Известные произведения искусства, посвященные детям . Знаменитые произведения искусства, тайны которых до сих пор не разгаданы


На создание шедевров иногда уходят месяцы и годы. Художники вкладывают в свои проекты знания, творческие идеи и эмоции.
Оконченные полотна наполнены смыслом и, следовательно, субъективной важностью, ценность которой невозможно измерить, как минимум, до тех пор, пока они не будут проданы с аукциона по наивысшей ставке.
Работы, о которых мы поговорим сегодня, стоили немало денег, несли в себе огромное значение для искусствоведов и почитателей, однако, к несчастью, были повреждены из-за беспечного отношения или невнимательности, вандализма или банального отсутствия надлежащих условий хранения.
Если бы создатели этих предметов искусства были живы, они бы, безусловно, пришли в ужас.

1. «Пьета» (1498-99) Микеланджело
(Michelangelo - Pieta)

Мраморная скульптура, изображающая скорбящую Деву Марию с телом снятого с креста Иисуса Христа, является главной достопримечательностью собора св. Петра в Ватикане и одним из самых почитаемых произведений искусства для религиозных людей и просто для тех, кто любит и ценит классическую скульптуру. За всю 500-летнюю историю «Пьеты» наиболее значительный ущерб скульптуре был причинен в 1972 году, когда на статую напал геолог с молотком и криками «Я Иисус Христос!». Многие из осколков статуи, в том числе и кусок носа Марии, были подобраны очевидцами происшествия, но впоследствии не были возвращены в собор. В ходе длительной реставрации лицо богоматери удалось восстановить с помощью материала, взятого из других участков статуи. После реставрации «Пьета» Микеланджело Буанаротти была помещена под пуленепробиваемое стекло.


2. «Ночной дозор» (1642) Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Night Watch)

К сожалению, со временем «Ночному дозору» самому понадобилась охрана. Когда полотно выставлялось в государственном Национальном музее в Амстердаме, на него было совершено несколько покушений. В 1911 году безработный корабельный кок безуспешно пытался порезать картину ножом. В 1975 году школьный учитель оказался более успешен, разрезав полотно зигзагообразными линиями (впоследствии было установлено, что этот человек страдал умственным расстройством, а сам он вскоре покончил собой). И, хотя, картина была восстановлена, следы вандализма все еще можно обнаружить. В 1990 году один из посетителей брызнул на картину кислотой, но охранники быстро среагировали, и полотно спасли от гибели.


3. «Даная» (1636), Рембрандта ван Рейна
(Rembrandt van Rijn - Danae)

Одно из любимых полотен Рембрандта изображает героев греческой мифологии: мать Персея, Данаю, которая встречает Зевса, его отца. Полотно размерами 2,4х3 метра пострадало в 1985 году, когда сумасшедший посетитель Эрмитажа в Санкт-Петербурге (там картина хранилась с XVIII века), размахивая ножом, попытался разрезать нижнюю часть живота Данаи и бедро. Однако весь драматизм ситуации в том, что после он открыл сосуд с серной кислотой и вылил ее на картину, вследствие чего оригинальная краска начала пузыриться и сошла с холста. Понадобилось двенадцать долгих лет, чтобы восстановить картину и, к счастью, сейчас она снова выставляется.


4. «Венера с зеркалом» (1647-51) Диего Веласкеса
(Diego Velazquez - Rokeby Venus)

Веласкес был мастером в реалистичном изображении людей – это очевидно при взгляде на «Венеру с зеркалом», на которой богиня Венера возлежит на постели в соблазнительной позе, глядя в зеркало, которое держит ее сын, Купидон. В 1914 году Венера была буквально разрезана на кусочки военной суфражисткой Мэри Ричардсон (стала в дальнейшем главой женского подразделения Британского союза фашистов) после ареста ее соратницы, Эммелин Панкхруст. Женщина вошла в лондонскую Национальную галерею, невзирая на предупреждения о возможном нападении, и нанесла семь разрезов почти через всю спину Венеры. Ричардсон получила за свое злодеяние шестимесячный тюремный срок.


