Ян брейгель младший рай описание картины. Картины Брейгеля

(Кликабельно)
Букет цветов в голубой вазе, около 1608. Дубовая доска, масло, 66х50,5 см. Музей истории искусств, Вена.

Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным, именовался также Цветочным: его многочисленные букеты и цветочные гирлянды были написаны с таким мастерством, что многие именитые художники приглашали Яна Брейгеля Бархатного-Цветочного к сотрудничеству: написать цветы в их картинах на разные сюжеты. Самый знаменитый и виртуозный живописец, с которым довелось сотрудничать Брейгелю Бархатному - Питер Пауль Рубенс. Но сегодня мы рассмотрим только те цветочные композиции, которые написаны лично Брейгелем Бархатным. Все его букеты можно условно разделить на три типа: первый - это высокие букеты, такие, как замечательная композиция с черным ирисом вверху поста. Два других высоких букета из Музея истории искусств в Вене Яна Брейгеля Старшего я уже упоминала в

Один из этих букетов был в деревянной кадке, а среди цветов в центре помещён рябчик, который называют ещё царской короной. Есть два авторских повторения этого натюрморта Брейгеля Бархатного - в Старой пинакотеке в Мюнхене и в Рейксмузеуме в Амстердаме. Повторения написаны с отличиями в деталях. Я размещаю ниже все три варианта, чтобы те, кому нравится искать отличия, могли поупражняться.))) Все картинки далее - кликабельны.


Ян Брейгель Бархатный. Цветы в деревянном сосуде, 1606-1607. Дерево, масло, 98х73 см. Музей истории искусств, Вена.



Ян Брейгель Старший. Букет цветов, между 1600-1625. Дерево, масло, 125х96 см. Старая Пинакотека, Мюнхен; Натюрморт с цветами,1600-1630. Дерево, масло, 113,7×86,4 см. Рейксмузеум, Амстердам.

Композиция с чёрным ирисом, лилиями и гортензиями, тоже пример высокого букета, и другая - с рябчиком и подсолнухами, венчающими букет, написаны Брейгелем Бархатным приблизительно в одно время и, судя по одинаковым технике, размерам и формату, они могли быть парными:

Брейгель Бархатный. "Цветы в вазе" и "Цветочная ваза", 1600-1625. Холст, масло, 181х70 см. Прадо, Мадрид

Ещё два авторских варианта натюрморта с тюльпанами и розами в китайской вазе из разных музеев. Они отличаются и основой под живопись: букет из галереи Маурицхёйс написан на дереве, а букет из музея Прадо - на медной пластине:



Цветы в вазе Ван-Ли, около 1600-1615. Дерево, масло, 42×34,5 см. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага; Цветы в вазе с бабочками, 1600-1625. Медь, масло, 48х35 см. Музей Прадо, Мадрид.

Натюрморты с розами в китайской вазе - это другой тип букета, более скромный, невысокий и с небольшим количеством цветов. Такого же типа - изящная композиция с розами, тюльпанами и вьюнком в стеклянной вазе из музея Прадо:


Брейгель Бархатный. Ваза с цветами, 1600-1625. Дерево, масло, 41х33 см. Прадо, Мадрид.

К этому же типу можно условно отнести небольшие изящные букеты из разных цветов в одном и том же стакане. Последняя картина, из Амброзианы - моё фото из их каталога - не слишком радует качеством, но лучше невозможно.



Брейгель Бархатный. Натюрморт с цветами в стакане, 1600-1625. Медь, масло, 24,5х19 см. Рейксмузеум, Амстердам; Цветы, в.п. 16 в. Дерево, масло, 49х39 см. Музей Прадо, Мадрид.

Брейгель Бархатный. Цветы в стакане, около 1618. Медь, масло, 43х30 см. Пинакотека Амброзиана, Милан.

Тип горизонтальной композиции с лежащими цветами:


Цветы в чаше, 1615. Дерево, масло, 44х66 см. Прадо, Мадрид.

Подобную композицию в этой же каменной чаше написал сын Брейгеля Бархатного - Ян Брейгель Младший (1601-1678):


Ян Брейгель Младший. Чаша с цветами, до 1630. Дерево, масло, 44,5 × 71,5 см. Национальный музей, Гданьск.

