Наброски человека в движении. Как научиться красиво рисовать человека карандашом: поэтапные инструкции

Многим начинающим художникам не составит труда нарисовать цветы, деревья, дома. Но когда приходит время изображать на бумаге людей, они теряются. Потому что не знают, как правильно рисовать тело человека. Если у вас тоже не получается, даже не думайте опускать руки. Благодаря нескольким техникам можно быстро этому научиться.

Они довольны просты. Одновременно эти полезные советы помогут вам справиться с необходимым заданием:

  • Даже если вы не планируете превращать свои наброски в цветные иллюстрации, в самом начале все равно пользуйтесь карандашом. Он в любое время позволит исправить рисунок.
  • Сильно не давите. Все движения проделывайте только легкими штрихами. Если вы ошибетесь или захотите перерисовать элемент картины, вам не придется мучиться, стирая резинкой толстые линии.
  • Практикуйтесь каждый день. Не расстраивайтесь, если вы не знаете, как рисовать тело. Верьте в себя!
  • Следите за своей осанкой. Вы не сможете отдать все свое внимание рисунку, сидя неправильно.
  • Если вы всерьез увлекаетесь искусством, изучайте технику других людей, ходите в художественные галереи, покупайте тематические книги. Опытные художники хорошо знакомы с тем, как рисовать тело человека.
  • Если вы срисовываете с уже готового рисунка, не бойтесь делать ошибки. Помните, что вам не обязательно изображать точно такого же персонажа. Будет намного лучше, если он получится другим.

Пропорции тела

Во все времена особое внимание уделялось соотношению между фигуры. Перед тем как рисовать тело, нужно знать его правильные пропорции. Высота фигуры взрослого - 8 его голов, тинейджера - 7. Эту часть тела школьника можно расположить в длину 5 раз, младенца - 4. Размер рук должен доходить до середины бедра, при этом локти должны располагаться на одной ступени с талией, а колени - точно посередине ноги. Длина ног - 4 головы, а голова вместе с туловищем - это половина высоты всей фигуры. Пальцы опущенной руки располагаются в районе середины бедра. Высота стопы - размер носа. А ее длина такая же, как и у предплечья. Высота женской головы равна расстоянию между выдающимися точками груди, мужской - половине ширины плеч.

Различия мужских и женских параметров

Средний рост мужчины - около 170 см, женщины - 160. Руки у сильной половины человечества длинные и мускулистые, когда так руки девушек немного короче. А вот ноги у женщин длиннее (по отношению к туловищу). Мужчины обладают крепким телосложением, широкими плечами и коротким туловищем. Женское тело длиннее, плечи часто короче бедер. Мужчины имеют толстую шею, девушки - наоборот, тонкую. Что касается мускулатуры, у мужчин она обозначена сильно. При этом контуры тела резкие. Одновременно у женщин очертания мягкие, формы круглые, жировая прослойка больше. Мужская стопа - массивная, крупная, женская - намного меньше по размеру.


Рисуем мужчину

Следующий мастер-класс показывает, как рисовать тело мужчины:

  1. Начните сверху. Изобразите небольшой круг, снизу проведите кривую линию. Должна получиться форма яйца, только перевернутого.
  2. Нарисуйте шею, набросав две прямые линии. Как ориентир возьмите расстояние от уха до уха.
  3. Нарисуйте длинную (2-3 ширины головы) горизонтальную линию, чтобы она оказалась перпендикулярна шее. Она определяет местоположение ключиц.
  4. У завершения двух линий нарисуйте небольшие круги одинакового размера - это плечи. Немного ниже набросайте два овала, чуть-чуть длиннее, чем высота головы - это бицепсы.
  5. В месте, где начинаются бицепсы, очертите корпус тела. Геометрически это будет выглядеть так: перевёрнутый трапецоид - грудь, вертикальные прямые - торс, перевернутый треугольник - таз. Место выше последней геометрической фигуры пометьте точкой - там будет пупок.
  6. По обеим сторонам треугольника нарисуйте два круга (большая часть должна находиться снаружи), а сразу ниже их - длинные овалы. Они будут бедрами.
  7. Ниже - два небольших овала для коленей. Пусть немного переплетаются с бедрами. А еще ниже - для голеней.
  8. Для ног начертите два треугольника, в самом низу.
  9. Попробуйте нарисовать конкуры тела, добавьте детали, придумайте вашему персонажу одежду.


Рисуем женщину

Теперь, когда вы знаете основные и научились работать с мужским силуэтом, можно изучить, как рисовать женское тело:

  1. Начните с самого главного - нарисуйте вертикальную линию. Для обозначения торса поместите перевернутый треугольник в верхнюю ее часть.
  2. Внутри получившегося треугольника нарисуйте еще один, смотрящий вверх. На углах внутренней фигуры очертите два круга, обозначая груди. Если вы все сделали правильно, первый из них должен оказаться справа, а другой слева от проведенной ранее линии.
  3. Чуть ниже основного треугольника нарисуйте равнозначный по размерам круг. Его верхняя часть должна немного заходить за треугольник. Это будет таз.
  4. Для прорисовки бедер и ног проведите две изогнутые линии из вершины круга. А ниже - еще две, но уже короче. Одни должны выглядеть, как скобки.
  5. Добавьте линии и детали, оденьте девушку.

Готово, теперь вы знаете, как рисовать тело девушки.


