Женские имена древней руси. Азербайджанские женские имена

Психологи утверждают, что имя человека – это не просто набор чередующихся звуков, а своего рода уникальный код личности. Услышав имя впервые, мозг новорожденного младенца на подсознательном уровне начинает подстраиваться под него, формируя определенные черты характера.

В советские времена разнообразие имен было не в чести, поэтому жителей городов и сел практически поголовно звали Сергеями, Мариями, Валентинами, Иванами, Алексеями и т. п. Как результат – обезличенность основной массы людей, обладавших сходными характеристиками и проживавших похожие жизни.

В конце ХХ – начале нашего века произошла смена приоритетов и появилась тенденция давать детям редкие и давно забытые имена . Стали даже выпускать специальные сборники – именословы, помогающие молодым родителям подобрать для своего наследника красивое имя. И хотя некоторые мамы и папы предпочитают, чтобы их сыночка или дочурку звали «заграничным» именем типа Анжелины или Гарри, большинство все же обращается к истокам и выбирает старые русские имена.

Дела давно минувших дней…

До введения христианства на Руси использовались самобытные имена, которые по своей сути являлись прозвищами, данными по тому или иному поводу. Зачастую они присваивались мужчинам и женщинам по внешним признакам – росту, телосложению, манере говорить, особенностям характера или времени рождения.

Для защиты от злых духов и недобрых людей существовала система двойных имен. Первое давалось ребенку при рождении и чаще всего звучало не слишком привлекательно – Нелюба, Некрас, Злоба, Крив, но именно это и должно было отпугивать от него злые силы.

Вторым именем нарекали уже в юношеском возрасте, учитывая черты характера, которые уже проявились у мальчика или девочки. Эти имена, как правило, можно классифицировать по таким группам:

  1. По порядку рождения на свет в семье – Первуша, Вторак, Третьяк, Осьмуша и другие.
  2. По главным качествам характера – Смеян, Стоян, Тороп, Крас, Зорко и т. п.
  3. Имена, отражающие мир растений или зверей – Волк, Сокол, Дуб, Щука, Орех и другие.
  4. По телосложению – Вышата, Давила, Мал и т. п.
  5. Прозвания языческих божеств – Лада, Ярила и т. п.

Но подавляющее большинство старославянских имен были двухосновными, то есть образованными от двух корней. Чаще всего использовались «слав», «мудр», «яр», «свят», «полк», «рад» и другие: Милорад, Мстислав, Лучемир, Ярополк, Святослав. Для образования уменьшительной формы от полного имени отсекали вторую часть и добавляли суффиксы «нег», «тка», «ша», «ята», «ня», например, Добрыня, Ярилка, Милонег, Путята, Святоша.

Старославянские мужские имена

Мужские языческие имена наши пращуры придумывали особенно тщательно. Ведь мальчики всегда были желаннее девочек как носители силы и мудрости, продолжатели рода, защитники своего народа. При этом строго соблюдались следующие правила и запреты:

  1. Ребенку не давали имя его отца: считалось, что при этом удваиваются не только достоинства, но и недостатки, что было недопустимо.
  2. Нельзя, чтобы в одной семье два человека носили одинаковые имена, так как один из них должен был вскоре умереть.
  3. Не следовало использовать имена утопленников, умерших детей, а также слабоумных, калек, разбойников, пьяниц, поскольку отрицательные качества могли передаться младенцу.

Существовал и такой интересный ритуал. Если после рождения ребенок долго не подавал признаков жизни и не кричал, его начинали окликать различными именами. То, на которое он реагировал, и становилось его собственным.

Список забытых имен очень обширен. Некоторые древние славянские имена, в особенности мужские, могут показаться в наше время вычурными и странными. Однако среди них есть множество таких, которые с успехом можно использовать в современном мире.

