Доходный дом перцовой на кропоткинской. Доходный дом А

1937-1938 гг. : Список жителей дома - Лиговская ул., 44,
- пострадавших в результате массовых репрессий по 58-ой статье УК РСФСР:
(продолжение)
"13. Крастынь Ян Францевич, 1891 г. р., уроженец хут. Званытай Курляндской губ., латыш, беспартийный, столяр 2-го автопарка Ленсовета, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 608 . Арестован 3 декабря 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 29 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 4 января 1938 г.

14. Ледник Иван Федорович, 1903 г. р., уроженец с. Подсвилье Дисненского у. Виленской губ., белорус, член ВКП(б) в 1920-1937 гг., начальник Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 303 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-6-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

15. Ленч Иван Иосифович, 1897 г. р., уроженец Коростенского у. Волынской губ., поляк, беспартийный, бригадир истопников почтового отделения ст. Ленинград-Московский, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 410 . Арестован 29 января 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 25 марта 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 2 апреля 1938 г.

16. Маркевич Емельян Викентьевич, 1894 г. р., уроженец д. Островки Новогрудского у. Минской губ., поляк, беспартийный, паровозный машинист депо ст. Сортировочная Московской линии Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 520 . Арестован 10 апреля 1938 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 апреля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-9-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 22 мая 1938 г.

17. Махов Алексей Федорович, 1903 г. р., уроженец д. Еремейцево Любимского р-на Ярославской обл., русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., вагонный мастер Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 424 . Арестован 14 января 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 21 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 1 марта 1938 г.

18. Охотин Анатолий Дмитриевич, 1897 г. р., уроженец д. Закурино Пестяковского р-на Ивановской обл., русский, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., зам. начальника Политотдела Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 631 . Арестован 7 августа 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 22 сентября 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 23 сентября 1938 г.

19. Павлов Владимир Каленикович, 1895 г. р., уроженец г. Жлобин БССР, член ВКП(б) в 1918-1937 гг., начальник паровозного отделения ст. Волховстрой I Кировской ж. д., где проживал временно, постоянно проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 533 . Арестован 15 сентября 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

20. Панов Георгий Иванович, 1898 г. р., уроженец г. Днепропетровск, русский, член ВКП(б) в 1926-1936 гг., нач. Всесоюзной академии ж.-д. транспорта им. Сталина, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 308 . Особым совещанием при НКВД СССР 3 декабря 1936 г. осужден по ст. 58-10 на 5 лет ИТЛ. Отбывал наказание в Ухтпечлаге. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 28 декабря 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 5 января 1938 г.

21. Рытов Алексей Николаевич, 1895 г. р., уроженец г. Москва, русский, член ВКП(б) в 1927-1938 гг., инспектор Райтрансторгпита-2 Окт. ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 314 . Арестован 14 февраля 1938 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 г. приговорен по ст. ст. 17-58-8, 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 18 июня 1938 г.

22. Смирнов (Витчик) Федор Андреевич, 1894 г. р., уроженец д. Марьино Марьинской вол. Новгородского у. и губернии, латыш, беспартийный, начальник пожарной охраны строительства Дворца пушнины Ленгорвнуторга, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, комн. 359 . Арестован 10 августа 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 3 сентября 1937 г. приговорен по ст. 58-10 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 сентября 1937 г.

23. Соболь Александр Николаевич, 1884 г. р., уроженец с. Строинцы Ямпольского р-на Винницкой обл., русский, беспартийный, заместитель начальника службы движения Кировской ж. д., проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 503 . Арестован 8 августа 1937 г. Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1 октября 1937 г. приговорен по ст. ст. 58-7-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 6 октября 1937 г.

