Морис бежар - биография, фотографии. Великие хореографы: Морис Бежар Морис бежар биография

Уважаемые друзья!
.
С уважением, администрация сайт

Режиссер


Maurice Bejart

Дата рождения: 1.1.1927
Дата смерти: 22.11.2007

Биография:

Хореограф, режиссер, танцовщик.

К числу тех, кто во многом перевернул традиционное представление о балете, относится выдающийся мастер, гениальный хореограф, ставший культовой фигурой в области современного танца, Морис Бежар. Он, подобно сказочному волшебнику, вырвал балет из академического плена. И обновленный, сексуальный, яростный танец марсельца Бежара стал символом двадцатого века. Морис Бежар - сын выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Он освоил множество разных хореографических школ. Его успех как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников. В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского. В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, потрясла не только мир классического танца, но вообще весь мир. Морис Бежар начал работу в 1950-х в труппе Балет Этуаль. С 1960 возглавлял «Балет ХХ века», с 1987 - «Балет Бежара» в Лозанне. Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. За годы творческой деятельности хореографом было осуществлено более 200 постановок - от камерных лирических миниатюр до масштабных действ, таких как «Мучения Святого Себастьяна» или «Кольцо в кольце» на музыку Вагнера. Среди постановок, признанных шедеврами мировой хореографии - «Болеро», «Жар-птица» (версия 1970 г.), «Чудесный мандарин», «Метаморфозы», «Король Лир», Опус №5 Веберна, «Свет», «Ночь», «Барокко бельканто», «Симфония для одного человека» и мн. др. В разные годы хореограф предлагал свои оригинальные версии балетной классики, - «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и др. Спектакли Мориса Бежара признаны самыми посещаемыми балетными представлениями в мире. Ряд своих постановок хореограф посвятил друзьям и близким, ушедшим из жизни - Матери Терезе, Джанни Версаче, Фредди Меркьюри, Федерико Феллини и др. В разные годы М.Бежар сотрудничал с такими выдающимися композиторами как Э.Клоссон, Пьер Булез и Нино Рота (в частности, его музыка была использована в знаменитой постановкой «Чао Федерико», посвященной Феллини). Спектакли Bejart Ballet Lausanne «оформляли» Сальвадор Дали и Джанни Версаче (сотрудничавший с Бежаром почти 15 лет и создавший костюмы к 14 постановкам труппы), Жан-Поль Готье и Иссеи Мияке. В постановках принимали участие такие выдающиеся танцовщики как Р.Нуриев, М.Барышников, М.Плисецкая, Х.Донн, Е.Максимова, В.Васильев и др. Говоря о Бежаре, нельзя не упомянуть о самобытной редакции Болеро (1961), этого поистине эпохального спектакля на музыку М.Равеля. Ведущим танцовщиком Бежара был аргентинец Хорхе Донн (1947-1992), рано ушедший из жизни. Его памяти маэстро посвятил балеты Дом священника, Балет ради жизни, Танго, или роза для Хорхе Донна. Бежар говорил, что хореография - дело двоих, как в любви, что произведение существует благодаря танцовщику. Хорхе Донн - бежаровская звезда, его медиум, его проводник, осуществлявший духовный и энергетический контакт с публикой. Полноправными участниками спектаклей становились Элтон Джон и The Queen. За годы творчества М.Бежар удостоен множества правительственных наград Франции, Бельгии, Швейцарии, Японии, он - действительный член Академии Изящных Искусств Франции. Среди последних работ труппы Bejart Ballet Lausanne - спектакль «ЗАРАТУСТРА», премьера которого состоялась 21 декабря 2005 г. в Лозанне. Морис Бежар вновь обратился к творчеству Фридриха Ницше, одного из своих любимых авторов.

22 ноября 2007 -Скорбим: Умер хореограф Морис Бежар

Фильмы Морис Бежар:

К числу тех, кто во многом перевернул традиционное представление о балете, относится и выдающийся мастер балета Морис Бежар. Его успех как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников.

Достижением Бежара является и то, что, стремясь разнообразно использовать пластические возможности тела танцовщика, он не только ставит сольные партии, но и вводит в некоторые постановки исключительно мужской кордебалет. Таким образом, он последовательно развивает концепцию универсального мужского танца, исходя из традиций античных зрелищ и массовых действ разных народов.

Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако для формирования индивидуальной творческой манеры он решил продолжить образование. Поэтому с 1945 года Бежар совершенствовался у Л. Статса, Л.Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне. В результате он освоил множество разных хореографических школ.

В начале своего творческого пути Бежар не связывал себя строгими контрактами, выступая в самых разных труппах. Он работал у Р. Пети и Ж. Шарра в 1948 году, выступал в "Инглсби интернейшнл балле" в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах.

Все это наложило отпечаток на его будущую деятельность как балетмейстера, поскольку отличительной особенностью его стилевой манеры постепенно становится эклектичность, синтез приемов, взятых из разных хореографических систем.

В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского. Для реализации своих творческих замыслов Бежар в 1953 году совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу "Балле де л"Этуаль", которая просуществовала до 1957 года.

В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Репертуар строился на сочетании произведений классических и современных авторов. Так, в 1953 году труппа Бежара поставила "Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Шопена, на следующий год вышел балет "Укрощение строптивой" на музыку Д. Скарлатти, а в 1955 году было поставлено сразу три балета - "Красавица в боа" на музыку Д. Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Анри. Этот свой принцип Бежар развивал и в дальнейшем. В 1956 году он поставил "Танит, или сумерки богов", а в 1963 году - "Прометей" Ована.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар, наконец, решил основать собственную труппу "Балет XX века", которую он и возглавил в 1969 году. Ее ядром стала часть брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. Там они выступали под названием "Балет Бежара".

Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. Тогда же Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.

Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.

Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее своеобразный эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали "Мучения Святого Себастьяна", поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.

Бежар и раньше совмещал различные виды искусств в одном спектакле. В таком стиле он, в частности, поставил в 1961 году балет "Гала" на музыку Скарлатти, который шел в театре "Венеция" . В том же году в Брюсселе Бежар совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шарра поставил синтетический спектакль "Четверо сыновей Эймона" на музыку композиторов XV-XVI веков.

Творческие поиски Бежара вызывали интерес зрителей и специалистов. В 1960-м и в 1962 году он был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

Для развития своих замыслов Бежару были нужны единомышленники. И в 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственный XX веку яркий эпатаж и зрелищность отразились в названии студии - "Мудра", представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражающий его интерес к классическому танцу Востока.

Бежар - одна из самых сложных и противоречивых фигур в современном хореографическом искусстве. В теоретических высказываниях он настаивает на возвращении танцу его первоначального ритуального характера и значения. Он считает, что с помощью таких художественно-эстетических экспериментов, какие он проводит, можно раскрыть главное в танце - его древнейшие универсальные первоосновы, общие для танцевального искусства всех рас и народов. Отсюда и возникает постоянный интерес Бежара к хореографическим культурам Востока и Африки. Особенно мастер интересуется искусством Японии. Возможно, поэтому же и многие из работающих у него танцовщиков являются японцами.

Сегодня Бежара специально приглашают в разные театры для постановки отдельных спектаклей. Но есть у него и некоторые личные привязанности. Так, долгие годы сотрудничества связывают его с М. Плисецкой. Он поставил для нее балет "Айседора", а также несколько сольных концертных номеров для ее последних выступлений. Наиболее известен среди них мини-балет "Видение розы". На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым. Васильев впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского "Петрушка", а вместе с Е. Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта".

Сайты о Бежаре

Французский хореограф, выдающийся мастер балета Морис Бежар (Bйjart, Maurice) родился 1 января 1927 года в Марселе в семье известного французского философа Гастона Берже (Бежар сценический псевдоним Мориса). Отец был родом из турецкого Курдистана … Энциклопедия ньюсмейкеров

- (фр. Maurice Ohana; 12 июня 1913, Касабланка, Марокко 13 ноября 1992, Париж) французский композитор и пианист испанского происхождения. Касабланка, мечеть Хассана II Содержание 1 Биография … Википедия

Бежар, Морис - БЕЖАР (Bejart) Морис (настоящая фамилия Берже) (родился в 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (до 1957), где был танцовщиком, ставил балеты (Симфония для одного … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Бежар: Бежар, Арманда (1642(?) 1700) французская актриса, младшая сестра Мадлены и Жозефа Бежаров. Бежар, Жозеф (1616/1617 1658) французский актёр. Бежар, Мадлена (1618 1672) французская актриса, сестра Арманды и Жозефа Бежаров. Бежар, Морис… … Википедия

