Статья 71 закона о контрактной системе. Несостоявшийся аукцион
Как известно, 44 Федеральный закон о закупках предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме. В приведенной ниже таблице штрафов по 44-ФЗ вы сможете точно определить, какая ответственность предусматривается за нарушение конкретного положения Федерального закона.
Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.
Заключение договора (или контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать условия, на которых вдальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.
Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.
В соответствии с Законом № 44-ФЗ поставщик подтверждает своё участие в электронных торгах на заключение госконтракта путём направления заказчику заявки. Заявка на участие в аукционе подается в электронном виде и содержит две части, которые одновременно направляются оператору электронной электронной торговой площадки.
Законом № 44-ФЗ устанавливается несколько различных способов конкурентного определения поставщиков. Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках данного закона является запрос котировок.
Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках закона № 44-ФЗявляется запрос предложений. Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.
Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.
Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No 44-ФЗ. Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.
Одним из механизмов, препятствующих недобросовестному участию поставщиков в конкурсах и аукционах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями закона о контрактной системе No 44-ФЗ, является предоставление обеспечения заявки. Обеспечением заявки на участие в конкурсе может служить как гарантия, выданная банком, так и денежные средства участника, в электронном аукционе – только деньги участника.
1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
А) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
Б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
2. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником:
части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику вторую часть заявки на участие в таком аукционе, поданной данным участником, а также информацию и электронные документы данного участника, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление единственному участнику такого аукциона;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
А) решение о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и данной заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует эта заявка;
Б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:
1) оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 20 статьи 68 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы участников такого аукциона, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомления участникам такого аукциона;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает вторые части этих заявок и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол подведения итогов такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
А) решение о соответствии участников такого аукциона и поданных ими заявок на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе или о несоответствии участников такого аукциона и данных заявок требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствуют данные заявки, содержания данных заявок, которое не соответствует требованиям документации о таком аукционе;
Б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участников такого аукциона и поданных ими заявок на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе или о несоответствии участников такого аукциона и поданных ими заявок требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:
А) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе;
Б) единственным участником такого аукциона, если только один участник такого аукциона и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе.
3.1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем, контракт с участником такого аукциона, подавшим указанную заявку, заключается в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66 , частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судебная практика по статье 71 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ
-
Бюджетные учреждения в ходе своей работы осуществляют закупки товаров или услуг через электронные открытые аукционы. Победителями таких аукционов признаются компании или частные лица, предложившие самую низкую цену за выполнение заказа.
Выбор исполнителя заказа в случае, когда аукцион не состоялся, зависит от причины отмены торгов и регулируется положениями ст. 71 закона № 44 .
Основные положения
Несостоявшимся аукцион закупок называют в том случае, если торги на понижение не были проведены. Причины отсутствия торгов могут быть следующими:
- только один потенциальный заявил о желании участвовать в торгах;
- среди всех поданных только одна отвечает необходимым требованиям ;
- никто из зарегистрированных не начал торги во втором этапе конкурса;
- никто не заявил о желании участвовать в конкурсе ;
- ни один из участников не отвечает требованиям .
Последствия признания аукциона несостоявшимся
Если закупочная комиссия признала аукцион несостоявшимся, то возможны следующие варианты:
- заключение договора на выполнение заказа с ;
- организация новой закупки со сниженной максимальной ценой контракта ;
- выбор исполнителя путем .
Договор с единственным заявителем заключается в случае, если обе части поданной им заявки одобрены конкурсной комиссией.
Важно знать, что новая закупка с более низкой максимальной ценой после признания аукциона несостоявшимся может быть организована только с теми же параметрами требуемого товара, пакета услуг или работ.
Например, если предметом несостоявшейся закупки являлась поставка оргтехники для , то в условиях новой закупки для оргтехники должны указываться те же характеристики, страна происхождения и количество, что и в условиях прежней закупки.
При признании аукциона несостоявшимся заказчик также вправе не проводить новую закупку, а выбрать исполнителя путем запроса предложений в порядке, предусмотренном параграфом 4 гл. 3 закона № 44 .