Подводим итоги

По техникам, представленным выше, можно нарисовать практически любого человека - взрослых мужчину и женщину, подростка, ребенка. Главное, что нужно делать - следовать инструкциям, научиться работать по схеме. Через некоторое время вы сами, без чьей-либо помощи, будете изображать на бумаге красивых и пропорционально правильных персонажей. Не расстраивайтесь, если у вас что-то не получается. В любой момент вы можете попробовать еще раз.

Помните еще одно важное правило: работа художника не заканчивается в момент, когда он понимает, как рисовать тело. Необходимо также продумать прическу персонажа, его стиль, наделить его эмоциями, изобразить характер. Другими словами, с помощью карандаша «вдохнуть» в него жизнь. Обучайтесь искусству рисования, совершенствуйте свои навыки - и у вас все обязательно все получится!

Хорошая тема предложена для обсуждения - "Как рисовать людей..." Можно ответить коротко - чтобы было похоже. И выразительно. Только вот, чтобы этого добиться, многим не хватает жизни. Можно ли научиться рисовать? Да, можно. Главное и непременное условие - нужно сильно этого хотеть. Остальное преодолимо.

Делаем первые шаги

Как рисовать людей, с чего следует начать? С привычки внимательно смотреть вокруг себя. Думать, анализировать и сравнивать. С самого начала следует усвоить основополагающий принцип - не следует срисовывать то, что видит наш глаз. Любой рисунок обязательно строится после того, как пройдёт фазу осмысления. Люди, при всей их непохожести друг на друга, состоят из одних и тех же частей - корпуса, головы и конечностей. Анатомическое устройство человека следует знать. Изучить его в подробностях можно по специальным пособиям. Но делать это следует, не прекращая процесс рисования. Работать с карандашом в руке предстоит много и ежедневно. Начать лучше всего с коротких зарисовок - попросим кого-нибудь нам позировать.

И поэтапно отвечаем на вопрос о том, как рисовать людей. Всегда начинаем рисунок с грамотного размещения будущего изображения на листе бумаги лёгкими штрихами. Теперь самое главное - строим фигуру. Тщательно выверяем пропорции основных её частей. В случае необходимости корректируем результат при помощи ластика. От того, сколь правильно мы построим фигуру, в основном и будет зависеть, насколько успешно мы справились с задачей, как рисовать людей правильно. При построении не забываем о равновесии, фигура должна устойчиво стоять на плоскости или сидеть на какой-либо опоре. Уже на этапе построения не забываем о характерности и выразительности соотношения основных частей и более мелких деталей. Ни в коем случае не следует уделять всем деталям равное внимание. Выделить главное и отбросить второстепенное - в этом и заключается всё мастерство в конечном итоге. На завершающем этапе обобщаем рисунок широкими штрихами. Придирчиво осматриваем свою работу и пытаемся осмыслить - получилось ли нам ответить на вопрос о том, как рисовать людей. Не следует огорчаться, если результат работы нас не устроит. Неудовлетворённость результатом - это здоровое чувство и залог будущих успехов.

Чего-то добиться мы можем, только постоянно и много работая. Следует ставить себе последовательные задачи, постепенно их усложняя. Если у нас стало получаться изображать людей статично, настал самый момент подумать о том, как нарисовать человека в движении. А путь к этому один - рисовать короткие наброски. Обычно это общий силуэт в несколько линий. Ничего лишнего, только общие пропорции и направление движения.

Потом из множества коротких набросков следует выбрать лучшие. И на их основе можно работать над длительным рисунком фигуры в движении. И в обязательном порядке следует оглядываться на опыт мастеров прошлого. Это очень интересно - сравнивать свои ученические рисунки с шедеврами. Внимательный человек из такого сравнения несопоставимых величин может взять для себя много полезного.

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо - от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи , представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом . Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры «. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным , т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей , которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров , так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции .

Самый распространенный метод - использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов , но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов - в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты . Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы , в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.


Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины . Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом , напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели , как правило, сокращаются , становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека .

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса.

В статье использовались материалы книг:
- Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
- Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

Наброски человека занимают первые позиции по важности в художественной практике среди всех видов быстрого рисунка. Обучение наброску занимает основную часть общего процесса изучения Оно направлено на решение нескольких задач в создании полноценного рисунка фигуры человека и отдельно его головы. Также вы можете постепенно изучить живую форму и расширить свой кругозор благодаря этой технике. Итак, как нарисовать набросок человека?

Голова

Освоение техники наброска помогает научиться выбирать и отображать на бумаге самые характерные и типичные черты объекта созерцания, таким образом, передавая глубокое содержание натуры.

Набросок головы человека, выполняемый с натуры, обязан передавать движение и пропорции. Рисунок по фотографии может выполняться только под руководством опытного преподавателя. Поэтому набросок лица человека карандашом на ранних стадиях обучения рекомендуется с живой фигуры, таким образом, соотношение частей лица и головы соблюдается.

Начало работы, выбор положения


Небольшой размер наброска способствует выработке ощущения соотношений и масштабов, тренировке определения пропорций человеческого тела.
Работа над наброском фигуры проходит в спокойной домашней обстановке как часть процесса создания учебного рисунка. Перед тем как приступать к объемному заданию, стоит сделать набросок для знакомства с формой или фигурой. В окончание вновь проделайте набросок человека для закрепления.

Если какие-то части формы не видны с вашего места обзора, смените расположение и выполните дополнительные эскизы. Сделайте набросок человека в профиль, в фас и так далее. Итоговый рисунок должен обрести отменную лаконичность и уверенность в изображении натуры. Спустя какое-то время выполните зарисовку по памяти, таким образом железно закрепив полученные знания.