24. Старцев Федор Илларионович, 1896 г. р., уроженец с. Черняевка Богородицкого у. Тульской губ., русский, из крестьян, член ВКП(б) в 1917-1937 гг., начальник цеха ширпотреба самолетного завода № 23, проживал: г. Ленинград, Лиговская ул., д. 44, кв. 716 . Арестован 1 ноября 1937 г. Выездной сессией Военной коллегии Верховного суда СССР в г. Ленинград 26 февраля 1938 г. приговорен по ст. ст. 58-7-8-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Ленинград 27 февраля 1938 г. (Его жена Елена Иосифовна Горелова выслана в Пинежский район, где осуждена на 8 лет ИТЛ.). "
(Ссылка.

Прогуливаясь по чётной стороне Лиговского проспекта от метро в сторону Московского вокзала, обязательно стоит заглянуть во внутренний двор дома под номером 44. Это доходный дом инженера Александра Николаевича Пе́рцова времен постройки начала XX века, выстроенный в стиле модерн.

Дом состоит из двух симметричных шестиэтажных корпусов,выходящих фасадом здания на Лиговский проспект. В глубине участка размещены несколько флигелей, образующих внутренние дворы. Фасады доходного дома оформлены растительными орнаментами. Главный фасад пышно декорирован лепкой, украшающей четыре ризалита на уровне шестого этажа. На двух крайних ризалитах изображены фигуры мальчиков в листьях каштанов, на двух других представлены женские головы среди листьев каштанов.

Два угла здания, обращенные друг к другу и к проезду во внутренние дворы, на уровне мансардного этажа украшены лепкой из растительного орнамента с головами сатиров. Два эркера, оконные простенки и порталы дверей покрыты композициями из растительных элементов. Все скульптурные работы выполнены в 1913 году по моделям скульптора А. Е. Громова. Балконы оформлены разнообразными коваными решетками с использованием растительных мотивов. Декоративно-скульптурное решение здания является характерным примером стиля модерн.

История постройки нынешнего дома начинается с 1905 года, когда на конкурсной основе общество гражданских инженеров по поручению самого Перцова был выбран лучший проект застройки этого участка.

К постройке самого здания приступили лишь в 1910-м году. Разработку проекта Перцов поручил своему знакомому С. П. Галензовскому. В основе застройки участка лежали крестообразный и продолжающий его Т-образный дворы. Фасады здания облицованы штукатуркой, расшитой под руст (рельефная облицовка стен камнями с грубо отесанной лицевой поверхностью), которую украшают растительные узоры. Строительство дома велось в 1911-1912 годах. При его создании домовладелец и архитекторы ориентировались на квартиросъёмщиков, принадлежавших к среднему классу. Торговые помещения в комплексе домовладелец распределял таким образом, чтобы в них был представлен широкий ассортимент товаров, а при смене арендаторов старался сохранить профиль магазина. Дом был сооружен на американский манер, на 400 квартир разных размеров, с 18 лифтами, телефонами, ванными общего пользования. Первоначально в нём размещались первоклассная гостиница на 200 номеров и роскошный ресторан «Селект», благодаря чему дом приобрёл широкую известность. Но гостиница высоких доходов не принесла - постояльцам мешал спать шум ломовых извозчиков, ранним утром развозивших грузы с Николаевского вокзала. Ресторан при гостинице был слишком дорог для небогатых жителей Лиговки. Также в доме располагался кондитерский магазин Миньон. В 1915 году здесь разместились учреждения МПС: контроль Николаевской железной дороги, Местный контроль на эксплуатируемых казной железных дорогах и Контора представителя начальника работ по постройке восточной части Амурской железной дороги.

в 1993 году в Перцовском доме разместился Драматический театр «Комедианты», основанный в 1989 и работающий под руководством режиссёра Михаила Александровича Левшина. Первые спектакли на новой сцене состоялись 17, 18 и 19 декабря на празднике «Новоселье в старом доме».

Хочу рассказать Вам об одном очень интересном доме, который расположен в самом центре Москвы, недалеко от Храма Христа-Спасителя. Называется он Дом Перцовой (или Перцова). Москвичи же прозвали его «Дом-сказка» за его причудливый декор.

