Гоголь страшная смерть главные герои. Энциклопедия сказочных героев: "Страшная месть"

СТРАШНАЯ МЕСТЬ

Повесть (1832)

Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист) — герой, соединивший в себе негативные черты всех отрицательных персонажей цикла «Вечеров». Колдун — первая гоголевская попытка изобразить Антихриста. В этой попытке Гоголь опирался на новеллистический опыт немецких романтиков (алхимик в «Бокале» Л. Тика, детоубийца в его же «Чарах любви») и их русских эпигонов (образ демонического злодея Бруно фон Эйзена в повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Замок Эйзен», 1827). В финале повести образ К. получает «мифологическое» истолкование в духе все того же Л. Тика (новелла «Пиетро Апоне») и народной космогонии сектантов-богумилов; «немецкий» образ главного героя-злодея вплетен в стилистический узор украинского песенного фольклора.

Нечто сомнительное присутствует в облике К. изначально. После долгих лет странствий вернувшись оттуда, «где и церквей нет», он живет в семье дочери Катерины и ее мужа-запорожца Данилы Бурульбаша. Бродяжничество — знак безродности; без-родность — атрибут демонизма. К. курит заморскую люльку, не ест галушек, свинины, предпочитает им «жидовскую лапшу». То, что он не пьет горилки, окончательно убеждает Бурульбаша, что тесть, «кажется, и во Христа не верует».

К., при живом муже, пытается управлять дочерью — и даже пытается убить зятя на поединке; когда целует Катерину, странным блеском горят его глаза. Намек на инцест, беззаконную страсть отца к дочери, прозрачен; окончательно он проясняется в кошмарном сне Катерины. Ей снится, что отец и есть тот самый казак-оборотень, которого они с мужем видели на киевской свадьбе есаула Горобца (этим эпизодом повесть начинается): когда молодых благословляли иконами от схимника старца Варфоломея, имеющими особую «защитительную силу», у этого казака нос вырос на сторону, очи вместо карих стали зелеными, губы посинели, как у черта, а сам он из молодого преобразился в старика, так что все в ужасе закричали: К. снова вернулся! Во сне К. пытается соблазнить Катерину: «Ты посмотри на меня, <...> я хорош <...> Я буду тебе славным мужем...» Экспозиция завершена: сюжет завязан.

Но, оказывается, Катерина, пробудившись, помнит далеко не все, что видела ее душа в царстве сна. Следующей ночью пан Данило прокрадывается в старинный замок на темной стороне Днепра, где ляхи (в мире «Вечеров» поляки всегда Заодно с дьяволом) собираются строить крепость на пути запорожцев; сквозь окно он видит отца-колдуна, меняющего свой облик, точь-в-точь как менял его «киевский» казак-оборотень. На К. чудная шапка с «грамотою не на польском и не русском» (т. е. с «каббалистическими» знаками еврейского алфавита или арабско-мусульман-ской вязью; и то и другое одинаково нехорошо); в комнате летают нетопыри, вместо образов на стенах — «страшные лица». Сквозь прозрачные слои «астрального» света (голубой, бледно-золотой, затем розовый) проходит фигура, белая, как облако, — это душа спящей Катерины. Данило узнает то, что не сможет вспомнить его жена после пробуждения: отец некогда зарезал ее мать; Катериной он пытается «заместить» убитую супругу. Наутро Бурульбаш с ужасом говорит Катерине, что через нее породнился с антихристовым племенем; увы, он прав, но еще не догадывается, какую цену придется заплатить за это родство.

