Тема: «Сказки о музыкальных инструментах. В каких сказках, стихах, рассказах речь идет о музыке и музыкантах

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами» Давно это было. Жили-поживали в небольшой деревушке, деревянной избушке умные и полезные вещи.

Умные и полезные вещи: Ложка деревянная Рубель Трещотка Рожок

Однажды, в деревушке, появились скоморохи. Скоморохи – бродячие артисты, певцы, и музыканты. Исполнители народной музыки.

В руках у скоморохов пели, играли и звенели музыкальные инструменты: Гусли Балалайка

«Весело живётся»- ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Тут в разговор вступили гусли. «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают.

Так и стали умные и полезные вещи музыкальными инструментами. С тех самых пор, путешествуют они все вместе по белу свету.

Оркестр - большая группа музыкантов, играющих на музыкальных инструментах.

Дружная музыкальная семья – оркестр русских народных инструментов. В таком оркестре собраны все музыкальные инструменты русского народа.

Оркестр русских народных инструментов

ДИРИЖЕР Кто невежливый такой: Повернулся к нам спиной, Стал размахивать руками Прямо в зале перед нами. Не приучен он к порядку Или делает зарядку? С кем звучит оркестр и хор? Знаем, это …

Предварительный просмотр:

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Задачи урока:

Образовательные:

  • знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов
  • обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов
  • знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

  • показать самобытность русских народных инструментов и их место в жизни русского человека
  • через народное устное творчество (сказку) формировать интерес к русской музыкальной культуре
  • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны
  • продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно - развивающие:

  • способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное, нравственно-эстетическое постижение русского фольклора
  • развивать у учащихся тембровый и ритмический слух
  • способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое обеспечение: мультимедиапроектор, проекционный экран, компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

II. Актуализация знаний.

III.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

Повторение текста

Повторение и интонирование мелодии

Создание позитивной атмосферы

Исполнение песни

II. Актуализация знаний.

Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? --- ……..

Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Слайд 1

А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд 3

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд 4

Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

Слайд 7

Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов .

Слайд 9

Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

Что делает дирижер? --- …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.

Слайд 14

Наш урок окончен. До новых встреч.


Сказка о музыкальных инструментах

Музыкально-тематическая беседа проводившаяся при участии учащихся музыкальной школы.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.
Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали - это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле.

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

играет Елисеева Меланья


Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный...
СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, ... БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара .

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Играет Полина Басова.


Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его "серебряными струнами Украины".

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба - инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Играет Нурмухамедов Рамиль.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!


(арфой, гуслями, скрипкой, виолончелью). А в последний раз мы говорили о таком необычном музыкальном инструменте, как .

Сегодня у нас в гостях чудесная флейта – довольно редкий музыкальный инструмент.

Для начала давайте немножко окунемся в историю, поговорим о том, откуда произошла флейта. Малышей по традиции ждет волшебная . Ну а напоследок вы сможете насладиться волшебными звуками флейты в исполнении юного музыканта.

Существует очень красивая древнегреческая легенда о том, как появилась флейта.

Давным–давно в Древней Греции жил–был козлоногий лесов по имени Пан.

Однажды увидел он прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в нее.

Но юной Сиринге Пан пришелся не по нраву – уж очень он был некрасив: голова бога была увенчана рожками, а ноги были с копытцами.

Дева бросилась прочь от Пана, но он помчался за ней и почти настиг ее на берегу Реки. Сиринга стала умолять Реку укрыть ее от козлоногого бога. Та вняла мольбе прекрасной девы и превратила ее в тростник.

Печальный Пан вырезал из тростника певучую дудочку и стал на ней играть. И никто не знал, что это не флейта поет, а сладкоголосая нимфа Сиринга.

Флейта, которую мы слышим в оркестре, в наше время называется поперечной флейтой. Почему у нее такое удивительное название? Дело в том, что при игре на этом инструменте музыкант держит инструмент у рта поперек, так как отверстие для вдувания воздуха находится сбоку.

