Почему у тувинцев ножи с правой стороны. Тыва

Территория республики Тыва расположена на высокогорном плато между отрогами Саянских гор. Сюда ведут только две автомобильные дороги из России и одна из Монголии. Такая труднодоступность позволила тувинцам сохранить не только первозданную природу, но и свою национальную самобытность.

Хан и солёный чай

Тувинская кухня шокирует каждого, кто в первый раз приобщается к кулинарным традициям этого народа. Самое распространённое угощение для гостей – это хан, блюдо из целого барана, после приготовления которого от животного остаются только шкура, рога и копыта.

Тувинцы с большим уважением относятся к животным. Они считают, что хан получится только из барана, который не боялся смерти. Если животное испытывает страх, это портит вкус его крови. Поэтому перед убиением барана вводят в транс: кладут его на спину, копытами вверх. Кровь – важная составляющая хана, и она не должна вытекать из тела. Для этого животное убивают молниеносно, в одну секунду перерезая ему трахею.

При разделке туши в отдельную ёмкость собирают всю кровь для приготовления кровяной колбасы. Затем тщательно промываются кишки – череме, наполняются кровью и варятся на костре в большом казане. После варят мясо. Примечательно, что в насыщенный бульон не добавляют никаких специй, кроме лука и соли.

Удивительный напиток – тувинский хан-чай. Собственно чая там немного: в большой казан с кипящим молоком добавляют пару горстей чёрного или зелёного чая. А вот вместо сахара кладут соль и иногда добавляют топлёное масло. Тувинцы говорят, что такой напиток освежает в жару.

Горловое пение

На весь мир знаменито тувинское горловое пение – хоомей. Звуки извлекаются не при помощи голосовых связок, а благодаря сокращению диафрагмы. Профессиональные хоомейджи редко живут долго: из-за постоянного дрожания внутренних органов они быстро изнашиваются.

Только несколько лет назад исполнение песен в национальной манере в Тыве было признано профессией, и теперь тувинские хоомейджи получают государственную пенсию.

Человеческое ухо не в состоянии услышать весь диапазон звуков, издаваемых мастерами горлового пения. Однако ультразвук слышат некоторые животные, также они могут воздействовать на подсознание человека.

Самым первым известным хоомейджи считается Соловей-разбойник – тот самый монгольский воин, от свиста которого замертво падали лошади.

Буддийский календарь

Тувинцы живут по тибетскому лунному календарю. Новый год – Шагаа – у них празднуется обычно в феврале. Каждый житель республики отлично ориентируется в тибетском гороскопе и очень серьёзно к нему относится.

От того, родился человек в год Крысы или Собаки, зависит вся его жизнь. Также этот фактор учитывается в бытовых вопросах. Например, разливать спиртные напитки могут лишь те, кто родился в год Лошади, тогда застолье пройдет мирно.

При выборе даты для крупных событий и торжеств тувинцы обязательно советуются с ламами. Буддийские монахи подскажут лучшее время для свадьбы или дальней поездки.

Шаманизм и анимализм

Официальная религия – буддизм – в тувинском сознании прекрасно сочетается с шаманизмом, который в республике весьма развит. Причем в отличие от других «шаманских» регионов здесь нет артистов, пляшущих с бубном на потеху публике.

Шаман – очень важный человек в Тыве. К нему ходят, если нужно поправить здоровье, найти потерянную вещь, узнать прошлое и будущее, пообщаться с умершими родственниками и даже заказать погоду на определённый день.

У каждого тувинского рода есть свой звериный покровитель – волк или ястреб, змея или лиса. Вообще, тувинцы близко общаются с миром дикой природы. Некоторые чабаны даже умудряются приручать снежных барсов. А обитатели отдалённых пастбищ «договариваются» с местными волчьими стаями, чтобы те не нападали на их скот.

Детские скачки

По преданию, мать Чингисхана была тувинкой, да и могилу его до сих пор ищут где-то здесь, в Саянах. Тувинцы свято чтят это историческое родство. С малолетства тувинские мальчишки воспитываются как мощные борцы, поэтому монголы называют Тыву «землей богатырей». Одно из подтверждений тому – двукратный чемпион мира по борьбе сумо тувинец Аяс Монгуш. А национальная борьба – хуреш – очень популярна среди тувинских пацанов.

Еще одна страсть тувинцев – лошади. Каждый год в Туве проводятся скачки, в которых может принять участие любой желающий. Этот вид спорта настолько популярен, что победителям достаются действительно дорогие призы, например, автомобили.

Но самое удивительное – это жокеи. Средний возраст всадников – три-четыре года. Ведь чем легче наездник, тем быстрее скачет конь.

Место в раю за пятерых

В Туве немало странных обычаев. Например, девушки выходят замуж только в «нечетном» возрасте – 17, 19, 21 год. При этом если она забеременеет вне брака – это не порицается.

Тувинцы очень любят детей и стремятся к многодетности. Считается, что если женщина родила пятерых, ей автоматически достается место в раю. Это правило распространяется и на приёмных детей, поэтому в Тыве беспризорников вообще нет.

Интересны и похоронные традиции. Только в XX веке в Тыве появились обычные кладбища. Ранее покойных в землю не закапывали, а оставляли в степи, соорудив над телом каменный курган. Покойников принято провожать аплодисментами, чтобы отогнать злых духов.

Если ребенок, играя, хлопал в ладоши, то его руки разводили в стороны, плевали три раза на ладони и сажей чертили крестики (в ладоши хлопают при плохих вестях). Поэтому хлопанье в ладоши, а тем более бурные рукоплескания для выражения восторга совершенно чужды тувинцам.

В СОСТАВЕ СОЮЗА

В 1961 году статус Тувы повысили до АССР. Должность «товарища Токи» несколько раз меняла название, но сам он продолжал оставаться вождем всех тувинцев до самой смерти в 1973 году, хотя после осуждения культа личности Сталина сильно поумерил диктаторские замашки. Его супруга в 1944-61 годах была зампредом Тувинского облисполкома, а затем стала заместителем председателя совмина АССР. На этой должности она проработала до своего ухода на пенсию в 1979 году. Как говорится, «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».


Карта Тувинской АССР

В этот период в Туве построили ряд важных предприятий — аэропорт Кызыла (1946 г.), Кызыльскую ТЭЦ (1958 г.), завод «Тываасбест» (1963 г.) Столица региона, несмотря на удаленность, в ту пору стала важным культурным центром Сибири.

Любопытный факт — окончательная демаркация границы с Монголией произошла лишь в 1958 году. Советская власть уступила Улан-Батору 2 тысячи квадратных километров тувинской земли. Надо, правда, отметить, что наш южный сосед претендовал аж на 16 тысяч.

В 1959 году в Туве, как и во всем СССР, прошла первая после войны перепись населения. Из 172 тысяч человек тувинцы составили 57%, а русские — 40,1%. В последующие десятилетия их доля будет медленно падать, чтобы к концу 80-х войти в вертикальное пике. На излете Перестройки среди величественных Саянских гор открылись врата в ад.

