"Костенки" - музей-заповедник. История возникновения

Панко — производная форма канонических имен Павел, Панкратий, Пафнутий (Унбегаун. С.83; Грушко, Медведев. С.324), а также некоторых других (см.ПАНКИН).

В некоторых случаях фамилия могла быть образована и от прозвища; ср.: панок — сиб.«почти исчезнувшие лубочные картинки, богатырские, балагурные и все вообще, кроме духовных» (Даль); «бита для игры в бабки, налитая свинцом»; «большой нос»; «укладка из 3-4 снопов» (СРГСУ); смол.«о том, кто живет в довольстве» (СРНГ); «о молодом поляке или белорусе» (СРЯ); панки — «поляки»: «В Чухломском уезде есть поляна под названием Панщина, где жили какие-то панки (поляки)» (записано в Костромской губ.); «По губернии рассеяны курганы, холмы, могилы, которые народ зовет панками, панскими могилами» (записано в Олонецкой губ.) (СРНГ). См. также: ПАНОВ.

Ю.А.Федосюк полагает, что фамилию могли носить «потомки поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей»; при этом фамилию Паньков тот же автор выводит из «производных форм имен Павел, Панфил, Панкрат, Пантелей и др.» (Федосюк. С.170-171). Е.Н.Полякова производит фамилию от неканони-
ческого имени или прозвища Панко из Пан (Полякова. С.168).

Исторические примеры: «Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел» (Веселовский I); «Федотко Панок, астраханец (в войске Разина), 1672» (Тупиков).

Приуральские примеры: «Крестьянин д.Пономарихина Панко Михайлов, 1579; крестьянин д.Лимеж на р.Лимеже Давыдко Юрьев сын Панков, 1623» (Полякова). В 1684 г. Иван Панков (возможно, именование по отцу) сделал вклад в Далматовский монастырь (Манькова. С.48).

В пределах будущего Камышловского у. фамилия известна с конца XVII в. В д.Горбуновой (4:8) в 1691/92 г. поселились уроженцы Чердынского у., жившие в Лимешском стане («на Исадах Лимешских») крестьяне — братья Исак, Григорий и Леонтий (Левка) Григорьевичи Панковы (перепись 1695 г.; возможно, потомки Д.Ю.Панкова - см. выше). Крестьянином Угецкой сл. (25:1) был Василий Дмитриевич Панков (перепись 1710 г.). Живший в д.Шаблишской (10:1) крестьянин Иван Артемьевич Панков бежал с сыном Прокопием в 1733 г. (II ревизия, 1745 г.).

В д.Чикуновой фамилию носили крестьяне; встречается в Камышловском, Пышминском, Талицком, Далматовском р-нах, в Екатеринбурге (Память; Т 1974). В Далматовском р-не зафиксирована также фамилия Паньков (Память — 5 чел.).

17.2. Чикунова деревня, приход Николаевской церкви , она же Чекунова (1869), село Чикуново (1956)

Текст приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

Друзья, пожалуйста, нажимайте на кнопки соцсетей, этим Вы поможете развитию проекта!

КОСТЁНКИ (первоначальное название - город Костёнск, Константинов Яр), село Хохольского района.

Основано в 1642 году как город-крепость на Белгородской черте, который с 1779 года стал селом. Село Костёнки входило в состав Воронежского уезда, Гремяченского района (1928-1963). В 1791 году в Костёнках была построена каменная Покровская церковь. Центр волости. В 1867 году открыта земская школа.

В 1900 году в селе Костёнки имелось 5 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 кирпичных завода, 10 ветряных, 13 водяных мельниц, рушка, 6 мелочных лавок, 3 винные лавки, 5 чайных лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года Костёнки были оккупированы немецко-фашистскими войсками.

В Костёнках обнаружены стоянки человека периода позднего палеолита (остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонтов), имеется археологический музей-заповедник.

В настоящее время в селе Костёнки имеются сельскохозяйственное предприятие «Хлебороб» и «Петродомус», 2 крестьянских фермерских хозяйства, ООО «Агрополк» по обработке древесины, средняя школа, детский сад, амбулатория, почтовое отделение.

Население: 3 012 (1859), 5 150 (1900), 6 108 (1926), 1 604 (2007), 1 137 (2011).

Уроженцами села Костёнки являются мемуарист А.А. Бартенев, Н.Д. Праслов, Д.З. Протопопов, И.Ф. Раздымалин.

КОСТЁНКИ, село Хохольского района, на правой стороне Дона.

Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тысяч лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства. В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до новой эры).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали: легенду о чудовищном звере индре, который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в своё время обратил внимание Пётр I. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были вооруженные слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе. В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком: поле на Констянтиновском яру Федора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костенки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Федором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, ещё в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин. Потом это место запустело, но за ним сохранилось название Константинов яр, упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годом появилось сельцо, получившее название Костёнки.

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск. По данным 1676 года, здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший её в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костенской худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки.

Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Костёнки — место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах.

На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.

Костёнки — место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита». Костёнки — это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I.


Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую “кунсткамеру”. Тогда считали, что найденные гигантские кости — это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом — Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский.

Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки — это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Под Воронежем найдена «столица» мира времен палеолита

Под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации...

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: на правом берегу Дона, в селе Костенки близ Воронежа, обнаружена прародина всех европейских народов. Открытие американских и российских ученых в корне меняет традиционный взгляд на этногенез и последующую историю континента. Короче говоря, Европа, привыкшая считать себя передовым регионом развития, оттеснена на задворки первобытного мира.

Научный переполох

Науку переполошила опубликованная в начале этого года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Суть в следующем: обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.

По общепринятой версии Центральную и Западную Европу осваивали выходцы с благоприятных по климату Балкан, с территории нынешней Турции, Греции, Болгарии, но никак не с востока континента. Считалось, что восточная часть заселялась на десятки тысяч лет позднее. Вот поэтому останкам древних поселений в Костенках наука насчитывала всего 20 000 лет, от силы 32 000, что, конечно, не позволяло воронежскому селу считаться «столицей палеолита», а нашим прапращурам — законными первооткрывателями Европы.

ДОСЛОВНО. Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда — из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа — кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Но наука шла вперед, палеонтологические методы совершенствовались, вместе с ними «старели» и археологические находки. В конце концов, проанализировав найденные в раскопах пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костенковским раритетам никак не меньше сорока-сорока двух тысяч лет. Американские лаборатории термолюминесцентным методом «прибавили» им еще три тысячелетия. Вот так Костенки выбились вперед и стали самой древней стоянкой первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

Будни прародины

Село Костенки, оказавшееся в эпицентре славы, не сходит со страниц научных изданий. А жители почему-то скучные.

— Обманули нас, — пояснил корреспондентам «МН» дядя Леша Прошляков. — Раз мы теперь пуп Европы, то и пенсию должны давать еврами, а нам несут рублями. Да хоть бы за науку платили! У меня во дворе одних костей мамонта на полмузея. Другой бы миллионером стал, а я, по сознательности, охраняю бескорыстно.

В Костенках каждая вторая изба — над стоянкой древнего человека. Копни лопатой — то кость вылезет, то еще что-нибудь полезное для науки. В хозяйстве эти находки без надобности, поэтому проблем с населением у археологов нет. Да и находят они в последнее время, с точки зрения деревенских, всякую ерунду — клыки да камешки. Увесистых находок давно не было. С тех пор, как во дворе у Прошлякова будто бы нашли скелет мамонта. Даже странно, как шестиметровая громадина весом пять с половиной тонн умещалась на его грядках.

— Да он головой у моего соседа лежал, Николая Ивановича, — рассказывает дядя Леша. — Один бивень прям под кухней, типа фундамента. Когда вытаскивали, угол чуть не завалился. А до этого крепко стоял. Мы еще удивлялись: всех давно перекосило, а дому Иваныча хоть бы что. Вот какая сила в этом мамонте, — заключает Прошляков. — Тыщи лет назад помер, а избу на себе держал.

Рассказчик если и привирает, то совсем чуть-чуть. В 2001 году на стоянке Костенки ХIV действительно был найден скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага.

Древняя обитель

Для Костенок такая находка большая редкость. Здесь раскапывают древние поселения с массой костей мамонтов, но они «приносные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ. Например, в законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 особям, и 16 пар черепов мамонта. Часть из них служили неким подобием фундамента, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть, складированная по пяти ямам, приберегалась про запас.

Похоже, нам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета. А то несколько столетий существовала теория, будто скопления костей на меловых склонах Дона слоновьего происхождения. Под подозрением находился известный завоеватель Александр Македонский, на вооружении у которого находились боевые слоны. На подходе к Костенкам несчастных животных якобы постиг массовый мор, в результате которого они устлали своими костями всю территорию.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны — всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости — просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия — свидетельства древней жизни.