Точный адрес дома Перцовой - Соймоновский проезд, д. 1 (угол Соймоновского проезда и Пречистенской набережной).

История постройки такого необычного дома началась с «Дома-ларца», который был построен по инициативе коллекционера картин Цветкова. Из «Дома-ларца» открывался вид на Москву-реку, Кремль и Храм Христа-Спасителя.


Этот дом очень понравился инженеру путей сообщения Петру Николаевичу Перцову. И ему захотелось создать что-то такое же необычное и завораживающее. Цветков готов был помочь ему найти еще лучшее место при условии, что дом, построенный на нем, будет в русском стиле. Перцов согласился с условием и при помощи Цветкова приобрел участок земли рядом.

Был объявлен конкурс на составление проекта «доходного дома в русском стиле». В итоге был выбран проект Сергея Васильевича Малютина - автора русской матрешки.

Строительство дома продолжалось 11 месяцев - с 1906 по 1907 гг.

Создавался дом как доходный с жилыми квартирами и мастерскими для художников, расположенными в мансардной части дома. Управлением же дома занималась жена Перцова - Зинаида Перцова. Отсюда и двоякое название дома - Перцовой/Перцова.

Семья занимала лишь часть принадлежавшего им дома - четырехэтажную пристройку. В остальных помещениях жили арендаторы-художники.

Отличительной особенностью «Дома-сказки» является необыкновенное разнообразие форм и стилей, которые, одновременно с тем, выглядят как единое целое. В оформлении фасадов были использованы разнообразные приемы, присущие модерну, например, асимметричное расположение окон и балконов, богатый декор.

Фронтоны, простенки, перила балконов, углы здания - все эти элементы, по задумке автора, должны были быть облицованы майоликой - это разновидность керамики, изготавливающейся из обожженной глины с использованием расписной глазури. Исполнение такого сложного по конструкции и цветовой гамме майоликового убранства Перцов доверил артелю молодых художников Строгановского училища «Мурава». В то время у них не было заказов, и артель находился на грани закрытия. Перцов не ошибся с выбором - заказ был выполнен точно в срок. Прошло чуть больше ста лет, а глазурь до сих пор осталась целой и не потускнела.

Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров и К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. Один из них - Н. Балиев - придумал устраивать в подвале дома представления для самих артистов - так в 1908 году появилось знаменитое кабаре «Летучее мышь», которое просуществовало до 1912 года. В постановках кабаре можно было увидеть мхатовских знаменитостей в совершенно неожиданных амплуа: В. И. Качалов - в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехов - парижской шансонетки, а В. И. Немирович-Данченко дирижировал оркестром.

С приходом советов Перцову, как защитнику церкви, пришлось выдержать несколько судов и даже отсидеть год в тюрьме. В итоге в 1922 году он лишился дома, после чего в хозяйских 4-этажных апартаментах поселился Лев Троцкий.

В наши дни в Доме Перцовой располагается Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса. В дом никого не пускают и посмотреть на него можно только с улицы.

И в конце - несколько черно-белых фото.


Интерьеры Дома Перцовой (Резная арка столовой)

Доходный дом на углу Соймоновского проезда, 1 и московской Пречистенской набережной был построен в период с 1905 по 1907 годы по заказу инженера-путейца Петра Николаевича Перцова, проложившего в Российской Империи тысячи километров железнодорожных путей и бывшего весьма состоятельным человеком.

В проектировании и строительстве здания, выполненного в стиле неорусского модерна, приняли участие архитекторы Николай Константинович Жуков, Борис Николаевич Шнауберт и, собственно, сам Перцов. За основу был взят эскиз, выполненный художником Сергеем Васильевичем Малютиным.

Фото 1. Соймоновский проезд, №1 в городе Москве

История возведения «дома-сказки» началась еще в 1902 году, когда Перцов, с его слов, посетил Ивана Евменьевича Цветкова, не так давно построившего дом-галерею на Пречистенской набережной, 29 для своей коллекции полотен русских живописцев.

