Как улучшить писательские навыки? Как улучшить свои писательские навыки.

Всем добрый мур!

В эфире вновь рубрика "Три мысли перед сном". Напоминаю, что желающим оставлять комментарии предлагаются темы, и ваша задача - написать три мысли или три суждения, которые так или иначе связаны с этой темой. Также эти мысли желательно развить. Все же сообщество у нас писательское. И мы используем любую возможность для того, чтобы развить навык.

Ах да. Если уж мы об этом заговорили. Что же это такое: тренировка писательского навыка?

Сегодня я выложила пост в своем Instagram, где очень коротко высказалась по поводу тренировки писательского навыка. Мне часто задают вопрос: как это можно делать, если я не пишу "ничего серьезного"? И я всегда отвечаю: важно понимать суть термина "писательский навык". Мы говорим об умении выражать свои мысли и идеи так, чтобы вызывать у нашего читателя эмоции. Если текст не вызывает у читателя эмоций (положительных или отрицательных), то это мертвый текст. Наша цель - "зацепить" аудиторию, задеть ее за живое.

То есть, речь не столько о "красивом тексте" (который часто как раз-таки бывает мертвым") и не столько об "уникально стильном тексте" (мне даже писать такое странно, удивительно, что кто-то за таким гонится), сколько свободной манере выражения мыслей. Я иногда слышу: "Идея в голове хорошая, а на бумаге плохая. В итоге варю истории в голове и пишу в голове". Мы думаем, что нам не хватает каких-то специфических писательских навыков. Но это не так! Невозможно приобрести специфический навык, нет смысла работать над стилем (если уж вы решили это делать), если у вас недостаточно натренирован основной писательский навык.

И это - выражение мыслей как таковое!

Звучит глуповато, не так ли? Все писатели умеют выражать мысли! Вы правы. А как у вас обстоят дела со свободным письмом? Возьмем нашу "Еженедельную зарисовку". Вы каждую неделю пишете туда миниатюру? А как у вас обстоят дела со свободным выражением мыслей на абстрактную тему? Как давно вы пробовали себя в новых жанрах? Как давно писали персонажей, которые не похожи на ваших привычных героев?

Лучший тренажер для писательского навыка - это свободное письмо. Такие задания убивают двух зайцев одним выстрелом. Во-первых, они тренируют "мышцу" генерации идей, жизненно необходимую любому автору. Во-вторых, они позволяют вам понять, как в вашем конкретном случае обстоят дела со свободным письмом. Скажу нехорошее, но... если вы работаете только с привычным, только по планам и шаг влево, шаг вправо - расстрел, то вы свой навык не тренируете. Ибо тренировка - это когда вы повышаете нагрузку.

Как можно тренировать писательский навык в том случае, если вы только начинаете заниматься творчеством? Подойдет все - от бумажного дневника до блога, от статей в социальных сетях до коротких постов в Instagram. Я повторяла, повторяю и буду повторять: стиль вырабатывается в процессе работы над навыком. Регулярной, ежедневной работы. Работа над стилем без работы над навыком - это как взять таблетку и вылечить головную боль, но оставить без внимания основную проблему (к примеру, внутричерепное давление). О том, что "хороший стиль" - это понятие очень растяжимое, я уже не говорю.

Я знаю авторов, которые до безумия правят свои произведения, украшая их, и они уверены, что работают над стилем. Чепуха полная. Работать над стилем можно только в одном случае - если вы пишете. А потом - пишете еще лучше. И еще лучше. И еще лучше. Осталась самая "малость" - писать каждый день!

А что вы думаете о тренировке писательского навыка, друзья? Ваши три мысли перед сном?

С любовью, Настя

Блог — это то место, где надо писать грамотно и четко, ведь его будут читать тысячи читателей по всему миру и, не важно, на какую тему ваше сообщение, всего лишь несколько первых строк из вашего поста могут быть судьбоносными для вас. Если пишите откровенно слабые тексты и в них полно ошибок, то вы никогда не сможете установить крепкую связь со своими читателями.


Я знаю ряд блоггеров, которые утверждают, что у них успешные блоги, но это может быть только в том случае, когда вы написали хотя бы несколько своих собственных постов, и только тогда можно понять, у вас низкие или высокие способности к сочинительству. Поверьте мне, если не хотите оказаться в неприятном положении, то не останавливайтесь, продолжайте регулярно совершенствовать свои писательские способности. С помощью приведенных ниже простых, но эффективных советов, вы сможете существенно улучшить свои тексты, не только на текущий момент, но и на ближайшие годы:

  1. 1.

