Чем примечательно село костенки воронежской области. "Костенки" - музей-заповедник

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.

Открытие, потрясшее научный мир. Наши предки жили на Русской равнине 45000 лет назад. Костёнки - место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, в Воронежской области. Впервые обнаружено в 1879 году, но первые раскопки начались в 1920-х годах.

На площади 10 км² найдено свыше 60 стоянок, возраст которых колеблется от 45 до 15 тысяч лет. Судя по найденным артефактам, наши предки имели развитую культуру и искусство. Это сенсационное открытие ставит под сомнение теорию о том, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал на север Евразии.

Место археологических раскопок, расположенное в одноименном селе на правом берегу Дона, Хохольского района, Воронежской области. Здешние стоянками эпохи верхнего палеолита известны во всём мире. Русский археолог Александр Спицын назвал их «жемчужиной русского палеолита». Костёнки - это место сенсационных находок, которые меняют наши взгляды на первобытную историю! С незапамятных времен здесь находили крупные кости загадочных животных. Неслучайно и название этой местности имеет в своей основе корень “кость”. У местных жителей издавна существовало предание о живущем под землёй звере, кости которого и находят люди. Живым это чудовище никто не видел, поэтому народ решил, что обнаружить его можно только после его смерти. Эти кости заинтересовали даже Петра I.

Еще в 1717 году Петр I писал в Воронеж азовскому вице-губернатору Степану Колычеву:«повелевает в Костенску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие из найденных в Костёнках останков были отправлены в Санкт-Петербургскую “кунсткамеру”. Тогда считали, что найденные гигантские кости - это останки боевых слонов Александра Македонского, «ходившего воевать со скифами». Первые серьезные археологические исследования стоянок в Костенках были проведены выдающимся ученым,антрологом - Иваном Поляковым Во второй половине 19 века. Так, 28 июня 1879 года из первого же заложенного шурфа были извлечены кремневые орудия труда, наконечники копий и другие предметы, подтверждающие существование людей в этих местах много веков назад. И лишь с 20-х годов прошлого века началось планомерное изучение палеолитических стоянок. Здесь были все самые известные представители русской археологии: Сергей Замятнин, Петр Ефименко, Александр Рогачев, Павел Борисковский.

Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых по словам учёных колеблется от 45 до 15 тысяч лет!

Примечательно, что, согласно традиционной историографии, в этот период Русская равнина была ещё покрыта ледником. Особого внимания заслуживает тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, атакже десять знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами». Таким образом, обнаруженные отечественной археологией находки ставят под большое сомнение общепринятую гипотезу, что человек разумный зародился в Африке и оттуда перекочевал в Западную Европу. Костёнки - это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизация.

Под Воронежем найдена «столица» мира времен палеолита

Под Воронежем обнаружена колыбель европейской цивилизации..

Археологический мир сотрясает сенсационная новость: на правом берегу Дона, в селе Костенки близ Воронежа, обнаружена прародина всех европейских народов. Открытие американских и российских ученых в корне меняет традиционный взгляд на этногенез и последующую историю континента. Короче говоря, Европа, привыкшая считать себя передовым регионом развития, оттеснена на задворки первобытного мира.

Научный переполох

Науку переполошила опубликованная в начале этого года в журнале «Сайнс» статья профессора университета в Боулдере (штат Колорадо) Джона Хоффекера. Суть в следующем: обнаруженные в Костенках скелеты людей современного типа и возраст археологических находок позволяют утверждать, что homo sapiens появился в среднем течении Дона намного раньше, чем в Европе.

По общепринятой версии Центральную и Западную Европу осваивали выходцы с благоприятных по климату Балкан, с территории нынешней Турции, Греции, Болгарии, но никак не с востока континента. Считалось, что восточная часть заселялась на десятки тысяч лет позднее. Вот поэтому останкам древних поселений в Костенках наука насчитывала всего 20 000 лет, от силы 32 000, что, конечно, не позволяло воронежскому селу считаться «столицей палеолита», а нашим прапращурам - законными первооткрывателями Европы.

ДОСЛОВНО. Джон Хоффекер, профессор, штат Колорадо, США: «Костенковские стоянки интересны не только своей уникальной древностью. Мы еще не знаем, какими путями первобытные люди мигрировали сюда - из Африки или из Азии? Но именно в этих местах они приобрели новые способности и сформировали зачатки человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки в нижнем слое раскопа - кремниевые орудия труда, костяные, каменные статуэтки женщин и животных, которые можно отнести к самым древним произведениям первобытного искусства. Так что здешние homo sapiens жили не только охотой, они знали многие ремесла и были не чужды художественному творчеству».

