Какое значение твердости карандаша не встречается. Обозначения на карандашах: расшифровка твёрдости и мягкости

Простые карандаши для художника

Любой человек, который когда-либо писал, рисовал или чертил простым карандашом, знаком с графитом. Мы привыкли считать простые карандаши сделанными сделанными из графита, и не задумываемся о том, что но на самом деле стержень графитового карандаша сделан из смеси графита и глины, и запакован в корпус, чаще всего деревянный. Именно к оличество глины определяет степень твердости или мягкости карандаша.

Графит это минерал, который является одной из форм углерода. Добывают его различных горных пород, а также изготавливают его искусственные аналоги. Сырьём для этого, к примеру, могут служить карбиды, которые подвергают воздействию высоких температур, или чугун, который, напротив, постепенно охлаждают, чтобы получить искусственный графит.

Основная линейка деления карандашей по твёрдости такова: «H»-карандаши и «B»-карандаши. «H»-карандаши твёрдые, и чем выше номер (он проставляется рядом с буквенным обозначением, например: 1Н или 2Н), тем светлее линии. К арандашом номера 6H, например, будет чертить гораздо легче, чем карандашом 2H. «B» карандаши мягкие и чем выше число, тем темнее линии или штрихи он будет делать. Что соответствует русской маркировка «Т» (твёрдый) и «М» (мягкий). Для рисования обычно используются карандаши мягкости «В», или «М» — если по нашему.

Нижерасположенная схема показывает полный спектр твёрдости графитовых карандашей, принятый на Западе, с которым нам тоже приходится сталкиваться постоянно. «НВ» означает по-русски и соответствует по свойствам маркировке «ТМ» - твёрдый-мягкий - и является серединой шкалы. Маркировка «F» соответствует «ТМ», просто она реже встречается.

Шкала твёрдости импортных карандашей

Самый чёрный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты, кроме того, ему, как и графиту вообще, свойственен блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твёрдым) блестит. Поэтому в некоторых художественных работах его заменяют рисовальным , который даёт интенсивную густую черноту и не имеет блеска. Вот почему графит пригоден исключительно для небольших, преимущественно альбомных рисунков, которые хорошо сохраняются без (если для рисунка не был взят слишком мягкий графит).

Другие формы художественного графита

Две другие формы графита, которые обычно используются в рисовании: бездревесный карандаш и графитовый брусок (или палочки).

Бездревесный графитовый карандаш. Он же «графит в лаке».

Б ездревесный карандаш (как вы можете догадаться) это графит без деревянного корпуса. В продаже часто бывает под названием «графит в лаке» или «графитовые стержни» (тогда они будут не покрыты лаком). В основном, грифель имеет круглую форму. Затачивать бездревесные карандаши нужно обычной точилкой. Они сделаны для черчения и рисования и обычно на мягкой стороне шкалы твёрдости, чаще в HB, 2B, 4B, 6B и 8B. Опять же, разные производители предлагают разные степени твёрдости. Бездревесным карандашом можно проводить как очень тонкие, так и широкие штрихи, которые делаются скошенной стороной пишущего острия.

Графитовые бруски (палочки)

Графитовые рисовальные бруски

Удобны для больших изображений и для быстрого покрытия больших площадей. Они также выпускаются разной степени твёрдости, и некоторые производители, как Caran d’Ache (на фото выше) делают их разных размеров.

Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Он позволяет не только чертить, писать и рисовать, но и создавать разнообразные художественные эффекты, эскизы, картины! Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них.

Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов — «кара» и «даш» (черный камень).

Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости.

Начнем!


Павел Чистяков, профессор Петербургской академии художеств XIX-начала XX века, советовал для начала отложить в сторону краски и тренироваться рисовать «карандашом по крайней мере год времени». Великий художник Илья Репин никогда не расставался с карандашами. Рисунок карандашом — это основа любой картины.

Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами — три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света.

Жесткость грифеля

Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается.

Обозначение жесткости

В России шкала твердости выглядит так:

  • М — мягкий;
  • Т — твердый;
  • ТМ — твердомягкий;


Европейская шкала
несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):

  • В — мягкий, от blackness (чернота);
  • H — твёрдый, от hardness (твёрдость);
  • F — это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point — тонкость)
  • HB — твердо-мягкий (Hardness Blackness — твердость-чернота);


В США
для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:

  • #1 — соответствует B — мягкий;
  • #2 — соответствует HB — твердо-мягкий;
  • #2½ — соответствует F — средний между твердо-мягким и твердым;
  • #3 — соответствует H — твердый;
  • #4 — соответствует 2H — очень твердый.

Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться.

В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).


Мягкие карандаши


Начинаются от B до 9B .

Самый часто используемый при создании рисунка карандаш — HB . Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B .

Твердые карандаши

Начинаются от H до 9H .

H — твердый карандаш, отсюда — тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах.

Линия, проведенная мягким карандашом, имеет немного рыхлый контур. Мягкий грифель позволит достоверно нарисовать представителей фауны — птиц, зайцев, кошек, собак.

Если необходимо выбрать между твердым или мягким карандашом, художники берут карандаш с мягким грифелем. Нарисованное таким карандашом изображение легко растушевать кусочком тонкой бумаги, пальцем или ластиком. При необходимости можно тонко очинить графитовый стержень мягкого карандаша и нарисовать тонкую линию похожую на линию от твердого карандаша.

На рисунке ниже более наглядно изображена штриховка разных карандашей:

Штриховка и рисование

Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси.

Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким.

Штриховать очень мягким карандашом неудобно, так как грифель быстро притупляется и теряется тонкость линии. Выход - либо очень часто точить острие, либо использовать более жесткий карандаш.

При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее.

Обратите внимание, что карандаш должен быть заточен не простой точилкой, а ножом. Грифель должен быть длиной в 5-7мм, что позволяет наклонять карандаш и добиваться нужного эффекта.

Графитовый грифель карандаша — хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию.

Нюансы, которые следует знать при работе с карандашами

Для штриховки в самом начале следует использовать жесткий карандаш. Т.е. самые сухие линии получаются твердым карандашом.

Мягким карандашом прорисовывается готовый рисунок, для придания ему сочности и выразительности. Мягкий карандаш оставляет темные линии.

Чем сильнее наклоняете карандаш, тем шире будет его след. Однако с появлением карандашей с толстым грифелем эта надобность отпадает.

Если не знаете, как будет выглядеть итоговый рисунок, рекомендуется начинать с твердого карандаша. Твердым карандашом поступенно можно набрать нужный тон. В самом начале я сам допускал такую ошибку: брал слишком мягкий карандаш, отчего рисунок получался темным и непонятным.

Оправы карандашей

Конечно, классический вариант — это грифель в деревянной оправе. Но сейчас есть и пластиковые, лакированныеи даже бумажные оправы. грифель у таких карандашей толстый. С одной стороны, это хорошо, но с другой — такие карандаши легко сломать, если положить в карман или неудачно уронить.

Хотя для переноса карандашей есть специальные пеналы (например, у меня набор чернографитовых карандашей KOH-I-NOOR Progresso — хорошая, добротная упаковка, как пенал).

Виды карандашей

Специальные художественные карандаши

Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).

Новый одноразовый карандаш с деревянной оправой грифеля перед первым применением часто требуется заточить (очинить). Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями в постоянной оправе.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B - от англ. blackness (букв. чернота)) - мягкий и Т (или H - от англ. hardness (твёрдость)) - твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F (от англ. fine point (тонкость)).

В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.

9H 8H 7H 6H 5H 4H 3H 2H H F HB B 2B 3B 4B 5B 6B 7B 8B 9B
Самый твёрдый Средний Самый мягкий

История карандаша

Механические карандаши

Грифели для механического карандаша

Карандаши «Искусство» 1959 года

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припа­ивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш » . Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш» , который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер .

Известен также так называемый итальянский карандаш , который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца . Затем его стали изготавливать из порош­ка жжёной кости , скреплённого рас­тительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

В 1789 году ученный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал нынешнее название материалу - графит (от др.-греч. γράφω - пишу). Поскольку графит в конце XVIII века использовался для стратегических целей, например для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Цены на графит в континентальной Европе резко возросли, так как на тот момент лишь графит из Камберленда считался исключительным для писания. В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth , названое в честь алмаза «Кохинур » (перс. کوہ نور‎ - «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и в 1889 году смог производить стержни с 17-ю различными степенями твердости.

Независимо от Хартмута, в 1795 год французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте получил подобным методом стержень из пыли графита. Хартмут и Конте являются в равной степени прародителями современного карандашного стержня. До середины XIX века эта технология получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению таких Нюрнбергских известных карандашных фабрик как Staedtler, Faber-Castell , Lyra и Schwan-Stabilo. Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell , заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма производится до сих пор различными производителями.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм).