    Избавьтесь от грамматических ошибок

    Если планируете стать лучшим писателем, то у вас не должно быть никаких грамматических ошибок в текстах, ибо они могут разрушить доверие к вам, как к писателю. Если не уверены можно ли использовать те или иные фразы или нет, то лучше не использовать их вообще, вместо того, чтобы потом кусать локти, когда ваши читатели начнут комментировать ваши ошибки.

    Если не знаете можно ли применить то или иное грамматическое правило в своем тексте, то вам следует поднять свои знания по грамматике, пройдя курс обучения на специальных веб-сайтах, которые дают бесплатные уроки русского языка. Можно даже обратиться к учебникам по грамматике, которые вы когда-то изучали в школе, но о которых уже успели забыть. Помните, следует всегда проверять свой блог на наличие грамматических ошибок.

  2. 2.

    Запомните некоторые идиомы

    Достаточно часто при написании сообщения в блоге мы не можем вспомнить некоторое слово, которое нужно использовать в том или ином предложении. Мало того, что это происходит с авторами любителями, но и опытные писатели, которые пишут всю свою жизнь, могут столкнуться с такой проблемой.

    Если знать некоторые идиомы, то они могут пригодиться в подобных случаях и спасти вас от неприятностей. И вновь интернет лучший ресурс для того, чтобы найти их, но не нужно тратить время и запоминать эти идиомы, потому что, скорее всего, вы их забудете, когда вам будет нужно опять применить их в своих текстах!

  3. 3.

    Используйте синонимы

    Вы будете гораздо лучше выглядеть в глазах своих читателей, если будете писать без повторяющихся слов и будете постоянно использовать в своих текстах набор синонимов для различных слов. Почти каждое слово имеет несколько синонимов, которые затем можно использовать при написании.

    Это особенно удобно, когда вы уже использовали определенное слово несколько раз, и нужно использовать его снова. Если знаете синоним этого слова, то легко сможете заменить его, а не использовать снова и снова.

  4. 4.

    Разделите абзацы

    Большинство писателей-любителей делают ошибку, заключающуюся в том, что пишут длинные абзацы, которые делают их текст скучным и неинтересным. Поэтому, ломая абзацы, а затем, расставляя их один за другим, вы сделаете свой текст легким для чтения, и получившееся сообщение будет гораздо интересней.

    Даже если у вас нет большого разнообразия тем для обсуждения, можно разбить главное на три-четыре абзаца, вместо того, чтобы переполнять один абзац кучей предложений.

  5. 5.

    Редактируйте сообщение

    Последнее, но не менее важное, вы должны выработать привычку читать то, что вы написали. Это послужит двойной цели — во-первых, можно найти какую-нибудь ошибку, а во-вторых, когда сами читаете, вы можете оценить свой пост как читатель и грамотнее выстроить поток идей и смысловых точек внутри текста. Затем вы можете изменить и отредактировать его так, чтобы сделать свой текст более привлекательным и полезным для читателей.

Дело в том, что практика бывает разной. Если ты мечтаешь заполучить стройное, подтянутое тело, но единственное упражнение, которое ты делаешь, - это усиленное моргание, то результатов не будет. Хотя казалось бы - мышцы работали, время было потрачено…

А что может пойти не так в писательской сфере?

Причина 1. Нехватка теоретических знаний

На протяжении столетий человечество выработало целую систему обучения литературному мастерству. Если наша Матильда не изучает теорию и не читает качественную литературу, то она отказывается от опыта предыдущих поколений. Тем самым она опускает себя на уровень самоучек Средневековья и развиваться будет теми же темпами с теми же результатами.

Причина 2. Отказ от развития

Матильда может решить, что ей вообще не нужно развиваться. Вроде как «бездарю не поможешь», а «таланту и так все дано». Результаты будут самые плачевные: Матильда начнет исступленно искать одобрения читателей, не получит его и в конце концов охладеет к литературе.

Есть и другая крайность: Матильда может решить, что глупые людишки не в состоянии оценить величие ее таланта. Ну, ничего… Потомки ее оценят.

Все это выглядит жалко и смешно.

Причина 3. Распыление сил

Литературное мастерство состоит из ряда навыков: например, навыка построения сюжета, умения прописать диалог и т.п. Совершенствоваться во всем сразу можно, но это долгий и трудный путь. Хватаясь за все одновременно, Матильда распыляет усилия и не имеет видимых результатов.