  • Агний – огненный, светлый;
  • Баян – хранитель старины;
  • Берислав – берущий славу;
  • Боговед – ведающий богов;
  • Богодий – угождающий богам;
  • Богумил – милый Богу;
  • Боеслав – побеждающий в боях;
  • Братислав – брат славы;
  • Будимил – будь милым;
  • Буеслав – аист;
  • Белогор – из белых гор;
  • Белояр – яростный;
  • Вадимир – предводитель мира;
  • Всемил – милый всем;
  • Вячеслав – славящий совет;
  • Володарь – дарящий волю;
  • Градимир – смотрящий на мир;
  • Горисвет – высокий свет;
  • Добрыня – добрый;
  • Деян – активный;
  • Дан – свыше данный;
  • Даромир – дающий мир;
  • Даромысл – мыслящий;
  • Жданимир – жданный мир;
  • Ждан – долгожданный;
  • Желан – желанный;
  • Заря – восходящий свет;
  • Звенимир – призывающий к миру;
  • Зданимир – создатель мира;
  • Идан – идущий;
  • Ивар – древо жизни;
  • Истислав – славящий истину;
  • Красибор – избранный из красивых;
  • Кудеяр – кудесник;
  • Ладислав – славящий красоту;
  • Людимир – несущий людям мир;
  • Люборад – радующий любовью;
  • Любояр – любящий Ярилу;
  • Любим – любимый;
  • Любодрон – дорогой;
  • Любогост - гостеприимный;
  • Милан – милый;
  • Млад – молодой;
  • Миролюб – любящий мир;
  • Могута – мощный;
  • Миродар – дарующий мир;
  • Негомир – нежный и мирный;
  • Найден – найденный;
  • Остромысл – остро мыслящий;
  • Отчеслав – слава отцу;
  • Пересвет – пресветлый;
  • Радей – радостный;
  • Ратибор – избранный воин;
  • Святомир – святой мир;
  • Святовик – свет;
  • Святобой – воин;
  • Умир – умиротворение;
  • Хвалимир – прославляй мир;
  • Честимир – честь мира;
  • Яромил – милый;
  • Янислав – славный.

С введением христианства старославянские имена были вытеснены греческими, римскими, еврейскими и арабскими, а некоторые даже оказались под строжайшим запретом. Правда, впоследствии отдельные имена, например, Ярослав, Владимир, Мстислав, были внесены в православный именослов благодаря прославившим их Владимиру Святому, Ярославу Мудрому или Мстиславу Великому.

Особенности женских славянских имен

Как и мужские, основные женские славянские имена не давались от рождения. Их часто заменяли отвлекающими прозвищами, а то и просто говорили «чадо», «дитё», «девчонка», «меньшая». С годами, обнаружив у дочери тягу к какому-нибудь ремеслу или увидев в ней особенные черты характера, родители готовили ее к обряду получения нового постоянного имени.

Согласно обычаям, обряд проводился на капище – древнеславянском святилище возле статуй языческих богов. Вначале девочку купали в воде, смывая с нее старое детское имя, а затем волхвы торжественно нарекали ее новым.

Обычно это происходило, когда девушке исполнялось 16 лет. Однако были и исключения. Например, для девочек из княжеских семей обряд проводили в 12 лет, а для малышек, которым с детства предназначено было стать ведуньями или жрицами, – в 9.

Старорусские женские имена обладают особой мелодичностью и красотой. Поэтому многие из них можно использовать и в наше время, называя своих ненаглядных дочурок.