РУССКАЯ КАТАСТРОФА


Первые звонки, на первый взгляд невинные, прозвучали еще в начале 80-х, когда в местной прессе стали появляться призывы возродить утраченные традиции, в том числе религиозные. В их разрушении обвиняли советскую власть (в общем-то, справедливо). Постепенно ненависть перекинулась на русских (которые пострадали от большевиков явно не меньше).

В 1988-м в АССР начался стремительный рост криминала. По сравнению с прошлым годом общее число преступлений в республике подскочило вчетверо. Количество убийств в Кызыле увеличилось на 33%, краж — на 94%. Наблюдатели отмечают, что особенно участились случаи жестокого и немотивированного насилия.

Связывать происходящее с национальным вопросом власти стали не сразу, так что началом массовых притеснений русских в Туве принято считать 1989 год. По крайней мере, именно тогда стали появляться сообщения о волне преступлений против русских.

Вот что написал в своей статье «Лучше строить мосты» первый секретарь обкома комсомола Тувы Владимир Кочергин:

«Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими (…) Мы должны признать, что ребята, приезжающие в город из сельской местности, недостаточно культурны» (На селе проживали в основном тувинцы, русские сосредоточились в городах и ПГТ).

Врач А. Канунников пишет в редакцию «Тувинской правды» (не та, которая «Шын»):

«…в последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи (…) Я прожил в Туве 33 года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма. (…) Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди… От всего этого становится не по себе».

По словам еще одного врача, В. Верещагина, почти треть пациентов, поступавших на операционный стол к нему и к его коллегам, были жертвами преступлений.

В октябре 1989 года возник Народный фронт Тувы (НФТ). Он выступал за национальное и культурное возрождение тувинцев и самостоятельность республики. Организация пользовалась большой поддержкой, что позволило ее лидеру, старшему научному сотруднику Тувинского НИИ языка, литературы и истории Каадыр-Оол Бичелдею избраться в народные депутаты РСФСР. Правда, просуществовал НФТ недолго — всего несколько месяцев.

В 1990 году конфликт набирал обороты. В ПГТ Хову-Аксы, где находился крупный завод «Тувакобальт», весной начались погромы и массовые драки. В результате к августу из поселка выехало 1,6 тысячи русских — более четверти всего населения. По мнению большинства из них, тувинцы прибегли к насилию, поскольку не могли на равных конкурировать с русскими за рабочие места на комбинате. Который, кстати, закрылся всего год спустя и до сих пор лежит в руинах.

В том же году столкновения произошли во многих населенных пунктах. В селе Элегест полтора десятка русских домов закидали камнями и коктейлями Молотова. После этого деревню покинули практически все наши соотечественники за исключением нескольких человек. Тогда же выросло число нападений на автотранспорт, в том числе междугородние автобусы и грузовики, возившие в Туву товары с «большой земли». Преступления нередко совершались с применением оружия.

21 июня на берегу высокогорного озера Сут-Холь на западе региона были убиты трое русских рыбаков, в том числе 14-летний подросток. Преступниками оказались двое (по другим данным, четверо) тувинцев. Их соплеменники уверяли, что причиной трагедии стал бытовой конфликт, а русские считали, что убийство произошло именно на национальной почве. Второе вероятнее — по некоторым данным, до преступления убийц и жертв ничего не связывало.

Случившееся всколыхнуло русское население Тувы. В конце июня в центре Кызыла прошел митинг, в котором приняли участие около 2 тысяч человек. Гробы с телами погибших вынесли на главную площадь. Вышедшего к участникам акции представителя МВД собравшиеся предсказуемо послали куда подальше.

К сожалению, в этой ситуации этнически русские чиновники АССР, включая и главного местного КГБиста, повели себя как… советские. То есть попросту унесли ноги, едва почуяв, что в местном чистом воздухе явственно запахло кровью и гарью. Их места, разумеется, немедленно заняли тувинцы.

В 1991 году из осколков вышеупомянутого НФТ возник более боевитый Народный фронт «Хостуг Тыва», он же «Свободная Тува», он же НФХТ. Новый фронт собрал под своим крылом такие разношерстные организации, как Союз работников культуры, Союз буддистов, Общество бывших заключенных, Общество бездомных (реквизировало оставленные русскими квартиры в пользу тувинцев), Ассоциация молодых предпринимателей, свободные профсоюзы и другие организации.

Насилие и хаос сопровождались законодательной вакханалией. 12 декабря 1990 года Верховный Совет АССР принял декларацию о государственном суверенитете Тувы. Вот избранные моменты:

«Советская Республика Тува — суверенное государство, субъект Союза ССР и РСФСР в составе РСФСР и СССР.

Обладателем суверенитета и государственной власти является многонациональный народ Советской Республики Тува. (Прим. авт.: чиновники советской закалки все еще пытаются мямлить что-то про „межнациональную дружбу“, которую местные ребята с нравами попроще уже года три задорно сажают на нож).

Советская Республика Тува обладает всей полнотой государственной власти на своей территории, за исключением тех полномочий, которые добровольно передаются ею в ведение РСФСР и Союза ССР, принимает Конституцию и законы Советской Республики Тува и провозглашает их верховенство на своей территории.

Законы РСФСР и Союза ССР, принятые в соответствии с полномочиями, переданными Советской Республикой Тува в ведение РСФСР и Союза ССР, имеют высшую юридическую силу на территории Советской Республики Тува.

Советская Республика Тува признает гражданство СССР и РСФСР. Оказывает покровительство своим гражданам, находящимся за пределами республики, защищает их права и интересы и устанавливает на своей территории гражданство Советской Республики Тува.

Советская Республика Тува вступает в прямые экономические, культурные и иные отношения с другими республиками в составе РСФСР и Союза ССР, с иностранными государствами, организациями и фирмами, образует собственный финансовый и валютный фонды.

Советская Республика Тува подтверждает свое право на самоопределение, реализуемое на основе всенародного референдума населения республики.

Советская Республика Тува имеет свой флаг, герб и гимн».

24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР повысил статус региона до ССР. 18 декабря того же года за считаные дни до окончательного распада Союза был принят закон «О президенте Республики Тува», который одновременно являлся главой правительства. Согласно документу, президент «…представляет Республику Тува в отношениях с Российской Федерацией, в межреспубликанских и международных отношениях». Занять эту должность мог «гражданин республики Тува» в возрасте от 35 до 60 лет. Срок полномочий составлял 5 лет. При этом, в отличие от Конституции СССР и в точности как в РФ, глава республики не мог занимать свой пост более двух сроков подряд.