Несмотря на то, что флейта относится к деревянным духовым инструментам, иногда ее делают из металла.

А вот 200 лет назад этот инструмент для королей и вельмож изготавливали из слоновой кости, хрусталя, фарфора и даже золота.

У флейты есть маленькая сестренка – флейта–пикколо. «Пикколо» в переводе с итальянского значит «маленький». Эта флейта действительно малышка – она вдвое меньше и тоньше своей старшей сестры. У нее очень тоненький голосок, который похож на трели певчей птички.

В оркестре еще есть альтовая флейта. Она длиннее обычной и звучит гораздо ниже. А есть еще и басовая флейта. По размеру она самая большая из флейт.

В симфоническом оркестре флейта занимает далеко не последнее место и многие композиторы посвящают ей даже отдельные произведения.

А теперь наша обещанная сказка. Эта вьетнамская сказка называется «Чудесная флейта».

Жила–была старая женщина. И был у нее один сын. Жили они так бедно, что из всех богатств у них был только клочок сухой земли и собака. Чтобы вырастить сына, мать с утра до ночи работала. Сын вырос красивым, сильным, работящим. И в своей деревне слыл лучшим флейтистом.

Выйдет он в поле с рассветом, поработает как следует, а вечером сядет на траву и начнет играть на флейте. Едва раздавались звуки его инструмента, как все вокруг замирало: ручейки переставали струиться, облака останавливались в своем беге по небу, птицы не пели. А люди расхваливали юного музыканта.

Как–то раз девушки из богатых домов, которые целыми днями играли и развлекались, услышали чудесную игру музыканта. И каждая захотела, чтобы он непременно стал ее мужем. Но музыкант всем отказал. И обиженные дочери богачей стали думать, как бы им погубить строптивого флейтиста.

Однажды, когда он шел домой, девушки подстерегли его и столкнули в глубокую яму. Мать весь вечера ждала сына, обливаясь горькими слезами. И, не дождавшись, послала на его поиски собаку.

А юноша, упав в яму, не убился до смерти, а лишь потерял сознание. Очнувшись, он услышал лай собаки и окликнул ее. Когда собака подбежала, он велел ей принести ему из дому флейту. Собака прибежала к дому и стала со звонким лаем бросаться на крышу, где лежала флейта. Мать поняла, в чем дело, и отдала инструмент верной собаке. Та схватила флейту в зубы, побежала к яме и бросила хозяину.

Как только заиграл музыкант на своей флейте, птицы перестали петь, обезьяны – перекликаться, и все животные собрались к яме послушать чудесную музыку.

Обезьяны залезли на ветку, свисавшую над ямой, и низко пригнули ее. Юноша ухватился за ветку и выбрался наружу. Вернувшись домой, он по–прежнему счастливо зажил с матерью.

Но злые дочери богачей, увидев, что юноша вернулся невредимым, еще сильнее возненавидели его и решили во что бы то ни стало убить. Однажды они подстерегли его во время охоты и столкнули в глубокий овраг.

Очутившись внизу, юноша стал пробираться вдоль по оврагу. Целых три года был он в пути. Пищей ему служили корни растений, жажду он утолял родниковой водой. А старуха–мать за это время выплакала все глаза, горюя по любимому сыну.

Наконец юноша увидел в конце оврага свет и вышел на большую лужайку. Неподалеку было поле с почти созревшим рисом. Он направился к этому полю, но за три года, которые он провел бродя по оврагу и питаясь кореньями и водой, он так оброс и исхудал, что походил больше на обезьяну, нежели на человека.

Это поле сторожили две девушки. Увидев юношу, они решили, что это обезьяна, и хотели уже было звать людей с луками и стрелами, чтобы отогнать его. Но юноша крикнул:

– Не стреляйте! Я – человек. Дайте мне поесть, и я буду служить вам: сторожить поле, чтобы обезьяны не испортили посевы.

