Паганини биография личная. Истории любви: маэстро и изменчивые музы

Одни видели в нем мошенника, другие – Гения. Вся жизнь музыканта была окутана тайнами и недомолвками, и лишь сейчас стали раскрываться некоторые подробности его биографии. Но все, кто говорил о скрипаче, сходились в едином мнении: этот человек был настоящим Мастером. Из нашей статьи вы узнаете, какой мастер сделал скрипку Паганини, которую он завещал Генуе, и почему великий скрипач подарил этот инструмент родному городу!

«Достойный сын славного города»

Имя Никколо Паганини очень тесно связано с . Во-первых, маэстро родился в Генуе. В октябре 1782 года, 27-го числа, в небогатом генуэзском квартале под названием «Черная кошка», в семье Антонио и Терезы родился третий ребенок. Мальчик, которому суждено было прославить Геную на века.

Несмотря на то, что отец Никколо был обычным торговым агентом, он увлекался музыкой. Разочарованный тем, что старший сын Карло не проявлял никаких музыкальных способностей, отец обратил внимание на младшего сына, и буквально заставлял мальчика целыми днями играть на скрипке. Он мечтал, что однажды сын станет прославленным музыкантом и станет зарабатывать много денег. А юный Никколо мечтал хоть один день отдохнуть от музыкальных пассажей…

Первый сольный концерт случился, когда юному скрипачу было всего 11 лет. Мальчик несколько лет занимался у Джакомо Косты, который был первым наставником Никколо и преподавал ему скрипичное мастерство. Юный гений удивил горожан, о талантливом мальчике заговорили.

Следующим учителем стал Гаспаро Гиретти, который привил композиторскую технику и научил мальчика сочинять, ориентируясь не на инструмент, а лишь на внутренний слух.

В 16 лет Никколо удается вырваться из-под опеки отца и уехать в Пизу, где о его выступлениях заговорили. Никто из музыкантов не мог повторить те пассажи, которыми виртуозно владел Никколо. Он умел извлекать из скрипки звуки, похожие на пение птиц , звуки ветра и даже человеческий голос. Концерты шли одни за другим, города сменялись чередой: , Ливорно…

Но настоящий успех также пришел к скрипачу опять же в Генуе . Это случилось в 1827 году, в театре Фальконе, где 9 ноября состоялся концерт музыканта. Слушатели были поражены тем волшебством, которое извлекал из скрипки великий маэстро.

В числе слушателей был и король Пьемонта и – Карл Феликс . Августейший монарх не скупился на аплодисменты, а после концерта выказал музыканту свое особое расположение. Этот случай попал на страницы «Газетта-ди-Дженова», и вскоре имя Паганини знали по всей Италии.

На протяжении всей жизни музыканту приписывалось множество романов, в том числе и с августейшими особами. История сохранила лишь имена лишь двух женщин, с кем Никколо имел довольно продолжительные романы.

Один из романов случился с Анжелиной Каванна, правда он был омрачен тем, что Анжелина написала властям, будто музыкант соблазнил ее и похитил.

Паганини пришлось даже провести несколько дней в тюрьме. После внесения залога и выплаты большой суммы Анжелине, дело было закрыто.

Второй роман связан с именем Антонии Бьянка, которая родила музыканту его единственного сына Ахилла.

Из-за многочисленных поездок, постоянного музицирования Паганини совершенно не занимался собственным здоровьем . Его стали беспокоить кашель и периодические боли. Ни мази, ни притирки, ни поездки на французские морские курорты не могли излечить мастера.

Свои последние полгода жизни музыкант провел в Ницце . Сняв домик на побережье, он доживал последние дни практически в одиночестве, не желая никого видеть и страдая от невозможности заниматься музыкой, как и раньше.

Интересные факты о Паганини:

  • Многие современники называли Паганини «скрипачом дьявола» . Многие отказывались верить, что музыкант способен извлекать из скрипки столь прекрасные звуки, и лишь прослушав его исполнение, признавались — этот человек на самом деле виртуоз своего дела.
  • Паганини был до невозможности рассеянным . Он даже дату своего рождения не помнил, и в документах везде указывал по недоразумению разные даты – то на два года позже, то на год раньше. И он был третьим ребенком в семье, а не вторым, как говорил сам.
  • Неизвестно, посещал ли Никколо школу . В его письмах, написанных им уже в зрелом возрасте, встречаются весьма частые и грубые орфографические ошибки.

Узнайте на страницах нашего сайта , а также о том, как посетить самую известную достопримечательность Италии!

История знаменитого инструмента

Кто сделал скрипку, которую Паганини завещал в подарок Генуе? У мастера Паганини была огромнейшая коллекция скрипок , которые были созданы настоящими мастерами своей эпохи – Гварнери, Страдивари, Амати. Но именно одна была самой любимой. Имя ей – «il Cannone» («Пушка»). Такое название инструменту Паганини дал из-за итальянских событий, происходящих в первой половине XIX века.

Тогда по стране развернулось национально-освободительное движение, и неистовая скрипка Паганини лишь воодушевляла борцов за свободу. Концерты Паганини не раз оказывались под запретом , но скрипка продолжала звучать…

Так кто же из всех мастеров сделал скрипку, которую Паганини подарил Генуе, чью работу маэстро завещал родному городу?

Мастер, сделавший скрипку, которую Паганини завещал Генуе — Бартоломео Джузеппе Гварнери, внук Андреа Гварнери . Изготовлена она была, по данным архивов, в 1743 году (по другим данным – в 1742 году) . Семнадцатилетнему Никколо она была преподнесена одним парижским купцом, имя которого в истории не сохранилось.

Он был поражен силой звучания инструмента : он выдерживал мощный напор смычка, при этом звук оставался ровным и не искажался. Именно поэтому скрипка стала любимым концертным инструментом Паганини.

Музыкант относился к ней как к живому существу . Однажды скрипка потеряла голос, и музыкант понес ее скрипичному мастеру Вильому. О мастере этом ходила слава, что он может вдохнуть в любой инструмент вторую жизнь.

Паганини с надеждой обратился к мастеру. Через неделю, прибыв в дом Вильома, Паганини с тревогом и болью коснулся смычком струн и выдохнул с облегчением – звук остался прежним, сильным и мощным. В награду за это Паганини подарил Вильому драгоценную шкатулку, инкрустированную камнями.

При этом он так объяснил свой подарок: «У меня было две такие шкатулки. Одну из них я подарил своему врачу – он исцелил мне тело, а вторую отдаю Вам – вы исцелили мою «Cannone».