ХАОС КАК ЛЕСТНИЦА


15 марта 1992 года президентом Тувы стал Шериг-оол Ооржак, до этого глава Совмина республики. В 93-м местный Верховный Совет принял Конституцию, по которой регион стал называться Республика Тыва. С одной стороны, этот документ признавал Туву частью России, с другой — позволял ее руководству самостоятельно решать вопросы войны и мира, устанавливал республиканское гражданство. Предусматривалось и право на самоопределение. Оно появилось в законе во многом благодаря усилиям Народного фронта «Хостуг Тыва», а также НПСТ — Народной партии суверенной Тувы, чуть менее радикального крыла НФХТ, отколовшегося в начале 1993 года. Тогда же прошли выборы в Верховный Хурал (парламент) республики.

Параллельно в регионе продолжалась незаметная для Москвы трагедия русского населения. Многочисленные кровавые столкновения, спровоцированные «Хостуг Тыва», в 1992-93 годах вынудили еще 20 тысяч русских покинуть республику. Оставшиеся не могли чувствовать себя в безопасности.

На границе с Монголией тем временем происходили столкновения со стрельбой и захватами заложников — тувинцы не забыли, как из-за щедрого жеста советского руководства в далеком 1958-м заметный кусок их территории достался южным «братушкам».

С 1994 года конфликт перешел в вялотекущую фазу. Участники тех событий говорят, что тувинское большинство либо увольняло русских, либо банкротило предприятия. Все это подрывало и без того не слишком развитую экономику республики.

После того как пожар сменился гниением, постепенно начала сходить на нет деятельность «Хостуг Тыва» и НПСТ. Обе организации самораспустились к концу 90-х.

1994 год запомнился первым и единственным визитом Бориса Ельцина в республику. Судя по фотографиям и воспоминаниям очевидцев, президент сосредоточился на изучении местных обычаев — облачался в традиционный тувинский костюм, бил в барабаны, пробовал местный молочный самогон под названием арака. Напиток пошел хорошо, и выступая на главной площади Кызыла гарант Конституции чуть не свалился со ступенек на глазах у толпы.

Во время этого визита президент Тувы Шериг-оол Ооржак сумел выпросить у Ельцина деньги на модернизацию местного аэропорта до уровня международного (их немедленно разворовали, оттуда до сих пор ничего не летает даже в Москву, а уж тем более — за границу), овчинно-шубную фабрику (построили, но затем она обанкротилась), самолет Як-42 (несколько лет использовался республикой для пассажирских перевозок) и музей (данных нет). Обсуждали ли политики дружбу народов? Возможно. Но на этот вопрос лучше всего ответит местный оппозиционер и экс-министр республиканского правительства Игорь Бадра. Его интервью я нашел в блоге Милены Котляр на «Открытой России»:

Он (Ооржак — прим. авт.) меня не раз убеждал, что наше основное задание — выход из России, — рассказывает Бадра. — Ооржак мне говорил: «Чтобы защититься от агрессивных действий России, мы должны быть хитрыми и коварными, как наши предки во времена оккупации Тывы китайцами. Мы введем в „русскоязычные“ населенные пункты неуправляемых молодчиков. Россияне сразу побегут из Тывы. А я буду делать вид перед Москвой, которая едва сдерживает своих тывинцев. Там поверят и даже дадут больше дотаций».

Шли годы. Республика влачила нищенское существование за счет вышеупомянутых дотаций, доходов от распродажи разрушенных промышленных активов и сбора конопли. Последний источник прибыли, кстати, был самым главным — эта трава покрывает в Туве десятки тысяч гектаров, ее сбором промышляют даже дети. В статье «Новой газеты» под названием «Дурь», написанной в 2005 году, утверждается, что наркотик превратился в местную валюту, в обмен на которую жители республики приобретали у курьеров «с большой земли» все необходимое. Марихуана расходилась по всей России и даже шла за рубеж. Разумеется, такой мощный бизнес не мог существовать без покровительства крупных чиновников.

Ельцинское правление сменилось путинским, и Туве перепало кое-что от нефтяного изобилия нулевых. Построили, например, спорткомплекс «Субедей» в Кызыле и несколько сельскохозяйственных предприятий.

Всё это время не прекращались всевозможные дрязги между тувинцами во власти и тувинцами в оппозиции. Ооржак, правивший по всем канонам российских региональных царьков, просидел аж до 2007 года, после чего получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени и отправился на пенсию. Его сменил Шолбан Кара-оол, занимающий пост по сей день.

В 2001 году в Туве приняли новую Конституцию, из которой исключили положение о суверенитете региона. При этом пункт о республиканском гражданстве отменили лишь в 2010 году.

При Путине-Медведеве положение русских в этом печальном субъекте федерации оставалось (и по сей день остается) запретной темой. В докладе «Межэтническая ситуация и этнополитические процессы в постсоветской Туве», выпущенном Институтом этнологии и антропологии РАН, говорится следующее:

«На данном этапе межэтническую ситуацию в Туве можно характеризовать как вполне благополучную и стабильную. Так, по данным этносоциологического опроса, осуществленного в 2006-2008 гг. в рамках проекта „Проблемы адаптации народов Южной Сибири к новым реалиям жизни“ (руководитель данного коллективного научного проекта — З.В. Анайбан), в подавляющем большинстве жители республики, независимо от этнической принадлежности, назвали межэтнические отношения спокойными и благоприятными».

Ну что здесь можно сказать? Лучше всего привести несколько цитат из написанного в конце 2004 года письма 79-летнего жителя поселка Сайлыг Николая Ильина. Послание с красноречивым названием «Помогите уехать!» опубликовала местная оппозиционная газета «Риск» — единственное местное СМИ, пишущее на «русскую» тему.

«15 ноября 2004 г. на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы».

«…мы (русские — прим. авт.) считаемся низшей расой. Нас можно грабить, унижать, убивать, и никто нас не хочет защищать, одни отписки властных структур. Прошу оказать мне помощь в выезде за пределы республики Тува».

Чтобы понять, что с 2004 года ничего не изменилось, достаточно пробежаться по архиву той же газеты «Риск».

Июнь 2008 г. — чиновница-тувинка крепко избила 60-летнюю русскую подчиненную, причем, судя по всему, не в первый раз.

Октябрь 2010 г. — массовое увольнение русских специалистов из правительства республики.

Февраль 2013 г. — русский житель поселка Хову-Аксы, инвалид II группы, пишет в газету письмо, в котором жалуется на «унижения со стороны местной власти», длящиеся уже 5 лет.

Май 2013 г. — директор Института национальных проблем образования Ольга Артеменко, сообщила о том, что в Татарстане, Туве и Башкирии нет возможности изучать русский язык как родной.

Еще более мрачная картина местной межнациональной дружбы эпохи жирных нулевых рисуется после прочтения статьи «„Режь русских!“: нацизм по-тувински», опубликованной в мае 2009 года в «Русском обозревателе». Известный религиовед Роман Силантьев, посетивший республику, утверждает, что местные русские стараются не выходить из дома после заката. О том, что это плохая идея, предупреждают и русских, приехавших в Туву по делам.

