдыхают застойный воздух склепа. Количество фамильных склепов по всей Европе, США, Западной Украине и в др. странахисчисляется сотнями тысяч.
Фамильный склеп Габсбургов, расположенный под церковью ордена капуцинов (Kapuzinerkirche) в Вене на площади Новый Рынок (Neue Markt), расположенного недалеко от императорского дворца Хофбург.
Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся
Склеп рода Габсбургов и членов их семей

императоры из рода Габсбургов и члены их семей. Склеп основан в 1617 г. Анной Тирольской, женой императора Маттиаса. В склепе 12 императоров, 19 императриц (включая Марию-Луизу, вторую жену Наполеона) и многие другие члены семьи Габсбургов (всего 137 человек).
Кроме Габсбургов, в Императорском склепе погребена также одна дама, к династии не принадлежавшая - графиня Каролина Фукс-Моллард, любимая воспитательница Марии Терезии. Кроме того, в склепе есть 4 урны с забальзамированными сердцами покойных.
Внутри склепов находятся тлеющие кости, которые соприкасаясь с окружающим воздухом излучают угрозу здоровью людей

Всего 138 захоронений.
Саркофаг Марии Терезии двойной: покоится там вместе со своим супругом Францем Стефаном I. Четыре фигуры по краям саркофага символизируют Австрию, Венгрию, Богемию и Иерусалим (Габсбурги были титулованными королями Иерусалима).
Последнее погребение в склепе Капуцинов произошло 16 июля 2011 года, когда в нём был похоронен умерший в 2011 году последний кронпринц из дома Габсбургов Отто фон Габсбург.
Саркофаги, стоящие внутри Берлинского кафедрального собора

Гальштатская часовня в Австрии.

Гальштат - коммуна в Верхней Австрии, которая входит в состав округа Гмунден. Изображённые разрисованные черепа- это часть очень древней традиции,которая до сих пор практикуется в Австрии и Баварии.

Через 20-30 лет после погребения, телоизвлекается из могилы, череп скоблится, выбеливается, полируется и разрисовывается крестиками, листьями, цветочками, а потом на него записываются данные о его прежнем владельце - имя, профессия, дата смерти и так далее. Зачем всё это делается и почему такая странная традиция?
Всё очень просто: дело в том, что в многих местах в Альпах хронически не хватало земли, поэтому придумали экономичное решение - прежний покойник извлекался, а на его место хоронили нового. Вот такая "экономичная" альпийская традиция.
Действительно, в Австрии за то, чтобы "полежать в земле " нужно платить за аренду земли. Сколько родственники могут платить, столько покойник и лежит. Потом их выкапывают и черепа сохраняют. Есть могилы, которые через 100-200 лет вскрывают за "неуплату".
Склеп королевской семьи Орлеан, находящийся в городе Dreux (Франция).

Склеп Седлец (Kostnice Sedlec), Кутна Гора в Чехии
Этот склеп представляет собой не просто аккуратно уложенные останки людей, а тщательно проработанные элементы "декора", такие, как люстры, гербы, гирлянды. Склеп расположен в небольшой римско-католической часовне, под кладбищем церкви Всех Святых.

В конце минувшего лета на улице Максима Горького начались большие строительные работы. По проекту эта центральная магистраль должна обзавестись четырехполосной проезжей частью, современными безшпальными трамвайными путями с мягким ходом, благоустроенными тротуарами. Дело, безусловно, нужное. Такой большой переделке улица Максима Горького (бывшая Сенная) не подвергалась аж с 1811 года, когда она впервые была нанесена на самый первый план города Ростова-на-Дону, высочайше подписанный российским императором Александром I.

Однако первый же участок реконструкции прошел по территории старого кладбища Ростова, о котором все забыли. Когда рабочие в первый раз наткнулись на человеческие останки, они встревожились и вызывали полицию. Правоохранители, убедившись, что это очень старое захоронение, и никакого криминала здесь нет, потеряли к человеческим останкам всякий интерес. А находки костей стали следовать одна за другой. На стенках траншеи, вырытой для труб водовода, можно было видеть ниши старых могил, из которых торчали человеческие кости.