Сюжет о К. движется к своей кульминации. По прошествии, времени отец-антихрист оказывается в темнице, в цепях; за тайный сговор с католиками его ждет котел с кипящей водой или сдирание кожи. Колдовские чары бессильны против стен, выстроенных некогда «святым схимником». (Символический образ «схимника», наделенного молитвенной властью над темными силами, постоянно возникает в повестях цикла.) Но Катерина, поддавшись лживым уговорам К. (который молит даровать время для искупления грехов — «ради несчастной матери»!), выпускает отца из темницы. И хотя Данило Бурульбаш решает, что чародей сам выскользнул из цепей, «идеологическая измена» жены мужу уже совершилась; хотя отец и не получает власти над телом дочери, его власть над ее душою пересиливает мужнину власть. А значит, некое бестелесное «антихристово» обладание ее волей все-таки совершается. Ложная кульминация предвещает скорую развязку сюжетной линии Бурульбаша.
Пускай отец и не замещает его на супружеском ложе, но зато «вытесняет» его из жизни.

«Отступничество» Катерины вносит порчу в запорожский мир, нарушает его внутреннее единство: на Украине больше нет порядка, нет «головы»; Данило, давно уже предчувствующий близкую смерть, гибнет в битве с ляхами. Однако и К. не может торжествовать победу: тризна, которую совершают казаки над Бурульбашем, как бы восстанавливает утраченное было единство. Жертвенной кровью мужа смывается грех жены — и сквозь облака на «антихриста» смотрит уже чудный лик «дивной головы». Загадка этого образа разъяснится в эпилоге. Пока же К. пытается довершить начатое злодейское дело; является в снах Катерине, вместе с младенцем перебравшейся в Киев, к есаулу Горобцу; К. угрожает дочери убить ее сына, если не выйдет за отца замуж — и в конце концов убивает невинное дитя. Такова вторая кульминация.

«Настойчивость» К. объясняется не столько его греховным любострастием, сколько глобальной «антихристовой» целью: до конца завладев дочерью, мистически разрушить естественные связи, царящие в мире. Разрушив их, можно до конца погубить и без того ослабленное казачье братство, православное воинство; ибо покуда Украина держит оборону от «ляхов» — зло не может торжествовать на земле. Но чем ближе К. к поставленной цели, тем ближе он и к собственной погибели. Вновь на страницах повести возникает загадочный «внесюжетный» образ: всадник-богатырь нечеловеческого роста, скачущий в Карпаты на вороном коне и засыпающий на вершине горы. Этот образ источает непонятную пока угрозу для К., который под видом «брата Копря-на» в красном жупане, напоминающем о «красной свитке» черта в «Сорочинской ярмарке», является в Киев, к обезумевшей Катерине, чтобы обманом увезти ее.

Но безумие лишь обостряет духовную чуткость дочери; ее душа, действующая отныне помимо ее разума, опознает своего мучителя; кровь мужа и сына окончательно искупает преступную слабость Катерины; целостность мира восстановлена; пришествие антихриста пока не состоялось. К. обречен; в момент второй кульминации его сюжетная линия проходит стадию развязки.

Теперь К. ничто не поможет; даже убийство «святого схимника», отказавшегося отмаливать душу страшного грешника, выглядит скорее жестом отчаяния, чем знаком всесилия. (Хотя само по себе, да еще вблизи «святых мест» Киева, это убийство свидетельствует о запредельной мистической силе «антихриста».) Куда бы К. ни направил коня, он скачет в одном-единст-венном направлении: к карпатским горам, где ждет его Великий Всадник, чтобы убить и бросить телесно ожившую душу в пропасть, где зубы мертвецов вечно будут грызть К.

К. умирает «вмиг» и тут же открывает после смерти очи, не воскресая при этом. То же происходит и с сюжетом повести: он завершается, исчерпывает себя (наказание соразмерно преступлениям), и тут же продолжается дальше. Этот «оживший сюжет» наконец-то расшифровывает мифологическую подоплеку легендарных событий; становится понятна и причина ненависти «антихриста» к православному братству, заединству, и патологическое влечение к дочери. К. — последний мужчина в роду, начало которому положил Иуда-Петро, изменивший великому побратимству из зависти к славе и убивший Ивана, с которым у них было «все пополам». За это Иван выпросил у Бога, чтобы последний в роду Петро был такой злодей, какого еще не бывало на свете, и чтобы он, Иван, бросил этого злодея в пропасть, где мертвецы грызут друг друга, и веселился, глядя на его муки. Бог соглашается, но «обрекает» Ивана сидеть «вечно на коне своем», наслаждаясь страшной местью, но не имея царствия небесного. (Лунный отблеск этой одинокой фигуры ложится на фигуру Пон-тия Пилата в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; Ю. Н. Тынянов указал на сюжетно-смысловую проекцию образов повести в «Хозяйке» Ф. М. Достоевского.)