Местные националисты регулярно проводят кровавые акции устрашения против «оккупантов». Так, незадолго до визита Силантьева группа тувинских подростков зверски избила в Кызыле русскую пару. Муж погиб, жена получила переломы. Сообщается, что убийцы не взяли ни денег, ни ценностей. Зато во время нападения выкрикивали «смерть русским!»

Кроме того, по словам Силантьева, «только за последние 3 года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один — жестоко избит». На заборе строящегося в столице республики православного храма регулярно появляются надписи вроде «Русские, убирайтесь вон!». Листовки похожего содержания распространялись по всей Туве во время предвыборной кампании 2008 года. «Обозреватель» сообщает, что «по информации из некоторых источников, за этими агитматериалами стояли тывинские националисты, „перекрасившиеся“ в последние годы в цвета „Справедливой России“».

Неумолима и статистика — бегство продолжалось и в годы «стабильности». В 1989 году доля русских в регионе составляла 32%, в 2002 г. — 20,1%, а в 2010 г. — всего 16,3%. Это 49,4 тысяч из 307,9 тысяч жителей республики. Доля же тувинцев выросла до 82% (в 2002 г. — 77%, в 1989 г. — 64,3%). И с этих печальных цифр стоит начать рассказ о том, что представляет собой республика сейчас.

СЕГОДНЯ


Итак, с национальным раскладом в Туве все понятно. К сожалению, новые данные опубликуют только по итогам следующей переписи населения, но никаких предпосылок к изменению тенденции не видно. Поток русских беженцев не иссякает, а рождаемость у титульного народа республики очень высока и продолжает расти. По этому показателю регион занимает первое место в России. По приросту населения Тува (из-за существенно большей смертности) уступает лишь Чечне и Ингушетии. При этом с продолжительностью жизни в регионе все очень печально: 62 года по состоянию на 2013-й. Это худший показатель в России.

На начало этого года в Туве проживает 313,8 тыс. человек. Если экстраполировать динамику 2002-2010 годов на последние годы (не самая точная методика, но все же), сейчас в Туве осталось примерно 13-14% русских. Другие источники приводят цифры в 10-15%. Такими темпами русофобия в республике исчезнет, как в Чечне, по естественным причинам — ненавидеть станет попросту некого.

Правда, судя по криминальной статистике, как раз с ненавистью в Туве все хорошо. Если в целом по России рост преступности начался только в кризисном 2015-м, то в Туве такая динамика наблюдается уже 4 года подряд. Республика — безоговорочный российский лидер по уровню умышленных убийств. В 2014 году их было совершено 44,77 на 100 тысяч населения. Это почти в 5,5 раз выше среднего показателя по стране и соответствует уровню современной Венесуэлы — одной из самых опасных стран мира. По сравнению с 2013 годом — рост на 16,8%.

По сведениям официального ресурса Генпрокуратуры crimestat.ru, Туве принадлежит печальное лидерство на душу населения по таким криминальным эпизодам, как причинение тяжкого вреда здоровью (в том числе повлекшее смерть), особо тяжкие преступления, совершенные рецидивистами, тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения (пьянство в республике, особенно на селе — отдельная большая и страшная тема), нераскрытые преступления. Исследователи из ВШЭ отмечают, что Тува лидирует и в такой жуткой номинации, как распространенность изнасилований (28 на 100 тыс. в прошлом году).

Лидер «Панславянского молодежного объединения», томский журналист Алексей Шитик (одно из направлений деятельности этой организации — борьба за признание геноцида русских в Туве):

«В республике процветает бытовой национализм, который вкупе с высоким уровнем безработицы и обидой на государство рождает насилие против русских, причём не только в самой Туве. Так, в 2014 году толпа тувинцев устроила настоящую резню в Томске, в результате которой двое русских парней получили ножевые ранения в спины. Подобные случаи имели место в Бурятии, Иркутской области, Краснодарском крае. То есть при всех равных факторах именно русские становятся предпочтительными объектами преступления».

Недавний случай — беспорядки, которые произошли в городе Нижнеудинск Иркутской области в ноябре прошлого года. Данные о событии сильно разнятся. По версии региональных «Вестей», несколько тувинских контрактников попали в больницу после драки с местными жителями (кто первый начал — не очень понятно). После этого на улицы города вышли уже 150 тувинских солдат — искать тех, кто обидел их соплеменников. Карательный отряд изрядно напугал прохожих, но никакого ущерба не нанес. Версия «Комсомольской правды» — куда более захватывающая. По словам опрошенных корреспондентом газеты местных жителей, 10 ноября военнослужащие получили зарплату. После этого пьяные тувинские солдаты (а их в местной части была целая тысяча) несколько дней расхаживали по городу, избивая местных жителей, приставая к девушкам, разбивая машины и ломая заборы. В результате горожане предпочли не выходить из домов.

Шитик отмечает, что в Туве по-прежнему большие проблемы с наркоторговлей. В сборе и распространении наркотиков заняты до 20% трудоспособного населения региона.

Одна из главных причин всего этого — высокая безработица (22%, один из худших показателей в России). По валовому продукту на душу населения республика находится на пятом месте с конца (данные за 2013 год), и только 16,7% регионального бюджета обеспечивается за счет собственных средств (в 1990 году было 40%). Все остальное составляют федеральные дотации и другие формы финансовой помощи. В 2017 году по плану властей Тува должна самостоятельно наполнить аж 23,5% своей казны.

Получится ли — вопрос риторический. Согласно данным «Тывастата», в 3 квартале 2015 года выпуск товаров и услуг в республике упал на 9,2% в годовом выражении.

Большие надежды (и одновременно большое раздражение сепаратистски настроенных граждан) связаны со строительством первой в Туве железной дороги — ветки Курагино-Кызыл. Магистраль длиной в 412 километров свяжет Туву с ж/д системой России и позволит наладить транспортировку местного угля. Запасы последнего оцениваются в 14,2 миллиарда тонн. Стоимость проекта (вместе с разработкой месторождений) — 217 миллиардов рублей.

Судьба этой стройки — очень непростая. Правительство одобрило ее еще в марте 2007 года. Подробное описание всех злоключений этого проекта тянет на внушительный экономический материал. Если коротко, то с тех пор не сделано почти ничего. В мае решили, что за проект возьмется чеченский олигарх Руслан Байсаров совместно с китайскими партнерами. В конце года стало известно, что он попросил денег из Фонда национального благосостояния — 80 миллиардов. Выделят ли их — пока неизвестно, получить кусок ФНБ сейчас хотят многие.

Интересы Поднебесной в Туве, кстати, не ограничиваются только угледобычей и железнодорожным строительством. В июне 2015 года китайская компания Lunsin ввела в эксплуатацию Кызыл-Таштыгский полиметаллический горно-обогатительный комбинат. Инвестиции составили 16,8 млрд рублей. А в сентябре глава республики встретился с представителями корпорации China Тianchen Engineering. Обсуждали их участие в строительстве кызыльской ТЭЦ-2. Бюджет этого проекта составляет около 20 миллиардов рублей.

