Тайны хранилищ эрмитажа. Забытые имена: немецкий коллекционер Отто Кребс Грабить — дурной тон: даешь контрибуцию

После окончания Великой Отечественной войны из оккупированной Германии в СССР были вывезены многие трофеи. Трофеями становились различные предметы искусства, военная техника и многое другое. С наиболее интересными трофеями войны нас познакомит этот пост.

«Мерседес» Жукова

В конце войны маршал Жуков стал хозяином бронированного «Мерседеса», сконструированного по заказу Гитлера «для необходимых рейху людей». «Виллисы» Жуков не любил, и укороченный седан «Мерседес-Бенц-770к» оказался как нельзя кстати. Этот скоростной и безопасный автомобиль с 400-сильным мотором маршал использовал практически везде – только на принятие капитуляции отказался в нем ехать.

"Немецкая броня"

Известно, что Красная армия воевала на трофейной бронетехнике, но мало кто знает, что делала она это уже в первые дни войны. Так, в «журнале боевых действий 34-й танковой дивизии» говорится о захвате 28-29 июня 1941 года 12 немецких танков, которые использовались «для ведения огня с места по артиллерии противника».
Во время одного из контрударов Западного фронта 7 июля воентехник Рязанов на своем танке Т-26 прорвался в немецкий тыл и в течение суток вел бой с неприятелем. К своим он вернулся в трофейном «Pz. III».
Наряду с танками, советские военные часто использовали и немецкие самоходные орудия. Например, в августе 1941 года при обороне Киева были захвачены два полностью исправных «StuG III». Очень успешно воевал на самоходках младший лейтенант Климов: в одном из боев, находясь в «StuG III», за один день боя он уничтожил два немецких танка, бронетранспортер и две грузовые машины за что был награжден орденом Красной звезды. В целом за годы войны отечественные ремонтные заводы вернули к жизни не менее 800 немецких танков и САУ. Бронетехника вермахта пришлась ко двору и эксплуатировалась даже после войны.

«U-250»

30 июля 1944 года в Финском заливе советскими катерами была потоплена немецкая подводная лодка «U-250». Решение о ее подъеме было принято практически сразу, однако скалистая отмель на глубине 33 метров и немецкие бомбы сильно затягивали процесс. Только 14 сентября подлодка была поднята и отбуксирована в Кронштадт.
В ходе осмотра отсеков были обнаружены ценные документы, шифровальная машинка «Энигма-М», а также самонаводящиеся акустические торпеды «Т-5». Однако советское командование больше интересовала сама лодка – как образец германского кораблестроения. Немецкий опыт собирались перенять в СССР. 20 апреля 1945 года «U-250» пополнила состав ВМФ СССР под наименованием «ТС-14» (трофейная средняя), однако использовать в связи с отсутствием нужных запчастей ее не получилось. Через 4 месяца субмарину исключили из списков и отправили на металлолом.

«Дора»

Когда советские войска добрались до немецкого полигона в Хильберслебене их ожидало множество ценных находок, но особенно военных и лично Сталина внимание привлекло сверхтяжелое 800-мм артиллерийское орудие «Дора», разработанное фирмой «Крупп».
Эта пушка – плод многолетних исканий – обошлась немецкой казне в 10 миллионов рейхсмарок. Своим названием орудие обязано жене главного конструктора Эриха Мюллера. Проект был подготовлен в 1937 году, но только в 1941 вышел первый опытный образец.
Характеристики гиганта поражают и сейчас: «Дора» стреляла 7,1-тонными бетонобойными и 4,8-тонными фугасными снарядами, длина ее ствола – 32.5 м, вес – 400 т, угол вертикального наведения – 65°, дальнобойность – 45 км. Впечатляла и поражающая способность: броня толщиной 1 м, бетон – 7 м, твердый грунт – 30 м.
Скорость полета снаряда была такова, что сначала слышался взрыв, потом свист летящей боеголовки, и лишь затем доходил звук выстрела.
История «Доры» закончилась в 1960 году: орудие было разрезано на части и переплавлено в мартене завода «Баррикады». Снаряды взорвали на полигоне Прудбоя.

Дрезденская галерея

Поиски картин Дрезденской галереи были похожи на детективную историю, однако закончились успешно, и в конечном итоге полотна европейских мастеров благополучно добрались в Москву. Берлинская газета «Тагесшпиль» тогда писала: «Эти вещи взяты в порядке возмещения за разрушенные русские музеи Ленинграда, Новгорода и Киева. Разумеется, русские никогда не отдадут своей добычи».
Почти все картины прибыли поврежденными, однако задачу советским реставраторам облегчали прикрепленные к ним записки о поврежденных местах. Самые сложные работы произвел художник Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Павел Корин. Ему мы обязаны сохранением шедевров Тициана и Рубенса.
Со 2 мая по 20 августа 1955 года в Москве прошла выставка полотен Дрезденской картинной галереи, которую посетили 1 200 000 человек. В день церемонии закрытия выставки был подписан акт о передаче первой картины в ГДР – ею оказался «Портрет молодого человека» Дюрера. Всего в Восточную Германию было возвращено 1240 полотен. Для перевозки картин и другого имущества понадобились 300 железнодорожных вагонов.