Гораздо практичнее сосредоточится на чем-то одном, отработать навык, а потом двигаться дальше. Это можно сделать, тренируясь на коротких рассказах или постах в блоге.

Причина 4. Неспособность выйти из Зоны Комфорта

Зона комфорта - это то, что дается нам без особых усилий. Например, наша Матильда может легко сочинить сказку для своего сына. Но дальше у нее дело не идет, потому что сесть за написание книги, годной для публикации, - это уже совсем другая история.

За пределами Зоны комфорта находится Зона обучения, и там, разумеется, далеко не так уютно. Преодолеть свои страхи и внутреннее сопротивление очень сложно, и именно поэтому у нас так мало людей, пишущих выше среднего уровня.

А еще труднее выйти в Зону недосягаемого. В Зоне обучения мы хотя бы понимаем, КАК достичь желаемого. А в Зоне недосягаемого мы видим лишь лучезарную цель. Большинству людей даже страшно подумать о ней, и в результате до литературного Олимпа добираются единицы.

Систематическая прогрессивная практика

Судьба Матильды могла бы сложиться по-другому, если бы наша барышня работала над собой по определенной системе, а еще лучше - под руководством наставника.

Система важна именно потому, что она помогает определить, на какой ступени находится автор, в каком направлении ему следует развиваться, и чего стоит и не стоит ожидать.

Тут как в спорте: если ты разбираешься в физиологии и анатомии, правильно тренируешься и питаешься, то у тебя все равно будут положительные результаты. Понятное дело, что не у каждого получится стать Олимпийским чемпионом, но каждый человек способен улучшить свои показатели. Было бы желание.

Содержимое:

Вы мечтаете стать великим романистом, новым Достоевским или Фицджеральдом? Или вы просто хотите научиться выражать свои мысли более последовательно? Пишете ли вы художественную прозу или всего лишь школьные сочинения, вы всегда можете воспользоваться нашими советами и предпринять несколько шагов на пути к совершенству. Чтобы стать великим – или просто хорошим – писателем, нужно много знать и постоянно оттачивать свое мастерство. Но упорный труд приносит плоды, и, быть может, в один прекрасный день кто-то будет мечтать стать новым вами!

