Что нужно для эбру в домашних условиях. Эбру — техника для создания шедевров

Эбру (Ebru) - новое удивительное направление творчества, уникальная техника рисования на воде . Чем-то напоминает марморирование, но имеет значительно больше возможностей. Это - не просто плучение цветных разводов, а, в полном смысле слова, - РИСОВАНИЕ на поверхности воды. Сам процесс творчества чем-то сродни медитации. Увлекательное и завораживающее искусство!

Как рисовать

Эбру - это рисунок одной жидкостью (краской) на поверхности другой (на воде). Это возможно только в том случае, если у жидкостей разная плотность. Поэтому воду в лотке, на которой будет выполняться рисунок, необходимо загустить.

С помощью порошкового загустителя раствор нужно подготовить заранее, примерно за 12 часов до начала рисования.

Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора.

Как приготовить раствор для Эбру:

1. Возьмите емкость (кастрюлю, банку и т.д.) с объемом 2,5-3 литра, налейте в нее 2 литра теплой воды.

2. Начните медленно засыпать в нее порошковый загуститель непрерывно помешивая. Загуститель хорошо растворяется в воде, но чтобы не образовывались комочки лучше не торопиться.

3. Продолжайте помешивать раствор в течении 30 минут . Сухой загуститель должен полностью раствориться в воде, чтобы в итоге вы получили хороший качественный раствор, на котором сможете долго и с удовольствием рисовать. Это очень важно.

4. После этого дайте раствору отстояться в течении 10-12 часов. Лучше сверху чем-нибудь накрыть емкость, чтобы в нее не сыпалась пыль и возможный различный мусор.

5. Через 12 часов раствор готов. Перед тем, как переливать его в лоток еще раз неспешно (чтобы не образовывать много воздушных пузырьков) перемешайте его в течении 10-20 секунд.

Внимание! Если раствор получился неоднородным и на дне емкости вы обнаружите осадок - это говорит о том, что при приготовлении вы не выдержали нужного времени размешивания! Если такое произошло - помешайте раствор в течение 3-5 минут и процедите его через капроновый чулок.

6. Перелейте раствор в лоток. Высота воды (раствора загустителя) в лотке должна составлять примерно 1,5-2 см. Для такого лотка Вам подойдет флакон 25 мл сухого загустителя. Он рассчитан на приготовление 2-х литров раствора. Чтобы собрать микро-пузырьки воздуха с поверхности воды положите на раствор газету на 5 минут. Затем по одной из сторон лотка держа газету за края стаскивайте ее "на себя" через бортик лотка параллельно полу так, чтобы лишняя водичка с газеты осталась в лотке.

Полезно знать! Накрывать раствор газетой следует после каждого рисунка, если после переноса рисунка на бумагу часть красок осталось на поверхности воды. Также по окончанию работы положите газету на раствор и оставьте ее там до следующего "сеанса" рисования. Таким образом раствор будет меньше испаряться и на поверхности не образуется пленка.

Для рисования Эбру идеально подходят специальные готовые краски. В этом случае вся подготовка красок заключается просто в их интенсивном взбалтывании перед каждым использованием, чтобы пигмент оседающий на дно флакончиков хорошо перемешался с другими компонентами.

Краски для эбру включают в себя натуральный пигмент, воду и желчь. Они очень жидкие по консистенции, как вода. Для изготовления красок используются только натуральные компоненты. Краски не имеют запаха и безопасны при использовании.

Полезный совет : Удобнее всего разлить краску перед работой по одноразовым пластиковым стаканчикам. НЕ ЛЕЙТЕ КРАСКУ ИЗ ПИПЕТОК ИЛИ ЧЕРЕЗ КРАЙ ФЛАКОНА ПРЯМО НА ЗАГУСТИТЕЛЬ!!! ЭТО ОЧЕНЬ ЧАСТАЯ ОШИБКА НАЧИНАЮЩИХ. У ВАС НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ВЫ ИСПОРТИТЕ РАСТВОР И ПОТРАТИТЕ ВСЮ КРАСКУ ВПУСТУЮ!!!

