Ф о рунге. Смотреть что такое "Рунге, Филипп Отто" в других словарях

РУНГЕ, ФИЛИПП ОТТО (Runge, Philipp Otto) (1777–1810), немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Родился в Вольгасте (Мекленбург) 23 июля 1777 в семье купца-судовладельца. Юношей приехал в Гамбург, чтобы учиться торговому делу, но вскоре (в 1897) начал заниматься рисунком. Учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской (1801–1803) академиях художеств; особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена. С 1804 жил в основном в Гамбурге.

Уже в ранний период проявился выдающийся дар Рунге-портретиста (картина Мы втроем , или Автопортрет с женой и братом , 1805, не сохранилась; портреты жены, 1804 и 1809; детей Хюльзенбек, 1805; сына, 1805, и родителей, 1806, художника; автопортреты, 1805 и 1806; все работы – Кунстхалле, Гамбург). Несколько архаичная, «наивная» застылость поз и жестов, пестрота колорита нисколько не гасят, но, напротив, усиливают поэтическое, порой чуть таинственное обаяние этих вещей. Сказавшиеся здесь традиции искусства Северного Возрождения проявились и в религиозных композициях Рунге – с их ирреальными цветосветовыми эффектами (Отдых на пути в Египет , 1805–1806; Христос, идущий по водам , 1806–1807; обе работы – там же).

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой – связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня , символизирующий слияние человека с природой, – его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808–1809; там же) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt , 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810. В 1840–1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов – две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник , обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

- (Runge) (1777 1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799 1801) и Дрездене (1801 03). В символико аллегорических композициях Времена дня… … Художественная энциклопедия

- (Runge) (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, для которых характерно пристальное внимание к натуре в сочетании с подспудной эмоциональностью («Мы втроём», 1805); в… … Энциклопедический словарь

Рунге, Филипп Отто - Филипп Отто Рунге. Поpтpет детей Хюльзенбек. РУНГЕ (Runge) Филипп Отто (1777 1810), немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Острохарактерные портреты (“Мы втроем”, 1805), аллегорические композиции… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рунге (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, ‒ 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799‒1801) и дрезденской (1801‒1803) АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой… …

- (1777 1810) немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты (Мы втроем, 1805), аллегорическая композиция Утро (1808) … Большой Энциклопедический словарь

Фамилия Рунге, Карл (1856 1927) немецкий математик и физик Рунге, Борис Васильевич (1925 1990) актёр московского театра Сатиры Рунге, Владимир Фёдорович (род. 1937) советский и российский дизайнер. Рунге, Фридлиб Фердинанд (1794 … Википедия

Рунге - Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799 1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801 1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

- (runge) Филипп Отто (1777, Вольгаст, Мекленбург – 1810, Гамбург), немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской академиях … Художественная энциклопедия

- (Runge) Филипп Отто (23.7.1777, Вольгаст, Мекленбург, 2.12.1810, Гамбург), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской (1799 1801) и дрезденской (1801 1803) АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой… … Большая советская энциклопедия

Рунге Ф. О. - РУ́НГЕ (Runge) Филипп Отто (1777–1810), нем. живописец и график, теоретик иск ва. Один из основоположников романтизма. Писал портреты, в к рых пристальное внимание к натуре сочеталось с подспудной эмоциональностью (Мы втроём, 1805); в… … Биографический словарь

Книги

  • Классицизм и романтизм. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок 1750 - 1848 , Эта книга посвящена изобразительному искусству и архитектуре эпохи классицизма и романтизма. Богатство и многообразие художественного творчества в период междурококо и реализмом, конечно же,… Категория:

РУНГЕ, ФИЛИПП ОТТО (Runge, Philipp Otto) (1777–1810), немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.

Родился в Вольгасте (Мекленбург) 23 июля 1777 в семье купца-судовладельца. Юношей приехал в Гамбург, чтобы учиться торговому делу, но вскоре (в 1897) начал заниматься рисунком. Учился в копенгагенской (1799–1801) и дрезденской (1801–1803) академиях художеств; особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена. С 1804 жил в основном в Гамбурге.

