Теория музыки: музыкальное изложение, полифония, строгий стиль. Полифонические произведения Примеры полифонических музыкальных произведений

Продолжая наши уроки по теории музыки, мы постепенно переходим к более сложному материалу. И сегодня мы с вами узнаем, что такое полифония, музыкальная ткань, и каким бывает музыкальное изложение.

Музыкальное изложение

Музыкальной тканью называют совокупность всех звуков музыкального произведения.

Характер этой музыкальной ткани называют фактурой , а так же музыкальным изложением или складом письма .

  • Монодию. Монодия – это одноголосная мелодия, чаще всего ее можно встретить в народном пении.
  • Удвоение. Удвоение лежит между одноголосием и многоголосием и представляет собою удвоение мелодии в октаву, сексту или терцию. Также может удваиваться и аккордами.

1. Гомофония

Гомофония – состоит из главного мелодического голоса и других мелодически нейтральных голосов. Зачастую главный голос – верхний, но встречаются и другие варианты.

Гомофония может основываться на:

  • Ритмическом контрасте голосов

  • Ритмическом тождестве голосов (зачастую встречается в хоровом пении)

2. Гетерофония.

3. Полифония.

Полифония

Думаем, вам знакомо само слово “полифония”, и, возможно, вы имеете представление о том, что бы оно могло значить. Мы все помним всеобщий восторг, когда появились телефоны с полифонией, и мы наконец-то сменили плоские моно-мелодии на что-то более похожее на музыку.

Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

  • Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию
  • Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Упомянув выше о фуге и каноне, хотелось бы показать вам их более наглядно.

Канон

Фуга до-минор, И.С. Бах

Мелодика строгого стиля

Стоит остановиться на строгом стиле. Строгое письмо – это стиль полифонической музыки эпохи Ренессанса (XIV-XVI ст.), который разрабатывался нидерландской, римской, венецианской, испанской и многими другими композиторскими школами. В большинстве случаев этот стиль был предназначен для хорового церковного пения а капелла (то есть пение без музыки), реже строгое письмо встречалось в светской музыке. Именно к строгому стилю относится имитационный вид полифонии.

Для характеристики звуковых явлений в теории музыки используются пространственные координаты:

  • Вертикаль, когда звуки сочетаются одновременно.
  • Горизонталь, когда звуки сочетаются разновременно.

Чтобы вам было проще понять разницу между свободным и строгим стилем, давайте разберем из различия:

Строгий стиль отличается:

  • Нейтральной тематикой
  • Одним эпическим жанром
  • Вокальной музыкой

Свободный стиль отличается:

  • Яркой тематикой
  • Разнообразием жанров
  • Сочетанием и инструментальной, и вокальной музыки

Строение музыки в строгом стиле подчиняется определенным (и, конечно же, строгим) правилам.

1. Мелодию нужно начинать:

  • с I или V
  • с любой счетной доли

2. Заканчиваться мелодия должна на I ступени сильной доли.

3. Двигаясь, мелодия должна представлять собой интонационно-ритмическое развитие, которое происходит постепенно и может быть в виде:

  • повторения исходного звука
  • отхода от исходного звука вверх или вниз по ступеням
  • интонационного скачка на 3, 4, 5 ступеней вверх и вниз
  • движения по звукам тонического трезвучия

4. Стоит часто задерживать мелодию на сильной доле и употреблять синкопы (смещение акцента с сильной доли на слабую).

5. Скачки нужно сочетать с плавным движением.

Как видите, правил достаточно много, а это только основные.

Строгий стиль имеет образ сосредоточения и созерцания. Музыка в данном стиле имеет уравновешенное звучание и совершенно лишена экспрессии, контрастов и любых других эмоций.

Вы можете услышать строгий стиль в хорале Баха “Aus tiefer Not”:

А так же влияние строгого стиля можно услышать в поздних произведениях Моцарта:

В XVII веке строгий стиль сменился свободным стилем, о котором мы упомянули выше. Но в XIX веке некоторые композиторы все еще использовали технику строгого стиля, чтобы придать старинный колорит и мистический оттенок своим произведениям. И, несмотря на то, что строгий стиль в современной музыке не услышать, он стал основателем существующих на сегодняшний день правил композиции, приемов и техник в музыке.

