Средства музыкальной выразительности и их характеристика. Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения
Главная > ДокументСРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Музыка - язык звуков. Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности . Всего их 10:
- регистр 6. метр
тембр 7. лад
темп 8. гармония
динамика 9. фактура
ритм 10. мелодия
Регистр | Женские голоса | Мужские голоса |
Meццо-сопрано | ||
- м
ужской
(плотный, яркий тембр), женский
(теплый, прозрачный тембр), смешанный
(полнозвучный, богатый, яркий тембр), детский
хор (светлый, легкий тембр).
Стунные инструменты | Деревянные духовые инструменты | Meдные духовые инструменты | Ударные инструменты |
Скрипка | Флейта | Валторна | Литавры |
Альт | Гобой | Tруба | Барабан |
Виолончель | Kларнет | Tромбон | Kсилофон |
Контрабас | Фагот | Tуба | Колокольчики и др. |
1. | М е д л е н н ы е темпы | Выражают в музыке покой, сдержанность, раздумье, боль. |
2. | У м е р е н н ы е темпы | Связаны с неторопливым движением, умеренной активностью. |
3. | Б ы с т р ы е темпы | Представляют радость, волнение, энергию, игривость, юмор. |
М е д л е н н ы е темпы | У м е р е н н ы е темпы | Б ы с т р ы е темпы |
Largo - широко | Andantino - немного быстрее, чем Andanto | Allegro - быстро |
Lento - протяжно | Vivo - живо |
|
Adagio - медленно | Moderato - умеренно | Vivace - живо |
Grave - тяжело | Presto - очень быстро |
|
Andante - довольно медленно, спокойно | Allegretto - немного медленнее, чем Allegro | Prestissimo - в высшей степени быстро |
Постепенное з а м е д л е н и етемпа (обычно в конце произведения, ощущение успокоения) | Постепенное у с к о р е н и е темпа (обычно в средних разделах произведения, нарастание взволнованности) |
Ritenuto - удерживая | Accelerando - ускоряя |
Ritardando - запаздывая | Animando - воодушевляясь |
Allargando - pасширяя | Stringendo - ускоряя, торопясь |
- Piu
- более meno
- менее non troppo
- не слишком molto assai
- очень, весьма subito
- внезапно,неожиданно poco
- немного poco a poco
- понемногу, мало-помалу
Основные обозначения динамических оттенков:
Piano pianissimo | ppp | предельно тихо |
Pianissimo | pp | очень тихо |
Piano | p | |
Mezzo piano | mp | не очень тихо |
Mecco forte | mf | не очень громко |
Forte | f | |
Fortissimo | ff | очень громко |
Forte fortissimo | fff | предельно громко |
- Crescendo
- cresc
. - усиливая
- Sforzando
- sforc., sfc., sf
.- внезапно усиливая
- Subito forte
- sub.f.
- внезапно громко
- Diminuendo
- dim
. - уменьшая, ослабляя звук
- Decrescendo
-decresc
. - ослабляя
- Smorzando
- smorc
. - замирая
- Morendo
- morendo
- замирая
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ. В произведениях быстрого темпа - этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер. Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки. | Реже встречаются следующие ритмические фигуры: Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) - обостряет, активизирует движение. Синкопа - перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности. Триоль - деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры. |
Строгий метр сильные и слабые доли такта чередуются равномерно | Свободный метр акценты распределяются неравномерно , в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты | |
Двухдольный метр - одна сильная и одна слабая тактовые доли (/- ) напр., полька или марш. | Трехдольный метр - одна сильная и две слабые тактовые доли (/-- ), напр., вальс. | Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.Переменный метр - меняется на протяжении произведения. |
- Простые
– имеющие только одну
сильную долю (двухдольные, напр. 2
4
или трехдольные, напр. 3
4
или 3
8
). Сложные
- сочетание простых одинаковых
метров (только двухдольных, напр. 4
4
= 2 4 + 2 4 или только трехдольных, напр. 6
8
= 3 8 + 3 8). Смешанные
– сочетание метров разного
(двухдольного и трехдольного) типа (напр., 5
4
= 2 4 + 3 4 , или 3 4 + 2 4 , либо 7
4
= 2 4 + 2 4 + 3 4 и др.).