Запрос предложений предполагает определение исполнителя, предложившего самые оптимальные характеристики требуемого товара или услуги.
Организация новой закупки или проведение запроса предложений осуществляется в случае, когда на аукцион не было подано заявок или ни одна из них не отвечает требованиям заказчика.
В конце 2017 года законодатели одобрили ряд федеральных законов, содержащих массу поправок в Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Все последние изменения в 44-ФЗ агрегируются следующими статьями:
Обзор изменений позволяет постатейно сравнивать редакции 44-ФЗ
В данной статье мы рассматриваем следующие новшества 44-ФЗ:
Изменения в торговых процедурах
Изменения в торговых процедурах
Открытый конкурс
Статьи 49-53 44-ФЗ содержат следующие изменения:
- Изменен состав извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации;
- Изменен состав и порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
- Изменены основания для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
- Исключена возможность подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронных документов.
Важно отметить, что с 1 июля 2018 года открытый конкурс больше не является основным способом закупки (исключены слова «заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса») (п. 2 ст. 48 44-ФЗ).
Открытый конкурс в электронной форме: заявка в 3х частях и переторжка
Закон № 44-ФЗ дополнен статьями 54.1-54.7, регламентирующими проведение открытого конкурса в электронной форме. Устанавливаются:
- Состав извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
- Состав конкурсной документации;
- Порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- Порядок рассмотрения (оценки) первых и вторых частей заявок;
- Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме фактически состоит из трех частей: техническое предложение, сведения об участнике и предложение участника о цене контракта (п. 2 ст. 54.4 44-ФЗ).
При проведении открытого конкурса в электронной форме возможна переторжка в виде подачи окончательных предложений о цене контракта. Участник вправе подать только одно окончательное предложение (п. 1 ст. 54.6 44-ФЗ).
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
Величина снижения НМЦК / шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% НМЦК, но не менее 100 рублей (п. 6 ст. 68 44-ФЗ).
Запрос котировок
Статьи 73, 78, 79 44-ФЗ содержат следующие изменения:
- Изменены требования, предъявляемые к порядку проведения запроса котировок;
- Изменен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок;
- Изменены последствия признания запроса котировок несостоявшимся.
Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов.
Запрос котировок в электронной форме
Закон 44-ФЗ дополнен статьями 82.1-82.6, регламентирующими проведение запроса котировок в электронной форме. Устанавливаются:
- Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме;
- Порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок на участие;
- Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.
Условия использования заказчиком запроса котировок в электронной форме: НМЦК не должна превышать 500 000 рублей, годовой объем закупок не более 10 % СГОЗ (или не более 100 млн. руб.).
Запрос предложений
Статьи 83 44-ФЗ содержит следующие изменения:
- Изменены требования к составу извещения о проведении запроса предложений;
- Изменен порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений;
- Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе предложений в форме электронных документов.
Признание электронного аукциона несостоявшимся больше не является основанием для проведения запроса предложений.
Запрос предложений в электронной форме
Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.1, регламентирующей проведение запроса предложений в электронной форме. Устанавливаются:
- Состав извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме;
- Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
- Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения окончательных предложений;
- Последствия признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся.
Заключение контракта по результатам электронной процедуры
Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.2, регламентирующей заключение контракта по результатам электронной процедуры:
- Устанавливается порядок заключения контракта, а также сроки размещения и подписания проекта контракта;
- Заказчик размещает и подписывает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС;
- Победитель закупки осуществляет подписание контракта на электронной площадке;
- Контракт заключается не ранее чем через: 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола (конкурсы в электронной форме, электронный аукцион); 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола (запрос котировок и запрос предложений в электронной форме);
- Допускается формирование победителем закупки протокола разногласий, но к каждому проекту контракта можно направить только один протокол разногласий;
- В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер.
44-ФЗ 2018: Изменения для поставщиков
С 1 июля 2018 года - только усиленные квалифицированные электронные подписи!