  • Áгния – огненная, просветлённая;
  • Бела – беленькая, чистая;
  • Бажена – желанная;
  • Баяна – сказительница;
  • Белослава – славящая чистоту;
  • Белоснежа – чистая, белая;
  • Беляна – просветлённая;
  • Благиня – добрая;
  • Богдана – данная Богом;
  • Боголюба – любящая богов;
  • Богумила – милая Богу;
  • Богуслава – славящая Бога;
  • Боримира – борющаяся за мир;
  • Бояна – боевая, мужественная;
  • Братислава – берущая славу;
  • Бронислава – славная защитница;
  • Верна– верная;
  • Ведана – ведающая;
  • Велена, Велина – повелительная;
  • Велижана – вежливая;
  • Венцеслава – увенчанная славой;
  • Веселина – жизнерадостная;
  • Весняна – весенняя;
  • Влада – ладная;
  • Владислава – владеющая славой;
  • Власта – властная;
  • Властелина– властительница;
  • Воислава – завоевывающая славу;
  • Вратислава – возвратившая славу;
  • Всемила – всем милая;
  • Всенежа – всем нежная;
  • Вышена – высокая;
  • Вячеслава – наиболее славная;
  • Гала – душевная;
  • Галина – женственная, земная;
  • Голуба – нежная;
  • Горазда – способная;
  • Дарёна – подаренная;
  • Дарьяна – мужественная;
  • Добровлада – владеющая добротой;
  • Доброслава – славящая доброту;
  • Догада – догадливая;
  • Доляна – удачливая;
  • Домна – домовитая, хозяйственная;
  • Драгана – драгоценная;
  • Душана – душевная;
  • Ждана – жданная;
  • Желана – желанная;
  • Забава – утешительница;
  • Задора – задорная;
  • Збигнева – сдерживающая гнев;
  • Звездана – рожденная под звездами;
  • Златояра – сильная, как солнце;
  • Зореслава – славная красотой;
  • Избора – избранная;
  • Ирина – вознесённая;
  • Карина – кареглазая;
  • Краса – красивая;
  • Лада – милая;
  • Лагода –душевная;
  • Лебедяна – стройная;
  • Лучезара – лучезарная;
  • Любовь – любовь, любимая;
  • Любодара – дарящая любовь;
  • Людмила – милая людям, человечная;
  • Матрёна – зрелая;
  • Милада – милая богине Ладе;
  • Милана – милая;
  • Милица – милая на лицо;
  • Милолика – милая лицом;
  • Милонега – милая и нежная;
  • Милорада – милая радостью;
  • Миронега – мирная, нежная;
  • Млада – молодая, ладная;
  • Надежда – надежда;
  • Ненагляда – ненаглядная;
  • Огнеслава – славящая Огонь;
  • Олеся – лесная;
  • Олеля – любимая;
  • Полеля – любящая;
  • Полёва – полевая;
  • Полина – уравновешенная;
  • Прекраса – прекрасная;
  • Прелеста – прелестная;
  • Пригода – пригожая;
  • Радмила – заботливая и милая;
  • Радослава – славящая радость;
  • Рогнеда – изобильная;
  • Росана – чистая, свежая;
  • Ружена – розовая;
  • Румяна – румяная;
  • Русава – русая;
  • Светана – светлая;
  • Светолика – просветленная;
  • Светояра – солнечная;
  • Синеока – голубоглазая;
  • Сияна – сияющая;
  • Славия – славная;
  • Смеяна – смеющаяся;
  • Смирена – смирная;
  • Снежана – беловолосая;
  • Станислава – постоянно славная;
  • Стояна – очень мужественная;
  • Услада – услаждающая;
  • Цветана – цветущая, нежная;
  • Чаруша – щедрая;
  • Чернава – смуглая;
  • Чеслава – славная честью;
  • Щедра – щедрая;
  • Ядвига – кормилица;
  • Яна – мужественная;
  • Яролика – солнцеликая;
  • Яромира – яркая и мирная;
  • Ярослава – славящая Ярилу-солнце.

Наши предки придавали именам особое значение. Древние люди верили, что звуки, из которых они слагаются, имеют магическую силу, получаемую от богов и самой матери-природы . Старославянские имена – это огромный пласт нашей истории и культуры, к которому все чаще обращаются современные родители, надеясь найти для своего любимого малыша самое красивое имя.

До конца Х века русский народ еще не принял христианство и поклонялся нескольким богам. Соответственно, древнерусские имена для детей были языческими. После принятия христианства началось противостояние между привычными и христианскими именами.

Наречение именем

Наиважнейший обряд в христианстве - крещение. После рождения ребенка его обязательно следует окрестить и дать православное имя какого-либо святого. Древнерусские имена постепенно заменяются на христианские.

Но церковные имена по своему происхождению не являются исконно русскими. Они пошли из древнегреческих, древнееврейских, римских языков. Долгое время церковь всячески запрещала имена древнерусского происхождения. Ведь они были языческими, а государство было христианским.

Мирское имя

Все же народ трудно сразу перевоспитать, поэтому наряду с именем, данном при крещении, малышам давались и привычные древнерусские имена. Получалось, что ребенок имел церковное имя и так называемое мирское. Таким именем малыша звали в узком семейном кругу. Постепенно с укреплением позиций церкви и веры людей домашние имена превратились в прозвища.