Хорей (/ -) | Ямб (- /) | Дактиль (/ - -) |
Бу- ря мгло- ю не- бо кро- ет. | В ле-су ро-ди -лась е -лоч-ка | Слы- шу ли го- лос твой звон- кий и лаc- ко-вый |
- Полька
- 2 4 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами. Вальс
- 3 4 , аккомпанемент с акцентом на первой доле. Марш
- 4 4 , пунктирный ритм.
Ямб: Хорей: Дактиль:
2. Какие типы метра и какой особый метрический прием использовал латышский композитор Ромуалд Калс o нс при обработке латышской народной песни «А r meitām dancot gāju » ?..................................................................................................................................................
..................................................................................................................................................
Р . Калсонс . Обработка лат. нар. песни “Ar meitām dancot g ā ju”
3. Раздели следующие нотные примеры на такты в размере 2 4 и 3 4 , затем сыграй или спой:
4. Дополни текст!
Колыбельные песни обычно исполняются в.................................. темпе и........................................ динамике, а марши - в.............................................. темпе и.............................................. динамике. Исключение составляют траурные марши , темп которых всегда............................................, а динамика -............................... .
5. Какие слова по-русски произносятся с данными окончаниями:
..............………….джo, ...........................
чe,
.......................
шендо
?
- Подумай:
трихорд - лад, состоящий из трех звуков.
тетрахорд - лад, состоящий из четырех звуков.
пентатоника - лад, состоящий из пяти звуков.
семиступенные лады (мажор, минор, старинные лады).
Лады без полутонов | Семиступенные лады | Лады с двумя и более полутонами подряд |
Трихорд – лад в диапазоне кварты, состоит из большой секунды и малой терции. Пе н татоника - лад из пяти звуков, расположенных по большим секундам и малым терциям. Другое название этого лада – «китайская гамма» , т.к. он часто встречается в восточной музыке).Целотонный, или увеличенный лад – лад из 6 звуков, каждый из которых отстоит от соседнего на один (целый) тон. Они не создают взаимных тяготений и поэтому производит странное, фантастическое впечатление. В русской музыке впервые применил М.И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» для характеристики Черномора. Отсюда другое название этого лада – «гамма Черномора» . | Мажор – лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное трезвучие. Лад светлой, радостной окраски. Mинор - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное трезвучие. Лад темной, печальной окраски. Переменный лад (лад, в котором имеются два устойчивых трезвучия): -параллельные (напр. Дo мажор – ля минор) - одноименные (напр. Соль мажор - соль минор) лады. Старинные лады – похожи на современные мажор или минор, но отличающиеся от них отдельными ступенями -миксолидиский, лидийский, фригийский, дорийский ) | Хроматический лад – лад, в котором наряду с основными ступенями есть повышенные или пониженные на полтона ступени (встречается в музыке 20 века). |
«Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения»
Цель занятия - развитие активного, осознанного восприятия музыки на основе выявления в ней музыкальных образов, определение их характера, содержания и построения, трансляция через исполнение.
Задачи занятия:
Закрепить понятия выразительных средств и их влияния на эмоционально - образный тон произведения;
Формировать устойчивое слушательское внимание, душевное сосредоточение как истоки путей становления художественного вкуса;
Развивать умения анализировать содержание и средства выразительности музыкального произведения.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять музыкальные произведения, высказываться о музыке;
Воспринимать на слух музыкальное произведение.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать педагога, участников ансамбля; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Оборудование:
Ребусы, нотный стан, заготовленные ноты;
Ноутбук;
Фломастеры;
Музыкальные записи произведений: Э. Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Ю.Жиро «Под небом Парижа», М. П. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка», Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля»
Ход занятия
Организационный момент (настройка инструментов, приветствие, сообщение темы занятия)
Беседа о выразительных средствах музыки:
- слушание музыкальных примеров;
- анализ произведения К. Гарделя « Por una caveza »
Контрольное исполнение произведения К. Гарделя « Por una caveza »
Рефлексия «Средства музыкальной выразительности»
Педагог: Здравствуйте, ребята. Тема занятия «Средства музыкальной выразительности как отражение характера музыкального произведения». У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танцевального искусства является движение, драматического - игра актеров. Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у нее тоже есть свои выразительные средства.
Прежде чем начать разговор о средствах музыкальной выразительности, вспомним справочные сведения, с которых мы всегда начинаем изучение нового музыкального произведения. Это поможет нам в анализе музыкального материала с целью раскрытия его художественно-образного содержания, характера.