И вот ковш экскаватора, вскрывавший слой асфальта там, где проходила проезжая часть, наткнулся на кирпичную кладку. С первого взгляда стало ясно, что это облицовка двух старинных склепов. Когда с верхушки сводчатого потолка сняли несколько кирпичей, из образовавшегося отверстия явственно потянуло тленом. Работы приостановили, на место находки вызвали представителей науки, археологов.
- Поскольку в склепах могли находиться ценности, я прошел в городское управление МВД, которое расположено буквально за углом, - рассказал председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.О. Кожин. - По внутреннему телефону от дежурного обрисовал ситуацию, попросил выделить наряд патрульно-постовой службы для охраны этого погребения ночью, чтобы его под покровом темноты не вскрыли вандалы.

Один из полицейских, уже в темноте, стал светить фонариком в отверстие склепа. В луче света был виден совершенно целехонький гроб, обитый какой-то цветной каймой.

Неприятный запах усилился и донесся до публики, наблюдавшей за этим со стороны. Одна мамочка поторопилась увести своего ребенка, другая женщина вслух высказала опасение, что из вскрытой могилы может распространиться какая-нибудь зараза. Полицейские благоразумно не стали лезть дальше в старую могилу, а накрыли отверстие какой-то картонкой. Но запах все равно шел...
Руководил работами по вскрытию склепов и их обследованию ведущий археолог государственного автономного учреждения «Донское наследие» Алексей Гармашов. Одна из самых первых, рабочих версий (еще до вскрытия погребений) была - что здесь похоронены ксендзы - служители Ростовского костела во имя Станислава, который до революции был построен неподалеку, в переулке Соборном. На эту мысль наводила форма погребения: склепы характерны более для католиков, чем для православных. Во всяком случае, было ясно, что здесь были погребены не рядовые ростовцы, а скорее всего священнослужители.
Неподалеку, на месте «Дома профессуры» (Соборный, 39) некогда была выстроена величественная церковь Успения Пресвятой богородицы (снесена в 30-х годах прошлого века). Вокруг него располагалось кладбище. В склепах могли покоиться и священнослужители этого храма.
Однако, при более тщательном историческом анализе находки, А.И. Гармашов выдвинул совершенно другую версию. Дело в том, что костел и Успенский собор были построены в 80-х годах XIX века, когда Сенная улица уже существовала, хотя и являлась окраиной Ростова. Устраивать склепы под ногами прохожих и колесами повозок, разумеется, никто бы не стал. Следовательно, захоронения следует отнести к более раннему периоду.
А раньше рядом с этим местом стояла церковь Всех Святых. Ее история началась еще в 1785 году, когда в Димитриевской крепости было решено построить новый, более вместительный Покровский храм. Старую деревянную церковь разобрали, и эти материалы были использованы для строительства храма на городском кладбище, которое тогда находилось в районе пересечения Соборного переулка с нынешними улицами Красноармейской, а также Греческого города Волос. Церковь была построена очень быстро, всего за полтора года, и 19 мая 1787 года была освящена протоиереем Иоанном во имя Всех святых.
Городское кладбище было упразднено в начале XIX века - на первом плане Ростова оно уже было отмечено пунктирной линией. Городской погост перенесли к западу, на Новое поселение (сейчас на этом месте находится Дворец спорта). А улица Сенная, как отмечает А.И. Гармашов, на первом городском плане хотя и была отмечена, но только как перспективная, под грядущую застройку. На самом деле в те годы эта местность представляла заросший травою пустырь.
Уже гораздо позже кладбище снесли, по нему пролегла улица Сенная, в советское время получившая имя Максима Горького. Всехсвятский храм сгорел в результате большого пожара 3 октября 1865 года. Его не стали восстанавливать, так как в это время на новом городском кладбище, на средства городского головы А.М. Байкова, была заложена новая церковь, которая стала Всехсвятской (взорвана в 1966 году). А склепы, как и другие могилы старого городского кладбища, оказались под ногами прохожих.
- Следовательно, в этих захоронениях вероятнее всего покоятся священнослужители старинного Всехсвятского храма. И они были погребены никак не позже 30-х годов XVIII века, - делает вывод на основании проведенного исторического анализа ведущий археолог «Донского наследия» Алексей Иванович Гармашов.

Предположения специалиста практически полностью подтвердились на следующий день, когда были вскрыты склепы и оба гроба. Обратил на себя внимание кирпич, из которого были сделаны склепы. Грубой формы, кустарного обжига, без фирменных клейм, которыми обозначали свою продукцию ростовские кирпичные фабриканты. Значит, кирпичная кладка склепов относится к более раннему времени, когда наш город еще только зарождался.