Но наука шла вперед, палеонтологические методы совершенствовались, вместе с ними «старели» и археологические находки. В конце концов, проанализировав найденные в раскопах пепел, споры и пыльцу, а также подвергнув кости палеомагнитному и радиоуглеродному исследованию, российские ученые установили, что костенковским раритетам никак не меньше сорока-сорока двух тысяч лет. Американские лаборатории термолюминесцентным методом «прибавили» им еще три тысячелетия. Вот так Костенки выбились вперед и стали самой древней стоянкой первобытного человека в Европе. А заявивший об этом американец Хоффекер сподвигает науку к фундаментальному пересмотру общепринятых взглядов на ранний период истории человечества.

Будни прародины

Село Костенки, оказавшееся в эпицентре славы, не сходит со страниц научных изданий. А жители почему-то скучные.

Обманули нас, - пояснил корреспондентам «МН» дядя Леша Прошляков. - Раз мы теперь пуп Европы, то и пенсию должны давать еврами, а нам несут рублями. Да хоть бы за науку платили! У меня во дворе одних костей мамонта на полмузея. Другой бы миллионером стал, а я, по сознательности, охраняю бескорыстно.

В Костенках каждая вторая изба - над стоянкой древнего человека. Копни лопатой - то кость вылезет, то еще что-нибудь полезное для науки. В хозяйстве эти находки без надобности, поэтому проблем с населением у археологов нет. Да и находят они в последнее время, с точки зрения деревенских, всякую ерунду - клыки да камешки. Увесистых находок давно не было. С тех пор, как во дворе у Прошлякова будто бы нашли скелет мамонта. Даже странно, как шестиметровая громадина весом пять с половиной тонн умещалась на его грядках.

Да он головой у моего соседа лежал, Николая Ивановича, - рассказывает дядя Леша. - Один бивень прям под кухней, типа фундамента. Когда вытаскивали, угол чуть не завалился. А до этого крепко стоял. Мы еще удивлялись: всех давно перекосило, а дому Иваныча хоть бы что. Вот какая сила в этом мамонте, - заключает Прошляков. - Тыщи лет назад помер, а избу на себе держал.

Рассказчик если и привирает, то совсем чуть-чуть. В 2001 году на стоянке Костенки ХIV действительно был найден скелет молодого мамонта, который когда-то увяз в болотистой почве на дне оврага.

Древняя обитель

Для Костенок такая находка большая редкость. Здесь раскапывают древние поселения с массой костей мамонтов, но они «приносные». То есть наши пращуры специально собирали большие кости убитых или погибших животных и укладывали их в основание своих жилищ. Например, в законсервированной под крышей музея-заповедника древней стоянке насчитывается 573 кости, которые могли принадлежать 40 особям, и 16 пар черепов мамонта. Часть из них служили неким подобием фундамента, в котором укреплялись шесты с натянутыми для тепла шкурами, другая часть, складированная по пяти ямам, приберегалась про запас.

Похоже, нам страшно повезло, что древние жители Костенок извели на свои нужды не всех мамонтов и хотя бы один из них сохранился до наших дней в виде скелета. А то несколько столетий существовала теория, будто скопления костей на меловых склонах Дона слоновьего происхождения. Под подозрением находился известный завоеватель Александр Македонский, на вооружении у которого находились боевые слоны. На подходе к Костенкам несчастных животных якобы постиг массовый мор, в результате которого они устлали своими костями всю территорию.

Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны - всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости - просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия - свидетельства древней жизни.

Дорога жизни

Вот это было настоящее археологическое открытие, - говорит директор музея-заповедника «Костенки» Виктор Попов, явно противопоставляя его той сенсации, что в начале года повергла Европу в шок. - Дальнейшие исследования просто подтвердили, что в селе Костенки богатейшее в России место сосредоточения стоянок эпохи верхнего палеолита. Разве этого мало?

Нет, конечно. Но, похоже, благородное европейское происхождение россиянам тоже не помешает. Поэтому так близко к сердцу принята версия американца Хоффекера о костенковском протоядре Европы. Справедливости ради надо сказать, что первыми об этом заявили ученые Санкт-Петербургского института материальной культуры РАН. Но, как водится, нет пророка в своем отечестве:

Хотя нельзя сказать, что наших ученых совсем уж не услышали. В Воронежском управлении культуры, например, на научные изыскания ответили культурной инициативой. Ожидаемый поток туристов из Европы, которые наверняка захотят взглянуть на свою прародину в Костенках, предполагалось встречать «шашлыком на костях мамонта». Археологи пришли в ужас. Культура сконфузилась, зато теперь, по словам Виктора Попова, не жадничает на музейные экспозиции и дает денег на ремонт здания.