Зло наказано; добро не торжествует. Герои мифа, венчающего легенду о К., «старинную быль» — такое жанровое определение было дано повести при первой публикации, — связывают воедино апокрифическую версию библейского сюжета о Каине и Авеле с богумильской космогонией, в которой апостол Петр часто отождествляется с Иудой, а апостол Иоанн Богослов (неотделимый от Иоанна Предтечи) — с самим Богом. Все это наложено на фон немецкой романтической традиции, от «Разбойников» Шиллера до новеллы Л. Тика «Пиетро Апоне». В этом мифологическом «отростке» сюжета К. из главного героя мгновенно превращается во второстепенного персонажа, косвенного участника сюжета, у которого нет и не может быть развязки.

Есаул Горобець празднует свадьбу сына. Среди гостей находится побратим есаула Данило Бурульбаш с женой Катериной. В разгар веселья есаул берет иконы, чтобы благословить молодых. Вдруг один из гостей превращается в уродливого старика. Все гости сильно испугались. Но есаул выходит вперед с иконами и прогоняет колдуна.

II

Поздней ночью по Днепру плывет лодка, в ней возвращается домой чета Бурульбашей. Катерина встревожена, ее беспокоит появление колдуна. Лодка как раз проплывает мимо старого замка, в котором и живет старик. Он расположен напротив дома Бурульбаша. Возле замка виднеется кладбище.

Вдруг раздается жуткий стон, из могилы один за другим появляются мертвецы. Катерина испугана, даже гребцы в лодке от страха потеряли шапки. Только Данило ничего не боится и успокаивает жену. Гребцы налегают на весла, вскоре ужасное место остается позади.

III

На следующее утро Данило ссорится с отцом Катерины. Бурульбашу не нравится тесть. Он ведет себя не как казак и христианин. Мужчины хватаются за сабли и долго бьются, затем берутся за мушкеты. Пуля Бурульбаша проходит мимо, а старику удается ранить зятя в руку. Тогда Бурульбаш снимает со стены пистолет. Катерина бросается к мужу и умоляет его остановиться ради годовалого сына. Данило остывает. Он даже просит прощения у старика, но тот не желает мириться.

IV

Катерина рассказывает мужу свой сон: ее отец и есть тот страшный колдун. Вечером Данило замечает, что в одном из окон черного замка горит свет. Он отправляется посмотреть, что там происходит. Бурульбаш видит, что к реке спускается отец Катерины. Данило следит за ним. Старик отвязывает лодку и плывет к замку. Бурульбаш подбирается к логову колдуна, но попасть внутрь не может. Тогда Данило залезает на дуб и заглядывает в окно.

Он видит, как тесть входит в комнату и превращается в уродливого старика. Чародей вызывает душу Катерины. Она упрекает отца в убийстве матери. Колдун требует, чтобы дочь стала его женой. Душа девушки с возмущением отказывается.

V

Утром Катерина вновь рассказывает мужу сон, но Данило объясняет ей, что это было на самом деле. Он жалеет, что женился на отродье антихриста. Катерина плачет и упрекает мужа в жестокосердии: ведь она не выбирала родителей. Бурульбаш смягчается и обещает, что никогда ее не бросит. Катерина отказывается от отца и клянется, что не будет иметь с таким ужасным грешником ничего общего.

VI

Колдун сидит в подвале дома Бурульбаша, закованный в цепи. Его схватили за сговор с ляхами, а замок сожгли. Завтра колдуна должны казнить. Выбраться из подвала он не может, поскольку это бывшая келья святого схимника.