Можно привести несколько примеров таких двойных имен. Боярин, получивший при крещении имя Федор, дома звался Дорога, или князь, носящий имя Михайло, в быту звался Святополк. Такие примеры часто встречаются в старинных книгах или романах русских классиков.

Имена в дореволюционной России

В дореволюционной России древнерусские имена вообще вышли из употребления. В течение недели после рождения родители обязаны были окрестить ребенка и дать ему имя по церковному календарю.

Но для малышей из богатой, влиятельной семьи имя выбиралось родителями, в зависимости от благозвучия и их предпочтений. Церковь не желала портить отношения со своими благодетелями и не хотела терять благотворительные взносы.

А когда крестился малыш из бедной семьи, священнослужитель мог выбрать имя из церковной книги, в зависимости от времени рождения. Мнение родителей могло даже и не учитываться, да и имя не всегда звучало красиво и благозвучно.

Существует интересный факт, связанный с именем и благосостоянием семьи. Историки установили, что по имени можно было определить принадлежность к сословию. Так, в крестьянских семьях девочек часто звали Василиса, Федосья, Фекла. Никогда знатные семьи не называли так своих дочерей. Богатые и правящие семьи давали своим дочерям такие имена, как Елизавета, Ольга, Александра, Екатерина. Таких имен в крестьянских семьях встретить было нельзя.

Древнерусские имена и их значение

Как правило, когда слышишь древнерусское имя, можно и без перевода понять, что же оно значит.

Древнерусские мужские имена

  • Вот, к примеру, Святослав. Понятно, что имя образовано от слов "святой" и "слава".
  • Всеволод - человек, владеющий всем.
  • Богумил - сразу понятно, что это за имя. Ребенок Богумил - милый богу.
  • Или Всемил - значит милый для всех.

Очень интересными были имена, которые получали дети в зависимости от того, какими по счету в семье они были. Например, если в семье рождался третий сын, ему давалось имя Траян. Первый сын звался Первой, а второй - Вторак.

Древнерусские женские имена

С именами для девочек тоже почти всегда все понятно.

  • Так же, как мальчик Богумил, девочку называли Богумила.
  • Блажена - счастливая, а Бажена - желанная. Кстати, сейчас иногда можно встретить имя Бажена.
  • Дарина - данная богом.
  • Красимира - краса мира.

Но не все так однозначно

Например, имя Остромир. Сразу возникает ассоциация "острый мир". Но это как-то не укладывается в понимании. Или имя Жирослав. Понятно, что что-то славит. Но что?

Здесь на помощь приходит словарь древнерусского языка. Так, слово "жир" означало богатство и изобилие. Понятно теперь, что имя Жирослав означает "богатству слава".

Слово "остръ" означает "храбрый", следовательно, Остромир - "храбрый мир". Хотя, конечно, с современном понимании немного странновато звучит.

  1. Радомир;
  2. Владимир;
  3. Ратимир;
  4. Гостимир и много подобных.

Старорусские имена возвращаются

После Октябрьской революции древнерусские языческие имена постепенно начали возвращаться в обиход. Связано это с тем, что молодым родителям хотелось отойти от Святцев и дать малышу красивое имя.

Но в то же время революция и электрификация внесли свои изменения - по улицам теперь уже бегали Всеслав, Яромир, Огнеслав, Зарина и Лилиана.

Конечно, период советской власти внес свои коррективы. Вошли в моду имена, связанные с идеологией, такие как Турбина или Даздраперма. Но все же разум берет верх - русский народ желает вернутся к своим корням.

Начали появляться на свет дети, которым давали красивые древнерусские имена. Красиво ведь звучит, когда девочку зовут не Революция, а Любава или Милица. Стали модными такие имена, как Муза, Нелли, Розалия, Святослав и Яромир.

Конечно, не все имена вернулись, многие вряд ли уже приживутся. Не каждый родитель сейчас захочет назвать ребенка, к примеру, Стополсвет или Осьмиглаз. Но все же в большинстве своем древнерусские имена очень красивы, а главное - понятно русскому человеку, что они означают. Без перевода становится ясно, что Владлена - властительница, а Любомира - любимица мира.