Сообщение «К. Гардель. Танго»
Педагог: Итак, какие вы знаете выразительные средства музыки?
Ответ: Темп, мелодия, динамика, штрихи, приемы игры, ритм и т. д.
Педагог: Какой главный элемент музыкальной речи? Назовите определение.
Ответ: Мелодия (от греч. – «напев», «пение») - это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Она является основой любого музыкального произведения.
Педагог: Давайте определим, какой инструмент или инструменты ведет мелодию до 2 цифры?
( играют до 2цифры)
Ответ: Баяны, металлофон, домры
Педагог: Можно ли сказать, что мелодия в исполненном отрывке была неизменна? Тема баянов отличается от темы домр? Что изменилось?
Ответ: Изменился лад , поэтому мелодии различаются: первая - достаточно радостная восторженная, воодушевленная; вторая - напряженная, немного меланхоличная. Первая звучит мажорно, вторая - минорно.
Педагог: Если вы обратите внимание, весь текст произведения представлен чередованием двух основных мелодических линий (начало, 2 цифра - 1,3,4 цифры). Такое отклонение называют модуляцией - переход из одной тональности в другую. В этом особенность произведения, его характера. Ведь танго - это эмоциональный танец, контрастная смена плавных, спокойных движений порывистыми, четкими, чувственными. Скажите, ребята, а какое средство музыкальной выразительности отмечают, когда речь идет о танцевальной музыке? Дайте его определение.
Ответ: Это ритм . В переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Педагог: Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго. Послушайте музыкальные отрывки, назовите танец и музыкальное произведение.
Слушают музыкальные отрывки:
Вальс - Ю.Жиро «Под небом Парижа»
УНТ гопак - М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»
Танго - Е. Петербургский «Утомленное солнце»
Педагог: Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на характер музыки. Но не только музыка имеет ритм. Имеет ритм наше сердце - сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм - утро, день, вечер и ночь. Смена времён года - это ритм планеты. В ансамблевом исполнении очень важную роль играет аккомпанемент, задающий ритм танца. Например, партия балалайки, представлена разнообразием ритмического рисунка каждой части. Прошу исполнить 2 цифру с затакта.
( играют 2 цифру )
Педагог: В чем трудность ритмического рисунка партии балалайки?
Ответ: Короткие длительности.
Педагог: А сейчас, прослушайте пример и ответьте, какое средство музыкальной выразительности создает характер музыки.
Звучит отрывок: Н. Римский - Корсаков "Полет шмеля"
Ответ:
В данном музыкальном произведении важную роль играет быстрый темп (аллегро или престо
).
Педагог: А что называют темпом?
Ответ:
Темп
- это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп - аллегро, престо; умеренный темп - анданте; медленный - адажио.
Педагог:
Мы всегда руководствуемся указаниями композитора о значении темпа, в частности танго, исполняется в умеренном, сдержанном темпе Moderato.
Педагог: Тембр и регистр (ребусы)
Тембр это окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Наш инструментальный ансамбль - это разноцветная палитра всевозможных тембров (мягких). Разнообразные тембровые изменения мелодии танго подобны эмоциональным коллизиям танца. Играем 3 цифру.
(играют 3 цифру)
Педагог: Что напоминает чередование тембров инструментов?
Ответ: Чередование тембров домры и баяна представлено в форме диалога.
Педагог: Обратите внимание, тема у первой домры во втором предложении 3 цифры звучит в октаву. Что меняется? Что вы знаете об этом средстве выразительности? (ребус регистр)
Ответ: Регистр – это местоположение звуков. Регистр бывает низкий, средний, высокий.
Педагог: Прослушайте музыкальный пример, где регистр - важнейший элемент в создании художественно-эмоционального образа произведения. Опишите свои впечатления, представления об услышанном. Назовите музыкальное произведение.
Звучит отрывок из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» «В пещере горного короля»
Педагог: Еще одно выразительное средство - штрихи. Что вы знаете о них? Какие штрихи используются для отражения характера "Танго"? С чем можно их сравнить в танце?
Ответ: Штрих - (от нем. линия, черта) качество звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющее выразительное значение (легато, стаккато, деташе, маркато). В произведении К. Гарделя «Танго» используются штрихи легато, маркато, деташе. Разнообразие штрихов и приемов игры сравнимо со сменой танцевальных движений - то мягких плавных, то неожиданно резких, коротких.
