Картины с динамичной композицией. Динамическая композиция

Фрагментарное или непрерывное восприятие времени.

Статики:

ИЛЭ, ЛИИ, ЛСИ, СЛЭ, СЭЭ, ЭСИ, ЭИИ, ИЭЭ

Динамики:

СЭИ, ЭСЭ, ЭИЭ, ИЭИ, ИЛИ, ЛИЭ, ЛСЭ, СЛИ

Что легче, что сложнее

  • Статикам легче, динамикам сложнее: Зафиксировать внимание на моменте времени, его возможностях и расположении объектов. Кратко выразить суть момента.
  • Динамикам легче, статикам сложнее: Физически чувствовать изменения ситуации в реальном времени. Делать прогнозы — как ситуация развивается и куда приведет. Описывать непрерывный ход событий и своих мыслей.

Смысл признака

Статики и динамики воспринимают время по-разному . У статиков восприятие времени фрагментарное, у динамиков — непрерывное .

Деление людей на статиков и динамиков — самое важное, что упустил из виду Юнг. Соцониками, начиная от А. Аугустинавичюте, этот пробел отчасти был восстановлен, но недооценка признака как наиболее заметного осталась. Его легко выявить в любом фрагменте устной и письменной речи достаточного объема, независимо от языка и содержания сказанного.

Хотите узнать больше? Оставьте Email и получите PDF «Соционика 2.0. Вы и ваш тип»!

Имя: Email:

Речь динамиков плавная. Речь статиков состоит из коротких фрагментов, отделенных друг от друга заметными барьерами. Иногда эти барьеры соответствуют знакам препинания, иногда нет.

Почти все проблемы соционической диагностики кажущиеся. Их можно выявить простым навыком анализа речи. Задача №1 при определении типа: есть ли в речи человека барьеры, или их нет?

Простое упражнение . По умолчанию считаем всех динамиками и плавно, от одной строки к другой, почти не вдаваясь в смысл, не обращая внимания на знаки препинания, вычитываем фрагмент речи. Если спустя 2-3 абзаца все читается плавно и никаких заметных препятствий не возникло, перед вами речь динамика. Если они есть — перед вами речь статика.

Изучение соционики стоит начинать с изучения разницы между статиками и динамиками . Общество отказывается изучать явления, которые лежат на поверхности. Даже опытные соционики либо недооценивают его вместе с остальными неюнговскими признаками, либо делают вопиющие ошибки — от простой невнимательности.

Какова природа этой разницы? Согласно принятой в современной соционике гипотезе, это связано с особенностями появления человека на свет . У статиков отложились в сознании средние фазы родов (2 и 3), на них плод ощущает схватки материнской утробы. У динамиков в сознании отложились крайние фазы родов (1 и 4), на них схватки утробы отстутствуют. В результате, время у статиков на всю жизнь оказывается фрагментированным, у динамиков — непрерывным .

Не стоит считать, что статики не воспринимают изменений и видят набор статичных картинок. В сознании статика время поделено на короткие видеофрагменты в несколько секунд . В письменной речи многие фрагменты спрессованы в статичные фразы без глаголов: «Поле ровное, мяч круглый». Но встречаются и фрагменты речи статиков, в которых глаголов немало, но плавного перетекания одного в другое нет. Часто меняются ракурсы, подлежащее в одном предложении одно, в следующем — уже другое.

Одни люди говорят быстрее, другие медленнее, но даже если статик говорит быстро, паузы найдутся. Лучший пример — видеовыступления Александра Невзорова (ИЛЭ). Его часто типируют в динамики, но это следствие быстрого темпа речи. Сравните с видеоблогом Сергея Доренко (ЛСЭ) — вот динамик, который говорит степенно и неторопливо, растягивая слова. В длинных радиоэфирах Доренко говорит в естественном ритме, — и здесь плавность речи налицо.

Статики не могут следить за объектом без периодических переключений кадра в их сознании. Если вы статик, понаблюдайте за собой и уловите это. Динамики способны непрерывно наблюдать объекты и явления, пространно описывать, что с ними происходит.

Иногда cтатику и динамику в обход речи пытаются определить визуально, по движениям человека. Это путь к ошибкам — наблюдать надо за речью, а не за телом.

Применение в диагностике

Определение статики или динамики — самая важная часть любого претендующего на достоверность типирования, технологический стандарт . Либо этот признак надежно определен, либо не стоит заниматься диагностикой.