Полифония - вид многоголосия, в котором звучание инструментальных мелодий или вокальных голосов происходит одновременно. Она является одной из самых важных средств музыкальной выразительности и художественной композиции в целом.

Полифония в занимала весомое место, он сумел повлиять на нее как с художественной, так и с педагогической стороны.

Терминология

Полифония базируется на правилах мелодики, лада, гармонии и, конечно же, самой важной части - ритма.

Ниже представлен список жанров и музыкальных форм, в которых многоголосие служит неотъемлемой частью:

  • вариации на основе полифонии (Бах - один из ярких примеров);
  • канона (повторение);
  • инвенции;
  • фуга;
  • фугетта и др.

Противоположным полюсом для полифонии является гомофонно-гармонический склад. Он более типичен для широкого использования, для него характерно:

  • аккордовое сопровождение;
  • наличие одной главенствующей мелодии (чаще всего в самом верхнем голосе).

Полифонии Иоганна Себастьяна Баха - великое наследие и гениальный пример многоголосия.

Краткая история

Ранние профессиональные образцы, обнаруженные в Европе, относят к IX веку. Полное трехголосие сформировалось к XIII столетию. К этому же времени был совершен ряд достижений:

  • голос, веденный третьим по счету, получил название "дисканта" (затем образовалась трехступенчатая вертикальная фактура);
  • рождается имитация - важнейший элемент для создания формы музыки (с помощью нее второй и последующие голоса повторяют тему первого).

Жанры, родившиеся в этот период: органум, дискант и кондукт.


В XIV-XVI веках полифония входила в мадригалы, мотеты и другие вокальные жанры.

На протяжении всей истории становления шла постоянная борьба за равенство между голосовыми классами. В итоге выделилось три основных этапа.

  1. Строгий стиль (религиозный). Признаки: церковное хоровое пение а капелла (без инструментального сопровождения), опора на диатонические ступени ладов, небольшие и от этого удобные скачки интервалов, а также отсутствие реприз.
  2. Свободный стиль (вокально-инструментальный). Черты: обновленная система ладов, свободный ритм, широкий диапазон, большие скачки на трудно интонируемые интервалы.
  3. Новая полифония. Особенности: синтез гомофонного склада с полифоническим, отсутствие повторений полифонии прошлого времени и приобретение самостоятельного статуса с точки зрения стилистики.

Фуги И. С. Баха

Фуги и полифонии Баха были неразрывным мощнейшим жанровым звеном.

Фуга - одна из наиболее популярных полифонических форм, которая основывается на конкретной главенствующей теме, проходящей во всех голосах. Несмотря на широкий диапазон содержания, в ней всегда преобладает некий интеллектуальный начальный замысел.

Классический вид она приобрела с помощью композитора И. С. Баха. Его фуги по сей день являются непревзойденным образцом полифонии и эталоном ее эстетики.

И. С. Бах - мастер полифонии, который смог реализовать этот жанр во всевозможных аспектах музыкальной жизни.

Композитор писал фугу в трех изложениях:

  • органном;
  • клавирном;
  • хоровом.

Каждая была непохожа на другую, имела индивидуальный замысел и присущий только ей характер, но несмотря на это, у всех них была единственная общая черта:

  • присутствие одной музыкальной темы.

Встречаются произведения, состоящие и из большего количества тем, но замысел остается прежним:

  • все существующие подчиняются одной главной теме, которая несет в себе основной замысел фуги.

Если оттолкнуться от анализа фуги Баха по полифонии, можно сделать несколько выводов:

  • присутствие в большинстве случаев трех голосов;
  • для структуры характерно наличие экспозиции, затем средней части (или разработки), а после нее репризы (повторения).

Экспозиция - демонстрация музыкального образа с помощью многократного проведения полифонии во всех существующих голосах.

  • сколько присуще голосов для сочиненной фуги, столько раз и будет звучать ее главная тема.

Фуга начинается с показа главной темы в основной тональности при помощи одного голоса. Затем после нее вступает следующая (в музыке зовется "ответом"). С момента показа основного мотива в остальных голосах зачинщик не смолкает, а начинает играть роль противосложения.