Стал с тех пор юноша сторожить посевы риса, а девушки каждый день приносили ему рисовую похлебку. В первый раз пришла старшая сестра и еще издали грубо крикнула:

– Вот твоя похлебка, ступай жрать, грязная обезьяна!

На второй раз пришла младшая сестра и, подойдя совсем близко, сказала:

– Братец, я принесла рис, кушай на , я сама готовила.

Однажды сестры принесли ему рис вместе. Юноша попросил у них уксус и гребень, чтобы расчесать волосы. Девушки принесли все, что он хотел. Но старшая при этом ядовито сказала: «Ишь ты, красивым стать захотел!», а младшая предложила ему зеркало.

Юноша умылся, причесался и превратился в красавца. Старшая сестра первая влюбилась в него и захотела взять себе в мужья. И рассказала о своем желании отцу. Тот же поставил условие:

– Возле нашего дома проходят две дороги: одна хорошая, а другая заросла кустарником. Обе их нужно расчистить. Завтра пусть каждая из вас выберет себе одну и принимается за работу. К кому юноша придет помогать, та и будет ему женой.

Рано утром старшая сестра отправилась туда, где работы было поменьше. Младшей же досталась дорога, густо заросшая кустарником. Юноша вышел им помогать и сразу направился к младшей сестре.

Тогда отец девушек поставил еще одно условие:

– Завтра пусть каждая приготовит юноше еду: чью еду он возьмет, та и выйдет за него замуж.

Старшая выбрала рис получше и заправила его олениной. Младшая же приготовила рис по–обычному: с соусом и мелкой рыбешкой. И на этот раз юноша помогал готовить и ел вместе с младшей сестрой, а не со старшей.

Отец сказал:

– Теперь пусть каждая из вас приготовит для него постель: чью постель он выберет, та и пойдет за него замуж.

Старшая сестра приготовила белоснежное покрывало, цветную циновку, пышное одеяло, матрац и вышитую подушку. Младшая же взяла коричневое покрывало и простое одеяло, а вместо подушки – деревянный валик. Покончив с работой, она отправилась на кухню и стала прясть. Юноша тоже пришел на кухню и долго разговаривал с девушкой, а когда настало время спать, выбрал приготовленную ею простую постель.

На следующий день отец устроил им свадьбу. Снова раздались звуки флейты, славящие чистую и бескорыстную любовь. Юноша с молодой женой вернулся к своей старой матери, и все они стали жить дружно в труде и довольстве.

Вот такая чудесная .

Давайте теперь послушаем, как же звучит этот музыкальный инструмент. Для Вас играет юный музыкант с необычным именем Царь Алексеев.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. А вот когда приходим на концерт – слышим музыкальные звуки, который отличаются особой красотой и певучестью.

Сегодня к вам в гости пришли юные музыканты, чтобы вместе с вами отправиться в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов, услышать Вы готовы?.. Закрываем глаза. Я произношу волшебные слова: «Тили-тили, тили, бом. Открываем наш альбом».

Первый город, в который мы с вами попали — это Город Клавишных музыкальных инструментов . В этом городе живут пианино и рояль
Назвали их клавишными, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
На рояле исполняют музыку в больших концертных залах.

Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)

А вот у инструмента, на котором играют в классе и дома
…уже давно есть названье одно,
Не забудь – фортепиано – произносится оно
Форте – это значит громко. Заучи, не будь лентяй
А пиано – значит тихо. Ты дружок, запоминай
Если руки мыл под краном – подходи к фортепиано

Аккордеон

А на этом инструменте – с одной стороны кнопочки, а с другой-
клавиши как на рояле

Но чтоб они все заиграли,
Чтобы песня была неплоха,
Растягивать нужно меха.

Звучит синьор аккордеон,
Имеет нрав не робкий он
Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны

Отправляемся в следующий город – это город Струнных музыкальных инструментов . В этом городе живут инструменты, которые имеют струны. Но у них разное звучание.

