Ласковый май все участники. Ласковый май (биография)

«Ласковый май» - культовая популярная музыкальная группа конца 80-х и начала 1990-х годов в СССР, играющая в стиле евродиско. Первая группа, ориентированная на подростков в СССР. Группа приобрела большую популярность в СССР в конце 1980-х годов не только среди подростков, но и среди людей всех возрастов, во многом благодаря тому что её участники были сами подростки из детских домов, и в песнях эксплуатировалась тема сиротства; сыграла свою роль и реклама в прессе (грамотная раскрутка группы Андреем Разиным). Основатель группы Сергей Кузнецов покинул её в 1989 году. В настоящее время группа успешно гастролирует благодаря ностальгии по прошлому, но не в основном составе, солист и руководитель - Андрей Разин. Визитной карточкой группы была песня Белые розы .

История создания

Группа была создана 6 декабря 1986 года в Оренбургской школе-интернате № 2 руководителем музыкального кружка Сергеем Кузнецовым и тринадцатилетним учеником школы Юрием Шатуновым. Первый директор группы «Ласковый май» - Рашид Дайрабаев.

О группе

Солисты: главный солист Юрий Шатунов, Константин Пахомов, Андрей Разин (с 1988 года - руководитель группы), композитор Сергей Кузнецов,музыкальный руководитель (с 1989 года),композитор Владимир Бойко.

Бывший в то время администратором группы «Мираж » Андрей Разин перевозит группу в Москву, где участники группы «Ласковый май» жили в Московском интернате № 24 (Сколковское шоссе, 6), там же работала студия «Ласковый май».

предлагая им хорошие деньги за гастроли и бесплатную запись на студии «Рекорд» Ю. Чернавского . Позднее он становится руководителем и солистом студии «Ласковый май».В 1989 году, после ухода Сергея Кузнецова, Андрей Разин приглашает на должность музыкального руководителя студии Ласковый май, основателя группы "Белые Розы", композитора - Владимира Бойко. Все фонограммы были перезаписаны у Игоря Бабенко в одной из аудио-студий «Рекорда». Все аранжировки, за исключением поздних работ, принадлежат Сергею Кузнецову. Сотрудник «Рекорда», звукорежиссёр Анатолий Мешаев, работавший там в то время, оказался непосредственным участником всех созданных хитов «Ласкового мая».

Первая в Советском Союзе юношеская музыкальная группа, работавшая в стиле «Евро-диско 80-х» и апеллировавшая к молодёжи в возрасте от 13 до 18 лет. Имела небывалую популярность как у юной аудитории страны, так и среди людей разного возраста, но была полностью дезавуирована средствами массовой информации Советского Союза. Вместе с тем обрела и скандальную известность. Благодаря невероятному успеху группы, в 1989 году на пике популярности «Ласкового мая» разнообразные «клоны» группы с названием «Ласковый май» гастролировали одновременно в разных городах. В 1989 году была основана студия, в которой прослушивались одарённые дети. Сам же «Ласковый май» собирал многотысячные стадионы (40-60 тысяч человек) и установил рекорд по количеству концертов в день. Количество достигало восьми концертов за день и более сорока концертов за месяц. Российская эстрада столкнулась с тем, что песни, на первый взгляд простые, не смогли написать многие композиторы и поэты, которые уже давно работали в шоу-бизнесе. Попытки создания новых песен похожих на «Розовый вечер» и «Белые розы» и другие хиты не имели такого успеха, как и копирование самого стиля группы «Ласковый май».

За пять лет существования в классическом составе «Ласковый май» добился такого успеха, что повторить его до сих пор не удалось никому из представителей российского шоу-бизнеса: собрать подряд 13 аншлагов в «Олимпийском», когда сама с «Рождественскими встречами» давала один за одним максимум десять концертов.

Выступать на стадионах, где заняты не только арена и места на трибунах, но и мачты освещения. Обойти в хит-парадах , и и добиться, чтобы строчки хитов знала вся страна. Творчество легендарной группы – пример филигранного в своей удаче сочетания искренности вложенных эмоций и своевременности появления, когда в стране появился запрос на «евродиско» и простые, близкие каждому песни.

