Секреты дизайна. Динамика и динамическое равновесие

Актуальность: 2014

Что такое внутреннее движение?

Предположим, перед вами лежит страница с напечатанным текстом. Чтобы получить информацию со страницы, вам нужно этот текст прочесть. В большинстве случаев, мы начинаем чтение текста с верхнего левого угла, заканчиваем чтение правым нижним углом. Примерно так:

Наш взгляд при чтении текста перемещается по траектории, обозначенной стрелками. Эта траектория и является внутренним движением .

Возможно, сами того не ведая, фотографии мы рассматриваем точно по такому же принципу! Только внутреннее движение на фотографии имеет немного другой характер - от переднего плана к заднему (по крайней мере, в пейзаже). Траекторию движения взгляда задают ключевые объекты, расположенные в поле кадра. Приведу пример:

Обратите внимание, что на всех удачных пейзажных фотографиях, которые буквально притягивают взгляд, присутствует внутреннее движение. Причем, чем сложнее его траектория, тем сильнее притяжение. Уже интересно! Давайте попробуем сформулировать некоторые правила, которые позволят использовать внутреннее движение эффективнее, что, безусловно, скажется на художественной ценности фоторабот!

Конечная точка должна быть внутри кадра

Начинающие фотолюбители при фотосъемке городских улиц, дорог, рек допускают одну и ту же ошибку - фотографируют эти объекты "поперек".

При этом в композиции преобладают вертикальные и горизонтальные составляющие, которые придают композиции излишнюю статичность. Движущиеся пешеходы, автомобили хоть и задают какую-то динамику, но эта динамика в большинстве случаев не интересна - вектор внутреннего движения направлен за пределы кадра и взгляд зрителя блуждает то вправо, то влево не в состоянии за что-то зацепиться. Визуальный переход между планами затруднен.

Если же сфотографировать ту же самую улицу, но в перспективе, то конечной точкой станет точка схождения перспективы. При этом появится внутреннее движение от переднего плана к заднему, как правило его направление будет приближено к диагонали.

Несмотря на то, что сюжет банальный, тем не менее нам удалось реализовать внутреннее движение благодаря эффекту перспективы. Главный объект (пара на переднем плане) двигается от переднего плану к заднему по диагонали кадра. О том, по какой диагонали лучше направлять вектор внутреннего движения речь пойдет ниже.

Использование диагоналей

Поскольку кадр у нас имеет прямоугольную форму, у него две диагонали. Они называются восходящая и нисходящая диагонали:


.

Если в композиции с движущимися или просто направленными объектами будет доминировать восходящая диагональ, от этого фотография только выиграет - восходящая диагональ лучше всего подчеркивает движение. Интуитивно оно воспринимается как "вперед и вверх". В качестве примера снова рассмотрим типичный пример "движение по дороге".

Вариант 1 - прямое движение по восходящей диагонали

Вариант 2 - обратное движение по нисходящей диагонали (отзеркаленная исходная фотография)

.

Заметили, что эти картинки воспринимаются намного по-разному? Первая фотография вполне комфортна для просмотра, а на второй движение выглядит как будто "против шерсти".

Правило восходящей диагонали успешно используется при дизайне логотипов и прочей фирменной символики:

.

В учебниках по фотографии и в интернет-статьях соответствующей тематики много написано о диагоналях! Они помогают передавать эмоции и динамику, настроение и состояние. Но приводятся примеры, которые, в общем-то "притянуты за уши" - если бы не сказали, что на фотографии "тревога", то ее бы никто не заметил. Для передачи эмоций есть гораздо более действенные приемы, например преобладание тех или иных оттенков в цветовой гамме. Суть в том, что в этих источниках рекомендуется по диагонали располагать сами объекты. Я предлагаю пойти дальше и к диагоналям привязывать векторы внутреннего движения . Причем не просто привязывать, а менять его направление и чем больше раз, тем лучше!

Не стесняйтесь использовать сразу два направления, например, начало движения идет по восходящей диагонали, а потом направление меняется на нисходящую - такие фотографии смотрятся гораздо интереснее, чем просто монотонно уходящая вдаль улица:

.