Каждый раз, когда появляется демонстрация темы в другом голосе, начинается и новое противосложение. Когда основная тема совершает переход в новую тональность, наступает звездный час средней части.

Интермедия для фуги - важное, но нечто выпадающее по звучанию из ее основного замысла, так как в ней отсутствует полное проведение основной темы. Подобный метод придает композиции новизну и свежесть. Интермедия служит связующим звеном между экспозицией и средней частью. В ней происходит подготовка произведения в другую тональность. Средняя часть - рассадник для более широкого роста темы в динамическом плане.

Момент перехода от средней части до завершающей порой настолько незаметен, что определить его является достаточно трудной задачей. Реприза играет роль восстановления и закрепления потерянной в интермедии основной тональности. С помощью нее фуга снова приобретает гармонический баланс и соразмерность.

Лучшие фуги

Фуги и присутствующие в них полифонии Баха считаются вершиной многоголосного жанра.

Токатта и следом звучащая фуга ре минор являются композициями, которые в состоянии узнать каждый, даже далекий от музыки человек.

Фуга была написана методом скрытой полифонии, благодаря которой звучание фактуры приобрело густой и плотный характер.

Сборники произведений для клавира - два тома ХТК (хорошо темперированный клавир). Включает в себя 24 прелюдии и 24 фуги. Они написаны во всех существующих в музыке тональностях, начиная от до мажора и заканчивая си минором. ХТК - главная книга и энциклопедия для деятельности всех последующих композиторов. Прелюдии и фуги расположены парами по одноименному принципу (до мажор/до минор и другие).

Например, фуга соль минор - произведение, служащее примером скорбной полифонии в музыке Баха. Два противоречивых образа образуют один интересный тематический дуэт. Печальное воодушевление первого прекрасно дополняется сосредоточенностью второго элемента.

В экспозиции главная тема проводится 4 раза. Сначала она прослушивается в голосе альта, затем в сопрано звучит неким ответом. С каждым последующим вступлением эмоциональное напряжение увеличивается. Оставшиеся тематические проведения проходят в низком регистре.

Полифонические вариации

Вариация на основе полифонии - музыкальная форма, в которой проходит неоднократное проведение темы с контрапунктными изменениями.

Сочинения Баха - это целая энциклопедия из полифонических вариаций.

Ярчайшие примеры:

  • циклы хоральных полифонических вариаций;
  • "Канонические вариации на рождественскую песню" (BWV 769);
  • "Гольдберговские вариации", которые насыщены полифоническим варьированием;
  • фуги и фугетты, начинающиеся с номера BWV 944 и заканчивающиеся BWV 962 по списку;
  • пассакалья до минор (BWV582) и еще множество других произведений.

Инвенции

Инвенция - сочинение небольшого размера полифонического характера, написанное в двух- или трехголосном складе. Такое название относится только к 15 пьесам, остальные Бах прозвал фантазиями или симфониями. Они представляли особые жанры, но при этом не соответствовали статусу "самостоятельного полифонического произведения". Некоторые относились к фугам, другие же были канонами.

В нескольких сочинениях, сближенных с фугой, тема в начале звучала не в том виде, к которому все привыкли по баховской классике жанра. Одному голосу сразу сопоставлялась отдельная от основной темы мелодия.

Как и в других многочисленных произведениях, полифонии Баха в инвенциях также обладали характерными только для них чертами. Например, симфония фа минор имела элементы двухчастной формы сонаты.

Известен факт о том, что композитор, сочиняя инвенции, ставил на первый план не только художественный аспект, но и педагогический. С помощью них было возможно оттачивать технику полифонии и наглядно демонстрировать методы певучего, связного и мелодического проведения голосов.

Инвенции представляют собой свободу форм, даже если и промежуточную. Они считаются эталонными образцами полифонии Баха.

Произведением, явившимся величайшим достижением композитора и его исповедью, стала месса си минор. Она была написана для вокалиста, хора и оркестра. Хоровые номера пропитаны полифонической фактурой.