В принципе повод для культурной гордости у воронежских властей и так есть. Музей археологии - по сути саркофаг, полностью накрывающий древнюю стоянку, - построенный еще при советской власти, был и остается единственным в мире. Просто ни в одном другом месте жилище homo sapiens не сохранилось в такой первозданности. А в Костенках - пожалуйста. В 1953 году крестьянин Протопопов копал погреб и наткнулся на древние апартаменты.

Имя этого копателя не очень интересно для фундаментальной науки, зато навеки останется в исторической памяти односельчан. Потому что погреб Протопопова советская власть выкупила за бешеные деньги, ему предоставила двухкомнатную квартиру в Воронеже, а селу досталась асфальтированная дорога, которая, благодаря музею, существует до сих пор. И если бы не эта дорога жизни, связывающая Костенки с больницей, почтой и собесом в райцентре, то за последние десять лет, когда окончательно рухнул местный колхоз, над первобытными стоянками уже образовался бы новый культурный слой. Так невесело шутит Виктор Попов, на глазах у которого древние жители Костенок прошли эволюцию до европейцев, а современники задержались в каком-то непонятном палеолите. Из-за безработицы большинство селян, как в старину, живут натуральным хозяйством, а у некоторых даже хаты под соломой и с земляным полом. Для полной идентификации с прародителями не хватает только мамонтов.

Но это уже другая история, не имеющая к археологии никакого отношения.

МН: Археологический заповедник «Костенки» располагается на территории Хохольского района Воронежской области. Общая площадь 36 кв. км. Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет. Большинство из них многослойны, содержат от двух до семи культурных слоев, относящихся к разному времени.

Обитание первобытного человека в Костенках совпадает с периодом так называемого валдайского оледенения, когда южная граница ледникового панциря находилась на полпути между нынешними Питером и Москвой. Наличие большого количества мамонтов на равнинной местности объясняется устойчиво холодным климатом. В последние годы в Костенках был сделан ряд новых сенсационных открытий. В 2000 г. были найдены древнейшие на территории Восточной Европы украшения - пронизки с орнаментом, изготовленные из трубчатых костей птиц. В 2001 г. - голова человеческой статуэтки из бивня мамонта, созданная около 35 000 лет назад. На сегодняшний день это древнейшее скульптурное изображение человека в палеолите Европы.

КОСТЁНКИ (первоначальное название - город Костёнск, Константинов Яр), село Хохольского района.

Основано в 1642 году как город-крепость на Белгородской черте, который с 1779 года стал селом. Село Костёнки входило в состав Воронежского уезда, Гремяченского района (1928-1963). В 1791 году в Костёнках была построена каменная Покровская церковь. Центр волости. В 1867 году открыта земская школа.

В 1900 году в селе Костёнки имелось 5 общественных зданий, церковно-приходская школа, 2 кирпичных завода, 10 ветряных, 13 водяных мельниц, рушка, 6 мелочных лавок, 3 винные лавки, 5 чайных лавок.

С июля 1942 года по январь 1943 года Костёнки были оккупированы немецко-фашистскими войсками.

В Костёнках обнаружены стоянки человека периода позднего палеолита (остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонтов), имеется археологический музей-заповедник.

В настоящее время в селе Костёнки имеются сельскохозяйственное предприятие «Хлебороб» и «Петродомус», 2 крестьянских фермерских хозяйства, ООО «Агрополк» по обработке древесины, средняя школа, детский сад, амбулатория, почтовое отделение.

Население: 3 012 (1859), 5 150 (1900), 6 108 (1926), 1 604 (2007), 1 137 (2011).

Уроженцами села Костёнки являются мемуарист А.А. Бартенев, Н.Д. Праслов, Д.З. Протопопов, И.Ф. Раздымалин.

КОСТЁНКИ, село Хохольского района, на правой стороне Дона.

Приобрело мировую известность в связи с обнаруженными стоянками человека периода позднего палеолита (40 тысяч лет назад). Здесь были найдены остатки жилищ родовых общин из костей и бивней мамонта. Жилища круглые или овальные с очагом в центре. Встречались и остатки наземных построек с множеством очагов. Обнаружено значительное количество находок, дающих представление об образе жизни и быте первобытных людей, их хозяйственной деятельности, свидетельствующих о зарождении искусства. В этом же месте люди жили и в более поздние времена. На левом берегу Дона напротив села обнаружены остатки жилища эпохи бронзового века (2-е тысячелетие до новой эры).