Особенно же интересные композиции получаются, если таких "переломов" не один, а несколько - что-то наподобие зигзага:

.

Крайне важным моментом является положение начальной и конечной точек движения...

Положение начальной и конечной точки

С этой схемой, наверное, знакомы большинство фотолюбителей. Пересечения линий, обозначенные на схеме жирными синими точками - зрительные центры - в них, согласно правилу третей, размещаются ключевые объекты.

Наиболее удачны композиции, в которых вектор внутреннего движения затрагивает как можно больше квадратов:

Как видите, на этой фотографии задействованы 8 из 9 квадратов, а конечная точка расположена рядом со зрительным центром! Именно поэтому композиция хорошо удерживает внимание.

Наиболее распространенные ошибки

Конечная точка за пределами кадра

Такая ошибка часто допускается начинающими пейзажистами - вроде бы "поймана" диагональ, задающая вектор движения, но конечная точка отсутствует в кадре. При этом, в конечном итоге, взгляд стремится уйти за границы кадра.

Одна начальная и несколько конечных точек

Условно обозначим такую композицию "на распутье". Куда идти?

Кстати сказать, если в композиции наоборот, несколько начальных и одна конечная точка, то они имеют гораздо больший шанс на успех.

Какая оптика лучше передает внутреннее движение?

Безусловными лидерами с точки зрения создания "динамических" пейажей является сверхширокоугольные объективы. Благодаря агрессивной перспективе, практически все вертикальные элементы практически сами ложаться в диагональ, стоит только вывести объектив из горизонтального положения. Особенно интересно снимать городской пейзаж, хотя, столь агрессивная перспектива нужна не всегда.

Для съемки статических пейзажей оптимальна более длиннофокусная оптика. Ниже приведен пример снимка с той же точки, но с другим объективом.

Такой пейзаж воспринимается гораздо более спокойным даже несмотря на то, что мост лежит в диагонали кадра и на заднем плане есть объект-конечная точка (я думаю, вы теперь уже догадываетесь, о каком объекте чем идет речь).

Вывод

Я могу привести еще множество примеров и нарисовать на них стрелки и точки, но я думаю, что главное уже сказано, чтобы заразить вас идеей съемки "динамичных" пейзажей.

Я ни в коем случае не хочу сказать, что динамика - хорошо, а статика - плохо. Чтобы красиво снять статику, тоже нужно приложить немало усилий. Но это уже тема следующих публикаций...

Нам, современным людям, кажется, что мы знаем всё. Это предыдущие поколения удивлялись молекулам, а нам уже и атомов мало. Но вот парадокс, есть секреты о которых люди предыдущих поколений знали, а мы не можем их разгадать. Например, секреты японских мечей. Мы исследовали как устроены мечи и разобрали их до атомов, но повторить - не смогли. Потому что главные секреты кроются в мелочах о которых знали мастера и сохранили в тайне.

Свои секреты есть и в дизайне, и они также кроются в мелочах. Но, эти мелочи составляют основу многих дизайнерских шедевров, как древних так и современных. О нескольких секретах расскажем в этой статье - о динамике, о визуальном векторе и о динамическом равновесии. И поскольку наш блог о дизайне интерьеров, то на интерьерах остановимся детальнее.

Что такое динамика, визуальный вектор и динамическое равновесие в дизайне

Динамика и визуальный вектор

Сначала, разберемся с определением, что такое динамика и визуальный вектор в дизайне.

Динамика в дизайне - визуальное ощущение движения, которое создается элементами дизайна: формами, рисунками, визуальными эффектами. Визуальное ощущение означает, что движение подразумевается, а физического перемещения не происходит. Когда ощущение движение направлено в определённую сторону, то оно образует визуальный вектор .

При создании этой статьи понадобилось ещё одно разделение определения динамики - динамика визуальная и динамика визуально-чувственная, для простого и понятного объяснения этого эффекта. Если вам наше объяснение понравится, то считайте это авторством.

Динамика визуальная. Образуется движением взгляда при рассматривании чего либо.