История создания

Летопись знаменитого коллектива начинается в российской глубинке. Разумеется, приглашая в кружок самодеятельности Оренбургской школы-интерната №2 недавно поступившего воспитанника, руководитель объединения, 22-летний Сергей Кузнецов, не предполагал, какой грандиозной истории дает начало его шаг.


Тогда, в 1986 году, у Кузнецова уже были на руках будущие хиты «Ласкового мая»: «Маскарад», «Встречи», «Вечер холодной зимы». Молодой человек, увлеченный музыкой, написал их, пока служил в армии. Вместе с учеником интерната Славой Пономаревым Кузнецов собирался создать группу, но требовался вокалист.

Осенью руководителем учреждения назначили Валентину Тазикенову. До этого работник образования руководила детдомом в поселке Акбулак. За год до перевода в Оренбург она попала в состав комиссии, решавшей судьбу 12-летнего . У мальчика умерла мама, растившая его в одиночку, и некоторое время ребенок бродяжничал. Тазикенова забрала его в Акбулак, а в 1986 году – в Оренбург.


Поначалу распевание слезливых песенок интересовало подростка куда меньше, чем спорт. Свободное время Шатунов проводил на хоккейных тренировках или на футбольном поле. К тому же остальные дети не приняли новичка. Вскоре Шатунов сбегает из учреждения. Убедить его вернуться удается только Кузнецову.

Песни, которые позднее будут петь стадионы, впервые прозвучали на новогодней дискотеке в интернате в декабре 1986 года. Название группы так и не было придумано – оставили рабочую версию «Ласковый май». Словосочетание взято из текста композиции «Лето».


После новогодних каникул музыканты делают черновые записи на самодельной студии, и «включается» сарафанное радио. Спустя семь дней мелодии звучат по всей Оренбургской области. Аудитория, испытывающая потребность в новой музыке, написанной не по партийному заданию, а под влиянием понятных любому человеку чувств сама распространяет материал. Песни Кузнецова переписываются с кассеты на кассету, переходят из дома в дом.

Ажиотаж не проходит даром: в марте 1987 года Кузнецова увольняют. Формальный повод – исполнение Шатуновым на фестивале в честь дня рождения песни о любви. Юра после случившегося вновь покидает интернат. Но осенью руководство учреждения прибегает к помощи Кузнецова для организации праздников и дискотек. Во время каникул композитор записывает минусовую фонограмму, совершенствуя звучание песен, а чуть позже привлекает Шатунова к записи материала на базе Дома творчества.


Кассеты Кузнецов отдает на продажу знакомому, который торгует мелкими товарами на железнодорожном вокзале Оренбурга. Пассажиры поездов дальнего следования прислушиваются к рекомендациям продавца. Железная дорога разносит «Белые розы» во все концы страны.

Одна из этих записей попадает и к 25-летнему . Одержимый мечтой покорить сцену, молодой человек тогда пытался выстроить сотрудничество с Юрием Чернавским, композитором «Миража», Аллы Пугачевой и других звезд первой величины. Тот в 1986 году создает студию популярной музыки «Рекорд» и предлагает энтузиасту Разину подыскать талантливых ребят для записи шлягеров. В этот период будущему продюсеру «Ласкового мая» и попадается творчество представителей оренбургского интерната.


Во второй половине 80-х у советских слушателей под влиянием западной культуры формируется запрос на музыку в стиле «евродиско». За рубежом перемены начинаются еще в 1984 году – с выходом хита и «You’re my heart, you’re my soul». Советская эстрада, проходящая сквозь фильтры худсоветов, не может предложить даже частично приемлемого продукта. Андрей Разин, слушая «Белые розы» и «Седую ночь», если не осознает, то чувствует: в Оренбурге находится настоящее сокровище.

Ему приходится затратить немало сил, чтобы отыскать уволенного Сергея Кузнецова и его вновь удравшего к тетке подопечного. Но обнаружив их, Андрей Разин уговаривает обоих переехать в столицу, и здесь его усилия стремительно вознаграждаются.

Состав

Вскоре после знакомства с Шатуновым и Кузнецовым Разин возвращается в Оренбургский интернат. Продюсер прослушивает воспитанников, чтобы взять дополнительных участников в группу. Так в «Ласковом мае» появляется второй солист Константин Пахомов и бэк-вокалисты Сергей Серков, Игорь Игошин и другие. Часть ребят садятся за инструменты. И уже в сентябре 1988 года, спустя полгода подготовки, коллектив отправляется во всесоюзный тур.