Удивление вызвал первый гроб, который впервые увидел свет после двухвекового пребывания в склепе. Достаточно хорошо сохранившееся дерево было обито каймой, которая на крышке образовала православный крест.
Поскольку ожидалось, что в могиле найдут останки священнослужителя, при вскрытии склепа присутствовал представитель Донской митрополии.
При помощи веревок массивную домовину извлекли на поверхность земли. Тут же осторожно приподняли крышку. Стоявший рядом батюшка непрерывно читал молитву...

Солнечный свет упал на тело человека в одеянии священника, с крестом и поручами. Это было именно тело (хотя и мумифицированное), а не распавшийся скелет, чего можно было ожидать в древней могиле. Голова высоко лежала на подушке, в сложенных руках был зажат православный крест. На голове покойного даже были видны волосы!

Точно так же вскрыли и второй гроб, тоже прекрасно сохранившийся. Но в нем остались только кости. По остаткам одежды определили, что здесь была погребена женщина. По первоначальным предположениям, это супруга погребенного священника, или кто-то из его родственников. Очень велика вероятность, что найдены останки одного из настоятелей Всехсвятского храма.
Когда гроб поднимали на поверхность, нижняя полностью сгнившая доска отвалилась и останки остались лежать в склепе.

В церковной практике такие данные позволяют поднять вопрос о личности покойного перед Комиссией по канонизации. Говорить о явных признаках святости пока преждевременно, но Комиссия по канонизации Ростовской епархии приступила к исследованию этого случая. Попытаемся установить имя священника и хоть какую-то информацию о его жизни, - дал комментарий пресс-секретарь главы Донской митрополии И.П. Петровский.
Церковь активно подключилась к обследованию раскопанного участка старого православного кладбища. Останки из склепа, а также многочисленные фрагменты костей из других захоронений, сейчас перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что при Северном кладбище.

К сожалению идентифицировать личности всех найденных людей уже невозможно. Но, учитывая место захоронения, традиции и положения того времени, мы можем с точностью определить, что по религиозной принадлежности это были православные христиане. Поэтому все фрагменты человеческих останков, найденные при дорожных работах, помещены в общий контейнер и также отправлены в Покровский храм. Наша святая обязанность, при перезахоронении, не только соблюсти должное благоговение, но и совершить по всем этим людям первую, наверное за несколько столетий, заупокойную молитву, - говорит Игорь Петровский.
Епархиальная комиссия по канонизации уже приступила к своей работе. Если будут найдены данные и основания для канонизации, значит на улице Горького был найден не просто объект археологического обременения, а свершилось чудо Божие - подчеркнул пресс-секретарь Донской митрополии.
Остается только упомянуть о панических слухах, которые на прошлой неделе поползли по Ростову. Дескать, из древнего кладбища может выползти и распространиться по городу какая-нибудь зараза. Санитарно-эпидемиологические службы города словно не заметили вскрытия старых могил...

В этом году известный веб-ресурс из США MentalFloss.com опубликовал свой очередной рейтинг удивительных мест нашей планеты. На этот раз рейтинг действительно весьма необычный! Список составлен из зданий и сооружений, построенных из... костей. При этом большинство «костяных чудес» построены именно из человеческих останков, что должно служить символом неизбежности смерти. Однако встречаются и экземпляры, сооруженные из костей животных, в том числе и редких, например, динозавров. Хотите узнать о них подробнее? Тогда наш сегодняшний рейтинг с описанием особенностей каждого из костяных сооружений специально для вас.

1. Башня из черепов Челе-Кула, г. Ниш, Сербия

Эта башня находится на первом месте рейтинга величайших костяных чудес мира. И хотя ее высота сегодня не превышает и 15 футов, а черепов здесь осталось всего 58, всё равно она выглядит довольно-таки устрашающе. Башня Челе-Кулу находится в нескольких километрах от города Ниш в Сербии. В 1809 году здесь, на горе Чегар, было жестоко подавлено терками сербское восстание. Более тысячи повстанцев были убиты, а турецкий паша Хуршид собрал 952 черепа и приказал возвести из них башню - на устрашение врагам и тем, кто собирался восстать против Османской империи. С течением времени родственники повстанцев понемногу забирали черепа и перезахоранивали их на кладбище. Каким образом родственники идентифицировали своих родных, остается неизвестным по сей день. Однако, таким образом, к концу 19 века в башне осталось всего 58 черепов, а поверх башни надстроили часовню, чтобы избежать и их расхищения. В 1979 году Челе-Кула признана памятником культуры Сербии исключительной важности.