Мимо проходит Катерина. Колдун умоляет дочь выслушать его. Он заслужил казнь, но сейчас думает о спасении души. Коварный чернокнижник просит Катерину его выпустить и клянется, что уйдет в монастырь. Катерина верит старику и выпускает его. Только теперь женщина в ужасе осознает, что натворила. Катерина падает без чувств.

VII

Женщина боится, что муж ее убьет, если узнает об освобождении отца. Данило подтверждает эти опасения. Он говорит, что нет такой кары, которая достойна подобного проступка. Но Бурульбаш считает, что колдун сбежал при помощи своих чар. В подвале вместо него находят старый пень в оковах.

VIII

В придорожной корчме пируют ляхи вместе со своим ксендзом. Пьют, играют в карты, сквернословят, пляшут и безобразничают, насмехаются над корчмарем. В пьяных разговорах слышны упоминания о хуторе Бурульбаша и его красавице-жене. Недоброе, судя по всему, задумали эти ляхи.

IX

Бурульбаша одолевают нехорошие предчувствия, словно где-то рядом ходит его смерть. Вбегает казак Стецько и сообщает, что напали ляхи. Долго идет бой, много врагов порубили казаки. Внезапно Бурульбаш видит отца жены, который целится в него из мушкета. Данило бросается к противнику, но падает, сраженный пулей. Колдун скрывается из виду. Катерина горько причитает над телом мужа. Вдали клубится пыль – это спешит на помощь есаул Горобець.

X

Чародей теперь живет в землянке. Он мрачен – много ляхов убито, остальных взяли в плен. Колдун достает горшок с зельем и начинает вызывать душу Катерины. Под действием чар появляется белое облако, а в нем возникает незнакомое лицо. Колдуна охватывает ужас. Он опрокидывает горшок, и тогда видение исчезает.

XI

Катерина с сыном поселяется у есаула. Но и там она не может найти покой. Женщина снова видит сон, в котором колдун грозится убить ребенка, если Катерина не станет его женой. Есаул успокаивает встревоженную мать, он не пустит в свой дом колдуна. На ночь все устраиваются в одной комнате, под дверью спят казаки. Но Катерина просыпается с криком и бежит к колыбели. В ней лежит мертвый ребенок.

XII

В Карпатах появляется огромный всадник, одетый в латы. С пикой и саблей на боку едет он на коне через горы. Но глаза богатыря закрыты, а за его спиной – спящий ребенок. Вот всходит богатырь на самую высокую гору в Карпатах и останавливается на ее вершине. Облака укрывают его от людских глаз.

XIII

Катерина сходит с ума. Свою старую няню она называет ведьмой. Ей кажется, что сын спит, а мужа похоронили живым. Потом женщина принимается танцевать и поет безумные песни.

К есаулу приезжает гость. Он утверждает, что дружил с мужем Катерины, хочет видеть вдову. Ей гость рассказывает о походах с Данилой, и Катерина слушает мужчину вполне разумно. Но когда гость говорит, что Бурульбаш наказал ему жениться на Катерине, если он погибнет, женщина узнает отца. Катерина бросается на него с ножом. Колдуну удается вырвать у дочери оружие, убить ее, а затем скрыться.

XIV

За Киевом случается диво: вдруг стало видно все далеко-далеко до Карпат. А на самой высокой горе появляется рыцарь верхом на коне. Колдун в ужасе узнает лицо, которое он видел во время ворожбы. В панике он мчится к святым местам.

XV

Старик-схимник сидит в своей келье перед лампадкой. Вдруг к нему врывается колдун и умоляет помолиться, но схимник отказывается. В книге, откуда он читает молитвы, буквы налились кровью.

В гневе колдун убивает схимника и бросается прочь. Он намерен ехать в Крым к татарам, но оказывается на пути к Карпатам. Как бы ни старался колдун свернуть в другую сторону, он все дальше продвигается к горам, пока перед ним не появляется рыцарь на вершине.