Стандарты на основе модели А, которых придерживается большинство социоников, игнорируют эту разницу. При этом 8 аспектов, входящих в модель А, содержат этот признак — если вы нашли динамику, ваш дальнейший выбор — между белой интуицией и белой сенсорикой и черной логикой и черной этикой. Остальное исключено и встречается только у статиков. Такой метод намного надежнее, чем пытаться по аспектному словарю определить логику или этику, интуицию или сенсорику.

Примеры речи статиков

Время — это конечный срок. | Можно распределять время, это да. | Ускорять это наверно заняться чем то интересным. | Сжимать я понимаю как замедлять наверно, | заниматься чем то неинтересным. — СЭЭ

Время — это то, что никому не подвластно! | Оно стремительно летит вперед как луч в космическом пространстве. | Непосредственно самому временем управлять трудно, надо создать вокруг себя такую обстановку, чтобы замедлить ход времени, | т.е можно воздействовать опосредованно. — ЭИИ

Влюбляюсь я обычно так же стремительно и с тем же результатом, с каким потерявший управление танк въезжает в бетонную стену. | Грохот, пыль, стоны. | Крики «как ты могла?!» из-под обломков. | Покалечены все в радиусе десяти метров от эпицентра. | А я, невредимая, сижу в танковой башне и страстно предаюсь самоуничижению. — СЛЭ

Примеры речи динамиков

Дайте определение понятию «время» (как Вы это понимаете). Можно ли управлять временем — сжимать, ускорять?

Время для меня неразрывно связанно с движением, поэтому и воспринимается оно порой по разному, либо тянется либо ускоряется — СЛИ

Время расстояние поделенное на скорость. Время можно чувствовать, и поэтому ускорять или замедлять свои действия в промежутке времени — ИЛИ

Слушателей было немало, человек 15. В начале встречи мы по кругу передавали куклу Машеньку и придумывали ей способности и жизненный путь, в ходе которого она их развивала и реализовывала. Сказочка получилась грустной, т.к. большинство присутствующих были женщинами, и девочка Маша оказалась образованной, успешной, обеспеченной, независимой и страшно одинокой. Сконцентрировавшись на развитии своих способностей, она как-то незаметно задвинула на второй план детей, мужа, любовника (про родителей там вообще речи не шло)... — ЭИЭ

Что не следует принимать за статику

Наличие в тексте точек и других знаков препинания . Некоторые динамики ставят их, потому что их положено ставить с точки зрения языка, при этом текст словно проглатывается насквозь, не взирая на них.

Медленный, прерывистый темп речи . Если динамик говорит медленно, наблюдателю сложнее уловить плавность повествования, но, если расшифровать сказанное и прочитать в виде текста, она будет наглядно выявлена.

Речевые фрагменты, в которых мало смысловых глаголов . Обычно статики используют меньше смысловых глаголов, чем динамики, но и последним не всегда требуется использовать их все время. При этом плавная, динамичная манера сохраняется.

Что не следует принимать за динамику

Описание разворачивающегося во времени процесса . И статикам, и динамикам приходится описывать их доступными средствами; при этом статик описывает одно и то же событие через набор коротких фрагментов; динамик — путем сплошного повествования.

Длинные сложные предложения. Статики-деклатимы (ЛСИ, СЛЭ, ЭИИ, ИЭЭ) склонны использовать таковые, но внутри этих предложений можно усмотреть барьеры и границы между фрагментами.

Быстрый темп речи. Если статик говорит быстро, наблюдателю сложнее разбить его речь на смысловые фрагменты, но, если расшифровать ее и прочитать в виде текста, разрывы между ними будут выявлены.

На основе книги

сетчатый.

Плоскость скользящего отраженияесть совокупность плоскостей симметрии и параллельного переноса.

Примерами противоположной симметрии являются также: положительная рельефная форма (выпуклость) и равная ей отрицательная (углубление); фигура одного цвета и равная ей фигура другого цвета (тона); черно-белый орнамент по принципу "позитив - негатив".

Симметрия подобия будет наблюдаться в случае, если одновременно с переносом будут уменьшаться или увеличиваться размер фигуры, промежутки между фигурами.

Орнаментальный мотив можно выполнить с использованием симметрии подобия.

>>>в начало

2.5. СТАТИЧНЫЕ И ДИНАМИЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Все орнаментальные композиции делятся на два вида

- статичные и динамичные (по аналогии с объектами природы - неподвижные и движущиеся). Образный смысл динамичной композиции - движение, развитие, напряженность; статичной - покой, неподвижность, замкнутость формы. Сочетая элементы динамичного и статичного характера, можно создать много орнаментов, разнообразных по композиции.