В селе Костёнки и окрестностях издавна попадалось множество диковинных костей. Местные жители рассказывали: легенду о чудовищном звере индре, который якобы хотел выпить Дон, но лопнул и разбросал свои кости по всей округе. На эти кости в своё время обратил внимание Пётр I. Тогда же, при Петре, сложилось такое представление, что до этих мест доходил полководец Александр Македонский, у которого были вооруженные слоны. Ныне известно, что кости принадлежат вымершему животному мамонту, на которого охотились люди позднего палеолита. Эти кости и дали название селу, хотя оно сначала именовалось иначе. В «Дозорной книге» 1615 года записано: «Пустошь на диком: поле на Констянтиновском яру Федора Оладьина на колодезе дикого поля на пашне пятьдесят четвертей в поле». В «Писцовой книге» 1629 года говорится: «Селцо, что был починок на Костентиновском яру, Костенки тож, на колодезе, за рекою за Доном что было в поместье за Федором Оладьиным, а ныне владеют помесные казаки». Сопоставляя эти данные, можно изложить события, связанные с возникновением села, следующим образом. Видимо, ещё в XVI веке около одного придонского яра жил человек по имени Константин. Потом это место запустело, но за ним сохранилось название Константинов яр, упоминаемый в документе 1615 года. Между 1615 и 1629 годом появилось сельцо, получившее название Костёнки.

В 1642 году в сельце была построена небольшая крепость (острожек). Поселение стало называться - город Костёнск. По данным 1676 года, здесь 164 двора драгун, пушкарей и других служилых людей. В XVIII веке в связи с утратой военного значения Костёнская крепость приходит в упадок. Посетивший её в 1769 году путешественник С.Г. Гмелин писал: «Город Костенской худ и мал, и хотя он укреплен валом и палисадником, но оные за недостатком поправления совсем развалились. Прежде построен был на сем месте острог для защищения жителей от татарских набегов, но в прошедшем столетии принуждены были сделать его крепостью, дабы с тем большею силою противиться нападению сего хищного народа; а как в нынешнее время не должно ожидать равной опасности, то крепостное строение оставлено в небрежении. Здесь живут только одни однодворцы, питающиеся земледелием».

Гмелин между прочим сообщал: «Жители заражены ложным мнением о великом подземельном четвероногом звере, которого бытие открывается после его смерти».

В 1779 году город Костёнск преобразован в село Костёнки.

Вся Воронежская земля (В.А. Прохоров, 1973 год).

Костёнки - небольшое по чернозёмным меркам (1,4 тыс. жителей) село на Дону между Воронежем и Нововоронежем. Само название его весьма ясно указывает на кости, принадлежавшие, как считалось когда-то давно, боевым слонам Александра Македонского. Но реальность оказалась удивительнее всех преданий: 18 тысяч лет назад на этом месте окончательно опустел самый настоящий мегаполис каменного века, просуществовавший без малого 300 веков. Костёнки - это "жемчужина палеолита", крупнейшее в Европе поселение древних охотников на мамонтов, в погоне за которыми человек и стал, во многом, человеком.

В прошлых частях я рассказывал про и на Урале, но теперь прыгнем в другой конец страны и на месяц вперёд - у меня осталось немало.

О поездке в Костёнки я думал ещё в 2007 году, когда меня впервые занесло в Воронеж. Таксист на автовокзале запросил 350 рублей, и по меркам тогдашнего студента в разбитых ботинках это было многовато. Таксист в ответ лишь бросил "Ё...нулся?! Кто тебя тут дешевле повезёт?!" и кажется ещё как-то меня обозвал, но я даже не удивился, ибо с мелким хамством в Столице Черноземья за пару дней успел столкнуться не раз. В 2018-м, думается, с меня бы попросили не меньше 1000 рублей, но и сам я за 11 лет лучше освоил логистику. Поэтому решил доехать автобусом (чаще всего в этом направлении ходит ПАЗик Воронеж-Острогожск) до поворота и оставшиеся несколько километров преодолеть автостопом или пешком. На ПАЗике уехать тоже оказалось непросто: прямо перед отправлением не было мест, следующий автобус ожидался через два часа, а мощная сетка с узкими проёмами не оставляла шансов просочиться как-нибудь неофициально. Но местные знали, что автобус надо караулить за шлагбаумом, и водитель возьмёт стоя. У шлагбаума на выезде с автостанции, однако, ПАЗик не затормозил, и народ понял, что ловить его нужно на другой стороне автомобильного кольца. Народ, учитывая, что немалую его часть составляли сельские бабушки, двинулся туда вразвалочку, я же побежал. И водитель ПАЗика, честно вставшего там дожидаться пассажиров, видимо счёл, что мне больше всех надо:
-До Костёнок? Вылазь! Я в Острогожск еду!
Намёк я понял:
-Ладно, плачу до Острогожска!
Мне не было понятно, насколько в данной ситуации уместен торг, но пассажиры, стоило нам тронуться, приняли шикать на меня, что я зря это сделал.
-Ну, народ... Вы за меня ему скажите, что так нельзя. А то как-то некрасиво получается - сначала заплатил, потом назад просить начал.
Народ согласился, что это было бы некрасиво, но водитель всё равно не прав, и после недолгих уговоров половиной автобуса я получил большую часть заплаченного назад. Водитель оперативно забыл диалог при посадке и как бы просто выдал мне сдачу. Окраины Воронежа к тому времени остались далеко позади, и мимо тянулись изумрудные поля весеннего Черноземья.