Рекомендации : Такие краски как "металлик" нуждаются в более тщательном перемешивании, чем обычные и простым взбалтыванием хорошо перемешать все компоненты у вас скорее всего не получится. Рекомендуем Вам открутить крышку флакона, взять шило со стержнем среднего диаметра, погрузить во флакон и круговыми движениями перемешать краску в течении 15-30 секунд. Затем вытащите шило, оботрите его салфеткой, плотно закрутите крышку на флаконе и еще 5-10 секунд взбалтывайте флакон. Таким образом краска будет хорошо перемешана и порадует вас ярким результатом при рисовании. Но имейте ввиду, что примерно через 15-20 минут краска во флаконе в состоянии "покоя" опять разделится на компоненты - более тяжелые осядут на дно. Поэтому, если Вам опять понадобится данная краска в работе - интенсивно взболтайте флакон.

Для Эбру также вам потребуется

  • устойчивый стакан с обычной водой для споласкивания кисточек;
  • бумажные полотенца или салфетки или туалетная бумага для обтирания шила и кисточек после споласкивания.

РИСУЕМ ФОН:

Как правило, основные рисунки Эбру выполняются на предварительно нарисованном фоне. Для чего он необходим? Фон удерживает краску, которую вы наносите шилом сверху и не дает очень сильно растекаться краскам на поверхности воды.

Принцип рисования Эбру - это создание на поверхности воды круга, из которого затем с помощью его деформации создают неповторимые образы, удивительные по красоте рисунки, узоры и т.д . Для выполнения рисунка используется шило . Окуная кончик шила в стакан с краской, а затем касаясь воды, вы будете создавать на поверхности ровные четкие красочные круги (о технике рисования шилом мы расскажем ниже). Если вы будете это делать на "чистой" воде - без фона, то при каждом касании воды кончиком шила круг, образующийся на поверхности, будет слишком широко и неконтролируемо растекаться. Рисовать имея фон - проще, а конечный результат получается ярче и красивее.

Для создания фона вам потребуются кисти разного размера. Основная задача кистей - вбирать больше краски и легко отдавать ее в виде множества мелких капель.

Начинаем рисовать ЭБРУ

Возьмите кисть в руку и, придерживая стаканчик, погрузите ее в краску, затем слегка прижмите к стенке стакана, чтобы лишняя краска стекла в стаканчик. Затем, держа кисть в правой руке горизонтально воде, примерно на расстоянии 5-7 см от поверхности воды, левой рукой начните слегка постукивать сверху по кисти так, чтобы по воде разбрызгивались мелкие капельки краски. Не стучите сильно по кисти, чтобы избежать разбрызгивания краски мимо лотка. Фон не должен быть очень "жирный", т.к. при переносе рисунка на бумагу он может у вас смазаться. Как этого избежать, расскажем чуть позже.

Полезно знать! Краски, находясь на воде, всегда кажутся бледнее, чем получатся в итоге после переноса рисунка на бумагу.

Рекомендуем для фона использовать одновременно 1-3 цвета краски . Можно, конечно, и больше, но тогда основной рисунок может «потеряться» на слишком пёстром фоне. Кроме того, сложнее будет переносить рисунок на бумагу, т.к. краски будет много и он получится "жирным". Рисунок может смазаться или образуются подтеки.

После создания фона с помощью разбрызгивания краски вы можете оставить его в этом виде и приступить к рисованию основного рисунка. Однако, с помощью некоторых приспособлений (шило, гребни), можно сделать фон более эффектным. Как это сделать? Попробуем показать наглядно:

1. С помощью шила вы можете сделать линии фона зигзагообразными или также любой другой формы. Возьмите толстое шило (с диаметром стержня 3-4 мм), погрузите его на 1 см в раствор в левом, ближнем к вам углу лотка и двигайте вправо параллельно бортику лотка до края. Потом в обратную сторону на расстоянии 1 см от предыдущей линии.

2. Тоже самое можно сделать, двигая шилом от себя и к себе. См. рисунки с примерами:



Итак, фон готов. Переходим к основному рисунку Эбру . Это может быть все, что угодно: различные цветы, бабочки, рыбки. Фантазируйте!

Рисуем простой сюжет

Для начала давайте нарисуем какой-нибудь простой сюжет, например, бутон тюльпана, но пока без стебля.

Сам бутон тюльпана рисовать достаточно просто: возьмите шило среднего диаметра, погрузите в краску на 5-7 мм, а затем коснитесь воды. Протыкать шилом поверхность воды при этом не следует. Касайтесь поверхности. На поверхности воды образуется красочный круг. Чтобы сделать его диаметр больше, проделайте эту "операцию" несколько раз.