Она состоит из 5 текстов:

  1. "Господи, помилуй" - 3 номера.
  2. "Слава" - 9 номеров.
  3. "Верую" - 9 номеров.
  4. "Свят" - 4 номера.
  5. "Агнец Божий" - 2 номера.

При жизни И. С. Баха произведение не было исполнено целиком ни разу. Только в 1859 году в городе Лейпциге месса смогла дебютировать под дирижированием Карла Риделя.

Итог

Полифонии фугах и хоралах музыки Баха были неким бесконечным родником вдохновения, который продолжал изливаться в работах последующих композиторов.

от греч. poly - много, многое и phone - звук, голос) - вид музыкального многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных мелодических линий (голосов). П. логически противостоит гомофонии (от греч. homos-равный, общий, мелодия с сопровождением) и гетерофонии (от греч. heteros - другой), характерной для народной музыки и возникающей в результате одновременного звучания вариантов одного напева. В музыке последних столетий эти виды многоголосия часто сливаются, образуя смешанный лад. В отличие от гомофонии, расцветшей в новое время, предполагающая равноценность голосов П. господствовала в музыке средневековья (с IX в.) и Возрождения (хоровая П. строгого стиля), достигла вершины в творчестве И. С. Баха и сохраняет свое значение в наше время. Воспринимая полифоническую музыку, слушатель как бы погружается в созерцание всей музыкальной ткани. В сплетении множества голосов ему открывается- красота мироздания, единство в многообразии, противоречивая полнота сущностных сил человека, гармония импровизационно-свободного строения линий и продуманной упорядоченности целого. Соответствие П. наиболее глубоким свойствам человеческого мышления и мирочувствия обусловило употребление этого понятия в широком метафорическом и эстетическом смысле (напр., идея Бахтина о полифонической структуре романа).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИФОНИЯ

от греч. polys - многочисленный, phone - звук, голос) - понятие музыковедения, означающее вид многоголосия в музыке, основанный на гармоническом равноправии голосов. Переосмыслено М. М. Бахтиным ("Проблемы творчества Достоевского", 1929), придавшим ему более широкое философско-эстетическое значение, характеризующее не только стиль литературного романа, но и метод познания, концепцию мира и человека, способ отношений между людьми, мировоззрениями и культурами. П. берется в тесном единстве с др. близкими понятиями - "диалог", "контрапункт", "полемика", "дискуссия", "спор" и т. д. Концепция полифонического диалогизма Бахтина покоится, прежде всего, на его философии человека, согласно к-рой сама жизнь человека, его сознание и отношения с др. имеют диалогическую природу. В основе человеческого, по Бахтину, лежит межчеловеческое, интерсубъективное и интериндивидуальное. Два человеческих существа составляют минимум жизни и бытия. Бахтин рассматривает человека в качестве неповторимой индивидуальности и личности, подлинная жизнь к-рой доступна только диалогическому проникновению в нее. Что касается полифонического романа, то главную его особенность составляет "множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов", чем он принципиально отличается от традиционного, монологического романа, в к-ром безраздельно господствует единый мир авторского сознания. В полифоническом романе устанавливаются совершенно новые отношения между автором и созданными им героями: то, что раньше делал автор, теперь делает герой, освещая себя самого со всех возможных сторон. Здесь автор говорит не о герое, а с героем, давая ему возможность ответить и возразить, отказываясь от монопольного права на окончательное осмысление и завершение. Сознание автора при этом активно, но эта активность направлена на углубление чужой мысли, на раскрытие всего заложенного в ней смысла. Бахтин остается верным диалогическому подходу при рассмотрении стиля, истины, др. проблем. Его не устраивает известное определение стиля, согласно к-рому стиль - это человек. В соответствии с концепцией диалогизма для понимания стиля нужно по меньшей мере два человека. Поскольку мир полифонического романа не является единым, а представляет собой множество миров равноправных сознаний, постольку этот роман многостилен или даже бесстилен, ибо в нем народная частушка может сочетаться с шиллеровским дифирамбом. Вслед за Достоевским Бахтин выступает против истины в теоретическом смысле, истины-формулы, истины-положения, взятой вне живой жизни. У него истина экзистенциальна, она наделена личностным и индивидуальным измерением. Он не отвергает понятие единой истины, однако считает, что из него вовсе не вытекает необходимость одного и единого сознания, оно вполне допускает множественность сознаний и точек зрения. Вместе с тем Бахтин не становится на позиции релятивизма, когда каждый сам себе судья и все правы, что равносильно тому, что никто не прав. Единая истина, или "истина в себе", существует, она представляет собой горизонт, к к-рому движутся участники диалога, причем никто из них не может претендовать на законченную, завершенную и тем более абсолютную истину. Спор не рождает, но приближает к единой истине. Даже согласие, отмечает Бахтин, сохраняет свой диалогический характер, никогда не приводит к слиянию голосов и правд в единую безличную правду. В своей концепции гуманитарного знания в целом Бахтин также исходит из принципа П. Он считает, что методами познания гуманитарных наук являются не столько анализ и объяснение, сколько интерпретация и понимание, принимающие форму диалога личностей. При изучении текста исследователь или критик всегда должны видеть его автора, воспринимая последнего как субъекта и вступая с ним в диалогические отношения. Принцип П. и диалога Бахтин распространяет на отношения между культурами. Полемизируя со сторонниками культурного релятивизма, к-рые в контактах культур усматривают угрозу для сохранения их самобытности, он подчеркивает, что при диалогической встрече культур "они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются". Концепция П. Бахтина стала значительным вкладом в разработку совр. методологии гуманитарного знания, оказала большое влияние на развитие всего комплекса гуманитарных наук.