2.

Поворот на Костёки опознаётся по указателю с мамонтом. Оставив ПАЗик, с вполне сносной трассы я свернул на разбитую боковую дорогу, и вскоре затормозил там минивэн ушатанного вида, наполненный всякими барахлом и целой семьёй добродушных людей - так в старину селяне ехали с ярмарки на неспешной телеге. Ехали они в соседнее Гремячье, меня высадив у въезда в Костёнки. Но эти кадры сняты на обратном пути - село стоит в нескольких глубоких оврагах, и я приехал сюда по тем холмам на заднем плане, а уходил через соседний косогор. Над чернозёмными полями - белые меловые яры:

3.

Внизу тихий и довольно узкий Дон, а над Доном слева Воронеж:

4.

И купол на его краю - это вовсе не собор, а недостроенная Воронежская атомная станция теплоснабжения ():

5.

Справа над Доном - Нововоронеж (31 тыс. жителей), первый советский атомград, построенный в основном 1957-87 годах: первая дата - основание посёлка Ново-Грэсовский, второе - наделение Нововоронежа статусом города. Пущенная в 1964 году, Нововоронежская АЭС была в СССР третьей после и Сибирской, но первой, работавшей исключительно на гражданских потребителей, как сказали бы при капитализме - коммерческой. Её плановый срок эксплуатации выходит, и рядом c 2008 года строится Нововронежская АЭС-2 - самая современная атомная электростанция мира. В 2016 году заработали её первые энергоблоки.

6.

С костёнских косогоров центр Нововоронежа на пруду охлаждения АЭС виден отлично. Типичные в общем для атомградов многоэтажки улучшенных серий, где-то за кадром городской ДК и кинотеатр со звучным названием "Уран", а в центре - церковь Спаса Нерукотворного (2000-09), которую издали я бы принял за храм 18 века где-нибудь .

7.

Костёнки лежат в основном по оврагам, и на въезде в село - вот такой указатель. Он повторяется ещё несколько раз, только уж без надписи - просто мамонт на красном фоне. Но дорога понятна и умозрительно - надо просто держаться асфальта:

8.

Костёнки - село очень старое, и более того, начиналось оно в 1644 году как город Костёнск. Вернее - крепость на Белгородской засечной черте, этой на границе Дикого поля. Из таких крепостей выросло около 40 городов, ставших каркасом российского Черноземья. Но за последующие полтора века казаки-разбойники стали вернейшим союзником, кочевники перешли в русское подданство до самых границ далёких ханств Туркестана, и даже Османская империя потеряла свой важнейший северный плацдарм - Крым. Каждая победа над кочевниками делала Черту чуть менее нужной, и в 1779 году в Черноземье прошла большая переоценка. Те крепости Черты, что успели обрасти торговлей или годились как административные центры, стали уездными городами, а остальные были разжалованы до сёл. Костёнск относился ко вторым, и о городском происхождении здесь не напоминает теперь ничего.

9.

Небольшая заросшая площадь с облезлым зданием то ли администрации, то ли больницы, то ли школы, по виду опять же то ли 1930-х, то ли 1960-х годов - чуть в стороне от дороги к музею. Рядом ещё и трогательный воинский памятник, и вместо угасшего вечного огня - букет в его жерле:

10.

Русское село и его сюжеты:

11.

12.

13.

"Ул. Солнечная, д. Петин..."

13а.

Предвидя вопросы от соседей - нет, здесь сёла именно русские. Украинские сёла в Воронежской области тоже есть, даром что Острогожск, как Харьков, Сумы и Ахтырка, был центром полка Слобожанщины. Там разговаривают на суржике и готовят галушки с варениками, да старушки одеваются по праздникам чуть-чуть иначе, чем их ровесницы из русских сёл. Но этим всё воронежское украинство и исчерпывается.

14.

В Костёнках есть церковь, переделанная из жилого дома (а более крупный современный храм стоит скорее у трассы южнее села) и пара дореволюционных домиков. У меня были записаны сельская управа и почта, и вот что-то подобное я обнаружил на косогоре над селом, за местным кладбищем.

15.

Но главное здание Костёнок - как ни крути, музей. Его бетонный корпус (1983) странно смотрится в сельском пейзаже:

16.

Рядом - инфостенды, пара школьных групп на выезде и навес на заднем дворе:

17.

А под навесом - они. Костёнки:

18.

