Задания для самостоятельной работы. Вариант

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или

слова РАСПОЛОЖЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово

последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответав тексте

употреблено впервом (1) предложении текста. Выпишите цифру,

работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера

соответствующую этому значениюв приведённом фрагменте словарной статьи.

задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других

1) Расположить (1 зн.) иРасположиться (1 зн.). Заняться расположением книг

дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишитев отдельной

на полках. Место расположения отряда.

клеточке в соответствии с приведёнными в бланкеобразцами.

2) Район размещения войск. Вторгнуться в р. противника. Подойти вплотную

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

к вражескому расположению.

3) Порядок или способ размещения чего-л. Получить квартиру с удобным

(1)Столетия ученые-египтологи пытались выяснить существует ли какая-

расположением комнат. Изменить р. мебели в интерьере. Тематическое р.

нибудь закономерность в расположении великих пирамид Египта, а если

фотографий в альбоме.

существует, то какая. (2)Однажды инженер Роберт Бьювел,который долго

4) (к кому-чему). Хорошее, благоприятное отношение к кому-л.; симпатия.

жил в Египте и интересовался загадками пирамид, увидел по телевизору карту

Проявлять особенное р. к кому-л. Сердечное, искреннее р. Чувствовать,

звездного неба, на которой был изображен Млечный путь и созвездие Ориона.

испытывать р. Заметить чье-л. р.

(3)….. инженер понял: расположение пирамид относительно Нила полностью

5) обычно с опр. Внутреннее психическое состояние, настроение. Проснуться в

повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного пути.

хорошем расположении духа. Пребывать в плохом расположении духа. Нет

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте?

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке

1) Египтологи всего мира долго не могли раскрыть тайну расположения

древних пирамид.

ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

2) Роберт Бьювел раскрыл одну из тайн пирамид, догадавшись, что их

Выпишите это слово.

расположение повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного

избалОванный

3) Много лет было неизвестно, существует ли какая-нибудь закономерность в

слИвовый

расположении пирамид на землях Древнего Египта.

вручИт (медаль)

4) Древние пирамиды Египта раскрыли свои бесчисленные тайны современным

Ответ: ___________________________.

5)Увидев по телевизору карту звездного неба, Бьювел понял, что расположение

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено

пирамид Египта повторяет расположение звезд Ориона относительно Млечного

выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте

Людям, недавно приехавшим в чужую страну, бывает сложно преодолеть

ЯЗЫКОВОЙ барьер.

пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Мощности кондиционеров в кабинах некоторых самолётов не хватает для

КОМФОРТНОГО состояния пилота.

таким образом

Сергей вставал в шесть утра, так как в армии привык к ЖЁСТКОЙ

дисциплине.

потому что

Издалека послышался КОННЫЙ топот, и вскоре на дороге показалась

группа всадников.

Ответ: ___________________________.

Наш посёлок славится своим СТЕКОЛЬНЫМ производством.

Ответ: ___________________________.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара носок шестьюдесятью годами обеих сестёр узаконивать постройку пара чулок

Ответ: ___________________________.

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Книги знакомят и дают некоторое

неправильное употребление

представление о жизни русского

падежной формы существительного с

общества того времени.

предлогом

Б) Никто из тех, кто находится вне

нарушение связи между

этой комнаты, не услышат ни звука.

подлежащим и сказуемым

В) Одним из знаменитых учёных

нарушение в построении

двадцатого века, оказавшим

предложения с несогласованным

значительное влияние на развитие

приложением

лингвистики, был Фердинанд де

ошибка в построении предложения

с однородными членами

Г) Накануне премьеры «Обручение в

неправильное построение

монастыре» − оперы Сергея

предложения с деепричастным

Прокофьева − мы спорили о

оборотом

подробностях сюжета.

нарушение в построении

Д) Согласно древней легенды именно

предложения с причастным оборотом

эдельвейс вырос на крови

неправильное построение

прикованного к скале Прометея.

предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. Прил..гается Благосл..вить Эксп..римент Обм..кнуть Прик..сновение

Ответ:____________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та

же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. ра…цепить,..дание пр…карманить, пр..милый от…граться, пост…нфарктный с…ёжиться, ин…екция

вз..мать, под..гратьОтвет: ___________________________.

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. сирен…вый позвяк…вать задумч...вый диков...нка

талантл..вый Ответ: ___________________________.

11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. Зала..вший Закле..вший Застел..шь Дремл..шь

Вынес..шьОтвет: ___________________________.

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)знавшая поражений эскадра Ушакова завоевала неприступную крепость Корфу, очистила Ионические острова, Неаполь и Мальту от французских полчищ.

Александр прошёл мимо, (не)сказав ни слова.

В цветнике высокие стебли полыни смотрятся (не)обыкновенно эффектно. Механизм взаимодействия обоняния с другими системами восприятия до сих пор до конца (не)раскрыт.

На столе лежало ещё (НЕ)отправленное письмо.

Ответ: ___________________________.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НЕ)СМОТРЯ на то что сотрудников (В)ПОПЫХАХ забыли оповестить о произошедших переменах, всё прошло благополучно.

ЧТО(БЫ) ни случилось, родители всегда придут ему на помощь – в этом Максимка был уверен, (ОТ)ТОГО легко пошёл на риск.

Алексей всё ТАК(ЖЕ) часто воспоминал о доме, и в этих своих воспоминаниях он (ПО)НАСТОЯЩЕМУ отдыхал душой.

