Древнерусские колокола и звоны. Колокол История создания церковного колокола

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

История колоколов ведет свое начало с бронзового века. Древнейшие предки колокола - бубенец и колокольчик были обнаружены учеными в быту многих народов: египтян, евреев, этрусков, скифов, римлян, греков, китайцев.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы колокольчиков.

Китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см

В конце XVIII века в России учредили "образцовую почту". Но западный почтовый рожок не прижился на русской земле. Доподлинно не известно, кто прицепил на дугу почтовой тройки колокольчик, но случилось это приблизительно в 70-е годы XVIII века. Первый центр производства таких колокольчиков был на Валдае, а их появление легенда связывает с якобы разбившимся здесь Вечевым новгородским колоколом. Подробнее об этом можно узнать на очень интересном сайте Валдайского музея колоколов

В советские годы тысячи русских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено. 20-е годы XX века стали последними и в истории колокольчиков: поддужных, пожарных, станционных… К счастью, в наши дни искусства колокольного литья и колокольного звона возрождаются. А коллекционеры сохранили в своих собраниях колокольчики ямщицкие, свадебные, коридорные, бубенцы, ботала, ропотни и гремки. Недавно Валдайскому музею колоколов частным коллекционером передан в дар редчайший пирамидальный бронзовый колокольчик предположительно II века н.э., найденный неподалеку от Керчи.

А как велико разнообразие сувенирных колокольчиков - и не рассказать. Нет пределов в этом деле, как нет предела таланту и фантазии художника и мастера.

Светлана НАРОЖНАЯ
Апрель 2002г.

Источники:

М.И. Пыляев "Исторические колокола", Исторический вестник, СПб, 1890, т.XLII, октябрь (статья перепечатана в сборнике "Знаменитые колокола России", М., "Отечество-Крайтур", 1994).
Н. Оловянишниковъ "История колоколов и колокололитейное искусство", издание т-ва П.И. Оловянишникова и сыновей, М., 1912.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983.
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991.
Сайт мануфактуры "WHITECHAPEL"
Иллюстрации:

И.А. Духин "И заливается задорно бубенец" (статья), журнал "Памятники Отечества" № 2(12), 1985г.
Ю. Пухначев "Колокол" (статья), журнал "Наше наследие" № V(23), 1991г.
Percival Price "Bells and Man", New York, USA, 1983
Edward V.Williams "The Bells of Russia. History and Technology", Princeton, New Jersey, USA, 1985
Сайт Валдайского музея колоколов

Сайт ЗАО "Пятков и Ко" (Россия)