Визуальные восприятия у людей разные и они зависят от индивидуальностей человека и традиционности. Например, при визуальном восприятия динамики у европейцев, традиционным считается, движение взгляда слева направо, при рассматривании рисунков или объектов. Такой порядок восприятие происходит от привычного движения взгляда при чтении. Но, человек, который традиционно читает справа налево воспримет по-другому.

Вертикальные и горизонтальные линии, и предметы строгих форм, образуют статичный вид без динамики и визуального вектора. При рассматривании взгляд останавливается или перескакивает на другой объект:

Наклонные и волнистые линии - создают слабое или первичное ощущение динамики. При рассматривании взгляд легче перемещается и скользит по линиям:

Динамику можно усилить, а визуальный вектор изменить. Если над наклонной линией разместить шар, то, в естественном визуальном восприятии, он будет скатываться, что усилит направление вектора вниз. Подъем шара вверх визуально не воспринимается - противоестественно, поэтому, направление вектора на рисунке справа меняется:

Динамика визуально-чувственная. Чувственная динамика образовывается из элементов, которые не имеют сильных визуальных направлений, но подразумевают их.

К визуально-чувственному динамическому элементу относится взгляд. Направление взгляда создаёт визуальный вектор:

Рисунки и формы имитирующие движение и направление движения создают сильный визуальный вектор:

Вертикальный прямоугольный столб - статичный элемент, но если, на него надеть крону и сделать похожим на дерево, то образуется чувственный визуальный вектор, который направит нас вверх, как и растёт дерево в природе:

Визуально-чувственную динамику и визуальный вектор создают рисунки или элементы, которые в естественном состоянии создают направленное движение: вода стекает вниз, огонь горит вверх, дым стремится вверх.

Задача динамики и визуальных векторов - направить взгляд и создать визуальное восприятие направленного движения.

Динамическое равновесие

Два противоположных визуальных вектора создают динамическое равновесие. Равновесие может быть в равной динамике или с преобладанием одного из векторов:

Динамическое равновесие создает гармоничность в общей композиции.

Тренировка

Закрепим знания. Посмотрите где на картинках: статика, слабая динамика, сильная динамика, равновесие - и, какой визуальный вектор создаёт каждый отдельный рисунок:

Динамика и эмоциональное восприятие

Есть теория восприятия динамических элементов и визуальных векторов по матрице эмоций. Матрица основана на ассоциативности нашего восприятия, похожим на двумерное пространство с графиком состоящим из шкал: времени и эмоций.

Время отображается временной горизонтальной шкалой, условной осью Х . Настоящее время - центр и условный нуль; шкала слева от нуля - это прошлое; шкала справа - это будущее.

Эмоции отображаются вертикальной шкалой, условной осью Y . Где, нейтральные эмоции - условный нуль, выше нуля - положительные эмоции, ниже нуля отрицательные.

Соединив вместе шкалу времени и эмоций, мы получим эмоциональную матрицу. Где вектор направленный справа вверх - абсолютный оптимизм, ассоциируется с уверенностью лучшего будущего. Вектор направленный влево вниз - абсолютный пессимизм, ассоциируется с трагическими воспоминаниями. Идея восприятия по эмоциональной матрице заложена во многих художественных произведениях, фотографиях, рисунках. Эмоциональное восприятие можно усилить или ослабить, если осветлить или затемнить соответствующие участки матрицы в композиции. На примере картины сильный визуальный вектор создаёт взгляд девушки, обращённый в прошлое, возможно, приятным воспоминаниям и осветлённая дальняя перспектива за открытой дверью. Слабый вектор - линии проекции, которые направляют взгляд к центру картины:


Картина художника Григория Чайникова

Правило эмоционального восприятия по матрице - не абсолютная истина, а условность. Если ему следовать слишком буквально, то художественная или интерьерная композиция получиться слабая, как заезженный клипарт об успешных продажах.

В интерьерах, как пространстве для жизни, управлять общим эмоциональным фоном сложнее, но, правильно подобранные и объединённые элементы дизайна: обои, панно, фотографии, картины, декоры - помогут в этом.