Ответ: ___________________________.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

И вот решилась Авдотья идти в монастырь. Продала свои сто душ и столько же

(1)Над вещами, нужными нам для счастья, властны и судьба,

оставле(1)ых ей мужем, шесть лет жила на послушании, пять лет как

и обстоятельства, и другие люди – повторим мы вслед за древними

постриже(2)а в монахини, половину капитала отдала монастырю, остальное –

философами. (2)Тут и соперники, и случайности, и болезни. (3)Иногда от нас

родстве(3)икам покойного мужа.

зависит мало, а иногда и вовсе ничего не зависит. (4)Землетрясение,

Ответ: ___________________________.

наводнение, пожар – и ты нищий. (5)Неожиданно возникший конкурент – и

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

ты без работы или без места в сборной. (6)Война, кризис, преступление

нужно поставить ОДНУ запятую.

подчиненного – и прощай карьера. (7)Только денег подкопил, только

1) К вечеру руки ноги плечи ныли и тосковали по отдыху.

размечтался о новой квартире… (8)Комнаты просторные, на потолке

2) Там были нарциссы и тюльпаны анютины глазки и незабудки георгины и

лепнина. (9)Полы с подогревом. (10)В кухне посудомоечная машина…

(11)Тут шарах – банк лопнул, и с ним сбережения всей твоей жизни.

3) Нам обещали увлекательное путешествие по заповедному Красному берегу

(12)Чем больше земного имеешь, тем от большего количества неприятностей

цветущим степям и предгорьям Крыма.

и случайностей ты хочешь застраховаться. (13)Тем больше забот, которые

4) Гончаров стремится изобразить национальную сущность русского человека и

усложняют жизнь. (14)Крутишься как белка в колесе. (15)Работа, дом,

его природные свойства.

срочные выплаты, страховки, деловые связи, поддержание имиджа,

5) Луна поднималась и освещала как дорогу и поле, так и дома спящей деревни.

самоконтроль в поведении... (16)Однако счастья, которое планировалось, не

Ответ: ___________________________.

наступает. (17)Ведь зачастую в такой кутерьме некогда ощутить себя

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

счастливым!

предложении должны стоять запятые.

(18)Зато никто не может нам отдать приказ думать и чувствовать не так, а

Симонов (1) выудив из межоконья плавленый сыр или обрезки ветчины (2)

иначе. (19)В чем наименее властны другие люди и внешние обстоятельства –

ставил пластинку и начинал свой холостяцкий пир (3) на аккуратно

в нашем внутреннем мире, подчиненном только нам самим. (20)Никто не

расстеленной (4) газете.

запретит мне любить те вещи, что я люблю. (21)Вот как я всегда относился к

Ответ: ___________________________.

чему-то, так я к этому и отношусь, и ничего вы со мной не сделаете. (22)Сам-

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в

то я со своими чувствами всегда при себе.

предложениях должны стоять запятые.

(23)Допустим, засадили человека в камеру-одиночку. (24)Наказали?

Поэзия в творчестве Ф. Сологуба (1) по мнению критиков (2) играет важную

(25)Ничего подобного! (26)Да он, может, всю жизнь мечтал, чтобы его

роль и (3) без сомнения (4) наряду с романом «Мелкий бес» составляет

оставили в покое! (27)К гастрономии он равнодушен, открытые

наиболее ценную часть творческого наследия автора.

пространства его пугают, много двигаться не любит, от яркого света

Ответ: ___________________________.

глаза болят. (28)Службу ненавидит. (29)А здесь питание, режим, жена не

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

пилит, дети не теребят … (30)Дают бумагу и ручку, писать разрешают

сколько влезет. (31)Чего ему еще?! (32)Он, может, всю жизнь хотел книги

Небольшой дом (1) рассказать (2) о котором (3) я считаю своим долгом (4)

писать! (33)Наслаждается всеми условиями для творчества и спокойной

стоял на другой стороне озера.

Ответ: ___________________________.

(34)Ведь и такое, согласитесь, теоретически вполне возможно. (35)Чем

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

меньше внешних вещей человеку нужно для счастья, тем легче ему быть

в предложении должны стоять запятые.

счастливым. (36)Ни зависти, ни конкуренции, ни изматывающей гонки в

У Алёшки было необычайно развито воображение (1) и (2) когда мы вместе

борьбе за жизнь. (37)Счастье-то – это твое внутреннее состояние, а не вещи и

читали одну и ту же книгу (3) он всегда очень живо представлял себе

портреты в газетах.

описываемые события (4) и добавлял в них что-то своё.

(38)Так, может быть, надо обратить взор внутрь себя и устремить усилия

Ответ: ___________________________.

не к внешним вещам, над которыми часто не властен, а к внутреннему

состоянию. (39)К такому, когда даже при малом ты счастлив. (40)Это

надежнее, вернее, здесь твоя воля и власть больше, она максимальна.

(По М. И. Веллеру*)

*Михаил Иосифович Веллер (род.в 1948 г.)– современный русский прозаик, драматург, публицист.

20. Какое высказывание соответствует содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вопрос о счастье невозможно рассматривать без обращения к проблеме нравственного долга и смысла жизни.

2) Удачное стечение внешних обстоятельств жизни позволяет каждому человеку обрести душевный покой.

3) Богатство, успехи в профессиональной деятельности являются непременными условиями для того, чтобы человек чувствовал себя счастливым.

4) Человеческие ценности и убеждения наименее всего зависят от внешних обстоятельств.

5) Счастье человека не исчисляется материальными благами.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

Какое из утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 8–10 представлено описание.

2) В предложениях 18–22 представлено повествование.

3) Предложения 4–6 разъясняют суждение, высказанное в предложении 3 текста.

4) В предложениях 23–31 представлено рассуждение.

5) В предложениях 38-40 представлено повествование.

Ответ:______________

22. Из предложений 10-12 выпишите просторечные слова.