Педагог: Ребята, а давайте сейчас на минуту отвлечемся и представим, что мы в лесу. Как далеко мы зашли! Кажется, заблудились? Что будем делать?
Ответ: Кричать, звать на помощь. Кричать «АУ»
Педагог: А разговаривать будет с вами «эхо», ведь вокруг никого. Давайте поиграем.
Игра «Эхо»
Я читаю стихотворение, а вы внимательно прислушивайтесь к последним словам каждой строчки и отвечайте за «эхо».
Громко я в лесу кричала.
Гулко эхо отвечало.
«Скоро будут холода?»
Отвечало эхо: «Да-да-да-да!»
«Сколько елочек, смотри!»
Отвечало эхо... Три-три-три-три!
«Старый дуб совсем засох!»
Отвечало эхо... Ох-ох-ох-ох!
«Ну, прощай, иду домой!»
Огорчилось эхо... Ой-ой-ой-ой!
О каком средстве музыкальной выразительности идет речь? Дайте определение.
Ответ: Динамика - сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано - тихо. Иногда эти оттенки усиливаются. Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Динамика танго отличается контрастностью: спокойная тема звучит меццо форте; тема волнений – форте.
Педагог: А что называют кульминацией? Определите кульминацию в исполняемом произведении.
Ответ: Кульминация – наивысшая точка эмоционального, смыслового напряжения, как правило, обозначается динамически как самое громкое место в произведении. Кульминация - 3 цифра.
Играют 3 цифру
Педагог: Сегодня мы вспомнили, что такое средства музыкальной выразительности, назвали основные, на музыкальных примерах выяснили их значение в создании образа музыкального произведения. А все для чего? Все для того, чтобы научиться понимать и составлять из этих неотъемлемых музыкальных элементов картину, образ музыкального произведения и воплощать это в своем исполнении ярко, точно, вызывая у слушателей искренние эмоции. К. Гардель «Танго» играют полностью
А теперь я предлагаю еще раз вспомнить средства музыкальной выразительности, записать по одному на нотках и заполнить нотный стан.
Педагог : На этом занятие окончено. Я очень рада вашему активному участию. Молодцы! Всем спасибо!
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.
Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.
Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.
Мир музыки богат и разнообразен. Чтобы увидеть красоту этого мира, нужно научиться понимать музыку, изучить музыкальный язык и разобраться в средствах музыкальной выразительности .
Когда мы слушаем музыку, затрагивающую струны нашей души, мы не анализируем ее, не раскладываем на отдельные составляющие. Мы слушаем, сопереживаем, радуемся или печалимся. Для нас музыка – единое целое. Но чтобы лучше понять произведение, нам следует иметь представление об элементах музыки и о выразительных средствах музыки.
Музыкальные звуки
Музыкальные звуки, в отличие от шумовых звуков, имеют определенную высоту и длительность, динамику и тембр. К музыкальным звукам применимы понятия метр и ритм, гармония и регистр, лад, темп и размер. Все эти элементы – средства музыкальной выразительности.
Элементы музыкальной выразительности
Мелодия
Иногда мы ловим себя на мысли, что в голове у нас звучит навязчивый мотив, или мы напеваем понравившуюся песенку. В этих случаях звучит мелодия – одноголосно выраженная музыкальная мысль. Звучащая без аккомпанемента мелодия может быть самостоятельным произведением, например, народные песни. И характер этих песен разнообразен – от грустных, скорбных, печальных до веселых, удалых. Мелодия – основа музыкального искусства, в ней, как уже было сказано, выражается музыкальная мысль.
У мелодии есть свои законы строения. Мелодия складывается из отдельных звуков, но между этими звуками существует взаимосвязь. Звуки могут быть разными по высоте – низкими, средними, высокими. Они могут быть долгими и короткими. Если в основе мелодии долгие, выдержанные звуки, то мелодия звучит неторопливо, повествовательно. Если мелодию составляют короткие звуки, она превратится в подвижное, стремительное и кружевное полотно.
Лад
Есть звуки устойчивые и неустойчивые. Устойчивые звуки звучат ясно, они опорные, а неустойчивые – звучат настойчиво. Остановка мелодии на неустойчивом звуке требует продолжения и перехода в устойчивые звуки. Или как говорят: неустойчивые звуки стремятся перейти в звуки устойчивые. Взаимосвязь неустойчивых и устойчивых звуков — основа музыкальной речи. Соотношение неустойчивых и устойчивых звуков образует лад . Лад определяет порядок, систему и превращает ряд звуков в осмысленную мелодию.