Успех гастролей подталкивает Разина к мысли о создании дублирующего состава. В том же году к микрофону становится он сам. Теперь коллективов «Ласкового мая» два: в одном поет Шатунов, в другом – Пахомов и Разин. Кроме того, создается студия «Ласковый май» для талантливых сирот. Это позволяет Разину создавать бесконечное число коллективов под одним и тем же брендом, пользовавшимся феноменальной популярностью. В разное время приходят вокалисты Антон Токарев, Виктор Куликов, Олег Крестовский и другие.

Документальный фильм «Ласковый май. Лекарство для страны»

Главным условием проведения концерта становится запрет на съемку артистов. Портретов звезд, с которыми можно было бы сравнить внешность приехавших на гастроли исполнителей, нет. В результате, как сообщается в фильме «Ласковый май. Лекарство для страны» (ТВЦ),

«в какой-то момент по стране гастролируют 60 «Ласковых маев» и 30 «Юр Шатуновых».

Далеко не все двойники созданы при поддержке Разина. Однако именно продюсеру коллектива приходится расхлебывать заваренную аферистами кашу, когда в январе 1989 года «Утренняя почта» показывает долгожданный клип «Белые розы». Многие впервые видят Шатунова, несмотря на то, что не раз бывали на концерте «Ласкового мая». Разин становится подозреваемым по уголовному делу о хищении социалистической собственности.

Песня «Белые розы» группы «Ласковый май»

Этот скандал, а также проблемы с криминальными кругами и разногласия в группе приводят к уходу из нее Кузнецова и Пахомова. На место автора музыкального материала Разин приглашает , и тот к началу лета 1989 года создает песни для восьмого альбома артистов.

Всего за пять лет творческой деятельности «Ласкового мая» в его составе побывало 34 участника. При этом 12 артистов выступали в качестве вокалистов или бэк-вокалистов. Но только один исполнитель спровоцировал уходом завершение биографии легендарной команды.


В 1992 году Юрий Шатунов заявил Разину, что намерен начать сольную карьеру. Продюсер пытался уговорить артиста остаться, некоторое время держал у себя его документы, но, в конце концов, сдался. В истории «Ласкового мая» была поставлена точка.

В 2009 на волне популярности ретро Разин попытался возродить ансамбль с собой в роли главного вокалиста. Компанию ему составили бывшие участники группы. Однако к 2013 году гастрольная деятельность новой версии «Ласкового мая» сошла на нет.


«Википедия», по данным на 2018 год, перечисляет 11 умерших участников группы. Вскоре после ухода главного вокалиста скончался Игорь Игошин (барабанщик), а спустя год неподалеку от места проживания Шатунова неизвестный застрелил бывшего клавишника команды Михаила Сухомлинова. В 1996 году разбился в аварии экс-вокалист Юрий Барабаш.

Музыка

Новаторство коллектива заключалось не только в стилистике творчества, но и в его ориентации. Уже во время первых гастролей, осенью 1988 года, стало ясно, что главные поклонники «Ласкового мая» - школьники, пришедшие на концерт без родителей. Простые и эмоциональные тексты Кузнецова кардинально отличались от идеологически выдержанного советского творчества для молодежи, а музыка была так похожа на энергичные западные хиты.

Песня «Седая ночь» группы «Ласковый май»

Непохожесть подчеркивал и скандальный для того времени внешний вид музыкантов: наброшенные на голое тело джинсовки, макияж и безумные прически. Это стоило артистам эфиров на радио и ТВ, но к концу первого тура стало очевидно: они обойдутся и без традиционных инструментов умирающей системы.

В октябре 1988 года на студии «Рекорд» создается первый альбом, предсказуемо названный «Белые розы». До конца года выпускаются еще три альбома. СМИ не могут игнорировать их растущую популярность и ставят в эфир клип на заглавную композицию с дебютного альбома.

Песня «Розовый вечер» группы «Ласковый май»

В следующем году группа выпускает семь альбомов, в том числе «Розовый вечер». Одноименный хит, сочиненный Сергеем Кузнецовым, Константин Пахомов записывает на студии «Рекорд» уже после ухода из группы. Однако имеющий доступ к материалу Разин включает композицию в репертуар Шатунова.