Цветочные композиции, как и пейзажи, Яна Брейгеля Младшего представлены в основном в частных коллекциях, есть много картинок с аукционов, но учитывая, что информация о них неполная и неподтвержденная, я их не привожу, чтобы не распространять сомнительные сведения - слишком много скандалов с аукционными произведениями этого времени, не хочу их поддерживать и вносить хаос в информацию о наследии семейства Брейгелей.

Ещё два примера композиций с лежащими цветами Яна Брейгеля Бархатного:


Брейгель Бархатный. Цветы в корзине и в вазе, 1615. Дерево, масло, 55,2x89,1 Вашингтонская национальная галерея.


Брейгель Бархатный. Цветы на плите, 1600-1625. Дерево, масло, 43х33 см. Прадо, Мадрид.

Завершу рассказ о цветочных натюрмортах от семейства Брейгелей роскошным барочным натюрмортом Абрахама Брейгеля (1631–1690/1697) - сына Яна Брейгеля Младшего, внука Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и правнука Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого):


Абрахам Брейгель. Фрукты и цветы, между 1670-1680. Холст, масло, 75,5×97,5 см. Музей Бойманс-ван Бёнинген, Роттердам.

    Брейгель Старший, Питер Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel … Википедия

    Или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи 16 в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Брейгель Старший - (Мужицкий), Питер (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel, Pieter) Ок. 1525, с. Брейгель 1569, Брюссель. Нидерландский живописец и рисовальщик. Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Луки с 1551) и… … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

    БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ - Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) Автопортрет. 1565–1568 гг. (Графическое собрание Альбертина. Вена) [Мужицкий; нидерланд. Brueghel, Breughel] Питер (ок. 1525 или 1530, Бреда 5.09.1569, Брюссель), нидерланд. худож … Православная энциклопедия

    Брейгель Старший - БРÉЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Brueghel de Oude, Boeren Brueghel) Питер (между 1525 и 1530–69), нидерл. живописец и рисовальщик. Творчески переработав уроки итал. живописи 16 в., создал глубоко нац. произв., опирающиеся на нидерл. традиции… … Биографический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Брейгель. Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении … Википедия

    Питер Брейгель Старший Автопортрет с заказчиком («Художник и знаток») Имя при рождении: Pieter Brueghel Дата рождения: 1525 Место рождения: Бреда(?) … Википедия

    Брейгель, Старший Питер - П. Брейгель. Крестьянский танец. Музей истории искусств. Вена. БРЕЙГЕЛЬ Старший, или Мужицкий (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), Питер (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Создал глубоко национальное искусство,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Или Брейгель «Мужицкий» (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel), (между 1525 и 1530 1569), нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Ян Брейгель Старший. Альбом , Ян Брейгель Старший , Младший сын Питера Брейгеля Старшего - Ян - воспитывался своей бабушкой, художницей, писавшей занимательные миниатюры. Талант к живописи у Яна, как и у старшего брата Питера, был очевиден.… Категория: История и теория искусств Серия: АЛЬБОМ Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель: БЕЛЫЙ ГОРОД ,
  • Питер Брейгель Старший , Астахов Ю.А. , Питер Брейгель Старший - гениальный представитель Северного Возрождения, творчество которого отразило национальное своеобразие жизни его родины. За неполные десять лет он создал великолепные… Категория: История и теория искусств Серия: АЛЬБОМ Издатель: БЕЛЫЙ ГОРОД , Производитель:

Ян Брейгель Старший (1568-1625) – известный фламандский художник, принадлежащей к династии знаменитых Брейгелей. Получил прозвища «Бархатный» и «Цветочный».

«Цветочным» его прозвали за красочные и детальные изображения цветов. Творчество Брейгеля активно ответило на витающие в воздухе тенденции и идеи «плебейской» или крестьянской тематики в академической живописи. Произведения Яна в совокупности представляют широкий диапазон жанров и сюжетов: пейзажи, сюжеты на библейские и мифологические темы, натюрморты, миниатюры.

Биография

Ян Брейгель родился в 1568 году в городе Брюссель, точная дата рождения неизвестна. Отец Яна – Питер Брейгель Старший – известный фламандский живописец, гравёр и рисовальщик, основатель семейной династии художников. Ян был вторым сыном в семье. Он рано остался без родителей: на следующий год после того, как он появился на свет, умер отец, а мать скончалась в 1578 году. Мальчика воспитывала бабушка Мария Верхюльст, которая занималась созданием миниатюр и слыла талантливой художницей, изображавшей цветы. Именно бабушка научила его рисунку, от неё он перенял тягу к цветам.