Богатырь хватает колдуна и бросает того в глубокий провал. Тотчас сбегаются мертвецы и начинают грызть тело чародея. Самый большой мертвец хочет подняться из земли, но не может этого сделать. От его безуспешных попыток сотрясается земля.

XVI

В Глухове бандурист развлекает народ. Он рассказывает о том, как в давние времена жили два брата – Иван и Петро. Все у них было поровну: и горе, и радость. Однажды король объявил, что нужно захватить турецкого пашу. Кто его возьмет в плен, получит большую награду. Разъехались братья попытать счастья в разные стороны.

Вскоре Иван привел пашу и получил награду. Он тут же разделил ее с братом, но Петро затаил на Ивана злобу. Когда родственники проезжали мимо глубокой пропасти, Петро столкнул брата вниз вместе с конем и маленьким сыном, который ехал в его седле. Так он завладел всем богатством.

Бог предложил Ивану назначить своему брату кару. Иван попросил, чтобы никто из потомков Петра не был счастлив. Чтобы жили они величайшими грешниками, а после смерти терпели страшные муки. А когда последний в их роду умрет, Иван низвергнет его в бездну. Предки этого грешника восстанут из могил, а затем будут вечно грызть тело своего родственника.

Бог согласился со страшной местью, но Ивану приказал стоять на горе и смотреть на свою кару. Так и случилось. Вечно стоит на горе рыцарь и смотрит вниз, где мертвецы грызут мертвеца.

Представляет собой некий симбиоз романтической лирики, откровенной сатиры и предельно реалистичных картин своей эпохи. Писатель лелеял мечту об идеальном человеке, о справедливости бытия, он ясно понимал, что злые намерения и действия ведут к полной деградации личности.

Очень показательна в этом смысле повесть Гоголя «Страшная месть» – одно из самых известных ранних произведений автора. Повесть увидела свет в 1831 году и вошла в популярный сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Изначально она называлась «Страшная месть, старинная быль», но со временем заголовок стал более лаконичным.

В историческом плане это произведение оказалось весьма значимым не только для Николая Васильевича, но и для всей русской литературы, поскольку в нем нашли отражение события, связанные с борьбой запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой. Это подтверждают воспоминания о военных действиях главного героя повести Данилы Бурульбаша.

«Страшная месть» окутана легендарно-фантастическим ореолом. В произведении поднята магическая тема потусторонних явлений человеческой природы. И все это описано с присущим Гоголю мастерством. Классик то высмеивает эти явления, то внедряет их в казацкий быт, фольклор и народные обычаи, то красочно создает мрачные и зловещие картины жизни, передавая свое настроение и влияя на восприятие читателя. Это особенно зримо прослеживается в описании местности, где происходят события. Недаром школьникам рекомендовано изучать наизусть отрывки повести, в которых Гоголь детально и колоритно создает пейзажные зарисовки родной земли.

Через характеры персонажей автор с высокой точностью передает культурные особенности и мировоззрение героев того времени, сохраняет истину в описании костюмов, предметов быта, традиций. Гоголь преследует цель точно воспроизвести внешний и внутренний образ типичной казацкой семьи, стандарты поведения в обществе мужа и жены. Вот как он описывает жену Бурульбаша: «Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами» . Читатель понимает, что это не просто описание одежды героини. Эти строки передают настроение Катерины и даже дух произведения. Национальные особенности автор видел во всех деталях жизни народа. Веселая непринужденность, чувствительность, романтизм и искренность были присущи жителям украинских земель.

И в этом, как отмечают многие критики и литературоведы, «Страшная месть» перекликается с повестью «Вий» . Схожи и многие герои этих произведений, мистические существа из народных сказов и легенд. Николай Васильевич мастерски стирает грань между реальным и вымышленным, переплетает события в одно целое, соединяет судьбы настоящих и мистических героев. Колдун – отец Катерины, но в отдельных эпизодах он символизирует дьявола, предстает перед читателями существом, которое вобрало в себя все запрещенное и перечащее принципам реального человека.