Типичные свойства статичной и динамичной композиции

Мотив будет статичным, если его можно разделить плоскостью симметрии на равные части так, чтобы одна его половина была

зеркальным отражением другой. Аналогично - с двумя плоскостями симметрии (вертикальной и горизонтальной). Статичность мотива определяется не только его симметричностью, но и наклоном. Вертикали и горизонтали вызывают ощущение устойчивости, покоя (статики). Наклонные линии динамичны. Все асимметричные мотивы динамичны, они делятся на неравные части. Динамичность этих мотивов в композициях подчеркивается наклоном.

В орнаментальных композициях часто используется сочетание статических и динамических элементов. Циркульные дуги в вертикальном и горизонтальном расположении статичны. Окружности всегда статичны. Динамичны спирали, параболы и т.п.

Статичные раппортные композиции

Главная задача при создании статичных композиций - организовать целостную орнаментальную структуру, выражающую идею статики . Наибольшая зрительная устойчивость (статичность) орнаментальной композиции достигается при квадратной форме

При создании статичной композиции прежде всего нужно построить раппортную сетку. Затем расположить в ней заданные мотивы по горизонтальным рядам. Расположение мотивов

в сет ке имеет тр и варианта в зависимости от соотношения фона и рисунка:

1. Расстояние между мотивами меньше мотива (максимально уплотненное расположение рисунка).

2. Расстояние между мотивами соразмерно с самим мотивом (принцип одинаковости -

в шахматном порядке).

3. Расстояние между мотивами значительно больше мотива (разреженное расположение).

Чем больше элементы рисунка согласуются по принципам симметрии и одинаковости, тем сильнее они выражают идею статики всей орнаментальной композиции.

Например: в лоскутной композиции одинаковые квадратные раппорты - блоки и одинаковые интервалы между ними по горизонтали и вертикали - решетка.

Однако стремление создать абсолютно уравновешенную по

всем параметрам композицию может привести к сухости и схематизму композиции, лишить ее необходимого разнообразия и выразительности. Чтобы этого не произошло, следует внести элемент динамичности: прямоугольную форму раппорта, противопоставление в одном раппорте крупного и мелкого мотивов, тональный акцент на одном из мотивов или другой цветовой тон и др. От введения в статичную композицию динамических элементов статичность рисунка только увеличивается. Важно лишь, чтобы доминировали именно те выразительные средства композиции, которые придают ей статичность.

Графическая трактовка мотива

1. Линеарное решение мотивов (использование линии). В лоскутном шитье это могут быть линии стежки

или линии лоскутного рисунка.

2. Пятновое решение мотивов (использование пятна). По сравнению с линеарным оно более активно и тяжеловесно акцентирует внимание на ритмическом чередовании

3. Линеарно-пятновое решение мотивов (использование линии и пятна).

В лоскутном шитье это может быть сочетание стежки и узоров.

Динамичные раппортные композиции

Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу неодинаковости . Самым важным в динамичной композиции является согласование между собой разнообразных движений элементов, поиск главных из них и подчинение им второстепенных.

Ощущение движения (динамика) достигается:

при отсутствии оси симметрии у самого мотива;

при наличии у мотива хотя бы одной оси симметрии - за счет поворота мотива;

при абсолютной симметрии мотива - путем изменения его размеров.

Данная пара средств гармонизации используется для выражения степени стабильности композиционной формы. Такая стабильность оценивается чисто эмоционально, по тому впечатлению, которое форма производит на зрителя. Это впечатление может исходить из статичного или динамичного объекта в целом или его частей.

Статичные формы по производимому впечатлению оцениваются как предельно стабильные (квадрат, прямоугольник, куб, пирамида). Композиция, составленная из подобных форм, носит монументальный, статичный характер. Основные виды статичных форм представлены на рисунке 13.

1 Симметричная форма 2 Метрическая 3 С незначительным

смещением элементов

4 С совмещением равных 5 С незначительным 6 С облегченным верхом

элементов скосом элементов

7 Горизонтального членения 8 Равного расположения 9 С крупными элементами

элементов

10 С крупным главным 11 Симметричного расположения 12 С выделенным центром элементом элементов

Рисунок 13 - Основные виды статичных форм

Композиция считается статичной, если она построена по законам классической симметрии.