После смерти Маэстро скрипка получила еще одно имя – «Вдова Паганини» . Ни один музыкант не смог извлечь из нее звучание, как удавалось Никколо.

В завещании Великого музыканта Паганини было указано, чтобы коллекция скрипок, и особенно «Cannone» была передана в подарок его родному городу – Генуе, и никогда не покидала его пределов.

В музее (Палаццо Дориа-Турси) скрипка хранится с 1851 года . Кстати, в том же зале выставлены некоторые вещи Маэстро, его личные письма, партитуры и аксессуары для занятий музыкой.

Знаменитая скрипка хранится в специальной витрине, в которой выдерживаются определенные условия – температура должна быть 20 градусов, а влажность не должна превышать 50%.

Скрипка хранится в зале музея, но и сегодня она продолжает звучать . Правда, это право даровано далеко не каждому – играть на скрипке Мастера может лишь тот музыкант, который будет объявлен победителем музыкального конкурса имени Паганини. И этот музыкант играет на знаменитой скрипке перед переполненным залом…

27 октября 1782 года родился всемирно известный композитор и скрипач Никколо Паганини. Говорили, что Никколо, обладавший не самым спокойным характером, полностью преображался во время игры на любимом инструменте. У музыканта было непростое детство и интересная жизнь. До сих пор ходят слухи, что после похорон Никколо на кладбище ещё много лет слышались звуки скрипки.

Никколо родился в небогатой генуэзской семье. Отец часто запирал сына в кладовке для того, чтобы он выучил сложное произведение. Каждый день по много часов будущий скрипач занимался музыкой, будучи лишенным нормального детства. Первый концерт Никколо сыграл в 11 лет. Он исполнил свои вариации любимых произведений композиторов.

Никколо уже в молодости выглядел очень загадочно – бледная кожа, синяки под глазами, болезненная худоба. Ходили слухи, что музыкант заключил сделку с дьяволом, и поэтому так потрясающе играет на скрипке. На самом деле, Никколо был очень суеверным человеком и сам безумно боялся дьявола. Он даже перестал посещать игорный дом, потому что решил, что ему помогает выигрывать сатана.

Каждый концерт Паганини был не просто выступлением, а целым шоу. Композитор продумывал каждый выход, показывал различные трюки вроде «случайно» лопнувшей струны или скрипки, которая внезапно расстроилась. Часто Никколо пародировал звуки деревенских животных, а также имитировал гитару, трубу, флейту и другие инструменты.

Паганини старался не записывать сочинённую музыку, чтобы никто другой не смог её исполнить. Из-за этого, к сожалению, далеко не все произведения маэстро сохранились.

Никколо являлся масоном. Имеются документы, это подтверждающие. Кроме того, музыкант написал музыку масонского гимна на слова Ланчетти.

Музыкант был коллекционером. Он собирал скрипки, и среди множества экземпляров инструмента были такие сокровища, как скрипка Страдивари, Гварнери и Амати. Он настолько любил свою скрипку работы Гварнери, что завещал её городу Генуе, чтобы ни один музыкант не играл на ней после его смерти. Эта скрипка получила название «Вдова Паганини».

Паганини был очень рассеянным человеком. Он не помнил год своего рождения, он забывал, сколько у него братьев, но всегда говорил, что его память находится в руках и всецело принадлежит музыке.

На день рождения императора Наполеона Паганини написал для него сонату для одной струны. Для Никколо лопнувшая струна во время концерта не была помехой – он умел играть одно и то же произведение и при наличии всех струн, и при отсутствии одной или двух.

Никколо занимался музыкой по 14-16 часов в день. Он забывал про еду и сон, тренируясь дни напролет.

Часто можно услышать легенду о нетленности маэстро. Спустя 56 лет после смерти тело Никколо не имело никаких признаков разложения, что подтвердили несколько людей, занимавшихся перезахоронением композитора и музыканта. А это определенно говорит о том, что Паганини – уж точно не обычный человек.

Виртуозное мастерство легендарного скрипача Никколо Паганини известно нам только по отзывам современников и мнению музыкальных специалистов. Нам остается только довериться этой оценке, которая подтверждается и его сочинениями для скрипки. Ведь их исполнение под силу только настоящим музыкальным талантам. В этой краткой биографии Никколо Паганини представлены главные события его насыщенной жизни.

Ранние годы

Лучший скрипач всех времен и народов Никколо Паганини родился в 27 октября 1782 года в маленьком переулке Черная кошка итальянского города Генуя. Он был третьим ребенком в семье. Его отец, Антонио Паганини (1757-1817), в молодости работал портовым грузчиком, а потом открыл мелкую лавку. При переписи населения во времена оккупации Италии Наполеоном он записался как "держатель мандолин". Мама, Тереза Боччардо, занималась воспитанием детей и вела домашнее хозяйство. Всего в семье Паганини было шестеро детей. Николло родился немного раньше срока, был болезненным и хрупким ребенком. Проблемы со здоровьем во многом были потом усугублены строгостью воспитания.

Изучая биографию Паганини, нельзя найти сведения о том, получил ли он систематическое образование. Письма, написанные им уже в зрелом возрасте, имеют многочисленные орфографические ошибки. Многие думают, что писать он научился достаточно поздно. Однако письма свидетельствуют о наличии положенных образованному человеку того времени знаний в литературе, мифологии и истории.

Первые музыкальные опыты

Антонио Паганини очень любил музыку, часто играл на мандолине, раздражая этим жену и соседей. Не добивших особых успехов в музыке, он надеялся, что кто-то из детей станет знаменитым музыкантом. Старший сын Карло любил музыку, но не показал особых способностей. Тогда отец занялся Никколо, который с ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный талант.

В биографии Никколо Паганини написано, что его первое знакомство с музыкой произошло в пять лет. Отец начал учить его играть на мандолине, а через год они перешли на скрипку - любимый инструмент Никколо. Согласно поздним воспоминаниям знаменитости, отец был очень строг, если не видел должного прилежания в занятиях искусством. Иногда мальчик оставался без еды, если не успевал вовремя выучить очередной этюд. Однако Никколо постепенно сам увлекся музыкой, пытаясь извлечь из инструмента звуки, которые поражали бы слушателей. Для этого ему пришлось придумать свою уникальную технику игры на скрипке.

Семейные легенды и мифы

Есть и две мифические истории в биографии Паганини, краткое содержание, которых изложено далее.

Когда Никколо был еще совсем маленьким, его маме, Терезе Боччардо, приснился сон, который родители посчитали вещим. Во сне к ней явился прекрасный ангел, сказавший, что их третьему сыну уготовано величайшее музыкальное будущее. Отец сразу поверил в этот хороший сон. Чтобы реализовать свою мечту и предсказание, он начал усиленно заниматься с сыном.