Подобные занятия должны обязательно проводиться при знакомстве с человеческой фигурой. Это способствует развитию конструктивного взгляда на фигуру и воплощению полученных ранее анатомических основ.

Набросок человека в простых позах


Начинать работу с зарисовками необходимо, выполняя набросок человека в полный рост, стоящего в простой позе с понятным положением корпуса. На зарисовку дается от 15 до 20 минут. Попробуйте ознакомиться с позой, сделав эскизы с разных местоположений относительно натуры.

В рисунке фигуры важно начать с определения соотношения массы корпуса к плоскости ног. Для этого вообразите вертикаль от внутренней лодыжки, на которую приходится вся нагрузка, наверх. Она и определяет положение остальных компонентов фигуры.

Человек сидя


Набросок сидящей фигуры человека требует определения соотношения опорной плоскости и направления корпуса, то есть тазовой плюс бедренной части и торса. Не забудьте наметить сидение.

Необходимо учитывать тот факт, что ноги неизбежно сокращаются, если фигура на рисунке находится в полуобороте или в анфас.

Не забывайте, что, несмотря на общее физиологическое строение, особенности фигуры уникальны и присутствуют в каждом случае. Их необходимо проявлять на рисунке. Степень завершенности рисунка зависит от его цели, но самое важное - отобразить существенное в натуре.

Одежда в зарисовке отображается обобщенно, а складки передаются только те, которые подчеркивают форму или движение. Целостность рисунка и фигуры превыше всего, а воспринимать натуру нужно целиком.

Обнаженная фигура

Обнаженная натура рисуется в помещении в наброске попутно с полноценным рисунком. Такие наброски самостоятельно легко выполнимы на пляже или в спортивных занятиях, притом скорость переключения позиций в таких ситуациях улучшает обобщенность видения.

Начать набросок человека обнаженного следует с определения опорных мест и пропорций. Обратите внимание на суставы голеностопа и колена, а также запястья, локтя и плеча, лобок, пупок, соски груди и нахождение яремной ямки. Ищите внутреннюю связь в соотношении, а не засечение точек в механическом процессе.

Важно не связывать свое видение относительными краевыми точками, а ориентироваться на опорные пункты. Для уяснения пластического характера позы необходимо осознание соотношения горизонталей плечевого и тазового пояса. Если фигура стоит, опираясь на две ноги, то линия таза практически параллельна полу, а если одна нога свободна от веса, то таз склоняется в ее сторону.

Если вы размещены перед натурой, определяйте срединную линию. Со спины пользуйтесь вертикалью позвоночника, его подвижность определяет положение тазового и плечевого поясов в разных позициях.

Дальнейшие зарисовки совершаются без применения вспомогательных методов в построении фигуры. Набросок человека должен уверенно и свободно транслировать натуру.

Учебное время не дает шанса изучить пластические позиции человеческой фигуры посредством создания длительного рисунка. Такая проблема решается дополнительными самостоятельными занятиями над набросками. Навыки, отработанные изложенным путем, помогут выстраивать сюжетные композиции с включением человека.

После упражнений с простыми позами следует начать занятия с обнаженной мужской фигурой в повороте.

Сложные позиции, перспектива


Важно проработать зарисовки натуры в усложненных поворотах, отслеживая среднюю линию торса от лобка до головы в изгибе. Рисунок спины предусматривает внимание к позвоночнику.

Зарисовки обнаженной натуры в непростых позициях направлены на закрепление знаний о передаче перспективных сокращений в живой форме. Следует учитывать, что уходящие вдаль поверхности сильно сокращаются, а фронтально расположенные плоскости отображаются в натуральном размере. Перспективное сокращение живой натуры основано на правилах для простых геометрических тел.

Натура для подобных зарисовок располагается в полулежащей позиции наискосок к художнику, а направление формы уходит вглубь. Достаточное удаление натуры от рисующего способствует созданию правильных пропорций, иначе они могут исказиться. Такие наброски должны проявить конструкцию и гармонию основных форм, которые расположены в разных ракурсах относительно вас.

Необходимо опробовать зарисовку обнаженного мужчины в активном движении, к примеру, во время поднятия груза или тому подобное. Эти наброски передают соотношение опорной плоскости и торса, а также напряженность в задействованных мышцах.

Постановка двух должна быть основана на пластической взаимосвязи.

Заключение

Рисуйте в каждую свободную минуту, практикуйтесь в зарисовках человеческого тела в разнообразных позах и занятиях. К примеру, эскизы людей за работой должны передавать особенности профессии или рабочего процесса. Графические средства должны отображать даже отношение рабочего к его делу посредством лаконичности и скупости прорисовки. Итак, теперь вам известно, как сделать набросок человека. Удачи в творчестве!

Научитесь пропорционально и красиво рисовать женщину в одежде в статической позе или в движении.

Если вы хотите улучшить свои навыки рисования и научиться изображать женское тело, фигуру, руки и ноги женщины, обязательно прочитайте эту статью! Для вас подобраны мастер-классы с пошаговыми фото разного уровня сложности.

Как красиво нарисовать фигуру человека женщины в одежде в полный рост поэтапно карандашом для начинающих и детей?

Женщина – это часто первое, что пытается нарисовать маленький ребенок . Он ведь хочет изобразить маму! Детский рисунок является лишь схематичным. На нем тело – овал, голова – круг, руки и ноги – «палки» или «сосиски», а волосы – простая штриховка. Конечно же, такие рисунки умиляют. Но если ваш ребенок достиг школьного возраста и явно проявляет интерес к рисованию, попробуйте вместе с ним научиться рисовать женщину в полный рост уже не схематично, а с соблюдением пропорций и техники.