Ладов в музыке много, на самые распространенные – мажорный и минорный лады. От лада зависит характер мелодии. Если мелодия в мажоре – она бодрая и веселая, если же в миноре – звучит грустно и печально. Мелодия может быть напевной, а может быть декламационной, похожей на человеческую речь – речитатив.
Регистры
По характеру звучания звуки делятся на регистры – верхний, средний, нижний .
Звуки среднего регистра звучат мягко и полнозвучно. Низкие звуки – мрачные, гулкие. Высокие звуки – светлые и звонкие. С помощью высоких звуков можно изобразить щебет птиц, капель, рассвет. Например, у Глинки в песне «Жаворонок» в высоком регистре рояля звучит мелодия с короткими длительностями, мелкими украшениями. Эта мелодия напоминает птичьи переливы.
С помощью низких звуков мы можем изобразить медведя в малиннике, раскаты грома. Мусоргский, например, очень правдоподобно изобразил тяжелую повозку в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки».
Ритм
Мелодии присущ порядок не только по звуковысотности, но и по времени. Соотношение звуков по длительности называется ритмом . В мелодии мы слышим, как чередуются долгие и короткие звуки. Ровные звуки в спокойном темпе – мелодия плавная, неторопливая. Разнообразные длительности – чередование долгих и коротких звуков – мелодия гибкая, прихотливая.
Ритму подчиняется вся наша жизнь: ритмично бьется сердце, ритмично наше дыхание. Ритмично чередуются поры года, сменяются день и ночь. Ритмичны шаги и стук колес. Равномерно движутся стрелки часов и мелькают кадры фильма.
Движение Земли определяет ритм всей нашей жизни: в сутках 24 часа – за это время Земля совершает оборот вокруг своей оси. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.
Есть ритм и в музыке. Ритм – важный музыкальный элемент. Именно по ритму мы можем различить вальс, польку, марш. Ритм может быть самым разнообразным благодаря чередованию длительностей – долгих или коротких.
Метр
При всем разнообразии ритма отдельные звуки в мелодии – ударные, более тяжеловесные и появляются через равные промежутки времени. В вальсе, например, мы слышим чередование – раз, два, три. И зрительно ощущаем поворот кружащейся в танце пары. А когда движемся под звуки марша, мы чувствуем равномерное чередование – раз, два, раз, два.
Чередование сильных и слабых долей (ударных и более легких безударных) называется метром . В вальсе мы слышим чередование трех долей-шагов – сильной, слабой, слабой – раз, два, три. Доля – это быстрота счета, это равномерные удары-шаги, выраженные, в основном, четвертными длительностями.
В начале произведения указывается размер произведения, например, две четверти, три четверти, четыре четверти. Если размер три четверти, то это означает, что в произведении будут постоянно повторяться три доли-удара: первая – сильная, ударная, вторая и третья – слабые, безударные. И каждая доля-шаг будет равна четвертной длительности. А в каком темпе будут двигаться доли-шаги — композитор указывает в начале произведения – медленно, быстро, спокойно, умеренно.
Сегодня мы поговорили о средствах музыкальной выразительности – мелодии, ладе, регистрах, ритме и метре. разберем музыкальные средства выразительности: темп, гармонию, нюансы, штрихи, тембр и форму.
До встречи!
С уважением, Ирина Анищенко
Средства музыкальной выразительности: как анализировать музыкальное произведение
Каждое искусство имеет свои приемы и механизмы передачи эмоций, вот и музыка обладает собственным языком. Средства музыкальной выразительности представлены тембром, темпом, ладом, ритмом, размером, регистром, динамикой и мелодией. Кроме того, при анализе музыкального произведения учитываются акцент и пауза, интонация или гармония.
Мелодия
Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор.
Темп
Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.
Ритм и размер
Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.
Лад
Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется мажором и наоборот.
Тембр
Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека.
Регистр
Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения.
Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема:«Характер музыки и средства музыкальной выразительности»Цели: Закреплять умение учащихся различать слухо- зрительно и на слух музыку различного характера, определять доступные средства музы...
презентация "Средства музыкальной выразительности"
Музыка заставляет думать, помогает расслабиться, учит... А можем ли мы сказать о ней более подробно? Давайте попробуем....