Из одной художественной семьи он перебрался в другую, в Антверпен. Живопись маслом он изучал в мастерской, которую возглавлял Питер Гуткинд. Он помимо творческой деятельности торговал произведениями искусства. Такая обстановка благоволила к тому, чтобы юный художник внимательно познакомился с направлениями и жанрами, царящими в нидерландской живописи. Ян рано проявил талант и некоторую самостоятельность, осознанно уйдя от стиля, который был создан отцом. Задавшись целью поближе узнать живопись Западной Европы, Ян решил путешествовать.

В 1589 году Ян изучает образцы национальных школ живописи в Кёльне и Париже. Затем он осел в Италии примерно на пять лет. Большую часть своего пребывания в Италии он жил в Риме, где стал неформальным лидером общины, объединяющей художников с севера Европы. В Милане Брейгель заводит знакомство с кардиналом Федерико Борромео. Последний, большой поклонник и ценитель искусства, по достоинству оценил талант молодого художника. Кардинал стал покровительствовать Яну Брейгелю. Большинство своих цветочных натюрмортов художник писал для кардинала. Сложившиеся дружеские отношения они обоюдно поддерживали до последних дней Яна.

Затем художник снова возвращается в Антверпен. В 1597 году он присоединился к гильдии Святого Луки, через 5 лет Ян получает пост декана гильдии.

С 1606 года он получает назначение придворного художника в Брюсселе. Благодаря этому посту он может открыть и держать собственную художественную мастерскую. Ян пользовался популярностью: меценаты выстраивались в очередь, чтобы заказать у него произведения, художники искали его сотрудничества. Дом Брейгеля, славившийся своими художественными коллекциями, слыл городской достопримечательностью, посетить которую стремились все приезжающие мастера и именитые иностранцы.

За годы работы мастерская Яна выросла за счет заказов, которые приходили к нему со всей Европы. В последние годы жизни художника в мастерской было создано огромное количество реплик его знаменитых цветочных натюрмортов.

В 1625 году в Антверпене разразилась эпидемия холеры, которая унесла с собой художника и трёх его младших сыновей. Мастерская перешла к старшему сыну, к Яну Брейгелю Младшему, который стал продолжателем дела отца.

Бархатный и Цветочный

Доподлинно неизвестно, почему Яна Брейгеля прозвали Бархатным. Одни исследователи считают, что прозвищем он обязан тяге к бархатным одеждам. Другие приписывают прозвище особому почерку его произведений – «бархатистости» полотна. Ян создавал такой эффект, мастерски соединяя и сопоставляя разнообразные тона в «цветочную» гармонию.

Ян Брейгель имеет ещё прозвище «Цветочный». Оно честно заслужено за поразительное мастерство художника в изображении цветов. А.Бенуа говорил, что в полотнах художник передавал душу цветов, а не только их яркие и свежие краски и формы.

Творчество

Брейгелю были подвластны все жанры «кабинетной» живописи. Натюрморт, особенно цветочный, анималистический жанр, пейзаж, аллегория, сюжеты, посвященные религии и мифам. Фантастический сюжет Ян подкреплял реалистичными деталями. Художник всей душой любил природу. Сохранилось великое множество этюдов и набросков, где изображены во всевозможных вариантах травы и цветы, животные и птицы. С цветами он работал как профессиональный ботаник. В феврале художник начинал свои вылазки в окрестности города в поисках первых или редких цветов. До середины лета Ян Брейгель отдавал себя натюрмортам с цветами. Затем он переходил на пейзажи.

Пейзажи Яна характеризуются тонкой цветовой гармонией. Он часто разбавлял нежную зелень яркими вкраплениями человеческих фигур, но пейзажи не становились пестрыми.

Особый успех у современников художника вызвали аллегории, изображающие 5 чувств. Благодаря этой популярности на свет появились различные вариации этих аллегорий. Эти аллегории были выполнены в соавторстве с Рубенсом. Рубенс называл Яна своим старшим братом.

Ян Бре́йгель Бархатный (Старший, Цветочный) (нидерл. Jan Bruegel, МФА: [ˈjɑn ˈbrø:ɣəl]) (1568, Брюссель — 13 января 1625, Антверпен) — известный южнонидерландский (фламандский) художник и сын Питера Брейгеля Старшего.