Практически все персонажи повести представляют собой собирательные образы, характерные для народа, а все события происходят на ограниченном и удаленном пространстве: хутор, глухое село в горной местности. Это впечатление усиливают и великолепные гоголевские пейзажи. Картина происходящего видна читателю как на ладони.

Автор как бы анализирует события и поступки героев со стороны, что весьма характерно для сказок, легенд и других произведений с элементами мистики и фантастики. Но Гоголь не изменяет и другим творческим традициям: иронично, немного нереально, но очень поучительно он показывает свое отношение к происходящему.

Повесть «Страшная месть», как и другие произведения из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», родилась на пересечении западных и восточных литературных традиций. Элементы романтизма многие критики усматривают в личном отношении Гоголя ко всем событиям и героям. Их подчеркивают также мистическая составляющая и легкая ирония автора.

Анализируя «Страшную месть», нельзя обойти вниманием еще одну гоголевскую тему, которую мало кто исследовал. Речь идет о природе человеческой мести. В этом произведении мстительность является ключевым фактором, на который нанизан сюжет. Гоголь считал, что наказуемо не только самое страшное зло, но даже то, что совершено с «благородной» целью. Поэтому Бог карает не только род убийцы Петра, а и самого мстителя Ивана. Тот обязан вечно стоять на горе и смотреть на страшную кару, которую придумал для своего брата.

Поражает, что автор создал «Страшную месть» в двадцать лет. Откуда же такие глубокие философские и житейские познания в столь юном возрасте? Наверное, этот феномен так и останется тайной, как и многие другие факты, связанные с личностью и творчеством Николая Васильевича Гоголя.

  • «Страшная месть», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

В Киеве празднует свадьбу сына есаул Горобець. Почётные гости на свадьбе – смелый казацкий атаман пан Данило Бурульбаш со своей женой Катериной. Посреди шумного веселья Горобець выносит и поднимает две старинных иконы, чтобы благословить молодых. Но из праздничной толпе доносятся крики ужаса: при виде икон один из стоящих среди народа казаков вдруг превращается в страшного горбатого старика с длинным клыком во рту. Щёлкнув зубами, старик исчезает. Пожилые люди говорят, что старик этот – давно известный проклятый колдун, чьё появление всегда предвещает несчастье.

«Страшная месть», глава II – краткое содержание

Данило Бурульбаш со своими казаками и женой Катериной плывёт на лодке по Днепру домой из Киева, гадая, что за несчастье принесёт явившийся на свадьбе колдун. Недалеко от хутора Данилы на другой стороне Днепра стоит мрачный старый замок, а близ него – кладбище с ветхими крестами. Когда казаки проплывают мимо них, из могил вдруг поднимаются три мертвеца. Они пронзительно кричат: «Душно мне!» – и опять пропадают. Тяжкие думы гнетут Бурульбаша всё сильнее. Ему очень не нравится недавно приехавший к ним в гости из чужой земли угрюмый, суровый отец Катерины, который своими повадками совсем не похож на казака.

Гоголь. Страшная месть. Аудиокнига

«Страшная месть», глава III – краткое содержание

На следующий день на хуторе у пана Данилы мрачный, загадочный отец Катерины начинает грубо расспрашивать дочь и зятя, почему они вчера так поздно вернулись домой. Между ним и Бурульбашем закипает ссора. Данило возмущается: почему тесть никогда не ходит в церковь? Оба казака начинают биться на саблях, а потом стреляют друг в друга из мушкетов. Бой прекращается неискренним примирением лишь из-за слёзных уговоров Катерины.

«Страшная месть», глава IV – краткое содержание

Ещё день спустя Катерина рассказывает мужу, что ей приснился сон, будто тот колдун, который явился людям в Киеве – её отец, и будто он уговаривал её выйти за него замуж. Катерина и Бурульбаш садятся обедать, позвав и отца. За обедом Данила дивится: тесть его не хочет есть христианских галушек, брезгует и свининой, как мусульманин или жид.