Само название села указывает на то, что огромные древние кости тут находили ещё при строительстве Черты. Среди местных стрельцов и однодворцев бытовала легенда о гигантском звере Индере, который пытался выпить Дон, чтобы перевести через него своих детёнышей, да в итоге лопнул. Отнюдь не славянское имя зверюги же намекает, что первыми костёнки нашли и вовсе какие-нибудь кочевники. Какое-то подобие исследований здесь велось в 1706-17 годах, когда Воронеж стал центром строительства флота и регулярно принимал первых лиц. Петровские учёные однозначно пришли к выводу - это кости слонов, а стало быть, здесь Александр Македонский воевал скифов. В 1768 году по Дону путешествовал натуралист Самуил Готлиб Гмелин, впервые сказавший применительно к Костёнкам слово "мамонт". Настоящим же первооткрывателем "жемчужины палеолита" стал петербургский профессор Иван Поляков, в 1879 году заложивший несколько шурфов и обнаруживший помимо костей множество доисторических орудий. Возраст древнейших следов человека в Костёнках оценивается в 46 тысяч лет, а последние проявления первобытной культуры - порядка 18-22 тысяч лет назад. Иными словами, эта долина была непрерывно населена без малого 30 000 лет, то есть в разы дольше, чем вся история цивилизации.

19.

Это было суровое время - последний на памяти человечества Валдайский ледниковый период. Европа тогда представляла собой подобие современной Антарктиды или Гренландии - сплошной ледовый панцирь толщиной до 3 километров в отдельные периоды доходил до широты Смоленска. В ныне Черноземье лето напоминало позднюю осень, а зимой в порядке вещей было -40 градусов с ветром. Но вместо привычной при таких температурах тундры здесь лежали бескрайние луга с высокими сочными травами. Этакая холодная саванна, по которой, словно в Африке, колыхались стада огромного зверья, как например олени, зубры, овцебыки, шерстистые носороги и мамонты. Их навоз удобрял почву, буйная трава не давала воде застаиваться над вечной мерзлотой, и вот однажды в этих травах завелась злая бегающая обезьяна - человек. Вряд ли мегафауна мамонтовых степей воспринимала его серьёзно, хотя к тому времени он уже умел надевать на себя шкуры, готовить пищу на огне, мастерить простейшее оружие и даже им кидаться. Но придя в суровый край откуда-то из Передней Азии, люди крепко задумались, на что можно употребить свой противолежащий большой палец. Да, человеку пришлось здесь ДУМАТЬ, потому что первая же зима в мамонтовой степи убила слишком много голых обезьян. В лютом краю люди научились шить одежду, строить дома, рыть ямы для припасов и окончательно приручили огонь. Но вступив в сговор с огнём, злейшим и безусловнейшим врагом всего живого, Человек сам перешёл на сторону огня, раз и навсегда отделив себя от остальной природы.

19а.

Ту стоянку, что нашёл профессор Поляков, ныне называют Костёнки-1. Всего же на этих косогорах была найдена 21 стоянка, и исследования ведутся с той поры практически непрерывно , за исключением разве что войн. В 1930-х годах Пётр Ефименко опубликовал первые фундаментальные научные работы о Костёнках и их древних обитателях, в 1950-60-х Александр Рогачёв обнаружил большую часть известных ныне стоянок, а в 1970-х Николай Праслов, сам отсюда родом, создал в Костёнках постоянную археологическую базу. Костёнки породили свою археологическую школу, экспедиции вокруг села и сейчас стоят в летний сезон, и даже среди моих друзей есть волонтёры, ездившие сюда на раскопки.

20а.

Ну а музейный павильон возвели в 1983 году над стоянкой Костёнки-11. Её нашёл в 1949 году местный мужик Иван Протопопов, рывший на своём участке погреб, а исследовал в последующие годы Рогачёв. Стоянка имела 8 культурных слоёв, древнейший из которых сложился 32 тысячи лет назад, а самому верхнему - около 20 тысяч лет. С него и большинство находок, в том числе остатки дома, вокруг которого и строился музей:

20.

Круглое здание диаметром 9 метров включало 600 с лишним костей примерно 40 мамонтов. Но вопреки расхожему мнению, оно не состояло из этих костей - те были слишком тяжёлыми, и упав, могли покалечить людей. Кости мамонта слагали самый что ни на есть фундамент, возможно с невысокими стенами, над которыми крепилось что-то вроде чума или яранги - деревянные жерди, крытые шкурой. Причём не мамонтовой шкурой - она опять же была слишком тяжёлой, а куда более привычной оленьей. Словом, этот построенный 200 веков назад дом был вполне капитален и рассчитан на жизнь из года в год. Возраст стены в пещере Теопетра (Греция), которая считается древнейшей сохранившейся рукотворной постройкой, оценивается в 23 тысячи лет. Эти стены лишь чуть-чуть моложе:

21.