Французские сюиты: №2 до минор- Сарабанда, Ария, Менуэт. Маленькие прелюдии и фуги.Тетр.1: до мажор, фа мажор; Тетр.2: ре мажор.

Избранные произведения. Вып.1. Сост. и ред.Л.Ройзмана: Аллемандра ре минор, Ария соль минор, Три пьесы из нотной тетради В.Ф. Баха.

Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда, Жига, Прелюдия, Аллеманда.

Избранные произведения для фортепиано. Сост. и ред. Л.Ройзмана.

Шесть маленьких фуг: №1 до мажор, №2 до мажор, №3 ре мажор;

Крупная форма:

Гендель Г. Соната до мажор «Фантазия». Концерт Фа мажор,ч.1.

Грациоли Г. Соната соль мажор.

Клементи М. Соч.36 Сонатина ре мажор,ч.1. Соч.37 Сонатины: ми-бемоль мажор, ре мажор. Соч. 38 Сонатины: соль мажор,ч.1, си-бемоль мажор.

Мартини Д. Соната ми мажор, ч.2.

Рейнеке К. соч.47 Сонатина №2,ч.1. Рожавская Ю. Рондо (Сборник педагогических пьес украинских и советских композиторов).

Шуман Р. соч.118 Соната соль мажор для юношества, ч.3,ч.4. Сонаты, Сонатины: ля минор, си-бемоль мажор.

Щтейбельт Д.Рондо до мажор.

Пьесы:

Беркович И. Десять лирических пьес для фортепиано: Украинская мелодия (№4). Бетховен Л. Аллеманда, Элегия.

Даргомыжский А. Вальс «Табакерка».

Дварионас Б. Маленькая сюита: Вальс ля минор.

Кюи Ц. Аллегретто До-мажор.

Ладухин А. Соч.10,№5,Пьеса.

Прокофьев С. соч.65.Детская музыка: Сказочка, Прогулка, Шествие кузнечиков.

Раков Н. 24 пьесы в разных тональностях: Снежинки, Грустная мелодия.

Новелетты: Вальс фа-диез минор.

8 пьес на тему русской народной песни: Вальс ми минор, Полька, Сказка ля минор.

Эшпай А. «Перепелочка»

Этюды:

Бертини А. 28 избранных этюдов из соч.29 и 42: №№ 1,6,7,10,13,14,17.

Геллер С. 25 мелодических этюдов:№№ 6,7,8,11,14-16,18.

Жубинская В. Детский альбом: Этюд.

Лак Т. 20 избранных этюдов из соч. 75 и 95: №№ 1,3-5,11,19,20.

Лешгорн А. Соч.66.Этюды: №№ 6,7,9,12,18,19,20. Соч. 136.Школа беглости. Тетр.1 и 2 (по выбору).

Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано. Вып.5 (по выбору).

Избранные этюды и пьесы русских и советских композиторов. Тетр.3 (по выбору).

Формы и методы контроля

Аттестация:

Оценка качества реализации программы «Фортепиано» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические концерты, прослушивания, технические зачеты.

  1. Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации программы «Слушание музыки» должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими Федеральными Государственными требованиями.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательное учреждение должно соблюдать своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Минимально необходимый для реализации в рамках программы «Слушание музыки» перечень аудиторий и материально-технического обеспечения включает в себя:

    учебные аудитории для мелкогрупповых занятий с фортепиано;

    учебную мебель (столы, стулья, стеллажи, шкафы);

    наглядно-дидактические средства: наглядные методические пособия, магнитные доски, интерактивные доски, демонстративные модели;

    электронные образовательные ресурсы: мультимедийное оборудование;

    помещение для фоно-, видеотеки (класс).

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, современного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Творческая местерская «Музыка без границ»

фортепиано

Руководитель

МОУ ДОД «Детская школа искусств» г. Пугачев

Email: *****@***com

Любимый Бах –

полифония Баха в моей жизни

Руководитель:

специального фортепиано

Пугачев 2013

Мне дорог Бах, ну как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало.
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являла благодать.

Н. Ушаков

– немецкий композитор, органист, чье творчество относится к первой половине XVIII века и принадлежит эпохе барокко . Это время высшего расцвета полифонии в произведениях Баха.

«Музыка – это наука и искусство с умом подбирать подходящее и приятное звучание, правильно сочетать их друг с другом и красиво исполнять…» - так писал видный теоретик Иоганн Маттезон.

Малоизвестно, что во времена Баха на музыку смотрели не как на искусство, а как на разновидность математической науки. Обучение музыке было обязательным. Уроки пения относились к тем занятиям, которые должны были проводиться ежедневно. Кантер - преподаватель в немецкой школе XVII века, должен был иметь хорошее музыкальное образование, позволяющее ему вести уроки латыни, математики, пения, обучать игре на различных инструментах и даже композиции.

А каждый ученик в школе должен был владеть нотной грамотой, уметь петь по нотам довольно сложные произведения. Даже возникли такие жанры, как «школьная опера», «школьная драма», их писал даже сам И. Кунау. Обучение музыке рассматривалось как фундамент общего образования.

«Кто знает это искусство, тот хороший человек, искусный ко всему. Мое совершеннейшее убеждение, что после теологии и философии, нет такого искусства, которое могло бы сравняться с музыкой», писал великий реформатор Мартин Лютер.

Такие идеи во многом определили пути развития музыкального образования Германии.

Как раз детские и юношеские годы Себастьяна пришлись на период наивысшего подъема школьного образования в Германии. Бах был очень одаренным и попал в наилучшую для себя среду. Он происходил из огромного музыкального семейства Бахов, ветки которого тянутся еще с XVI века – это огромный музыкальный цех. Каждый мальчик рода Бахов должен был обязательно учиться музыке. Кто стал церковным органистом, кто городским музыкантом, кто музыкантом любителем, а кто странствующим «шпильманом» - это играющий человек.

Маленький Бах поражал своим мастерством исполнения, богатством своих импровизаций. Он владел игрой на скрипке, альте, клавесине и других клавирных инструментах, мог руководить хором, оркестром, солистами. Владея основами гармонии и контрапункта, он обладал всеми композиторскими навыками, которые потом передал своим детям и ученикам. Известны «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», «Маленькие прелюдии», «Инвенции», «24 Прелюдии и фуги ХТК». Все эти произведения были написаны Бахом в педагогических целях для своих маленьких детей и учеников. Известно, что детей у Баха было 20 детей. Многие из них умерли еще маленькими, а четверо стали великими музыкантами, композиторами. Музыка была опорой в его семейной жизни, он творил и жил музыкой. Еще Бах был талантливым педагогом. Он строго следил за музыкальным вкусом своих учеников, приучал их к истинно прекрасной музыке.