Имя как характеристика человека

В древней Руси имени придавали большое значение. Родители старались нарекать ребенка так, чтобы выделить его принадлежность к роду и семье. Имена могли даваться те, что определяли какие-либо качества, желаемые для ребенка. Также то, как зовут человека, определяло его положение в обществе.

В древности имя могло приклеиться к человеку и в зрелом возрасте. Так, если человек имел определенные черты внешности, имя могло их олицетворять. Можно легко догадаться, какими были люди с именами Кудряш, Мал, Черныш.

Или вот такие имена, указывающие на определенные характерные черты: Умник, Добряк, Молчан, Храбр.

Как уже писалось выше, в зависимости от того, какой по счету ребенок в семье, ему давалось имя: Первяк или Третьяк, Старшой, Меньшак.

В литературе часто можно встретить имена, указывающие на профессию. Особо популярные имена Кожемяка, Воин и Селянин. Прочитав такое, можно подумать, что это прозвища или клички. Но люди на самом деле так звались, и это подтверждается документами, имеющимися в распоряжении историков. Хотя особой разницы в то время на Руси между именем как таковым и прозвищем не было.

А что же девочки?

Изучая древнерусские имена, очень много можно найти прозвищ для мужчин. А вот с девочками все обстоит несколько иначе. Почему?

Все дело в положении женщины в обществе. Уж как только девушки не борются за свои права, но всегда их влияние на жизнь государства принижается. И соответственно, не так много исторически зафиксированных фактов известных женских имен.

Древнерусские женские имена как самостоятельно образованные были очень редки. Как правило, они происходили от мужских.

  • Горислав - Горислава;
  • Владимир - Владимира;
  • Владлен - Владлена;
  • Святослав - Святослава.

Отчасти это факт, что женщины были в какой-то части обделены, девочкам постепенно стали чаще давать христианские имена. Если в случае с мужчинами часто существовали двойные имена, к примеру, Святослав-Никола, то девочки имели только одно - Ольга, Елизавета, Анна.

К тому же со временем от имени отца постепенно начинают производить отчества. Сначала, чтобы определить принадлежность к семье, ребенка могли называть Пантелеем, Мирослава сыном. Потом к имени прибавлялся суффикс "-ич". Такая вольность разрешалась сперва только знатным людям. Но вскоре эта традиция прижилась повсеместно.

В современном обществе уже невозможно обойтись без отчества. Особенно на торжественных и официальных мероприятиях это даже необходимость. А ведь сначала такая привилегия давалась только высшему классу. Только после отмены крепостного права обычному мужику разрешили давать и носить отчество.

Все мы знаем, что имя влияет на судьбу человека, оно даже в какой-то мере определяет ее. Возможно, поэтому на Руси людям давали два имени - ложное, для всех, и тайное, о котором знали только самые близкие. Таким образом, люди хотели защитить своих детей от недобрых духов и людей, со временем давать два имени стало традицией.

В основном первое имя было непривлекательным, детям могли дать имя Злоба, например второе имя, давали уже в подростковом возрасте, после того, как сформируются основные черты характера человека. Старорусские имена девочек были разнообразными. Их образовывали из имен животных, цветков и богинь, по порядку рождения, по человеческим качествам. А также старорусские имена девочек были образованы из двух основ, например Любомила, Добрыня.

На территории России с пришествием христианства многие имена, в частности старорусские были вытеснены. При этом некоторые имена церковь даже запрещала использовать. На данный момент старорусскими именами девочек пользуются все лишь небольшая часть населения. Если вы хотите наделить своего ребенка необычным старорусским именем, то вы можете воспользоваться нашим списком, в котором собраны многие имена придуманные нашими предками.