Золото Трои

Большинство исследователей считает, что самым ценным советским трофеем Второй мировой стало «Золото Трои». «Клад Приама» (так первоначально называлось «Золото Трои») найденный Генрихом Шлиманом представлял из себя почти 9 тысяч предметов – золотые диадемы, серебряные застежки, пуговицы, цепи, медные топоры и другие изделия из драгоценных металлов.
Немцы тщательно припрятали «троянские сокровища» в одной из башен системы ПВО на территории Берлинского зоопарка. Непрерывные бомбежки и артобстрелы уничтожили почти весь зоопарк, но башня осталась невредимой. 12 июля 1945 года вся коллекция прибыла в Москву. Часть экспонатов осталась в столице, а другая была передана в Эрмитаж.
Долгое время «троянское золото» было спрятано от посторонних глаз, и лишь в 1996 году Пушкинский музей устроил выставку редких сокровищ. «Золото Трои» Германии не вернули до сих пор. Как это ни странно, но Россия имеет на него не меньшие права, так как Шлиман, женившись на дочери московского купца, стал русским подданным.

Цветное кино

Весьма полезным трофеем оказалась немецкая цветная пленка АГФА, на которую в частности был снят «Парад Победы». А в 1947 году рядовой советский зритель впервые увидел цветное кино. Это были фильмы США, Германии и других стран Европы привезенные из советской зоны оккупации. Большую часть кинокартин смотрел Сталин со специально сделанным под него переводом.
Популярностью пользовались приключенческие ленты «Индийская гробница» и «Охотники за каучуком», биографические – о Рембрандте, Шиллере, Моцарте, а также многочисленные фильмы-оперы.
Культовым в СССР стал фильм Георга Якоби «Девушка моей мечты» (1944). Интересно, что первоначально фильм назывался «Женщина моих грез», однако партийное руководство посчитало что «грезить о женщине неприлично» и переименовало ленту.


Научный каталог, составленный ведущим научным сотрудником Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, специалистом по итальянскому искусству Викторией Марковой , включает в себя 122 произведения из фонда перемещенных ценностей, находящихся в Пушкинском музее со времен окончания Второй мировой войны. Именно коллекция итальянской живописи XIV-XVIII веков составляет ядро когда-то строго засекреченного «трофейного искусства», хранящегося в ГМИИ. Большинство шедевров в послевоенное время опубликовано впервые; до сих пор местонахождение многих работ оставалось неизвестным даже для научного сообщества. Подготовка издания продолжалась более десяти лет, проведены серьезные исследования, связанные с реставрацией и изучением картин — установлением авторства и особенно истории бытования произведений.

После войны, в 1945-1948 годах, культурные ценности Германии и ее союзников вывезли в СССР в качестве «компенсаторной реституции». Далее «трофейное искусство» распределили по запасникам музеев, а часть ценностей в 1950-х годах была возвращена Германской Демократической Республике. Значительное количество произведений искусства передали в ГМИИ им. Пушкина. Следующие полвека в обстановке строжайшей секретности они находились в музейном спецхране — запаснике, размещавшемся на территории Троице-Сергиевой Лавры (упразднен в 1999 году). Переломным в этой истории стал 1995 год, когда в ГМИИ состоялась выставка Дважды спасенные , первый открытый показ ценностей трофейного фонда. После закрытия выставки некоторые произведения без шума и упоминаний происхождения появились в постоянной экспозиции.

В 1995-1996 годах в ГМИИ прошла еще пара выставок из трофейных фондов: Пять веков европейского рисунка. Рисунки старых мастеров из бывшего собрания Франца Кенигса и «золота Шлимана», а спустя два года судьба перемещенного искусства в России, казалось бы, была решена. В 1998 году приняли Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». Согласно ему эти предметы искусства объявлены национальным достоянием. На первый взгляд, этот закон поставил точку в спорах о дальнейшей судьбе и статусе «трофейного искусства». Лишь спустя 50 лет после вывоза из Германии в СССР эти шедевры могли быть описаны, изучены и выставлены. Однако на деле степень «публичности» вещей из трофейного фонда до сих пор зависит от позиции руководства конкретного музея. Так, в Эрмитаже темы перемещенных ценностей не боятся, происхождение и история хранения их в музее неплохо изучены, сами предметы регулярно появляются на выставках в России. В случае с Пушкинским музеем даже сам состав трофейных фондов остается загадкой, хотя в последние десятилетия ситуация заметно улучшилась. В 2005 году ГМИИ показал выставку Археология войны. Возвращение из небытия , состоявшую из отреставрированных антиков. Далее последовали выставки 2010 года Сотканный мир египетских христиан и 2014 года Искусство Древнего Кипра , где впервые были показаны экспонаты, когда-то хранившиеся в Берлине.

Однако произведения итальянской школы из фонда перемещенных ценностей ГМИИ до сих пор оставались неизвестными не только зрителям, но и специалистам. Тем более что это первый изданный Пушкинским музеем каталог одной из частей трофейного фонда — его итальянской коллекции, «выделяющейся своей цельностью, разнообразием и полнотой».