Проблема в том, что Китай — это не СССР, постоянно пытавшийся за свой счет бескорыстно осчастливить всевозможные недостраны. В Пекине очень хорошо умеют считать деньги. А главное — там по-прежнему воспринимают Туву как законную часть Поднебесной. Весной позапрошлого года, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Германию, канцлер Ангела Меркель подарила ему карту Империи Цин XVIII века. В состав Китая тогда входили в том числе Дальний Восток и часть Сибири (включая Туву). Этот подарок буквально взорвал китайскую блогосферу. Многие интернет-пользователи из КНР говорили, что дар фрау Меркель «красноречивее ста тысяч слов». Более того, на многих вполне современных политических картах Китая Тува значится как провинция КНР Тану-Урянхай.


Та самая карта, которую Ангела Меркель подарила Си Цзиньпину. Нажмите для увеличения

Правда, есть и другая точка зрения. Алексей Шитик считает, что влияние Поднебесной в республике все же преувеличено — брать на себя ответственность за столь неблагополучную территорию в Пекине вряд ли хотят.

Впрочем, вернемся к русским. Как и положено в РФ, поддерживающей любой нацбилдинг меньшинств, укрепление местной идентичности в Туве всячески поощряется. Об этом глава ПМО рассказывает так:

«Понятие „тувинский националист“ в самой Туве отсутствует. Их называют как угодно — патриотами, истинными тувинцами, красавчиками, но не националистами. Назовите мне хоть одного тувинца, обвинённого в разжигании межнациональной розни в Туве! Их нет. Зато русских, которые порою начинают говорить о своих правах со страниц местной газеты „Риск“ и в интернете, обличают во всех смертных грехах. Насколько мне известно, многих вызывают на допросы в местные правоохранительные органы, где попутно проводят также воспитательные беседы. На этом ликбез по-тувински за редким исключением и заканчивается, поскольку наказывать уже, собственно, и некого: настоящие, то есть пассионарные русские националисты в Туве либо были уничтожены ещё в 90-е, либо покинули родные места».

Борьба с «великодержавным шовинизмом» отражается даже в официальной символике региона. В 2011 году гимном республики вместо аполитичной народной песни «Лес, полный кедровых орехов», стала композиция «Мен — тыва мен» («Я — тувинец»). Ее припев в переводе на русский звучит так:

Я — тувинец,

Сын вечно заснеженных гор,

Я — тувинка,

Дочь страны серебряных рек.

Красиво. А теперь представьте себе гимн России со словами «Я — русский». Представили? Хорошо. Представьте, что в нынешней РФ сделают с его автором, если он публично предложит заменить своим творением михалковский «Братских народов союз вековой».

Еще одна проблема (и это, пожалуй, поважнее гимна) — школы. В начале 90-х предпринимались серьезные попытки свести изучение русского языка к минимуму. Сейчас такого нет, но маразма все равно хватает.

Алексей Шитик: «Уроки тувинского языка обязательны для всех, но по факту русских никто не принуждает его учить. Пятёрки ставят и дело с концом. Вся загвоздка с тем, что многие школьники могли бы потратить эти часы на изучение русского языка, чтобы в дальнейшем успешно справиться с заданиями ЕГЭ».

Кроме того: «У детей возникают проблемы с социализацией в преимущественно „тувинских“ классах. А взрослые сталкиваются с дискриминацией при приёме на работу и назначении на должность».

Зато по-прежнему не бедствуют тувинцы, по полной отжигавшие в республике в 90-е. Основатель «Народного фронта Тувы» Каадыр-Оол Бичелдей сейчас работает региональным министром образования и входит в республиканский политсовет «Единой России».

Вес любой национальности в РФ во многом определяют люди, способные замолвить словечко за соплеменников на федеральном уровне. У тувинцев такой заступник всего один, но зато какой: второй по популярности после Путина человек в стране, министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу. Конечно, должность у него хлопотная и поддерживать постоянную связь с малой родиной непросто, однако он о ней не забывает. Так, именно благодаря усилиям Шойгу расположенная в Туве средневековая крепость Пор-Бажын была объявлена памятником федерального значения. На древнем городище начались раскопки, которые летом 2007 года посетил Владимир Путин. Пока Шойгу на коне, далекую республику в обиду никто не даст.

А кто же борется за права русских в Туве? Я уже упомянул Панславянское молодежное объединение. Организация собирает сведения о фактах притеснениях русских в республике, чтобы остановить их травлю и дальнейший исход. К сожалению, сбор информации крайне затруднен — рассказывать о происходящем решаются немногие, и обычно только анонимно.

Газету «Риск» я уже неоднократно цитировал. Ее нельзя назвать особенно националистической — статьи про ужасный «русский фашизм» там тоже есть. В качестве примера можно привести относительно недавний материал с издевательским названием «Нашу дружбу не задушишь, не убьешь!» Ее автор (псевдоним «Очень вредная тувинка») с видимым сладострастием рассказывает о страданиях русских в республике.

Вконтакте существует единственная группа «Русские в Туве», там регулярно появляются записи и репосты материалов о нынешней ситуации в республике и о событиях девяностых. На январь 2016 года в ней состоит менее 900 человек. Тувинских групп Вконтакте множество, их численность доходит до десятков тысяч (правда, найти там антирусские высказывания тяжело по довольно смешной причине — популярные онлайн-переводчики не знают тувинского). Когда-то существовал паблик «Геноцид русских в Туве», где были опубликованы более 20 статей на эту тему. В число создателей этого сообщества входили Алексей Шитик, русские из Тувы и даже сочувствующие им коренные жители республики. Сообщество закрыли по доносу. На админов даже пытались завести дело по 282-й статье, но эксперты не нашли в материалах группы никакого разжигания, так что все ограничилось вызовами активистов на допрос в Следственный комитет.

ЧТО ДЕЛАТЬ?


Есть большой соблазн сравнить Туву с Чечней — и там, и там на рубеже 80-х и 90-х творились похожие вещи. Но на самом деле между этими регионами немало различий. Плотность населения в Туве в десятки раз ниже, чем на Кавказе, поэтому несмотря на очень высокую рождаемость тувинцы в обозримой перспективе продолжат жить достаточно компактно (по данным переписи 2010 года, во всех российских регионах за пределами Тувы их было всего 14,6 тысяч. Глава ПМО также отметил, что живут они, как правило, очень обособленно, общаясь только со своими и только на тувинском). Кроме того, дотации дотациями, но сорокаэтажные небоскребы Кызыл-сити или самый большой в мире фонтан на озере Сут-Холь мы вряд ли увидим.

Так или иначе, очевидно, что нынешний режим не хочет и не будет решать накопившийся ворох проблем — значит, эта непростая задача ляжет на плечи создателей будущего Русского Национального Государства. Какие меры им стоит предпринять в первую очередь?