КАК ИЗГОТАВЛИВАЮТ КОЛОКОЛА

Рассказывает Андрей Кордаков – руководитель единственного в Сибири производственного предприятия "Светолитие", уже многие годы занимающегося литьем церковных колоколов:
«Изготовление колоколов – это многодельное производство. И самое главное – настроить колокол. Металл должен литься уже в “настроенную” форму. Сама форма для отливки колокола заранее определяет звучание будущего инструмента. Надо сказать, что процесс формирования звучания колокола, его благозвучия еще не остановлен, он постоянно совершенствуется и разрабатывается. И главное в качестве звука – это форма колокола. Конечно, существенную роль играет и сам металл. Почему я назвал производство колоколов многодельным? Потому что начинать приходится с формы колокола, потом ведется работа над его образами, делаются эскизы, чертежи. Потом эти эскизы превращаются в объемные орнаменты и изображения. Они не должны быть больше 2 миллиметров в высоту, иначе украшение для колокола может повлиять на звучание. Дальше идет формовка – снятие с модели колокола формы. Потом эта форма определенным образом обрабатывается, сушится и обжигается, а затем собирается под литье. Сама форма сделана из специальных термостойких смесей, способных выдержать высокую температуру расплавленного металла. Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей. Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза. Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются вместе с пленкой. Теперь металл готов и разливается в форму. Потом в течение суток колокол остывает. Чем медленнее он остывает, томится, тем выше качество его звона. В это время происходит т.н. кристаллизация, от которой зависит его долговечность. Может, вы удивитесь, но колокольный металл очень хрупкий. И звучание колокола находится на границе хрупкости и прочности. Подвижка в любую сторону, малейшая неточность при формировании состава сплава недопустима. Колокол или лопнет или будет тускло звучать. Особенно это важно во время зимних звонов. <…> Разобрали форму. И здесь очень велик соблазн проверить колокол на звук. Но этого никогда не делают! Происходит своеобразное томление колокола и обращение с ним, как с живым. Ведь это же просто оскорбительно: он еще не обласкан руками, еще не обработан. Потом, после обработки, зачистки, подвешиваем колокол и замираем в ожидании его голоса. И только после этого принимаем решение: выпускать его в свет или... <...> Как колокол будет выглядеть и как он будет звучать – определяется нами, конечно, заранее. А звучание наших колоколов определил первый набор, который мы отлили. И сейчас мы практически тиражируем этот колокольный подбор. В каноне звучания должен быть основной тон и 3 обертона. Но, конечно, только этим богатство звучания колокола не ограничивается. Сейчас к каждому колоколу мы прилагаем специальный паспорт, где описаны все его характеристики и особенности. <…> Подбор колоколов должен быть прежде всего благозвучен. Да, конечно, для каждого храма надо подобрать оптимальный вариант. Для маленькой деревенской церкви как благовестники подойдут 70- или 130-килограммовые колокола. Благовестник – это самый большой колокол в наборе. И к нему в данном случае подойдут 2-3 зазвонных, или переборных. Для маленькой церквушки этого будет достаточно. И по деньгам в том числе. <…> Наборы бывают разные. И это зависит от пожеланий настоятеля храма и возможности благодетеля – того, кто жертвует на колокола. Дальше начинается обсуждение внешнего вида колокола, какие образы должны быть на нем отлиты, какие должны быть орнаменты и надписи, в т.ч. и молитвенные надписи. И получается, что практически каждый набор – эксклюзивен, и он во многом зависит от того, во имя чего дано ему название. <…> Да, на наши колокола мы даем гарантию на 1 год. Некоторые фирмы дают гарантию на… 100 лет. Но это немного от лукавого. Через 100 лет с кого спросить? А что такое для колокола 1 год? Это значит, он звучал зимой, весной, летом и осенью. И если он прошел через все 4 времени года, это значит, что он будет звучать очень долго. Чтобы колокол прослужил дольше, мы предлагаем подробную инструкцию по пользованию колоколом для звонарей. В зимнее время перед звоном ударять по колоколу 3 раза, как бы разогревая его. Такие инструкции нужны, потому что колокола преимущественно портят молодые неопытные звонари. Читаем инструкцию дальше: "Не ударять по колоколу посторонними предметами, кроме языка, подвешенного под сводом колокола". У нас был такой случай, когда из церкви привезли наш колокол расколовшимся. А произошло это из-за того, что звонили в колокол, ударяя молотком. <…> Язык колокола делают из черного металла. Это кованый металл. Он мягкий, но в то же время прокован. Для чего т.н. "яблоко" языка проковывают? Понятно, что именно на язык приходится основная нагрузка. А после ковки язык не сминается. Понятно, что язык должен быть определенного веса. В противном случае он не будет издавать тот яркий звук, на который способен колокол. <…> Известны случаи, когда колокола служили не одно столетие. <…> Сразу после крещения Руси (988 год) были не колокола, а так называемые била. Это деревянные доски, в которые били колотушками. Позже появились металлические пластины, ударами в которые призывали на молитву. Затем появились колокола европейского типа. У них принцип звона был другой, отличный от нашего православного звона. В них язык висел неподвижно, а раскачивался сам колокол. Такие колокола называются отчепными. Но русский народ – он же смекалистый! Зачем раскачивать немалого веса колокол, когда можно раскачивать язык? На Руси быстро все переделали. А европейцы как более консервативный народ до сих пор колокола раскачивают. Единственное новшество в Европе – это т.н. карильоны. В них колокола настраиваются только на одну ноту, а обертоны убираются. И при любом ударе такой колокол издает только один определенный звук, как при нажатии клавиши фортепиано. А из нашего колокола можно извлечь целую гамму звуков. В карильоне около 30 колоколов, диапазон которых составляет 3 октавы. На таком карильоне можно сыграть любую мелодию. Правда, к колокольному искусству это отношение имеет весьма далекое. Там и по колоколу-то бьют не языком, а электромагнитными молоточками».
* * *
Бесполезно ждать звука от треснутого колокола. Технологию производства колоколов, правила оборудования звонниц, меры безопасности при работе с колоколами – все это должен знать будущий звонарь, потому что он и никто другой отвечает за вверенный ему инструмент. Ведь даже бронзовый благовестник-"великан", несмотря на кажущуюся прочность – весьма хрупкое создание и требует бережного к себе отношения (особенно в период зимних морозов). /Продолжительность жизни колокола зависит как от качества литья, так и от умелого обращения с ним звонаря./
* * *
Самый крупный из "новодельных" действующих колоколов в современной России – большой колокол на храме Христа Спасителя (его вес – 36 тонн). Звук у него просто чудесный. Отлит он на ЗИЛе. /Удачные колокола в России льют также в Воронеже, в Каменск-Уральском, во Пскове и нек. др. городах./ В дореволюционные времена лучшие колокола в России лили на знаменитых заводах Оловянишниковых. /Одним из Оловянишниковых была написана книга о технологических секретах отливки колоколов, и в ней указаны оптимальные пропорции сплава: чистая медь – 75-80 %, чистое олово – 20-25 %./
Примечание. Мнение о том, что наилучшими по звучанию являются колокола, отлитые из серебра, является ошибочным (серебро заметно гасит звук колокола).
* * *

ударный инструмент, куполообразной формы, внутри которого находится язык. Звук из колокола исходит при ударе язычка о стенки инструмента. Существуют и такие колокола, у которых нет языка, по ним бьют сверху специальным молотком или брусочком. Материал, из которого изготавливают инструмент – в основном бронза, но в наше время колокола часто стали делать из стекла, серебра и даже чугуна.Колокол, является древним музыкальным инструментом. Первый колокол появился в Китае в XXIII веке до нашей эры. Он был весьма небольшого размера, и клепался из железа. Чуть позже, в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков. Такой инструмент отличался своим многогранным звучанием и колоритностью.