5. «Св. Анна с Марией и младенцем Христом» (1499-1500) Леонардо да Винчи
(Leonardo da Vinci - The Virgin and Child with St Anne and St John the Baptist)

Черно-белый эскиз углем и мелом, написанный да Винчи 500 лет назад, также находится в лондонской Национальной галерее. В 1987 году он оценивался в 35 миллионов долларов. Тогда мужчина попытался выстрелить в картину из обреза, намереваясь продемонстрировать свое неудовольствие «политическими, социальными и экономическими условиями в Британии». Выстрел повредил защитное стекло и стал причиной появления 6-дюймовой дыры в одеянии Богоматери. Многочисленные осколки стекла и кусочки бумаги были удалены в процессе реставрации, которая, как, впрочем, почти всегда бывает в таких случаях, так и не смогла вернуть произведению первоначальный вид.

6. «Актёр», (1904) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - The Actor)

Попытайтесь вспомнить о каком-либо несчастном случае из вашей жизни, который стоил вам много денег. Припоминаете? А теперь сравните свой урон с убытками, который понес музей Метрополитен в 2010 году, когда одна из посетительниц случайно упала на картину Пикассо стоимостью в 130 млн. долларов. В результате инцидента на полотне размером 1,8х2,4 метра образовался разрыв длиной в 15 см. В виду того, что это был несчастный случай, виновница инцидента наказана не была.

7. «Сон» (1923) Пабло Пикассо
(Pablo Picasso - Le Reve)

За четыре года до инцидента, произошедшего с картиной «Актёр», аналогичная участь постигла работу Пикассо «Сон», на которой была изображена любовница художника Мария-Тереза Уолтер. На тот момент картина находилась в частной коллекции владельца одного из американских казино Стива Уинна, который планировал продать «Сон» менеджеру хедж-фонда Стивену Коэну. Однако, этому не суждено было случиться. Демонстрируя картину гостям, Уинн, страдающий нарушением зрения, случайно оступился и упал на полотно, прорвав в нем 5-сантиметровую дыру, после чего решил не продавать картину. Реставрация «Сна» обошлась миллиардеру в 90,000 долларов.

8. «Фонтан» (1917), Марсель Дюшан
(Marcel Duchamp - Fountain)

Этому одаренному мастеру удавалось вкладывать внутренний смысл практически в любой объект. Моделью для «Фонтана» Дюшана выступил белый писсуар Bedfordshire, который он приобрел в 1917 году в Нью-Йорке. Первоначально велись споры о том, принадлежит ли работа к произведениям искусства, поскольку она была заявлена создателем на выставку Общества независимых художников, которая, в свою очередь, отказалась демонстрировать этот экспонат. Однако в 2006 году он уже был оценен в 3,6 млн. долларов. В том же году, работа пострадала от рук 76-летнего художника, который решил разнести ее молотком, но только отбил края. Тринадцатью годами ранее, когда экспонат выставлялся в Ниме (Франция), этот же человек помочился в него прямо на выставке. До сегодняшнего дня работа неизменно привлекает к себе интерес.

9. «Портлендская ваза» (30-20 годы до н.э) работы неизвестного мастера

Этот изысканный сосуд из стекла и камеи с изображением фигур богов и смертных был обнаружен недалеко от Рима в XVI веке, после чего в 1810 году ваза была передана на сохранение в Британский музей. Трудно поверить, что столь хрупкий предмет мог оставаться целым и невредимым в течении стольких столетий, но, тем не менее, это так. Портлендская ваза пережила другие сосуды эллинистической эпохи на 1865-1875 лет и оставалась бы невредимой и далее, если бы не печальное происшествие в 1845 году, когда сосуд был разбит вдребезги пьяным посетителем музея. Некоторые фрагменты вазы были утеряны и найдены лишь несколько лет спустя, после чего сосуд разбирался и склеивался несколько раз. Последние реставрационные работы проводились в 1988 и 1989 году, благодаря чему удалось вернуть Портлендской вазе почти первоначальный вид.

10. «Русалочка» (1913) Эдварда Эриксена
(Edvard Eriksen - The Little Mermaid)

В виду того, что статуя «Русалочка» является одной из главных достопримечательностей Копенгагена, она неоднократно и по разным причинам (чаще всего политическим) страдала от рук вандалов. В 1964 году голова статуи была спилена и украдена, после чего была изготовлена и установлена новая голова, вновь украденная спустя какое-то время. В течение последующих лет «Русалочку» лишали правой руки, подрывали динамитом и покрывали красками всевозможных цветов и оттенков. Пожалуй, «Русалочку» Эдварда Эриксена, можно назвать самым «многострадальным» произведением искусства в мире.