После первых занятий с Никколо, он понял, что тот одарен тонким слухом и поразительной гибкостью в суставах. Сын практически все свое время проводил, занимаясь изнуряющими упражнениями, оттачивая технику игры на скрипке. Когда ребенок сбегал или не успевал выучить очередной музыкальный отрывок, его запирали в темном сарае и не кормили. Однажды после многочасовых занятий у него случилась каталепсия. Приглашенный врач диагностировал смерть. Сраженные горем родители начали готовиться к похоронам. Но случилось настоящее чудо - Никколо "ожил" и подал признаки жизни в гробу. Это было его второе рождение, о котором повествуется в биографии Паганини.

Первый учитель

После выздоровления отец подарил Никколо скрипку, решил закончить самостоятельные занятия и отдал его на обучение профессиональному генуэзскому скрипачу Джованни Черветто. Сам Николло никогда не говорил об этом, но как отмечено в биографии Паганини в "Википедии", многие исследователи творчества великого скрипача упоминают об этом.

Мальчик рано начал сочинять музыку. Уже в восемь лет он порадовал родных исполнением собственной сонаты для скрипки. Детские произведения Паганини не сохранились. Хотя они требовали достаточно изощренной техники, он успешно их исполнял. Больше никому не удавалось сыграть его скрипичные экзерсисы.

Обучение у мастеров

С 1793 года Никколо стал постоянно играть во время богослужений в лучших церквях города Генуи. В этот период истории в Генуе и других итальянских регионах в соборах играли и духовную, и светскую музыку. Однажды его игру услышал местный скрипач и композитор Франческе Ньекко, который стал помогать Никколо отточить мастерство и полнее раскрыть талант юного музыканта.


Постепенно большой (по меркам того времени) город наполнился слухами о том, что в семье мелкого лавочника Паганини растет музыкальный гений. Узнал об этом и Джакомо Коста, капельмейстер и ведущий скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо. После прослушивания он пригласил Никколо поиграть в музыкальном ансамбле, которым руководил. Шесть месяцев он обучался у Косты секретам скрипичного искусства. В биографии скрипача Паганини это был важный период постановки уникальной техники исполнения.

Первый концерт

Занятия с Джакомо, известным и уважаемым в городе, открыли юному виртуозу возможность общения с творческими людьми. Никколо знакомится с профессиональными музыкантами, которые искренне восхищаются им. Он начал задумываться о начале концертной деятельности. Однажды Никколо побывал на концерте выступавшего в 1794 году в Генуе известного польского скрипача Августа Дурановского. После этого он твердо решил начать сольную карьеру. С большим воодушевлением молодой скрипач начал готовить свой концерт.

В биографии Никколо Паганини отмечено, что его первый публичный концерт (тогда это называли академией) состоялся 31 июля 1795 года. Маэстро было всего 12 лет, выступление состоялось в городском театре. Профранцузски настроенная генуэзская публика особенно тепло приветствовала исполнение собственного сочинения юного скрипача и композитора "Вариации на тему Карманьолы". Концерт прошел с оглушительным успехом. После этого на юное дарование обратили внимание богатейшие меценаты города. Деньги, собранные за концерт, планировалось потратить на поездку в Парму, чтобы поступить на обучение к известному преподавателю и композитору Алессандро Ролла.

В поисках учителя

Под впечатлением от музыкального дарования известный меломан маркиз Джанкарло ди Негро, узнав, что талантливый мальчик растет в небогатой семье, берет Никколо под свое покровительство. Меценат организует поездку молодого музыканта в сопровождении его отца во Флоренцию. Здесь он на прослушивании у известного местного скрипача Сальваторе Тинти исполнил свое сочинение "Вариации...". По свидетельству составителя первой биографии Н. Паганини Конестабиле, тот был поражен удивительным мастерством юного генуэзца, его необычной техникой и чистотой исполнения.


Второй концерт, который тепло приняла местная публика, позволил собрать деньги, необходимые для поездки в Парму. Когда Паганини (отец с сыном) приехали к Ролла, он никого не принимал из-за болезни. В гостиной комнате, куда их провели, на столе лежала скрипка и ноты произведения, написанного хозяином. Никколо, воспользовавшись инструментом, сыграл с листа концерт, написанный накануне. Ролла, удивленный звуками своего произведения, вышел к гостям. Увидев играющего на скрипке мальчика, он сказал, что ничему уже не может того научить.

Огранка мастерства

Алессандро Ролла направил их проконсультироваться к Фердинандо Паэру. Занятый постановками опер во многих итальянских городах, тот не имел времени для занятий с Никколо. Он рекомендовал его виолончелисту Гаспаре Гиретти. Благодаря финансовой поддержке своего покровителя, который стал его настоящим другом, Паганини продолжает свое музыкальное образование. Новый преподаватель учит его писать музыку, используя только перо и бумагу, дает уроки гармонии и контрапункта. Интересный факт в биографии Паганини - он впервые сочинил в "уме" (не используя никакого инструмента) 24 четырехголосные фуги и несколько скрипичных пьес и концертов. Ни одно из этих произведений не сохранилось. Никколо не хотел раскрывать секреты своего мастерства, поэтому почти не афишировал написанные им произведения.

Начало концертной карьеры

В биографии Паганини отмечено, что его первое концертное турне состоялось в 1797 году. Оно проходило по нескольким итальянским городам, включая Милан и Флоренцию. После гастролей он вместе с семьей поехал в отцовский дом в долине Польчевера, где самостоятельно упражнялся, стремясь довести технику исполнения своей игры до совершенства.

В декабре 1801 года он избавился от опеки отца, получив должность первой скрипки оркестра города Лукки. В этом городе Никколо влюбляется в знатную даму. Вскоре они уезжают в ее поместье. Там он прожил три года, занимаясь сельским хозяйством и игрой на гитаре, для нее в дуэте со скрипкой он написал 12 сонат. В первые годы самостоятельной жизни у него были две страсти - женщины и карточные игры. Никкола мог проиграть все. Только музыка позволяла потом поправить финансовое состояние.

Придворный музыкант

Вернувшись в Лукки по приглашению Элизы Бонапарт, с которой у него был роман, Паганини становится придворным музыкантом и дирижером оркестра. Для своей возлюбленной он сочиняет и исполняет пьесу "Любовная сцена" для двух струн - ля и ми. Позже с большим успехом он исполняет при дворе сонату, посвященную дню рождения ее брата, - "Наполеон", которую он написал для струны соль. В это же время Паганини пишет "Большой скрипичный концерт" ми-минор.