Уже в ранний период проявился выдающийся дар Рунге-портретиста (картина Мы втроем , или Автопортрет с женой и братом , 1805, не сохранилась; портреты жены, 1804 и 1809; детей Хюльзенбек, 1805; сына, 1805, и родителей, 1806, художника; автопортреты, 1805 и 1806; все работы – Кунстхалле, Гамбург). Несколько архаичная, «наивная» застылость поз и жестов, пестрота колорита нисколько не гасят, но, напротив, усиливают поэтическое, порой чуть таинственное обаяние этих вещей. Сказавшиеся здесь традиции искусства Северного Возрождения проявились и в религиозных композициях Рунге – с их ирреальными цветосветовыми эффектами (Отдых на пути в Египет , 1805–1806; Христос, идущий по водам , 1806–1807; обе работы – там же).

Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой – связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня , символизирующий слияние человека с природой, – его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808–1809; там же) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt , 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Умер Рунге в Гамбурге 2 декабря 1810. В 1840–1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов – две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник , обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

Рунге Филипп Отто

(Runge) (1777-1810), немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене (1799-1801) и Дрездене (1801-03). В символико-аллегорических композициях "Времена дня" (1802-03, сохранился вариант "Утра", 1808, Кунстхалле, Гамбург) стремился воплотить мысль о мистической одухотворённости природы, о слиянии художника-творца с мирозданием. В портретах сочетал пристальное внимание к натуре с глубокой эмоциональностью, скрытой под внешней созерцательностью образов (автопортрет, "Мои родители" - оба 1806, Кунстхалле, Гамбург).


Сочинения: Hinterlassene Schriften, Tl 1-2, Hamb., 1840-41; Briefe und Schriften, В., 1981. Литература: Bisanz R. M., German romanticism and Ph. O. Runge, De Kalb, 1970; Betthausen P., Ph. O. Runge, Lpz., 1980.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

  • - одношаговый метод численного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений вида Основная идея Р.- К. м. была предложена К. Рунге и развита затем В. Кутта и др....

    Математическая энциклопедия

  • - область Рунге первого рода,- область G в пространстве комплексных переменных, обладающая тем свойством, что для любой голоморфной в Gфункции f существует последовательность многочленов сходящаяся в G к f...

    Математическая энциклопедия

  • - Ру́нге Филипп Отто, немецкий живописец, график, поэт и теоретик искусства; представитель романтизма. Получил коммерческое образование, затем учился в копенгагенской и дрезденской академиях...

    Художественная энциклопедия

  • - Филипп Отто 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене. С 1804 работал в Гамбурге...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - чрезвычайн. посланн. и полномочн., министр в Лондоне...
  • - в нем. труппе Мире, в СПб. 1799-1800...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - арт. оперы и камерная певица. Пению обучалась в Петербурге у З. Греннинг-Вильде. В 1892- 1901 солистка петерб. Мариинского т-ра. Позднее выступала в частных оперных антрепризах. 1-я исп. партий: Бригитты, Тани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 24 июня 1937 г. в Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, работал в Зимнем дворце в 1838 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - род. 1868 в СПб.; ученица Гренинг-Вильде в СПб. музыкальной школе. В 1892 дебютировала на СПб. Мариинской сцене, где и пела затем до 1901. Выступала также неоднократно в концертах. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - см. Клиффорда синдром...

    Большой медицинский словарь

  • - метод диагностики нарушения подвижности стремени в овальном окне, основанный на том, что при анкилозе стремени заполнение слухового прохода водой не отражается на продолжительности восприятия звучания камертона,...

    Большой медицинский словарь

  • - Филипп Отто, немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской и дрезденской АХ. Один из основоположников Романтизма в немецкой живописи...
  • - Рунге Филипп Отто, немецкий живописец, график и теоретик искусства. Учился в копенгагенской и дрезденской АХ. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи...