Вечером Бурульбаш смотрит в окно и замечает, что в мрачном замке на той стороне Днепра загорелось окно. Взяв с собой казака Стецько, он идёт к реке. Пробираясь в зарослях терновника, они внезапно видят, как мимо них проходит в том же направлении отец Катерины. Он переправляется через Днепр и скрывается из виду близ замка.

Страшная месть. Мультфильм по повести Н. В. Гоголя

Стецько и Бурульбаш следуют за ним. У стены замка пан Данило залезает на высокий дуб и видит через окно колдовскую комнату, залитую таинственным светом, со непонятными знаками на стенах, где летают нетопыри. В комнате появляется отец Катерины – и превращается в того самого колдуна, который явился в Киеве.

Колдун творит заклинание и перед ним предстаёт сотканная из воздушного тумана душа его дочери. Зная явно больше, чем сама Катерина, душа начинает обвинять отца: зачем он убил её мать? зачем продолжает творить страшные злодейства? Душа замолкает, заметив смотрящего в окно Бурульбаша. а пан Данило быстро спускается с дуба и возвращается домой.

Гоголь «Страшная месть». Литография В. Маковского

«Страшная месть», глава V – краткое содержание

Бурульбаш рассказывает Катерине про свою ночную поездку, и оказывается, что всё происходившее в волшебной комнате старого замка она видела во сне. Данило убеждается: его тесть – злодей и богоотступник.

«Страшная месть», глава VI – краткое содержание

По приказу Бурульбаша казаки бросают колдуна в глубокий подвал. Назавтра его ждёт страшная казнь. В тоске сидит закованный в цепи колдун и видит: мимо идёт его дочь, Катерина. С горячей страстью он начинает уговаривать Катерину отпереть замок подвала, говоря, что его страшит не казнь, а вечные муки на том свете за совершённые злодейства. Отец убеждает дочь, что если она выпустит его, то он пойдёт в монастырь и тяжким подвижничеством отмолит хотя бы часть своих грехов. Поддавшись женской слабости, Катерина выпускает отца-колдуна – и падает в обморок у двери темницы.

«Страшная месть», глава VII – краткое содержание

Очнувшись, Катерина видит, что отец её скрылся. Никто не знает, что выпустила его она сама.

«Страшная месть», глава VIII – краткое содержание

В корчме близ хутора Бурульбаша собираются вооружённые ляхи. Посреди попойки, карточной игры и гнусных плясок они готовятся напасть на казацкую землю.

«Страшная месть», глава IX – краткое содержание

Пан Данило сидит за столом и в грустном предчувствии близкой смерти рассказывает Катерине про свои прежние казацкие подвиги. Вбежавший слуга сообщает ему о приближении множества ляхов. Во главе своих казаков Бурульбаш выезжает на коне и геройски бьётся с жестокими врагами. Посреди боя на соседнем холме появляется отец Катерины, стреляет в зятя из мушкета и убивает его. Выбежавшая из дома Катерина с рыданиями валится на тело мужа, а ляхов обращает в бегство подоспевший на помощь есаул Горобець.

«Страшная месть», глава X – краткое содержание

Гоголь даёт в X главе «Страшной мести» знаменитое поэтическое описание Днепра при тихой погоде и в бурю. Посреди бури в уединённом месте причаливает на лодке к берегу колдун. Спустившись в тайную землянку среди обгорелых пней, он начинает творить заклинания. Перед ним сгущается белое облако, а в нём ясно выказывается знакомое колдуну мужское лицо. Увидев его, злодей белеет, как полотно, и кричит диким голосом.

«Страшная месть», глава XI – краткое содержание

Катерина в Киеве рассказывает есаулу Горобцу о своих новых страшных снах. Отец снова являлся в них дочери, требовал выйти за него замуж и грозил в случае отказа убить её младенца-сына от Данилы. Горобец обещает защищать Катерину, однако той же ночью её ребенка находят в колыбели зарезанным.