Динамичные формы типичны для форм многих современных движущихся дизайн-объектов, прежде всего различных движущихся транспортных средств. Часто эти формы в действительности перемещаются в пространстве. В основе динамичной композиции лежит асимметричное решение и некоторая неуравновешенность. Основные виды динамичных форм представлены на рисунке 14.

1 Форма со смещенными 2 Ритмического характера 3 Перпендикулярного

от центра осями расположения элементов

4 Параллельного расположения 5 Облегченного низа 6 Искривленного вида

элементов

7 Диагонального членения 8 Свободного расположения 9 Вытянутых элементов

элементов

10 Наклонного 11 Асимметричного 12 Включенные в открытое

расположения элементов расположения элементов пространство

Рисунок 14 - Основные виды динамичных форм

    Практическое задание

1 Создать статичную композицию на свободную тему, используя схемы на рисунке 13 (Приложение А, рисунки 10-11).

2 Выполнить динамичные упражнения на темы: ветер, взрыв, скорость, тиран и т.д., используя схемы на рисунке 14 (Приложение А, рисунки 12-13).

Требования:

    поисковые варианты композиции выполняются по 7-10 шт.;

    отобразить принципиальную разницу в организации статики и динамики в композиции.

Материал и размеры композиции

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А3.

Повтор

Многим явлениям природы свойственно чередование и повторение. Симметрия – это повторение. Закон повторения в дизайне проявляется тогда, когда определенные элементы (линии, форма, текстура, цвет) используются больше одного раза. Повтор создает ощущение упорядоченности. Простой повтор состоит из одного повторяющегося элемента. Сложный – в композиции повторяются элементы двух или более видов (цвет, рисунок, линии и т.д.). По способу организации элементов в дизайне повтор может быть различных направлений: вертикальным, горизонтальным, диагональным, спиральным, радиально-лучевым, веерным. В каждом случае появляется новый характер движения и, соответственно, новое звучание, особая выразительность. Горизонтальный повтор – это устойчивость и равновесие; вертикальный – стройность, высота; диагональный, спиральный – активное, стремительное движение.

Повтор может быть регулярным (одинаковая частота повторений) (рисунок 15) и нерегулярным (рисунок 16), который более интересен, т.к. позволяет глазам сравнивать небольшие изменения.

Рисунок 15 - Регулярный повтор Рисунок 16 - Нерегулярный повтор

    Практическое задание

1 Составить композицию из одного повторяющегося элемента, выбрав свой характер движения (горизонтально, вертикально, диагонально, спирально).

2 То же самое, но из двух и более элементов (Приложение А, рисунок 14).

Требования:

На каждое задание выполняется по два эскиза.

Материал и размеры композиции:

Карандаш, тушь, черный фломастер, гелиевая ручка. Формат листа – А4.


4 тема:

Статика и динамика.
Сначала несколько слов о статике. Статика - это неподвижность. Иногда бывает нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие и т.п.. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали. Но, таких композиций, где полностью бы отсутствовало какое-либо движение встречается не так уж много. Поэтому на этом мы остановимся и перейдем к теме «Движение».
Движение или динамика.
Очень интересная и очень объемная тема. Что мы подразумеваем под словом «движение»?
Во-первых, самое просто и понятное - это изображение чего-то или кого-то движущегося, например: человека, животного, птицы, автомобиля и т.п.. Или изображение стихий природы: наклонившиеся под ветром деревья, волны на воде и т.п. .
И во-вторых, под «движением» в композиции мы понимаем движение глаз зрителя. Рассматривая картину (композицию) глаза движутся по определенным линиям (направлениям). Даже если в картине (композиции) нет изображения ни одного движущегося элемента, "движение" в ней все равно может присутствовать.
Если художник хорошо продумал свою композицию, то он как-бы руководит зрителем, направляет его взгляд от одного элемента, к другому. И глаза, рассматривая изображение, движутся в соответствии с замыслом автора композиции. Художник привлекает зрителя, приглашает его рассматривать свое произведение. Его задача: остановить (удивить), задержать внимание, привлечь к своей композиции (картине и т.п.). Взгляд движется по фигурам, линиям и пятнам, по ритмично выстроенным вертикалям, диагоналям и горизонталям.
Приемы и способы передачи «движения».
Обычно, передать движение помогает диагональная линия. Чаще всего эта линия как-бы направлена с правого верхнего угла в левый нижний. Либо по прямой, либо по «эс-образной» линии.
Вот, примерно так.