Учился у Питера Гуткинта и Гиллиса ван Коннинксло. В 1589 г. Ян Брейгель отправился в Италию. С 1592 г. по 1595 г Ян Брейгель прожил в Риме, где подружился с художником-пейзажистом Паулем Брилем. По возвращении в Южные Нидерланды в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников Св. Луки. 23 января 1599 г. он женился, 13 сентября 1601 г. родился его первый сын, впоследствии также известный художник Ян Брейгель Младший.

В 1601—1602 гг. Ян Брейгель Старший занимал должность декана гильдии Святого Луки, в 1604 г. побывал в Праге, а позднее работал при брюссельском дворе наместников испанских Нидерландов Альбрехта и Изабеллы, о чём сохранилось упоминание, датированное 1606 г.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария).

К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Благодаря своей покровительнице эрцгерцогине, художник имел доступ в королевские оранжереи, в которых выращивали редчайшие растения. Он всегда писал с натуры и ожидал по многу месяцев, когда расцветёт то или иное растение. Ян Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617—1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля
своим старшим братом.

Пейзаж рая и погрузка животных в Ноев ковчег, 1596


Христос в бурю на море Галилейском, 1596

Триумф смерти, 1597

Мадонна и младенец в окружении разных цветов, конец 16 - начало 17 в.

Jan Brueghel, Hans Rottenhammer - Бегство в Египет, 17 в

Свадьба Нептуна и Амфитриты, 1600

Рыбный базар на берегу реки, 1603

Пейзаж с кузницей, 1603

Четыре ветряные мельницы, 1605

Оживленная Речная сцена с голландскими судами и паромом, 1605

Большой букет, 1607

Деревенская улица, первая четверть 17 века

Деревенская сцена с фигурами людей и коровами, 1609

Большой рыбный рынок, деталь

Jan Brueghel, Tobias Verhaecht - Вавилонская башня

Обширный пейзаж с путешественниками на проселочной дороге, 1608-1610

Адам и Ева в райском саду, 1610-е

Jan Brueghel, Joos DeMomper - Портовый ландшафт укреплениями, 1610-1620

Свадебное гуляние

Огонь, 1611

Воздух, 1611

Фантастическая пещера с Одиссеем и Калипсо, 1616

Рай, 1616

Чувство вкуса, 1617-1618

Чувства слуха, осязания и вкуса, 1618

Чувства слуха, осязания и вкуса, деталь, 1618

Аллегория зрения и обоняния

Слух, 1618

Зрение, 1618

Букет цветов

Прибрежный пейзаж с жертвой Джонаса

Христос и нарушающая супружескую верность, 17 в.

Полностью

00:05 — REGNUM

Ян Брейгель Младший — представитель династии фламандских художников, сделавших свою фамилию брендом, узнаваемым с первого взгляда. Его картины — будь то библейские сюжеты, или изображение вазы с цветами — кинематографичны до мельчайших деталей, а соавторы — не менее гениальны, чем он сам.

«Сорока на виселице»

Ян Брейгель Младший родился 13 сентября 1601 года в Антверпене в семье фламандского художника Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) (1568−1625), — сына основателя династии — Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого). Его дядя — талантливый живописец — Питер Брейгель Младший (Адский).

Все потомки этой семьи настолько связаны между собой, что стоит рассказать о династии, начиная с ее основателя.

Питер Брейгель Старший родился примерно в 1525 (1530?) году. По одной версии — в городе Бреда в округе Кемпен, по другой — в ближайшей к городку деревушке Брёгел (или Брейгель) в Нидерландах. Так что фамилия Брейгелей происходит именно от места рождения.

О родителях Питера Брейгеля Старшего известно мало. Предполагают, что он был — то ли из семьи крестьян, то ли — не слишком зажиточных горожан. В юности Питер Брейгель переехал в портовый город Антверпен, где начал обучаться графике и живописи в мастерской у известного поклонника итальянской живописи Питера Кука (Кукке) ван Альста, экс-придворного художника короля Карла V.

По окончании обучения Питер Брейгель был принят в Антверпенскую Гильдию художников св. Луки. В 1550 г. Кук ван Альста умер, но Питер Брейгель продолжал общаться с его семьей.

