Размышляя о поставленной проблеме автор использует. Задания для самостоятельной работы

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложения 2, 11), (Б)_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_____ («капсуле» всего человечества» в предложении 13) и (Г)_____ (загадочным миром в предложении 8)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) парцелляция

3) ряды однородных членов

7) вопросительные предложения

8) диалектизм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Лео-нардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Заполним пропуски.

Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как вопросительные предложения (предложения 2, 11: «Но что может значить это определение?» «Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?»), ряды однородных членов (например, в предложениях 13, 22: «Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи...», «...он купался, летал, рвал цветы...»). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как метафора (в предложении 13 автор сравнивает «пространство знаний», которое разработал вокруг себя человек (предложение 7), с капсулой) и эпитет («загадочый мир» в предложении 8 - образное определение).

Ответ: 7359.

дублирует 1444

Ответ: 7359

Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

-существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

-наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

-деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

-местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

-причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор ,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

Формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь , в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

При помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

При помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой ,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне - все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

-восклицательные предложения ;

- диалог, скрытый диалог;

-вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

-ряды однородных членов;

-цитирование;

-вводные слова и конструкции

-Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

    Задание 1

    «Ф. А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________ (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп – (Г)_________ («головокружительной горы» в предложении 28, «коварных воронок» в предложении 29)».

    Список терминов:

    1. книжная лексика
    2. эпитет
    3. противопоставление
    4. разговорная лексика
    5. анафора
    6. олицетворение
    7. вводное слово
    8. синонимы
    9. сравнительный оборот

    Текст:

    (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды:

    – В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.

    (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных.

    (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости».

    (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.

    (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости.

    (25)Мальчишка разбил стекло.

    – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель.

    (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я».

    (31)Чего он боится? (32)Слетая с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести?

    (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно».

    (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.

    (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно.

    (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу.

    (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет.

    (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах.

    (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно.

    Пояснение

    А – предложения 24 и 29-30 содержат противопоставление (использование союза НО). Термин 3.

    Б – в предложениях 17–18, 28–29 используется анафора – повторение сходных слов в начале предложений (он ходил, он воевал, он не бегал, он не боится ). Термин 5.

    В – в предложении 22 использован сравнительный оборот (как себя, как в своей собственной ). Термин 9.

    Г – в предложениях 28 и 29 использован троп – эпитет (головокружительная гора, коварные воронки ). Термин 2.

    Правильный ответ: А-3, Б-5, В-9, Г-2

    Задание 2

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    «Речь автора текста особенно эмоциональна, когда речь идёт о красоте и богатстве русского языка. Это подчёркивает такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_______ (предложения 1, 11), а такой приём, как (Б)_______ («всё приемлет, на всё отзывается»), и такие лексические средства, как (В)_______ («сверхделовой» в предложении 12) и (Г)_______ («великий, могучий, правдивый и свободный» в предложении 18), делают речь экспрессивной, образной и позволяют глубже понять авторскую позицию».

    Список терминов:

    1. эпитет
    2. диалектизм
    3. лексический повтор
    4. индивидуально-авторские слова
    5. литота
    6. парцелляция
    7. просторечное слово
    8. фразеологизм
    9. риторическое восклицание

    Текст:

    (1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым. (3)Всё приемлет, на всё отзывается, как пушкинское эхо, больше того - он вберёт и чужестранные слова и научит их плодить новые формы (не клонировать!) от устаревших и заёмных слов. (4)Беда только, что всё это идёт порой в безобразном, безграмотном смешении.

    (5)Так, за короткий срок сумели обрусеть и даже размежеваться по значению такие привычные в среде спорта слова, как «фанатик» и «фанат», а теперь и «фан», и даже религиозный фанатизм приобретает иную окраску. (6)Были когда-то «поклонники», даже «клакёры» (франц.) театральные, а теперь фанатики размежевались с «фанатами». (7)Есть ещё футбольные фанаты (не «болельщики»), эстрадные.