Скрипка
В симфоническом оркестре
Её голос самый главный,
Самый нежный и певучий,
Коль смычок проводишь плавно.
Голос трепетный, высокий
Узнаём мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
инструмент волшебный … СКРИПКА .

Исполнитель этот юный
С нотной грамотой знаком.
И по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком.

Балалайка
А вот и следующий инструмент загадывает вам свою загадку:

Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка.
Я озорная, …БАЛАЛАЙКА.

Балалаечник идет,
Балалаечку несет
Три струны как зазвенят,
Всех вокруг развеселят

Гитара

Этот струнный инструмен
Зазвучит в любой момент
И на сцене в лучшем зале
И в походе на привале

Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист.

Бандура

А сейчас будет звучать инструмент, который имеет больше 60-ти струн, и каждая струна таит в себе волшебное звучание. Этот инструмент – бандура и называют его «серебряными струнами Украины».

Следующий город – Город Духовых музыкальных инструментов . В этом городе живут: труба, флейта, кларнет, саксофон. Как выдумаете, почему эти музыкальные инструменты назвали духовыми? (Потому что в них нужно дуть). И воздух заставляет звучать эти инструменты.

Труба

Труба — инструмент духовой,
Медный, блестящий такой.
Чтоб мелодию весёлую сыграть,
Дуть в нее надо и на кнопки нажимать.

Вокальный ансамбль

В древние времена люди не умели петь, потому что они не умели радоваться. - Небо, научи людей радоваться,- попросила однажды Земля. И тогда в небе появилась красавица радуга, а семь ее разноцветных дуг превратились в семь разноцветных ноток. Сплелись нотки в веселые песенки и полетели вокруг Земли. Первыми подхватили песни птицы. А потом и люди научились петь.

Вместе с песней можно радоваться, можно грустить, а можно узнавать что-то новое

Есть школа здесь одна,
Всегда в ней музыка слышна.
Смычком там учатся водить,
В тетрадках ноты выводить.

Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.

Там изучают волшебство -
Дается не легко оно
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.

Вот и подошло наше путешествие по Стране Музыкальных инструментов к концу.

Вам понравилось в Стране Музыки? Вы хотите быть не только гостями, но и жителями этой страны?
Тогда вам нужно учиться музыке, постараться побольше узнать о ней, научиться играть на музыкальном инструменте. Для этого нужно быть очень терпеливым, настойчивым, упорным.
Приходите учиться в музыкальную школу и вы узнаете много интересного о музыке. До свидания, до новых встреч!

Она сопровождает его всю жизнь, начиная с колыбельных песен матери. Музыка возникла давно - кто не знает Орфея, спустившегося в подземное царство за своей возлюбленной и так пленившего своим пением и игрой на лире Аида и Персефону, что они отпустили Эвридику на землю? Сюжет из мифов Древней Греции, которому уже несколько тысяч лет, говорит лишь о том, что музыка, как и музыканты, существует с незапамятных времен, равно как и былины и сказки о музыке.

Хранители истории

В древности музыканты, по крайней мере действительно талантливые, были такими же легендарными личностями, как и былинные герои. Истории о них передавались из уст в уста, складываясь в сказания и легенды. А благодаря самим песнотворцам, таким как небезызвестный Боян, о котором повествуется в «Слове о полку Игореве», до нас дошли имена героев из тех давних времен. Ведь музыканты часто сопровождали героев в их походах, дабы услаждать их слух в минуты затишья, поднимать боевой дух перед атаками, а потом запечатлевать подвиги в своих песнях.

Русские былины о музыкантах

Сказки о музыке и музыкантах возникли, как было сказано, очень давно. Уже упомянутый выше Орфей, как и златокудрый кифаред Аполлон, как и бог Пан, игравший на свирели, являются героями мифов Древней Греции, существовавшей за три тысячи лет до нашей эры. В нашем фольклоре повествуется о более поздних временах - конце XI - начале XII веков. Русские былины и сказки о музыке рассказывают, например, о Садко - легендарном новгородском купце, путешественнике и гусляре.