Первые 20 страниц издания посвящены истории фонда итальянской живописи и обзору коллекции. Отправной точкой создания описи стали инвентарные номера старого немецкого Генерального каталога всех прусских дворцов от Кенигсберга до Рейна. Цифры на оборотах картин дают ключ к первичной информации — о происхождении и атрибуции (разумеется, на довоенный период) произведений живописи. Однако многие из представленных в каталоге картин находились до войны в частных собраниях жившего в начале ХХ века в Амстердаме швейцарского хирурга Отто Ланца (чья коллекция была приобретена в 1941 году рейхом для музея Адольфа Гитлера в Линце) или немецкого историка искусства Германа Фосса , во время войны возглавлявшего Дрезденскую галерею и создававшийся тогда музей фюрера. Разумеется, провенанс отдельных произведений, опубликованных в каталоге, еще предстоит установить, а история бытования некоторых картин заслуживает специального исследования. Хочется надеяться, что такая работа будет проведена в дальнейшем, и огромным подспорьем здесь станут приложения, опубликованные в конце издания. Это фотосъемка оборотов примерно половины из 122 картин каталога — тех, на которых можно разобрать надписи, номера и печати. Другое важное дополнение к каталогу — иллюстрированный список произведений из собрания профессора Германа Фосса. Наконец, для того, чтобы оценить географию коллекций, произведения из которых в числе перемещенных ценностей попали в Пушкинский музей, можно ознакомиться с указателем местонахождения картин до поступления в ГМИИ. Вообще справочный аппарат каталога (список литературы и выставок, таблицы соответствия инвентарных номеров) весьма впечатляет.

Основную часть книги занимает каталог произведений итальянской школы, расположены они в хронологическом порядке, причем самым многочисленным оказывается раздел живописи Возрождения, от Проторенессанса до маньеризма, но по-настоящему выдающиеся произведения, напротив, относятся уже к XVII-XVIII векам, например картины Гвидо Рени и Пьетро Антонио Ротари . Среди опубликованных в каталоге шедевров — произведения мастеров XVII века Джованни Бенедетто Кастильоне, Себастьяно Маццони, Анджело Карозелли, Паоло Пагани из собрания Германа Фосса. Наиболее важным в каталоге памятником является полотно Паоло Веронезе Оплакивание (1570-е), ранее не публиковавшееся и не выставлявшееся. Внутри хронологии произведения сгруппированы по принадлежности авторов картин к различным школам. В описаниях работ часто встречается фраза «настоящая атрибуция принадлежит автору данного каталога», и это раскрывает значимость искусствоведческих изысканий, проведенных при подготовке книги. Кроме скрупулезной работы историка и архивиста, определившего происхождение и восстановившего историю многих произведений, Виктория Маркова провела исследование стилистических особенностей, художественных качеств картин, определив их принадлежность к местным школам, а затем и установила многих авторов. Иногда она подтверждает или опровергает довоенные атрибуции. Например, в случае с картиной XV века Мадонна с младенцем на троне со святыми Иеронимом и Антонием Падуанским ей удалось доказать авторство флорентийца Козимо Росселли , современника и сподвижника Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо (они вместе расписывали стены Сикстинской капеллы). Однако в итальянской монографии о художнике 2007 года эта замечательная доска представлена довоенной фотографией и числится как поздняя подделка.

Итальянская живопись XIV-XVIII веков. (ГМИИ имени А.С.Пушкина. Каталог). Маркова В. Э. М.: Арт-Волхонка, 2014.

«Британская империя умерла. Как и эпоха культурных трофеев», – такими словами заканчивается статья английского арт-критика Джонатана Джонсона в The Guardian . Ему вторит Дж. Дж. Чарльзворт в Art Review : сам факт референдума в Шотландии показал, что система Британской империи безнадежно устарела и пора оставить свои политические иллюзии, а заодно и все притязания на доминирование в арт-сфере. Древнегреческие статуи, которые последние 150 лет находятся в Британском музее, называют не иначе как «награбленными трофеями». Отсюда и развернувшаяся в стране кампания по возвращению антиков на родину.

Сейчас в Европе начинается вторая волна реституций. Вопрос возвращения предметов искусства, незаконно вывезенных из завоеванных стран, также остро стоит во Франции и Германии. Впрочем, было бы ошибочно считать это только европейской проблемой: Япония тоже была вынуждена вернуть Южной Корее около 1400 произведений. Такая тенденция объясняется глобализацией, когда национальная идея ставится ниже межгосударственных интересов.

В России ситуация иная. После Второй мировой войны советские войска вывезли огромное количество произведений из музеев и частных коллекций Третьего Рейха. Позже, в 1955 году СССР вернул картины музеям Восточной Германии и стран, подписавших Варшавский договор. Экспонаты из ФРГ долгое время хранились в Москве, Ленинграде и Киеве под грифом «Секретно», хотя остальные страны-победители уже отдали большинство вывезенного. Как истинная империя, Советский Союз не считался с мнением европейской общественности. Только в 1992 году Гельмут Коль и Борис Ельцин начали обсуждать возможности возвращения в Германию вывезенных произведений. Однако на этой стадии все и закончилось: в 1995 году Россия наложила мораторий на реституцию.