Его музыка кажется сложной, трудной, написанной по строгим законам и правилам той эпохи. Эта музыка, требующая активного участия интеллекта, большого внимания, интереса и трудолюбия. Её не нужно досказывать, дорисовывать – её нужно знать. В основе баховской музыки лежит строгая математическая закономерность, её можно сравнить со сложными уравнениями высшей математики. Поэтому её и любили многие математики и физики, например, Эйнштейн.

Себастьян уже в 9 лет остался сиротой, умерли его мать, затем через год отец. Рано ему пришлось становиться самостоятельным. В 15 лет он стал певчим и уже написал сборник “36 хоралов”, а в 18 стал церковным органистом и мог самостоятельно сопровождать богослужение . Уже тогда он проявлял многочисленные способности, большой ум, и никто не мог сомневаться в его гениальности. Он был скромен, индивидуален, независимой и очень закрытой личностью. Может это сказались потери детства, что в его музыке много глубины, грусти, печали. Но я – человек весёлый, и мне нравится играть его виртуозные произведения, такие как “Двухголосная инвенция d-moll”, «Прелюдия и фуга» B-dur, I том ХТК.

Со всеми вышеперечисленными сборниками Баха я знакома с первого класса, так как Бах – любимый композитор моего педагога. Его произведения играет весь наш класс. Я помню его менуэты, полонезы, маленькие прелюдии. Сейчас я учусь в 5 классе, и мы работаем над Прелюдией и фугой B-dur из первого тома ХТК. Но из того, что я уже играла, хочу рассказать о моей любимой инвенции №4 d-moll.

Пройдя путь от простого к сложному, я уже чувствую его стиль, понимаю его язык и уже не пугаюсь «черного текста» его фуг, ведь рядом со мной мой педагог, который подскажет, как увидеть и понять внутреннюю жизнь каждого голоса.

DIV_ADBLOCK435">

3. И правильно ее трактовать – это определит и характер всего произведения.

Протяженность темы – два такта. Стремительная, энергичная, она устремляется вверх, внезапно падает вниз на уменьшенную септиму да еще с гармонической VII ст., что придает особую напряженность; и тут же скачок заполняется таким же стремительным движением вниз.

Промчавшись два такта, тему подхватывает второй голос в той же тональности, в том же настроении, но тема в первом голосе не заканчивается, ее в противосложении подхватывают острые, цепкие восьмушки и своим скачкообразным движением еще больше возбуждают тему и придают ей еще больший накал и энергию. Но и это еще не все – тема вновь повторяется в первом голосе и в той же тональности, – какая последовательность, какое единство! Требуется предельная активность внимания.

Развивая тему, Бах часто берет ее самый живой мотив и создает на его основе непрерывное движение. В данном случае это взлет и падение на ум7. И, развивая тему уже секвенциозно и уходя с ум7 на б7: ля – си бемоль (7-8 такты), далее в м7: соль-ля (9-10 такты), и опять в м7: фа-соль (11-12 такты) и м7: ми-фа (13-14 такты), как бы смягчая «пыл» темы, ее напряженность, уводя ее в светлый Фа мажор. Но в этом безостановочном движении мы «слышим» диалог между мотивами: 7-10 такты в верхнем голосе и 11-16 такты в нижнем голосе – что и приводят к фа-мажорной каденции.

Проявляется одна из особенностей баховского стиля – когда кульминация части вливается в каданс.

Здесь нужно показать самостоятельность каждого мотива, не нарушая движения, то что главное в полифонии – ее непрерывная текучесть.

В центре внимания композиторов XVII-XVIII вв. были важны не столько благозвучие и красота темы, сколько ее развитие и преобразование на протяжении всего произведения.

Такая непрерывная имитация называется еще канонической или просто каноном.

Тема инвенции соответствует всем требованиям к мелодии строгого стиля – волнообразность, широта, обязательное заполнение скачков, распевность.

В старинной музыке важнейшими средствами выразительности были артикуляция и ритм.

В баховскую эпоху придавали большое значение навыкам правильного разделения мелодии, это называется межмотивной артикуляцией. Она применяется для того, чтобы отделить один мотив от другого при помощи цезуры. Деление мотивов делается почти незаметно, не отрывать руки от клавиатуры на окончании предыдущего мотива, спокойно перенести ее на начало следующего мотива.