Легендарный Садко

На основе этих былин советским писателем-фольклористом А. Н. Нечаевым был написан чудесный рассказ, смысл которого, как и самой былины, состоит в констатации факта, что замечательное искусства певца и гусляра Садко оказалось в результате сильнее власти и богатства. По сюжету этой сказки бедный гусляр полюбился своим пением и игрой Водяному, хозяину Ильмень-озера, и сделал он Садко богатым и знатным. Существуют и другие сюжеты об этом персонаже, но во всех них из-за игры гусляра пускается в такой буйный пляс, что на море-океане поднимается шторм, и начинают гибнуть корабли. Волшебная сила музыки творит всякие чудеса.

Первые песенники Руси

Благодаря былинам нам известны названия инструментов, которыми пользовались древние музыканты и скоморохи. К ним относятся домра, ложки и свирель, балалайка, бубенцы и жалейка, гусли, трещотка и волынка, а также баян, коробочка и Былины повествуют о первых русских музыкантах, самыми известными из которых были Боян, Садко и скоморохи. Время возникновения и существования этих произведений народного творчества - XI-XII века, эпоха Средневековья. Боян воспевает Ярослава Мудрого, Садко жил во времена расцвета Великого Новгорода и снижения роли Киева, то есть почти в тот же период. Древнейшие русские музыканты и песенники-скоморохи, носители синтетического искусства, из которого возникла не только музыка, но театр и цирк, упоминаются в «Повести временных лет». Там повествуется и о ненависти к ним церкви, под давлением и по настоянию которой они и прекратили свое существование в XVII веке.

Братья Гримм о музыке и музыкантах

В мировой литературе сказки о музыке и музыкантах занимают особое место. Самым известным в нашей стране зарубежным произведением является сказка «Бременские музыканты» братьев Вильгельма и Якова Гримм. Это даже не известность, а всенародная любовь. Возникла она благодаря одноименному мультипликационному фильму и его продолжению, вышедшим на экраны страны в 1969 и 1973 годах соответственно.

В немецкой сказке рассказывается о тех же, в сущности, скоморохах, переезжающих из города в город и веселящих публику не только пением, но и цирковыми номерами, танцами, театральными зарисовками. Перу этих знаменитых немецких сказочников принадлежат еще несколько зарисовок о музыке и музыкантах: «Чудаковатый музыкант» (сказка, известная также под названиями «Необыкновенный музыкант» или «Дивный музыкант») и «Поющая косточка» - печальное повествование о доверчивости и незащищенности добра, о черной зависти и предательстве, но и о неминуемом возмездии.

Музыкальные сказки Г. Х. Андерсена

Всемирно известна сказка о музыке «Соловей» самого почитаемого в этом жанре автора Ганса Христиана Андерсена. Эта длинная и философская сказка повествует о мнимых и истинных ценностях. Главные действующие лица - китайский император и соловей, который был изгнан из дворца, как только из Японии пришла посылка с золотой искусственной пташкой, но вернулся и прогнал своим пением Смерть, пришедшую за императором. Смысл произведения в том, что живую музыку, в которой есть душа, никакая, даже самая искусная механика заменить не в состоянии. Есть у и сказка о музыке «Колокол», повествующая о поисках неизвестного колокола, звуки которого «хватают прямо за сердце».

Волшебная дудочка

У каждого народа имеются свои сказки и рассказы о музыке. Примерами могут служить белорусская сказка «Музыкант-чародей», или карельская «Матти-весельчак», или казахская сказка «Мастер Али», в которой рассказывается о возникновении национального К знаменитым и часто воспроизводимым сюжетам относится средневековая церковная легенда о простом «дударе», который спасает город от полчищ крыс. Упоминается этот сюжет и в любимой многими сказке Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса…», и в замечательной поэме Роберта Браунинга «Флейтист из Гаммельна», известной в переводе С. Я. Маршака.