2. Часовня черепов, Кудов, Польша


Это уникальное религиозное сооружение действительно заставляет испытать священный трепет. Здесь содержится около 300 человеческих черепов и бесчисленное количество скрещенных между собой берцовых костей - самых прочных в организме человека, как известно. Однажды в 1776 году местный приходской священник Вацлав Томашек случайно наткнулся на человеческий череп с костями. Он позвал гробовщиков. Вместе они откопали огромное количество человеческих костей. Это было массовое захоронение жертв Тридцатилетней войны 1618-1648 годов, трёх Силезских войн 1740-1763 годов и других военных конфликтов. Некоторые люди умерли от голода, холеры или других смертельных инфекций. Кости были тщательно вычищены и выбелены, и впоследствии «украсили» стены местной часовни. Священник Вацлав тщательно следил, чтобы кости располагались равномерно по стенам, создавая неповторимый орнамент. Его собственный череп расположен в центре здания на алтаре. Небольшая часовня в стиле барокко установлена на квадратное основание и расположена между церковью Варфоломея и отдельно стоящей колокольней.

3. Склеп из костей в Седлеце, Чехия


Снаружи этот склеп, полный костей и человеческих останков, похож на скромный монастырь. Он известен еще под названием «церковь костей Kutna Hora» (Кутна Гора). Однако это костехранилище внутри просто поражает своим «изысканным» интерьером. Здесь все сделано из костей: люстра, канделябр, орнаменты и отделка на стенах и потолке, и даже гирлянды. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов. В средние века в городке Седлец было устроено кладбище, ставшее впоследствии очень популярным среди местных жителей. В 1400 году в центре кладбища была построена готическая часовня, усыпальница которой служила складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Позже часовня была закрыта и отдана семье Шварценбергов, которые в 1870 году наняли резчика по дереву Франтишека Ринта для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Так и были созданы примечательные интерьеры часовни, среди которых помимо люстры заслуживают внимания алтарные дароносицы, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.

4. Капелла Dos Ossos, Эвора, Португалия


Нет ничего удивительного в том, что название капеллы дословно переводится как «Часовня из костей». Она действительно выстроена из человеческих костей и черепов, соединенных с помощью раствора и заменивших кирпичи. Капелла была построена в 16 веке францисканским монахом, который в духе того времени, стремился донести своим братьям по вере мысль о неизбежности смерти. Над входом в капеллу есть надпись, которая гласит: «Кости, которые здесь, ждут ваших костей». Внутренне убранство этой мрачной часовни, состоящей из трех пролетов, полностью состоит из костей и черепов, а потолок расписан фресками на тему смерти. Количество скелетов монахов приблизительно равно 5000, все они собраны на соседних кладбищах, которые были разрушены. Два высушенных трупа, один из которых принадлежит ребёнку, свисают с цепей. На крыше часовни написана фраза «Лучше день смерти, чем день рождения». Мрачноватое, в общем-то, место пользуется огромной популярностью у туристов, желающих пощекотать себе нервы.

5. Склеп в городе Эггенбург, Австрия


Этот склеп относится к одному из самых ранних подобных памятников во всей Европе. Достоверно неизвестна дата его постройки, однако предположительно склеп был сооружен в 1405 году и около этого. Первоначально это была усыпальница местных правителей, которая затем переменилась в костехранилище. Собранные кости впоследствии просто устанавливали в стены, используя для этого цементный раствор. При этом на стенах можно разглядеть буквы и надписи, причудливые узоры, выложенные из человеческих костей. Всего использовалось около 6 тысяч костей.