Данте Габриэль Россетти. «Жанна д’Арк». 1882 г. Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания

Жанна д’Арк

История Жанны д’Арк, простой крестьянки, которая взяла в руки оружие и ведомая голосами святых отправилась спасать родину в Столетней войне, зачаровывала прерафаэлитов. Впрочем, о ее подвигах и трагической смерти знают все. Любопытно другое – для этой картины позировала Джейн Моррис, дочь конюха. Россетти вместе с другом, художником Берн-Джонсом, случайно встретил ее в театре и, восхитившись красотой девушки, пригласил в натурщицы. Джейн позже вышла замуж за художника Уильяма Морриса, выучила итальянский и французский, овладела фортепиано, стала писать неплохие стихи и переводить. Благодаря этому преображению она считается одним из прототипов Элизы Дулиттл из пьесы Шоу «Пигмалион». На картине Жанна д’Арк изображена будто целующей меч – символ освобождения страны. Ее роскошные рыжие волосы распущены – Россетти с удовольствием писал кудри Джейн Моррис, которая, несмотря на то, что была женой его друга, стала и его любовницей.

Леон Бакст. Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету А.С. Аренского «Клеопатра». 1909 г. Коллекция Н.Д. Лобанова-Ростовского, Лондон

Клеопатра

Египетская царица Клеопатра VII прославилась умом и обаянием, благодаря которым покорила сердца таких врагов своей страны, как великие полководцы Марк Антоний и Юлий Цезарь. Судя по сохранившимся скульптурам и монетам, красавицей Клеопатра не была – однако в искусстве эту женщину принято изображать неотразимой. По легенде, царица иногда дозволяла мужчине стать на одну ночь своим любовником – но лишь с тем условием, что наутро он будет казнен. Мы знаем этот сюжет по «Египетским ночам» Пушкина, но той же истории посвящена новелла Теофиля Готье «Ночь Клеопатры». Именно эта новелла стала основой балета, музыку к которому в 1900 году сочинил композитор Антон Аренский. Премьера балета состоялась в 1908-м на «Русских сезонах» Дягилева. Партию Клеопатры танцевала Ида Рубинштейн. Успех был ошеломляющий – во многом благодаря великолепным костюмам и декорациям работы Леона Бакста. Один из сохранившихся рисунков – эскиз наряда царицы для ведущей актрисы. Тут, конечно, больше не от истинной Клеопатры, а от Иды Рубинштейн. Балерина хотя и не считалась гениальной танцовщицей, однако благодаря характеру и темпераменту вошла в историю искусства (в том числе русской живописи – вспомним ее портрет кисти Серова), получала прекрасные роли, стала звездой. В эмиграции не пропала, собрала свою труппу.

Джорджоне. «Юдифь». Около 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Юдифь

История храброй еврейки, вдовы Юдифи, известна из Ветхого Завета. Когда ассирийцы взяли в осаду ее родной город, Юдифь нарядилась в богатые одежды и, выдав себя за предательницу-пророчицу, отправилась во вражеский лагерь. Она пообещала ассирийцам показать путь в крепость и так понравилась полководцу Олоферну, что тот пригласил ее на ужин и попытался соблазнить. Однако Юдифь напоила его вином, а когда Олоферн заснул, отрубила ему голову и с триумфом возвратилась в родной город. Смятенные враги свернули осаду. Сюжет гибели Олоферна стал одним из самых популярных в эпоху барокко, однако в то время живописцы смаковали сцену насилия, изображая непосредственное убийство и потоки крови. Картина кисти Джорджоне написана раньше, в эпоху Высокого Возрождения, когда идеалом были спокойствие и гармония. Именно этими чувствами наполнено полотно. Юдифь на нем напоминает не яростную мстительницу и патриотку, а безмятежную античную богиню. С первого взгляда отрубленную голову Олоферна, которую она попирает ногой, можно и не заметить.