Первая и самая очевидная (не только в случае с Тувой) — упразднение безумного советского пережитка под названием «национальные республики». Правда, в регионе, о котором мы говорим, все настолько запущено, что преобразование в Урянхайский край (или даже Белоцарскую область) уже не поможет. Логичнее разделить территорию Тувы между соседними субъектами федерации таким образом, чтобы русские нигде больше не оставались в меньшинстве. Чтобы было понятно — республика граничит со следующими регионами:

Алтай. Население — 213,7 тыс. чел., русские — 56,6%

Хакасия. Население — 535,8 тыс. чел., русские — 81,7%

Бурятия. Население — 978,5 тыс. чел., русские — 64,9%

Иркутская область. Население — 2,415 млн чел., русские — 88%

Красноярский край. Население — 2,859 млн чел., русские — 91,3%

Как мы видим, в четырех из пяти регионов живет существенно больше народу, и во всех без исключения соседях Тувы русские составляют абсолютное большинство. То есть необходима грамотная перекройка границ (что, впрочем, не снимет проблему преимущественно тувинских районов).


Во-вторых, (и это следует из предыдущего пункта) необходимо полностью прекратить любую господдержку местной национальной идентичности. Хотите организовать ансамбль тувинского горлового пения? Без проблем, у нас же свободная страна. Только, пожалуйста, делайте все за свой счет, а не на деньги налогоплательщиков.

В-третьих, нужно официальное признание и тщательное расследование геноцида русских в Туве с максимально суровым наказанием всех виновных — не только рядовых убийц, насильников и грабителей, но и чиновников, при попустительстве которых в республике творились бесчинства. За счет конфискованного у них имущества нужно выплатить компенсацию пострадавшим либо их родственникам.

В-четвертых, (приниматься за это стоит после качественной реализации предыдущих пунктов) требуется повысить транспортную связность региона с остальной Россией и развить местную экономику (не бездумно заливая все вокруг деньгами в кавказском стиле, а создав нормальные условия для бизнеса). С одной стороны, Тува очень богата природными ресурсами. С другой — этот суровый край точно заинтересует туристов. Огромный потенциал Тувы в этой области практически не используется: хотя местные природные красоты дадут фору многим национальным паркам США, число гостиниц в Кызыле можно пересчитать по пальцам одной руки. В рейтинге, составленном в минувшем декабре, по туристической привлекательности Тува занимает последнее место среди российских регионов. Что тут скажешь, риск в любой момент получить нож в горло — перебор даже для любителей экстрима.

В-пятых, хотя эта мера может показаться незначительной по сравнению со всеми остальными, — возвращение дореволюционной топонимики. Кызыл должен снова стать Белоцарском, Сарыг-Сеп — Знаменкой, а Бай-Хаак — Верхне-Никольским. Кто-то скажет, что это неважно, однако такой шаг будет иметь большое символическое значение — ведь в свое время именно русские колонисты принесли в Туву цивилизацию. Пора бы всем жителям региона, вне зависимости от национальности, вспомнить об этом.

Сергей Ермолов (публикуется в сокращение)

Однажды я продавала телевизор по объявлению. Одним из потенциальных покупателей был Соян. Он только переехал в Благовещенск с женой и хотел обставить комнату. Молодой человек рассказал, что приехал из республики Тыва учиться и доказывал мне, что «не все тувинцы агрессивные», а наоборот - «добрые и гостеприимные». Телевизор, кстати, тогда он так и не купил, зато стереотип о тувинской агрессии полностью разрушил.

О гостеприимном народе, жизни в юрте и благовещенцах, не различающих азиатов, Соян Алдын-Херел рассказал MOJO.

Кстати, в действующей Конституции республики 2001 года наименования «Республика Тыва» и «Тува» стали равнозначны. Поэтому не удивляйтесь « Тыве» и « тувинцам» в материале.

Зов предков

- Что означает твое необычное имя?
- Это мое второе имя. Я менял его, так как по предсказанию буддийских лам (монахов) предыдущее имя мне не подходило. Родители назвали меня в честь деда, его звали Соян. Соян - это название одного из распространенных родов в Тыве.

- Я читала, что «в душе каждый тувинец - шаман». Что скажешь?
- Может быть, кто-то так и считает, но я с таким высказыванием не согласен. Обобщить тувинцев одним словом невозможно, ведь у каждого свое видение мира. Но, в целом, тувинский народ дружелюбен и гостеприимен. Те, кто побывали в Тыве, уезжают довольные и восторженные.

- Ты веришь в шаманов?
- Тыва - одна из буддийских республик России. В основном все ходят в буддийские храмы на молебны и приглашают в дом монахов для выполнения обрядов. Моя религия, соответственно, буддизм. Я следую своему пути, к шаманам не обращаюсь. Они с помощью особых ритуалов общаются с духами тайги, земли, озер и через них узнают информацию. К шаманам обращаются за тем, чтобы они очистили человека, местность, дом от злых духов, помогли найти вора. Я слышал от старшего поколения, что раньше были сильные шаманы, а сейчас таких остались единицы. Сила шаману передается из поколения в поколение по родственным линиям. Раньше шаманы могли сделать так, чтобы у человека, своровавшего что-либо, вздулся живот до невозможно больших размеров. И этот человек от мучения сам приносил хозяину ворованное имущество.

- Почему ты выбрал именно буддийскую философию?
- Буддизм - религия моих предков. Он дает возможность освободиться от негативных мыслей, эмоций. Если мы будем избавлены от негатива, то наш ум будет спокойнее. Если наш ум будет спокойнее, то мы станем добры, если мы добры, то не будет гнева, ссор, ненависти, войн, вражды в этом мире. Самые прекрасные знания о том, как изменить себя, других, мир я нашел в буддизме. И поэтому следую ему.

Говорят, тувинский народ очень музыкален. Якобы в каждой семье есть человек, умеющий играть на музыкальных инструментах или практикующий горловое пение.
- Тувинский народ очень талантлив, не отрицаю. Кто-то поет, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальных инструментах. Если мальчик не силен в искусстве, то, скорее всего, он станет борцом. В Тыве много талантливых исполнителей горлового пения. Они регулярно ездят с гастролями по всему миру. Одним из самых талантливых исполнителей горлового пения был Конгар-оол Борисович Ондар. Он прославил нашу республику во всем мире. К глубокому сожалению, Ондар покинул наш мир 2013 году. Меня природа не одарила талантом петь, танцевать. А бороться я люблю и умею.

Разрушитель стереотипов

В российской армии бытует мнение, что части, где служат тувинцы - одни из самых опасных. Популярен стереотип, что тувинцы носят заточки в берцах и прочие острые предметы.
- Сам служил и прекрасно понимаю о чем идет речь. Расскажу свою историю. Служил я в Москве. По приезду в часть построили нас и спрашивали имеются ли у нас колюще-режущие предметы. У нас и в мыслях не было с собой брать заточки и тому подобное. В одной роте было 13 тувинцев. Ничего, без происшествий отслужили год. Если в части служат тувинцы, то это не обязательно, что часть опасная. Все зависит от воспитания человека. Сам по себе знаю, что в большинстве случаев споры, драки происходят из-за уборки в расположении роты (помыть пол, убраться). Давно надо было пересмотреть этот вопрос. Сделать так, чтобы военнослужащие не делали уборку. Убираться лучше специальным работникам.