В 1551 Брейгель поступил на работу в мастерскую к предприимчивому издателю Иерониму Кокку, печатавшему и продававшему гравюры. Там он увидел множество эстампов с картин Иеронима Босха, и по заданию Кокка начал делать с них очень точные копии, а затем, и собственные вариации с его картин. Брейгель виртуоз, но освоил стиль и технику великого маэстро, чем охотно пользовался оборотистый Кук. Например, гравюра «Большие рыбы поедают малых» однажды была продана за огромные деньги за подписью «Иеронима Босха». Вскоре авторство опротестовали, и разразился скандал.

В 1561 году художник переехал в Брюссель. В 1563 — женился на юной дочери своего учителя Питера Кука — Майкен (Марии). В этом браке у него родились двое сыновей и дочь Мария: в 1564 году — Питер Брейгель Младший и в 1568 — Ян Брейгель Старший.

Питер Брейгель Старший до поры до времени считался художником — «юмористом», так как часто и с юмором, или с иронией изображал изобилующие точными деталями картины быта простых крестьян. Например, «Крестьянскую свадьбу», «Игры детей», «Охотники на снегу», «Битва Масленицы и Поста». Известно, что он и сам частенько изучал натуру, заявившись на крестьянскую свадьбу со своим приятелем-купцом под видом родственников жениха или невесты, и поднося щедрые дары.

Однако позже за мрачноватым юмором Питера Брейгеля Старшего разглядели сарказм и даже экзистенциальный кризис, отражавший исторические реалии современности эпохи перемен, перекроившей в 16−17 веках границы Европы.

Нидерланды, находившиеся под протекторатом Испании, изнывали от завышенных налогов и религиозных войн. Это было во время правления Филиппа II — наследника Габсбургов.

Его советник — герцог Альба, прозванный «Кровавым», жестоко подавлял любые протесты населения, сжигал проповедников-протестантов, открыл охоту на «ведьм», соревнующуюся по жестокости с «достижениями» Великой инквизиции в самой Испании, расправлялся с людьми по анонимному доносу.

Питер Брейгель Старший никогда не вел дневников, не писал статей об искусстве и даже перед смертью сжег ряд своих набросков, чтоб ничто не намекало на его недовольство режимом и не причинило неприятностей его жене.

Скорее всего маэстро Брейгель использовал эзопов язык и в «крестьянских», и в библейских сюжетах, которые писались, как сцены из жизни Нидерландов. Например, «Избиение младенцев», «Перепись населения в Вифлееме» (снежный среднеевропейский пейзаж на картине ни чем не напоминает север Израиля), «Торжество правды», «Сорока на виселице». Самой знаменитой его картиной стала «Вавилонская башня».

Питер Брейгель Старший скончался от неизвестной болезни 5 сентября 1569 года в Брюсселе, когда младшему — Яну едва исполнился год, а старшему — Питеру Брейгелю Младшему — 5 лет. Он не успел обучить сыновей. А многие его картины были распроданы еще до их рождения. В 1678 году умерла их мать.

Ян Брейгель «Бархатный» — мастер цветочной миниатюры

Заботы о внуках и обучение живописи Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего взяла на себя их бабушка по матери — Мария Верхюлст Бессемерс.

Братья делали копии с гравюр и набросков отца, но Питер Брейгель Младший, хотя и создавал гениальные произведения, так и остался в плену славы и стиля знаменитого предка, а Ян постарался выйти и обрести свой собственный стиль: яркий, утонченный и оптимистичный. Возможно, на его творчество повлияла талантливая бабушка — Мария Верхюлст Бессемерс.

«О Марии Бессемере рассказывали, что она приняла вызов миниатюристки Анны Смейтерс. К изображению мельницы величиной с половинку зерна пшеницы она пририсовала мальчика, державшего в руке игрушечную мельницу — тоже вполне различимую», — пишет Клод Анри Роке. — «Однако, говоря по правде, талант Марии заключался вовсе не в подобных фокусах — не в умении «подковать блоху» или создать другую диковинку, которую не сделаешь без лупы ювелира или часовщика, — а в силе воображения и оригинальности композиционных решений. Если бы я писал научную (хотя и воображаемую) биографию Брейгеля, то, несомненно, отверг бы идею о том, что его обучал живописи Питер Кукке. На эту роль скорее подходит Мария Верхюлст. Именно она могла обучить Питера — как тридцатью годами позднее обучила своего внука Яна. Могла передать Питеру технику миниатюры и технику живописи темперой по льняному холсту. Ведь Брейгель, как мне представляется, сочетает в своих картинах принципы монументальной композиции, свойственной шпалерам, и тонкость миниатюры».