Почти ²/ 3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является цанговый механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами - цангами . Отжимаются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что позволяет пользователю выдвинуть грифель на регулируемую длину. Современные механические карандаши более совершенны - при каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля однонаправленным толкателем, он же вместо цанг придерживает грифель. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм).

Копировальные карандаши

В прошлом выпускался особый вид графитных карандашей - копировальные (обычно называемые «химическими»). Для получения нестираемых следов в стержень копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин , родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом (упоминается, скажем, в "Золотом телёнке") к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.

Копировальные карандаши широко использовались и в качестве дешёвой и практичной замены чернильных ручек.

Изобретение и распространение шариковых ручек обусловило снижение и прекращение производства такого вида карандашей.

См. также

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

  • «The Pencil Pages» (англ.) - Сайт о карандашах.
  • «Обыкновенный карандаш» (рус.) - Сайт коллекционера карандашей.
  • Brand Name Pencils. Сайт Bob"а Truby (англ.) - Каталог карандашей 156 произоводителей
  • Как делают карандаши на ф-ке им. Красина: от глины до бумаги (рус.)

Что может быть проще карандаша? Этот простой инструмент, знакомый всем с детства, не такой уж и примитивный, как кажется на первый взгляд. Он позволяет не только чертить, писать и рисовать, но и создавать разнообразные художественные эффекты, эскизы, картины! Любой художник обязан уметь рисовать карандашом. И, что не менее важно, разбираться в них.

Графитовые («простые») карандаши изрядно отличаются друг от друга. Кстати, «карандаш» произошло от двух тюркских слов - «кара» и «даш» (черный камень).

Пишущий стержень карандаша вставлен в оправу из дерева или пластика и может быть изготовлен из графита, угля или других материалов. Самый распространенный вид - графитовые карандаши - различаются по степени жесткости.

Глаз человека различает около 150 оттенков серого. В распоряжении художника, рисующего графитовыми карандашами - три цвета. Белый (цвет бумаги), черный и серый (цвет графитовых карандашей разной жесткости). Это ахроматические цвета. Рисование только карандашом, только оттенками серого позволяет создавать изображения, передающие объем предметов, игру теней и блики света.

Жесткость грифеля

Твердость грифеля указывается на карандаше буквами и цифрами. У производителей из разных стран (Европы, США и России) маркировка жесткости карандашей отличается.

Обозначение жесткости

В России шкала твердости выглядит так:

М - мягкий;Т - твердый;ТМ - твердомягкий;

Европейская шкала несколько шире (маркировка F не имеет российского соответствия):

В - мягкий, от blackness (чернота);H - твёрдый, от hardness (твёрдость);F - это средний тон между НВ и Н (от англ. fine point - тонкость)HB - твердо-мягкий (Hardness Blackness - твердость-чернота);

В США для обозначения жесткости карандаша используется шкала чисел:

Соответствует B - мягкий; - соответствует HB - твердо-мягкий; - соответствует F - средний между твердо-мягким и твердым; - соответствует H - твердый; - соответствует 2H - очень твердый.

Карандаш карандашу рознь. В зависимости от фирмы производителя тон линии, нарисованной карандашом одной маркировки, может отличаться.

В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий).

Мягкие карандаши

Начинаются от B до 9B.

Самый часто используемый при создании рисунка карандаш - HB. Впрочем, это самый распространенный карандаш. Этим карандашом прорисовывают основу, форму рисунка. HB удобен для рисования, создания тональных пятен, он не слишком тверд, не слишком мягок. Прорисовать затемненные места, выделить их и расставить акценты, сделать четкую линию на рисунке поможет мягкий карандаш 2B.

Твердые карандаши

Начинаются от H до 9H.

H - твердый карандаш, отсюда - тонкие, светлые, «сухие» линии. Твердым карандашом рисуют твердые предметы с четким контуром (камень, металл). Таким твердым карандашом по готовому рисунку, поверх заштрихованных или растушеванных фрагментов, рисуют тонкие линии, например, прорисовывают пряди в волосах.

Штриховка и рисование

Штрихи на бумаге рисуют карандашом, наклоненным под углом около 45° к плоскости листа. Чтобы жирность линии была больше можно вращать карандаш вокруг оси.

Светлые участки штрихуют жестким карандашом. Темные участки, соответственно, мягким.