Русские сказки о музыке

И просто не счесть сказок, рассказов, стихотворений и поэм, посвященных музыке и созданных русскими авторами. Из классических произведений, кроме «Садко», можно назвать «Гусли-самогуды» или «Пастушью дудочку». Замечательная сказка о музыке «Гусли-самогуды» в обработке А. Н. Афанасьева рассказывает об Иване, который стал благодаря волшебным гуслям царем. Другой Иванушка из «Волшебной дудочки» наказал жадных хозяев, не хотевших платить ему денег за отлично выполненную работу, выполнить которую помог ему чудодейственный музыкальный инструмент.

Русские классики о музыке

Рассказы о музыке, музыкантах и их инструментах писали многие знаменитые русские писатели - Лев толстой («Сердце музыканта»), А. П. Чехов («Контрабас и флейта»), К. Г. Паустовский («Старый повар» (о Моцарте), «Музыкальная канарейка», «Корзина с еловыми шишками» (о Григе)), В. В. Бианки («Кто чем поет?»). О безграничной силе музыки, которая может сделать незрячего от рождения мальчика счастливым и полноценным членом общества, рассказывает повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант», изданная в 1886 году. Есть несколько замечательных рассказов о музыке у русского писателя Евгения Пермяка: «На все цвета радуги», «Пастух и скрипка», «Тонкая струна» и «Счастливая труба».

Современные сказки о музыке

Сказка на тему музыки не умерла, а продолжает жить и в наше время, потому что детей знакомить с миром музыки лучше всего в более привычной и доступной форме. Примером может служить замечательное современное произведение данного жанра о музыкальных инструментах «Как бы не так». Или сказка о музыке замечательного детского писателя В. А. Лёвшина «Маленькая волшебница». Познакомить детвору с произведениями этих писателей определенно стоит. А современная детская писательница Татьяна Домаренок пишет чудесные сказки о музыке для малышей. Вот некоторые из них: «Святая музыка», «Музыкальный ключик», «Божественная скрипка» и многие другие. Замечательное произведение, посвященное рассматриваемой нами теме, написал советский писатель Семён Гарин («Поющие друзья»). Нельзя обойти вниманием и прекрасные сказки о музыке, которые написал В. Сухомлинский. Это и «Музыка весенних лугов», и «Дитя Солнца», и «Лесные сумерки», и «Кузнечик-музыкант», и другие.

Малоизвестные сказки народов мира

Сейчас в Сети есть много интересных подборок современных сказок о музыке, нотах, инструментах и обо всем-всем-всем, что относится к миру музыки. Перечисляются там и некоторые малоизвестные народные сказки народов мира о музыке. Например, «Волшебная арфа». В этой сказке народов Бирмы рассказывается о несчастном сироте Маун Сита и том, как он своей музыкой излечил королеву. Алжирская народная сказка «Чудесная лютня» тоже рассказывает о спасительной силе музыки. Алтайская сказка «Малыш Рысту» повествует о мальчике, преображающем звуки природы в красивую музыку. Он был счастлив свободным и чуть не умер у хана. Спасли его от смерти все те же звуки природы.

Сказочная шкатулка

Самые исчерпывающая информация на эту тему и, наверное, все существующие в мире сказки и стихи о музыке, собраны в замечательной книге «Волшебный мир музыки». В ней перечисляются все авторы - как отечественные, так и зарубежные, - которые когда-либо что-то писали о данном виде искусства. В числе самых красивых сказок хотелось бы особо выделить такие: «Чонгурист» (Грузия), «Серебряная дудочка Маккримонса» (Шотландия), «Вышивальщица птиц» (Греция), «Царица гор» и «Соколовская гитара» (цыганские легенды). Хотя, конечно, все сказки, сказания, песни и легенды народов мира о музыке заслуживают внимания.



Творчество и игры