В 1808 году Паганини отправляется в концертный тур по Италии, поражая всех не только своей невероятной техникой игры, но и загадочным видом, а порой и эксцентричным повелением. На одном из концертов у него лопнула струна, но он продолжил исполнение, поразив зрителей. Далее он работал во Флоренции, куда переехала Элоиза, получившая от брата во владение Тосканское герцогство. В конце 1812 года он покидает опостылевшую придворную службу и фактически сбегает в Милан.

Последние годы

Примерно в 1813 году, находясь под впечатлением пляски колдуний из балета "Орех Беневенто", Паганини сочиняет самое знаменитое свое произведение "Ведьмы" для скрипки с оркестром, вариации на четвертой струне. Он дал 11 концертов в "Ла Скала" исполняя вариации с ошеломляющим успехом. Зрители были потрясены безукоризненным и необычным исполнением.

В 1825 году у Николло и у молоденькой певицы Антонии Бьянки родился сын Ахил. Отношения были странными, они много изменяли друг другу и не скрывали этого. В 1828 году они расстались, но сын остался с ним. Никколо давал много концертов в разных странах Европы, требуя выплаты больших гонораров, чтобы обеспечить безбедное будущее сыну, которому он оставил в наследство несколько миллионов франков. Его творчеством восхищались не только простые любители музыки, но и знаменитые композиторы. Это были лучшие годы в творческой биографии Паганини. Кратко свое впечатление об игре Никколо описал Ференц Лист. Оно заключалось всего в двух словах: "сверхъестественное чудо".


В 1834 году Никколо решил закончить гастрольную карьеру и вернулся на родину, так как его слабое здоровье было окончательно подорвано изнурительными гастролями. В биографии Паганини записано, что его последние концерты состоялись в 1836 году в Ницце, несмотря на плохое самочувствие маэстро. Потом он совсем слег. У него уже не осталось сил даже держать скрипку. Никколо уже никуда не выходил. Скончался великий скрипач 27 мая 1840 года в Ницце, немного не дожив до 58-летия.

Известный польский критик М. Мохнацкий писал, что оценивать Паганини только как инструменталиста - это не охватывать необыкновенное явление в целом: «Скрипка в руках Паганини - орудие психики, инструмент души». Это - его индивидуальность, его своеобразие, открытие нового пути в инструментальном искусстве.

В небогатом квартале Генуи, в узком переулочке с символическим названием Черная кошка, 27 октября 1782 года у Антонио Паганини и его жены Терезы Боччардо появился на свет сын Никколо. Он был вторым ребёнком в семье. Мальчик родился тщедушным, болезненным. Хрупкость и чувствительность унаследовал от матери - экзальтированной и сентиментальной. Настойчивость, темперамент, бурную энергию - от отца, предприимчивого и практичного торгового агента.

Как-то во сне мать увидела ангела, который предрёк её любимому сыну карьеру великого музыканта. Отец также уверовал в это. Разочарованный тем, что его первый сын, Карло, не радовал успехами на скрипке, он заставлял заниматься второго. Поэтому у Никколо почти не было детства, оно прошло в истощающих занятиях на скрипке. Природа наделила Никколо необыкновенным даром - тончайшим, до предела чувствительным слухом. Даже удары колокола в соседнем соборе били по нервам.

Мальчик открывал для себя этот особый, звенящий необыкновенным богатством красок мир. Он пытался воспроизвести, воссоздать эти краски. На мандолине, гитаре, на своей маленькой скрипочке - любимой игрушке и мучительнице, которой суждено было стать частью его души.

Зоркие, цепкие глаза отца рано подметили одарённость Никколо. С радостью он всё больше убеждался: у Никколо редкий дар. Антонио уверился в мысли, что сон жены вещий, сын сможет завоевать славу, а значит - и заработать деньги, много денег. Но для этого надо нанять учителей. Никколо следует заниматься упорно, не щадя себя. И маленького скрипача запирали для занятий в тёмный чулан, а отец бдительно следил, чтобы тот играл непрерывно. Карой за непослушание было лишение еды.

Усиленные занятия на инструменте, как признавал сам Паганини, во многом подорвали его и без того хрупкое здоровье. На протяжении всей жизни он часто и тяжело болел.

Первым более или менее серьезным педагогом Паганини стал генуэзский поэт, скрипач и композитор Франческо Ньекко. Паганини рано стал сочинять - уже в восьмилетнем возрасте написал скрипичную сонату и ряд трудных вариаций.

Постепенно слава о юном виртуозе распространилась по всему городу, и на Паганини обратил внимание первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста. Уроки проходили раз в неделю, более полугода Коста, наблюдая за развитием Паганини, передавал ему профессиональные навыки.

После занятий с Костой Паганини смог, наконец, впервые выйти на эстраду. В 1794 году началась его концертная деятельность. Он познакомился с людьми, во многом определившими дальнейшую его судьбу и характер творчества. Польский виртуоз Август Дурановский, концертировавший тогда в Генуе, потряс Паганини своим искусством. Маркиз Джанкарло ди Негро, богатый генуэзский аристократ и меломан, стал не только его другом, но и взял на себя заботу о будущем Никколо.

С его помощью Никколо смог продолжить образование. Новый учитель Паганини - виолончелист, прекрасный полифонист Гаспаро Гиретти - привил юноше отличную композиторскую технику. Он заставлял его сочинять без инструмента, развивая способность слышать внутренним слухом. За несколько месяцев Никколо сочинил 24 фуги для фортепиано в четыре руки. Им были также написаны два скрипичных концерта и различные пьесы, которые до нашего времени не дошли.

Два выступления Паганини в Парме прошли с огромным успехом, и молодого виртуоза пожелали послушать при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Никколо понял, что настала пора эксплуатировать талант сына. Взяв на себя роль импресарио, он предпринял турне по Северной Италии. Юный музыкант выступал во Флоренции, а также в Пизе, Ливорно, Болонье и наиболее крупном центре Северной Италии - Милане. И всюду был огромный успех. Никколо жадно впитывал новые впечатления и под жёсткой опекой отца продолжал много заниматься, совершенствуя свое искусство.

В этот период родились многие из его прославленных каприсов, в которых легко прослеживается творческое преломление принципов и технических приёмов, впервые введённых Локателли. Однако если у Локателли это были скорее технические упражнения, у Паганини - оригинальные, блестящие миниатюры. Рука гения коснулась сухих формул, и они преобразились, возникли причудливые картины, засверкали характерные, гротесковые образы и везде - предельная насыщенность и динамичность, ошеломляющая виртуозность. Ничего подобного не создавала художественная фантазия до Паганини, не смогла создать и после. 24 каприса остаются уникальным явлением музыкального искусства.