Проблема возвращения произведений, которая стоит в Западной Европе, распространяется только на плоскость послевоенных трофеев, в то время как в России все намного сложнее. После революции советские музеи обогатились за счет частных «раскулаченных» коллекций. Поэтому критики реституции опасаются, что при передаче вещей иностранным наследникам, российские потомки коллекционеров смогут заявить о своих правах. Так что можно с уверенностью сказать, что предметы, приведенные ниже в списке, останутся в отечественных музеях навсегда.

«Неведомые шедевры» в Государственном Эрмитаже

Работы французских художников XIX – XX веков из собраний Отто Кребса и Отто Герстенберга во время Второй мировой войны были спрятаны, а затем вывезены в Советский Союз. Много картин из коллекции было возвращено Германии, но часть находится в Эрмитаже.

Центральное место занимают работы импрессионистов и постимпрессионистов. Это Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн – всего более 70 полотен художников первой величины.

Пабло Пикассо «Абсент», 1901 год

Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879-1880 гг.

Балдинская коллекция графики в Государственном Эрмитаже

Коллекция состоит из более чем 300 рисунков таких известных западноевропейских художников, как Дюрер, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Гог. Собрание было случайно найдено советскими солдатами в одном из замков, куда его перевезли из бременского Кюнстхалле. Капитан Балдин спас драгоценные листы от расхищения и отправил их в Москву. Сейчас они находятся в Эрмитаже.

Альбрехт Дюрер «Женская баня», 1496


Винсент Ван Гог «Кипарисы в звездную ночь», 1889 год

Коллекция Франса Кенигса в Пушкинском музее

Банкир Франс Кенигс был вынужден продать свою богатую коллекцию рисунков старых мастеров, и к началу Второй мировой войны она оказалась в Дрезденской галерее, откуда и была вывезена советскими войсками. Вплоть до начала 1990-х годов рисунки тайно хранились в Москве и Киеве. Затем, в 2004 году, Украина передала наследникам хранившиеся у нее листы. Москва же не уступает: 307 рисунков находятся в Пушкинском музее.


Рисунок работы Питера Пауля Рубенса


Рисунок работы Рембрандта ван Рейна

«Золото Шлимана» в Пушкинском музее и Государственном Эрмитаже

Предметы были найдены немецким археологом Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 годах. Коллекция состоит из 259 вещей, датированных 2400 – 2300 годами до н. э. Предметы из золота, серебра, бронзы и камня до войны хранились в Берлине. Сейчас самые ценные из них находятся в Пушкинском музее, остальные – в Эрмитаже, и вряд ли что-то изменится. Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, так сказала о реституции: «Пока у нас будет золото Трои, немцы будут помнить, что была война и что они ее проиграли».

Большая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.


Малая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.

Библии Гутенберга в Российской государственной библиотеке и библиотеке МГУ

Европейское книгопечатание зародилось в Германии в XV веке. Иоган Гутенберг в середине 1440-х годов в городе Майнце выпустил первую книгу – 42-х строчную Библию. Ее тираж составил 180 экземпляров, однако к 2009 году их сохранилось всего 47 штук. Кстати, один лист этой книги стоит 80 тысяч долларов.

Советские войска вывезли две Библии из Лейпцига. Одна из них хранится в библиотеке МГУ, а о существовании другой власти объявили лишь в 1990-е. Этот экземпляр находится в Российской государственной библиотеке.

Петербург отмечает "высокохудожественную" годовщину - ровно 95 лет назад в Эрмитаже вновь были открыты залы картинной галереи. Экспонаты, эвакуированные решением Временного правительства, вернулись из Москвы. Это не единственный случай, когда главный музей Петербурга приобретал и терял ценности. Так, в конце 19 века часть своих произведений Эрмитаж передал в только что открытый Русский музей императора Александра Третьего. Всего 80 шедевров, в числе которых «Последний день Помпеи» Брюллова, «Запорожцы» Репина и знаменитый «Девятый вал» Айвазовского. Сейчас эти картины представляют золотой фонд Русского музея, но покупали их специально для Зимнего дворца.

После революции Эрмитаж значительно обогатился за счет частных коллекций и собрания произведений из Академии Художеств - все шедевры, что там хранились были национализированы. Эрмитаж пополнился картинами великих мастеров - Боттичелли, Андреа Дель Сатро, Корреджо, Ван Дейка, Рембрандта и Делакруа. Кроме этого, после октября 1917 года Зимний Дворец перестал быть императорской резиденцией и множество предметов интерьера тоже стали частью коллекции музея. Получил Эрмитаж также дары, которые преподносили императорскому двору. Так, например, 10 октября посол персидского правителя Надир-шах-Афшара преподнес русскому царю так называемые «Сокровища Великих Монголов» - золотые сосуды, драгоценности, усыпанное бриллиантами оружие. По версии историков, богатые дары были присланы неспроста - персидский шах хотел посвататься к цесаревне Елизавете Петровне, но свадьбы не случилось, а «Сокровища Великих Монголов» так и остались в России.

Самый большой музей не только пополнялся шедеврами искусства, но и терял их. Например, знаменитую бриллиантовую комнату перевезли в Москву перед революцией, когда коллекцию спасали от надвигающихся на Петербург вражеских войск. Теперь это основа алмазного фонда Кремля в оружейных палатах. Символы государственной власти - большая и малая корона, скипетр и держава после отречения от престола Николая Второго достались Кремлю. «Бриллиантовая комната» сильно пострадала от распродаж, когда после 1922 года была проведена ревизия, после которой оставили самые ценные экспонаты, а остальные продали на зарубежных аукционах.