Ответ:_________________________________

23. Среди предложений 15–21 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

24. Размышляя над философской проблемой, М. Веллер использует

целый арсенал приемов острой публицистической полемики. В синтаксисе текста встречается__________ (предложения 12–13, 38–39), присутствует целый ряд __________ (предложения 17, 26, 32).

Среди лексических средств выразительности отметим сочетание________

«шарах» (предложение 11), «пилит» (предложение 29) и_______: «властны» (предложение 1), «земное» (предложение 12), «устремить» (предложение

1) разговорная и просторечная лексика

2) синтаксический параллелизм

3) фразеологизм(-ы)

4) эпитет(-ы)

5) риторическое(-ие)восклицание(-я)

6) ряд(-ы)однородных членов

7) парцелляция

8) книжное(-ые)слово(-а)

9) вопросительное (-ые)предложение(-я)(риторический(-е)вопрос(-ы)) Ответ:

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2-таким образом

5-конский

7- А-4, б- 2, в-6, г-3, д-1 8- благословить 9- взымать подыграть 10сиреневый 11заклеивший 12необыкновенно

13несмотря впопыхах

22-шарах лопнул

Проблемы:

Проблема зависимости счастья от внешних обстоятельств. (Зависит ли человеческое счастье от внешних обстоятельств?)

Проблема связи богатства и житейского благополучия со счастьем. (Приближает ли человека к счастью обладание земными благами?)

Проблема независимости человеческих ценностей и убеждений от внешних обстоятельств жизни. (В какой степени внешние обстоятельства могут влиять на систему ценностей и убеждения человека?) Проблема взаимосвязи счастья и жизненного успеха. (Обязательно ли счастье человека связано с богатством, успехом и материальным благополучием?)

«Вещи, нужные для счастья», часто зависят не от самого человека, а от внешних, не контролируемых им обстоятельств жизни.

Обладание земными благами не приближает человека к счастью, а, наоборот, отдаляет от него. Человеческие ценности и убеждения почти независимы от внешних обстоятельств.

Счастье – это состояние внутреннего мира, оно может быть никак не связанным с внешними атрибутами жизненного успеха

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как (А)_____ (предложения 2, 11), (Б)_____ (например, в предложениях 13, 22). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как (В)_____ («капсуле» всего человечества» в предложении 13) и (Г)_____ (загадочным миром в предложении 8)».

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) парцелляция

3) ряды однородных членов

7) вопросительные предложения

8) диалектизм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Мы говорим иногда о других людях: «Ограниченный человек». (2)Но что может значить это определение? (3)Каждый человек ограничен в своих знаниях или в своём представлении о мире. (4)Ограничено и человечество в целом.

(5)Вообразим горняка, который в угольном пласте разработал вокруг себя некоторое пространство, окружённое толщами непроницаемого чёрного камня. (6)Вот его ограниченность. (7)Каждый человек в незримом, но тем не менее непроглядном пласте мира и жизни разработал вокруг себя некоторое пространство знаний. (8)Он находится как бы в капсуле, окружённой безграничным, загадочным миром. (9)«Капсулы» разные по размерам, потому что один знает больше, а другой меньше. (10)Человек, прочитавший сто книг, самонадеянно говорит о том, кто прочитал двадцать книг: «Ограниченный человек». (11)Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу? (12)И нет, я думаю, человека, который прочитал бы все книги.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Лео-нардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте.

(18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем. (21)Под землёй же работает и другой, менее опытный горняк, у которого выработанное пространство меньше. (22)То есть он более ограничен своим забоем, но зато имеет представление о внешнем, наземном мире: он купался в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спрашивается, кто же из них двоих более ограничен?

(24)То есть я хочу сказать, что можно встретить учёного человека с большими конкретными знаниями и вскоре убедиться, что он очень, в сущности, ограниченный человек. (25)И можно встретить человека, не вооружённого целым арсеналом точных знаний, но с широтой и ясностью представлений о внешнем мире.

(По В. Солоухину*)

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997), поэт, прозаик. Размышляя о современном человеке, В. Солоухин освещал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Заполним пропуски.

Размышляя о поставленной проблеме, автор использует такие синтаксические средства, как вопросительные предложения (предложения 2, 11: «Но что может значить это определение?» «Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?»), ряды однородных членов (например, в предложениях 13, 22: «Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи...», «...он купался, летал, рвал цветы...»). Стремясь подчеркнуть ограниченность знаний каждого человека и неизмеримость того, что человечеству пока неизвестно, В. Солоухин прибегает к использованию таких тропов, как метафора (в предложении 13 автор сравнивает «пространство знаний», которое разработал вокруг себя человек (предложение 7), с капсулой) и эпитет («загадочый мир» в предложении 8 - образное определение).

Ответ: 7359.

дублирует 1444

Ответ: 7359

Правило: Задание 26. Языковые средства выразительности

АНАЛИЗ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Целью задания является определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буквами в тексте рецензии, и цифрами с определениями. Записывать соответствия нужно только в том порядке, в каком идут буквы в тексте. Если Вы не знаете, что скрывается под той или иной буквой, необходимо поставить «0» на месте этой цифры. За задание можно получить от 1 до 4 баллов.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь . Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д. Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе значения слова, вторая – строение предложения. Это деление Вы сможете провести, зная, что все средства делят на ДВЕ большие группы: в первую включаются лексические (неспециальные средства) и тропы; во вторую фигуры речи (часть из них называют синтаксическими).

26.1 ТРОП-СЛОВО ИЛИ ВЫРАЖЕНИЕ, УПОТРЕБЛЯЕМОЕ В ПЕРЕНОСНОМ ЗНАЧЕНИИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ДОСТИЖЕНИЯ БОЛЬШЕЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. К тропам относятся такие приемы, как эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, метонимия, иногда к ним относят гиперболы и литоты.