    (8)Даже старомодное «приватный», когда-то редко встречаемое в обыденной речи, в словаре В. Даля толкуемое как «частный», «личный», «особенный», «домашний» («приват-доцент», «приватная беседа»), мы сумели так национализировать, что слово «приватизация» даже в бытовом, всегда чутком на оттенки языке приобрело пренебрежительное звучание, став «приХватизацией». (9)А ведь известно, что слово, герой, явление, попавшие в народный язык, в фольклор, анекдот, становятся уже «нашими», «свойскими», как остроумные словечки из фильмов Данелия, Рязанова, Гайдая.

    (10)Всюду языковое разноцветье. (11)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (12)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.

    (13)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (14)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (15)Их источник ясен. (16)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодежи, звучат с экрана, пестрят в печати?

    (17)Этот разговор может продолжить каждый, кто радеет за наш язык. (18)Он ведь и сейчас «великий, могучий, правдивый и свободный». (19)Только портим его мы сами, забывая о том, что он живой, поэтому не надо обижать его пошлостью, чужим сором, ненормативной лексикой, канцелярскими изысками, несовместимой мешаниной.

    Пояснение

    Прочитайте внимательно список терминов, данный в задании. Затем найдите в тексте предложения, указанные в рецензии, и подумайте, каким терминам они могут соответствовать.

    А – предложения 1 и 11 содержат риторические восклицания . Термин 9.

    Б – слова «всё приемлет, на всё отзывается» в 3-м предложении – это лексический повтор . Термин 3.

    В – в предложении 12 слово «сверхделовой» - это пример индивидуально-авторского слова . Термин 4.

    Г – в предложении 18 слова «великий, могучий, правдивый и свободный» - это не только цитата, это эпитеты . Термин 1.

    Правильный ответ: А-9, Б-3, В-4, Г-1

    Задание 3

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

    «Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложения 2, 11), (Б)_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_____ ("«капсуле» всего человечества" в предложении 13) и (Г)_____ («загадочным» миром в предложении 8)».

    Список терминов:

    1. сравнительный оборот
    2. парцелляция
    3. ряды однородных членов
    4. ирония
    5. метафора
    6. индивидуально-авторские слова
    7. вопросительные предложения
    8. диалектизм
    9. эпитет

    Текст:

    (1)Мы говорим иногда о людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

    (5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

    (13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления. (17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

    (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

    (однородные подлежащие – Аристотель, Архимед и т. д . – и однородные сказуемыекупался, летал, рвал ). Термин 3.

    В – в предложении 13 есть лексическое средство выразительности метафора – скрытое сравнение объема знаний с капсулой. Термин 5.

    Г – в предложении 8 использован эпитет (загадочный мир ). Термин 9.

    Правильный ответ: А-7, Б-3, В-5, Г-9

B8 № 38.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".

Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".

Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".

Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Ответ: 2, 8, 3, 6 | 2836

Композиция сочинения.

  1. Вступление . Формулировка одной из проблем исходного текста.

  2. .

  3. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме.


    1. тезис;

    2. аргументы:
а) первый аргумент;

б) второй аргумент.
V. Заключение.

Как показывает опыт, учащиеся, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, не нарушают логику сочинения – рассуждения, абзацное членение не вызывает затруднения.

Вступление в сочинении.
Вступление - важная часть сочинения. Оно формулирует темуи проблему всей работы (Приложение №3) , настраивает читателя на восприятие дальнейшего повествования. Поэтому вступлению при написании сочинения нужно уделить самое пристальное внимание.
Учитываю уровень подготовленности учащихся и предлагаю разные варианты начала сочинения:
1. Речевые клише (слабые учащиеся заучивают наизусть):

В этом тексте ставится проблема …

В данном тексте рассказывается о …

Текст … заставляет задуматься о …

Автор в своей статье пишет (говорит, спорит, размышляет) о (взаимоотношениях человека и общества; нравственных качествах человека; роли влияния среды на человека; значении искусства в духовном становлении личности).