В 1929 - 1934 годах советское правительство стало продавать полотна из Эрмитажа на разных аукционах, и 48 шедевров мирового значения навсегда покинули Россию. Две картины из музея попали в национальную галерею искусств в Вашингтоне. Продавали картины и отдельным избранным торговцам. Так, миллиардер и предприниматель Галуст Гюльбенкян за один раз купил сразу 51 эрмитажный экспонат. Полная торговля шедеврами была прекращена в 1933 году. Через год был уволен директор Эрмитажа.

После Великой Отечественной войны коллекция Эрмитажа пополнилась так называемым «Трофейным искусством» - это культурные ценности, перемещенные в Россию из Германии и ее военных союзников. Некоторое время в Эрмитаже гостил Пергамский алтарь и полотно Рафаэля «Сикстинская Мадонна», но потом их вернули в ГДР. Однако множество шедевров все равно остались в России - в частности, сейчас известно о 800 картинах и 200 скульптурах «трофейного искусства» в хранилищах Эрмитажа.

Совсем недавно Петербург и Москва боролись за собрание импрессионистов и постмодернистов. Раньше эти полотна находились в уже несуществующем музее нового западного искусства в Москве. Он был закрыт в 1948 году в рамках борьбы с формализмом в искусстве, тогда около 400 картин, самая известная из которых «Танец» Матисса, достались Эрмитажу. Несмотря на все потери и приобретения главный музей Петербурга остался в плюсе - на данный момент в нем хранится более 3 миллионов произведений искусства.