Примечание: В задании, как правило, указано, что это ТРОПЫ.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

1.Эпитет (в пер. с греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными :

грустно-сиротеющая земля (Ф.И.Тютчев), седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

-существительными , выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; мать - сыра земля; Поэт - это лира, а не только няня своей души (М. Горький);

-наречиями , выступающими в роли обстоятельств: На севере диком стоит одиноко ...(М. Ю. Лермонтов); Листья были напряженно вытянуты по ветру (К. Г. Паустовский);

-деепричастиями : волны несутся гремя и сверкая ;

-местоимениями , выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые, Да, говорят, еще какие ! (М. Ю. Лермонтов);

-причастиями и причастными оборотами : Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы (Б. Л. Пастернак); Допускаю также появление... борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М. Е. Салтыков-Щедрин).

2. Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим. В отличие от метафоры сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета (явления, признака, действия).

Горят аулы, нет у них защиты.

Врагом сыны отечества разбиты,

И зарево, как вечный метеор ,

Играя в облаках, пугает взор. (М. Ю. Лермонтов)

Сравнения выражаются различными способами:

Формой творительного падежа существительных:

Соловьем залетным Юность пролетела,

Волной в непогоду Радость отшумела (А. В. Кольцов)

Формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Эти глаза зеленее моря и кипарисов наших темнее (А. Ахматова);

Сравнительными оборотами с союзами как, словно, будто, как будто и др.:

Как хищный зверь , в смиренную обитель

Врывается штыками победитель... (М. Ю. Лермонтов);

При помощи слов подобный, похожий, это:

На глаза осторожной кошки

Похожи твои глаза (А. Ахматова);

При помощи сравнительных придаточных предложений:

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Точно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.(С. А. Есенин)

3.Метафора (в пер. с греч. - перенос) - это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п.: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др.

Все метафоры делятся на две группы:

1) общеязыковые («стертые»): золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;

2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические):

И меркнет звезд алмазный трепет

В безбольном холоде зари (М. Волошин);

Пустых небес прозрачное стекло (A. Ахматова);

И очи синие, бездонные

Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)

Метафора бывает не только одиночной : она может развиваться в тексте, образуя целые цепочки образных выражений, в во многих случаях - охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора , цельный художественный образ.

4. Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы:

Катясь чрез сонные долины, Туманы сонные легли , И только топот лошадиный, Звуча, теряется вдали. Погас, бледнея, день осенний, Свернув душистые листы, Вкушают сон без сновидений Полузавядшие цветы . (М. Ю. Лермонтов)

5. Метонимия (в пер. с греч. - переименование) - это перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Смежность может быть проявлением связи:

Между действием и орудием действия: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам (А. С. Пушкин);

Между предметом и материалом, из которого сделан предмет: ...не то на серебре, - на золоте едал (А. С. Грибоедов);

Между местом и людьми, находящимися в этом месте: Город шумел , трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц... (Ю. К. Олеша)

6. Синекдоха (в пер. с греч. - соотнесение) - это разновидность метонимии , основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Чаще всего перенос происходит:

С меньшего на большее: К нему и птица не летит, И тигр нейдет... (А. С. Пушкин);

С части на целое: Борода, что ты все молчишь? (А. П. Чехов)

7. Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. - описательное выражение), - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, Петербург в стихах

А. С.Пушкина - «Петра творенье», «Полнощных стран краса и диво», «град Петров»; А. А. Блок в стихах М. И. Цветаевой - «рыцарь без укоризны», «голубоглазый снеговой певец», «снежный лебедь», «вседержитель моей души».

8.Гипербола (в пер. с греч. - преувеличение) - это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия: Редкая птица долетит до середины Днепра (Н. В. Гоголь)

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь).

9. Литота (в пер. с греч. - малость, умеренность) - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия: Какие крохотные коровки! Есть, право, менее булавочной головки. (И. А. Крылов)

И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

10. Ирония (в пер. с греч. - притворство) - это употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Ирония представляет собой вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой скрывается насмешка: Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И. А. Крылов)

26.2 «НЕСПЕЦИАЛЬНЫЕ» ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Примечание: В заданиях иногда указано, что это лексическое средство. Обычно в рецензии задания 24 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом. Обратите внимание: именно эти средства чаще всего необходимо найти в задании 22!

11. Синонимы , т. е. слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или стилистической окраской (смелый -отважный, бежать - мчаться, глаза (нейтр.) - очи (поэт.)), обладают большой выразительной силой.

Синонимы могут быть контекстными.

12. Антонимы , т. е. слова одной и той же части речи, противоположные по значению (истина - ложь, добро - зло, отвратительно - замечательно ), также обладают большими выразительными возможностями.

Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте.

Ложь бывает доброй или злой ,

Сердобольной или беспощадной,

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной.

13. Фразеологизмы как средства языковой выразительности

Фразеологизмы (фразеологические выражения, идиомы), т. е. воспроизводимые в готовом виде словосочетания и предложения, в которых целостное значение доминирует над значениями составляющих их компонентов и не является простой суммой таких значений (попасть впросак, быть на седьмом небе, яблоко раздора ), обладают большими выразительными возможностями. Выразительность фразеологизмов определяется:

1) их яркой образностью, в том числе мифологической (кот наплакал, как белка в колесе, нить Ариадны, дамоклов меч, ахиллесова пята );

2) отнесенностью многих из них: а) к разряду высоких (глас вопиющего в пустыне, кануть в Лету ) или сниженных (разговорных, просторечных: как рыба в воде, ни сном ни духом, водить за нос, намылить шею, развесить уши ); б) к разряду языковых средств с положительной эмоционально-экспрессивной окраской (хранить как зеницу ока - торж. ) или с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской (безцаря в голове - неодобр., мелкая сошка - пренебрежит., грош цена - презр. ).