В Европе инструмент, подобный колоколу, появился на несколько тысяч лет позже чем в Китае, и назывался карильон. Люди, жившие в те времена, считали этот инструмент символом язычества. Во многом благодаря легенде, об одном старинном колоколе находящемся в Германии, который носил название «Свиная добыча». По поверью, табун свиней нашел этот колокол в гигантской куче грязи. Люди привели его в порядок, повесили на колокольню, но колокол начал проявлять некую «языческую сущность», не издавал никаких звуков, пока не был освящен местными священниками. Прошли века и в православных церквях Европы, колокола стали символом веры, на них выбивали известные цитаты из Священного писания.

Колокола на Руси

На Руси появление первого колокола произошло в конце X века, практически одновременно с принятием христианства. К середине XV века, люди стали лить колокола больших размеров, так как появились заводы по выплавке металла.

Когда раздавался звон колоколов, люди собирались на богослужения, или на вече. В России данный инструмент изготавливали внушительных размеров, с весьма громким и очень низким звуком, звон такого колокола раздавался на очень большие расстояния (тому примером служит «Царь колокол» сделанный в 1654 году, который весил 130 тонн и звук его разносился более чем на 7 верст). В начале XVII века на московских колокольнях находилось до 5-6 колоколов, вес каждого составлял около 2 центнеров, справлялся с ним, всего один звонарь.

Российские колокола назывались «язычными», так как звук от них исходил при расшатывании языка. В европейских инструментах звучание исходило при расшатывании самого колокола, или при ударе по нему специальным молотком. Это является опровержением того, что церковные колокола пришли в Россию из Западных стран. К тому же, такой способ удара позволял уберечь колокол от расколов, что позволяло людям устанавливать колокола внушительных размеров.

Колокола в современной России

На сегодняшний день, колокола используют не только в колокольнях,
они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров, чем меньше колокол, тем выше его звучание. Композиторы используют данный инструмент, для подчеркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков, любили использовать в своих творениях, такие композиторы, как Гендель и Бах. Со временем, набор небольших колокольчиков был снабжен специальной клавиатурой, что позволяло облегчить его использование. Такой инструмент применялся в опере «Волшебная флейта».

Существует множество ресурсов, посвящённых колоколам. Здесь я хочу кратко осветить тему колоколов, так как они являются неотъемлемой частью православной архитектуры, что не идёт в разрез с тематикой моего сайта.

§1 История колоколов

1. Первые колокола

И зготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям, египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.

В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай, откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу. Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э. размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы. колокольчиков.

Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.) , обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.


Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной.


В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.

Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира (лаосинактами-народособирателями).


В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался "Преследователь гуляк": после него тушили городские огни; в Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек; в средневековой Англии колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой".

Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431) . В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму колоколов, которые и были употреблены при богослужении, а введение "колокольного звона" в католических обрядах - папе Савиниану (5?? - 604/606).

Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро.


Середину IX в., можно определить временем повсеместного употребления колоколов на христианском Западе.


На Православном Востоке, колокола появились лишь во второй половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский дожъ Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной церкви. Это нововведение не имело широкого распространения и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола вновь стали появляться при храмах.

2. Колокола Руси

П ервоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала .

Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.


Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".

Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.


Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824) , которые возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2 пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим русским колоколом.


О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.


После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.


В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси. Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов.


Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.


Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди.

И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..

При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.


Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.


Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.


В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.

3. "Царь колокол"

О собое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.

Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.

Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734 г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г. все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).


До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого". Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т. Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.


С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В. Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части говорят о большом таланте русских мастеров.


На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми предложениями.


В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817 г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов (отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов, находится в Японии в городе Киото. колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов. В Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских императоров.


Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый "Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854 г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду. Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и соловецких чудотворцев.


Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны. Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682 г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.

Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от 1 до 45 пудов.


К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.

4. Устройство колокола

О тличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
  1. Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
  2. Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
  3. Толщиною стен колокола.
  4. Правильным подвешиванием колокола.
  5. Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.

Колокол, как и многие инструменты, - антропоморфен. Его части соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова или корона, отверстия в ней - уши, далее шейка, плечи, матица, пояс, юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.

Внутри колокола подвешивался язык - металлический стержень с утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он назывался губой.

В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков препинания.


Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:


Горизонтальные пояски и бороздки

Орнаментальные фризы (растительные и геометрические)

Выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание

Рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.


На рисунке показана схема колокола:



Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам. Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы, надписи и орнаменты.

Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа Божьего.

5. Времена молчания

П осле Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.

Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению".

Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд".


Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма Гидулянов.


Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для столовых!).

Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева , Ризоположенского , Покровского монастырей Суздаля.


Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры . За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной казни".

Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.


В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.


В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.

Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.



Детская комната