В 1990 году на пяти альбомах издается новый материал. Год спустя проходит тур по американским городам. А в начале 1992 года деятельность группы прекращается.

«Ласковый май» сейчас

В 2009 году вышел художественный фильм, основанный на истории группы. К премьере Разин приурочил попытку возродить коллектив. Сейчас «Ласковый май» не гастролирует. Андрей Разин занимался бизнесом, работает советником мэра Ялты. Женат четвертым браком. В 2017 году произошло трагическое событие – от сердечного приступа .


Юрий Шатунов, после славы решивший получить образование звукорежиссера, занимается сольным творчеством. В 2018 году продолжают выходить его новые песни.

Клипы

  • 1988 - «Тающий снег»
  • 1989 - «Белые розы»
  • 1989 - «Розовый вечер»
  • 1989 - «Лето»
  • 1990 - «Ты просто был»
  • 1991 - «Закрой за мною дверь»
  • 1991 - «Все напрасно»

Дискография

  • 1988 – «Белые розы»
  • 1988 – «Старый лес»
  • 1988 – «Разбитая любовь»
  • 1989 – «8 марта»
  • 1989 – «Розовый вечер»
  • 1989 – «На крыше»
  • 1989 – «Гудбай, беби»
  • 1989 – «Ласковое лето»
  • 1989 – «Сказочный берег»
  • 1989 – «Октябрьский альбом»
  • 1990 – «Глупые снежинки»
  • 1990 – «Машка-матрешка»
  • 1990 – «Озорная девчонка»
  • 1990 – «Возвращайся»
  • 1990 – «Остров на двоих»
  • 1991 – «Закрой за мной дверь»
  • 1992 – «Случайная встреча»

Советская «Фабрика грёз»

В русской и советской литературе есть множество сюжетов, герои которых - беспризорные дети. Почти единственным легальным способом заработка для беспризорника было пение. На рынках и в поездах жалостливыми высокими голосами они распевали песни вроде «Разлуки» или «Чёрного ворона» под писклявую гармонику или аккордеон. Фигура беспризорника стала знаковой в Советском государстве, где с момента его образования, из-за частых социальных потрясений тысячи детей неоднократно выбрасывались на обочину жизни, оставаясь без родителей и близких людей. Такие произведения, как «Республика ШкИД» и «Педагогическая поэма» увековечили сирот в литературе. Традиционно сирые вызывали жалость у русских людей, и каждый старался им подарить хотя бы частичку своего тепла, которым дети были обделены от рождения. Поэтому, когда появился «Ласковый май», советский народ, можно сказать, был уже готов. Готов полюбить группу, где ребята, оставшиеся без пап и мам, пели про белые розы…

В мае 1986-го года на перрон оренбургского вокзала сошёл демобилизованный рядовой войск химзащиты. Два года службы в рядах Советской армии не прошли для Сергея даром: он написал свои первые четыре песни и получил бесценный опыт в войсковом ансамбле «Контакт-730». Но остался и горький осадок – в армии Кузнецов повредил руку, навсегда лишившись возможности играть на гитаре. А ещё приобрёл скверную привычку глушить земные тяготы «зелёным змием»…

Идею собственной группы Сергей вынашивал долго. Ещё до службы, в 1984-м году он создал ансамбль при доме отдыха «Оренбургский», гитаристом в котором стал его сосед Рафаэль Исангулов, кстати один из будущих участников ЛМ. Названия коллектив не имел и вскоре распался, так как Сергея призвали в армию. Уже перед самым призывом он успел поработать руководителем музыкального кружка в оренбургском интернате №2, директор которого выделил 20 тысяч рублей безналом на закупку музыкальных инструментов для будущей группы.

После демобилизации Сергей вернулся в дом отдыха и проработал в нём всё лето. К слову, именно на его территории был тот самый «старый лес», которому он посвятил одну из своих первых песен. Но осенью санаторий закрылся на реконструкцию, и Кузнецов решил вернуться в интернат, где его ждало сразу две новости.