Круги можно сделать разных цветов: первый - красный, второй - желтый, третий - опять красный. Для этого касайтесь шилом с другим цветом центра предыдущего круга.

Не забывайте обтирать шило салфеткой каждый раз , когда меняете цвет! Также рисунок будет "чище" и четче, если обтирать шило после каждого касания воды.

Обратите внимание! Желтая краска значительно интенсивней растекается, чем красная. Поэтому, чтобы второй желтый круг не задавил первый красный, для желтого используйте шило в 2-3 раза тоньше.

Затем, слегка погрузив шило в раствор рядом с кругами, начинайте двигать его по направлению к центру кругов. Когда шило достигнет центра, остановите его и как бы поставьте "точку" - опустите шило еще на 3-5 мм внутрь раствора и тут же вынимайте его полностью из раствора. Так конец линии получится более четким и завершенным.

Потом, погрузив кончик шила справа или слева от образовавшегося разреза по центру, начинаем "вытягивать" им лепестки нашего тюльпана:

В дополнение к этому материалу предлагаем вам посмотреть несколько

Эбру – это необычная техника рисования, которая зародилась в далеком прошлом. Самые древние произведения в этом стиле сохранились в Турции, а также Индии и Туркестане. Сегодня технику эбру, а это знакомое нам рисование на воде, может освоить каждый желающий, такое оригинальное занятие будет интересно как взрослым, так и детям. Главное запастись необходимыми материалами и терпением для получения навыков.

Эта удивительная универсальная техника, которую используют и профессиональные художники, и любители и даже воспитатели для развития детей в детском саду.

Изучаем основы техники эбру: рисование на воде для новичков

Тем, кто впервые заинтересовался эти видом творчества, рекомендуют приобрести специальный набор для живописи на виде, который можно найти в любом крупном художественном магазине.

Вода для рисования должна содержать специальную добавку, которая увеличивает её вязкость и позволяет рисунку удерживать форму.

Если вы хотите приготовить раствор в домашних условиях, нужно купить специальный загуститель. Он продается в виде порошка (марки ArtDeco, Karin, Эбру Профи и т. д.). Загуститель нужно отмерять в граммах, поэтому не лишними будут небольшие кухонные весы. Например, порошка ArtDeco понадобится 12,5 г на литр воды. Если есть сомнение в точности измерений, лучше положить немного больше загустителя и потом, при необходимости, слегка разбавить раствор.

Краски для эбру лучше всего приобретать специальные, они дадут наилучший результат. Иногда используют японские чернила для сумингаши.

Некоторые умельцы заменяют специальные материалы домашними средствами. Так, загуститель заменяют желатином, а краски создают на основе пигмента, смешивая его с животной желчью и дистиллированной водой в соотношении 3:2:1. Пигменты подойдут растительные, на основе глины, почвы и сажи.

Так же можно приготовить раствор на основе природного гелеобразователя каррагинана. На 10 литров воды порошка понадобится 70 г. А выдерживать раствор перед применением нужно 12 часов. Чтобы исключить неоднородности в растворе, можно процедить его при помощи сита или марли.

Кроме основы и красок понадобятся: прямоугольная емкость, отдельные кисточки для каждой краски, палитра из керамики или пластмассы, гребешки для эбру, матовая бумага. Кисти нужно выбирать натуральные, подойдет белка или колонок, но больше всего мастера этой техники ценят конский волос. Так же пригодится шило (лучше несколько разных). Шило можно заменить чем-то острым и тонким – спица, шпажка из бамбука, толстая цыганская игла.

Этапы рисования в технике эбру.

Мастер класс мы начинаем с подготовки емкости и заполнения её раствором. Жидкость нужно залить в емкость размером не меньше листка А4, это идеальный размер работы для начинающего художника.

Следующим этапом будет создание фона будущей картины. Чаще всего для фона берут несколько цветов. Краски наносим кисточками в любом порядке по желанию, и они сами расходятся по полотну. Кроме этого, можно работать шилом и гребешком, создавая более декоративные узоры. Иногда на этом работу заканчивают и используют полученный фон для других техник рисования.

После нанесения фона можно приступать к основному рисунку. Чтобы создавать четкие формы, нужно сначала капнуть небольшое количество краски, а затем придать ему форму шилом. Для начинающих полезнее всего будет научиться рисовать простые четкие фигуры. Более продвинутые художники могут изображать фигуры человека и животных, архитектурные сооружения и т.д.