Уже Первый каприс покоряет импровизационной свободой, красочным использованием возможностей скрипки. Мелодия Четвёртого отмечена суровой красотой и величием. В Девятом блистательно воссоздана картина охоты - здесь и имитация охотничьих рогов, и скачки лошадей, выстрелов охотников, порхание взлетающих птиц, здесь и азарт погони, гулкое пространство леса. Тринадцатый каприс воплощает различные оттенки человеческого смеха - кокетливого женского, безудержные раскаты мужского. Завершает цикл знаменитый Двадцать четвёртый каприс - ля-минор - цикл миниатюрных вариаций на тему, близкую стремительной тарантелле, в которой явственно проступают народные интонации.

Каприсы Паганини совершили переворот в скрипичном языке, скрипичной выразительности. Он добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини своего собственного языка.

Окрепший характер, бурный итальянский темперамент Никколо приводили к конфликтам в семье. Зависимость от отца становилась всё более трудной. Никколо жаждал свободы. И воспользовался первым же предлогом, чтобы уйти от жестокой родительской опеки.

Когда Паганини было предложено занять место первого скрипача в Лукке, он его с радостью принял. С энтузиазмом Паганини отдался работе. Ему было поручено руководство городским оркестром и разрешено концертировать. С небывалым успехом он выступает в Пизе, Милане, Ливорно. Восторг слушателей кружит голову, пьянит ощущение свободы. Увлечениям иного порядка он отдается так же пылко и страстно.

Приходит и первая любовь, и почти на три года имя Паганини исчезает с концертных афиш. Об этом периоде он позднее не говорил. В «Автобиографии» сообщил лишь, что в ту пору занимался «сельским хозяйством» и «с удовольствием щипал струны гитары». Возможно, некоторый свет на тайну проливают надписи, сделанные Паганини на рукописях гитарных сочинений, многие из которых посвящены некой «синьоре Диде».

В эти годы были созданы многие гитарные сочинения Паганини, в том числе двенадцать сонат для скрипки и гитары.

В конце 1804 года скрипач возвращается на родину, в Геную, и несколько месяцев занимается лишь сочинением. А затем снова едет в Лукку - в герцогство, которым правил Феличе Бачокки, женатый на сестре Наполеона Элизе. Три года служил Паганини в Лукке камерным пианистом и дирижёром оркестра.

Отношения с княгиней Элизой постепенно приобрели не только официальный характер. Паганини создаёт и посвящает ей «Любовную сцену», специально написанную для двух струн («Ми» и «Ля»). Другие струны во время игры со скрипки снимались. Сочинение произвело фурор. Затем княгиня потребовала произведение только для одной струны. «Я принял вызов, - рассказывал Паганини, - и спустя несколько недель написал военную сонату „Наполеон“ для струны „Соль“, которую исполнил на придворном концерте 25 августа». Успех превзошёл самые смелые ожидания.

В это время Паганини завершает и свой «Большой скрипичный концерт» ми-минор, рукописную копию которого обнаружили в Лондоне лишь в 1972 году. Хотя в этом сочинении ещё улавливаются традиции французского скрипичного концерта, однако здесь уже ясно ощущается мощный творческий импульс нового романтического мышления.

Прошло почти три года службы, и Паганини начали тяготить отношения с Элизой, двором, ему вновь захотелось артистической и личной свободы. Воспользовавшись разрешением уезжать на концерты, он не спешил вернуться в Лукку. Однако Элиза не выпускала Паганини из поля своего зрения. В 1808 году она получила во владение Тосканское герцогство со столицей Флоренцией. Праздник следовал за праздником. Снова нужен был Паганини. И он был вынужден вернуться. Во Флоренции прошло ещё четыре года его придворной службы.

Поражение Наполеона в России резко осложнило обстановку во Флоренции, сделало пребывание там Паганини уже невыносимым. Он вновь жаждал освободиться от зависимости. Нужен был повод. И он его нашёл, явившись в мундире капитана на придворный концерт. Элиза приказала ему немедленно переодеться. Паганини демонстративно отказался. Ему пришлось бежать с бала и ночью уехать из Флоренции во избежание ареста.

Покинув Флоренцию, Паганини переезжает в Милан, славящийся знаменитым на весь мир оперным театром «Ла Скала». Именно здесь Паганини летом 1813 года увидел первый балет Ф. Зюсмайера «Свадьба Беневенто». Воображение Паганини было особенно захвачено эффектным танцем ведьм. В один вечер он написал на тему этого танца Вариации для скрипки с оркестром и 29 октября сыграл их в том же театре «Ла Скала». Сочинение имело ошеломляющий успех благодаря применённым композитором совершенно новым выразительным скрипичным средствам.

В конце 1814 года Паганини приезжает с концертами в родной город. Пять его выступлений проходят с триумфом. Газеты называют его гением «независимо от того, ангел он или демон». Здесь он встретил девушку Анджелину Каванну, дочь портного, безмерно увлекся ею, взял её с собой на концерты в Парму. Вскоре оказалось, что у неё будет ребёнок, и тогда Паганини отправил её тайком к знакомым, жившим недалеко от Генуи.

В мае отец Анджелины нашел дочь, забрал её к себе и подал на Паганини в суд за похищение дочери и насилие над ней. Начался двухлетний судебный процесс. У Анджелины родился ребёнок, который вскоре умер. Общество было настроено против Паганини, и суд вынес постановление о выплате им потерпевшей трех тысяч лир и покрытии всех издержек процесса.

Судебное дело помешало Никколо уехать в Европу. Для этого путешествия у Паганини был готов новый концерт Ре-мажор (изданный позднее как Первый концерт) - одно из самых впечатляющих его сочинений. Достаточно скромные концертно-инструментальные интонации и художественные образы здесь развернуты в драматически масштабное полотно большого романтического накала. Музыка насыщена пафосом. Эпический размах и широта дыхания, героическое начало органически соединяются с романтически-приподнятой лирикой. В конце 1816 года Паганини уехал на концерты в Венецию. Во время выступления в театре он познакомился с певицей хора Антонией Бьянки и взялся обучать её пению. Паганини, несмотря на горький опыт, увозит её с собой в концертные поездки по стране и всё более привязывается к ней.

Вскоре Паганини обретает ещё одного друга - Джоаккино Россини. Увлечённый музыкой Россини, он сочиняет на темы его опер свои замечательные произведения: Интродукцию и вариации на молитву из оперы «Моисей» для четвёртой струны, Интродукцию и вариации на арию «Сердечный трепет» из оперы «Танкред», Интродукцию и вариации на тему «У очага уж не грущу я боле» из оперы «Золушка».