Яну Брейгелю Старшему, прозванному за свою любовь к изяществу и роскоши Бархатным или Цветочным довелось также обучаться живописи у художников Питера Гуткинта (Гоэткиндта) и Гиллиса ван Коннинксло в Антверпене. Затем он отправился в Италию совершенствовать мастерство, как и его знаменитый отец.

В Риме он провел 5 лет, объединив вокруг себя художников из Северной Европы. Там же познакомился с большим ценителем искусства — архиепископом Фредериго Боромео, который стал его покровителем до конца жизни, и отправился с ним в Милан.

В 1596 году Ян Брейгель Старший вернулся в Антверпен, был принят в Гильдию св. Луки, а вскоре стал придворным художником эрцгерцога Альбрехта. В 1606 году он стал деканом гильдии.

Ян Брейгель Старший писал изумительные пейзажи, картины по мотивам библейских сюжетов, а также — удивительные по детализации цветы в вазах. Поговаривали, что с появлением первоцветов он бросал все работы другого жанра до самого начала августа, когда «красивых цветов не дождешься». И только после окончания «цветочного» сезона наступало время пейзажей. Он освоил все стили кабинетной живописи.

Ян Брейгель поставил искусство на коммерческий лад. Он также торговал произведениями искусства, и его мастерская была загружена заказами от меценатов на много лет вперед.

Он много работал и путешествовал, собирал коллекцию картин и других предметов искусства. Его работами восхищался Питер Пауль Рубенс, считавший Яна Брейгеля Старшего — старшим братом в искусстве. Недаром они вместе написали картины «Возвращение с войны», а также — «Земной рай», где перу Брейгеля принадлежит пейзаж, а Рубенсу — Адам и Ева. Говорят, что Ян Брейгель Старший чувствовал душу цветов, а не просто мастерски передавал их колорит, фактуру и форму

Ян Брейгель Младший: под бременем славы

Через два года после его рождения Яна его мать умерла, а отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей.

На фоне успехов деда, отца и дяди Яну Брейгелю Младшему, также проявлявшему художественные способности, ничего не остается, как пойти в ученики к отцу, делая многочисленные копии и «перепевки» сюжетов его картин, вместе с работавшими в мастерской художниками.

Обучившись всем тонкостям ремесла, он в 1622 году отправляется в Италию — совершенствовать мастерство. Ян Брейгель Младший по примеру отца отправляется в Рим, в Милан, затем — в Палермо, где встретился с другом детства Антонисом ван Дейком.

В Италии, во Франции, в Австрии Ян Брейгель Младший, как и его отец, не остался незамеченным высокопоставленными покровителями искусства. В Милане он исполняет заказы покровителя отца — Федерико Борромео. Не без его рекомендации он получает первые заказы от королевских особ, а затем становится известным художником, не уступающим знаменитому Яну Брейгелю Старшему по мастерству, прорисовке деталей, любви к цветочным композициям и оптимистичным пейзажам.

Картины Яна Брейгеля Старшего и Младшего, порой, неразличимы до степени смешения, что ничуть не смущало членов этой талантливой семьи. Зато очень мешало коллекционерам и искусствоведам, исследовавшим их творчество. Неоценимую помощь знатокам оказали лишь современные методы исследования картин.

В отличие от своего отца, Ян Брейгель Младший предпочитает миниатюрам более крупные полотна, изображавшие цветы и пейзажи. Например, «Большой букет из лилий, ирисов, тюльпанов, орхидей и пионов в вазе, декорированной изображениями Амфитриты и Цереры».

По мнению искусствоведов, эта картина — одно из самых удачных его творений. Стоит заметить, что цветы, изображенные на ней, никогда не расцветают одновременно. Тюльпаны — в самом начале весны, затем — ирисы, лилии, а уже ближе к осени — пионы. Они олицетворяют торжество природы, а керамические вазы — бренность всего земного. Богини Амфитрита и Церера — самый важный для цветов союз Воды и Земли.