Заключительный этап – перенос рисунка. Это очень ответственное дело, для которого требуется большая аккуратность. Бумагу нужно выбирать плотную, фактурную и ни в коем случае не глянцевую. Лист укладываем на воду, выдерживаем несколько мгновений и снимаем точным движением, чтобы не смазать краску. Кроме бумаги рисунки можно переносить на различные ткани или дерево.

Распространенные виды эбру.

Вариантов нанесения рисунка и сюжетных разновидностей эбру довольно много.

Баттал Эбру – это особая техника разбрызгивания краски с кисточек.

В технике Эбру Шаль преобладают повторения S-образных форм. Для надписей используют осветленное Эбру.

С помощью гребенки создаются узоры с волнами и другие наборы повторяющихся линий. Так же им можно создавать фоновые рисунки в виде чешуек. Сами гребни могут быть пластиковыми и металлическими. Своими руками можно сделать приспособление из деревянного бруса, вбив в него гвоздики в одну линию или в две в шахматном порядке.

Пример узора можно увидеть на фото.

В особую технику выделяют цветочные орнаменты, выполненные в технике рисования на воде. Один из вариантов цветочного эбру представлен ниже.

Видео по теме статьи

Для всех, кто хочет изучить живопись на воде более наглядно и почерпнуть новые идеи для творчества, мы подготовили подборку видео мастер классов:

Какие краски для Эбру бывают? Какую купить краску для Эбру?
В чем отличие? Состав. Назначение.
Наша история успеха - ваш выбор.

Краски для Эбру.
Каждый, кто первый раз увидел Эбру в живую или на видео, задавался вопросом что же это за краски, которые не тонут в воде? Даже те, кто уже начали рисовать часто испытывают сомнения в выборе материалов.
Давайте разбираться для чего нужны специальные краски в Эбру? Каких видов они бывают? Что подойдёт именно вам?
.
Для того, чтобы определить виды красок, надо знать их состав.
Ещё в 11 веке, краски для Эбру создавали путём смешивания в определенных пропорциях трёх компонентов: пигмент, вода и бычья желчь. Именно благодаря последнему компоненту краска держится на поверхности специальной воды. Именно из-за желчи краска не смешивается между собой в работе. Именно из-за нее желательно использовать не более 3-4 четырёх цветов при работе с фоновым Эбру-рисунком. Про пигмент все понятно и без слов, а простая вода требуется для "настройки" яркости краски. Добавив воды уже в готовую краску вы получите более бледные оттенки, если с количеством переборщить, то можно и вовсе потерять краску.
.
Так вот теперь вам легче будет понять основное отличие двух видов красок.
- Профессиональные. Чаще всего продаются в пигментах. Фирма Karin (Турция). Многие называют это краской, но вы должны понимать, что эту краску необходимо ещё довести до ума. Намешать самостоятельно в эту краску воду и жёлчь. Строго в определенных пропорциях. Нужно тщательно вымешивать и растворять пигмент, а после каждого шага смотреть поведение краски на загустителе.
.
Такие краски будут именно ваши, они будут слушаться Вас, но пока это произойдёт, скорее всего вам просто надоест их замешивать. На поведение профессиональной краски влияют такие мелочи, как ваше настроение, регион проживание и жесткость воды, температура хранения и перевозки, я молчу уже про наличие умелых рук. А ещё они очень капризны в работе с разными загустителями.
Было дело у меня давно, когда накануне мероприятия с Эбру, эти краски, замешанные мною уже не в первый раз перестали "работать". Паники было много и тогда пришли на помощь готовые краски. Или как их иногда называют полупрофессиональные. К ним мы ещё вернёмся. А пока знайте плюсы и минусы первых:
1. Из такой краски вы сможете создать невероятные шедевры, с тонкими изящными линиями, они идеально подойдут для шоу водной анимации и в целом для я любила рисовать сакуру и розы)
2. Цена. Баночка пигмента стоит порядка 800-1200р.
3. Из такой баночки вы сможете создать существенное количество краски, при условии, что вы сможете найти общий язык с пигментами.
4. Не всегда найдётся время замешивать краску, чтобы порисовать, вам придётся потратить часа 2 перед этим. А представьте, у нас на дню по два, а иногда и три мероприятия. Расход краски огромен, а время самый драгоценный ресурс. Вывод напрашивается сам собой.
5. Если на замену первого варианта, может придти второй, то значит не такой уж их хороший он был, ваш первый
На замену придут полупрофессиональные краски.
.
Итак, полупрофессиональные краски. Фирма ArtDeco (Турция). Ценовая категория 210 рублей за баночки 30 мл. Почему "полу" сейчас поймёте. Во первых эти краски изготавливаются на производстве. Количество и пропорции компонентов в составе уже заданы по умолчанию, вы не можете никак повлиять на свойства этих красок.
.
Такими красками вы сможете нарисовать интересные абстрактные рисунки, но что-то более конкретное скорее всего нет. Тут количество жёлчи заточено непосредственно под одну цель чтобы краски держались на плаву и не тонули. Именно из-за этого, тонких и изящных линий не получить.
.
Весной 2016 года, когда мы решили создать собственный бренд и линейку красок для Эбру, мы точно знали, каких результатов хотим достигнуть.
1. Нам нужна готовая краска, по свойствам и насыщенности как профессиональная, но проста в использовании как полупроф. Чтобы нашей краской смогли пользоваться все: новички и продвинутые любители Эбру, чтобы у каждого получались невероятные шедевры, в стиле абстракционизма или реализма. А главное, чтобы вы не тратили время на лишние действия, а больше проводили его с близкими
2. Вторая цель - удобство в транспортировке! А это значит морозостойкость. Многие регионы нашей страны были вынуждены закупаться летом, на год вперёд, чтобы не переплачивать за тёплую доставку. После выпуска первой партии, мы подвергли краски трём циклам заморозки. И качество осталось на высоте.
3. Цвета. Очень хотелось, чтобы краска по виду и своим свойствам была приближена к профессиональной, чтобы все цвета были укрывисты и насыщенны как на воде, так и на других материалах для переноса рисунка.
4. Универсальность. По сей день я просто влюблена в это свойство. Мы можем переносить наши краски не только на бумагу, но и на холст, различные ткани, дерево и другие шероховатые поверхности. Причём закреплять поверхность чем то специальным не требуется
5. Ну и самая главная цель- это отличаться от других. В тот год, порядка 3-4 заводов начали выпускать краски для Эбру, позже перепробовав все, мы поняли одну вещь, они создали подобие красок ArtDeco, видно пошли простым путём, отдав в лабораторию и пытаясь создать что-то подобное, но увы не вышло. Мы в этот момент работали над своими красками уже достаточно давно и прорабатывали их конкретно под свои запросы. Мы делали их для себя, а не с первоцелью продавать. Но то, что получилось, превзошло наши ожидания, все задачи были выполнены на и сейчас мы делимся нашим продуктом с вами, имеем успешный бренд, отличное качество и держим доступные цены. Вы спросите, к каким краскам относятся наши? Я бы сказала, к золотой середине, к той самой, которой стремились