Старорусские имена девочек:

Алена - аленькая

Любомира - миролюбивая

Белава - светлая

Лучезара - лучезарная

Берислава - избранная славой

Лана - поле, надел

Бажена - желанная

Ладомила - милая, ладная

Богумила - милая Богу

Любислава - любимая славой

Блажена - счастливая

Лада - гармония, красота

Бранислава - покрытая славой

Любомила - любимая, милая

Белослава - яркая слава

Ладомира - миролюбивая

Богдана - богом данная

Милана - милая

Верея - привязанная

Милослава - милая славе

Владимира - владеющая миром

Мила - милая

Властимира - владеющая миром

Милица - милая

Ветрана - воздушная

Милава - милая

Велимира - великомирная

Милорада - милая и радостная

Власта - властительница

Неждана - нежданная

Веда - ведающая

Негомила - нежная и милая

Велислава - великая слава

Надежда - надежда, ожидание

Вера - ведающая светом, верная

Отрада - отрада

Ванда - восхвалять

Олеся - из леса

Властислава - владеющая славой

Олислава - вокруг славы

Видеслава - слава жизни

Озара - озаренная

Веселина - веселая

Ожана - то, что сжато

Ганна - птица

Прекраса - прекрасная

Годислава - в поре славы

Переслава - впереди славы

Гордана - гордая

Ростислава - расти славной

Гостимира - мирная гостья

Радимила - милая радость

Душана - душевная

Рада - радость

Добродея - деющая

Радислава - радость славы

Драга - дорогая

Славянка - слава

Дружана - дружественная

Святава - свет

Доброслава - славящая добро

Снежана - снежная

Дана - данная миру

Светозара - озаренная светом

Дарина - данная богом

Светомира - свет миру

Добрана - добрая

Светолика - светлая лицом

Даромила - милый дар

Семислава - семь раз светлая

Есения - ясная, ясное небо

Светлана - светлая

Ждана - желанная

Тихосава - тихая слава

Златослава - золотая слава

Томира - многомирная

Злата - золотая

Умила - милая

Красимира - красота мира

Улада - ладящая

Краса - красота

Хранимира - хранящая мир

Купава - совокупность

Чаяна - чаянная

Крайсава - красота земли

Яромила - молодая, милая

Люба - любовь, любимая

Ясиня - ясная

Людмила - людям милая

Яна - родиться, рождаться

Ладослава - любимая славой

Ярослава - блистающая славой

Древнерусские двусоставные имена (имена-композиты) хорошо известны нам по летописям - не в последнюю очередь потому, что изначально они были именами древнерусской элиты. По-видимому, они были основой и многих известных нам древнерусских односоставных имен: Вадим - Вадимир , Любим - Любимир , Ратша - Ратислав (Ратьслав) , Святоша - Святослав .

Собственно, подобные двусоставные имена характерны не только для древнерусского языка, но и для славянских языков вообще. Более того, в чешском , сербском , хорватском, болгарском и польском языках таких имен сохранилось значительно больше, и они активно употребляются до сих пор: напр., Воислав Коштуница (премьер-министр Сербии), Чеслав Сабинский (польский режиссер), Яромир Ягр (чешский хоккеист), Радослав Бачев (болгарский футболист) и т.д. Отчасти так произошло потому, что в святцы Русской православной церкви попало очень мало древнерусских имен. После принятия христианства на Руси довольно долго держался обычай давать ребенку два имени - "родное" славянское и крестильное, взятое из церковного календаря. Поэтому в древнерусских источниках часто встречается двойное наименование: "князь Феодоръ а мирськы Мьстиславъ ", "Иосифъ, а мирскы Остромиръ", "нарекоша его во святом крещении Василием, мирское же имя ему Ростило" . Ярослав Мудрый носил христианское имя Георгий , его сыновья Вячеслав, Изяслав, Святослав и Всеволод - соответственно Меркурий, Димитрий, Никола (Николай) и Андрей , а сын Изяслава Святополк , основатель Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве - Михаил . И лишь немногим князьям, попавшим в православные святцы, удалось "протащить" за собой исконные имена - Владимир (Владимир Великий, в крещении - Василий ), Борис и Глеб (сыновья Владимира, в крещении - Роман и Давид ). А вот единокровный брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый официально попал в святцы только в 2005 году по благословению патриарха Алексия II.

(Кстати, обычай двойного именования просуществовал у восточных славян вплоть до XVII века: так, гетман Богдан Хмельницкий носил христианское имя Зиновий, поэтому в источниках он иногда фигурирует как Богдан-Зиновий Хмельницкий) .