Как применяют динамику визуальные векторы и динамическое равновесие в дизайне интерьеров

В интерьерном дизайне динамику и визуальные векторы используют в соответствии с практическими и эстетическими целями. Практические цели связаны с удобством для человека в помещении - создать навигацию, обозначить специфику или функционал помещения. Эстетические цели связаны с визуальным восприятием - увеличить или уменьшить пространство, создать акценты, визуально соединить разрозненны элементы, разнообразить композицию.

Навигация и функционал помещения

В общественных интерьерах навигация обязательный атрибут и некоторые из навигационных элементов нормативны. Но, норматив можно усилить, или создать дополнительную навигацию, которая создаст удобство или подведет к важным или другим по функционалу участкам помещения в интерьере. На примере, симметричные женские профили и взгляды обращенные в центр, создают точную и понятную навигацию:


Создать акценты

Создать акцент - работа визуального вектора. Визуальный вектор переместит взгляд на акцентный элемент, а при взаимодействии с встречным визуальным вектором, сделает акцент явным. На примере, ретро рисунки с равновесной динамикой создают акцент на телевизоре:


На фото: Дизайн-проект от STUDIOFORMS

Визуально соединить разрозненны элементы

Чтобы все присутствующие в интерьеры элементы не жили отдельной жизнью, их можно визуально соединить. Работает это так - визуальный вектор направляет взгляд от детали к детали. Динамика в элементах поможет взгляду скользить, а не перескакивать от элемента к элементу. Динамическое равновесие создаст впечатление продуманности, что всё здесь на своих местах:

Примеры декоров для с визуальным вектором и динамикой. Аисты - создают вектор вправо, кошка на светильнике - вектор влево и вниз, а взгляд человека - вверх на эти строчки:

Увеличить или уменьшить пространство

Динамика и визуальный вектор могут создавать визуальные иллюзии. Вектор стремящийся вверх визуально увеличит высоту, вектор в стороны увеличит ширину пространства:

На фото: Обои BN International коллекция Interior Affairs магазин oboivdom.by

Разнообразить композицию

Статичность и унылость в интерьере победит динамика. Наклонные, волнистые и изогнутые линии снимут статику. Динамичные элементы создадут сюжеты и ритм. А соблюдаемое равновесие в динамичных элементах создаст впечатление гармонии и правильности без визуальных перекосов. Сделать динамику тонкой, малозаметной и продуманной помогут визуально-чувственные элементы, как на примере, где визуальный вектор стремящихся вверх цветов уравновешен вектором вниз похожей на падающую воду шторой:


На фото: Обои Atlas коллекция Temtation магазин oboivdom.by

Дополнительные эффекты и идеи

Динамикой можно создавать смысловые акценты как в анимационном фильме: “Приключения Паддингтона” - панно с изображением дерева и динамика направления лестницы использовались как смысловое направление - важные действия происходят там - наверху, плюс изгиб дерева повторяет изгиб винтовой лестницы, что создаёт симметричность:

Зрительный вектор вверх создаст впечатление превосходства и статуса. Это визуальное свойство использовали ещё при украшении урок и сводов переплетающимися рисунками, стремящимися вверх, чтобы создать впечатление величественности. Верхний вектор можно использовать в декоре кабинетов или гостинной:


На фото: Обои 1838 Wallcoverings коллекция Rosemore магазин oboivdom.by

В итоге

Для тех кто дочитал до этих строк. Если вы осознали, что теперь понимаете в дизайне больше, значит мы старались не зря. А если, в результате, появились идеи, то для нас это уже счастье.

Для тех кто сейчас не озадачен преображением помещения. То, для вас бонусом ещё один секрет - эффекты динамики, визуального вектора и динамического равновесия работают в любом виде дизайна: графическом дизайне, веб-дизайне, дизайне полиграфии.

Статья - не истина последней инстанции. Многие взгляды и идеи авторские и созданы на основании знаний других людей и собственного опыта автора.

Итак, после какого-никакого изучения материалов пришло время узнать что из материалов можно сделать, а так же понять, как оно выгоднее будет смотреться на работе.

Именно в этом нам помогут

Основы композиции во многом складываются из теории

Композиция - это впринципе сочетание и соотношение друг с другом частей работы. Так сказать, взаимодействие элементов друг с другом.