Шаги

1 Улучшайте свой язык

  1. 1 Используйте действительный, а не страдательный залог. Один из самых распространенных примеров плохой литературной речи – злоупотребление страдательным залогом. Пример действительного залога: "Вампир укусил парня". Пример страдательного залога: "Парень был укушен вампиром". Как видите, второй пример более многословен и (подобно вампиру) высасывает жизнь из вашего текста, придавая ему суховато-официальное звучание. Учитесь по возможности избегать подобных конструкций.
    • Использовать страдательный залог не всегда плохо. Иногда не получается красиво и ясно составить предложение в действительном залоге или вы намеренно хотите построить фразу в страдательном, чтобы она несла определенный оттенок. Однако стоит сначала научиться соблюдать правило, а уже потом позволять себе исключения.
    • Главное исключение из этого правила – научный стиль, в котором страдательный залог используется очень широко, перенося акцент с субъекта (исследователя) на объект (результат). Например, предложение "рацион щенков был изменен, после чего у трех из десяти были выявлены случаи расстройства желудка" рассказывает о результатах эксперимента, а не о том, кто его проводил.
  2. 2 Используйте сильные слова. Хороший литературный язык, говорим ли мы о романе или школьное эссе, – это язык точный, запоминающийся и несущий элемент неожиданности. Найдите верное прилагательное или глагол, и непримечательное предложение превратится в гениальную фразу, которую люди будут помнить и цитировать спустя многие годы. Подбирайте самые точные слова. Старайтесь не повторять одно и то же слово снова и снова, если только не хотите таким образом создать особый ритм.
    • Исключение – слова, описывающие диалог. Плохой текст пестрит оборотами "прокомментировал он", "молвила она", "ужаснулся он". Редкое и продуманное употребление таких слов оживит ваше произведение, но в большинстве случаев будет достаточно простого "сказал". В школе вас наверняка учили, что нельзя постоянно использовать "сказал" и "сказала", но слишком большое разнообразие синонимов затруднит чтение и будет отвлекать читателя от линии диалога. Если без них не обойтись, склоняйтесь хотя бы к эмоционально нейтральным "спросил" и "ответила", а не "прорычал" и "вскричала". Но лучше пусть в вашем диалоге будет минимум авторских слов: обозначьте в начале, где чья реплика, а дальше пусть персонажи говорят сами за себя
    • Сильные и яркие слова – не значит сложные или малопонятные. Не говорите "эксплуатировать", когда можно сказать "использовать". "Идиосинкразия" далеко не всегда звучит лучше, чем "отвращение". Если вы уверены, что слово "перманентный" идеально подходит по смыслу, используйте его – но если нет, пишите "постоянный".
    • Словарь синонимов или тезаурус могут оказаться полезными, однако пользуйтесь ими с осторожностью. Учитывайте нюансы, уместность, многозначность слов. Согласитесь, что хотя "homo sapiens" – это научное название человека, а сердцем можно назвать центр или средоточие чего-либо, но если вместо "человек с горячим сердцем" вы напишете "homo sapiens с раскаленным средоточием", это будет очень глупо! Если вы намерены использовать тезаурус для расширения своего словарного запаса, уточняйте в словаре точное значение найденных вам слов.
  3. 3 Убирайте лишнее. Хорошо писать – значит писать просто, ясно и понятно. Ни к чему использовать пятьдесят слов там, где вполне достаточно двадцати, или вставлять в текст вычурные многосложные слова лишь потому, что они длиннее. Хороший писатель подбирает нужные слова, а не стремится заполнить всю страницу. Поначалу идея собрать множество мыслей и деталей в одном предложении может показаться вам удачной, но на самом деле такую фразу будет тяжело читать. Если слова не несут никакой смысловой нагрузки, можно смело их вычеркивать.
    • Наречия – классический "костыль", на который опираются посредственные авторы, и часто их роль сводится к тому, чтобы перегружать предложение. Уместно использованные наречия украшают рассказ, но нередко они лишь дублируют значение глагола или прилагательного, к которому относятся, или же вместо конструкции с наречием можно использовать одно, более емкое слово. Не пишите "громко завопил" – вопить и так можно только громко. Если вы заметили, что ваш текст переполнен наречиями, пора сделать глубокий вдох и решительно избавиться от лишнего, оставив только необходимое.
    • Иногда удалять лишнее лучше на стадии редактирования. Не будьте одержимы желанием сразу идеально сформулировать каждое предложение; запишите свои мысли как есть, а затем тщательно отшлифуйте и уберите ненужное.
    • Написанный текст не существует в вакууме; его восприятие напрямую связано с читательским воображением. Не нужно описывать каждую подробность, если всего пары существенных деталей хватит, чтобы читатель сумел домыслить остальное. Расставьте нужные точки опоры, и пусть читающий сам соединит их.
  4. 4 Показывайте, а не рассказывайте. Не рассказывайте читателям того, что можно показать. Не утомляйте их долгими объяснениями прошлого героев или важность того или иного события для развития сюжета, а позвольте им самим узнать об этом из слов, действий и чувств действующих лиц. Это один из важнейших уроков писательского мастерства, который может усвоить и воплотить на практике автор художественной литературы.