После указанной даты использование неквалифицированных электронных подписей для участия в электронных закупках станет невозможным (ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Смена ЭЦП возможна в любом аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре.
Выпуск усиленных квалифицированных ЭЦП / КЭП в Северо-Западном Удостоверяющем Центре осуществляется в течение 30 минут с момента обращения.
Регистрация в ЕИС до конца 2018 года. Автоматическая аккредитация на ЭТП в 2019
Регистрация участников закупок в Единой информационной системе станет обязательной с 1 января 2019 года . До этого момента, т.е. в течение всего 2018 года поставщики могут зарегистрироваться в ЕИС в добровольном порядке в любое удобное время. Регистрация в ЕИС означает внесение поставщика в реестр участников закупок и позволит ему подавать заявки на участие в торгах.
Если законодателями не будет уточнено дополнительно, то порядок регистрации будет выглядеть следующим образом:
- поставщик отправляет бесплатную заявку и получает бесплатную регистрацию в реестре участников в ЕИС на три года,
- в течение одного рабочего дня после регистрации в ЕИС поставщика аккредитуют на своих площадках операторы ЭТП. Аккредитация также бесплатна и будет действовать три года. Вся информация об участнике закупки будет получена оператором ЭТП из ЕИС и открытых гос. источников. Дополнительных документов и сведений оператор ЭТП не вправе запрашивать у участника.
Регистрация в ЕИС оффшорных компаний в качестве участников закупки не допускается.
Вся информация о регистрации участников закупок в ЕИС будет изложена в ст. 24.2 44-ФЗ (введена п. 11 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ) и вступает в силу с 1 января 2019 года . В свою очередь утрачивают силу ст. 61 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок аккредитации на ЭТП (с 01.01.2019) и ст. 62 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок ведения реестра участников электронного аукциона (с 01.01.2020).
С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС (п. 47 ст. 112 44-ФЗ).
Следует отметить, что закон не ограничивает электронные торговые площадки в праве устанавливать плату за участие в электронных процедурах и их проведение. Однако не допускается взимание платы за предоставление доступа к информации о закупке.
Типовая форма заявки на участие, типовая документация о закупке
Скажем сразу, типовая форма заявки в 44-ФЗ на данный момент не утверждена. Однако Правительство РФ планирует определить типовую форму заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика (п. 5 ст. 24.1 44-ФЗ). Также, Правительство планирует разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке, что позволит представлять информацию для участников закупки в понятном и единообразном виде.
Такие типовая заявка и типовая документация после разработки и утверждения Правительством будут обязательны для применения всеми заказчиками и поставщиками.
Что касается форм заявок на участие, то унификация не станет грандиозным новшеством, поскольку уже сейчас в конкурсах и котировках на бумаге используются типовые формы, обязательные для применения.
Малые закупки до 5 млн освобождаются от обеспечения
Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает пять миллионов рублей (п. 1 ст. 44 44-ФЗ). Данное условие вступает в силу с 1 июля 2018 г .
Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта (п. 16 ст. 44 44-ФЗ).
Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.
Отказ от обеспечения при организации малых закупок дает возможность заказчику привлечь к участию в закупке больше поставщиков и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.
Обеспечение заявки деньгами на спец. счет или банковской гарантией
С 1 июля 2019 год а участник закупки вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения заявки (п. 2 ст. 44 44-ФЗ): денежными средствами, внесенными на специальный счет в банке, или в виде банковской гарантии.
Использование спец. счетов для размещения денежных средств обеспечения станет функционировать уже с 1 июля 2018 года , когда заработают новые электронные процедуры. уже определен Правительством РФ. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками, а банки, в свою очередь, по запросу операторов ЭТП будут блокировать денежные средства участника закупки в размере обеспечения заявки или перечислять их на счет заказчика или в бюджет РФ (п. 11 ст. 44 44-ФЗ).