При рисовании постепенно переходят от светлых участков к темным, так как затемнить карандашом часть рисунка гораздо легче, чем темное место сделать светлее.

Графитовый грифель карандаша - хрупкий материал. Несмотря на защиту деревянной оболочки, карандаш требует бережного обращения. При падении грифель внутри карандаша распадается на части и потом крошится при затачивании, делая карандаш непригодным к использованию.

И немного о карандашах, фирмы которых вам, возможно, давно известны.

“Конструктор”

Отлично зарекомендовавшие себя недорогие карандаши, выполнены из качественных пород дерева, грифель не ломается и легко затачивается. Экологически чистые, легко лежат в руке, маркировка жесткости грифеля всегда соответствует буквам, указанным на карандаше (два последних параметра весьма очевидные, но пользователи различных форумов для художников часто их отмечают в своих описаниях).

Вполне хорошие, качественные карандаши, у многих художников являются излюбленной моделью. Продаются наборами по 24 штуки. Обладают крепким корпусом, хорошо точатся. В качестве особенностей этих карандашей отмечают их стойкий и довольно специфический запах, а также, простите за тавтологию, мягкость мягких карандашей. Они действительно намного мягче аналогичных по номеру моделей других фирм, самые мягкие даже немного крошатся и размазываются. Но в целом - это отличный вариант даже для профи, очень удобные и качественные карандаши.

“Koh-i-noor”

Качественные, отлично затачивающиеся, эти карандаши легко стираются и совсем не ломаются, даже после многократных падений на пол.

Продаются как по отдельности, так и в стильных металлических коробочках - в общем, ими пользоваться одно удовольствие. Единственный недостаток - цена,они часто являются одними из самых дорогих в ассортименте отдельно взятого магазина. Кстати говоря, своё название они получили в честь большого алмаза «Кохинур», одного из самых известных драгоценных камней в мире.

Если у вас есть своя любимая фирма карандашей, то вы можете о ней рассказать в комментариях.

Спасибо за внимание!

Простой карандаш - это что-то такое привычное, чем в детстве рисовали на обоях, в школе делали пометки в учебниках и чертили треугольники на геометрии. Большинство людей знают, что это просто "серый" карандаш, чуть больше о нем знают те, у кого было черчение в школе, реальную его красоту знают художники и представители еще нескольких профессий, которые используют карандаши в работе.

Немного о простых карандашах.
В обычном понимании, простой карандаш - это графит в деревянной оболочке. Но все не так просто. Ведь "серый карандаш" может иметь разные оттенки, в зависимости от степени мягкости грифеля. Грифель состоит из графита с глиной: чем больше графита, тем мягче тон, чем больше глины, тем тверже.
Сами карандаши тоже бывают разные: в типично деревянной оболочке, цанговые и цельнографитные.

Начнем с деревянных.
Я буду описывать карандаши и прочие материалы, которые есть у меня и которыми регулярно пользуюсь. Не у всех из них вид как с витрины, но понять, что это вполне реально =)
Итак, набор карандашей "Koh-i-Noor", 12 шт. Фирма знакома всем, эти карандаши есть в любом магазине канцелярских товаров и покупать их можно как коробками, так и поштучно. Цена их довольно демократична и доступна.
Карандаши хорошие, но поштучно можно купить и подделку с плохим деревом и грифелем.
Это набор вроде как для художников от 8В до 2Н, но есть еще такой же для черчения, в нем преобладают твердые карандаши.

Набор карандашей "DERWENT", 24 шт. Тона от 9В до 9Н, некоторые по 2 штуки одного вида (ниже напишу почему это удобно). На самом деле, карандаши, что мягче 4В и тверже 4Н практически не использую, поскольку карандаши "DERWENT" и так куда мягче тех же "Koh-i-Noor", поэтому даже не знаю что рисовать, к примеру, карандашом 7В, если он настолько мягкий, что после себя графитную крошку оставляет.
Карандаши качественные, хорошо точатся, не ломаются, однако, первое время надо привыкнуть к их, хм, запаху. Впрочем, через недели две он выветривается.

Набор карандашей "DALER ROWNEY", 12 шт. Очень мягкие карандаши от 2Н до 9В (см. ниже рис. сравнение маркировок) в компактной коробочке-пенале.