Мастер – класс «Под дождем» по рисованию красками эбру с элементами аппликации с пошаговым фото


Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности дошкольного структурного подразделения «Успех» гимназии №1409 г. Москвы

Эбру (акварисование) - это технология рисования по поверхности воды специальными нетонущими красками. После того как работа над рисунком завершена, его можно отпечатать на любую поверхность - на бумагу, холст, керамику, стеклянные сувениры, ткань или одежду. Так неповторимый рисунок становится украшением интерьера, одежды и аксессуаров.
Вы можете подумать: зачем ребенку эбру, если есть карандаши, фломастеры, акварель? Акварисование качественно отличается от всего вышеперечисленного! Дети (а в большинстве случаев, и взрослые, наблюдающие за таинством рисования на воде) воспринимают сам процесс как настоящее волшебство. Когда же их творение, сказочное по красоте и полету фантазии, переходит на бумагу, оставляя при этом воду кристально чистой, восторг малышей не поддается описанию! Благодаря акварисованию детская фантазия и воображение развиваются с космической скоростью. Внимательно наблюдая за детворой, можно проследить, как в малышах открывается собственный микромир, в котором они творчески проявляют себя и получают от этого огромное удовольствие. Кроме того, эбру приносит и сугубо практическую пользу: развивает моторику рук, терпение и выдержку, а также оказывает успокоительный эффект, о котором особенно страстно мечтают родители гиперактивных детишек. Акварисование поможет ребенку почувствовать свое единство с природой. Органические краски, вода и собственная фантазия - что может быть естественнее?