ВАЖНО: Если вы хотите, чтобы вы или ваш ребенок действительно красиво рисовали женщин, не обойтись без изучения анатомии. Нужно помнить, что пропорциональным рисунок будет, если за единицу измерения взять голову. Так, высота женщины должна ровняться 7-8 головам. А чтобы изгибы женского тела были плавными и красивыми, следует хорошенько изучить скелет женщины и ее обнаженное тело.

Рисуете с младшим школьником? Тогда, конечно же, все будет проще, вдаваться в анатомические подробности нужно не будет.
Пусть ребенок нарисует овал, суженный книзу. Это будет заготовка для головы. От центра овала нужно пустить прямую линию длинной в две головы – ось туловища.

Раз женщина на рисунке будет в одежде, точнее, в платье, прорисовывать бедра и ноги не нужно. Рисуйте четверть круга, разделенную на три сегмента.

Ориентируясь на ось, нарисуйте трапецию с меньшим основанием книзу, это будет туловище. С обеих сторон от большего основания нарисуйте полукруги – заготовки под рукава платья.

Детализируйте рисунок – нарисуйте прическу женщины.

Нарисуйте руки женщины. Предплечья по длине должны быть равными полутора головам, кисти – 1 голове.

Добавьте на рисунок женщины ноги, детализируйте ее платье.

Уберите вспомогательные линии. Дорисуйте черты лица, по желанию.

Как нарисовать тело женщины в одежде карандашом?

Принимаясь за рисунок тела женщины, не поленитесь изучить ее скелет и изображения в обнаженном виде. Постарайтесь мысленно или на листе бумаги разделить тело на основные фигуры, в основном, треугольники.
Туловище представьте в виде двух треугольников, на уровне талии соединяющихся вершинами. Эти треугольники могут быть одинаковыми, так как, в основном, ширина бедер женщины равна ширине ее плеч.

После следует предать женской фигуре обтекаемости, так как, в отличие от фигуры мужской, на ней больше плавных изгибов.

Следующая возможная трудность - рисование женской груди. Представьте себе, что вы лепите из пластилина. Прилепите к торсу вашей фигуры два одинаковых полукруга, разгладьте их сверху. Получится примерно так, как на рисунке ниже.

Нарисовать женскую грудь бывает непросто.

Передавайте движения женского тела, перемещая линию оси.

Теперь попробуйте нарисовать портрет женщины до пояса.
Нарисуйте овал – заготовку под голову, а также прямые линии – ось тела, оси рук и ног. Старайтесь соблюдать пропорции. Маленькими кружками наметьте места, где будут суставы.

Туловище женщины карандашом: шаг 1.

Прорисуйте контуры тела и прическу женщины.

На рисунке женщина будет в облегающем платье, обозначьте его границы. Добавьте женщине украшение – браслет на запястье. Прорисуйте волосы, пусть они будут в небольшом беспорядке, как будто они развиваются на ветру.

Нарисуйте лицо женщины, детализируйте ее платье. Штриховкой добавьте теней. Сотрите вспомогательные линии.

ВИДЕО: Как нарисовать женское тело?

Как нарисовать руки женщины в одежде карандашом?

Руки женщины рисовать особенно тяжело. Нужно, чтобы они были плавными и изящными, с длинными тонкими пальцами.

ВАЖНО: Если вы изображаете женщину в одежде, вам будет легче – рисовать придется только кисти рук и части предплечий. Остальное вы скроете под рукавами одежды.

Попробуйте изобразить руки женщины сразу в нескольких положениях.

  1. Схематично наметьте кисти в виде овалов, а предплечья – в виде прямых линий.
  2. Отталкиваясь от овалов, прорисуйте пальцы. Помните, что средний палец у женщины самый длинный.
    Детализируйте контуры рук. Никаких прямых линий!
  3. Прорисуйте ногтевые пластины и складки кожи в районах сочленения фаланг.
  4. Удалите вспомогательные линии.
  5. Очень отрывистой штриховкой сделайте тени, они не должны быть слишком темными.
  6. Если вы рисуете кисти рук женщины тыльными сторонами вперед, особое внимание уделите кончикам пальцев. Они могут быть закругленными или слегка вытянутыми. Острым карандашом нарисуйте ногти, более толстыми линиями нарисуйте складки кожи в районах сочленения фаланг пальцев.
  7. По тому же принципу нарисуйте женские руки в других положениях.

Руки женщины карандашом: шаг 1.

Руки женщины карандашом: шаг 2.

Руки женщины карандашом: шаг 3.

Руки женщины карандашом: шаг 4.

Руки женщины карандашом: шаг 5.

Руки женщины карандашом: шаг 6.

Руки женщины карандашом: шаг 7.

Руки женщины карандашом: шаг 8.

Руки женщины карандашом: шаг 9.

Руки женщины карандашом: шаг 10.

Руки женщины карандашом: шаг 11.

Как нарисовать ноги женщины в одежде карандашом?

Ноги женщины также более округлые, чем ноги мужчины. Чтобы нарисовать их:

  • изобразите ее бедра в виде треугольника, лежащего на основании
  • в углах треугольника нарисуйте точки – схематичное изображение тазобедренных суставов
  • из этих точек пустите прямые линии, оси ног (они не должны быть параллельными, сделайте так, чтобы они немного сближались внизу)
  • поделите линии примерно пополам, нарисуйте точки, чтобы пометить коленные чашечки
  • обрисуйте контуры ног, помня, что бедра женщины плотнее, чем голени
  • прорисуйте коленные чашечки
  • обозначьте ступни в виде трапеций и большими основаниями внизу (если ступни развернуты прямо)
  • детализируйте ступни и прорисуйте пальцы на ногах

Как нарисовать человека женщину в одежде в движении карандашом?