Такой прием встречается во всей полифонии Баха и овладеть им просто необходимо.

Мотивы (с 7 т) идут со слабого времени такта на сильное, они называются ямбическими.

Все тематические акценты подчинены внутренней жизни темы.

Тщательно изучая вопросы артикуляции в полифонии Баха, профессор вывел два правила:

1. прием восьмой (или восьмушки), т. е. соседние длительности играются разной артикуляцией. Например, восьмые и шестнадцатые: восьмые (более крупные длительности) играются staccato, а шестнадцатые – legato.

Динамика в инвенции скорее мелодическая связанная с внутримотивным, естественным развитием темы.

В произведение должен быть единый, строго выдержанный темп.

Особую трудность приносят трели в разработке. Часто у Баха украшением заполняется вся длительность, а здесь трель звучит на протяжении четырех тактов, где тема проходит в Фа мажоре и в ля миноре, как бы предвещая окончание репризы именно в ля миноре. Но предварительно она окрашивается и гармоническим ля минором, и мелодическим.

Тема здесь проходит как бы в удвоении широко, масштабно, все также возбужденно, но ее характер подчеркивают уже не восьмые, а продолжительная трель. Важно, чтобы она звучала легко, свободно, подгоняя, а не утяжеляя тему.

В репризе звучность и динамический подъем усиливается многократными повторениями темы, выливающимися в энергичную, яркую каденцию.

Тема вступает то в верхнем, то в нижнем, то опять в верхнем голосе, как бы перебивая друг друга, – то в соль миноре гармоническом, то в ля миноре, то в ре миноре мелодическом. И Бах остужает этот спор… появлением на вершине накала тоники, после которой наступает разрядка динамического напряжения.

Если обратиться к символике Баха, то здесь все есть:

1. восходящие взлеты – воскресение

2. фигуры вращения – образ шумной толпы

3. ход на сексту – радостное возбуждение

4. акцент на слабой доле (14 т.) – восклицание

5. трель – бег, веселье.

Мы знаем, что пальцы рук неодинаковы по величине, не одинаковы они и по свойства. Бах же стремился добиться того, чтобы пальцы обеих рук были одинаково сильны и применялись с одинаковой легкостью и чистотой исполнения и двойных нот, и пассажей, и трелей.

Очень много надо работать, чтобы легко получились такие места, где одни пальцы играют трель, а другие ведут тему.

Трудно играть музыку, в которой тема звучит много раз. Вроде бы ее надо везде выделить, показать, но не везде удается.

Трудно собраться – допускаешь много случайностей.

Музыка такая же красивая, как и трудная.

Я должна думать о каждом из них, слышать каждого из них.

Очень сложно, самое главное – их не запутать, не создать хаоса.

Конечно, мы познакомились с различными редакциями инвенции, и я знаю, что в школе используют редакцию Бузони. Но мы работали с инвенцией, используя уртекст, и все термины, которые встречаются в работе, мы отметили в уртексте разными красками, чтобы я лучше поняла строение произведения. Мы много прослушали музыку прелюдий в записи, и больше всего, нам понравилось исполнение Гленна Гульда – вот такое звучание инвенции я себе и представляла.

Я еще не совсем понимаю, как должно звучать по-баховски, но я знаю точно, что это должно быть грамотно, в характере, чисто, внимательно, строго и красиво.

А еще, мне нравится, когда говорят кратко, мудро – но понятно!

Согласно статистике сейчас музыка – самая исполняемая музыка в мире. У него самое большое количество биографов.

«Его знают все – и не знает никто! – великая тайна!»

А вы знаете, что запись «Бранденбурского концерта №2» в 1977 году отправилась в космос на борту американского космического корабля «Вояджер» - это признание величия Баха землянами. Его музыка летит навстречу новым цивилизациям.


коснутся клавиш отрешенно
мы все ведомые седым артистом
вступаем в Баха мир бездонный.

В тот миг, как пальцы органиста
спугнут две черно-белых стаи
с седым артистом в мир тернистый
войдем для постижения тайны



Детская комната