Годом ранее , написанные на сводах пещеры 20 тысяч лет назад. Они считаются древнейшими в той части Азии. Здесь 20 тысяч лет назад всё закончилось... А уж - тот и вовсе почти новостройка.

22.

Около дома - несколько ям с мамонтовыми костями. Это самые что ни на есть холодильники - ведь тогда здесь была вечная мерзлота. С конца ледникового периода Костёнки опустели - быть может, именно тогда, когда мясо в этих ямах стало быстро гнить.

23.

Мамонты отличались от тропических слонов не только наличием шерсти (в длину достигвшей почти метра) - у них были маленькие уши, мощный горб, как у верблюда, ноги их были гораздо короче и толще, а тело - массивнее. Самые крупные американские мамонты в холке достигали 5,5 метров, а весили до 12 тонн - вдвое больше африканских слонов. "Наш" мамонт был ниже слона, но весил как минимум не меньше. Ещё одним отличием были гигантские изогнутые бивни до 4 метров длиной, которыми зверь мог рыхлить снег. Мамонта окружал целая свита огромных мохнатых зверей, известных ныне как "мамонтовая мегафауна" - этакие динозавры среди млекопитающих. Золотые горы тогдашних людей не прельщали, совсем иное дело - гора мяса! Что и заставило человека пойти в холодную степь вопреки своей обезьяньей природе, и найти способ добывать тех, кто не по зубам льву и медведю. Когда же ледник растаял, у мамонтовой мегафауны начался мор, и если прошлые потепления гигантам пережить удавалось, то в этот раз расплодившиеся люди их добили. Дальше был великий голод, когда люди охотились друг на друга, и то "бутылочное горлышко" прошло дай бог 10% человечества. А расплодившись вновь, человек понял, что скотоводом быть лучше, чем охотником, а пахарем - чем собирателем. Наступила следующая веха - "переход от присваивающего хозяйства к производящему", порождением которого стала вся знакомая нам цивилизация с её городами, государствами, деньгами, религиями, народами... Последний мамонт умер 3500 лет назад на арктическом острове Врангеля.

24.

Мамонт Степан в Костёнках - конечно же, муляж, крытый шкурами яков. Зато по найденным в сибирской мерзлоте тушам учёные реконструировали голос мамонта, представляющий собой весьма грозное пыхтение и рёв. Включает его экскурсовод для групп, идущих тут одна за другой, и я, увы, растерялся и забыл включить запись. Другие судя по всему тоже, потому что на Ютубе этих звуков нет.

25.

Охотники на мамонтов, определённо, ели их мясо и как-то использовали их шкуры, или скорее шерсть. Но лучше всего сохранились всё-таки кости. Вот например инструменты, служившие мотыжкой для копания земли и палкой для обработки шкур, украшенные неразгаданным орнаментом:

26.

В уголке - реконструкция жилища, весьма позорная, на мой взгляд:

27.

В отличие от научных реконструкций самих первобытных людей по их черепам. Даже интересно, что бы промелькнуло в такой голове, увидь её обладатель вживую тех, кто смотрит теперь на его скульптуру:

28.

На витринах - находки, в большинстве своём муляжи: подлинники уехали в Эрмитаж, Исторический музей, хотя бы в краеведческий музей Воронежа. Но даже среди муляжей не представлены такие уникальные артефакты, как швейные иглы - чуть ли не древнейшие на свете, возрастом порядка 30 000 лет.

29.

А здесь - просто камушки с острыми гранями, явно отколотые вручную:

30.

Реплики копий - обратите внимание на каменные пластинки, вставленные в щели у острия:

31.

Одна из главных загадок Костёнок-11 - целая коллекция крошечных фигурок мамонтов. То ли какая-то древняя игра типа шахмат (такой гипотезы придерживался сам Рогачёв), то ли атрибут шаманских ритуалов:

32.

Шаманским атрибутом считается и вот такое копьё из бивня мамонта, распрямлённого через распаривание. Рядом - нуклеусы и отжимник. Всё это - экспериментальные реконструкции, делавшиеся с целью проверить, могли ли первобытные люди что-то смастерить именно так:

33.

Ещё у обитателей Костёнок были украшения:

34.

На заднем плане кучка костяного угля. А больше всего впечатляет коллекция палеовенер. Та, что похожа на девушку из 1980-х в клешёных брюках - кстати, не отсюда, а откуда-то из Брянской области:

35.

Самая интересная костёнская венера снабжена даже украшениями, скорее всего выполнявшими роль оберегов. Ну а что красота женщины с точки зрения первобытного человека равнялась исключительно её способности родить крепкого ребёнка - думаю, и пояснять не стоит.

35а.