Многие двухкомпонентные славянские имена попали в русские святцы из других славянских источников: мученица Людмила Чешская , святой Владислав Сербский (хотя в древнерусском языке существовало аналогичное имя Володислав ). Кстати, некоторые имена, которые мы сегодня считаем традиционно польскими, чешскими или сербскими, были распространены и в Древней Руси: Станислав (один из сыновей Владимира Великого), Болеслава (дочь великого князя Святослава Всеволодовича), Мирослав (Мирослав Гюрятиничь, посадник новгородский) и т.д. Однако в святцы русской православной церкви эти имена не вошли, хотя в католических календарях некоторые из них присутствуют.

Мирный или славный?

Обычно значение древнерусских имен понятно без перевода: Святослав - "святой" + "слава", Всеволод - "владеющий всем". Но вот нам попадается имя Остромир - что же это за "острый мир" такой? И, кстати, кого должен славить человек по имени Жирослав? Почему борется с гостями Гостибор и что означает первый компонент имени Изяслав?

Чтобы получить ответы на большинство эти вопросы, обычно достаточно заглянуть в словарь древнерусского языка и узнать, что "изяти" означает "взять", "гость" - это не только гость в привычном нам понимании, но еще и чужеземец, а слово "жир" означало богатство, изобилие.

Не так легко обстоит вопрос с Остромиром. Из словаря мы узнаем, что "остръ" имеет значение "храбрый, решительный". Соответственно, Остромир - "храбрый мир"? Довольно парадоксальное имя. Хотя, с другой стороны, имен на "-мир" в древнерусском именослове очень много: Владимир, Гостимир, Ратимир, Радомир… Правда, иногда они почему-то писались через "ять": Володимѣръ, Гостимѣръ, Ратимѣръ, Радомѣръ и соответственно произносились Володимер , Гостимер , Ратимер , Радомер . Даже если сделать скидку на произношение безударного гласного, согласитесь, "мир" и "мер" - это две большие разницы.

Есть версия, что компонент мир/мер был заимствован из германо-скандинавского marr/mer , означающего "славный, знаменитый". Тем более что параллельно со славянским именем Владимир существовало скандинавское Valdemar / Valdimarr - "славный властелин". Владимир - княжеское имя, первый известный нам носитель этого имени - князь Владимир Святославович (Владимир Великий), потомок небезызвестного варяга Рюрика. Возможно, князь Святослав дал младшему сыну скандинавское имя Вальдемар, адаптированное под славянское произношение: Володимер. Тем более, что на русский слух оно звучало как обычное двусоставное имя - "владеющий миром". Поэтому славянизированное мир/мер легко заняло свое место среди других имяобразующих компонентов: -слав, -бор, -люб . При этом не исключено, что некоторые имена образовывались не от заимствованного мир/мер, а непосредственно отдревнерусского "миръ" (мир).

Новая жизнь древнерусских имен

Мода на языческие древнерусские имена, как и любая мода, уходит и возвращается с постоянством маятника. Первой ласточкой можно считать известного поэта Велимира Хлебникова, в свое время увлекавшегося идеями панславизма (как и многие представители русской интеллигенции) и взявшего себе вместо паспортного имени Виктор псевдоним Велимир. В очередной раз "воскресли" языческие имена после Октябрьской революции, когда молодые родители, жаждавшие всеми способами "порвать со старым миром", принялись выискивать для своих детей любые имена, не связанные с традиционными святцами. Правда, Яромиры и Всеславы значительно уступали по популярности Владленам, Революциям и Электрификациям, но все же традиция была заложена всерьез и надолго.

Сегодня русскоязычные страны переживают новую волну моды на древнерусские и славянские имена. Отчасти - из-за массовой попытки "вернуться к истокам", отчасти - потому что западные имена вроде Жанна, Эдуард или Анжела уже приелись. Сейчас детям даются не только древнерусские, но и болгарские , чешские , сербские , польские имена: Снежана , Милана , Красимир , Болеслав , Братислава .