Карандаши лежат в два ряда, так что во время рисования надо верхний ряд снять

Ну и, конечно, "Faber Castell". К этим карандашам никаких претензий нет, но повышенная мягкость не уступает "DERWENT".
Коробочных вариантов у нас в продаже нет, есть только две серии поштучных.
Более дешевая серия

И вот недавно появилась чуть более дорогая, но весьма стильная серия. "Пупырышки" вполне объемны и благодаря им и треугольной форме карандаша - держать и рисовать ими очень приятно.

Мягкость карандаша можно посмотреть не только по маркировке, но и по цвету головки, который соответствует тону грифеля.

Кроме этих производителей, есть еще многие другие (типа "Marco", "Конструктор", прочие), которые по какой-либо причине не устраивают меня лично, но это не причина их игнорировать, так что пробовать можно все.
Дополнительно к наборам я покупаю наиболее используемые карандаши той же фирмы и той же маркировки, что и в коробке.
У меня всегда по два карандаша 2В, В, НВ, F, Н и 2Н. Это необходимо потому, что во время рисования не всегда нужен остро заточенный карандаш, поэтому один карандаш, к примеру, 2Н у меня острый, а второй с тупым закругленным кончиком. "Тупой кончик" нужен когда необходимо набрать тон, при этом, не оставляя четкий след штриха. Этому не учили в художке, но, как показывает практика, это весьма удобно и многие художники, мастера простого карандаша, так делают.

Цанговые карандаши. О них уже было написано немного ранее . Снова повторюсь, что они хороши во всяких полевых условиях или в дороге, а на рабочем месте лучше рисовать деревянными.
Неоспоримый плюс цанговых карандашей еще в толщине стержня, точнее в разнообразии этой толщины.
Крандаши бывают под стержень от 0,5 мм (07, 1,5 и т.д.)

И до весьма впечатляющей толщины стержней мягких техник

Цельнографитные карандаши. Целиком и полностью состоят из графита в тонкой оболочке, чтоб не пачкать руки.
Тут у меня карандаши "Koh-i-Noor", других в продаже что-то не видно. В принципе, пользуюсь ими еще реже, чем цанговыми, потому что их не очень удобно точить и мало где есть необходимость рисовать всей толщиной стержня. Еще один существенный минус - они бьются...

Немного о маркировке.
Начнем с того, что она у каждой фирмы своя. Тоесть, маркировка как бы стандартная от 9В до 9Н, но, как видно на рисунке ниже, НВ "DALER ROWNEY" и НВ "Koh-i-Noor" - это два разных НВ. Именно поэтому, если нужны карандаши разной степени мягкости их надо брать все одной фирмы, лучше в наборе.
"Faber Castell №1" - серия та, что дешевле.
"Faber Castell №2" - с "пупырышками" (на самом деле "F" их у меня нет, просто где-то таким он бы был).

Собственно, о мягкости и твердости карандашей.
Твердые карандаши - это Н-9Н. Чем больше цифра, тем карандаш тверже/светлее.
Мягкие карандаши - В-9В. Чем больше цифра, тем мягче/темнее карандаш.
Твердо-мягкие карандаши - НВ и F. C НВ все понятно - это средний между Н и В, а вот F - весьма загадочная маркировка, это средний тон между НВ и Н. Толи в силу своей необычности, толи таки из-за тона, но у меня этот карандаш используется чаще всего (только "DERWENT" или "FC", у "Koh-i-Noor" он сильно светлый).
Есть еще русская маркировка "Т"-твердый, "М"-мягкий, но у меня таких карандашей нет.
Ну и просто, чтоб сравнить

Нижняя строка - DALER ROWNEY, самые темные карандаши.
Предпоследняя строка - набор Локи "DERWENT-sketch", он немного отличается от моего (верхнего DW).
Третья снизу - несколько карандашей "Marco". У них самая альтернативная маркировка, потому что 6В темнее, чем 8В, а 7В светлее, чем НВ. Поэтому у меня их нет.

Как пример использования - мой рисунок "Любопытный лис"

Самый светлый тон - снег, он нарисован карандашом 8Н (DW)
Светлый мех - 4Н (Koh-i-Noor) и 2Н (FC№1)
Средние тона - F (DW и FC№1), Н (DW и FC№1), НВ (DW), B (FC№1 и FC№2)
Темные (лапы, нос, контуры глаз и ушей) - 2B (FC№1 и FC№2), 3B (FC№1), 4B (Koh-i-Noor)

Обзор стирательных резинок -



Транспорт