Во-первых, дорогие инструменты за два года пришли в полную негодность. Всё это время на них играли все, кому не лень, почти полностью их доломав. Во-вторых, сменился директор – им стала Валентина Николаевна Тазикенова, переведённая в Оренбург из Акбулакского детского дома.

«Мы взяли его на полставки. Тогда в советское время сложно было это всё делать. Инструменты купили. Ну, ребята знают, что надо покупать, и Кузнецов сам знает. Ну там гитара-бас, гитара-соло… ».

(Валентин Тазикенова)

Вместе с собой Тазикенова забрала из Акбулака несколько старших воспитанников, одним из которых был 18-летний Слава Пономарёв , который после выпуска из детского дома остался работать при нём кочегаром. В Оренбурге Слава получил «повышение» – место руководителя технического кружка. Под его началом интернатские пацаны гоняли на картингах, которые сами же и ремонтировали. Общее увлечение музыкой и техникой сблизило Славу с Кузнецовым, и они вместе занялись восстановлением повреждённого оборудования.

Однако занятия в музыкальном кружке всё никак не начинались. Прослушав с десяток поющих детдомовцев, Сергей так и не нашёл подходящего солиста. На помощь вновь пришёл Слава. Он вспомнил, что в Акбуалкском детском доме был парнишка с необыкновенным музыкальным слухом, которого звали Юра .

Это была ниша, которую нужно было заполнить. И я искал вокалиста, который должен был быть именно таким, потому что детям верят. Детям верят больше…. Не хватало правды, правды в исполнении. Чтобы ему поверили. И вот эти феньки: маленькая хрипотца (потому что Юрка курит и курил с детства) .

А почему именно Шатунов?
- В то время был конец 86-го года и тогда я познакомился со Славой Пономаревым. Просто случайно. Он был из Акбулакского детского дома. Акбулак – это такое селение, район… недалеко от Оренбурга. А он мне говорит – ты знаешь, есть такой пацан, слух обалденный у него. Чумовой просто слух. Я говорю: вези его. Он мне его привозит. Я послушал – ну вроде ничего .

В тот же вечер Слава махнул в Акбулак и привез Шатунова в оренбургский интернат. Услышав как Шатунов поёт, Кузнецов сразу понял – перед ним тот солист, которого он искал! Помимо абсолютного слуха и высокого пронзительного голоса в Юре была неподдельная искренность, которой так не хватало советским эстрадным артистам, звучавшим по радио и с телеэкранов. К тому же даже артисты, считавшиеся «подростковыми кумирами», были ощутимо старше своих фанатов. Юре Шатунову было суждено стать первым поющим тинэйджером, который будет петь для таких же как он подростков, песни на темы, которые их волнуют!


Шатунова оставили в Оренбурге, однако уже на следующее утро он сбежал в город Тюльган, где жила его тётя. Советский интернат место не из приятных – даже самые добрые воспитатели не в состоянии заменить родителей, а ещё там были насмешки и издевательства старших ребят, от которых Юра особенно страдал в Акбулаке. И самое главное – отсутствие даже маленького уголка, в который можно было бы забиться, чтобы хоть немного побыть одному… За пределами интерната люди смотрели на детдомовцев с неприязнью и подозрением, считая их едва ли не уголовниками. Доля правды в этом была – вместе с остальными ребятами Юра довольно часто забирался в соседние дачи, где воспитанники воровали яблоки и всё, что плохо лежало.

В то время музыка ещё не сильно занимала будущую звезду, и скучным репетициям он предпочитал активный отдых: летом – картинг, зимой – хоккей. Иногда он влетал на репетицию с мороза, даже не сняв коньки!

Наступил декабрь. Вместе со своим новым другом Серёжей Серковым Юра с увлечением занимался оформлением дискотеки к предстоящему новогоднему вечеру, часами репетируя песни. На тот момент группа состояла всего из трёх участников: бас-гитариста Славы Пономарёва, клавишника Сергея Кузнецова и солиста – Юры Шатунова.

Первое выступление

И вот мы начали готовить программу, это был конец 86-го, это был декабрь месяц. Сделали мы несколько песен, песни были только мои, потому что я встал перед фактом, чтобы что-то сделать, надо, чтобы было хорошо. Надо не повторяться. Ничего такого старого не искать, а делать что-то новое, своё. И тогда я в шутку сказал: Юра, готовься, через год ты будешь звездой .