Итак, как могут элементы композиции могут взаимодействовать друг с другом?

Для начала, композиции бывают двух типов: статичные и динамичные.

Статичная композиция

Динамичная композиция

Соответственно названиям, каждая композиция отличается друг от друга наличием иллюзии движения и наоборот - его отсутствием.

Динамичность изображения может достигаться с помощью ритма - чередования одного и того же элемента

Но во многом динамика зависит от трансформации форм, это четко видно на подобном примере:

Фигуры в прямом своем положении выглядят статично, но если у них появляется неторый вектор направления и они начинают повторяться - создается динамика.

Так же, динамика может создаваться из-за ассиметричности элементов, когда изображение не повторяет элементы точь-в-точь вдоль оси симметрии, как в зеркале.

Все композиции строятся исходя из того, где находится доминанта - главный элемент в работе, вокруг которого располагаются иные. Доминанта - это композиционный центр, который не всегда совпадает с геометрическим центром работы.

Доминанта зависит от:

1. Своей величины и величины остальных элементов.

2. Положения на плоскости.

3. Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.

4. Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.

5. Цвета. Путем применения контрастного (противоположного цвета) к цвету второстепенных элементов (яркий цвет в нейтральной среде, и наоборот, или хроматический цвет среди ахроматических, или теплый цвет при общей холодной гамме второстепенных элементов, или темный цвет среди светлых.

6. Проработки. Главный элемент, доминанта- более проработан, чем второстепенные.

Несмотря на то, что доминанта является главной точкой композции - она не должна быть единственной ее точкой. Остальные части композиции должны уравновешено дополнять ее, создавая эффект целостности изображения

Один из самых распространенных приемов при создании композиции - это золотое сечение, понятие, которое предполагает, что главные элементы композиции должны располагаться в 1/3 длины горизонтальной/вертикальной границы листа.

Элементы композиций, выстроеных вдоль направляющих и точек листа наиболее выигрышно смотрятся в композиции.

влияет на постановку и композицию всей сцены, помогает поместить персонажей в ситуацию, с делать их частью окружающей среды и истории в целом.

В основном для сильной позы и композиции персонажа нужен сильный силуэт — который говорит об общем пятне позы. Через п ятно персонаж должен узнаваться , д аже если персонажа з апол нить черным, вы все равно можете сказать, что это за персонаж и что он делает:

Используйте негативное пространство и перекрывающие слои для создания четких силуэтов, посмотрите на пустоты между рук и ног и на перекрывающие формы в этих рисунках:

Другой метод заключается в создании сильной линии действия вашего персонажа. Он помогает « читать» ваши позы, делать их ясными и понятными, дать им явное, однозначное направление.

Линия действия — это ключевой элемент , добавляющий динамику в позы вашего персонажа, это невидимые (воображаемые или подсознательные) линии подразумевающие действие, динамику и направление движения. Эти линии могут содержать в себе намного больше. Например возьмем эту картинку с Лило и Ститчем (главным аниматором которого был Саша Дорогов, замечательный аниматор и педагог).


Смотрите: зеленая и оранжевая линии показывают нам состояние героев в отдельности, но есть и третья линия — красная, она показывает взаимодействия персонажей. Так почему эта линия так важна, если её не будет видно на финальном изображении? Просто это отличный инструмент для создания жеста композиции и придания кадру больше экспрессии и гармонии.

Хорошая линия действия важна в любом рисунке. Она помогает организовать то, что вы пытаетесь сказать . Любой рисунок должен говорить только об одной конкретной мысли, чисто и понятно. Попытки рисовать персонажа в ыполняющего два или более действий одновременно, трудно и обычно ведет к путанице .

Чтобы поддерживать линию действия, придерживайтесь простого принципа: жест вашего персонажа должен быть основан на прямой , кривой , или «S » кривой линиях . Эти три типа линий имеют направление и силу . Все остальны е , например: зигзаги или более сложные серии кривых , теряю т способность передавать действие и направление .


Каждое действие на рисунке снизу, имее т прямую, кривую или «S» кривую в своей основе.