И действительно, сколько уже написано…, сколько уже сказано о… Но, странное дело, каждый, кто обращается к этой злободневной теме, находит свои особенные слова, чтобы высказать…

2. Обозначение ключевого понятия, которое является темой текста:
Доброта… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом…

3. Вопрос:
Что такое честь?

Какова цена человеческой свободы?

О чём размышляет автор в своём тексте, какие вопросы он ставит перед читателями? Ответ как будто очевиден! Автор размышляет о…
4. Начитанным учащимся предлагаю начать с удачно подобранной цитаты:
«И вечный бой! Покой нам только снится…» , - писал когда-то А.Блок.
Основная часть.
Основная часть сочинения должна отражать понимание учениками исходного текста. Именно в этой части работы они должны показать связь своей позиции и проблем, сформированных автором. Поэтому провожу поэтапный разбор каждого содержательного критерия:


  1. Обозначить проблему, поднимаемую в тексте.

Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.


Способы формулировки проблемы:
Можно задать вопрос и ответить на него:
Как сохранить чувство собственного достоинства?

Можно использовать цитату из текста:

Проблема данного текста такова:…Она всегда волновала людей, но автору удалось придать ей своеобразное звучание…

Автор поднимает в своём тексте нравственную проблему
2. Сформулировать позицию автора и аргументировать её.
Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой.

Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции.

Можно дать комментированный пересказ текста:
Стремление убедить читателя, «заразить» его своими мыслями и чувствами проявляется в построении статьи. В самом начале автор пишет о том, что….Затем он размышляет о… В конце статьи автор говорит о том, что…Такое построение статьи придаёт выводам автора глубину и убедительность.
Можно обратить внимание на средства художественной выразительности, которые использует
Автор использует сравнение…., которое отражает его веру в нравственные возможности человека.

Можно использовать следующие формулы:
Автор использует ряд убедительных аргументов, чтобы привлечь читателя к проблеме…


  1. Сформулировать свою проблему и аргументировать её.

Аргумент - довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - т.е. приводить доказательства, аргументы.
Можно сформулировать проблему, поставленную в тексте и предложить свои способы решения этой проблемы:
Я полностью разделяю точку зрения автора на проблему и считаю, что…

В этом меня убеждает и недавно просмотренный фильм.

Прочитав этот текст, начинаешь понимать, что..

Злободневна ли проблема? Безусловно! Статья заставила нас внимательно посмотреть внутрь себя, помогла открыть в себе что-то новое.

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что мало говорить о защите природы. Надо, чтобы каждый человек понял свою ответственность перед будущим… Например, в повести… говорится о …
Если вы не согласны с позицией автора, можно начать так:
Вызывает возражение, сомнение следующие утверждения автора…

Статья вызывает противоречивые чувства: с одной стороны…, а с другой-…


  1. Аргументация собственного мнения по проблеме:

Из жизни (придумать аналогичную ситуацию). (Приложение 4)

С опорой на читательский опыт.
Заключение.
Оно должно быть небольшим по объёму и служит для выхода из темы.
Нужно показать ещё раз, что прочитанный текст учащимися понят:
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать, что…

Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что…

- … вот та мысль, которую помог понять нам … И мы должны…
Можно рассказать о тех чувствах, намерениях, которые возникли в душе после прочтения текста :
Все мы должны понять, что..

Не могу не написать о своих чувствах, которые возникли во мне после прочтения статьи. Раньше я никогда не задумывалась о том, что…
Если проблема, поднятая автором, очень сложна и не допускает простого решения, то конец может быть открытым, как правило в виде риторического вопроса:
Когда же человек придёт к осознанию своей высокой ответственности перед…?

… приводит нас к очень важному пониманию: …
На этом этапе работы учащиеся обращаются к памятке «Советы по построению сочинения» (Приложение 5 ). При написании собственного текста также используют памятку «Алгоритм работы с текстом» (Приложение 6 ).