14. Стилистически окрашенная лексика

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться все разряды стилистически окрашенной лексики:

1) эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, в том числе:

а) слова с положительной эмоционально-экспрессивной оценкой: торжественные, возвышенные (в том числе старославянизмы): вдохновение, грядущий, отечество, чаяния, сокровенный, незыблемый; возвышенно-поэтические: безмятежный, лучезарный, чары, лазурный; одобрительные: благородный, выдающийся, изумительный, отважный; ласкательные: солнышко, голубчик, доченька

б) слова с отрицательной эмоционально-экспрессивной оценкой: неодобрительные: домысел, препираться, околесица; пренебрежительные: выскочка, деляга ; презрительные: балбес, зубрила, писанина ; бранные/

2) функционально-стилистически окрашенная лексика, в том числе:

а) книжная: научная (термины: аллитерация, косинус, интерференция ); официально-деловая: нижеподписавшиеся, докладная ; публицистическая: репортаж, интервью ; художественно-поэтическая: лазурный, очи, ланиты

б) разговорная (обиходно-бытовая): папа, мальчонка, хвастунишка, здоровущий

15. Лексика ограниченного употребления

Для усиления выразительности в тексте могут использоваться также все разряды лексики ограниченного употребления, в том числе:

Лексика диалектная (слова, которые употребляются жителями какой-либо местности: кочет - петух, векша - белка );

Лексика просторечная (слова с ярко выраженной сниженной стилистической окраской: фамильярной, грубой, пренебрежительной,бранной, находящиеся на границе или за пределами литературной нормы: голодранец, забулдыга, затрещина, трепач );

Лексика профессиональная (слова, которые употребляются в профессиональной речи и не входят в систему общелитературного языка: камбуз - в речи моряков, утка - в речи журналистов, окно - в речи преподавателей );

Лексика жаргонная (слова, свойственные жаргонам - молодежному: тусовка, навороты, крутой ; компьютерному: мозги - память компьютера, клава - клавиатура ; солдатскому: дембель, черпак, духи ; жаргону преступников: братва, малина );

Лексика устаревшая (историзмы - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений: боярин, опричнина, конка ; архаизмы - устаревшие слова, называющие предметы и понятия, для которых в языке появились новые наименования: чело - лоб, ветрило - парус ); - лексика новая (неологизмы - слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны: блог, слоган, тинейджер).

26.3 ФИГУРАМИ (РИТОРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, СТИЛИСТИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ, ФИГУРАМИ РЕЧИ) НАЗЫВАЮТСЯ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного практического употребления, и имеющие целью усиление выразительности и изобразительности текста. К основным фигурам речи относятся: риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, антитеза, градация, оксюморон. В отличие от лексических средств- это уровень предложения или нескольких предложений.

Примечание: В заданиях нет чёткого формата определения, указывающего на эти средства: их называют и синтаксическими средствами, и приёмом, и просто средством выразительности, и фигурой. В задании 24 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

16.Риторический вопрос - это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Зачем он руку дал клеветникам ничтожным, Зачем поверил он словам и ласкам ложным, Он, с юных лет постигнувший людей? .. (M. Ю. Лермонтов);

17.Риторическое восклицание - это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью:

То было в утро наших лет - О счастие! о слезы! О лес! о жизнь! о солнца свет! О свежий дух березы. (А. К. Толстой);

Увы! пред властию чужой Склонилась гордая страна. (М. Ю. Лермонтов)

18.Риторическое обращение - это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте. Риторические обращения могут создавать торжественность и патетичность речи, выражать радость, сожаление и другие оттенки настроения и эмоционального состояния:

Друзья мои! Прекрасен наш союз. Он, как душа, неудержим и вечен (А. С. Пушкин);

О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая! (К. Д. Бальмонт)

19.Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) - это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.

Разновидностями повтора являются анафора, эпифора и подхват .

Анафора (в пер. с греч. - восхождение, подъем), или единоначатие, - это повторение слова или группы слов в начале строк, строф или предложений:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака (Ф. И. Тютчев);

Эпифора (в пер. с греч. - добавка, конечное предложение периода) - это повторение слов или группы слов в конце строк, строф или предложений:

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно (А. А. Фет);

Досталась им буханка светлого хлеба - радость!

Сегодня фильм хороший в клубе - радость!

Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли- радость! (А. И. Солженицын)

Подхват - это повтор какого-либо отрезка речи (предложения, стихотворной строки) в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору (М. Ю. Лермонтов);

20. Параллелизм (синтаксический параллелизм) (в пер. с греч. - идущий рядом) - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ:

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской... (М. Ю. Лермонтов);

Я был вам звенящей струной,

Я был вам цветущей весной,

Но вы не хотели цветов,

И вы не расслышали слов? (К. Д. Бальмонт)

Часто с использованием антитезы: Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов); Не страна – для бизнеса, а бизнес – для страны (из газеты).