    Большая Советская энциклопедия

  • - немецкий живописец и график, теоретик искусства. Представитель раннего романтизма. Правдивые, острохарактерные портреты, аллегорическая композиция "Утро" ...
  • - Фили́пп Эгалите́ Луи Филипп Жозеф, герцог Орлеанский, представитель младшей ветви Бурбонов. В период Французской революции конца XVIII в. отказался от титула, принял фамилию Эгалите...

    Большой энциклопедический словарь

"Рунге Филипп Отто" в книгах

РАНК ОТТО.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

РАНК ОТТО. Отто Ранк - один из самых первых последователей Фрейда, очень рано проникся идеями психоанализа и был длительное время приверженцем фрейдистского учения. Но из-за стремления Ранка расширить традиционные взгляды на психоанализ произошли серьезные

Отто Базлеру

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Базлеру Дорогой господин Базлер![…] Война началась не неожиданно, и если бы Гитлер захватил Данциг и Коридор, а все прочие опять промолчали, то это было бы хуже, чем война. Я чуть ли не боялся этого, а в Германии многие так и представляли это себе.По-моему, я уже

Отто Энгелю

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Энгелю Монтаньола, 9.1.1943 Дорогой господин доктор Энгель!Ваше декабрьское письмо пришло ко мне вчера. И более ранняя открытка, которую Вы упоминаете в письме, тоже пришла тогда, она датирована 28 октября. За это время и у меня тоже произошло кое-что, почти пять недель я

Отто Базлеру

Из книги Письма автора Гессе Герман

Отто Базлеру [Замок Бремгартен, 16.8.1943] Дорогой господин Базлер![…] Был когда-то город, из которого я годами получал больше писем, чем из какого-либо другого, он был полон друзей, хотя большинство из них не знали друг друга. Город этот назывался Гамбург. Его больше не

Филипп IV - Хуана и Филипп I

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Филипп IV - Хуана и Филипп I 1605 Рождение Филиппа 1479 Рождение Хуаны 126 Филипп родился 8 апреля, а Хуана - 6 ноября. От дня рождения Хуаны до дня рождения Филиппа - 153 дня. 1609 Изгнание из Испании крещеных арабов 1492 Изгнание из Испании евреев 117 1492 год. Дата для Испании

Кто вы, Отто Ран?

Из книги Святой Грааль и Третий рейх автора Телицын Вадим Леонидович

Кто вы, Отто Ран? Я ощутил легкое дыхание твоего гения. Уланд Нашел ли он святой Грааль, … Священный преступив рубеж, Вернулся ли он в Мунсальвеш. Вольфрам фон Эшенбах Отто Ран родился 18 февраля 1904 года, в крошечном городке Михельштадт, что в Южной Германии. Окончив в

«Отто»

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

«Отто» ("Otto"), кодовое наименование плана военного вторжения в Австрию (см. Аншлюс). Название дано по имени наследника австрийского престола Отто Габсбурга, бежавшего в Бельгию.В подписанном Гитлером 11 марта 1938 приказе Верховного главнокомандования вермахта говорилось:

ОТТО ГАН

Из книги 100 великих нобелевских лауреатов автора Мусский Сергей Анатольевич

ОТТО ГАН (1879- 1968)«Настоящее воздействие ядерной физики на человеческую жизнь, - сказал в 1962 году М. Борн, - началось в 1938 году, когда в Германии Отто Ган и Фриц Штрассман открыли, что из ядер можно не только выбить отдельные протоны или другие малые частицы, что было уже автора БСЭ

Хан Отто Хан (Hahn) Отто (1879-1968), немецкий (ФРГ) физик и радиохимик; см. Ган

Отто

Из книги Код завета. Библия: ошибки перевода автора Гор Оксана

Отто Кафе на соборной площади, как обычно, были переполнены, гомонящая пестрая толпа заполонила площадь и вливала в свои утробы литры напитков. Мария нашла себе местечко за столиком на улице только в шестой по счету забегаловке, не самой симпатичной, но вполне приемлемой.