Славянские имена не только заимствуются, но и выдумываются. Их успешно изобретают авторы модного ныне "славянского фэнтези", вносят свой вклад в общее дело и многочисленные группы неоязычников-родноверов, пытающихся возродить славянское язычество в качестве современного религиозного культа. Родноверы, проходя обряд посвящения, меняют паспортные имена на "родные": Млад , Огнеслав , Велеслав . Многие родноверские имена либо заимствованы из "Велесовой книги" , которую большинство экспертов-славистов признает подделкой, либо сочинены по образцу реально существующих имен-композитов с использованием славянских и псевдославянских корней: Гоемысл - "осмысливающий жизненную силу ("гое" - сила жизни и плодородия)" (здесь и далее толкования даются по "Славянскому именослову" А. В. Трехлебова - прим. авт. ), Владдух - "дваждырожденный - в теле и духе, т. е. владеющий деваконическим (духовным) телом)", Осьмиглаз - "восьмиглаз, всевидящий", Ростичар - "увеличивающий дары жертвоприношений ("чара"- жертвенная чаша: "ча" - чаша, жизненная сила, "Ра" - солнце)", Столпосвет - "светоч, т.е. человек, имеющий мощный энергетический канал связи с родовым и духовным эгрегором", Божедом - "жилище Бога". (Кстати, в словаре Даля слово "божедом" толкуется несколько иным образом: "божедом, божедомка - убогий, призренный в богадельне").

Конечно, большинство из родноверских имен вряд ли приживутся в широком употреблении: мало у кого из родителей хватит духу назвать ребенка Столпосветом или Владдухом, что бы эти имена ни означали. Однако реально существующие славянские имена пользуются у нас все большей популярностью, и не зря - в большинстве своем они очень красивы и, в отличие от имен иноязычного происхождения, понятны без перевода.

О списке имен, выложенном на этом сайте

Почему именно двусоставные имена?

На самом деле, древнерусских имен, зафиксированных в средневековых источниках, довольно много - один только "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова дает их несколько сотен. Проблема в том, что очень непросто отличить собственно личные, дающиеся при рождении имена от прозвищ. Тем более что в официальных источниках в качестве наименования с одинаковым успехом могло использоваться и то, и другое: ср. Корнилко Дурак , крестьянин Яжолобицкого погоста и Дурак Мишурин, дьяк московский . В то время ребенка действительно могли назвать именем Дурак - существовал обычай давать специально давать детям имена с негативным значением в надежде, что злые силы не соблазнятся таким "некачественным" ребенком и не отберут его у родителей, наслав болезнь или какое-нибудь несчастье. Вопрос только в том, дали ли крестьянину Корнилку Дураку это имя при рождении вместе с христианским Корнилий (Корнилко) или это прозвище, заработанное им уже в сознательном возрасте за беспрецедентные интеллектуальные способности?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. А ведь Дурак - это еще цветочки по сравнению с некоторыми именами, встречающимися в древнерусских источниках. Там вполне официально фигурируют такие личности, как новгородский иконописец Иван Дермо Ярцев сын , своеземец Петруша Бздячий , крестьянин Кирилко Бякин зять (человек, имевший тестя по имени Бяка), московский подьячий Грязнуша Колоднич , житель Новгорода Дрочило Нездылов сын , поп Упырь Лихой - первый известный на Руси переписчик книг и его коллега, некто “многогрешный во иноцех Васиан по реклу (по прозвищу или мирскому имени) Дракула (!). В отличие от этих дивных наименований, двусоставные имена, известные нам по древнерусским летописям, не вызывают сомнений - это именно имена, а не прозвища или аналоги современных фамилий. Читателям, интересующимся полным спектром древнерусских имен, рекомендую "Словарь древнерусских личных собственных имен" Н.М. Тупикова, скачать который можно .

Почему в списке так мало имен?

Действительно, в славянских языках двусоставных имен намного больше. Но этот список представляет собой не общеславянские, а древнерусские имена - то есть, имена, зафиксированные в древнерусских источниках или оставившие свой след в фамилиях и географических названиях (напр., Радонеж - притяжательное от Радонег ). Логично предположить, что в Древней Руси существовало намного больше двусоставных имен, чем нам известно. Наши предки вполне могли зваться Красимирами, Любославами и Радосветами - законы языка вполне допускают существование таких имен. Однако пока не найдены источники, в которых они бы упоминались, лучше воздержаться от включения их в список.

Почему так мало женских имен?



Планирование беременности