21. Инверсия (в пер. с греч. - перестановка, переворачивание) - это изменение обычного порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости какого-либо элемента текста (слова, предложения), придания фразе особой стилистической окрашенности: торжественного, высокого звучания или, наоборот, разговорной, несколько сниженной характеристики. Инверсированными в русском языке считаются следующие сочетания:

Согласованное определение стоит после определяемого слова: Сижу за решеткой в темнице сырой (М. Ю. Лермонтов); Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая (И. С. Тургенев);

Дополнения и обстоятельства, выраженные существительными, стоят перед словом, к которому относятся: Часов однообразный бой (однообразный бой часов);

22.Парцелляция (в пер. с франц. - частица) - стилистический прием, заключающийся в расчленении единой синтаксической структуры предложения на несколько интонационно-смысловых единиц - фраз. На месте расчленения предложения могут использоваться точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Утром, ярким, как лубок. Страшным. Долгим. Ратным. Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном (Р. Рождественский); Почему никто не возмущается? Образование и здравоохранение! Важнейшие сферы жизни общества! Не упомянуты в этом документе вообще (Из газет); Нужно, чтобы государство помнило главное: его граждане - не физические лица. А люди . (Из газет)

23.Бессоюзие и многосоюзие - синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов , речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга:

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин)

В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость:

Зато и внук,и правнук, и праправнук

Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

24.Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:

Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)

25.Антитеза, или противопоставление (в пер. с греч. - противоположение) - это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия, положения, образы. Для создания антитезы обычно используются антонимы - общеязыковые и контекстуальные:

Ты богат, я очень беден, Ты - прозаик, я - поэт (А. С. Пушкин);

Вчера еще в глаза глядел,

А ныне - все косится в сторону,

Вчера еще до птиц сидел,

Все жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

«Мой милый, что тебе я сделала?» (М. И. Цветаева)

26.Градация (в пер. с лат. - постепенное повышение, усиление) - прием, состоящий в последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака. Возрастающая градация обычно используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста:

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла (А. А. Блок);

Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В. А. Солоухин)

Нисходящая градация используется реже и служит обычно для усиления смыслового содержания текста и создания образности:

Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами. (А. С. Пушкин)

27.Оксюморон (в пер. с греч. - остроумно-глупое) - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу (горькая радость, звонкая тишина и т. п.); при этом получается новый смысл, а речь приобретает особую выразительность: С того часу начались для Ильи сладостные мученья , светло опаляющие душу (И. С. Шмелев);

Есть тоска веселая в алостях зари (С. А. Есенин);

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг. (М. Ю. Лермонтов)

28.Аллегория – иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

29.Умолчание – намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном: Но я хотел… Быть может, Вы…

Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие:

-восклицательные предложения ;

- диалог, скрытый диалог;

-вопросно-ответная форма изложения такая форма изложения, при которой чередуются вопросы и ответы на вопросы;

-ряды однородных членов;

-цитирование;

-вводные слова и конструкции

-Неполные предложения – предложения, в которых пропущен какой-либо член, необходимый для полноты строения и значения. Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены и контекста.

В том числе эллипсис, то есть пропуск сказуемого.

Эти понятия рассматриваются в школьном курсе синтаксиса. Именно поэтому, наверное, эти средств выразительности чаще всего в рецензии называют синтаксическими.

B8 № 38.
«Фрагмент из романа Л. Леонова «Русский лес» подтверждает мысль о том, что даже о сложных философских проблемах можно говорить доступно. Достигается это с помощью тропов: _____ («купель зрелости» в предложении 24), _____ («пытливые, вопросительные глаза» в предложении 21), _____ («на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть» в предложении 21). Усиливает эффект от прочитанного _______ («отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21). Этот приём фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Список терминов:
1) анафора
2) метафора
3) гипербола
4) профессиональная лексика
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) эпитеты
9) контекстные синонимы


(1)Воспалённое состояние Поли, а главное, её сбивчивая, двусмысленная речь – всё подсказывало худшие догадки, много страшнее, чем даже плен Родиона или его смертельное ранение.

(2)–Да нет же, тут другое совсем, – содрогнулась Поля и, отвернувшись к стенке, вынула из-под подушки смятый, зачитанный треугольничек.

(3)Впоследствии Варя стыдилась своих начальных предположений. (4)Хотя редкие транзитные эшелоны не задерживались в Москве, но вокзалы находились поблизости, и Родиону был известен Полин адрес. (5)Конечно, командование могло и не разрешить солдату отлучки из эшелона в Благовещенский тупичок, тогда почему же хоть открытки не черкнул своей-то, любимой-то, проездом в действующую армию?..

(6)Итак, это была его первая фронтовая весточка с более чем двухнедельным запозданием. (7)Во всяком случае, сейчас выяснится, с какими мыслями он отправлялся на войну. (8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене. (9)Пришлось к лампе подойти, чтобы разобрать тусклые, полузаконченные строки.

(10)Варя сразу наткнулась на главное место.

(11)«Пожалуй, единственная причина, дорогая моя, почему молчал всё это время, – негде было пристроиться, – кратко, с неожиданной полнотой и прямолинейно, как на исповеди, писал Родион. (12)– Мы всё отступаем пока, день и ночь отступаем, занимаем более выгодные оборонительные рубежи, как говорится в сводках. (13)Я очень болел к тому же, да и теперь не совсем ещё оправился: хуже любой контузии моя болезнь. (14)Самое горькое – то, что сам я вполне здоров, весь целый, нет пока на мне ни единой царапины. (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке. (20)Она подбежала к нам с полевыми цветами, и, так случилось, они достались мне. (21)У неё были такие пытливые, вопросительные глаза – на солнце полуденное в тысячу раз легче глядеть, но я заставил себя взять букетик, потому что я не трус, матерью моей клянусь тебе, Поленька, что я не трус. (22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага... (23)С тех пор держу тот засохший веничек постоянно при себе, на теле моём, словно огонь за пазухой ношу, велю его в могилу положить на себя, если что случится. (24)Я-то думал, семь раз кровью обольюсь, прежде чем мужчиной стану, а вот как оно происходит, всухую… и это купель зрелости! – (25)Дальше две строчки попались вовсе неразборчивые. – (26)И не знаю, Поленька, хватит ли всей моей жизни тот подарок оплатить...»