Что привлекает детей и взрослых в рисовании на воде? В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Сама вода помогает творить прекрасное, если только человек готов научиться понять ее язык и научиться свободно «говорить» на нем. Эбру безгранично и неповторимо – нет двух одинаковых рисунков, каждый раз получается новое сочетание – цветов, оттенков, форм... Даже мастер-художник не знает, как будут «танцевать» краски на воде в каждом новом рисунке!

Практическая значимость. Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку. Уникальность материалов доставляет радость, сопричастность к «волшебству» красок. Техника эбру может быть рекомендована для использования в дошкольных учреждениях, так как материалы имеют натуральную основу и экологически безопасны. А также она интересна и полезна всем членам семьи (родителям и детям), воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям, студентам педагогических вузов и всем желающим. Организация работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Я предлагаю ознакомиться с техникой эбру на примере конкретного мастер-класса «Под дождем».
Цель мастер-класса – привлечение внимания к детскому творчеству, формирование умения делать новогодние подарки в технике эбру.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи :
1) закрепить навыки рисования в технике эбру;
2) развивать воображение, зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, воображение, моторику рук;
3) повысить личностную самооценку ребенка: дать ему почувствовать себя режиссером, художником и исполнителем волшебной сказки;
4) воспитывать чувство радости, сопричастности к уникальному и неповторимому творчеству.

Для работы использовались следующие материалы : лоток прямоугольной формы для эбру; краски Artdeco на масляной основе синего, голубого, белого и фиолетового цветов; прозрачные стаканчики; вода с загустителем; кисти-щетины; шило для работы с жидкими красками; пипетка для набора краски, бумажные салфетки; одноразовые тарелочки; плотные листы бумаги (по размеру лотка); фартук; гель с блесками; гуашь, кисти, вода.

Этапы работы:
1. Краски Artdeco перелить в прозрачные пластиковые стаканчики.



2. Набрать немного краски на пипетку и нанести на кисть (достаточно несколько капель).


3. Равномерно набрызгать краску на поверхность воды. Капли краски на масляной основе не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания.


4. Можно использовать разные цвета по желанию. Или смешивать краски в отдельной емкости для получения нового оттенка.





5. Используя шило (спицу или зубочистку), выполнить рисунок на поверхности воды. Спицей нарисовать на поверхности воды прямые линии. Также можно воспользоваться гребнем (получаются параллельные линии на поверхности воды).



6.Получились причудливые цветные полосы, которые в дальнейшем будут служитьв качестве фона «дождя».


7. Затем на поверхность воды положить плотный лист бумаги. Расправить лист руками, чтобы не было образования пузырьков воздуха (иначе на рисунке будут непрокрашенные белые пятна).


8. Через несколько секунд лист бумаги аккуратно приподнять, начиная с одной стороны. При этом рисунок на воде отпечатывается на бумаге, а в лотке остается прозрачная вода, на которой можно будет рисовать снова.


9. Влажному рисунку потребуется некоторое время, чтобы высохнуть (от 1 часа и более). Полученное изображение может быть собственно рисунком (т.е. законченной работой) или служить фоном для дальнейшего творчества.


10. После того, как лист станет сухим, на нем можно продолжить рисовать (например, фломастерами или гуашью), или выполнить аппликацию из цветной бумаги.







Творческому человеку свойственно искать все новые способы самовыражения, например, такие как нетрадиционные техники суминагаши и эбру - рисование на воде. Обе они пришли к нам из глубины веков и первоначально являлись народными «изобретениями». Благодаря подобным мастера имитировали в своих произведениях разнообразные фактуры и создавали затейливые абстракции. В этой статье мы рассмотрим, откуда к нам пришла техника эбру (рисование на воде) и ее различные виды, необходимые для работы инструменты и материалы, а также можно ли сделать все это самостоятельно.

Что это такое?

Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности ткани или бумаги остается неповторимый рисунок. В традиционной турецкой техники росписи по воде сочетаются и дополняют друг друга элементы живописи и приемы, характерные для эстампа.

Когда и где появилась эбру?

Среди современных исследователей этой рисовальной техники до сих пор ведутся споры о том, где и когда она появилась. Едины они только в одном: это древнейший вид народного искусства, развивавшийся на протяжении столетий, имеет восточные корни. По одной из версий, эбру - рисование на воде, появилось в Индии, а затем через Персию попала в Османскую империю, как раньше называли Турцию. Сторонники другой теории считают родиной этой художественной техники Бухару, откуда она распространилась дальше.