Когда вы немного потренировались и чувствуете себя увереннее, приступайте к рисованию женской фигуры в одежде в статической позе или в движении.
На первом рисунке женщина в платье будет стоять.

  1. Нарисуйте овал для головы. Разделите овал на неровную левую и правую половины вертикальной линией, чтобы определить центр лица. Отделите овал в верхней и нижней половинах горизонтальной линией, чтобы соблюсти пропорции лица. Нарисуйте горизонтальную линию для линии волос. Разделите область ниже этого на три равные части. Первая линия ниже линии роста волос - для бровей, а следующая линия показывает положение кончика носа. Уши будут расположены по обе стороны головы между бровями и носом.
  2. Нарисуйте два небольших овала – эскизы ушей. Изогнутыми линиями выше и ниже ушей наметьте прическу. Добавьте овалы - эскиз шляпы. Расширьте кривые линии ниже шляпы для шеи и плеч. Нарисуйте прямые линии для лифа. Используйте короткие плавные линии, чтобы сформировать подбородок, правый локоть, запястье и лодыжки. Нарисуйте изогнутые и волнистые линии, чтобы наметить юбку.
  3. Штриховкой нарисуйте волосы. Добавьте немного изогнутую линию ниже края шляпы. Наметьте уши, глаза, рот. Нарисуйте V-образное для декольте. Прямыми линиями прорисуйте бретели сарафана. Детализируйте сарафан – нарисуйте лиф и складки на юбке. Нарисуйте ноги женщины и туфли на них. На одной или обеих руках женщины нарисуйте браслеты.
  4. Прорисуйте глаза, рот и нос. Детализируйте платье, добавьте теней. Сотрите вспомогательные линии.

Женщина в одежде в полный рост: шаги 1-2.

Женщина в одежде в полный рост: шаги 3-4. Женщина в одежде в полный рост карандашом.

А теперь нарисуйте женщину в брючном костюме в движении.

  1. Нарисуйте прямую линию, разделите ее на 8 одинаковых отрезков – так легче соблюсти пропорции тела. Голова будет равной длине одного из этих отрезков.
  2. Нарисуйте овал для головы, на нем сделайте разметку для правильного расположения глаз, носа и рта.
  3. Прямыми линиями, треугольниками и кружками прорисуйте каркас женского тела. Придайте ему желаемую позу.
  4. Плавными линиями нарисуйте контуры тела женщины.
  5. Перейдите к рисованию одежды. Так как она сидит по фигуре, большого объема добавлять не нужно.
  6. Нарисуйте лицо и волосы женщины.
  7. На шее женщины нарисуйте шарф.
  8. Детализируйте одежду. Прорисуйте на ней складки и тени.
  9. Нарисуйте обувь – босоножки на каблуках. По желанию, нарисуйте женщине аксессуары, например, сумку.
  10. Сотрите ластиком все ненужные линии.

Женщина в движении: шаги 1-2.

Женщина в движении: шаги 3-4.

Женщина в движении: шаг 5.

Женщина в движении: шаги 6-7.

Женщина в движении карандашом.

Как легко нарисовать человека женщину в одежде в полный рост по клеточкам?

Говорят, рисование по клеточкам помогает снять стресс. Попробуйте нарисовать женщину в полный рост, ориентируясь на картинку или видео ниже.

ВИДЕО: Рисунки по клеточкам

Как нарисовать человека женщину в одежде боком карандашом?

Если вы научились рисовать женщину в полный рост в одежде в положении стоя или движущейся, вам не составит труда изобразить ее боком. Вам помогут картинки – инструкции.

Женщина в одежде боком: шаги 1-2.

Женщина в одежде боком: шаги 3-4.

Женщина в одежде боком: шаги 5-6. Женщина в одежде боком: рисунок карандашом.

Рисунки человека женщины в одежде для детей для срисовки: фото

Женщину в одежде вы сможете срисовать с одной из этих картинок.

Женщина в одежде для срисовки: пример 1.

Женщина в одежде для срисовки: пример 2.

Женщина в одежде для срисовки: пример 3.

Женщина в одежде для срисовки: пример 4.

Женщина в одежде для срисовки: пример 5.

Женщина в одежде для срисовки: пример 6.

Женщина в одежде для срисовки: пример 7.

Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом, бегать, прыгать, производить какую-то работу.

При всех этих движениях происходят изменения внешней формы тела. Изменения формы происходят даже без каких-либо заметных движений фигуры. Живой человек не может долго оставаться без движения. Мышцы, находясь в статическом напряжении, устают гораздо сильнее, поэтому человек, оставаясь в какой-либо позе, постоянно ее слегка меняет.

В этом заключается сложность рисунка с фигуры натурщика по сравнению с рисунком гипсов. Здесь необходимо хорошо знать форму. Никакое тщательное механическое срисовывание не дает изображению настоящей пластической связи – изображение получается вялым, безжизненным.

Поэтому, прежде чем приступить к работе над рисунком живой обнаженной модели, необходимо изучить всё то, что образует формы живого организма и от чего зависят закономерность его движений и статика. Изучить не только снаружи, визуально, а изучить скелет, соединения костей между собой, мышцы тела.

Такое изучение дает знание того, что требуется изобразить. Тогда мы будем изображать то, что знаем, будем не копировать модель, а пользоваться ею.