(27)–Да, он очень вырос, твой Родион, ты права... – складывая письмо, сказала Варя, потому что при подобном строе мыслей вряд ли этот солдат оказался бы способен на какой-либо предосудительный поступок.

(28)Обнявшись, подружки слушали шелест дождя и редкие, затухающие гудки автомашин. (29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

(По Л. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899–1994) – русский писатель, общественный деятель.

Спрятать текст

Пояснение.
Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".

Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".

Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".

Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.

Ответ: 2, 8, 3, 6 | 2836

Вопрос №24

(1)Мы го-во-рим ино-гда о людях: «Огра-ни-чен-ный че-ло-век». (2)Но что может зна-чить это опре-де-ле-ние? (3)Каж-дый че-ло-век огра-ни-чен в своих зна-ни-ях или в своём пред-став-ле-нии о мире. (4)Огра-ни-че-но и че-ло-ве-че-ство в целом.

(5)Во-об-ра-зим гор-ня-ка, ко-то-рый в уголь-ном пла-сте раз-ра-бо-тал во-круг себя не-ко-то-рое про-стран-ство, окружённое тол-ща-ми не-про-ни-ца-е-мо-го чёрного камня. (6)Вот его огра-ни-чен-ность. (7)Каж-дый че-ло-век в не-зри-мом, но тем не менее не-про-гляд-ном пла-сте мира и жизни раз-ра-бо-тал во-круг себя не-ко-то-рое про-стран-ство зна-ний. (8)Он на-хо-дит-ся как бы в кап-су-ле, окружённой без-гра-нич-ным, за-га-доч-ным миром. (9)«Кап-су-лы» раз-ные по раз-ме-рам, по-то-му что один знает боль-ше, а дру-гой мень-ше. (10)Че-ло-век, про-чи-тав-ший сто книг, са-мо-на-де-ян-но го-во-рит о том, кто про-чи-тал два-дцать книг: «Огра-ни-чен-ный че-ло-век». (11)Но что он ска-жет тому, кто про-чи-тал ты-ся-чу? (12)И нет, я думаю, че-ло-ве-ка, ко-то-рый про-чи-тал бы все книги.

(13)Не-сколь-ко веков тому назад, когда ин-фор-ма-ци-он-ная сто-ро-на че-ло-ве-че-ских зна-ний была не столь об-шир-на, встре-ча-лись учёные мужи, «кап-су-ла» ко-то-рых при-бли-жа-лась к «кап-су-ле» всего че-ло-ве-че-ства и, может быть, даже сов-па-да-ла с ней: Ари-сто-тель, Ар-хи-мед, Лео-нар-до да Винчи... (14)Те-перь та-ко-го муд-ре-ца, ко-то-рый знал бы столь-ко же, сколь-ко знает че-ло-ве-че-ство как та-ко-вое, найти нель-зя. (15)Сле-до-ва-тель-но, про каж-до-го можно ска-зать, что он огра-ни-чен-ный че-ло-век. (16)Но очень важно раз-де-лять зна-ния и пред-став-ле-ния. (17)Чтобы по-яс-нить свою мысль, воз-вра-ща-юсь к на-ше-му гор-ня-ку в ка-мен-но-уголь-ном пла-сте.

(18)До-пу-стим услов-но и тео-ре-ти-че-ски, что не-ко-то-рые из гор-ня-ков ро-ди-лись там, под зем-лей, и ни разу не вы-ле-за-ли на-ру-жу. (19)Не чи-та-ли книг, не имеют ни-ка-кой ин-фор-ма-ции, ни-ка-ко-го пред-став-ле-ния о внеш-нем, за-пре-дель-ном (на-хо-дя-щем-ся за пре-де-ла-ми их забоя) мире. (20)Вот он вы-ра-бо-тал во-круг себя до-воль-но об-шир-ное про-стран-ство и оби-та-ет в нём, думая, что мир огра-ни-чен его за-бо-ем. (21)Под землёй же ра-бо-та-ет и дру-гой, менее опыт-ный гор-няк, у ко-то-ро-го вы-ра-бо-тан-ное про-стран-ство мень-ше. (22)То есть он более огра-ни-чен своим за-бо-ем, но зато имеет пред-став-ле-ние о внеш-нем, на-зем-ном мире: он ку-пал-ся в Чёрном море, летал на самолёте, рвал цветы... (23)Спра-ши-ва-ет-ся, кто же из них двоих более огра-ни-чен?

(24)То есть я хочу ска-зать, что можно встре-тить учёного че-ло-ве-ка с боль-ши-ми кон-крет-ны-ми зна-ни-я-ми и вско-ре убе-дить-ся, что он очень, в сущ-но-сти, огра-ни-чен-ный че-ло-век. (25)И можно встре-тить че-ло-ве-ка, не во-оружённого целым ар-се-на-лом точ-ных зна-ний, но с ши-ро-той и яс-но-стью пред-став-ле-ний о внеш-нем мире.

(По В. Со-ло-ухи-ну*)

*Вла-ди-мир Алек-се-е-вич Со-ло-ухин (1924-1997) — поэт, про-за-ик, пуб-ли-цист.

Про-чи-тай-те фраг-мент ре-цен-зии. В нём рас-смат-ри-ва-ют-ся язы-ко-вые осо-бен-но-сти тек-ста. Не-ко-то-рые тер-ми-ны, ис-поль-зо-ван-ные в ре-цен-зии, про-пу-ще-ны. Вставь-те на места про-пус-ков цифры, со-от-вет-ству-ю-щие но-ме-ру тер-ми-на из спис-ка.