Почему таким образом? Некоторые отрицают эффект передачи движения именно в этом направлении. Движение можно передавать и в обратном направлении (в зависимости от замысла и многих других элементов, из которых и состоит композиция) и это правда. Мне думается, что именно такое направление используется чаще просто потому, что в этом направлении диагональ гораздо легче провести. Правда, возможно, это верно только для правшей(?). Попробуйте, провести диагональ в противоположном направлении. Вот так.

Если одну линию провести не составляет труда, то провести их много раз в таком направлении гораздо труднее, чем в противоположном (справа налево и сверху вниз).

Несколько примеров по организации движения в композиции.
Рис. 1.

Если изображение фигурки, которая движется, расположить очень близко к краю листа - как на рис. 1, то фигурка будет как-бы выходить из него. И глаз зрителя, двигаясь в этом направлении, будет стараться тоже пойти вслед за ней. И на этом рассматривание композиции закончится. Зритель перейдет к следующей работе.

Рис. 2.

Таким образом, если мы хотим задержать зрителя, то фигурку лучше развернуть в противоположную сторону. Направить как-бы вглубь листа (композиции).

Рис. 3.

Или, взгляд можно вернуть обратно каким-то другим элементом (фигурой, пятном)- таким же ярким по смыслу или просто изобразительно ярким цветом, тоном и т.п.. В любом случае, фигуру лучше не располагать у самого края, надо оставить достаточно места до конца листа. Вот примерно так. Взгляд теперь имеет возможность возвращаться и какое-то время рассматривать изображение, а не уходить вслед за фигуркой 

Движение в пейзаже.
Часто в пейзажах встречается изображение дороги в центральной перспективе, по диагонали или эс-образной линией. Такой элемент сразу придает пейзажу динамику и глубину пространства.
Движение в натюрморте.
Здесь можно говорить о диагонально расположенных предметах. Они помогают направлять взгляд зрителя от одного элемента к другому.
Движение в сюжетной композиции.
Вот здесь уже больше разнообразия в способах передачи движения. Здесь и фигуры, и окружая их среда подчиняются правилам динамики и статики.

Задание.

Опираясь на уже знакомые нам понятия: «цельность», «контраст» (нюанс) и «ритм» придумать композицию, где было бы какое-то «движение».
1). Абстрактная композиция из геометрических фигур. Движение можно организовать по любым направлениям (по кругу, к центру, или из центра, по диагонали и т.п.)
2). Пейзаж с дорогой, используя перспективу, диагональ или эс-образную линию.
3). Натюрморт из 3-4 х предметов.
4). Закомпоновать две - три фигуры взаимосвязанные между собой. На свободную тему (спорт, труд, отдых, работа, дети, семья и т.п.).

Итак, что важно запомнить, по этой теме, на мой взгляд? Это - использование диагоналей. Композиция становится более динамичной, в ней появляется движение тогда, когда появляются диагональные направления. Ритм диагональных направлений придает активность композиции.
*Использованные в тексте рисунки служат для иллюстрации к тексту и не являются примером для подражания:)

Визуальное искусство строится на понятии "композиция". Она обеспечивает осмысленность и целостность произведения. Решая художественную задачу, творец подбирает выразительные средства, продумывает форму воплощения идеи и выстраивает композицию. Для представления замысла художнику необходимы разнообразные средства, одними из которых являются динамика и статика в композиции. Расскажем о специфике статической и динамической композиции.

Понятие композиции

В является ведущей характеристикой художественной формы. Она обеспечивает единство и взаимосвязь всех элементов и частей произведения. В понятие "композиция" исследователи вкладывают такие значения, как умелое сочетание выразительных средств, воплощение замысла автора в материале, и развитие темы в пространстве и времени. Именно при ее помощи автор преподносит главное и второстепенное, оформляет смысловой и изобразительный центры. Она присутствует в любом виде искусства, но динамика и статика в композиции наиболее ощутимы и значимы в Композиция - это своего рода инструмент, упорядочивающий все экспрессивные средства, и позволяющий художнику достигать наивысшей выразительности формы. В композиции соединяются форма и содержание, они объединяются эстетической идеей и художественным замыслом автора.

Принципы композиции

Несмотря на то, что главным объединяющим началом композиции является уникальная идея художника, существуют единые закономерности построения композиционной формы. Основные принципы или законы композиции сложились в художественной практике, они не были искусственно придуманы, а родились в ходе многовекового творческого процесса множества художников. Цельность - первый и важнейший закон композиции. Согласно ему, произведение должно иметь тщательно выверенную форму, в которой ничего нельзя убавить или добавить, не нарушив замысла.