В конце 1818 года скрипач впервые приезжает в древнюю «столицу мира» - Рим. Он посещает музеи, театры, сочиняет. Для концертов в Неаполе он создает уникальное сочинение для скрипки соло - Интродукцию и вариации на тему арии «Как сердце замирает» из популярной оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха».

Возможно, на жанр этих вариаций повлияло то, что Паганини только что собрал и записал по памяти для издания свои 24 каприса. Во всяком случае, Интродукция обозначена как «каприччо». Написанная с огромным динамическим размахом, она поражает контрастами, демонической устремлённостью, полнозвучным, поистине симфоническим изложением. Тема играется смычком, в то время как левая рука пиццикато исполняет аккомпанемент, причем Паганини здесь впервые применяет труднейший, на грани технических возможностей человека, приём - стремительный пассаж вверх и трель пиццикато левой рукой!

11 октября 1821 года состоялось его последнее выступление в Неаполе, и на два с половиной года Паганини оставляет концертную деятельность. Состояние его здоровья так плохо, что он вызывает к себе мать, перебирается в Павию к известному врачу Сиро Борда. Туберкулез, лихорадка, кишечные боли, кашель, ревматизм и другие заболевания терзают Паганини. Тают силы. Он испытывает отчаяние. Мучительные втирания ртутной мази, строгая диета, кровопускания не помогают. Разносятся даже слухи, что Паганини скончался.

Но даже выйдя из кризиса, Паганини почти не брал скрипку - боялся своих слабых рук, неконцентрированных мыслей. В эти трудные для скрипача годы единственной отдушиной были занятия с маленьким Камилло Сивори, сыном генуэзского купца.

Для своего юного ученика Паганини создает много произведений: шесть кантабиле, вальс, менуэты, концертино - «самые сложные и самые полезные и поучительные как с точки зрения овладения инструментом, так и для формирования души», - сообщает он Джерми.

В апреле 1824 года Паганини неожиданно появляется в Милане и объявляет о концерте. Окрепнув, он даёт концерты в Павии, где лечился, затем в родной Генуе. Он почти здоров; остался - теперь уже на всю жизнь - «невыносимый кашель».

Неожиданно он вновь сближается с Антонией Бьянки. Они вместе выступают. Бьянки стала прекрасной певицей, имела успех в «Ла Скала». Их связь приносит Паганини сына - Ахилла.

Преодолевая болезненное состояние и мучительный кашель, Паганини интенсивно сочиняет для своих будущих выступлений новые произведения - «Военную сонату» для скрипки с оркестром, исполняемую на струне «Соль» на тему из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», - в расчете на венскую публику, «Польские вариации» для исполнения в Варшаве и три скрипичных концерта, из которых наибольшую известность приобрёл Второй концерт со знаменитой «Кампанеллой», ставшей своеобразным музыкальным символом артиста.

Второй концерт - си-минор - во многом отличен от Первого. Здесь нет той открытой театрализованности героического пафоса, романтической «демоничности». В музыке господствуют углубленно-лирические и радостно-ликующие чувства. Пожалуй, это одно из наиболее светлых и праздничных сочинений артиста, отражающее его настроение того периода. Во многом это новаторское произведение. Не случайно Берлиоз говорил о Втором концерте, что «пришлось бы написать целую книгу, если бы я захотел рассказать обо всех тех новых эффектах, остроумных приёмах, о благородной и величественной структуре и оркестровых комбинациях, о которых и не подозревали до Паганини».

Пожалуй, это кульминация и творчества Паганини. После он не создал ничего равного по удивительной легкости воплощения захватывающих, радостных образов. Блеск, огненная динамика, полнозвучность, многоцветность выражения сближают её с каприсом № 24, но «Кампанелла» превосходит его и красочностью, и цельностью образа, и симфоническим размахом мышления. Два других концерта менее самобытны, во многом повторяют находки Первого и Второго.

В начале марта 1828 года Паганини с Бьянки и Ахиллом отправляются в далекий путь в Вену. Почти на семь лет покидает Паганини Италию. Начинается последний период его концертной деятельности.

В Вене Паганини много сочиняет. Здесь рождается сложнейшее произведение - «Вариации на австрийский гимн» и задумывается знаменитый «Венецианский карнавал» - венец его виртуозного искусства.

С августа 1829 года, когда Паганини приехал во Франкфурт, по начало февраля 1831 года продолжалось турне по Германии. За 18 месяцев скрипач играл в более чем 30 городах, выступил в концертах,при различных дворах и в салонах почти 100 раз. Это была небывалая по тем временам активность исполнителя. Паганини чувствовал себя на взлёте, выступления проходили с огромным успехом, он почти не болел.

Весной 1830 года Паганини концертировал в городах Вестфалии. И здесь наконец исполняется его давнее желание - Вестфальский двор жалует ему титул барона, разумеется, за деньги. Титул передаётся по наследству, а именно это и надо было Паганини: он думает о будущем Ахилла. Во Франкфурте он затем полгода отдыхает и сочиняет, заканчивает отделку Четвёртого концерта и в основном завершает Пятый, «который будет моим любимым», как он пишет Джерми. Здесь же написана и «Любовная галантная соната» для скрипки с оркестром в четырёх частях.

В январе 1831 года Паганини даёт последний концерт в Германии - в Карлсруэ, и в феврале он уже во Франции. Два концерта в Страсбурге вызвали такой восторг, который напомнил итальянский и венский приёмы.

Паганини продолжает сочинять. Своему другу Джерми посвящает шестьдесят вариаций на тему генуэзской народной песни «Барукаба» для скрипки и гитары, которые содержат три части по 20 вариаций. Дочери своего покровителя ди Негро он посвящает сонату для скрипки и гитары, а сестре Доменике - серенаду для скрипки, виолончели и гитары. Гитара в последний период жизни Паганини играет вновь особую роль, он часто выступает в ансамбле с гитаристами.

В конце декабря 1836 года Паганини выступает в Ницце с тремя концертами. Он уже не в слишком хорошей форме.

В октябре 1839 года Паганини последний раз навещает родной город Геную. Он в чрезвычайно нервном состоянии, еле держится на ногах.

Последние пять месяцев Паганини не мог выходить из помещения, у него опухли ноги, и он оказался настолько истощён, что не мог взять в руку смычок, скрипка лежала рядом, и он перебирал её струны пальцами.

1. конец рулетке!