Дорога жизни

— Вот это было настоящее археологическое открытие, — говорит директор музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов, явно противопоставляя его той сенсации, что в начале года повергла Европу в шок. — Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Разве этого мало?

Нет, конечно. Но, похоже, благородное европейское происхождение россиянам тоже не помешает. Поэтому так близко к сердцу принята версия американца Хоффекера о костенковском протоядре Европы. Справедливости ради надо сказать, что первыми об этом заявили ученые Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН. Но, как водится, нет пророка в своем отечестве:

Хотя нельзя сказать, что наших ученых совсем уж не услышали. В Воронежском управлении культуры, например, на научные изыскания ответили культурной инициативой. Ожидаемый поток туристов из Европы, которые наверняка захотят взглянуть на свою прародину в Костенках, предполагалось встречать «шашлыком на костях мамонта». Археологи пришли в ужас. Культура сконфузилась, зато теперь, по словам Виктора Попова, не жадничает на музейные экспозиции и дает денег на ремонт здания.

В принципе повод для культурной гордости у воронежских властей и так есть. Музей археологии — по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, — построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в такой первозданности. А в Костенках — пожалуйста. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.

Имя этого копателя не очень интересно для фундаментальной науки, зато навеки останется в исторической памяти односельчан. Потому что погреб Протопопова советская власть выкупила за бешеные деньги, ему предоставила двухкомнатную квартиру в Воронеже, а селу досталась асфальтированная дорога, которая, благодаря музею, существует до сих пор. И если бы не эта дорога жизни, связывающая Костенки с больницей, почтой и собесом в райцентре, то за последние десять лет, когда окончательно рухнул местный колхоз, над первобытными стоянками уже образовался бы новый культурный слой. Так невесело шутит Виктор Попов, на глазах у которого древние жители Костенок прошли эволюцию до европейцев, а современники задержались в каком-то непонятном палеолите. Из-за безработицы большинство селян, как в старину, живут натуральным хозяйством, а у некоторых даже хаты под соломой и с земляным полом. Для полной идентификации с прародителями не хватает только мамонтов.

Но это уже другая история, не имеющая к археологии никакого отношения.

МН: Археологический заповедник «Костенки» располагается на территории Хохольского района Воронежской области. Общая площадь 36 кв. км. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большинство из них многослойны, содержат от двух до семи культурных слоев, относящихся к разному времени.

Обитание первобытного человека в Костенках совпадает с периодом так называемого валдайского оледенения, когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между нынешними Питером и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на равнинной местности объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий. В 2000 г. были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения — пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц. В 2001 г. — голова человеческой статуэтки из бивня мамонта, созданная около 35 000 лет назад. На сегодняшний день это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

Людмила Бутузова, Роман Мухаметжанов (фото), село Костенки (Воронежская область)

Фото: Вот из таких костей мамонта наши прапращуры строили свои жилища (внизу — полностью сохранившаяся древняя стоянка)
Виктор Попов — директор единственного в мире археологического музея-заповедника
Найденные на раскопах в Костенках статуэтки женщин (20-30000 лет). Реконструкция древнего человека, жившего на среднем Дону 28-30 тысяч лет назад.

В последний день нашего путешествия в Воронеж мы слегка пометались, какой из достопримечательностей отдать предпочтение. И все-таки после недолгих раздумий выбор пал на археологический музей-заповедник «Костёнки». Мы не смогли устоять перед возможностью увидеть настоящие кости мамонта и стоянку первобытных людей.
Костёнки - еще одно необычное, интереснейшее место . Этот населенный пункт – самая настоящая археологическая Мекка. Здесь на большой территории было обнаружено несколько десятков стоянок древних людей. Но только стоянка Костёнки-11 стала археологическим музеем-заповедником. Связано это с тем, что именно здесь были найдены наиболее яркие и выдающиеся «экспонаты», которые без сомнения вызвали интерес не только узких специалистов, но и широкого круга любознательных людей.

Реклама — поддержка клуба

История музея началась одним ранним утром, когда местный житель села Костёнки Иван Иванович Протопопов, выйдя во двор своего дома, решил выкопать погреб. И не успев даже сильно углубиться, наткнулся на огромное скопление костей мамонта, которые когда-то служили материалом для постройки древнего жилища. Это произошло в 1949 году. Вот такие сюрпризы могут ждать вас, если вы станете обладателем деревенской недвижимости где-нибудь в глубинке нашей страны.