Примат идеи над формой - еще один закон композиции. Все средства всегда подчинены идее художника, сначала рождается замысел, а только потом появляется материальное воплощение в цвете, фактуре, звуке и т. д. Любая композиция строится на основе контрастов, и это еще один закон. Противоположность цветов, размеров, фактур позволяет привлечь внимание зрителя к определенным элементам формы, выделить композиционный центр и придать идее особую выразительность. Еще один непреложный закон создания композиции - это новизна. Каждое художественное произведение - это уникальный авторский взгляд на явление или ситуацию. Именно в нахождении нового ракурса и новых средств воплощения идеи, возможно вечной и привычной, и кроется главная ценность творения.

Средства композиции

Каждый наработал собственный ассортимент выразительных композиционных средств. В изобразительном искусстве к таковым относятся линии, штрихи, цвет, светотень, пропорции и золотое сечение, форма. Но есть и более общие средства, характерные для многих художественных форм. К ним относятся ритм, симметрия и асимметрия, выделение композиционного центра. Динамика и статика в композиции являются универсальными средствами выражения эстетической идеи. Они тесно связаны с существованием композиции в пространстве и времени. Уникальное соотношение разных средств позволяют художникам создавать индивидуальные и оригинальные произведения. Именно в аранжировке данного выразительного арсенала и проявляется авторский стиль творца.

Виды композиции

Несмотря на всю индивидуальность художественных произведений, существует достаточно ограниченный перечень композиционных форм. Существует несколько классификаций, которые по разным основаниям выделяют виды композиций. По особенностям представления объекта выделяют фронтальный, объемный и глубинно-пространственный типы. Они различаются по распределению объектов в пространстве. Так, фронтальная представляет только одну плоскость объекта, объемная - несколько, глубинно-пространственная - показывает несколько перспективных планов и размещение предметов в трех измерениях.

Также существует традиция выделять замкнутую и открытую композиции, в которых автор распределяет предметы либо относительно центра, либо по отношению к внешнему контуру. Исследователи делят композиционные формы на симметричные и асимметричные, по доминирующему расположению объектов в пространстве с определенным ритмом. Кроме того, динамика и статика в композиции также являются основанием для выделения типов формы произведения. Они различаются по наличию или отсутствию движения в произведении.

Статическая композиция

Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса - настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.

Статические средства композиции

И статика, и динамика в композиции, простые фигуры в которых являются основным выразительным средством, используют разный набор форм. Статику превосходно передают такие геометрические фигуры как прямоугольник и квадрат. Для статических композиций характерно отсутствие ярких контрастов, цвета и фактуры применяются близкие друг к другу. Предметы в композициях не сильно отличаются по размеру. Такие композиции строятся на нюансах, игре оттенков.

Динамическая композиция

Динамика и статика в композиции, определение которых мы представляем, решаются при помощи традиционных выразительных средств: линий, цветов, размерности. Динамика в искусстве - это стремление отразить быстротечность жизни. Как и статика, передача движения является серьезной художественной задачей. Так как оно имеет многообразные характеристики, то у этой задачи, в отличие от статики, существует гораздо больше решений. Динамика вызывает разнообразную гамму эмоций, она связана с движением мысли и сопереживанием.

Средства создания динамики

Для передачи ощущения движения используется большая гамма выразительных средств. Это вертикальные и распределение предметов в пространстве, контраст. Но главным средством является ритм, т. е. чередование предметов с определенным интервалом. Движение, статика, всегда взаимосвязаны. В каждом произведении можно обнаружить элементы каждого из этих начал. Но для динамики ритм является основополагающим принципом.

Примеры статики и динамики в композиции

Любой вид искусства может предоставить образцы статичных и динамичных композиций. Но в изобразительном искусстве их обнаружить гораздо легче, так как эти принципы являются базовыми для визуальной формы. Статика и динамика в композиции, примеры которых мы хотим представить, всегда использовались художниками. Образцами статичных композиций являются натюрморты, которые изначально строились именно как пойманный момент остановки движения. Также статичны многие классические портреты, например, Тропинина, Боровиковского. Воплощением статики является картина К. Малевича «Черный квадрат». Динамичными композициями являются многие жанровые, пейзажные и батальные произведения. Например, «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса.



Творчество и игры