Ты знаешь, что в «Гугле» один из первых запросов, когда вводишь «тувинец», - «Почему тувинцы всегда ходят с ножами». Зачем вам ножи?
- Слишком уж преувеличено. Не отрицаю - подобные преступления есть. Они происходят на почве распития спиртных напитков. Из-за таких случаев многие и говорят, что у нас в республике каждый ходит с ножом. Республика славится именитыми спортсменами занимающимся вольной борьбой, дзюдо, сумо, самбо, стрельбой из лука. Я уверен, что мы сумеем победить вышеупомянутый криминал, ведь нам не нужны ножи, а нужны чемпионы!

Еще говорят, что в Тыве лучше после заката солнца из дома не выходить из-за высокого уровня преступности. Это так?
- Да. Преступления как раз происходят после заката - в вечернее время и ночью. Но я гуляю и ничего, жив-здоров. Большую часть преступлений совершают нетрезвые люди, поэтому правительство борется с владельцами точек со спиртными напитками.

- Как в Тыве относятся к русским?
- Я к русским отношусь уважительно. Я считаю отношение к людям не должно основываться на национальности. Мы с детства жили в частном доме, у нас были русские соседи. Очень с ними дружили, играли вместе. Они еще все время огородом занимались. Если урожай хороший, то они угощали нас овощами. Щедрые они были. Мы и сейчас живем в частном доме. Нынешние соседи у нас тоже русские. Они открыли супермаркет и магазин стройматериалов. Все поблизости ходят в этот супермаркет. Есть и те, кто из-за национальности говорит плохие вещи, пытается нанести моральный и физический вред.

В Тыве много состоятельных и влиятельных русских. А численность русских от общего числа населения Тывы около 20 процентов.

- Что отличает тувинский народ от остальных россиян? Традиции, поведение?
- Тувинский народ невозможно представить без горлового пения, национальной борьбы хуреш. У тувинского народа особые праздники. Один из самых больших - это Наадым. Когда он наступает - устраиваются конные скачки, борьба хуреш, стрельба из лука. На этот праздник приезжают со всех уголков Тывы. Новый год мы отмечаем по лунному календарю, этот праздник называется Шагаа. В этот день во всех буддийских храмах проводятся молебны всю ночь. Еще у тувинского народа свои обычаи проведения свадьбы.

Жизнь в движении

- Расскажи про быт современных тувинцев. Юрты еще встречаются в городах?
- В столице Тывы, в Кызыле, занимаются тем же, что и все - учатся, работают, растят детей. А население, проживающее в районах республики и близлежащих территориях Кызыла, занимается скотоводством. Разводят лошадей, овец, коров, верблюдов. У некоторых скотоводов по тысяче голов животных. Скотоводы живут в юртах, так как они кочуют в разные времена года в разные места.

- Твоя семья живет в городе или кочует?
- Мои родители, как и их родители, занимаются скотоводством, и им приходится кочевать. Да, я вместе с родителями кочевал. Когда мне было 5 лет, я уже ездил верхом на лошади. Даже когда в городе в школе учился на каникулах, всегда ездил к своим родителям, меня всегда тянет туда. Кочуют родители по излюбленным местам в пределах Тес-Хемского кожууна на протяжении года. Иногда и два раза кочуют за сезон, так как пастбище становится непригодным для скота. Летом кочуют ближе к водоемам, а в зимнее время - к своим «зимовкам» (кыштаг), там имеются кошары (помещение для скота - прим. ред.). Осенью все косят сено и запасаются на зиму. Сейчас в зимовке у всех построены дома. А раньше даже зимой в юрте проживали.

- А ты жил зимой в юрте?
- Да. Помню, как в детстве с утра просыпаешься и видишь синее небо через дымовое отверстие в юрте. Помню, как мама говорила, что иногда снег выпадал так, что дверь юрты с трудом открывалась. Мои родители все время живут в юрте. Только зимой живут в доме. Юрта быстро разбирается и собирается. У нас частный дом в городе, но родители редко приезжают. Им в городе скучно.

- Планируешь ли ты после учебы вернуться в Тыву или останешься в Благовещенске?
- Мне нравится Благовещенск. Здесь никогда не было негатива в мой адрес, все дружелюбно относятся. Бывает, иду по улице, а навстречу мне детишки кричат: «Нихао». Вроде я не китаец внешне, хотя может чем-то и похож. Сначала было непривычно, а потом я с улыбкой отвечал: «Здравствуйте». Люди смотрели на меня удивленно и уходили. Но здесь я не планирую оставаться после учебы. Буду работать на своей родине. Республика нуждается в молодых специалистах, поэтому я должен вернуться туда.

В сознании русского обывателя Тува - нечто вроде Чукотки, где живет пусть и инорасовый, но тихий мирный маленький народ оленеводов, души в "старшем брате" не чаящий. Однако это не соответствует действительному положению вещей.
Республика Тува (также Тыва) прославилась тем, что на её территории с 1990-х годов начались первые в СССР русские погромы. Тувинская молодежь, под нескрываемое одобрение большинства тувинцев и тувинских чиновников, начала громить русские дома в сельских районах Тувы. В города съезжались толпы агрессивно настроенных сельских тувинцев, заранее ориентированных на нападения на любых русских, которых можно было безнаказанно избить, ограбить или убить.

(Всего 6 фото)

История развития конфликта

В конце 1980-х в статье "Лучше строить мосты" 1-й секретарь обкома комсомола Тувы В. Кочергин писал: "Даже тогда, когда происходили определенные выходки молодежи, которые можно назвать националистическими, мы называли их лишь хулиганскими (…) Мы должны признать, что ребята, приезжающие в город из сельской местности, недостаточно культурны" (2, 6 мая 1989 г.). Врач Канунников А. в своем письме в редакцию "Тувинской правды" пишет: "В последнее время в ресбольницу все чаще поступают пострадавшие от рук экстремистски настроенной молодежи (…) Я прожил в Туве 33 года и не заметил, когда впервые появились ростки проявлений национализма. (…) Участившиеся зверские избиения в неспровоцированных драках, ножевые ранения, с которыми поступают в больницу молодые люди … от всего этого становится не по себе" (2, 3 сен. 1989 г., "Требуется единство"). Другой врач, Верещагин В. А., говорит: "Почти треть проводимых нами операций - следствие преступлений" (2, 3 сен. 1989 г., "Четырем смертям назло"). Врач республиканской больницы Л., русский, в своей беседе со мной жаловался, что "в последние годы стало невозможно работать. Участились нападения на медперсонал со стороны пациентов-тувинцев. Милиция нас никак не защищает" (1993 г.).