Однажды, будучи в Государственном Эрмитаже, я увидел на двери одного из выставочных залов табличку, где чёрными буквами на белом фоне было написано «Коллекция трофейного искусства Великой Отечественной Войны». Табличка была очень маленькая и едва различима, двери зала нуждались в тщательной реставрации, и напоминали своим видом входную
дверь коммунальной квартиры.
Я заглянул внутрь, и моим глазам открылась «большая комната коммунальной квартиры», стены которой были увешаны множеством картин и рисунков.
«Трофейное искусство», что я знаю об этом …. В памяти возникли следующие ассоциации: пропажа «Янтарной комнаты», уничтожение и разграбление фашистами очагов славянской культуры в Европе и Советском Союзе, трофейные бригады советской армии, «Болдинская коллекция» из Бремена. Наверное, это всё.
Благодаря книгам и исследованиям советского писателя Юлиана Семёнова, больше всего информации у меня было о «Янтарной комнате» - знаменитого шедевра искусства 18 века, которая исчезла во время фашистской оккупации из Царского Села в 1941 года. Обо всем остальном, я знал или где то слышал очень поверхностно, и кроме нескольких общих фраз я бы больше ничего не мог сказать об этом.
С приходом в нашу жизнь, в начале 90-х годов, перестройки и гласности, из средств массовой информации можно также было узнать о том, что очень большое количество предметов искусства было захвачено советскими войсками в Европейских странах в качестве военных трофеев. Все эти трофеи нашли своё достойное место в качестве экспонатов во многих советских музеев и картинных галерей.
Картины в зале «трофейного искусства» располагались бессистемно. Наверное, их развесили так, как они находились до этого в «запасниках» музея. Со стен выставочного зала на меня смотрели работы известнейших художников: Поля Сезанна, Эдуарда Моне, Винсента Ван Гога, Камиля Писсарро, Клода Моне и многих других. Представленная коллекция представляла собой «пёстрый» сборник многих стилей и направлений в изобразительном искусстве. Различные жанры, художественные школы, манеры исполнения, всё это приковывало к себе внимание. Человек мало-мальски знакомый с изобразительным искусством,по достоинству смог бы оценить эти ценности.
Что интересно, около каждой картины располагалась табличка «Из коллекции…», на которой были указаны фамилия и имя бывшего владельца. Глядя на коллекции со стороны, в отрыве от искусства, это напоминало какой-то «зал охотничьей славы», в котором около каждого трофея висит надпись с краткой информацией, например такой -«Олень, убит в Германии, 1945г.».
Мне очень нравятся картины, выполненные в стиле постимпрессионизма. Среди представленных на экспозиции работ я увидел несколько произведений величайшего представителя этого направления- Винсента ван Гога. Все эти картины принадлежали коллекции одного человека - Отто Кребса.
Кто такой Отто Кребс? Почему о нем ничего не известно?
Если говорить коротко, то Отто Кребса можно описать так: предприниматель, меценат, человек разносторонних интересов. Коллекционер имеющий «чутьё» на предметы искусства.
Его коллекция считалась одной из лучших тематических коллекций в Европе, его самого сравнивали с такими коллекционерами как Сергей Щукин, Иван Морозов, Доктор Барнс. Если говорить непосредственно о трофейном искусстве и перемещённых художественных ценностях после Великой Отечественной войны в Советский Союз, то нужно отметить, что коллекция работ импрессионистов существующая на сегодняшний день в Российской Федерации, на 85 % состоит из картин и рисунков принадлежащих коллекции Отто Кребса.
Но обо всём по порядку…
Юзеф Карл Пауль Отто Кребс родился в 1875 году в семье профессора физики Георга Кребса и пианистки Шарлоты Луизы Кребс. Братьев и сестёр у будущего коллекционера не было. Вся семья проживала в городе Висбаден. В 1894 году, после окончания общеобразовательной школы, директором которой был его отец, Отто Кребс поступил в Берлинский Политехнический институт, который закончил с отличием, получив диплом инженера. Одновременно с учёбой в институте, Отто Кребс проходил обучение в Университете города Цюриха, где в 1897 году защитил докторскую диссертацию по философии.
Обладая незаурядными способностями, Отто Кребс достигает большого успеха в бизнесе, и в 1920 году становится директором офиса компании Strebel’s factory в Мангейме. Компания занималась производством паровых котлов.
Торговые дела компании шли очень удачно. В 1920 году компания получила большую прибыль. Этот факт положительно сказался и на финансовом положении Отто Кребса, что в свою очередь позволило ему приступить к реализации своей давней мечты - создание коллекции художественных произведений.
Необходимо сказать, что желание собирать произведения искусств возникло у Кребса не случайно. Первым человеком, который познакомил Отто Кребса с искусством, была его мама Шарлотта Луиза. В детстве любимым занятием маленького Отто было рассматривать вместе с мамой книжки с картинками. Он мог часами рассматривать понравившиеся ему красочные рисунки. Его мама собрала небольшую библиотеку, где помимо детских книг с красочными иллюстрациями было несколько альбомов с репродукциями картин средневековых мастеров живописи.
Учась в Университете Отто Кребс часто проводил время в компании своих друзей -начинающих художников, писателей, историков, которые учились вместе с ним в Цюрихе. Они вместе посещали немногочисленные художественные салоны, публичные лекции по искусству.
Со временем у Отто Кребса сформировались определённые предпочтения в изобразительном искусстве. Наибольшим почтением и интересом у него пользовались работы импрессионистов. С некоторыми авторами будущий коллекционер был знаком лично.
Начиная с 1920 года, Отто Кребс серьёзно подходит к собранию своей коллекции. Он посещает галереи, аукционные дома, где подолгу присматривается к работам мастеров, тщательно изучает их, и только после этого делает покупку. Надо сказать, что Отто Кребс никогда не пользовался рекомендациями консультантов по искусству и уж тем более не имел специальных агентов по покупке произведений искусств.
Часто специалисты сравнивают Отто Кребса как коллекционера, с американским промышленником доктором Барносом, который также как и Отто Кребс совмещал в себе незаурядные способности бизнесмена и талант коллекционера. Однако, по мнению всё тех же специалистов, между этими коллекционерами существовало принципиальное различие. В то время как для Барнса приобретение произведений искусств было простым вложение денег, и в выборе произведений искусств он ориентировался в первую очередь на стоимость работ и их «ликвидность» на рынке произведений искусств в будущем, то Отто Кребс в первую очередь обращал внимание на художественную ценность работ, соответствие произведений искусства его художественным предпочтениям. Благодаря этому Отто Кребс сумел создать прекрасную коллекцию жемчужин изобразительно искусства. Коллекция же Барнса отличалась своей высокой стоимостью, но собиралась бессистемно.