В 60-70-е годы под руководством известного археолога Александра Николаевича Рогачева начались раскопки. И в это же время Рогачев решает не просто исследовать ценнейшие находки, но и одновременно консервировать, превратив стоянку в своеобразный памятник верхнего палеолита.
Все найденные кости были покрыты специальным клеевым раствором и прекрасно сохранились до сей поры, хотя самим, по предположениям ученых, более 20 000 лет. Вот какую древность нам посчастливилось лицезреть.

Возникает вопрос: каким же хитроумным способом устроено здание, чтобы вся эта древность продолжала оставаться в целости и сохранности.
Как обычно это бывает, все гениальное просто. Каменное здание музея построено без фундамента, а его стены держатся на специальных столбах-опорах. Еще одна особенность: в здании нет отопления, чтобы максимально приблизить условия раскопа к естественным, поэтому режим работы носит сезонный характер.
С 1 мая по 30 сентября - ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца.
С 1 октября по 31 октября - только по субботам и воскресеньям.
Так что зимой и ранней весной вам не удастся попасть внутрь, а любоваться наружным фасадом, думаю, не очень заманчивая перспектива.

Помимо костей мамонта в музее достаточно большая и интересная экспозиция. Главным героем, конечно, является Степа. Так ласково окрестили музейные работники огромного мамонта, которого специально для Костёнок выполнили мастера московского музея «Ледниковый период».

Степа не мал в размерах: шесть метров в длину и три с половиной в высоту. А на его одеяние пошла натуральная шерсть алтайских яков. Не уверена, уместна ли здесь фраза, что «при создании Степы не пострадало ни одного яка». А вот областной бюджет точно «пострадал» на 1 млн.100 тыс.руб.

Музейные экспонаты на Степе не закончились. Сотрудники Костёнок решили пофантазировать на тему: как же могло выглядеть жилище древнего человека, сложенное из тех самых найденных костей мамонта. В уголке была создана реконструкция жилища в окружении семьи древних людей. Возможно, все так и выглядело когда-то…




Самой ценной находкой оказались женские фигурки, которые принесли Костёнкам мировую славу. «Палеолитические Венеры» являются древнейшим изображением женщины.

Естественно все лучшее детям Эрмитажу, где хранятся оригиналы этих фигурок, а в Костёнках обычные муляжи.
Обходя экспозицию и изучая предметы за стеклом, каково же было мое удивление, когда передо мной предстала эта фотография.

Прошло более 20 000 лет, мамонты вымерли, а осока низкая продолжает существовать. Когда-то она была излюбленным кормом для мамонтов, а теперь ей любит лакомиться живность попроще.
Казалось бы, трава и трава. Но для меня это настоящая ценность, реликт, который служит мостиком в древние времена. Благодаря таким реликтовым растениям, ученым по крупицам удается воссоздавать картину ранее существовавшей жизни, до нас с вами… Ведь человек всегда будет задаваться вопросами: что было? и что будет?
И еще всю экскурсию меня мучил вопрос: а куда же дели Иван Ивановича Протопопова? К счастью, он не остался на улице. Неподалеку от его знаменитого дома ему был куплен другой, где он и поселился с семьей.

Как добраться в Музей-заповедник «Костёнки» из Воронежа

Из Воронежа выезжать по Курской трассе, повернуть по указателю на Острогожск. Далее ехать до указателя на Костёнки, а там уже мимо музея не проедешь. Костёнки находятся недалеко от Воронежа приблизительно в 40 км. Поездку к мамонтам можно совместить с обзором наикрасивейших просторов, которые открываются вокруг села, рядом течет Дон. А еще можно попробовать отыскать местные меловые пещеры.

Координаты музея "Костёнки"

Стоимость билетов и экскурсии

Стоимость входных билетов: взрослые - 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры - 50 руб.
Стоимость экскурсии: 200 руб. для группы от 1 до 5 человек, 500 руб. для групп от 15 человек.
Музей работает с мая по ноябрь с 10.00 до 18.00 (кроме понедельника).

Обладатель фамилии Панков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Панков произошла от прозвища Пан (Панок). Вероятно, предки Панковых были потомками поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей. Ведь этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца. Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Пан (Панок), со временем получили фамилию Панковы.

Также не исключена версия образования фамилии от имени Панкратий (уменьшительное - Паня), в переводе с греческого означающего «всемогущий, всевластный». В православном именнике данное имя появилось в память о священномученике Панкратии, епископе Тавроменийский, родившимся в то время, когда Иисус Христос жил на земле. Святитель Панкратий всю свою жизнь усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий. Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Панков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Панков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.)

Транспорт