В 1626 году в Антверпене свирепствует холера, которая унесла жизни Яна Брейгеля Старшего и его троих младших детей — Питера, Элизабет и Марии. Его старшему сыну — Яну приходится прервать путешествие по Италии и вернуться в Нидерланды, дабы возглавить мастерскую отца.

Некоторое время он трудится там вместе с другом — детства Антонисом ван Дейком, затем — вместе с младшим братом Амброзием. Многие их картины — пейзажи, аллегории в обрамлении цветов, яркие цветы в вазах — продолжают традиционные темы первых двух поколений Брейгелей. Например, «Рождество», «Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде», «Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем».

Ян Брейгель Младший — талантливый живописец, долгое время остававшийся в тени славы своего знаменитого отца. На своих некоторых картинах он ставил его подпись, а затем продавал. Возможно, его собственные картины покупали не так охотно.

Ян Брейгель Младший создает такие картины, как «Аллегория войны», «Диана и нимфы после охоты», «Речной пейзаж с птицами». Но цвета их, по оценке критиков, беднее, палитра — более приглушенная, чем у отца. Возможно, это — психологическое давление звездных предков.

В картинах-аллегориях Яна Брейгеля Младшего, как и у его дяди — Питера Брейгеля Младшего, обязательно присутствуют животные. Правда, у Яна Брейгеля Младшего они становятся не просто участниками действа, как в «крестьянских» картинах Питера Брейгеля Младшего, но и главными героями.

Положение дел с признанием и заниженной самооценкой изменилось лишь после того, как сын встал во главе мастерской. Некоторые полагают, что изменилась и палитра.

По возвращении из Италии Ян Брейгель работает в соавторстве с другими знаменитыми художниками Антверпена, в том числе и с Рубенсом, Хендриком ван Бэленом (1575−1632), Лукасом Ван Уденом (1596−1672), Дэвидом Тенирсом Младшим (1610−1690). Замечательная картина «Деревенский пейзаж с колодцем», демонстрировавшая на выставке Брейгелей в ГМИИ им. Пушкина, была выполнена совместно с Йосом Де Момпером Младшим.

Яну Брейгелю Младшему с удовольствием отдают пейзажную часть работы, ведь в изображении природы все Брейгели-живописцы — выдающиеся мастера.

Слава приходит к Яну Брейгелю Младшему вместе с развитием дел в мастерской, и тут он решается на свою собственную подпись: как «Breughel» вместо «Brueghel».

В 1626 году Ян Брейгель Младший женится на Анне-Марии Дженссенс — дочери художника Абрахама Дженссенса (или Jansens) ван Нуиссена (приблизительно 1567 — 1632), с которым он некоторое время сотрудничал, как соавтор. В 1930 становится деканом Гильдии Святого Луки. В тот же год он получает заказы от французского, а затем и австрийского судов.

Широко известна картина Яна Брейгеля Младшего «Аллегория вкуса», изображавшая молодую даму и сатира, поедающих устриц в некой галерее на фоне располагавшегося в отдалении типичного среднеевропейского города. Он пишет также «Аллегорию запаха», «Аллегорию воздуха», «Искушение Адама», «Аллегорию мира и порядка», «Аллегорию искусств».

Наладив работу в мастерской, Ян Брейгель Младший с семейством переезжает в Париж, где и живет до 1657 года. Затем возвращается в Антверпен. Художник умер 1 сентября 1678 года, не дожив 2 недели до своего дня рождения.

У Яна Брейгеля Младшего было одиннадцать детей, и пятеро из них: Ян Петер, Абрахам, Филипс, Фердинанд и Ян Баптист, стали его учениками, как и племянник — Ян Кессель, а затем — самостоятельными живописцами. Они также работали в семейной мастерской в Антверпене.

Стоит отметить, что картины младших Брейгелей долгое время не ценились публикой и коллекционерами. Их было значительно больше, чем произведений старшего. К тому же часть картин была написана другими художниками по мотивам их работ.

Однако в ХХ веке неожиданно произошла переоценка ценностей. На выставке 1934 года в амстердамской галерее были выставлены их работы, вызвавшие несомненный интерес у публики. После окончания Второй мировой войны их картины снова выставляются на различных площадках, от Будапешта и Вены до Москвы, Брюсселя и Тель-Авива.

В картинах неожиданно находят глубину, некий двойной, а то и тройной смысл, и художественную ценность, вовсе не свойственную копиям картин великих мастеров.



Транспорт