«Раз-мыш-ляя о по-став-лен-ной про-бле-ме, автор ис-поль-зу-ет такие син-так-си-че-ские сред-ства, как (А)_____ (пред-ло-же-ния 2, 11), (Б)_____ (на-при-мер, в пред-ло-же-ни-ях 13, 22). Стре-мясь под-черк-нуть огра-ни-чен-ность зна-ний каж-до-го че-ло-ве-ка и не-из-ме-ри-мость того, что че-ло-ве-че-ству пока не-из-вест-но, В. Со-ло-ухин при-бе-га-ет к ис-поль-зо-ва-нию таких тро-пов, как (В)_____ ("«кап-су-ле» всего че-ло-ве-че-ства" в пред-ло-же-нии 13) и (Г)_____ («за-га-доч-ным» миром в пред-ло-же-нии 8)».

Спи-сок тер-ми-нов:

  1. срав-ни-тель-ный обо-рот
  2. пар-цел-ля-ция
  3. ряды од-но-род-ных чле-нов
  4. иро-ния
  5. ме-та-фо-ра
  6. ин-ди-ви-ду-аль-но-ав-тор-ские слова
  7. во-про-си-тель-ные пред-ло-же-ния
  8. диа-лек-тизм
  9. эпи-тет
За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

Лексические средства (тропы)

Тропы - слова или обороты речи, употреблённые в переносном, иносказательном значении.

1. Эпитет - прилагательное, имеющее образно-эмоциональное значение (может быть существительным, наречием, глаголом).

Золотая роща. Заливались весёлые птахи. Лазурь небесная смеётся. Гордо реет буревестник. Поэт - эхо мира.

2. Метафора — одно заменяется другим в переносном значении (скрытое сравнение).

Ожог на земле. Ситец неба голубой.

3. Олицетворение - явления или предметы, наделяются свойствами живых существ.

Время бежит. Угрюмый лес.

4. Метонимия — замена содержащего - содержимым; вещь - материал.

Я три тарелки съел. Хрусталь и бронза на столе.

5. Синекдоха — замена множественного числа единственным, употребление целого вместо части (и наоборот).

Все флаги в гости будут к нам (в значении: государства).

6. Аллегория — иносказание, изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах).

Хитрость - в образе лисицы, мужество и сила - в образе Ильи Муромца, красота - в образе Аполлона.

7. Гипербола — преувеличение свойств, качеств.

Я сто раз говорила. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

8. Литота — преуменьшение свойств, качеств.

В двух шагах отсюда.

9. Перифраза — пересказ, описательный оборот, содержащий оценку (предмет не называется прямо, называются свойства или схожие значения указывающие на предмет).

Белокаменная столица (Москва). Унылая пора! Очей очарованье, (осень).

10. Каламбур — игра слов, юмористическое использование многозначности слов или омонимии.

Весна хоть кого с ума сведет. Лед - и тот тронулся; Директор провёл конференцию… И журналистов…

11. Ирония — употребление слова в смысле, обратном буквальному; цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм .

Мы- умы, а вы- увы; между нами говоря, этот инженер человеческих душ, оказался на редкость несостоятельным и ограниченным субъектом.

12. Парадокс — неожиданный, расходящийся с логикой или привычным мнением вывод.

13. Сравнение — сравнение схожих элементов в тексте + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

...словно золотой, ...точно выпиленный лобзиком.

Лексические средства (не являются тропами)

Лексические средства основаны на значении слов.

1. Фразеологизм - устойчивое выражение, употребляемое в переносном значении.

Прыгать на задних лапках.

2. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении или тексте.

Ветер, ветер на всём белом свете.

3. Синонимы - слова одной части речи, одинаковые или близкие по своему лексическому значению

Предположение, догадка, гипотеза.

4. Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте.

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский)

5. Антонимы - слова одной части речи, противоположные по своему лексическому значению

Черный - белый, горячий - холодный, высокий - низкий.

6. Омонимы - слова, одинаковые по звучанию, но разные по своему лексическому значению

Клуб (дыма), клуб (охотников и рыболовов), клуб (ночной).

7. Профессиональная лексика - слова, свойственные профессиональным диалектам; профессиональные слова, употребляемые группами людей, объединенных общими занятиями, родом деятельности

Где циркуль зодчего , палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались

Синтаксические средства

Синтаксические средства - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания (не основаны на переносном значении)

1. Сравнительный оборот - есть то, что сравнивается, то, с чем сравнивается + сравнительные союзы (как будто, словно, точно, как и т.д.).

Он, как слон в посудной лавке.

2. Эллипсис - пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия.

Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.

3. Оксюморон — сочетание логически несовместимых понятий.

Звонкая тишина, горячий снег, страшно смешно, ужасно весело.

4. Вопросно-ответная форма изложения - текст представлен в виде риторических вопросов и ответов на них.

И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению

5. Ряды однородных членов предложения - перечисление однородных понятий.

Его ждала долгая, тяжелая болезнь, уход из спорта.

6. Цитирование - передача в тексте чужих мыслей, высказываний с указанием автора данных слов.

Как сказано в поэме Н. Некрасова: «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…»

7. Анафора - повтор начальных слов.

Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём

8. Эпифора - повтор конечных слов.

9. Антитеза - сопоставление, противоположных понятий по смыслу в предложении или тексте.

Глупый осудит, а умный рассудит.

10. Инверсия - изменение правильного порядка слов с целью усиления выразительности.

Вывели лошадей. Не понравились они мне. Зимы ждала природа.

11. Параллелизмы - сходное расположение элементов, однотипное построение.

Ямщик свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.

12. Градация - «лесенка» близких по смыслу слов с нарастанием или убыванием их смысловой значимости.

Женщины плачьте:ручьями, озёрами, океанами слёз!

13. Парцелляция - разделение предложения на несколько.

Ночь. Улица. Фонарь

Для данного вопроса нет пояснения



Детская комната