ОТТО

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

ОТТО (Otto) Рудольф (1869–1937), нем. протестантский богослов и религиовед. Род. в Ганновере; окончил Геттингенский ун–т. Проф. систематич. (догматич.) богословия в ун–тах Геттингена (с 1897), Бреслау (с 1914), Марбурга (1917–29). Много путешествовал по Америке, Индии, Китаю, Японии.

22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

22. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Филипп не решился сам доложить о желании еллинов Христу. Во первых, его могло смущать тут воспоминание о заповеди, данной Христом относительно язычников (Мф. 10:5) и слово Христа по поводу

ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ (Philipp Otto Runge)


Автопортрет, 1802-1803 г.г.

Немецкий художник и теоретик, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве.
Родился в Вольгасте (городе на территории современной Польши) в семье купца-судовладельца. В восемнадцать лет он приехал в Гамбург обучаться торговому делу, но вскоре (в 1897) почувствовал склонность к живописи и стал брать частные уроки рисования.
В 1799-1801 годах учился в Академии художеств в Копенгагене у известного датского живописца и рисовальщика Н. А. Абильгора, затем в Дрездене (1801-1803), где познакомился с поэтом и мыслителем Иоганном Вольфгангом Гёте.
Особое влияние на него в эти годы оказал датчанин Н.Абильгор с его четкой классицистической манерой рисунка. Испытал также заметное воздействие Дж.Флаксмена.


Под влиянием Абильгора, жившего в Италии, сформировался интерес Рунге к античности, классической живописи. В раннем произведении — картине «Триумф любви» (1801, Кунстхалле, Гамбург) — композиция с фигурками путти в виде рельефа исполнена в монохромной гамме. Строгое классицистическое построение композиции свидетельствует о влиянии академической традиции, в частности Абильгора.В 1800 художник знакомится с рисунками Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, читает о них статьи А. В. Шлегеля в журнале «Атенеум» (1799). Влияние линейного рисунка английского художника проявилось в созданных Рунге иллюстрациях к «Илиаде» и на темы «Песен Оссиана», популярных среди европейских мастеров предромантической эпохи. Однако Рунге создает свой стиль рисунка пером и кистью, который строится на тонкой эфемерной линии, но значительную роль в нем играют эффекты света и тени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения в европейском искусстве конца 18 в.
В 1802-03 Р. работал над аллегорической композицией "Времена дня".
Вернувшись в 1803 г. в Гамбург, он занимался живописью и одновременно служил в торговой фирме своего старшего брата Даниэля. С 1804 жил в основном в Гамбурге.
На протяжении всей жизни художник обращался к портрету, ставшему излюбленным жанром романтиков.
В полотне «Мы втроем» (1805, в 1931 г. погибла при пожаре) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все — Кунстхалле, Гамбург) ярко выражена концепция европейского романтического портрета. Рунге изображает себя в моменты различных душевных движений — взволнованности, меланхолии, погруженным в раздумье. Автопортретом является и полотно «Мы втроем», где художник изобразил себя с братом Даниелем и его женой Полиной (картина не сохранилась). Ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливает горный пейзаж, на фоне которого изображены фигуры.




Этот портрет, как и часто встречающиеся у романтиков парные портреты, символизирует братскую дружбу, духовную близость, но акцентирует и внутренние духовные различия, индивидуальность натур. Рунге часто обращается и к форме парного портрета («Мои родители», 1806, Кунстхалле, Гамбург), позволяющему передать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, настроений. Портреты с изображением детей («Дети Хюльзенбек», 1805-1806; «Портрет сына», 1805; оба — Кунстхалле, Гамбург) искренней непосредственностью в воспроизведении натуры предвосхищают работы мастеров раннего реализма — бидермейера.





В русле романтических устремлений эпохи и обращение художника к национальной традиции, темам из национальной истории. Для немецких церквей он создает полотна «Отдых на пути в Египет» (1805-1806) и «Христос, шагающий по водам» (1806-1807; оба — Кунстхалле, Гамбург). В плавном абрисе фигур, воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, глубокой духовной сосредоточенности персонажей ощущается влияние мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера.