Паоло Веронезе. «Видение святой Елены». Около 1580 г. Пинакотека Ватикана

Святая Елена

Елена, чье полное имя звучит как Флавия Юлия Елена Августа, – одна из самых выдающихся женщин Византийской империи. Собственно, эту империю создал ее сын Константин Великий. Кроме того, Елена – в числе шести женщин, которые почитаются в лике равноапостольных, то есть наравне с апостолами. Такую великую судьбу ничто не предвещало: Елена родилась в простой семье и, судя по всему, работала служанкой в трактире отца. Там с ней и познакомился полководец Констанций I Хлор, будущий римский император, которому она родила сына Константина. Однако Констанций бросил Елену, чтобы жениться на дочери своего соправителя. Елена дождалась реванша, когда императором стал ее сын, – он провозгласил мать «августой» (царицей). Как и Константин, сделавший христианство государственной религией империи, Елена приняла эту веру. Согласно житию, однажды во сне ей было видение – царице повелевалось отправиться в Святую Землю и найти крест, на котором распяли Христа. Веронезе как раз изобразил этот сон. Елена действительно отправилась в Иерусалим и произвела раскопки на Голгофе. Найденные ею четыре века спустя после казни реликвии (крест, гвозди и табличка INRI) почитаются христианами как подлинные.

Неизвестный художник. Портрет Елизаветы I (Armada portrait). 1590-е, Королевские музеи Гринвича, Великобритания

Елизавета Тюдор

Английская королева Елизавета I вошла в историю как одна из самых великих женщин-правительниц. Она смогла удержаться на троне, несмотря на сомнительность своего права на наследование, многочисленные католические заговоры и войны. И все это без крепкого мужского плеча: королева громогласно объявила себя «Девственницей» и решительно отказалась выходить замуж. Среди ключевых событий ее царствования – разгром испанской флотилии, Непобедимой армады, которая направлялась к берегам Англии в 1588 году. Более ста испанских кораблей две недели бились в проливе Ла-Манш с английскими и голландскими судами. Аллегорический портрет Елизаветы, называемый «Armada portrait», посвящен именно этой победе. Картина полна множества деталей, которые любопытно разглядывать. В окнах на заднем плане видны два морских эпизода битвы. Один изображает английские корабли, только готовящиеся к бою, другой запечатлел, как испанские суда терпят кораблекрушение у ирландских берегов. Рука королевы опирается на глобус, причем ее пальцы «покрывают» Америку, что символизирует владычество Англии над Новым Светом. Платье вышито символами солнца, то есть власти, а многочисленные жемчужные ожерелья обозначают луну, то есть девственность королевы. Подлокотник в виде морской сирены – еще одно напоминание о гибели вражеских кораблей.

Джон Уильям Уотерхаус. «Circe Invidiosa». 1892 г. Художественная галерея Южной Австралии, Аделаида

Цирцея

Эта волшебница из древнегреческих мифов получила дар чародейства от отца – бога солнца Гелиоса. Колдунья Медея приходилась ей племянницей – и обе они были колхидскими царевнами, то есть выросли на побережье современной Грузии. В юности Цирцею выдали замуж за царя сарматов – народа, жившего на территории нынешнего Причерноморья, но вскоре она его отравила, захватила власть над страной и стала править самостоятельно. Когда Цирцею свергли, она бежала на край света и поселилась на собственном острове в Средиземном море. Всех мужчин, которые попадали на остров, Цирцея превращала в зверей – кого в свиней, а кого и во львов. Только хитроумный Одиссей сумел спастись от этой участи и покорить сердце волшебницы. Автор картины живописец Уотерхаус принадлежал к художественному кружку прерафаэлитов, которые восхищались сильными и загадочными женщинами, Прекрасными Дамами и Belle Dame sans Merci («безжалостными красавицами»). Одетая в изумрудное Цирцея на этом полотне и прекрасна, и безжалостна: она льет волшебное зелье в волны, где привыкла купаться красавица Сцилла – ее соперница в любви к морскому богу Главку. Заколдованная Сцилла превратится в чудовище (щупальца уже различимы в волнах) и поселится на скале напротив Харибды.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Софья Багдасарова

Вулканы считаются одними из самых впечатляющих и страшных природных явлений. Извержения некоторых из них, наиболее значительных, вдохновили многих деятелей искусства на создание великих произведений.