- (Bejart) Морис (настоящая фамилия Берже) (родился в 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (до 1957), где был танцовщиком, ставил балеты (Симфония для одного… … Современная энциклопедия

- (наст. фам. Берже Berger) (р. 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства 20 в. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (существовала до 1957). В 1957 60 … Большой Энциклопедический словарь

- (Bejart), настоящая фамилия Берже (Berger) (р. 1927), французский артист балета, хореограф, педагог. Один из крупнейших деятелей хореографического искусства XX в. В 1953 совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балет “Звезды”»… … Энциклопедический словарь

- (Bejart) Морис (наст. фам. Берже, Berger) (р. 1 I 1927, Марсель) франц. артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог и литератор. Учился у Л. Статса, Л. Егоровой, В. Волковой, выступал вместе с Р. Пти и Ж. Шарра (1948). В 1953 основал в … Музыкальная энциклопедия

Бежар М. - БЕЖÁР (Béjart) Морис (наст. фам. – Берже, Berger) (р. 1927), франц. артист балета, хореограф, педагог; один из крупнейших деятелей хореогр. иск ва 20 в. В 1953 совм. с Ж. Лораном основал в Париже труппу Балет Звезды (существовала до 1957), с … Биографический словарь

- (Bjart, Maurice) (р. 1927), французский хореограф, родился в Марселе. Основал труппу Балет ХХ века, которая работала в Брюсселе с 1960, и стал одним из самых популярных и влиятельных хореографов Европы. В числе наиболее известных его работ:… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • , Пастори Жан-Пьер. Морис Бежар (1927-2007) - один из самых значительных и наиболее известных в России хореографов ХХ века. Продолжая тему, начатую в книге "Ренессанс Русского балета", автор Жан-Пьер Пастори -…
  • Морис Бежар. Вселенная хореографа , Пастори Ж.П.. Морис Бежар (1927-2007) - один из самых значительных и наиболее известных в России хореографов ХХ века. Продолжая тему, начатую в книге "Ренессанс Русского балета", автор Жан-Пьер Пастори -…

В одной из швейцарских больниц скончался легендарный французский хореограф Морис Бежар. В январе этого года ему исполнилось 80 лет. Возраст солидный, но это не мешало ему работать. Хотя нарушение сердечной деятельности Бежара не позволяло ему трудиться столь интенсивно, как раньше. За последний месяц Бежар попадал в больницу дважды. На этот раз ему предстояло пройти очередной курс лечения. Но сердечный приступ оборвал жизнь хореографа.

Морис Бежар по праву считался «хореографом, определившим время». Обладатель великолепной интуиции и смелой фантазии, он знал, каким языком должен говорить балет ХХ века. Его первая труппа так и называлась – «Балет ХХ века».

«Работая в академических театрах, Бежар не боялся быть непонятым или непринятым – просто делал то, что считал нужным »

С нею Бежар, не принятый парижскими эстетами, уехал из Франции и нашел дом в Брюсселе. А последние 20 лет он руководил собственным «Балетом Бежара» в Лозанне.

Естественно, состав труппы несколько раз обновлялся. Однако класс танцовщиков не снижался: у Бежара всегда было уникальное чутье на таланты, он умел находить общий язык с молодым поколением. Каждому он давал возможность раскрыться, обязательно позволял солировать. В его спектаклях не было второстепенных ролей.

Бежар пришел к профессии хореографа как танцовщик. Изучая самые разные танцевальные школы, он формировал собственный стиль. Никогда не шел по проторенному пути, предпочитал рисковать, постоянно находился в поиске.

Ему неинтересно было заниматься классическим, традиционным балетом. На общеизвестную балетную музыку он накладывал необычные движения. Работая в академических театрах, Бежар не боялся быть непонятым или непринятым – просто делал то, что считал нужным. И – обретал славу.

«Весна священная» Стравинского, поставленная еще в конце 50-х начинающим тогда хореографом перевернула представление о балете во всем мире. Потом в разные годы были «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Если попытаться вспомнить, сколько всего спектаклей поставил Бежар, то получится не менее двухсот. От камерных до огромных, масштабных. Сейчас считается нормой соединять в танцевальных спектаклях движение и голос, а началось это именно с Бежара. Он признавался, что делать «обычные балеты» ему скучно. Вводил в спектакли пантомиму, пение, поэзию. Выводил танцовщиков из театральных залов на стадионы.