Первое выступление Ласкового мая состоялось на интернатской новогодней дискотеке 31 декабря 1986 года. Впрочем, маем он ещё не был. Выбор названия давался не легко, и даже в день выхода на сцену имени у группы ещё не было.

Наступил вечер, и воспитанники стали выносить из зала кресла, освобождая место для танцев. Тем временем, за кулисами разгорелся спор – как же представляться публике? Было озвучено несколько вариантов, наконец Сергей предложил назвать группу «Ласковый май», ухватившись за строчку из песни «Лето»: «Нам кажется длинной зима-зима, но ласковый май вступит в права...».

Сергей Кузнецов вспоминает: «название не понравилось никому. И мне тоже. Решили, что-нибудь придумать другое… А теперь некогда придумывать. На сцену надо… Так и решили оставить…» .

Несмотря на свою «слащавость», название оказалось на редкость удачным – о чём, как не о тёплом мае люди мечтают долгой холодной зимой? Всего через несколько лет слова «Ласковый май» станут одним из символов Перестройки, которая тоже воспринималась как весна после долгой застойной зимы!

Выступление имело ошеломительный успех. В разговоре с мамой Сергея директриса Тазикенова назвала его «сенсацией» . Если до этого Кузнецова упрекали за то, что он репетирует только с одним воспитанником и пытались навязать интернатский хор, то после этого отстали. Стало очевидно, что группа может принести интернату (а значит и его директору) славу даже на серьёзных конкурсах самодеятельности! К тому же её руководитель не просил у интерната дополнительных средств: всё оборудование для дискотек, радиодетали и инструменты он покупал со своей нищенской, даже по тем временам, зарплаты 70 рублей.

С Нового года, «Ласковый май» выступал на всех интернатских вечерах. На одном из них у Юры произошла ломка голоса. В испуге мальчик бросил микрофон и убежал со сцены. Выйдя за кулисы, Сергей налил ему рюмочку подсолнечного масла, успокоив: ты ещё будешь звездой!

Гудбай, Ленин!

В марте 87-го «Ласковый май» был приглашён на районный смотр художественной самодеятельности. Группа подготовила новые песни: «Тающий снег» и «Лето», тогда же должна была состояться премьера «Метели в чужом городе». Но прозвучать ей было не суждено. Уже на смотре выяснилось, что посвящался он очередной годовщине Ленина, значит и репертуар нужен был соответственный - не диско-шлягеры, а патриотические песни юных пионеров! В зале сидело высокое начальство из горкома Партии, сердца которого «Тающий снег» согреть увы не мог. Не дожидаясь исполнения третьей песни, группу буквально выставили со сцены .

«Думаем, Юра как жахнет и как первое место нам принесёт!... Кошм-а-ар! Поднимает жюри: 3, 2… Я в шоке. Вы понимаете? Это вот… Зал… Мальчишки и девчонки аплодируют стоя, а жюри ставит такие баллы. Я расстроилась. Ну слетели мы, даже призовое место не заняли. Я думаю, ну Кузнецов, я тебе… подожди! Юрка подходит ко мне: да ладно, Валентина Николаевна…» .

После провала Кузнецов был с позором уволен из интерната и перебрался в ДК «Орбита» на Заводской улице, где занялся организацией дискоклуба. На лето Юра уехал к тёте в Тюльган, а 12 сентября Тазикенова попросила Сергея вернуться. Без его песен интернат уже обходиться не мог. Сергей вернулся, но и в доме культуры место за собой сохранил.

Белые розы

«Ласковый май - это олицетворение сиротской страны, которая разваливалась на глазах. Беззащитны шипы… Какой яркий образ! Вот это удивительное по своей философской глубине, идее мысль конечно всю страну уложила ».

«Я иду домой, а в голове почему-то звучит фраза какая-то бессмысленная «белые розы». Ну, что звучит, что за фраза? Пришёл домой, с этой же фразой и лёг спать, уснул. Утром просыпаюсь, завариваю чай крепкий, как всегда, сажусь за инструмент, за пианино, минут за пятнадцать делаю именно… текст. Сначала черновой, потом на чистую написал ».