Полотно "Последний день Помпеи"

Наиболее известным произведением искусства о вулканах стала картина "Последний день Помпеи". Ее автором является Карл Брюллов. Написана она была в первой половине 19 века. Здесь художник запечатлел извержение одного из самых мощных итальянских вулканов - Везувия. Оно произошло летом 79 года н.э. Его последствием стало полное уничтожение трех близлежащих городов, которые оказались засыпаны сверху толстым слоем вулканического пепла и лавы.

Этими городами были:

  • Помпеи.
  • Геркуланум.
  • Стабии.

Самый крупный из них - Помпеи. Это был процветающий город, где жили, в основном, обеспеченные римляне. Там располагались летние имения знати и богачей.

Извержение Везувия было описано многими римскими историками. Они свидетельствуют, что из-за поднявшейся во время извержения пыли и огненного камнепада корабли не могли приблизиться к Помпеям. Поэтому жилели города просто не могли сбежать, и большинство из них погибло.

В 18 веке Помпеи были неожиданно обнаружены, начались археологические раскопки. Сегодня здесь расположен музей под открытым небом, имеющий уникальное значение. Многие предметы и дома здесь были погребены под слоем пепла в неизменном виде и дают четкое представление о жизни римлян в ту эпоху.

Прочие произведения искусства, посвященные вулканам

Помимо картины Брюллова извержениям вулканов посвящены следующие произведения искусства:

  • Стихотворение "Везувий зев открыл", автор - А.С. Пушкин.
  • Стихотворение "Вулканы", автор - Б. Ахмадулина.
  • Роман "Последний день Помпеи", автор - Эдвард Бульвер-Литтон.
  • Новелла "Аррия Марцелла", автор - Теофиль Готье.

Все они также описывают извержение Везувия и гибели города Помпеи. Прочие же подобные происшествия в искусстве практически не затрагиваются, возможно, потому, что не имели такого широкого масштаба и количества жертв.

Люди любят все ранжировать, составляя своеобразные «хит-парады» в самых неожиданных номинациях. Даже столь тонкая материя, как искусство, не избежала этой участи, хотя сравнивать художественные произведения очень трудно. Информационный канал Би-Би-Си произвел оценку различных живописных полотен, определив десяток самых выдающихся из них. Безусловно, этот рейтинг весьма спорен, и у читателя может возникнуть вопрос, а где, собственно, Суриков, Левитан, Репин или Шагал, к примеру. Увы, британцы не любят вспоминать о российских достижениях, в том числе и в области изобразительного искусства. Впрочем, такая предвзятость отнюдь не помешает нам восхищаться этими замечательными картинами. Итак:

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», (конец 1490-х годов)

Сюжет воспроизводит наиболее драматический момент Страстной недели, когда Иисус, ужиная со своими учениками, сообщает им, что вскоре один из них его предаст, а другой отречется от своих убеждений. Иуда, сидящий за столом четвертым слева, всей своей позой выказывает смущение, остальные апостолы выражают удивление и возмущение. Картина написана на стене монастырской трапезной и, к сожалению, претерпела множество повреждений, в результате которых утратила большую часть оригинального авторского письма.

Джованни Беллини, «Праздник Богов» (1514 г.)

Банкет - распространенная тема итальянской живописи XVI века, ему посвящены многие произведения эпохи Возрождения. К примеру, художник Андреа дель Сарто даже изобразил церковь, изготовленную из колбасы и сыра пармезан. В основном картина написана Беллини, но помогал ему молодой Тициан, бывший в то время его учеником. Этот шедевр выполнен в мифологическом жанре. Персонажами стали бог плодородия Приап, нимфы, Юпитер и другие божества, пьющие вино. Новшеством техники стал китайский сине-белый фарфор, недавно завезенный в Европу.

Паоло Веронезе, «Свадьба в Кане» (1563 г.)

Эта яркая и красочная сцена массового праздника висит в итальянском крыле Лувра прямо напротив Моны Лизы, что, к сожалению, способствует репутации одного из самых игнорируемых шедевров всего западного искусства. Свадьба, на которой Христос только что превратил воду в вино, была перенесена из Каны в современную автору Венецию. Нарядно одетые гости, кажется, заняты десертом, но, если присмотреться, можно заметить, что никто из них не ест. Это объясняется тем, что на картине изображены представители высшего класса, которые, в отличие от простолюдинов, считали не очень приличным интересоваться угощениями.

Диего Веласкес, «Триумф Вакха» (1628 г.)