Что означает «эбру»?

Как и с историей возникновения, с происхождением названия этого искусства тоже нет ясности. Часть ученых считает, что произошло оно от «ebri», означающего в переводе с фарси «облако». Другие же предполагают наличие языкового предка в чонгайском или арабском языках. В странах Старого Света, искусство эбру - рисование на воде, появилось только в XVI веке, а пик его популярности пришелся на XVII —XIX столетия. Так как техника была привезена из Стамбула, европейцы чаще всего называют ее «турецкой бумагой».

Виды эбру

Современные художники широко используют в своей практике разнообразные виды этой техники рисования на воде. Коротко остановимся на наиболее распространенных:

1. Akkase Ebru - когда на один и тот же бумажный лист по мере высыхания наносят, поочередно, несколько слоев краски.

2. Волны или Gel-Git. Даже новичку не составит большого труда сделать такое эбру. Техника проста: по подготовленной водной поверхности разбрызгивается краска, после чего по ней проводятся шилом или заостренной бамбуковой палочкой параллельные друг другу линии.

3. Баттал эбру - наиболее традиционная и простая техника, при которой от художника требуется только разбрызгать краску по поверхности воды, а затем, не внося каких-либо изменений, перенести рисунок на бумагу или ткань.

4. Эбру техника Хатиб, была изобретена исламским проповедником (имам-хатибом) Мехметом Эфенди в начале XVIII столетия. Эта техника послужила переходной, от получаемых в баттал, к изображениям цветов. Кроме того, благодаря хатиб эбру рисование на воде получило возможность создания орнамента.

5. Изображения цветов, больше известные как эбру Неджмеддина, названные так по имени ее изобретателя. В основе этой техники лежит работа с шилом над концентрическими окружностями различного размера.

Подготовка водного раствора

В отличие от японской суминагаши, в которой используется обычная вода, в турецкой технике эбру используется, загущенный особым растительным экстрактом, водный раствор. Получают загуститель из произрастающего в горных районах Пакистана, Ирана и Турции колючего растения Астралагус (гевен), который срезают в середине лета, а полученную смолу сушат на солнце. В итоге получают лепестковое китре, настояв который в течение двух недель, можно получить раствор нужной консистенции. Сегодня в продаже есть уже готовый, порошкообразный экстракт, который настаивается всего сутки. Наши соотечественники, осваивающие эбру, рисование на воде, используют более распространенный у нас загуститель - агар-агар, получаемый из красных морских водорослей и широко используемый в косметической и пищевой промышленности. Для создания однородной водной среды, загущенный агар-агаром раствор обязательно процеживают через капрон или марлю, после чего накрывают емкость газетой или плотной бумагой. Таким способом можно собрать все микроскопические пузырьки и получить однородный рабочий состав.

Пригодиться всем, кто стремится освоить турецкую технику эбру, мастер-класс по подготовке водной основы:

1. Если вам повезло, и вы сумели купить порошковый экстракт гевена, положите его в воду, тщательно перемешайте и оставьте на сутки.

2. Отстоявшийся раствор необходимо пропустить через марлю или капрон, накрыть газетой и оставить на несколько минут.

3. Снимаем газету и приступаем к творчеству.

Другие материалы

Кроме загущенного водного раствора для рисования на воде в технике эбру потребуются и другие материалы:

  • Краски, полностью натуральные, состоят из цветных пигментов, животной желчи и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду.
  • Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде.
  • Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки.
  • Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например, деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы.
  • Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако, можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек на рисунке.

Эбру: мастер-класс

После того как приготовлены все материалы и инструменты, водный раствор настоялся, можно приступать к творчеству:

1. На водную поверхность поместите при помощи кисти несколько капель краски.

2. Гребнем, шилом или инструментами их заменяющими, постарайтесь придать каплям задуманную вами форму. Это довольно сложно, так как предугадать, куда будет двигаться краска очень сложно.

3. Когда вы посчитаете, что рисунок на воде у вас полностью готов, берите плотную бумагу или однотонную ткань.

4. Очень осторожно положите его на поверхность воды. Как только лист ровно ляжет на весь рисунок, аккуратно и плавно снимите его.

5. В результате вы должны получить лист бумаги с неповторимым рисунком и чистую поверхность густой основы. Если на воде остались небольшие следы краски, аккуратно уберите их газетой.



Транспорт