Экспонатов в коллекции Отто Кребса становилось всё больше и больше. Очень скоро встал вопрос о том, где хранить эти ценности. Ещё в 1917 году Отто Кребс покупает старинное имение в городе Холздорф, Тюрингия. Именно здесь он впоследствии разместит свою коллекцию.
Имение, которое приобрёл Отто Кребс, было известно с 1271 года, и на момент покупки принадлежало потомкам известного немецкого художника Лукаса Кранаха Старшего. Символичным является факт размещения в доме известного художника одной из лучших коллекций произведений искусств двадцатого века в Европе.
Что из себя же представляла коллекция Отто Кребса?
Особое место в коллекции Отто Кребса было отдано произведениям импрессионистов. Здесь присутствуют художественные работы одного из первых и наиболее последовательных приверженцев импрессионизма - Камиля Писсарро. Также Отто Кребс приобретал работы таких незаурядных представителей импрессионизма как Эдгар Дега и Пьер Огюст Ренуар. В коллекции имелось несколько работ одного из родоначальников импрессионизма - Эдуарда Мане.
Отто Кребс не придерживался строгих рамок в выборе мастеров. Поэтому в его коллекции есть несколько работ американского художника украинского происхождения Александра Архипенко, который впоследствии прославился как замечательный скульптор и художник, работающий в жанре кубизм.
Стоит отметить Эмиля Нольда - немецкого художника, величайшего акварелиста. С приходом к власти нацистов художественные работы Эмиля Нольда были объявлены искусством «дегенеративным». Очень скоро Эмилю Нольду было запрещено рисовать, а уже существующие его работы повсеместно уничтожались. По счастью несколько работ этого талантливого художника сохранилось в коллекции Отто Кребса.
Нельзя не отметить несколько холстов французского художника Анри Фантен-Латура. Работая в жанре импрессионизма, он широко прославился своими цветочными натюрмортами и сериями групповых портретов. В собрании Отто Кребса имеется пять замечательных натюрмортов выполненных Анри Фантер Латуром в характерной для него манере.
Рассказ будет не полным, если не сказать о собрании постимпрессионистов в коллекции. Отто Кребс собрал работы виднейших представителей этого направления в изобразительном искусстве. На стенах его домашней галереи величественно разместились холсты и рисунки Поля Сезанна, Анри Тулуз де Лотрека, Альберта Марке и, конечно же - Винсента ван Гога. В коллекции представлены несколько картин великого голландского живописца, среди которых необходимо выделить две особы известных работы: «Портрет госпожи Трабюк» и «Белый дом ночью». Эти работы были написаны в «Поздний период» творчества художника и являются результатом долгого и кропотливого поиска мастера манеры отображения и цветового решения сюжета.
Свою коллекцию Отто Кребс продолжал сбирать вплоть до своей смерти в 1941 году.
В 1935 году партийные лидеры фашистской Германии впервые обращают внимание на предметы искусства. Такое внимание было обусловлено многими причинами. Во-первых - тема «борьбы за чистоту арийского искусства». В результате этой «борьбы» тысячи работ талантливых художников, скульпторов были уничтожены, а самим авторам запрещено было работать. Примером такого отношения к «неарийскому искусству» может служить судьба немецкого художника - акварелиста Эмиля Нольда.
Необходимо упомянуть и о планах Гитлера, сделать из Германии центр мирового искусства. Во исполнение этих планов, специалисты-культурологи нацисткой Германии изучали существующие коллекции и изымали их у законных владельцев, которые не смогли доказать своё «арийское происхождение». Да и коллекционерам с арийскими корнями тоже не жилось спокойно
В 1935 году в Германии выходит документ под названием «Kummel Report», составленный Отто Куммелем, директором Reich’s Museum. Согласно этому документу все художественные ценности делятся на три группы: 1. Работы, имеющие важную историческую ценность, 2. Работы, имеющие историческую ценность, 3.Работы, имеющие локальный исторический интерес. Этот документ давал законодательную основу для изъятия художественных ценностей повсеместно.
Такое положение дел не напугало Отто Кребса. Он продолжал интересоваться живописью. Посещал художественные салоны, выставки, получал по почте каталоги. Правда теперь он не покупал напрямую интересующие его картины. Для него это делали его друзья, с которыми он вместе учился в Швейцарии. Отто Кребс выбирал понравившееся ему полотно, оставлял своему товарищу, а тот в свою очередь приобретал картину и переправлял её заказчику.
Что бы обезопасить себя и своих близких от «узаконенных краж» Рейха, Отто Кребс в обстановке строжайшей секретности, создаёт у себя в имении два тайника, один в особняке а другой в доме управляющего. Именно в этих тайниках Отто Кребс будет хранить те произведения живописи, которые могли бы заинтересовать национал социалистов либо своей ценностью, либо своей «дегенеративностью».
Мало кому довелось видеть его коллекцию, и уж тем более обсуждать с хозяином вопросы искусства коллекционирования. Отто Кребс вел замкнутый образ жизни. Единственным человеком, кто разделял одиночество Отто Кребса, была его гражданская жена, известная в Германии пианистка - Фрида Кваст-Ходапп.
В 1941 году 26 марта в возрасте 68 лет Отто Кребс умер в своем доме, после долгой продолжительной болезни. Ещё при жизни он завещал всю свою коллекцию «Фонду исследования рака и скарлатины». Этот фонд входит в структуру медицинского факультета университета города Гейдельберга.
Однако после смерти Отто Кребса, в залах его дома было обнаружено всего два десятка картин. Основная часть коллекции бесследно исчезла. О существовании этой коллекции, а уж тем более об экспонатах коллекции мало кто знал, поэтому каких-либо серьёзных поисков не проводилось.
Время шло. Во время войны в поместье Холздорф располагалась резиденция одного из фашистских лидеров. После Победы над фашистской Германией, поместье непродолжительное время было во владении вооружённых сил США, после чего, в поместье разместился штаб Советских оккупационных войск и резиденция генерал-полковника Василия Чуйкова.