Рисование фигуры лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения. Прежде чем начать рисунок фигуры, необходимо осмотреть ее с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика необходимо вжиться в эту позу, повторить ее собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести, площади опоры, движения фигуры и т.д.

В качестве иллюстрации можно ознакомиться с современным методом построения фигуры человека, который предлагает Р.П. Куриляк, преподающий пластическую анатомию в Санкт-Пе­тербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухи­ной (рис. 24-33).

Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, что составляет размер головы. Если мы рисуем фигуру с опорой на одну ногу, то наша вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой (вырезкой), лобковой костью (лонным сращением), внутренней лодыжкой (большеберцовой костью) и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъема до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

Дальнейший ход нашего размышления следующий: мы определяем направление плечевого и тазового поясов, их степень наклона в противоположные стороны; линия плечевого пояса пройдет через яремную ямку с наклоном в сторону, а линия тазового пояса пройдет через лонное сращение от большого вертела опорной ноги с наклоном в сторону свободной ноги.

Определяем ширину плечевого и тазового поясов, которая в дальнейшем слегка изменится и уточнится. А пока ширину тазового пояса по отношению к высоте всей фигуры определяем в одну шестую, ширину плечевого пояса – в одну пятую высоты всей фигуры.

Если соединить след от пятки опорной ноги с точкой большого вертела легкой линией, то получится почти осевая линия всего объема, правда, в дальнейшем претерпевающая большие изменения и дополнения. На плечевом поясе над опорной ногой край его соединяем с краем таза пояса над свободной ногой.

Весь ход нашего размышления с карандашом в руке происходит весьма бегло и быстро, слегка касаясь бумаги, не пережимая его и не черня.

Одна из главных задач для рисующего – это определить линию «большого движения». Она изображается дугообразной линией, идущей от яремной ямки по направлению к лобковой кости и дальше от лонного сращения в противоположном направлении дуги на пятку опорной ноги. Если голова наклонена в сторону опорной ноги, то дугообразную линию, идущую от лонного сращения до яремной ямки, можно продолжить на теменное возвышение головы.

Теперь пришло время наметить руки в том движении, в котором находится модель. Можно уже провести контур опорной ноги, охват больших объемов голени коленного сустава, показать пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на ее силуэт с выходом на коленный сустав и с охватом голени икроножной части.

Намечаем свободную ногу, ее осевую ступню, а также уточняем положение таза, его осевые, согласовываем нахождение коленной чашечки опорной ноги с коленным суставом свободной.

Свободную конечность определяем большими объемами по ее основным пластическим направлениям: от подвздошной кости (верхней ее ости) с выходом на внутреннюю часть свободной ноги, что почти совпадает с направлением портняжной мышцы; охватив контурно край бедра (эпифиз бедренной кости), продолжаем дугообразную линию на внешнюю сторону голени и далее на уровне голеностопного сустава выводим линию на внутренний мыщелок большеберцовой кости с овальным охватом в сечении всей голени на этом уровне.

С внутренней стороны свободной ноги от лобковой кости, контурно охватив бедро дугообразной линией, направляем ее, пере­секаясь с портняжной, и выходим на внешнюю сторону бедра, совпадая дугой с внешней мышцей бедра (квадрицепсом), и через край верхней коленной чашечки ведем дугообразную линию на внутренний край голени свободной ноги, подчеркивая икронож­ную мышцу. Теперь, если внимательно посмотреть на нашу схему, в ней явно прочтем S-образные, дугообразные, «змееобразные» линии в любопытном соотношении между длинными и короткими отрезками этой самой S-образной. Все соотношения будут соответствовать принципу золотого сечения, что, по сути, является принципом гармонии. В этом легко убедиться, если проделать по диагонали замер любой из S-образных линий наших объемов. Этот принцип состоит в том, что отношение общего к большей части должно непременно равняться отношению большей части к меньшей.

Прежде всего хочется предупредить, что если мы говорим о золотом сечении, о логике и прагматизме, то это лишь значит одно – подобные знаки и понимание должны присутствовать на уровне «забытого», то есть ненавязчивого, но сознательного рисования, которое является одним из основных способов овладения рисунком.

В рисунке уже четко просматривается контур всей фигуры: опорная нога как основной естественный стержень этой постановки приобретает четкость в силуэте и отдельными объемами, как-то: бедро, голень, стопа. Бедро, в частности, может быть проявлено ясностью четырехглавого мускула, голень – внешним характером передней большебедренной мышцы и длинной малоберцовой мышцы; внутренняя сторона голени прорисовывается прежде всего, трехглавыми мышцами икры. Следует также отметить, что в данном рисунке детально уже вырисовывается весь объем коленного сустава. Уже хорошо и ясно видна грудная клетка, намечается большая грудная мышца с правой стороны модели у плеча, широкая мышца спины вместе с частью лопатки, дающая четкий контур левой стороны модели. Поскольку левая рука относительно передней плоскости ближе всего для рисующего, то и внимание ей мы уделяем больше как в тоне, так и в прорисовке; особенность локтевого сустава – трехглавая мышца плеча. Более мягко в тоне, но довольно внимательно и с полным «уважением» мы относимся к правой стороне модели, и уже на этом этапе рисования мы уточняем (проявляем) плечо и предплечье, намечая и кисть. Особенно четко прорисовывается коленный сустав свободной ноги.

Следующий этап связан с уточнением пространственно-конст­руктивного восприятия фигуры на листе и уточнением фрагментов: стопа свободной ноги, контур бедра с внутренней стороны намеча­ются с учетом падающих теней. Словом, этот этап рисунка может быть на грани завершения. На нем мы решаем плановость, передние и боковые площадки строения как всей фигуры в целом, так и отдельных ее частей.