Вот примеры от Престо на Блэра с Томом и Джерри:

Если вы изучали классические живопись, фотографию, комиксы или графический дизайн — то увидите везде тот же принцип. Смотрите за природой , линии движения повсюду :

Единственное, что действительно одушевляет ваши рисунки э то линии действия. Вы можете думать о них, как о позвоночнике персонажа или как о воображаемой линии, диктующей , как тело будет двигаться. Эта линия должна всегда использоваться в создании позы.

Действие — это движение, изменение и контраст.

Линия движения не ограничивается одним персонажем, посмотрите примеры Билла Пита о том, как невидимую линию можно найти в общей композиции сцены или иллюстрации, чтобы создать ритм, поток, и фокус в кадре:

Большинство р аскадровщиков и аниматоров следуют этому принци пу, для планирования движений персонажей и фоновых элементов. И как о тношение и поведение персонажей выражаются через их физически е тела.

Язык тела — это совокупность сигналов и поз, зависящий от внутренних эмоций и психических состояний и невербальной передачи информации, проходящей через каждую позу.

Еще как пример статья Джона К., где он показывает, как аниматор Эд Лав соединяет последовательность поз вместе. Он не всегда подготавливает и выталкивает персонажей и не каждый раз соединяет пути для каждой позы. Он контролирует всю последовательность с иерархической структурой поз. Некоторые позы и действия более важные, чем другие, он использует все графические и анимационные инструменты, чтобы держать взгляд аудитории где происходит действие.

Вот две позы (кадры 1 и 23) они рисуются с продуманными отрицательными пространствами, контрастами и направлениями движений. Действие происходящее между ними очевидно. Базз тянет Вуди. Движение чувствуется даже в неподвижном кадре.

Но чтобы прочувствовать контраст между ними еще сильнее, Эд Лав создал еще две позы (кадры 13 и 19) между ними: позу замаха и продлевающую позу. Эти позы увелич или контраст. Что дало дополнительное пространство действиям, большее чем прежде.

Поза замаха и превышения, подчеркивает основные действия: рука База растягивает Вуди.

Уже в 19 кадре голова Вуди в финальной позиции, чтобы зритель смотрел на нее, остальные действия догоняют до 23 кадра.

Линии действий повсюду...

Когда я смотрел Рождественскую Историю Микки по ящику , я увидел, что это отличный пример, чтобы проиллюстрировать возможности невидимых линий, проходящих через действия, д ля языка тела и общего визуального повествования. П осмотрите как изгибается тело и тем самым формирует эмоции.

Ну вы поняли...

В кадрах ниже я наметил Правило третей, режиссер располагал персонажей и элементы в пределах влияния горячих точек , что делает композиции более энергичными и гармоничными.

Вот еще примеры сильных поз. Обратите внимание как линии передают давление и направление позам.

С помощью линий действий вы можете создавать динамичные композиции, которые помогут рассказать историю . Один персонаж действует, вызывая действие другого персонажа, первый в свою очередь реагирует или следит за действиями второго. Используя противоположные позы, вы можете создавать контраст между персонажами, чтобы подчерк ну ть смысл и уравновесить композицию. Одни п ерсонажи изогнуты или направлены по дуге, другие находятся в прямых позах, но имеют направление под углом.

Невероятно сильные и четкие позы, обратите внимание, каждый персонаж и ситуация имеют свои определенные линии действия.

В окружающей среде тоже с уществуют линии действия, их можно назвать ведущими линиями — они в стречаются в природе, направляют взгляд зрителей и привлекают внимание к определенным частям кадра. Как правило персонаж находится в центре внимания зрителя, когда элементы фона и реквизит выстраиваются в невидимые линии и на правляют взгляд на него .

Посмотрите, как линия на заднем плане проходит через его глаза, это подчеркивает силу линии действия в его позе.

Линия действия помогает показать доминирование одного персонажа над другим.

Линии действия, которые проходят через все тело показывают доверие или застенчивость без диалога.

Кривые линии в позах тела — принцип, благодаря которому строится безостановочное перетекание их позы в позу, из состояния в состояние, чтобы зритель был поглощен сценой от начала до конца. Те кто освоили катание на сноуборде, могут очень хорошо понять это чувство — когда ты наконец освоивши все навыки, скользишь с горы в одном потоке движения .