    • Например, предложение "прочитав письмо, Софья рассердилась" рассказывает читателю о том, что почувствовала Софья, но не рисует в воображении читателя никакой картины. Скучно и неубедительно. А вот "Софья скомкала письмо, швырнула его в камин и вылетела из комнаты, хлопнув дверью" показывает нам героиню в гневе, не называя ее чувств напрямую. Это гораздо более эффективный прием. Читатели верят тому, что видят, а не тому, о чем им просто сообщают.
  5. 5 Избегайте клише. Клише – это фразы, мысли или обороты, которые используются настолько часто, что уже превратились в банальность. Обычно они носят настолько общий характер, что читатель их даже не запоминает. Пишете ли вы художественный текст или документальный, избавление от клише только пойдет ему на пользу.
    • "Стояла темная ненастная ночь" – типичный пример такой фразы-клише. Сравните ее с первыми строчками нескольких известных произведений.
      • "Был холодный ясный апрельский день, и часы пробили тринадцать". – Джордж Оруэлл, "1984". Не ночь, не темная и не ненастная, однако вы сразу чувствуете, что происходит неладное.
      • "Небо над портом напоминало телеэкран, включенный на мертвый канал". – Уильям Гибсон, "Нейромант" (роман, в котором впервые появилось слово "киберпространство"). Эта фраза не просто рисует картину погоды, но немедленно погружает читателя в мрачный мир книги.
      • "Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, – век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния, у нас было все впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю, – словом, время это было очень похоже на нынешнее, и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем – будь то в хорошем или в дурном смысле – говорили не иначе, как в превосходной степени". – Чарльз Диккенс, "Повесть о двух городах". Не только погода, но и чувства, надежда, отчаяние – автор готовит читателя ко всему.
    • Избегайте клише, когда пишете о самом себе. Фраза "я коммуникабельный человек" не говорит о вас ничего определенного. Но скажите, что легко находите с людьми общий язык, в том числе в самом прямом смысле, так как выросли в двуязычной семье и в детстве успели пожить в шести странах, и читатель сразу поймет, что вы из себя представляете.
  6. 6 Избегайте обобщений. Широкие обобщения – один из признаков слабого текста. Например, в научном эссе может быть написано: "В наши дни мы более прогрессивны, чем люди были сто лет назад". Это утверждение содержит безосновательные допущения и не дает определения, что значит "прогрессивны". Будьте конкретны и точны. Короткий рассказ или школьное сочинение только выиграют, если вы очистите их от обобщений.
    • К художественной литературе это тоже относится. Не позволяйте себе строить утверждения на пустом месте. Например, если ваш персонаж – женщина, это не значит, что она автоматически должна быть более эмоциональной, нежной или доброй, чем персонаж-мужчина. Такие стереотипы заставляют писать шаблонно, пренебрегая разнообразием возможностей, которые дает реальная жизнь.
  7. 7 Аргументируйте сказанное. Не пускайтесь в спекуляции, не имея доказательств ваших утверждений. Это похоже на принцип художественной литературы "показывайте, а не рассказывайте". Не говорите, к примеру, что без сильной полиции наше общество развалится. Почему? Чем вы можете это подтвердить? Объясните, как вы пришли к такому заключению, чтобы читатели видели: вы знаете, о чем говорите. Тогда они решат, соглашаться с вами или нет.
  8. 8 Употребляйте метафоры и сравнения с осторожностью. В то время как удачная метафора или сравнение сделает ваш текст сильным и ярким, неудачная может сделать его слабым, как младенца (это, кстати, было слабое сравнение). Чрезмерное употребление метафор и сравнительных оборотов намекает, что вы не уверены в своих словах и потому полагаетесь на фигуры речи, чтобы произвести более убедительное впечатление. Кроме того, они имеют свойство превращаться в клише.
    • Смешанная метафора означает соединение двух метафор, часто с несочетаемым значением. Например, "хоть мы и вынуждены играть на чужом поле, наши стрелы разят без промаха". Либо футбол, либо стрельба из лука – но не то и другое вместе! Если вы не уверены, что метафора имеет смысл и не выглядит натужной попыткой остроумия – исправляйте ее или вычеркивайте.
  9. 9 Нарушайте правила. Лучшие из писателей не только умеют следовать правилам, но и знают, когда и как их нарушить. Вы не обязаны оставаться в рамках традиционной грамматики и приведенных нами советов, если знаете, что их несоблюдение улучшит ваше произведение. Главное – писать настолько хорошо, чтобы читатели видели: вы нарушаете правила намеренно и осознанно.
    • Как и во всем, здесь важна умеренность. Остроумный риторический вопрос в первой строчке произведет эффект. Шесть риторических вопросов подряд уже не будут столь эффектны. Решая, когда и зачем нарушить правила, будьте избирательны.
  10. 10 Редактируйте, редактируйте и редактируйте. Редактирование – одна из важнейших составных частей писательства. Когда вы закончили главу или произведение, отложите написанное на день, а затем перечитайте свежим взглядом. Исправляйте непонятное, вычеркивайте целые фрагменты – делайте все, чтобы улучшить свой текст. Когда закончите, перечитайте еще раз. А потом – еще.
    • Некоторые путают редактирование и вычитку. Разумеется, важны оба процесса, однако редактирование касается содержания и строения текста. Не зацикливайтесь на определенных словах или фразах и не бойтесь их изменять, если поймете, что другие формулировки выразят вашу мысль яснее, эффективнее или красивее. Вычитка – это, скорее, технический процесс, направленный на проверку грамматики, орфографии, пунктуации и форматирования.