Результативность.
Практическое использование данного опыта позволило повысить качество подготовки по предмету. 83 % выпускников 2007-2008 учебного года сдали ЕГЭ по русскому языку на «4» и «5». В 2010 – 2011 учебном году учащиеся получили высокий балл на экзамене (средний балл – 74,25 ).

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

(2007- 2008 учебный год).


Колич.

%

Успеваемость

36

100%

Качество знаний

30

83%

Выполнили на «5»

14

39%

«4»

16

44%

«3»

6

17%

«2»

-

-

Часть С.


Справились с заданиями высокого уровня сложности.

Высокий уровень

выполнения части «С»*


Средний уровень

выполнения части «С»

(14 - 9б)


Низкий уровень

выполнения части «С»

(8 – 0 б.)


Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Результаты ЕГЭ за курс средней школы показали высокий уровень подготовки учащихся.

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 11 а классе

(2010- 2011 учебный год).

Часть С.


Кол-во

%

К1

Верно сформулирована одна из проблем

1б.

27

100%

0б.

0

0

К2

Проблема прокомментирована

2б.

16

59%

1б.

11

41%

0б.

0

0

К3

Позиция автора сформулирована

1б.

27

100%

0б.

0

0

К 4

Экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), привел не мене 2 примеров, один –из литературы

3б.

14

52%

2б.

13

48%

1б.

0

0

0б.

0

0

К 5

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения; в работе нет

нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки

отсутствуют.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0%

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместным использованием средств выразительности.


2б.

24

89%

1б.

3

11%

0б.

0

0

Часть С.

В результате все мои выпускники справились с аттестационной работой, а средний балл оказался выше городского и областного показателей.

Приложение № 1.

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.




Критерии оценивания ответа на задание С 1

Баллы

1

Содержание сочинения

К 1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок нет

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К 2

Комментарий к сформулированной проблеме текста

Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок в комментариях нет.

2

Сформулированная проблема исходного текста прокомментирована,

но без опоры на исходный текст,

в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с

пониманием исходного текста.


1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована

в комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста,

прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

в качестве комментариев дан простой пересказ текста или егофрагмента,

в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.


0

К 3

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.


1

Позиция автора исходного текста сформулирована неверно,

0

К 4

Аргументация собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы ).

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),

привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы.


2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им

1

Речевое оформление сочинения

К 5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста


2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.


1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста


0

К 6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи

1

Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0

Грамотность

К 7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или одна негрубая)

3

Допущено не более 2 ошибок

2

Допущены3-4 ошибки

1

допущено более 4 ошибок

0

К 8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая)

3

допущены 1-3 ошибки

2

допущено 4-5 ошибок

1

допущено более 5 ошибок

0

К 9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

допущены 1-2 ошибки

1

допущено более 2 ошибок

0

К 10

Соблюдение речевых норм

допущено не более 1 речевой ошибки

2

допущены 2-3 ошибки

1

допущено более 3 ошибок

0

К 11

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют

1

допущены 1 и более ошибок в фоновом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23 балла

23

Приложение № 2 .

Теоретический минимум.

Текст (от латинского textus - ткань, сплетение, соединение) – группа последовательно расположенных предложений или абзацев, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенностью. Показателем завершенности текста является возможность подобрать к нему заголовок.
Тема текста – это то, о чем говорится в тексте, что описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы.

Основная мысль – это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается. Основная мысль передает авторскую позицию, оценку изображаемого.
Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?» Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше… (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело – читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое – жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал – мы решили, что это разбойники-грабители. (11)Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. (12)Возле пасеки остановилась «Волга». (13)Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. (14)Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит. (15)Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. (16)Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. (17)Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. (18)Я дёрнул его за руку. (19)Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

(20)– Это мой дед! (21)Раньше он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось…

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени – моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, – пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке… (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз – и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё… (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (33)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (36)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса…

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече.
(45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

(По Р. Савинову*)

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) – российский писатель, публицист.