Вид из окон дома на храм Христа Спасителя и протекавшую рядом Москву-реку поразил Петра Николаевича, о чем он и сказал хозяину. Обмолвился он и о том, что завидует Цветкову и выбранному им месту для строительства. И тут Иван Евменьевич указал на то, что он покажет еще одно замечательное место по-соседству, но с условием, что Цветков, в случае покупки участка, построит на нем дом и только в русском стиле.

Владение с невзрачным трехэтажным строением, которое в ту пору находилось в собственности Н.В. Ушакова, как и многие участки в этом районе, было выкуплено за 70 тысяч рублей и оформлено на супругу Перцова - Зинаиду, почему и называют его сегодня также доходным домом Перцовой.


Фото 2. Фасад доходного дома Перцовой

В начале 1906 года Петр Николаевич объявил конкурс проектов, причем, закрытый. Для участия в нем хозяин пригласил художников Аполлинария Михаиловича Васнецова, Сергея Васильевича Малютина, архитектора-художника Леонида Михайловича Браиловского и зодчего Дидерихса. В жюри были представлены такие корифеи, как Виктор Михайлович Васнецов, Василий Иванович Суриков, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Осипович Шехтель, Илларион Александрович Иванов-Шиц, Сергей Устинович Соловьев и Станислав Владиславович Ноаковский.

Первая премия в размере 800 рублей досталась Аполлинарию Васнецову, а вторую присудили Сергею Малютину с вручением 500 рублей. Но по условиям конкурса заказчик имел право выбрать любой понравившийся проект из получивших призовые места. Петр Николаевич Перцов остановился на эскизе работы Малютина.


Архитектура доходного дома Перцовой

В основе нынешней постройки - трехэтажное здание с небольшими оконными проемами, над которым надстроили четвертый уровень уже с большими окнами для устройства там студий для работы художников. Там же был устроен балкон с названием «Беседа царицы», завершением которого стал золоченый купол.

Со стороны Пречистенской набережной возвели четырехэтажный особняк для проживания самих Перцовых, а вдоль Курсового переулка подняли отлетный корпус со стильно устроенным главным подъездом. Фасадные плоскости были богато декорированы майоликовой живописью, выполненной фирмой «Мурава», в которой состояли молодые художники знаменитого Строгановского училища.

Со всей тщательностью подошли к устройству инженерной части. Так, в доходном доме Перцовой не было никаких деревянных перекрытий, а водопроводные и канализационные коммуникации, как и электропроводка, были скрыты в стенах и специальных нишах, недоступных взору жильцов.

В конечном итоге, дом с великим разнообразием архитектурных форм, смотрится вполне органично. Оформление фасадов выполнено в присущих стилю модерн приемах: ассиметричное расположение оконных проемов, оригинальные балконы, богатый декор фасадов, башнеобразные надстройки кровли.

Конек крыши украсили, изначально, золоченой решеткой со львами, а над зеленой башней некогда размещался петух, также покрытый сусальным золотом. Парадные помещения оформили деревянной резьбой, а также богатой росписью стен.

Знаменитые жильцы дома в Соймоновском проезде, 1

Доходным этот дом, в тогдашнем понимании, назвать было сложно. Перцов брал скромную плату за проживание, а главным критерием предоставления жилья был талант. Таким образом, здесь арендовали квартиры и студии художники Михаил Васильевич Нестеров и Константин Федорович Юон, а также артисты МХАТа, один из которых - Никита Федорович Балиев - организовал здесь театр миниатюр «Летучая мышь».

В представлениях артистического кабаре, размещавшегося в подвале дома с 1908 по 1912 годы, участвовали Василий Иванович Качалов, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова, молодые тогда Немирович-Данченко и Станиславский. Здесь пел Александр Николаевич Вертинский, посещал представления Антон Павлович Чехов.