2 Читайте, чтобы писать

  1. 1 Выберите одну или десять хороших книг. Пишете ли вы роман-эпопею или статью в научно-популярный журнал, познакомьтесь с выдающимися произведениями вашего жанра; это улучшит ваше собственное мастерство. Читайте и осмысливайте работы великих и значимых писателей, чтобы увидеть, что можно выразить словами и что найдет отклик у читателей. Погрузившись в хорошую литературу, вы увеличите свой словарный запас, расширите кругозор и дадите пищу воображению.
    • Обратите внимание на разные способы повествования и разное построение произведений.
    • Попробуйте сопоставить подходы разных авторов к одной теме, посмотрите, что у них общего и в чем отличие. Например, сравните "Смерть Ивана Ильича" Толстого и "Снега Килиманджаро" Хемингуэя.
    • Не забывайте, что, даже если вы пишете нон-фикшн или научные статьи, чтение образцов выдающегося письма поможет вашему совершенствованию. Чем лучше вы знаете, как по-разному можно донести до читателя одни и те же мысли, тем более разнообразно и оригинально вы сможете писать сами.
  2. 2 Отмечайте для себя культурные аллюзии. Вы можете этого не замечать, но книги и фильмы полны отсылок и цитат из классической литературы. Читая классику, вы выстроите своего рода культурный фундамент, который послужит основой для вашего творчества.
  3. 3 Поймите, почему то или иное классическое произведение считают великим. Можно прочитать "Над пропастью во ржи", но не понять сути или не оценить. Если это случится, попробуйте прочитать пару статей или отзывов признанных критиков, чтобы узнать, почему книга оказала такое влияние на литературу. Вам может открыться глубинный смысл, который вы упустили при прочтении. Понимание того, что делает великие книги великими, – один из важнейших навыков для писателя, стремящегося к совершенству.
    • Это также относится к документальной литературе и текстам академического характера. Возьмите несколько работ признанных авторов в вашей области и проанализируйте их. Что у них общего? Как они пишут? В чем вы могли бы взять с них пример?
  4. 4 Ходите в театр. Пьесы пишут для того, чтобы ставить на сцене. Если вы не можете понять и прочувствовать литературное произведение, посмотрите его постановку. Если не найдете постановку, прочитайте произведение вслух. Проникните в мысли персонажей. Слушайте, как звучит язык.
    • Спектакль в большей степени, чем кино, воплощает ожившие слова: единственный "фильтр" между пером автора и вашим восприятием – это режиссерское видение и игра актеров.
  5. 5 Читайте журналы, газеты, блоги – что угодно. Литература – это не единственный источник идей. Реальный мир полон удивительных людей, мест и событий, в которых ваш писательский ум может черпать вдохновение. Хорошему писателю стоит быть в курсе важнейших событий дня.
  6. 6 Научитесь меньше поддаваться влиянию. Такое происходит постоянно: вы читаете гениальный роман и загораетесь желанием немедленно писать собственный. Но сев за письменный стол, вы замечаете, что ваш стиль неоригинален, как будто вы всего лишь имитируете только что прочитанного автора. Учитесь у великих – но вырабатывайте собственный голос. Чтобы он снова зазвучал, сделайте упражнение в технике свободного письма (записывайте все мысли подряд, не задумываясь и не исправляя), перечитайте свои прошлые сочинения или просто прогуляйтесь.

3 Больше практикуйтесь

  1. 1 Купите тетрадь. Не любую тетрадь, а в прочной твердой обложке, чтобы постоянно носить ее с собой. Идея может посетить вас где угодно, и вам нужно зафиксировать на бумаге стремительно ускользающую мысль, пока она не забылась, как сон на прошлой неделе… да-да тот самый… он был потрясающим… вот только о чем он был?!
  2. 2 Записывайте все идеи, какие приходят в голову. Заголовки, подзаголовки, темы, персонажи, ситуации, фразы, метафоры – записывайте все, что поможет разжечь воображение, когда вы будете готовы.
    • Если вы не чувствуете вдохновения, чтобы сочинять, попробуйте делать заметки о том, что видите. Описывайте, как работают официанты в вашей любимой кофейне, и как солнечный свет ближе к вечеру освещает ваш письменный стол. Привычка обращать внимание на конкретные детали обязательно пригодится вам, пишете ли вы стихи или газетные статьи.
  3. 3 Закончите тетрадь и заведите новую. Когда тетрадь закончится, укажите на обложке даты и содержание тетради, чтобы в следующий раз, когда вашему вдохновению понадобится стимул, вы легко могли найти нужные записи.
  4. 4 Вступите в писательское сообщество. Один из лучших способов развить свои навыки и сохранить мотивацию – общаться с другими и получать отзывы о своей работе. Найдите группу по интересам, объединение или клуб писателей в своем городе или в Интернете. Члены таких сообществ обычно читают произведения друг друга и затем обсуждают, что им понравилось, что не понравилось и что и как можно улучшить. Вы можете увидеть, что не только получение отклика от других, но и высказывание собственного мнения станет ценным уроком и поможет совершенствованию ваших навыков.
    • Встречи и обсуждения существуют не только для авторов художественной литературы! Умение писать академические тексты также можно улучшить, давая их прочесть друзьям или коллегам. Кроме того, такое сотрудничество мотивирует вас делиться своими идеями и выслушивать чужие.
  5. 5 Пишите каждый день. Ведите дневник или блог, пишите письма друзьям или просто выделите себе час, чтобы писать о чем угодно. Выберите тему и начинайте. Сама тема совершенно не важна – важно сесть и писать. И еще писать. И снова писать. Писательское мастерство требует практики: оно подобно мышцам, которые можно укрепить и нарастить только путем регулярных тренировок.