Белокожий, увенчанный листьями плюща, бог вина сидит в веселой компании. Как и положено ему по статусу, он пьян. Рядом с ним загорелые работники в испанских коричневых плащах, выглядящие куда более трезвыми. Художник изобразил мифологическую сцену, довольно редкую в его творчестве. Веласкес отошел от традиционного образа вакхического веселья, на котором, как правило, присутствуют нимфы, и обратился к более натуралистическому стилю, характерному для жанровых сцен (бодегонес).

Питер Пауль Рубенс, «Праздник Ирода» (1635-38гг.)

Крышка блюда приподнимается, а под ней - глава Иоанна Крестителя. Великолепная мрачная живопись Рубенса показывает момент, когда Саломея, станцевав для своего отчима Ирода, получает в награду смерть святого. Человеческая голова подается на праздничный стол вместе с лобстером и дичью. Иродиада, мать Саломеи, тычет в язык Иоанна вилкой, в то время как ее муж охвачен ужасом.

Ян Стен, «Беспутный дом» (1663-64 гг.)

Если в эпоху Высокого Возрождения художники изображали богов или аристократов, то голландские живописцы XVII века обратились к бытовым сценам, иногда насыщенным морально-сатирическим смыслом. Видно, что эти гуляки грешат привычно и обыденно. Человек в черном пытается соблазнить служанку, а женщина на переднем плане так увлечена выпивкой, что не замечает Библию под ногами. Большой окорок, ставший, очевидно, центром этого праздника, забыт на полу, и на него уже заинтересованно поглядывает кошка.

Джон Мартин, «Праздник Валтасара», (1821 г.)

Джон Мартин был одним из самых странных английских художников XIX века. Его манере свойственны апокалиптические видения, но чрезмерная пафосность иногда переходит в откровенный китч. На этой картине он изображает сцену из Книги Даниила, в которой царь вавилонский получает плохое предзнаменование. Грандиозные колоннады до бесконечности, страшные молнии на небе и все такое прочее…

Эдуард Мане, «Завтрак на траве» (1862 г.)

Картины вошла в историю западного искусства, как отвергнутая парижским Салоном и самим Наполеоном III, в ней нарушены все правила перспективы и иконографии. Непонятно также, почему мужчины одеты в современное платье, женщина голая, и при этом люди не глядят друг на друга. Впрочем, возможно, Мане вообще писал не пикник, несмотря на фрукты и булочки, выкатившиеся из корзины на траву. Скорее всего, никакого намека на многозначительную философию, мораль или мифологию нет, художник просто изобразил какой-то факт из современной жизни.

Джеймс Энсор, «Банкет голодающих» (1915 г.)

Когда в начале Первой мировой войны немецкие войска заняли Бельгию, Энсор написал эту горькую пародию на «Тайную Вечерю». На столе убогий обед, состоящий из двух морковок и лука, по всему этому ползают насекомые. Стены украшены ужасными картинами, а люди бесчинствуют. Ужасы войны проявляются не только на полях сражений, но в быту, о чем и повествует это живописное произведение.

Джуди Чикаго, «Ужин» (1974-79 гг.)

Нужно было быть большим поклонником американского феминистского искусства, чтобы занести эту картину в список десятки лучших работ всех времен и народов. На ней изображена сервировка стола для трех десятков великих женщин, имена которых нашим соотечественникам ничего не говорят (за исключением, возможно, Вирджинии Вулф). В центре композиции не еда, а крышки. Чикаго завершила эту работу с помощью 400 добровольцев.

Н овгородский музей - заповедник имеет в свои фондах более 150 произведений древнерусского искусства, посвященных Деве Марии. Взглянем на 5 самых любопытных «Богородиц» .

Раненая Богородица

Эта фреска с фрагментом лика - одно из древнейших русских изображений Богоматери, созданное около 1130 года. Редкий экспонат выставляется впервые, ведь фреска была обнаружена совсем недавно - в ходе археологических раскопок 2014 года.

Любопытно, но раскопки производились не в чистом поле и не на развалинах, а в прекрасно сохранившемся до наших дней здании - Георгиевском соборе Юрьева монастыря . Фрагмент был найден в алтарной части храма (жертвеннике). Дело в том, что в 1830-е годы древние росписи XII века по приказу архимандрита Фотия были сбиты со стен, и их крошево было варварски использовано для подсыпки пола. То, что уцелели эти печальные глаза, - настоящее чудо.