С юных лет Паганини был чрезвычайно суеверен и боялся дьявола.
Как-то скрипач зашел вместе с приятелем в игорный дом. Страсть к азартным играм досталась ему по наследству - отец Паганини любил острые ощущения и неоднократно проигрывался до нитки. Не везло в игре и Паганини. Но проигрыши не могли его остановить.
Однако в тот вечер, зайдя в игорный дом с несколькими лирами в кармане, скрипач покинул его утром с целым состоянием. Но вместо того чтобы радоваться, Паганини очень испугался.
- Это он! - сказал он другу ужасным шепотом.
- Кто?
- Дьявол!
- С чего ты взял?
- Но я же всегда выигрывал!
- А может, сегодня Бог тебе помог...
- Вряд ли Бог заботится о том, чтобы человек получил кучу незаработанных денег. Нет, это дьявол, это его происки!
И с этого дня суеверный музыкант больше никогда не посещал подобных заведений.

2. превзошел самого себя

На мало искушенных в музыке слушателей Паганини воздействовал многими трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых и т. п. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал "Дуэтом влюбленных". Одна его почитательница восторженно сказала маэстро:
- Вы совершенно несносный человек, ничего не оставляете другим... Кто сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это же совершенно невозможно.
Эта идея весьма понравилась Паганини, и через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне...

3. я уже умер

Некоторые из музыкантов, современников Никколо Паганини, не хотели верить, что в технике игры на скрипке он превзошел всех виртуозов своего времени, и считали его славу раздутой. Однако послушав его игру, им пришлось смириться с этой мыслью.
Когда Паганини дал несколько концертов в Германии, впервые слышавший его игру скрипач Бенеш был настолько потрясен мастерством итальянца, что сказал своему приятелю Йелю, тоже известному скрипачу:
- Ну, мы все теперь можем писать завещание.
- Не все, - меланхолически ответил Йель, уже несколько лет знакомый с Паганини. - Лично я умер еще три года назад...

4. это не так важно

Паганини был не просто рассеянным, он был абсолютно равнодушным к событиям собственной жизни. Он не помнил даже года своего рождения и писал, что "родился в феврале 1784 года в Генуе и у своих родителей был вторым сыном". На самом же деле Паганини родился на два года раньше и был не вторым, а третьим сыном в семье. К подобным пробелам в памяти маэстро относился достаточно равнодушно:
- Моя память находится не в голове, а в руках, когда они держат скрипку.

5. очевидное - невероятное

Немецкий скрипач и композитор Генрих Эрнст дал однажды концерт, в котором он исполнил вариации Паганини "Nel cor piu non mi sento". На концерте присутствовал автор.
Прослушав свои вариации, он был крайне удивлен. Дело в том, что генуэзский виртуоз никогда не печатал своих сочинений, предпочитая оставаться их единственным исполнителем. Возможно ли, что вариации были выучены Эрнстом по слуху? Это казалось невероятным!
Когда на следующий день Эрнст явился к Паганини с визитом, тот поспешно спрятал какую-то рукопись под подушку.
- После того, что вы сделали, я должен опасаться не только ваших ушей, но даже глаз! - сказал он.

6. ну. если вы тоже виртуоз...

Паганини опаздывал на концерт и нанял извозчика, чтобы как можно скорее добраться до театра. Тот оказался любителем скрипичной музыки и узнал великого маэстро, а узнав, запросил с него плату, в десять раз превышающую обычную.
- Десять франков? - удивился Паганини. - Вы шутите!
- Вовсе нет, - отозвался возчик. - Возьмете же вы по десять франков с каждого, кто будет слушать сегодня в концерте вашу игру всего на одной струне!
- Хорошо, я заплачу вам десять франков, - согласился Паганини, - но только в том случае, если вы довезете меня до театра на одном колесе!

7. скупой король

Когда Паганини передали приглашение английского короля выступить при дворе за половину требуемого им гонорара, скрипач ответил:
- К чему такие расходы? Его величество может услышать меня за значительно меньшую сумму, если посетит концерт в театре!

Для современников он был загадкой. Одни видели в нем гения, другие - шарлатана и мошенника. Его имя было окутано легендами и тайнами.

Рождение гения

В конце октября 1782 года в Генуе в переулке Черная кошка в семье Антонио Паганини и Терезы Боччардо родился второй ребенок - сын Никколо. Мальчик родился слабеньким и болезненным. От экзальтированной и чувствительной матери он унаследовал хрупкость и восприимчивость к болезням. От отца ему достались темперамент, настойчивость, кипучая энергия.

Однажды его мать увидела во сне прекрасного ангела, который предрек, что быть ее второму сыну великим музыкантом. В это поверил и отец мальчика - любитель музыки. Антонио был сильно разочарован тем, что старший сын Карло не радовал родителей успехами в музыке. Именно поэтому всю свою энергию он направил на то, чтобы заставлять младшего сына постоянно упражняться в игре на скрипке. Так начиналась биография Паганини. Он практически был лишен детства. Оно проходило в изматывающих занятиях музыкой.

Необыкновенный дар

Словно компенсируя физическую слабость ребенка, природа щедро наградила его идеальным, до предела чувствительным слухом. Занимаясь музыкой, Никколо Паганини, фото которого вы видите в нашей статье, открывал для себя новый мир, окрашенный необыкновенными цветами. Он пытался воссоздать его, играя на гитаре, мандолине и маленькой скрипочке, которая была одновременно его лучшей подружкой и мучительницей.

Отец рано рассмотрел способности сына. С каждым днем он все отчетливее понимал - его сын наделен огромным талантом, который в дальнейшем приведет к славе и большим деньгам. Он прекрасно понимал, что его время в занятиях с сыном закончилось и пришло время нанимать профессиональных музыкантов. Чтобы занятия проходили практически постоянно, маленького музыканта запирали в темном чулане, и отец внимательно следил за тем, чтобы музыка лилась непрерывно. За лишали еды. Такие занятия подорвали и без того хрупкое здоровье мальчика.

Первые учителя

Никколо Паганини чувствовал музыку всей душой. Несмотря на то что занятия изматывали его физически, в музыке он находил покой и удовлетворение. Его первым учителем стал поэт из Генуи, композитор и скрипач Франческе Ньекко. Биография Паганини насыщена интересными встречами с творческими людьми.

Никколо очень рано стал сам создавать музыку. Уже в восемь лет он написал сонату для скрипки и несколько сложных вариаций. Постепенно слух о маленьком гениальном скрипаче стал распространяться по городу и на обратил внимание известный в городе скрипач из капеллы собора Сан-Лоренцо. Его звали Джакомо Коста. Он стал раз в неделю заниматься с Паганини, внимательно наблюдая за его развитием и передавая ему секреты мастерства. Эти занятия продолжались более полугода.