Треугольная композиция создает глубину, разбивает изображение подчеркивая разницу между персонажами, или же наоборот с оздает связь между ними .

Контрастные позы персонажей дают нам простую и крепкую постановку композиции .

Посмотрите еще карандашные тесты из этой картины.

На мой взгляд, этот рождестве нский фильм 83 года стоит наряду с вечной классикой, как например «Как Гринч украл Рождество» или « Рождество Чарли Брауна» . Впервые р ежиссер Бёрни Мэттинсон, после 10 лет работы аниматором, проделал величайшую работу и сделал фантастический прыжок в мастерстве раскадровки и режиссуры. Он не только показал уровень анимации персонажей, но и дизайн, фоны, цвета, тайминг, действие , и фантастическое настроение и атмосферу .

Майк Пераз а был художником на этом фильме, вы найдете воспоминания относительно его производства .

Постановка ваших персонажей включает мно го аспектов: к омпозицию, освещение, перспективу, угол камеры, негативное пространство, визуальный баланс, масштаб персонажа по сравнению с другими элементами на экране, избежание касательных, параллелей и «близнецов», правильное использование массы персонажа , размер и общую форму в рамках личности. Чтобы предвосхищать зрителей , в позах и действиях персонажа должен быть достигнут баланс кривых и прямых линий. Отношение и поведение персонажа, эмоции и язык тела, следует учитывать при создании последовательности поз. Чем сильнее позы, тем привлекательнее анимация. Линии действия могут помочь вам в создании сильных поз, что в свою очередь поможет повествованию истории.

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить из статичного или динамичного объекта в целом или его частей.

Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как предельно стабильные (квадрат, прямоугольник, куб, пирамида). Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, статичный характер. Основные виды статичных форм представлены на рисунке 13.

1 Симметричная форма 2 Метрическая 3 С незначительным

смещением элементов

4 С совмещением равных 5 С незначительным 6 С облегченным верхом

элементов скосом элементов

7 Горизонтального членения 8 Равного расположения 9 С крупными элементами

элементов

10 С крупным главным 11 Симметричного расположения 12 С выделенным центром элементом элементов

Рисунок 13 - Основные виды статичных форм

Композиция считается статичной, если она построена по законам классической симметрии.

Динамичные формы типичны для форм многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего различных движущихся транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. В основе динамичной композиции лежит асимметричное решение и некоторая неуравновешенность. Основные виды динамичных форм представлены на рисунке 14.

1 Форма со смещенными 2 Ритмического характера 3 Перпендикулярного

от центра осями расположения элементов

4 Параллельного расположения 5 Облегченного низа 6 Искривленного вида

элементов

7 Диагонального членения 8 Свободного расположения 9 Вытянутых элементов

элементов

10 Наклонного 11 Асимметричного 12 Включенные в открытое

расположения элементов расположения элементов пространство

Рисунок 14 - Основные виды динамичных форм

    Практическое задание

1 Создать статичную композицию на свободную тему, используя схемы на рисунке 13 (Приложение А, рисунки 10-11).

2 Выполнить динамичные упражнения на темы: ветер, взрыв, скорость, тиран и т.д., используя схемы на рисунке 14 (Приложение А, рисунки 12-13).

Требования:

    поисковые варианты композиции выполняются по 7-10 шт.;

    отобразить принципиальную разницу в организации статики и динамики в композиции.

Материал и размеры композиции

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А3.

Повтор

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия – это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный – в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т.д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор – это устойчивость и равновесие; вертикальный – стройность, высота; диагональный, спиральный – активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) (рисунок 15) и нерегулярным (рисунок 16), который более интересен, т.к. позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Рисунок 15 - Регулярный повтор Рисунок 16 - Нерегулярный повтор

    Практическое задание

1 Составить композицию из одного повторяющегося элемента, выбрав свой характер движения (горизонтально, вертикально, диагонально, спирально).

2 То же самое, но из двух и более элементов (Приложение А, рисунок 14).

Требования:

На каждое задание выполняется по два эскиза.

Материал и размеры композиции:

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А4.



Особенности жизни