Банковская гарантия
С 1 июля 2018 года приостанавливается размещение информации о банковских гарантиях на сайте ЕИС (п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).
Новое требование к участникам закупки
Перечень требований к участникам закупки (ст. 31 44-ФЗ) дополнен пунктом 11 с требованием отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Реестр недобросовестных поставщиков
С 11 января 2018 года в ситуации уклонения победителя закупки от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию о недобросовестном поставщике, а также документы, подтверждающие уклонение от заключения контракта (п. 4 ст. 104 44-ФЗ). Такую процедуру заказчик обязан выполнить независимо от заключения контракта со следующим участником закупки.
С 1 июля 2018 года такое же правило будет работать при осуществлении закупок у единственного поставщика.
С 11 января 2018 года в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.
Электронные площадки
Проведение электронных процедур осуществляется на отобранных ЭТП, а проведение закрытых электронных процедур будет обеспечиваться специализированными ЭТП.
Правительство РФ устанавливает единые и дополнительные требования к ЭТП (специализированным ЭТП), а также утверждает перечень операторов ЭТП, соответствующих требованиям (ст. 24.1 44-ФЗ).
Антидемпинговые меры
Определен порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки (обоснования цены), при проведении электронного конкурса (п. 5,10 ст. 37 44-ФЗ).Отмена закупки
С 1 июля 2018 года при проведении электронных процедур оператор ЭТП возвращает заявки участникам закупки в течение 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением участников об отмене такой процедуры.
44-ФЗ 2018: Изменения для заказчиков
Новые электронные процедуры
С 1 июля 2018 года заказчики / организаторы торгов по желанию смогут проводить в электронной форме следующие виды открытых закупочных процедур (п. 43 ст. 112 44-ФЗ):
- открытый конкурс в электронной форме (ст. 54.1 - 54.7 , 55.1 44-ФЗ);
- конкурс с ограниченным участием в электронной форме (ст. 56.1 44-ФЗ);
- двухэтапный конкурс в электронной форме (ст. 57.1 44-ФЗ);
- запрос предложений в электронной форме (ст. 83.1 44-ФЗ);
- запроса котировок в электронной форме (параграф 3.1 44-ФЗ).
Таким образом, открытых электронных процедур станет 6, включая действующий в настоящее время электронный аукцион.
В электронной форме будут проводится и закрытые процедуры:
- закрытый конкурс;
- закрытый конкурс с ограниченным участием;
- закрытый двухэтапный конкурс;
- закрытый аукцион.
Закрытые электронные процедуры будут проводиться на специализированных электронных площадках.
С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика , за исключением случаев осуществления закупок, указанных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 44-ФЗ.
Разделение закупки на лоты отменяется
С 1 июля 2018 года выделение лотов исключается для следующих конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур (п. 6 ст. 24 44-ФЗ).
Из бумажных процедур делить на лоты можно будет только в конкурсах - и только до 2019 года.
Новые правила описания объекта закупки
С 11 января 2018 года из правил описания объекта закупки исключено требование объективного характера описания объекта закупки и расширена возможность использования товарных знаков в отношении объекта закупки.
Отказ от заключения контракта
С 11 января 2018 года в случае отказа от заключения контракта с победителем по п. 9-10 ст. 31 44-ФЗ :
- победитель признается уклонившимся от заключения контракта (при отказе согласно пп. 2 п. 10 ст. 31 44-ФЗ),
- заказчик вправе заключить контракт со «вторым» местом (п. 11 ст. 31 44-ФЗ).
Порядок процедуры отказа от заключения контракта не изменился.
Извещение о проведении закупки
С 1 июля 2018 года вносятся изменения в ст. 42 44-ФЗ , регламентирующую состав извещения о проведении закупки: скорректированы п. 3-4, добавлены п. 9-11.
Реестр контрактов
С 1 июля 2018 года документы и информация, формируемые по результатам осуществления закрытых закупок, не будут доступны в реестре контрактов (п. 5 ст. 103 44-ФЗ).