«Да, я бунтарь», – говорил он. Однако за счет пресловутого «бунтарства» Бежар не только изменял балетный язык времени, но и привлекал внимание широкой публики к острым социальным проблемам – таким, как загрязнение окружающей среды, СПИД или классовое неравенство.

Привязывая к рукам «умирающего лебедя» консервные банки, он словно бы говорил: посмотрите, вот так гибнет огромное количество живых существ! И любой подобный ход был для Бежара не просто желанием эпатировать, но возможностью заговорить о больном, трудном, страшном. И если сегодняшние хореографы не стесняются в выборе средств, то это потому, что Бежар уже проложил им дорогу, показав, как много выразительных возможностей дает балет.

В России Бежар неоднократно показывал свои спектакли. Впервые это произошло в конце 70-х. Именно тогда зрители увидели знаменитое на весь мир «Болеро» с участием гениального танцовщика Хорхе Донна. Хорхе Донн был не просто любимцем Бежара, он был своего рода музой, вдохновляя хореографа на сочинение новых спектаклей.

Кстати, именно ради него Бежар придумал новую конструкцию «Болеро»: как правило, в центре этого балета – танцовщица. У Бежара же был танцовщик. «Болеро» Бежара – пожалуй, самый яростный и сексуальный вариант из известных в мире.

Напоминающий первобытный ритуал поклонения божеству. К сожалению, Хорхе Донн рано ушел из жизни и никто не смог занять его место. Памяти танцовщика Бежар посвятил три балета, наиболее известный из которых – «Балет ради жизни» на музыку группы Queen. Бежар говорил, что вдохновением для него в данном случае послужила некая сходность судеб Хорхе Донна и Фредди Меркьюри.

Если говорить о балетных звездах, то нет, пожалуй, ни одной крупной фигуры в мире, не сотрудничавшей с Бежаром. Он по-новому раскрывал даже давно сложившуюся индивидуальность, ему нравилось придумывать балеты на столь ярких личностей.

Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Михаил Барышников и Рудольф Нуреев – все успели с ним поработать.

Долгое содружество связывало Бежара с Майей Плисецкой. Ему принадлежит и нежное, печальное «Видение розы», и победительное «Аве Майя», созданное к юбилею балерины, но совершенно не напоминавшее праздничную обязаловку.

Нынешний год внес печальную тенденцию: один за другим уходят не просто знаковые творческие личности, но создатели и вдохновители важных для мирового культурного пространства коллективов. Таким является и «Балет Бежара» в Лозанне.

Который, без сомнения, сохранит имя своего «отца» и не остановит работу. Однако замены Морису Бежару нет и не может быть. Хочется верить, что молодые хореографы будут продолжать пользоваться его методологией, развивать балетный язык.

Но сможет ли кто-то стать столь же значительным, как был Бежар, неизвестно. Есть люди, с уходом которых возникает колоссальная пустота. Ибо они обозначали все самое важное в своей области. Вдохновляя на поиски и стремления.

В 1953 г. Морис Бежар организовал (совместно с Жаном Лораном) собственную труппу — «Романтические балеты». В 1954 г. дал ей другое название — «Балет Звезды» , под которым она просуществовала до 1957 г. Уже ранние опусы Бежара характеризуется его фирменным почерком: он не использует традиционной балетной одежды, исповедует минимализм в сценографии. Находит отражение в его творчестве и созвучное времени увлечение философией и литературой экзистенциализма. Он обращается к актуальным темам и современной музыке.

В середине 50-х гг. к молодому хореографу приходит известность, которая вскоре перерастет в настоящую славу. Она началась с балетов «Симфония для одинокого человека» П. Анри и П. Шеффера (1955 г.) и «Высокое напряжение» М. Констана и П. Анри (1956 г.).

В 1957-60 гг. работал со своей новой труппой Балетный театр Парижа , для которой поставил балеты «Чужой» на музыку Э. Вила Лобоса, «Пульчинелла» И. Стравинского (оба — 1957 г.), «Орфей» П. Анри (1958 г.), «Темы и вариации» на джазовую музыку (1959 г.).

В 1959 г. создал один из самых знаменитых своих балетов, ставших классикой XX столетия, — «Весну священную». Спектакль был поставлен на сцене Королевского театра де Ла Монне (Брюссель), в нем участвовали артисты трех балетных компаний — самого Бежара, Милорда Мисковича, театра де Ла Монне.