4 Придумайте историю

  1. 1 Выберите тему и набросайте канву своей истории. Она не должна быть подробной, просто задайте направление, в котором будет развиваться сюжет. Например, классический сюжет голливудской мелодрамы: парень встречает девушку, парень любит девушку, парень теряет девушку, парень воссоединяется с девушкой, и в финале все счастливы. (Прочие сцены будут добавлены позже.)
  2. 2 Напишите план. Вам наверняка очень хочется сразу начать писать и додумывать сюжетные линии и повороты по мере продвижения вперед. Не делайте этого! Даже простейший план поможет вам представить картину в целом и сэкономит вам многие часы переписывания. Начните с общей схемы и постепенно развивайте ее. Заложите основы своей истории, населите ее пока хотя бы главными персонажами, определите место действия, время и атмосферу.
    • Если какую-то часть плана нельзя описать в нескольких словах, разбейте ее на подпункты и поработайте над каждым в отдельности.
  3. 3 Оставьте место, чтобы добавить новых персонажей и пояснить, кто они такие. Придумайте каждому краткую историю. Даже если она не войдет в ваше произведение, это поможет вам лучше представить себе, как персонаж поведет себя в предлагаемых обстоятельствах.
  4. 4 Не бойтесь перескакивать вперед или назад. Если у вас неожиданно родилась блестящая идея развязки, запишите ее, даже если вы все еще работаете над первой главой! Не давайте идеям пропасть зря.
  5. 5 Напишите первый черновик. Теперь вы готовы приступать к самой истории – к ее первому черновику. Опираясь на план, вдохните жизнь в своих персонажей и повествование.
    • Не застревайте на этой стадии. Пока вы пишете черновик, не нужно подолгу обдумывать каждую формулировку – сейчас это не принципиально. Намного важнее собрать и изложить все свои мысли.
  6. 6 Пусть история ведет вас за собой. Позвольте истории развиваться своим ходом, и, быть может, она примет неожиданный, но очень интересный оборот. Вы режиссер событий, но оставьте в них место импровизации.
    • Если вы достаточно продумали, что собой представляют ваши герои, чего они хотят и почему, то они сами начнут вам указывать, как писать.
  7. 7 Закончите первый черновик. Не задерживайтесь на то, чтобы отшлифовать подробности, просто дайте истории развернуться на бумаге. Если, написав две трети рассказа, вы поймете, что на самом деле ваша героиня – посол в Индии, отметьте это и завершите историю с ней в роли посла. Не возвращайтесь назад и не переписывайте сцены с ее участием, пока не закончите первый черновик.
  8. 8 Перепишите. Помните, что это был только первый черновик? Сейчас вам придется переписать все с самого начала, на этот раз уже зная все детали истории, что сделает ваших персонажей более реалистичными и правдоподобными. Теперь вы знаете , что он делает в самолете и почему она одета как панк.
  9. 9 Напишите все до конца. К тому времени как вы закончите второй черновик, у вас уже будет полная информация о вашей истории, ее действующих лицах, основой и побочных сюжетных линиях.
  10. 10 Прочитайте историю и поделитесь ею. Когда вы завершили второй черновой вариант, пора его прочитать, стараясь быть беспристрастным и объективным. Дайте его прочитать паре близких друзей, чьему мнению вы доверяете.
  11. 11 Напишите окончательный вариант. Вооружившись собственными заметками после прочтения истории, а также замечаниями друзей или издателя, снова перепишите ее, теперь уже доводя до совершенства. Сведите концы с концами, разрешите конфликты, уберите лишних персонажей.
  • Творчество обязано приносить радость. Или нет, произведение должно рождаться в муках. На самом деле, все зависит от того, кого вы спросите. Вы можете ощутить душевный подъем или почувствовать себя опустошенным. Нет единого для всех правила, как писать и что при этом чувствовать. Найдите свой путь.
  • Если поначалу идея вам не нравится, все же дайте ей шанс – возможно, она вас куда-нибудь приведет.
  • Пусть вас не смущает, если первый черновой вариант никуда не годится. Он почти никогда не бывает удачным. Имейте это в виду, когда читаете его, и редактируйте без сожаления!
  • Попробуйте плыть по течению. Но не переусердствуйте, потому что иначе вы упустите детали или ваши мысли станут слишком тяжелыми для прочтения. Постоянно контролируйте свое сознание.