В конце 87-го года родился главный хит Ласкового мая, его визитная карточка «Белые розы». По словам Кузнецова, он написал песню наутро после дружеской попойки всего за 15 минут .

Но вместо эфемерных мук творчества, «Белые розы» принесли вполне ощутимые физические муки. Во время записи песни Юра Шатунов случайно отхлебнул из бутылки с перекисью водорода (она использовалась для дискотечного дыма), приняв её за воду…

Сессия закончилась кровавой рвотой и вызовом скорой помощи. Голос к мальчику вернулся далеко не сразу, а запись «Белых роз» была отложена на целых два месяца…

Уже в следующем году «розы» станут всесоюзным хитом, породив на эстраде моду на «розовые» песни: «Розовые розы Светке Соколовой» ВИА Весёлые ребята, «Жёлтые розы» от группы Фристайл, «Снег на розах» и «Розы для папы» Игоря Николаева. Кроме того, у самого Ласкового мая будут «Серебряные розы», принадлежащие перу Юрия Гука.

«Белые розы это просто подтекст. О ненужности. То есть, о том, как часто происходит в мире, когда кто-то нужен, он нужен. Им любуются, его берегут, а потом проходит определённое время, и человек становится ненужным, и все его просто выкидывают из жизни. А люди думают про белые розы» .

К теме ненужности Кузнецов будет обращаться не единожды. «Глупые снежинки», выпавшие в тёплом марте; забытые осенью «Цветы лета», замерзающие на клумбах «рано ушедшей осени»; новогодняя красавица-ёлка из песни «Последняя зима» группы Мама... И образ смерти, завуалированный пейзажной лирикой: проливные дожди, смывающие остатки лета, студёная зимняя вьюга, заметающая всё живое, тающий снег, который медленно умирает с наступлением весны…

  • В армии Сергей написал песни: «Маскарад», «Вечер холодной зимы», «Встречи» и «Старый лес».
  • Юрий Шатунов


    О его настоящей биографии до конца ничего не известно. По одной из версий Юрий Шатько (по паспорту) родился в Кумертау Башкирской АССР, в 8 лет у мальчика умерла мать, еще четыре года его воспитанием занималась тетя, а затем отдала Юру в детский дом. Именно там, после знакомства с руководителем кружка художественной самодеятельности Сергеем Кузнецовым, 13-летний Юра стал первым солистом группы «Ласковый май».

    Группу создал Сергей Кузнецов в декабре 1986 года в Оренбургской школе-интернате №2, где был руководителем музыкального кружка.

    В 1992 году, после ухода Шатунова, группа распалась. На счету у Юры осталось 10 млн рублей, на которые он смог купить себе дом в Германии. Шатунов переехал жить туда и возвращаться не собирается. В 2000 году он познакомился со своей будущей женой, Светланой. У Шатуновых двое детей, мальчик и девочка. Он считает, что ему самому очень повезло: «тусовка не смогла меня поглотить, так как я сам этого не желал».

    Андрей Разин


    Родители Разина погибли в автокатастрофе, поэтому Андрей тоже вырос в детдоме. Он начал свой творческий путь с группы «Мираж», а когда в 1988 году ему случайно попалась кассета «Ласкового мая», проникся песнями Шатунова и уговорил ребят переехать в Москву. Понимая, что на радио и телевидении такие песни крутить не будут, Разин стал раздавать кассеты проводникам поездов дальнего следования и доплачивал им, чтобы они всю дорогу крутили «Ласковый май».

    Коллектив состоял из несовершеннолетних и поэтому считался любительским, а не профессиональным. Как только администраторам группы исполнялось 18, Разин их увольнял. Распоряжался кассой тоже Разин. Его считали родственником Горбачева и подпольным миллионером, но он был просто ловким предпринимателем. Когда популярность стала зашкаливать, Андрей Разин стал создавать лже-группы «Ласковый май», рассылая с концертами по всей стране похожих мальчишек, которые просто открывали рты под фонограмму.

    С 1991 года Андрей Разин ушел в политику: учредил Международную Ассоциацию воспитанников детских домов и интернатов, был доверенным лицом Геннадия Зюганова, а потом и сам избирался в Госдуму Ставропольского края. В 2014-м попробовал себя в роли банкира: стал президентом банка «Донинвест», а затем подал в отставку за 8 дней до отзыва лицензии.