Суммой мистических настроений мастера, с одной стороны, навеянных учением Я.Бёме, а с другой — связанных с поисками эстетического абсолюта, свойственными романтизму в целом, призван был стать четырехчастный цикл Времена дня, символизирующий слияние человека с природой, — его предполагалось демонстрировать в виде настенных панно под музыку и чтение стихов, при специальном освещении. Подготовительные рисунки к циклу, с их орнаментально-ритмической эмблематикой, а также феерически-сказочное по колориту Утро (единственный живописный эскиз, осуществленный в 1808-1809) принадлежат к числу самобытных предвосхищений символизма и модерна.
Ещё в 1802 г. Рунге задумал живописный цикл, изображающий времена суток. Утро, день, вечер и ночь, сменяющие друг друга, были для романтиков символом и человеческой жизни, и земной истории; они воплощали вечный закон, по которому всё в мире рождается, растёт, стареет и уходит в небытие — чтобы возродиться вновь. Рунге глубоко чувствовал это вселенское единство, как и внутреннее родство разных видов искусства: он предполагал выставить «Времена суток» в специально спроектированном здании, сопроводив их музыкой и стихотворным текстом. Рунге не хватило жизни, чтобы воплотить свой замысел: из четырёх картин закончена только одна, «Утро». Она наивна и светла, как сказка. Младенец, лежащий на жёлто-зелёном лугу, символизирует зарождающийся день; женская фигура на фоне золотого неба и сиреневых далей — древнеримская богиня утренней зари Аврора. По свежести красок и лёгкости тоновых переходов эта картина намного превосходит прежние произведения художника. «Иногда, — писал Рунге, — цвет волнует своей бледностью, а подчас привлекает своей глубиной. Когда зелень луга, насыщенность цвета росистой травы, нежная листва молодого букового леса или прозрачная зелёная волна привлекают тебя больше? Тогда, когда они в сверкающих лучах солнца или в покое тени?» В многообразии красок, в сложных соотношениях цвета, света и тени художник видел ключ к тайнам Вселенной, откровение Мирового Духа — так некоторые романтики называли Бога, который представлялся им растворённым в природе. «Мы не в состоянии выразить, как трогает нас каждый цвет, — отмечал друг Рунге, немецкий писатель-романтик Людвиг Тик, — ибо краски говорят с нами на более нежном наречии. Это — Мировой Дух, и он радуется, что может дать понятие о себе тысячами способов, одновременно скрываясь от нас... Но тайная магическая радость охватывает нас, мы познаём себя и вспоминаем о некоем древнем, неизмеримо блаженном духовном союзе».



The Great Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg






The Small Morning, 1809-10, Kunsthalle, Hamburg

Считая оптику цветов ключом к искусству будущего, Рунге переписывался об этом с Гёте. Выделив три основных цвета (желтый, красный, синий) и три производных (оранжевый, фиолетовый и зеленый), он обобщил свои размышления и эксперименты в книге «Шар цветов, или конструкция связей между всеми взаимными смешениями красок и их полного сродства» (Farbenkugel oder Construction des Verhдltnisses aller Mischungen der Farben zu einander und ihrer vollstandigen Affinitдt, 1810), которая явилась примечательным этапом в развитии постньютоновской оптики, до сих пор сохраняя и художественно-практический интерес.

Книга вышла в 1810 г., в год смерти Рунге.

Рунге умер молодым, оставшись верен протестантскому принципу, что у изобразительного искусства должно быть духовное предназначение.

В 1840-1841 были изданы два тома его сочинений (наряду с Шаром цветов — две сказки, сочиненные Рунге на «платтдойч», нижненемецком диалекте, и включенные в Сказки братьев Гримм: О рыбаке и его жене и Можжевельник, обе 1806, вкупе с эпистолярным наследием).

Рунге были сделаны несколько автопортретов



Беременность и роды