Проблемы:

1. Человек бессилен перед временем. Мы не задумываемся о быстротечности времени, не умеем ценить каждый миг жизни.

2. Проблема человеческой памяти. Без прошлого нет настоящего.

1. Жить надо, радуясь каждому мгновенью жизни. Надо, чтобы прожив жизнь, человек оставлял после себя добрый след, который не способно стереть время.

2. Противопоставить вечности может память. Память – это то, что связывает прошлое с настоящим и будущим.

Начало формы Среди предложений 9–16 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы Из предложений 9–11 выпишите все союзы.

Конец формы

Начало формы Укажите предложение, в котором используется фразеологизм. 5

2)

3)

4)

Конец формы

Начало формы Какое высказывание соответствует содержанию текста? Через несколько дней «индейской» жизни мальчики пали духом, потому что, оставшись одни, без присмотра взрослых, вынуждены были самостоятельно добывать себе пищу.

2)

Старик сообщил, что на берегу этой речки раньше была большая деревня, но потом, когда река обмелела, люди разъехались кто куда.

3)

Спустя много лет ничто не напоминало о том, что прежде на берегу речки Сисявы жили люди.

4)

После разговора со стариком герой-рассказчик понял, что есть только один способ противостоять страшной неизбежности – радоваться каждой минуте жизни.

Конец формы

Начало формы «Важную роль в создании образа Мишки играет синтаксическое средство __________ («огромной, как ковш экскаватора, ложкой»), с помощью которого передаётся добродушный юмор автора. В финальной части речевой строй текста меняется. __________ (« печальный ковыль», « бездонной пропасти») придают раздумьям героя-рассказчика лирически-взволнованную тональность. Троп __________ (в предложении 28) помогает создать образ безжалостного времени. Синтаксическое средство __________ (предложение 36) отражает глубину чувств юноши». 1)

диалектизм

2)

эпитеты

3)

парцелляция

4)

синтаксический параллелизм

5)

вопросительное предложение

6)

сравнительный оборот

7)

просторечное слово

8)

метафора

9)

анафора

Конец формы

Начало формы Среди предложений 1–6 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 8–14 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

Конец формы

Начало формы Из предложения 34 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 30–39 найдите сложное предложение, в состав которого входят сравнительные придаточные. Напишите номер этого сложного предложения.

Конец формы

Начало формы Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

2)

В предложениях 11–12 содержится повествование.

3)

В предложении 14 представлено описание действий персонажа.

4)

В предложении 45 представлено повествование.

Конец формы

Начало формы Укажите тип подчинительной связи в словосочетании РОБКО ШЕВЕЛИЛИСЬ (предложение 39).