После революции доходный дом Перцовой национализировали. История этого периода связана с проживавшим здесь Львом Давидовичем Троцким, который сначала выбрал для себя апартаменты оригинала Позднякова, устроившего в зале огромную ванну и встречавшего в ней гостей в неизменной тоге, а затем переселившегося в бывший хозяйский особняк со стороны набережной.

Сегодня бывший «дом-сказка» Перцова по адресу Соймоновский проезд, дом 1 занимает одно из управлений МИДа РФ и, к сожалению, проход туда сильно ограничен.

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Дом Перцова, или как его еще называют «дом-сказка» расположился на углу и Пречистенской набережной. История этого дома началась в начале XX века. Тогда на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной практически не было жилой застройки, излучина реки была занята лишь складами и сооружениями производственного назначения. Иван Евменьевич Цветков именно здесь присмотрел себе место для художественной галереи. Фасад был нарисован В.М. Васнецовым, а всю внутреннюю отделку коллекционер выполнил сам, выдержав в едином стиле все 12 музейных залов. В 1907 году музей был открыт для посещений.

Но еще на этапе строительства его посещает инженер –путеец Петр Николаевич Перцов, который приходит в восторг от расположения дома, а так же заражается идеей воплощения в древнерусском стиле. Перцов готов последовать примеру коллекционера и покупает угловой участок набережной за немалую по тем временам сумму в 70 тысяч рублей. На участке находился безобразный трехэтажный кирпичный дом, и это делало еще более интересной задачу преобразования имеющегося ансамбля.

Петр Николаевич - человек нового времени. Он отличный инженер, который проложил по России не одну тысячу километров железных дорог, превосходный организатор, умеющий делать деньги и пользоваться ими.

Увлекшись идеей дома на Пречистенской набережной, Перцов ищет лучшее для города и себя решение. Он объявляет закрытый конкурс на проект «доходного дома» в русском стиле, к участию в котором приглашаются знаменитые художники А.М. Васнецов, и С.З. Малютин, автор русской матрешки, архитекторы А.И. Дидерихс и Л.М. Браиловский. Условием конкурса было, чтобы дом «отвечал духу и преданиям Москвы и требованиям современности». Первая премия определялась в 800, вторая в 500 рублей, при этом заказчик оставил за собой право построить любой из понравившихся проектов. В жюри конкурса были приглашены В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, Ф.О. Шехтель, И.А. Иванов-Шиц, С.У. Соловьев и С.В. Ноаковский.

Первая премия была присуждена Васнецову, вторая Малютину, но Перцов не согласился с подобным решением. Васнецовский вариант показался ему шаблонным, малютинский, в стиле московского ампира тоже не отвечал первоначальному замыслу. В итоге Петр Николаевич находит среди первоначальных вариантов художника тот, который признает идеальным.

Замысел Малютина заключался в том, что уже существовавшее трехэтажное кирпичное здание предполагалось надстроить четвертым этажом с большими окнами для комнат-студий для художников. По набережной к нему пристраивался четырехэтажный особняк, а со стороны Курсового переулка особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью. Все здание завершалось высокими, отдельно разработанными крышами, а стены и фронтоны дома были богато украшены пестрой майоликой. В качестве исполнителей майоликового убранства были привлечены выпускники Строгановского училища, которым работы по перцовскому дому принесли известность и множество заказов.

Перцов лично руководил всеми работами и уделял внимание всем деталям постройки. Все работы велись одновременно, и через четыре месяца после начала работ постройка была закончена. В начале апреля 1907 года квартиры были объявлены к сдаче.

Квартира хозяев располагалась так же в этом доме, но имела особый подъезд со стороны набережной, располагалась на трех этажах. Подвальное помещение было переделано Перцовым под зал для молодежи- в семье росло пятеро детей. Одно время подвал сдавался артистам Московского Художественного театра «Летучая мышь».

События Октябрьской революции обошли стороной Перцова. И он прожил еще тринадцать лет. Похоронил любимую жену. Все дети его эмигрировали, он не последовал за ними, считая себя не вправе отойти от судьбы своей России.



Транспорт