Завершение в любом деле – это условность, потому что завершать можно до бесконечности. И это верно, но в данном случае мы говорим о таком завершении, когда то, что мы рисовали, дает нам ясную картину предмета или человека.

На завершающем этапе следует помнить и о графической культуре, то есть о таком исполнении, при котором объект должен красиво читаться зрителем.

В конце наших рассуждений необходимо подчеркнуть, что обучение рисованию начинается с простейших подготовительных упражнений, с последовательного и постепенного зрительного овладения знаниями и навыками художественного мастерства в изобразительном искусстве. Надо всегда помнить, что перед рисующим поставлена задача показать трехмерный объем формы на двухмерной плоскости листа. И это можно сделать либо тоном – в полную силу соотнося свет и тень, – либо линией и тоном, не перегружая рисунок.

После знакомства с формами человеческого тела в рисунках стоящей фигуры можно перейти к рисованию натуры в действии. Только работая над фигурой человека в движении, находящейся в каком-либо ракурсе, мы глубже понимаем взаимосвязь между внешней формой и внутренним движением. Мы понимаем, как изменяется внешняя поза тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц. Большую помощь в таких рисунках окажет знание анатомии, хорошее понимание конструкции тела и знание основных пропорций фигуры, проще говоря, те знания, о которых мы говорили выше.

Для овладения рисунком фигуры в движении очень полезно делать небольшие зарисовки и наброски тела в том или ином положении, анализируя его с конструктивной точки зрения (рис. 34). В таких зарисовках большое внимание уделяется не столько внешнему анализу позы, сколько внутреннему движению конструктивно важных частей тела: позвоночного столба, грудной клетки, таза, плечевого пояса, конечности. Такой разбор позы упростит задачу изображения фигуры в ракурсе, поскольку даст нам представление о положении осей в пространстве. А еще замечательный педагог Чистяков считал, что для верного изображения формы необходимо начинать рисунок с нахождения внутренних осей, на которые следует наращивать форму. Чувствовать внутренние оси, точнее, направленность движения масс – совершенно необходимо в течение всей работы над рисунком, так как именно оси позволяют создавать на плоскости правильное решение объема. Без выявления внутренних осей и проверки по ним изображения рисуемая форма неизбежно теряет ту пластическую основу, отсутствие которой превращает любое построение в передачу внешней поверхности.

Очень полезно для проверки степени овладения изображением фигуры делать рисунки по памяти, а затем и по воображению.

Чтобы легче ориентироваться в таких рисунках, можно предложить ознакомиться с методом рисования человека как изображением сочетания простых геометрических тел. Еще художник Возро­ждения Дюрер предлагал смотреть на форму человеческого тела упрощеннее, сводя ее к целому ряду простейших геометрических тел. Эти отдельные тела, имеющие грубое сходство с частями человека, он предлагал изучать, рисуя их в таких движениях и ракурсах, какие только можно наблюдать в человеческом теле. Эту идею развивал и Ш. Холлоши (рис. 35). Он членил фигуру на ряд основных форм. Так, шея, трактуемая как цилиндр, поддерживала усеченную плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усеченной призмы и т.д. Все эти формы изображались по отношению к средней ли­нии фигуры, служившей в работе основой построения объема тела.

Рассмотрим такой подход к изображению на примере построения стоящей фигуры. Рисунок начинаем с композиции фигуры и определения ее общей формы. Очень обобщенно намечаем размер фигуры в листе и конструкцию позы (рис. 36). После этого определяем положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Намечаем на основе геометрических тел основные массы тела (рис. 37). По окончании такого анализа форм переходим к конкретизации деталей фигуры, строя их на основе геометрических форм (рис. 38).

Оборудование:

  • Методические таблицы ске-лет, пропорции людей разного воз-раста).
  • Бумага А-4
  • Карандаш простой. Мелки восковые.
  • Раздаточный материал:
    • карточки проверки знаний пропорций фигуры человека
    • детали фигуры человека <Приложение 1 >

Разработка данного урока подразумевает, что учащиеся уже знают основные пропорции фигуры человека. Для повышения интереса учащихся тестовая часть урока составлена в виде картинок сказочных персонажей.

Цель урока: развивать познавательные интересы при выполнении набросков и зарисовок фигуры человека в движении, обращая внимание на конструктивно-анатомическое строение.

Задачи:

  • Обучающие - обучить приемам изображения.
  • Развивающие - развивать композиционное мышление, образное воображение, логическое мышление.
  • Воспитывающие - воспитывать любовь к изобразительному искусству, к человеку.

План проведения занятия:

  1. Приветствие (1-2 мин.)
  2. Работа с карточками (5-7мин.)
  3. Теоретическая часть (5-7 мин)
  4. Практическая работа (20-25 мин)
  5. Подведение итогов. (3-5 мин.)

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили соотношении пропорций в изображении фигуры человека. Давайте вспомним, какие важные моменты мы должны знать.

Учащиеся отвечают, основываясь на методические таблицы.

Молодцы. Материал вы знаете, а давайте проверим на практике! Перед вам карточки со сказочными героями. Ваша задача сказать, под каким номером фигура пропорциональная.