«Страшная месть», глава XII – краткое содержание

Между Польшей, Венгрией и Малороссией стоят высокие Карпатские горы. Ночью по верхушкам гор едет громадного роста спящий витязь, держа в руке поводья от коня, на котором за ним – тоже во сне – скачет младенец-паж…

«Страшная месть», глава XIII – краткое содержание

Катерина, наполовину потеряв рассудок, бродит по густым дубравам, распевая жалобные песни об убитых казаках. Ранним утром к ней на хутор приезжает статный молодой гость, говоря, что он старый боевой соратник павшего пана Данилы. Их дружба якобы была такой крепкой, что Бурульбаш даже завещал ему взять в жёны Катерину, если она останется вдовой. Катерина смотрит на приезжего – и вдруг понимает, что это её отец. Она бросается на него с ножом, но тот пропадает из вида.

«Страшная месть», глава XIV – краткое содержание

За Киевом народ дивится чуду: в небе открывается широкая, величественная картина соседних с Украиной стран и земель. Среди них видны и Карпатские горы, а на них – едущий всадник с закрытыми очами. Колдун тоже видит эту картину и узнаёт лицо рыцаря: именно оно являлось ему при недавнем чародействе в землянке у Днепра. Волосы на голове колдуна встают дыбом от ужаса. Закричав, как исступлённый, он вскакивает на коня и вихрем мчится в Киев, к святым местам.

«Страшная месть», глава XV – краткое содержание

Колдун врывается в пещеру к киевскому схимнику и просит молиться о его грешной, погибшей душе. Схимник разворачивает свою книгу, но видит, что святые буквы в ней налились кровью – значит, грешнику нет и не будет прощения. Колдун убивает схимника, вновь вскакивает на коня и пробует добраться до татар в Крыму, но конь, вопреки его воле, гонит прямо к Карпатским горам. Близ них горные тучи разом очищаются, и перед колдуном в страшном величии предстаёт огромный всадник. Засмеявшись, он хватает проклятого волшебника рукой, от чего тот сразу умирает. От Киева до Карпат поднимаются из могил схожие лицом с колдуном мертвецы. Всадник, вновь засмеявшись, бросает тело отца Катерины в пропасть. Туда прыгают и мертвецы, начиная зубами грызть труп колдуна. А один самый ужасный мертвец тяжко ворочается в земле, но по своему громадному росту не может из неё подняться.

Гоголь «Страшная месть». Литография И. Крамского

«Страшная месть», глава XVI – краткое содержание

В заключительной, XVI главе «Страшной мести», Гоголь объясняет суть греха колдуна. В городе Глухове слепой бандурист рассказывает людям легенду, как в старину жили два друга-казака, Иван и Петро. Долго были они неразлучны, как братья, пока не поймал Иван по приказу короля Стефана Батория одного славного турецкого пашу. Половиной полученного за это жалования Иван поделился с Петром, но тот чёрной завистью позавидовал подвигу, совершённому его лучшим другом. Возненавидел Петро Ивана и раз на горной дороге столкнул его в пропасть вместе с младенцем-сыном. Иван успел ухватиться за сук и с сыном за плечами стал карабкаться вверх, но Петро, не сжалившись на мольбы друга, пикой столкнул их обоих назад.

Царь Небесный спросил у души Ивана, какую бы муку она сама назначила Иуде-Петро. И попросил Иван, чтобы Бог проклял весь род Петро. Пусть последний в этом роду будет таким злодеем, чтобы его деды и прадеды ворочались в своих гробах из-за его грехов, а Петро при этом терпел муку наибольшую: ел землю, не в силах подняться из неё.

И согласился Бог, когда исполнится высшая мера злодейств последнего из рода Петро, совершить страшную месть : поднять Ивана с убитым сыном из гроба на высокую гору, привести к нему колдуна, чтобы мог невинно убиенный бросить злодея в глубокую пропасть. А деды и прадеды, выйдя из могил, будут терзать его в этой пропасти зубами – кроме самого Петро, который в земле сможет лишь грызть самого себя…

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Страшная месть. Будем рады, если вы прочтете эту книгу полностью.



Детская комната