Начало концертной деятельности

После занятий с Коста жизнь Паганини изменилась. Он смог начать заниматься концертной деятельностью. Это произошло в 1794 году, когда юному музыканту едва исполнилось двенадцать лет. В этот время он познакомился с людьми, которые сильно повлияли на его дальнейшую судьбу. Необходимо отметить, что биография Паганини насыщена встречами с людьми, которые помогали юному дарованию совершенствовать свое мастерство.

Богатый аристократ и меломан Джанкарло ди Негро из Генуи стал не только поклонником творчества молодого скрипача, он стал его другом, взявшим на себя заботу о его дальнейшем образовании. Новым учителем Никколо стал Гаспаро Гиретти - хороший полифонист, сумевший привить молодому человеку отличную композиторскую технику. Он научил Паганини сочинять музыку без инструмента, используя внутренний слух.

Всего лишь за несколько месяцев музыкант сочинил двадцать четыре фуги для

фортепьяно, несколько пьес, которые, к сожалению, были утеряны и не дошли до нас, и два скрипичных концерта. После блестящего выступления в Парме молодого музыканта захотели послушать при дворе герцога Бурбонского.

Отец Никколо быстро сообразил, что настало время получать деньги за талант сына. Он взял на себя роль импресарио и организовал турне по Северной Италии. Во всех городах Никколо ожидал ошеломляющий успех. Молодой человек как губка впитывал новые невиданные впечатления, продолжая много тренироваться, совершенствуя свое мастерство.

Каприччо великого маэстро

В этот период рождаются знаменитые каприччо, в которых можно без труда увидеть изменение принципов и технических приемов, которые были введены Локателли. У учителя маэстро это были технические упражнения, а у Никколо - блестящие, оригинальные миниатюры. Каприччо Паганини совершили настоящий переворот в скрипичной музыке. Он смог добиться максимальной концентрации выразительности, собирая его художественный смысл в сжатую пружину.

Начало самостоятельной жизни

Итальянский темперамент Никколо, сформировавшийся характер стали все чаще приводить к конфликтам и ссорам в семье. Полная зависимость от отца становится для молодого человека все более утомляющей. Ему хочется свободы. Именно поэтому, когда ему предложили место первой скрипки в Лукке, он с радостью и благодарностью принял предложение. Он стал руководителем городского оркестра. К тому же у него появилась возможность концертировать. Он с огромным успехом выступает в Милане, Пизе, Ливорно. Восторженный прием публики кружит голову.

Паганини: биография, личная жизнь

Никколо был страстен и пылок не только в музыке. Именно в это время он встречает первую любовь, и его имя почти на три года исчезает с афиш. Появляются несколько гитарных сочинений, посвященных таинственной «синьоре Диде». В 1804 году музыкант возвращается в Геную, где занимается только сочинительством. Затем он снова возвращается в Лукку, где правил Феличе Бачокки, который в то время был женат на сестре Наполеона - княгине Элизе. Отношения композитора с княгиней в скором времени перестали быть сугубо официальными.

Паганини пишет и посвящает ей «Любовную сцену» для двух струн («Ля» и «Ми»). Во время исполнения сочинения другие струны снимались. Произведение произвело фурор. Затем княгиня пожелала, чтобы для нее была написана пьеса для одной струны, и Паганини принял вызов. Он создает сонату «Наполеон» для одной струны «Соль», которую с триумфом представил на Придворном концерте.

Через три года отношения с княгиней Элизой стали тяготить Никколо Паганини. Биография, маэстро насыщена любовными похождениями и скандалами. Однако таких чувств, которые он испытывал к своей первой пассии, знатной даме, которая вероятнее всего была старше его, он больше не испытывал ни к одной женщине.

В конце 1814 года маэстро приезжает с концертами на родину. Все его выступления

проходят с невиданным успехом. В газетах его называют гением независимо от того, ангел он или демон. Здесь он повстречал еще одну женщину, которой страстно увлекся - дочь портного Анджелину Каванну. Он взял девушку с собой в Парму. Очень скоро выяснилось, что у нее будет ребенок, и Паганини тайно отправляет ее к своим знакомым в пригород Генуи.

В мае того же года отец забрал Анджелину и подал на Паганини в суд. продлился два года. Анжелина родила ребенка. К сожалению, он вскоре умер. Суд постановил выплатить девушке три тысяч лир.

Цена таланта

Никколо Паганини, биография которого неразрывно связана с музыкой, к сожалению, очень мало времени уделял своему здоровью. В 1821 году его творческий путь был внезапно прерван пошатнувшимся здоровьем. Его все чаще стали мучить приступы сильнейшего кашля, боли в кишечнике и почках. Его состояние постоянно ухудшалось. Втирания ртутной мази, строжайшая диета ему не помогают. Появляются даже слухи, что маэстро скончался. Но это лишь слухи. Биография Паганини еще не закончена.

Состояние немного улучшилось, но даже выйдя из тяжелейшего кризиса великий музыкант не брался за скрипку.

Возобновление концертной деятельности

В апреле тысяча восемьсот двадцать четвертого года Никколо неожиданно для всех приезжает в Милан и сообщает о своем желании дать концерт. Затем он дает концерт в Павии и Генуе. В это время он возобновляет отношения с бывшей любовницей Антонией Бьянки, которая к тому времени стала известной певицей, имевшей успех в «Ла Скала». У них появляется сын Ахилл. Паганини много работает. В это время появляются новые произведения - «Военная соната», «Польские вариации», «Компанелла». Второй концерт для скрипки Си минор становится кульминацией творчества музыканта. После него он не создал ничего более легкого, захватывающего и радостного.

Биография Паганини состоит из переплетения счастливых и трагических событий. Весной 1830 года великий музыкант концертировал в Вестфалии, получил там титул барона, который передается по наследству.

В октябре тысяча восемьсот тридцать девятого года Никколо Паганини в последний раз в жизни посещает родную Геную. Он уже очень плохо себя чувствует. Последние пять месяцев своей жизни он не может выходить из дома, у него сильно опухают ноги, и он истощен настолько, что не в состоянии взять в руки смычок. Любимая скрипка лежала с ним рядом, и он пальцами перебирал ее струны.

Великий музыкант, композитор, виртуозный исполнитель умер в Ницце двадцать седьмого мая тысяча восемьсот сорокового года в возрасте пятидесяти восьми лет.

Сегодня мы познакомили вас с жизнью Николо Паганини. Биография, кратко изложенная в этой статье, конечно, не может дать полного представления об этой яркой и неординарной личности.



Творчество и игры