С этой же даты сроки размещения информации в реестре контрактов увеличиваются до 5 рабочих дней.
Контроль в сфере закупок
С 11 января 2018 года физическое лицо, не являющееся участником закупки, вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) при осуществлении закупок, положения документации (извещения) даже если его права и законные интересы не нарушены. Такие обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Рассмотрение жалоб участников закупок, осуществляющих общественный контроль общественных объединений или объединений юридических лиц происходит согласно положениям гл. 6 44-ФЗ .
С 1 июля 2018 года в число объектов для проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок добавлены операторы специализированных электронных площадок.
Изменения плана-графика
Общее правило: изменения в план-график по каждому объекту закупки могут вноситься не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в закупке закрытым способом.
Введенное с 1 июля 2018 года исключение: для конкурса (электронного конкурса), электронного аукциона, запроса котировок (электронного запроса котировок), запроса предложений (электронного запроса предложений) и закупок у единственного поставщика, признанных несостоявшимися - изменения в план-график могут вноситься не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки / приглашения к участию в закупке закрытым способом (п. 14 ст. 21 44-ФЗ).
Закупка у единственного поставщика
С 1 июля 2018 года вступают в силу новые основания для закупки у единственного поставщика (п. 25.1-25.3 ст. 93 44-ФЗ). Контракт с единственным поставщиком заключается по результатам несостоявшихся процедур в электронной форме. При этом получение согласования заключения такого контракта не требуется.
Такие закупки у единственного поставщика, осуществленные по результатам несостоявшихся электронных процедур с учетом ограничений для СМП/СОНКО, учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.
Закупки у СМП / СОНКО
С 1 января 2019 года при определении объема закупок у СМП / СОНКО в расчет СГОЗ не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением закупок, которые осуществлены по результатам несостоявшихся процедур с учетом ограничения для СМП/СОНКО или субподряда из числа СМП/СОНКО (п. 12 ст. 1 504-ФЗ).
Уточнены действия заказчика в случае, когда закупка признана несостоявшейся (не было подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены) (пп. В п. 12 ст. 1 504-ФЗ):
- заказчик вправе отменить ограничение и осуществить закупки на общих основаниях,
- такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.
В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.
В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.
Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.
Единственная заявка — порядок действий
Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.
Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.
При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.
Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.
Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.
Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.
Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки
Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.
Итак, тендер признается несостоявшимся, если:
подана одна заявка;
отсутствие заявок;
зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;
в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.
Несостоявшийся аукцион — последствия
Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.
Повторные торги
Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.
Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.
ООО МКК "РусТендер"
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
15.06.2019Пособия и алименты
Решение от 29 октября 2018 г. по делу № А59-2996/2017
Арбитражный суд Сахалинской области (АС Сахалинской области)
Признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и заключения контракта по результатам его проведения установлен в статьях 59- 71 Федерального закона № 44-ФЗ. Согласно части 1 статьи 70 Федерального закона № 44-ФЗ по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных...
Решение от 24 октября 2018 г. по делу № А53-25799/2018
Арбитражный суд Ростовской области (АС Ростовской области)
Исполнителя, подрядчика) в соответствии с положениями статьи 84 Закона №44-ФЗ. Между тем электронный аукцион №0858100000117000364 осуществлялся заказчиком в открытой форме по правилам статей 59- 71 Закона №44-ФЗ. Согласно части 4 статьи 94 Закона №44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленной товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за...
Решение от 22 октября 2018 г. по делу № А20-3923/2018
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)
Или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом (части 1, 4 и 5 статьи 15). Порядок проведения электронного аукциона регулируется статьями 59- 71 Закона №44-ФЗ. В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих...
Решение от 18 октября 2018 г. по делу № А10-2072/2018
Арбитражный суд Республики Бурятия (АС Республики Бурятия)
10 протокола от 14.03.2018 определено, что на основании рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается с единственным участником – ООО «ЮС-Групп». 30.03.2018 администрацией муниципального образования городское поселение «город Закаменск» (заказчик) ...