Конец формы

Сочинение

Вокруг природа, пасека, уже нечего делать, скука одолевает... Неожиданно этот обычный летний день становится одним из самых важных в жизни писателя k12 .
Р. С. Савинов поднимает проблему человеческой памяти, рассказывая нам о том, как впервые понял ее ценность
k12 .
У каждого из нас есть множество воспоминаний, которыми он дорожит
k10 , которые старается k10 сохранить и даже передать другим людям. Именно поэтому так актуальна проблема, поднятая автором текста. Только человеческая память способна сохранить историю. Не важно, историю одного человека, деревни, целого народа или даже цивилизации.
Из последнего абзаца текста мы понимаем, что Р. С. Савинов считает, что все люди на нашей планете должны осознать ценность такого чуда, как память. По мнению автора,
k8 только она может противостоять «глухой, равнодушной вечности», ведь подчас, как в случае с деревней, на земле не остается ни одного свидетельства о людях, которые когда-то на ней жили.
С писателем невозможно не согласиться. Человеческая память, пожалуй, единственная может сохранить то, отчего
k7
Памятные вещи помогают нам воскресить образы давно минувших дней. Очень дороги письма отца Кате, героине произведения Вениамина Каверина «Два капитана». Давно она не имела возможности поговорить с ним. Все остальные члены экспедиции, в которую ушел ее отец, погибли. Катя верила до последнего, что он все-таки жив, и в этом ей помогали теплые воспоминания и письма, которые стали для Кати одними из самых дорогих вещей на свете.
Люди не могут запомнить все. Для того,
k8 чтобы человечество не забывало ошибки, за которые когда-то заплатили сотни тысяч людей собственными жизнями, и создаются такие произведения, как рассказ М. А. Шолохова «Родинка». В нем автор показывает читателям весь ужас гражданской войны, всю ее противоестественность. Перед нами встает картина невольного сыноубийства. То, что в рассказе идет речь только об одном конкретном случае, дает читателям уверенность, что таких случаев было непомерно много. На сегодняшний день, наверное, не осталось ни одного участника событий 1917-1923 годов в России, но такие произведения, как рассказ «Родинка», не дают людям забыть о боли и страданиях гражданской войны.
Память дает нам силы пережить многое, благодаря ей мы остаемся верны прежде всего сами себе, своему слову. Память о любимом человеке не позволяет предать его, историческая память народа не дает совершать страшные ошибки снова и снова.

Оценка работы

20 из 24

Дополнительные примечания

Хорошая работа, содержательная, логичная, целостная. Читать её интересно. Есть глубина мысли и даже уровень обобщения. Автор сочинения понял содержание исходного текста, предложил все требуемые комментарии, обосновал свою точку зрения. Однако оценить сочинение на высший балл невозможно: оценка снижена по критериям К12, К7 и К8. Кроме того, можно выразить рекомендации относительно К10. Рассмотрим недостатки подробнее.

К12

Среди исходных текстов много отрывков из художественной прозы. В ряде произведений повествование ведётся от 1-го лица. Нельзя не разграничивать автора и героя произведения. Смешивать писателя и литературного персонажа, им созданного, - характерная ошибка. За неё снимают балл за фактологическую точность. Здесь требуется лёгкая редакторская правка в 2-х первых абзацах сочинения.

К7 Орфография

отчего k7 в реальности уже не осталось и следа.
Правильно:
Человеческая память, пожалуй, единственная может сохранить то,
от чего в реальности уже не осталось и следа.
Не путайте сочетание местоимения с предлогом
от чего и относительное наречие отчего, выступающее в роли союзного слова. Они звучат одинаково, но пишутся по-разному. КИМы по русскому языку включают такой материал в задание .


К8 Пунктуация

По мнению автора k8 только она может противостоять...
Правильно: По мнению автора , только она может противостоять...
По мнению автора - вводное сочетание, нужна запятая.


Для того,
k8 чтобы Правильно: Для того чтобы человечество не забывало ошибки...
Для того чтобы - это такой союз, который в начале предложения не разбивается запятой. В середине предложения, если есть подчеркивание, о котором свидетельствует особый порядок слов (инверсия) либо какая-то другая особенность предложения, разбивка союза запятой возможна.


К10 Соблюдение речевых норм

Неудачная формулировка:
У каждого из нас он дорожит k10 , которые старается k10 сохранить и даже передать другим людям.
Правильно: У каждого из нас есть множество воспоминаний, которыми мы дорожим , которые стараемся сохранить и даже передать другим людям.

Повтор имени в одном предложении дважды. Катя Кати одними из самых дорогих вещей на свете.
Совет: строже проверяйте свой текст.
Пример исправления: Катя верила до последнего, что он все-таки жив, и в этом ей помогали теплые воспоминания и письма, которые стали для девушки одними из самых дорогих вещей на свете.

Я не считаю недочёты в речевом оформлении в этом сочинении страшными, поэтому и сочла возможным не снимать баллы за К10 и К6. Одна ошибка считается допустимой. Но нужно понимать, что другой проверяющий может со мной не согласиться.