На тот момент в Туве проживало почти 50 % русского населения, но, поняв, что в Москве фактически закрыли глаза на происходящее и морально готовы сдать Туву местным националистам, первыми прочь из Тувы бросились спасаться русские начальники, среди которых был и руководитель Управления КГБ СССР.

Неудивительно, что после него эту должность занял тувинец, мягко говоря, совсем не озабоченный проблемами русского населения. После 1992 года выдавливание русских перешло в более "спокойную", уверенную и системную фазу. По свидетельствам тех, кто вынужден был уехать Тувинское большинство увольняло русских там где могло, а где не получалось - предприятия банкротились.

Оставшись без работы русские, в основном, просто вынуждены были уехать в поисках работы и личной безопасности. К этому периоду относятся скандалы по выдавливанию из республиканского ФСБ и МВД больших групп русских офицеров. С того времени и по сей день, на миграцию русских из Тувы действуют следующие факторы:

Один из самых высоких уровней преступности в Туве на душу населения, причем именно русские, при всех прочих равных факторах, становятся наиболее предпочтительными объектами преступления
- дискриминация русских при устройстве на работу и назначении на должности
- Упадок экономики Тувы и, как следствие, низкий, по сравнению со среднероссийским, уровень жизни. В 1990 году Тува обеспечивала свой бюджет приблизительно на 40 %, теперь на 12 %, всё остальное - дотация из Москвы.

В 1990 г. напряженность достигает своего пика. Весной и летом в республике происходят процессы, которые среди местного населения получили название "события 90-го года". Обостряются межнациональные отношения в городах и поселках со смешанным национальным составом. В п.г.т. Хову-Аксы, где находилось крупное по масштабам Тувы металлургическое предприятие, весной 1990 г. начинаются драки между русской и тувинской , погромы русскоязычного населения, и, как следствие - массовый отъезд русских из поселка. К августу из поселка выехало 1600 человек (2, 15 авг. 1990 г., "Единым фронтом - на искоренение правонарушений"). Именно волнения в Хову-Аксы многие информаторы называют началом "событий 90-го года". …

В среднем в этот период по республике происходит 20-40 преступлений в сутки. "Руководящие органы республики, обком КПСС в основном классифицируют случаи конфликтов на межнациональной почве как хулиганство…" (2, 23 авг. 1990 г., "Найдем ли мы путь к согласию?"). В некотором смысле переломным моментом в этих событиях можно считать митинг, состоявшийся в г. Кызыле на пл. Ленина в конце июня 1990 г. Поводом к проведению митинга послужило убийство русских рыбаков на оз. Сут-Холь. По мнению опрошенных русских, это убийство было напрямую связано с неприязнью на почве межнациональных отношений. … В прессе поднимается и вопрос об оттоке русскоязычного населения за пределы республики.

Время правления Путина

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев, вернувшийся весной 2009 года из республики Тыва, рассказал о катастрофическом положении православного и русскоязычного населения в республике. В нищем, на 96 % дотационном регионе, большая часть жителей которого зарабатывает выращиванием конопли, усиливаются антирусские, антиправославные и сепаратистские настроения.

"Отток русскоязычного населения из республики продолжается, и его нельзя объяснить только экономическими причинами, рассказывает Роман Силантьев. - Уровень преступности в Тыве просто зашкаливает, и русскоязычным людям даже в столице не рекомендуют выходить из домов после захода солнца. Только за последние три года бандитами были убиты два сотрудника Свято-Троицкой церкви в Кызыле и еще один жестоко избит".

Действительно, если ещё в 1980 русскоязычное население Тувинской АССР составляло 33 %, то теперь их стало 18 - 20 %, и число это лишь продолжает неуклонно сокращаться.

Этнические русские, проживающие в Тыве, по вечерам боятся выходить из дома. Приезжающих в республику русских командировочных сразу предупреждают: "После ужина на улицу не выходи".

Время от времени в Тыве "неизвестными злоумышленниками" проводятся демонстративные акции устрашения против русских. По свидетельству журналиста одного из столичных изданий, за пару дней до его приезда группа тувинской молодежи с криком "смерть русским!" напала в Кызыле на русскую пару, выходящую из боулинга. Мужа забили до смерти, жена отделалась переломами. Ни денег, ни ценностей преступники не взяли.

На заборе строящегося в столице республики православного храма постоянно появляются надписи: "Русские, убирайтесь вон!". Во время президентских выборов по всей Тыве распространялись листовки: "Русские - наши враги".

Письмо в кызыльскую газету "Риск"(2004 год)

"Пишет вам из поселка Сайлыг Ильин Николай Александрович. Я проживаю в Туве с 1950 г., работал шофером на комбинате "Тувакобальт", поднимал экономику Тувы. Сейчас на пенсии, проживаю один, мне уже 79 лет. Пенсии не хватает, держу подсобное хозяйство.

Вынужден вам написать письмо, так как не к кому больше обратиться: никто нас, русских, не хочет здесь защищать. Так, 15 ноября 2004 г. на мой дом было совершено разбойное нападение группой подростков тувинской национальности. Хорошо, что мне помогли соседи, а то бы меня убили, как убили по улице Горной мать с сыном. Когда вызвали милицию, то участковый мне предложил продать всё, что у меня есть, и уехать из Тувы.

Мне страшно смотреть, что творится в нашем поселке: милиция бездействует, прокуратуре тоже на нас наплевать, вечером выйти на улицу невозможно, везде ходят пьяные компании, обкуренные гашишем, начинают требовать сначала закурить, потом деньги, если не дашь, могут изувечить. В милиции их подержат сутки, и всё начинается сначала. Наши дети ходят в школу в городок 3 км через гору. На этой горе их встречают толпы, избивают и отбирают все, что можно."
Действия правозащитников

В те годы либералы-демократы-антифашисты, в том числе и Галина Старовойтова, не считали нужным побороться с фашизмом малых народов. Старовойтова, в то время будучи "государственным советником РФ по межнациональным отношениям", предпочитала бороться, с "русским шовинизмом", когда никаких Русских скинхедов в России и экс-СССР еще и в помине не было, зато будущие "жертвы русского фашизма" вовсю били Русских -от Кишинёва до Кызыла (столица Тувы). И не только били, а иногда и выгоняли из квартир, а порой и убивали.

И тувинские правозащитники и тувинская "национальная интеллигенция" не считали нужным бороться с тувинской ксенофобией, а тувинское правительство не преследовало погромщиков.

В настоящее время отношение самопровозглашённых правозащитников к проблемам гонения этнических Русских в Туве не изменилось. Проблема полностью игнорируется, а вместо этого наращивается раздувание мифа о русском фашизме. Так, например сенатор от Тувы, председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, Людмила Борисовна Нарусова, будучи знакомой с положением Русских у себя в федеральном округе всё же считает, что лозунг "Россия для Русских!" "не просто антиконституционен, он преступен и ведет к развалу нашей России"



Пособия и алименты