Прочие стоянки Костёнок разбросаны по селу и окрестностям в радиусе нескольких километров. По каким-то из них я мог пройти и не заметить. По асфальтовой улице один за другим ехали туристические автобусы, в основном со школьниками - к концу учебного дня они возвращались в Воронеж:

36.

Обратно я шёл через косогоры, не спеша пешком до трассы - более короткий пеший путь в Костёнки начинается через пару километров после "официального" поворота.

37.

И с холмов этих всё так же виднелись две атомные станции - заброшенная в Воронеже:

38.

И новенькая в Нововоронеже. Вот куда привела человека погоня за мамонтом. И куда ещё приведёт?

38а.

В следующей части от мамонтов перейдём к бобрам - в Воронежском заповеднике.

Последние пять лет, я составляю родословную своей семьи, для своих дочек. Всех прадедов, о которых мне удалось что-то узнать, я вписала. К сожалению, вот уже года три, нет в живых родителей мужа. Поэтому, нет возможности узнать подробностей. Но зато, я вписываю туда «новых» членов семьи: мужей, жён и детей. Это очень приятное «дело». Я уже «заразила» свою двоюродную сестру, она не только узнала о наших прапрадедах, но и отыскала первую семью деда. Моя родословная пока еще на листе ватмана и написана от руки. В электронном варианте – это только фамилии, имена, отчества и родственная связь. Когда-нибудь, я придумаю, как оформить этот «документ» семьи и отнесу его в типографию.

Естественно, меня очень интересует происхождение фамилий. Демидова - это фамилия моего мужа. В девичестве я – Панкова. Я уже узнала о происхождениях девичьих фамилий мамы и бабушек. Хорошо, что отец мужа рассказал о фамилии Демидов. Оказывается, у предков мужа была когда-то очень известная дворянская фамилия. Я очень сожалею, что не запомнила её. Прапрадеда отца звали Демид. Поэтому детей его звали Демидовы дети, то есть дети Демида. Отсюда и произошла эта фамилия. Эту историю мои дочки уже знают.

А вот за происхождением моей девичей фамилией мне пришлось обратиться к интернету. И вот, что я узнала: Панков - возможно, потомки поляков, переселенных вглубь дореволюционной России во время войны с Польшей. Этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками. Так же не исключена связь с именами на Пан - Панкратий, Пантелеймон. (САЙТ- NEOLOVE. История происхождения фамилии. Тайна имени - женский журнал.)

Возможно и немецкое происхождение фамилии. В Германии, недалеко от Берлина, на территории бывшей ГДР есть город Pankow, который стоит на реке Panke, давшей ему имя. Возможно, предки обладателя этой фамилии происходили из этого города. В Германии в настоящий момент проживает около 500 человек носящих фамилию Pankow (Панков).

Одно из первых упоминаний фамилии в исторических документах относится к XVI веку. В «Ономастиконе» С. Б. Веселовского записан Панков Иван Афанасьевич, 1596 г., Орел. Пан, со временем получил фамилию Панков. Среди известных обладателей фамилии – российский критик, литературовед, доктор филологических наук Александр Викторович Панков (1947-1996), автор статей и рецензий о современной русской литературе.
Я помню, что моя бабуля в детстве называла нас «панкИ». На вопрос «почему», она говорила, что когда-то давно, в одну русскую деревню пришли «панкИ»- так называли поляков. Она предполагала, что предками деда были поляки. Откуда родом дедушка, я не знаю. Моя мама рассказывает, что их семья жила во многих селах и деревнях Татарстана, и дети рождены в разных деревнях. Поэтому, я не совсем уверенна в польском происхождении фамилии. Позже мне удалось найти в интернете следующие данные:

Биография отца моей мамы - деда Краснова - тоже не известна, потому что он приехал в Татарстан во время Великой Отечественной войны из Ташкента. Мама знает только, что его воспитывала бабушка. О родителях он или не знал, или утаивал. Оказывается, в 1920-х годах дети бывших дворян, «вставшие на сторону» большевиков, называли себя «Красновы» в честь Красной Армии. В интернете я нашла следующие факты: от прозвища (или ещё нецерковного мужского личного имени); кроме древнерусского значения «красивый» слово красной в вятских говорах имело значение «краснощекий» и «беспечный».

Также в моей родословной присутствуют фамилии: Козиновы, Чижёнковы, Горшуновы. Если учесть, каким образом на Руси давались фамилии, я могу сделать выводы, что большинство моих предков – выходцы из крестьян, которые занимались такими ремеслами, как: гончарное дело, рыболовство, ловля птиц, были хорошими певцами и танцорами, изготовителями или продавцами чулок. Хотя необязательно, ведь как пишут на некоторых сайтах о происхождении фамилий: «Эти сведения являются предположительными».



Беременность и роды