Внимание! Соблюдению речевых норм уделяйте особое внимание. При снижении оценки за К10 автоматически должна снижаться оценка и за К6.


Проблема, поднятая автором, несомненно, очень интересна. Автор решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – там, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява и уже ничто не напоминает то, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: что-то приходит, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет… В наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба.
Позиция публициста такова: все в мире проходящее, и лишь только благодаря нашей памяти мы можем вспоминать о прошлом и «не дать холодным ветрам вечности его погасить».

Невозможно не согласиться с данным утверждением, поскольку знать то, что происходило с нами, нашим Отечеством, народом обязан знать каждый человек, которому не безразлична своя судьба и судьба близких ему людей.

Мне хочется вспомнить пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад». Яша, один из героев, молодой лакей, хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным. Он не помнит своей родной матери, которая воспитывала и ухаживала за ним. Единственная мечта это глупого, невежественного человека – уехать поскорее в Париж от такой скучной, необразованной России. Он живое воплощение беспамятства.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста, повесть В.Распутина «Прощание с Матерой». «У кого нет памяти, у того нет жизни», - так справедливо считает старуха Дарья. Символом памяти, связи с прошлым для нее является дом и родные могилы. Героиня стремится сохранить их и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Но, к сожалению, могилы спасти нельзя, но можно проститься с ними. Старуха прощается с теми, кто жил до нее, наставлял ее, кто ушел из жизни, оставив после себя память. И пока жива эта память, не порвется нить, связующая поколения.

Постаралась исправить:

Человеческая память… Какова ее роль в нашей жизни? Над этим вопросом Роман Сергеевич Савинов предлагает читателям поразмышлять вместе.

Проблема, поднятая автором, несомненно, очень интересна. Он решает ее на примере старика, приехавшего повидать родные для сердца места – туда, где он жил долгое время. Сейчас здесь поле, маленькая рыбная речка Сисява, и уже ничто не напоминает о том, что раньше тут была деревня: бегали ребятишки, стояли красивые дома, росли яблоки. Все эта красота, согревающая душу, осталась лишь в сознание деда, который тоскует и плачет по утерянной земле. И так всю жизнь: появляется новое, а что-то безвозвратно остается в прошлом. И можно ли повлиять на вечность? Нет… В наших силах лишь сберечь память о прожитых годах, событиях, людях, с которыми свела нас судьба.

Позиция публициста такова: все в мире преходящее, и лишь только благодаря нашей памяти мы имеем возможность знать свое прошлое и «не даем холодным ветрам вечности его погасить».

Невозможно не согласиться с данным утверждением, поскольку знать то, что происходило с нами, нашим Отечеством, народом,обязан знать каждый человек, которому не безразлична своя судьба и судьба близких ему людей.

Вспомним пьесу А.П.Чехова «Вишневый сад». Яша, один из героев, молодой лакей, хам, невежественный, но очень довольный собой и преклоняющийся перед всем иностранным. Он не помнит своей родной матери, которая воспитывала и ухаживала за ним. Яша - живое воплощение беспамятства, поэтому как он сам, так и его жизнь никчемна, глупа, бессмысленна, в нем нет ничего нравственного, духовного.
Другой пример, сразу вспомнившийся мне при чтении текста, повесть В.Распутина «Прощание с Матерой». Дарья, одна из главных героев, отважная, сильная по духу женщина. Она с любовью, бережливо, памятно относится к тому, что осталось у нее от прошлого – дом и родные могилы, они для нее символы памяти. Героиня стремится сохранить их и в тот момент, когда их разоряют чужие люди, и тогда, когда остров должен навсегда уйти под воду. Но, к сожалению, могилы спасти нельзя, но можно проститься с ними. Старуха прощается с теми, кто жил до нее, наставлял ее, кто ушел из жизни, оставив после себя воспоминания. И пока жива эта память, не порвется нить, связующая поколения.

В заключение, я хочу обратиться к мысли польского философа Тадеуша Котарбиньского: прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.



Планирование беременности