Проданная Богородица

Одно из удивительных сокровищ Новгородского музея-заповедника - комплекс из двусторонних «таблеток». Эти небольшие иконы-святцы на тонких дощечках, которые клали на аналой в дни праздников, были написаны в конце XV века. Веками они хранились в Софийском соборе, но после революции ансамбль был разделен и частично продан за границу. В новгородском музее оказалось только 18 «таблеток».

Поскольку иконы представляли собой церковный календарь, великий искусствовед Виктор Лазарев в 1970-е годы определил, что некоторых праздников не хватает, то есть икон должно быть больше. Восемь табличек нашлись в Третьяковской галерее , парочка в коллекции художника Корина, одна в Русском музее . Но самое интересное открытие было совершено в Лондоне: антиквар Ричард Темпл прислал Лазареву фотографию двусторонней иконы из свой коллекции - с «Троицей» и «Богоматерью Одигитрией» на обороте. Она точно подошла по размерам и по стилю к остальным. А в 1987 году Бланшетт Рокфеллер, вдова Джона Д. Рокфеллера III, выкупила у Темпла эту икону и передала ее в Новгородский музей.

Посмотреть и послушать видеоэкскурсию по залам иконописи XV–XVI веков Новгородского музея-заповедника

Неуязвимая для стрел Богородица

Чтобы разглядеть Богоматерь на этой большой иконе, надо приложить некоторые усилия, однако на самом деле она ее главная героиня. В сюжете «Чудо от иконы «Богоматерь Знамение» (Битва новгородцев с суздальцами)» она изображена дважды - в верхнем и среднем регистре.

Мы видим, как небольшая квадратная икона «Богоматерь Знамение», где Дева Мария изображена с распахнутыми в защитном жесте руками, поднята над стенами и толпой, как хоругвь. Она спасает Новгород от войск суздальского князя Мстислава Андреевича. Это чудо случилось в 1170 году.

Изображенная тут икона «Богоматерь Знамение» XII века ныне хранится в Софийском соборе (на выставку она не приехала). А эта большая повествовательная икона, написанная в 1460 году, полна множества деталей, исторических персонажей и исчезнувших зданий.

Шелковая Богородица

Упомянутая выше чудотворная икона «Богоматерь Знамение» XII века отсутствует на выставке, так как в 1991 году она была возвращена Православной церкви. Долгие века для новгородцев она была эмблемой города, его оберегом, палладиумом. Икона сначала хранилась в церкви Спаса Преображения на Ильине улице , а затем в соборе Знаменского монастыря. Разумеется, святыня была богато украшена: ее покрывал позолоченный серебряный оклад, а к нижнему краю подвешивалась вышитая пелена.

Именно эту пелену XVII века можно увидеть на выставке. Она полностью повторяет размер чудотворной иконы. На холсте и шелковой ткани с помощью золотных и серебряных нитей тщательно воспроизведено и изображение святыни. Можно разглядеть святых на полях и прочитать их имена - а на оригинальной древней иконе эти части так истерты, что красочного слоя почти не осталось.

Богородица с подробной биографией

О большинстве древнерусских икон известно мало - до нас обычно не доходит ни имя автора, ни дата создания, ни обстоятельства заказа. Но чем ближе к Новому времени, тем больше эта ситуация меняется. Например, благодаря подробной надписи по нижнему краю многое ясно об этой иконе Иверской Богоматери.

Хотя по стилю она напоминает XVII век, оказывается, на самом деле икона была создана намного позже - в 1827 году. Писал ее «вышневолоцкий мещанин» Игнатий Еремеевич Чистяков. Созданная им икона - это список образа, заказанного знаменитым патриархом Никоном для основанного им Иверского Валдайского монастыря . Та икона действительно XVII века, она была написана в 1655 году. Однако увидеть ее невозможно: при закрытии монастыря в 1927 году она была утрачена.

А патриарх Никон, в свою очередь, шел по стопам царя Алексея Михайловича, который семью годами ранее, в 1648 году, заказал для Успенского собора Московского Кремля точный список самой первой Иверской иконы из Иверского монастыря на Афоне. Царский образ сохранился, ныне он в Смоленском соборе



Пособия и алименты