После триумфального успеха этой постановки Бежару было предложено работать в театре де Ла Монне, в котором в 1960 г. и родилась всемирно известная труппа с интернациональным составом Балет ХХ века . Она много гастролировала и была желанным гостем крупнейших театров и фестивалей мира.

Среди самых известных балетов, созданных Морисом Бежаром для этой труппы «Болеро» М. Равеля, в котором сольную партию танцует и женщина (1961 г.), и мужчина (1977 г.) и кордебалет бывает или целиком мужской, или женский. В сольной партии — партии Мелодии с особым успехом выступал великий танцовщик Хорхе Донн, звезда Балета XX века. В 1977 г. в Брюсселе в партии Мелодии дебютировала Майя Плисецкая, которая затем повторила это выступление в Москве на своем творческом вечере в Большом театре (1978 г.), в программу которого вошел также созданный Бежаром специально для нее балет «Айседора» на сборную музыку (премьера состоялась в 1976 г. в Монте-Карло).

В 1978 г. Балет ХХ века с триумфальным успехом гастролировал в Москве. В гастролях приняли участие ведущие артисты балетной труппы Большого театра Майя Плисецкая («Айседора»), Екатерина Максимова («Ромео и Юлия» на музыку Г. Берлиоза, партнер Х.Донн), Владимир Васильев, который исполнил заглавную партию в балете «Петрушка», сочинённую Бежаром для него в 1977 г. В 1987 г. такие же сенсационные гастроли труппы прошли в Ленинграде, где она активно сотрудничала с театром оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский) и Вильнюсе.

Для Плисецкой поставил также дуэт «Лебедь и Леда» на музыку К. Сен-Санса и японскую народную музыку (1978 г.), балет «Куразука» П. Мимрана, Т. Майузуми и Ю. Ле Бара (1995 г.), хореографический номер «Аве, Майя!» на музыку И.С. Баха — Ш. Гуно (2000 г.). Е. Максимова и В. Васильев неоднократно танцевали дуэт из балета «Ромео и Юлия».
Для Балета ХХ века поставил балеты «Девятая симфония» на музыку Л. ван Бетховена (1964 г.), «Веберн — Опус V» (1966 г.), «Бхакти» на индийскую народную музыку (1968 г.), «Песни странствующего подмастерья» Г. Малера (1971 г.), «Нижинский, клоун Божий» на музыку П. Чайковского и П. Анри (1972 г.), «Наш Фауст» на музыку И. С. Баха и аргентинские танго (1975 г.), «Эрос-Танатос» на музыку И.С. Баха, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, М. Хаджидакиса, П. Анри, Г. Малера, Н. Роты, И. Стравинского, П. Чайковского (1980 г.), «Дионис» на музыку Р. Вагнера и М. Теодоракиса (1984 г., посвящён Ф. Ницше), «Конкурс» на музыку Ле Бара и отрывки из классических балетов (1985 г.), «Кабуки» М. Тоширо (1986 г.), «Мальро, или Метаморфозы Богов» на музыку Л. ван Бетховена и Ле Бара (1986 г.) и многие другие.

В 1987 г. Бежар вместе с ведущими танцовщиками переехал в Лозанну, где в том же году организовал новую труппу Béjart Ballet Lausanne (Балет Бежара Лозанна), для которой поставил балеты «Воспоминания о Ленинграде» на музыку П. Чайковского и группы «The Residents» (1987 г.), «Много раз пытаясь уйти, я остался» на музыку Г. Малера (1988 г.), «Кольцо вокруг кольца» на музыку Р. Вагнера и Э. Купера (поставлен для Балета Бежара в Лозанне и Немецкой оперы/ Берлин, хореография 1990 г.), «Мистер Ч.» на музыку Ч. Чаплина (1992), «Чудесный мандарин» Б. Бартока (1992 г.), «Дом священника не потерял своего очарования, а сад — своей роскоши» на музыку В.А. Моцарта и группы «Queen» (1997 г.), «Метаморфозы» («Мутация Х») на музыку Дж. Глисона, Дж. Зорна, Ле Бара (1998 г.), «Щелкунчик» П. Чайковского и Ж. Муте (1998 г.), «Брель и Барбара» на музыку И.С. Баха, Ж. Бреля, Барбары (2001 г.) и многие другие.



Особенности жизни