Предупреждения

  • Аккуратнее выбирайте слова. Нет более быстрого способа показаться безграмотным, чем употребить слово не в том смысле и не в том контексте. Если вы не уверены в каком-то слове, найдите его в словаре и убедитесь, что правильно понимаете его значение и возможные коннотации.
  • Не занимайтесь плагиатом! Присвоение себе чужих слов или идей – серьезное нарушение этики и даже закона в науке, журналистике и литературе. Если вы попались на плагиате, вас могут исключить, уволить, включить в издательский черный список или привлечь к суду. Никогда этого не делайте.

Как-то раз преподавательница моего университета принесла на семинар по культуре речи занятный списочек упражнений. Предполагается, что выполняя задания, можно улучшить писательский навык, развить воображение и научиться соблюдать заданный объем. В списке были и очень забавные упражнения («Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку»), и довольно серьезные, над которыми стоит призадуматься. Предлагаю весь список упражнений, возможно, кто-нибудь захочет потренироваться!:)

1)Закрыть глаза. Подумать о предмете в комнате. Не открывая глаз, перечислить как можно больше признаков предмета. Открыть глаза, записать всё, что запомнилось.

2)Выбрать понравившееся стихотворение, использовать его последнюю строчку в качестве первой строки своего стихотворения.

3)Куда вы идете, когда хотите отдохнуть от семьи, работы и.т.д.? Написать об этом месте.

4)В 400 словах описать идеальное место, где хотели бы жить.

5)Написать, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему в 3 часа ночи.

6)Написать рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность…но я ёё упустил».

7)Письмо в прошлое. Написать письмо 10-летнему себе.

8)В 200 словах описать свою первую игрушку.

9)Написать о самом трудном решении, какое вы когда-либо принимали.

10)Написать о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.

11)Написать рассказ о пустом стакане.

12)Вспомнить самый скучный день в жизни. Описать его, но рассказ не должен быть скучным.

13)Написать статью на 500 слов: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»

14)Написать объяснительную, почему я не занимаюсь улучшением писательских навыков каждый день.

15)Написать рассказ о синем предмете.

16)Представить, что нахожусь в комнате, полной людей, но в ней я единственная слепая. Записать, какой я ее вижу, какие люди в комнате.

17)Составить список своих страхов. Выбрать один и написать о нем.

18)В 200 словах описать жаркий день.

19)Чем вы занимаетесь в ненастье? Написать об этом 250 слов.

20)Написать о том, каким яствами я угостила бы злейшего врага.

21)Подумать о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Описать поведение этого человека.

22)Используя 150 слов, описать внешность, род занятий, привычки человека по имени Анатолий Бубликов.

23)Перечислить 50 поступков, которых вы никогда не совершите.

24)Написать монолог от лица свежесрезанного цветка.

25)Сочинить рассказ, используя ключевые слова: инструктор-собаковод, закон, пляж. Булочка.

26)Написать монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.

27)Перечислить 15 причин, чтобы выучить иностранный язык.

28)Почему учитель собирается сменить карьеру? Назвать не менее 10 причин.

29)Перечислить 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.

30)Написать короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый расхожим выражением «растет как сорная трава».

31)Написать короткий рассказ, используя слова: проповедник, монета, расческа, лестница, колодец.

32)Написать короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.

33)Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.

34)Написать монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.

35)Перечислить 8 заслуживающих внимания причин оправдать лжеца.

36)Написать короткий рассказ, используя слова: священник, кольцо, сад, бинокль.

37)Предложить 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните __________, потому что (иначе, а то) ___________.

38)Перечислить 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.

39)Сочинить историю, используя слова: дедушка, фотоальбом, почта, спички.

40)Назвать 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.

41)Написать монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.

42)Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислить 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь квартиры распахнута настежь.

43)Написать инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.



Особенности жизни