Крутой поворот в судьбе коллекции Отто Кребса произошел в 1945 году. Однажды майским вечером лейтенант связи Николай Скобрин, проводя «ревизию» имеющейся мебели у себя в кабинете в бывшем доме управляющего поместья Холздорф, внезапно обнаружил под слоем штукатурки потайную дверцу. Дверца была плотно закрыта на замок с «секретом». Что бы открыть её пришлось прибегнуть к помощи сапёров. Когда же дверца открылась, взору военных предстали шедевры мирового изобразительного искусства. Это была пропавшая коллекция Отто Кребса. Очень быстро нашлась и вторая потайная комната в главной усадьбе. Всего было извлечено 86 работ великих художников. Остаётся только удивляться, как за все время вынужденного хранения все картины сохранились в приличном состоянии. Скорее всего, Отто Кребс тщательно продумывал расположение тайных комнат. Видимо он смог создать в тайниках оптимальные «климатические» условия для хранения полотен. А вот как ему это удалось, навсегда останется тайной для нас.
Все картины из коллекции были немедленно перевезены в Берлин, а уже из Берлина специальным авиарейсом они были доставлены в Москву в Государственный музей истории искусств им. А.С. Пушкина, который в послевоенный период стал хранилищем для военных трофеев и перемещённых ценностей.
Некоторые картины все же нуждались в реставрации. Реставрационные работы проводились в СССР, но несколько особо пострадавших картин были отправлены на реставрацию в Германскую Демократическую Республику. После реставрации они вновь вернулись в СССР.
К сожалению своих новых владельцев, коллекция Отто Кребса хранила в себе один неприятный сюрприз. При тщательном анализе картин, было выявлено, что несколько работ Анри Тулуз де Лотрека были фальшивкой или вообще не принадлежали кисти известного постимпрессиониста. Но в остальном всё было отлично, если не считать того, что коллекция Отто Кребса в течении пятидесяти лет (с 1945 г. по 1995 г.) хранилась в «запасниках» Государственного Эрмитажа и Музеи имении А.С. Пушкина, и была недоступна для простых зрителей.
Впервые шестьдесят три работы великих художников из коллекции Отто Кребса были представлены в Государственном Эрмитаже в Феврале 1995 года на выставке «Скрытые Сокровища».
Конечно, и сегодня вокруг коллекции Отто Кребса существует много вопросов и неясностей. Открытым остаётся и вопрос о количестве работ в коллекции Отто Кребса? Ответит на него достаточно сложно. Коллекция была закрыта для всеобщего обзора и уж тем более была недоступна для изучений и научных анализов. По разным источникам коллекция насчитывала от 156 художественных произведений до 211 . Когда коллекция была обнаружена советскими оккупационными войсками в ней уже было «около 100» работ. На сегодняшний день достоверно известно о 84 картинах из коллекции Отто Кребса. Как и куда могли исчезнуть остальные картины? Ответа на этот вопрос нет, можно только предположить, что могло произойти с ними.
Первое, что приходит в голову, это то что, несмотря на наличие тайников, какое- то количество картин оставалось на стенах галереи. И именно эти картины могли пропасть или погибнуть во время войны. Также нельзя не учитывать и такой факт, что помимо двух известных тайников существовали и другие, где и могли бы находиться остальные экспонаты коллекции.
Но есть предположения и о том, что некоторые картины могли исчезнуть из коллекции уже после того как попали в Советский Союз…. Широкой общественности в середине девяностых годов стала известна одна загадочная история связанная с картиной Винсента ван Гога «Белый дом ночью» из коллекции Отто Кребса. Это картина «Позднего периода» творчества художника, была написана им в 1890 году, и считается одной из наиболее характерных работ мастера. В 1994 году, в Праге, некто господин Новак обратился в представительство одного известного аукционного дома с просьбой определить подлинность одной картины и оценить её стоимость. Когда в руки экспертам попали фотографии этой картины, все без исключения узнали в ней шедевр Винсента ван Гога «Белый дом ночью». Однако на этом, общение аукционистов и неизвестно клиента было закончено. Господин Новак больше не обращался за консультациями.
Некоторые эксперты считают, что этот загадочный случай есть не что иное, как попытка советского правительства продать картину из трофейных коллекций. Возможно, картину хотели оценить и узнать её «рыночную стоимость» для того, что потом представить её в качестве оплаты по ленд-лизу американским бизнесменам, которые вложили свои финансовые средства для открытия второго фронта второй мировой войны. Американский бизнес неохотно воспринимал советские рубли, но охотно брал в качестве платежа произведения искусства. Именно таким путём из России в США перекочевали картины Венецианова, Врубеля, Кандинского и других известных российских художников. Вполне возможно, что вместе с бесценными работами российских художников в США попали и некоторые картины из перемещённых трофейных коллекций.
Хотя, шедевр Винсента ван Гога «Белый дом ночью» находится в Государственном Эрмитаже, есть эксперты, которые считают, что сделка по продаже этой картины всё-таки состоялась. Если верить этому, то в музее висит не оригинал картины, а всего лишь её точная копия. Так ли это на самом деле? На этот вопрос ответить просто, проведя необходимую экспертизу. Но некто пока этого не делает. А среди знатоков творчества Винсента ван Гога, за картиной «Белый дом ночью», закрепилось второе название - «Таинственная пленница Эрмитажа».
История была бы незаконченной, если не сказать о намерениях немецких граждан восстановить коллекцию Отто Кребса.
Поместье Холздорф после войны было отдано под военный учебный центр, затем под детский дом, после под среднюю общеобразовательную школу. Со временем стены и крыша зданий пришли в полную негодность. В конце прошлого века, группа энтузиастов решила восстановить поместье в том виде в котором оно было при жизни Отто Кребса. Сейчас поместье полностью восстановлено и ежегодно принимает у себя сотни туристов.
Энтузиасты на этом не остановились, и сейчас они приступили к воссозданию самой коллекции. Уже собрано несколько точных копий картин находившихся в коллекции. Главная цель - собрать копии всех картин из коллекции Отто Кребса.
Маловероятно, что когда нибудь коллекция вернётся в Германию. Тому существует множество причин. Коллекция навсегда останется в Росси, и будет радовать любителей живописи в галереях Музеи изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа. Очень хочется что зрители, видя надпись «Из коллекции Отто Кребса», вспоминали великого человека, который собрал и сохранил бесценные художественные произведения для потомков.



Пособия и алименты