Учащиеся выполняют задания на карточках и коллективно обсуждают ответы. (Ответы: рисунок 1 - №3, рисунок 2 - №1, рисунок 3 - №1, рисунок 4 - №1)

Правильно! Вы справились с задачей!
Человеческое тело есть великолепно организованный инструмент для совершения разнообразных движений и действий. Чтобы его изображать, нужно обладать некоторыми знаниями об его устройстве. Это не значит, что вы должны детально изучить анатомию - достаточно получить представление об основных пропорциях. Манекен, обычно деревянный - бесценный помощник для рисования фигуры в движении. Он может имитировать все позы и положения, которые способны занимать человеческое тело. Сегодня у нас нет деревянного манекена, но я предлагаю вам интересный аналог.

Учитель раздает конверты с заранее вырезанными деталями человеческой фигуры <Приложение 1 >, рассказывает, как пользоваться ими.

Перед вам фигура подростка, которую я составила соответственно пропорциям. Для начала я предлагаю вам составить его бегущим.

Учащиеся формируют правильный наклон тела, рук и ног.

Возьмите, пожалуйста, последнюю карточку и скажите, сравнивая с вашей фигурой. Что неправильно нарисовано?

Учащиеся выполняют задание на карточке.

Итак, при помощи нашего «манекена» мы можем правильно изобразить фигуру нашего подростка в движении. Попытайтесь поставить его в разные позы - стоя, сидя, наклон, удар ногой, танец. Тщательно обдумайте позу. которую будете рисовать. Не забывайте про уравновешивание фигуры. Баланс для фигуры в движении имеет решающее значение.

Учащиеся, сверяясь с «манекеном», изображают фигуру подростка, готовые рисунки вывешиваются на доске.

В целом с заданием вы справились. Давайте подведем итоги нашего урока.

  • Какие особенности вы заметили в набросках фигуры человека в движении?
  • Какое значение имеет для фигуры человека баланс?
  • С какими трудностями вы столкнулись при практической работе сегодняшнего урока?

Спасибо за урок! До свиданья!

Для детей старшей группы детского сада важно уделять достаточно времени не только интеллектуальному и физическому развитию, но изобразительному творчеству.

В рисунке ребенок проявляется себя, фантазирует и в то же время развивает свои способности. Детям 5-6 лет еще достаточно сложно передать все тонкости того или иного предмета, поэтому помощь родителей здесь просто обязательна.

Деревья и растения не так уж сложно нарисовать, а вот с фигурой человека дела обстоят сложнее, если поставленной задачей является ее рисунок в движении.

Мы поможем вам в этом и подскажем как научить ребенка рисовать человека простым карандашом поэтапно. Для этой цели можно выбрать несколько способов, их освоит любой ребенок 5-6 лет.

Перед тем как начать рисовать фигуру карандашом стоит учесть, что не стоит прочерчивать прерывистые линии, а после этого обводить их. Нарисовать человека даже для начинающих будет не так сложно, если проводить линии всего лишь одним движением, не боясь при этом ошибиться.

Рисуя фигуру в движении, стоит представить его образ мысленно, а потом уже переносить воображаемые линии на листе бумаги. Основное правило для начинающих – это не только придерживаться точности очерченных линий и соблюдать пропорции тела, но и передать всю суть и значимость нарисованного образа.

Основным достоинством любого художника является возможность передать характер и внутренний настрой созданного на листе бумаги человека.

Довольно часто во время рисования человека не удается соблюсти пропорции тела, в результате чего нарисованная фигура не выглядит правдоподобной. Основной проблемой является неверная длина верхних и нижних конечностей, слишком большая или очень маленькая голова.

Такие ошибки очень характерны для детей 5-6 лет, поэтому рекомендуется делать рисунок карандашом поэтапно, учимся разбивать рисунок на несколько отдельных частей.

Зачастую фигура человека условно делится на 7 одинаковых частей, которые можно приравнять к 7 окружностям головы, включая шею.

Усвоив теоретические основы, мы учимся рисовать человека в движении вместе с детьми.

Процесс создания рисунка

Вариант 1

  • Сперва необходимо вместе с ребенком нарисовать овал, который в дальнейшем будет сложить головой нарисованному человеку.

Чуть ниже овала прорисуйте шею, эта часть тела не должна быть слишком длиной, ее необходимо разместить строго посередине. Затем дорисовываем прямоугольник, он будет ориентиром для дальнейшего прорисовывания тела.

  • Далее необходимо нарисовать такой же прямоугольник, ширина его должна быть равной первому, а вот длина – чуть больше. Делим второй прямоугольник пополам, таким образом, делаем зарисовку для нижних конечностей. Углы верхнего прямоугольника слегка закругляем, таким образом, формируем плечи.

  • Теперь необходимо удалить при помощи ластика лишние линии, которые указаны на рисунке красной стрелкой, эта процедура будет интересна для детей.

  • Чтобы ребенок полностью усвоил урок рисования, стоит подробно рассказать ему, как прорисовываются детали головы. Все ненужные линии можно легко убрать при помощи ластика.

В середине заготовленного ранее овала нарисуйте глаза, а также нос и рот. Не забывайте прорисовать брови, сделать наброски прически человека.

  • В самом конце сделайте несколько косых линий, которые изобразят складки на одежде, прорисуйте необходимые элементы обуви.

Рисунок полностью готов, каждый родитель сможет научить своего ребенка рисовать человека поэтапно.

Вариант 2

Этот простой способ изображения фигуры в движении понравится детям-непоседам.

  • Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.

В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Ребенок сможет выполнить эту задачу самостоятельно под руководством родителя. Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.

  • Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай малыш самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
  • Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.

Вот так просто можно нарисовать человека, такая процедура доставит удовольствие не только родителям, но и детям, благодаря этому ребенок освоит некоторые навыки в изобразительном искусстве.

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.



Детская комната