    В марте 2017-го Андрей Разин пережил настоящую трагедию: от остановки сердца скончался его 16-летний сын Александр.

    Александр Шурочкин


    Экс-солист группы стал успешным продюсером и сделал звезду из собственной дочери — Анны Шурочкиной, певицы Нюши.

    Остальным участникам легендарного коллектива повезло гораздо меньше.

    «Если бы Ласкового мая не было, все было бы проще, — считает Шатунов, — многим эта группа поломала судьбы. Кого-то уже нет в живых, кто-то сел в тюрьму, а кто-то спился».

    Сергей Кузнецов


    Основатель группы и автор главных хитов впоследствии создал еще несколько музыкальных коллективов, но так и не смог повторить популярность «Ласкового мая». Он продолжил заниматься музыкой, запустил множество проектов. Однако по слухам, живет в родном Оренбурге, имеет инвалидность 2-й группы и страдает от алкогольной зависимости. В конце 2016 года стало известно, что у Кузнецова — цирроз печени.

    Игорь Игошин (погиб в 19)

    Барабанщик Игорь Игошин погиб в 1992 году. В «Ласковом мае» он играл 2 года. После драки на свадьбе друга его отвели домой, но вскоре Игорь выпал из окна четвертого этажа. Спасти его не удалось. До сих пор неизвестно, что же тогда случилось. По одной версии, его специально столкнули с высоты.

    Михаил Сухомлинов (погиб в 18)

    18-летний клавишник первого состава был убит в 1993-м. у подъезда дома Шатунова. По словам Андрея Разина, убийцей оказался психически больной человек, которого разыскали лишь в 2000 году. По одной из версий, убийца хотел выстрелить в Шатунова, но попал случайно в Михаила.

    Юрий Петлюра (погиб в 22)


    В 1992 году он выступал в «Ласковом мае» под именем Юра Орлов, но затем ушел из группы и стал исполнителем шансона. В 1996 году погиб в автокатастрофе, не справившись с управлением автомобиля.

    Арвид Юргайтис (погиб в 34)


    Клавишник, работавший в группе с 1988 по 1992 год. Погиб во время пожара, который возник от непотушенной сигареты в 2004 году.

    Ласковый май - музыкальная группа, созданная руководителем музыкального кружка оренбургского интерната №2 Сергеем Кузнецовым в конце 1986-го года. Изначально состояла только из воспитанников интерната, включая солиста группы Юрия Шатунова . Позднее к Ласковому маю присоединился Андрей Разин , взяв на себя обязанности директора. Он перевёл участников группы в Москву, где с его помощью Ласковый май стал одним из лидеров Советской Эстрады... Из-за разногласий с Разиным в начале 1989-го года Сергей Кузнецов покидает группу, вместе с ним уходит почти весь первоначальный состав. Вместе они создают группу Мама . Андрей Разин продолжает развитие Ласкового мая, используя новые фонограммы группы Мама, а также привлекая новых авторов текстов и солистов. Он реорганизует группу в Студию для Одарённых Подростков, набирая в неё всё новых участников. По всей стране гастролировали клоны Ласкового мая, часть из которых была создана самим Разиным. Популярность группы достигает апогея в 1990-м году, завершившимся масштабным шоу-ревю Белые розы белой зимой в январе 91-го. Затем майская лихорадка идёт на убыль. Финансовые разногласия между участниками, увлечение Андрея Разина политикой и изменившаяся музыкальная мода приводят к распаду группы в начале 1992-го года. На сегодняшний день Ласковый май остаётся одним из символов эпохи 80-х в СССР!

    Top 10 песен

    По версии Диско Энциклопедии

    # Название Авторы
    1 Белые розы Музыка и слова: Сергей Кузнецов
    2 Розовый вечер Музыка и слова: Сергей Кузнецов
    3 Седая ночь Музыка и слова: Сергей Кузнецов
    4 Старый лес Музыка и слова: Сергей Кузнецов
    5 Тающий Снег Музыка и слова: Сергей Кузнецов
    6 Вечер холодной зимы Музыка и слова: Сергей Кузнецов
    7 Мне больше не нужно Музыка и слова: Юрий Куликов
    8 Медленно уходит осень Музыка и слова:


    Детская комната