6. Дом из костей динозавра, Вайоминг, США


Ну вот, наконец, мы подобрались к оригинальному костяному сооружению, который сделан не из человеческих останков. Более того, для этого использовались кости даже не совсем обычных животных, а доисторических динозавров! Небольшой с виду домик кажется на первый взгляд отделанным камнем. Однако при его строительстве было использовано около 5 796 костей динозавров, извлеченных при раскопках в Como Bluff - это место, где одними из первых были обнаружены останки динозавров. Изначально этот дом построили, как часть бензозаправочной станции вдоль оживленного шоссе в 1930 году. Томас Бойлан собирал кости в течение семнадцати лет, намереваясь собрать из них скульптуры динозавров перед его домом и бензоколонкой. Но вскоре он понял, что это останки различных разновидностей, и целого динозавра из них не собрать. Ему пришлось отказаться от первоначальной идеи и построить из собранных костей дом, который сейчас является одной из самых популярных придорожных достопримечательностей США.

7. Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе, Рим, Италия


Рим - это поистине город-музей, и здесь тоже не обошлось без костяного сооружения. Церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе построена по проекту Антонио Казони в 1626-31 годах и украшена полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. Церковь имеет несколько приделов с мощами католических святых. Однако, помимо этого, здесь есть весьма необычные украшения из человеческих костей. После постройки церкви, в нее были перенесены останки монахов, захороненных на соседском кладбище. Постепенно из них были выполнены декоративные украшения всего интерьера церкви. В общей сложности здесь собраны кости около 4000 монахов, из них выложены причудливые рисунки и орнаменты. А в одном из залов размещён целый скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Весь интерьер оформлен в стиле барокко, и именно эта римская церковь послужила прообразом для создания Склепа из костей в Седлеце, Чехия.

8. Дом из костей рогатого скота, Техас, США


В отличие от Европы, как мы уже успел заметить, в США предпочитают не пугать впечатлительное население сооружениями из человеческих костей. Здесь используют для постройки кости животных. Дом из костей рогатого скота, возведенный художником-декоратором Дэном Филиппсом в Техасе, строился целых 15 лет. Кости здесь использованы не только для самого каркаса сооружения, но и для весьма искусной отделки - как внешней, так и интерьерной. Это напольное покрытие и лестницы, перила и дверные ручки, кресла, стулья и другая мебель, и даже барная стойка! Костяной загородный дом «Bone House» состоит из трех спален, трех ванных комнат, просторной мастерской и внутреннего дворика с жутковатой на вид беседкой, смастеренной с использованием множества специально обработанных костей различных домашних животных и скота. Дом можно снять в аренду, но, чтобы не иметь проблем с психопатами, Филлипс принимает заявки лишь от настоящих художников и скульпторов, которые могут оценить художественную значимость дома и предъявить портфолио со своими работами.

9. Хижины из костей мамонтов, с. Межирич, Украина


В древности люди строили свои хижины из огромных и очень прочных мамонтовых костей. Об этом свидетельствуют раскопки, преимущественно на территории Украины и Южной России. Так, в окрестностях украинской деревни Межирич есть отлично сохранившиеся до наших дней хижины из костей мамонтов. Осенью 1965 года местный колхозник перестраивал погреб у себя во дворе, и на глубине около двух метров лопата наткнулась на что-то твердое. Оказалось - нижняя челюсть мамонта... Так и были обнаружены следы человеческого поселения времен позднего палеолита. Первобытное жилище напоминало ярангу с внутренней площадью, равной современной однокомнатной квартире - около 23 квадратных метров. В центре строения, в углублении, находился очаг диаметром около полуметра. Здесь было обнаружено около 400 мамонтовых костей, которые использовались в качестве строительного материала, а также огромное количество различных орудий труда, украшений и даже древняя карта местности, выполненная красной охрой на лобной части мамонтового черепа.

10. Монастырь Святого Франциска, Лима, Перу


Монастырь и церковь Святого Франциска построены в Лиме в колониальную эпоху. Первое здание церкви (1557 год) было выстроено из глины и дерева, оно рухнуло во время землетрясения 1656 года, а в 1672 году на этом же месте был возведен новый храм по проекту португальского архитектора Константино де Васконсельоса. Оно и сохранилось до наших дней почти в неизменном виде. Помимо непосредственно монастырских сооружений, в комплекс монастыря входят храм, часовни Ла-Соледад и Эль-Милагро, а также лабиринт катакомб. Глубокая крипта представляет собой огромное кладбище - свыше 70000 могил. Тела укладывали в несколько слоев и пересыпали известью, а после разложения тканей, выбирали кости и укладывали их для хранения. Человеческие останки здесь выложены аккуратными кругами, символизирующими течение жизни и неизбежность смерти. В наши дни в монастыре работает Музей религии и искусства.



Планирование беременности