Концертный зал имени Чайковского: история, концерты, коллектив. Искусство концертного исполнительства (Концертные народные инструменты) высшего профессионального образования

Специализация: Концертные народные инструменты

Квалификация: Концертный исполнитель. Преподаватель

Что делает концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, артист оркестра, артист ансамбля, концертмейстер, преподаватель?

Выступает в качестве:

  • солиста-инструменталиста,
  • исполнителя концертных программ,
  • артиста различного видов ансамблей,
  • оркестранта,
  • преподавателя всего комплекса дисциплин специального цикла в профессиональных музыкальных учебных заведениях в рамках избранной специальности.

Что умеет концертный исполнитель?

  • владеет значительным сольным, камерно-ансамблевым и оркестровым репертуаром, включающим произведения разных эпох, жанров и стилей;
  • способен представить собственную исполнительскую интерпретацию,
  • обладает сценическим артистизмом, навыками работы в различных театральных и концертных коллективах,
  • владеет навыками аранжировки музыкальных произведений;
  • владеет современными методами педагогической работы в разных звеньях музыкального образования

Где работает концертный исполнитель?

  • театры,
  • филармонии,
  • концертные организации,
  • творческие союзы и общества;
  • учреждения и организации отрасли культуры и искусства,
  • учреждения музыкального образования.

Кто учит концертных исполнителей?
Подготовкой концертных исполнителей кафедры консерваторского факультета:

  • кафедры исполнительского факультета:
  • кафедра специального фортепиано (заведующий Е. А. Левитан, профессор, заслуженный деятель искусств РФ),
  • кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования (заведующий В. Г. Лебедев, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, лауреат премии фонда им. И. Архиповой, художественный руководитель и главный дирижер государственного русского народного оркестра «Малахит», профессор);

Среди педагогов - талантливые музыканты, заслуженные деятели искусств РФ, народные и заслуженные артисты РФ, лауреаты и дипломанты различных всероссийских и международных конкурсов:

  • Н. Н. Малыгин (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
  • В. И. Лавришин (заслуженный деятель искусств РФ, профессор);
  • Б. Ф.Смирнов (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, доктор искусствоведения);
  • А. Ю. Нечаев (лауреат международного конкурса, доцент);
  • И. И. Щедрин (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, кандидат философских наук)
  • В. Г. Герасимов (заслуженный артист РФ, профессор);
  • Э. А. Болодурина (Заслуженный работник культуры РФ, декан музыкально-педагогического факультета, профессор, кандидат педагогических наук);
  • Б. П. Потеряев (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
  • В. Д. Мороз (заслуженный артист РФ, доцент)
  • Т. В. Стадниченко (Заслуженная артистка РФ, доцент);
  • М. В. Ивашков (лауреат международных конкурсов и всероссийских конкурсов, доцент)
  • А. В. Чернов (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • В. Н. Шульга (доцент);
  • Т. В. Бурнатова (доцент)
  • В. А. Грехов (доцент);
  • С. В. Кошевой (старший преподаватель)
  • А. С. Султанова (старший преподаватель)
  • Е. Я. Лебедева (старший преподаватель)
  • и другие.

Какие предметы изучает будущий концертный исполнитель?

  • специальный инструмент;
  • оркестровый класс
  • дирижирование
  • ансамбль
  • историю исполнительства
  • историю и современное состояние отечественной и зарубежной музыки,
  • историю искусств,
  • сольфеджио,
  • гармонию,
  • полифонию,
  • музыкальную педагогику и психологию,
  • музыкальную информатику,
  • эстетику,
  • методику обучения игре на инструменте,
  • специальный инструмент,
  • концертмейстерский класс,
  • компьютерную аранжировку;
  • и многое другое.

5 - 17 разряды

Требования к квалификации по разрядам оплаты.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 10 лет:

15 - 17 разряд - артисты - концертные исполнители - ведущие мастера сцены;

13 - 14 разряды - артисты - концертные исполнители высшей категории.

Высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет:

10 - 12 разряды - артисты - концертные исполнители первой категории.

Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет:

7 - 9 разряды - артисты - концертные исполнители второй категории.

Общее среднее образование без предъявления требований к стажу работы.

5 - 6 разряды - артисты - концертные исполнители вспомогательного состава.

Примечания.

1. Для артистов - вокалистов (оперных и камерных), артистов балета (солистов) и артистов - солистов - инструменталистов рекомендуется устанавливать разряды оплаты труда в максимальных размерах по соответствующим категориям.

2. Для артистов - концертных исполнителей всех жанров следует руководствоваться Квалификационными характеристиками артистов соответствующих жанров театров, музыкальных и танцевальных коллективов.

Если вы не представляете свою жизнь без музыки: мечтаете стать популярным исполнителем и выступать перед публикой, создавать музыкальные произведения и писать тексты песен, то поступление на специальность «Музыкальное искусство эстрады» станет правильным выбором! Все основные дисциплины, так или иначе, связаны с любимым видом творчества: это сольное пение, ансамблевое исполнительство, блок музыкально - теоретических дисциплин, танцевальная подготовка, сценическое и актерское мастерство, практическая работа на профессиональном звукозаписывающем оборудовании, живые концерты.

Совершенствуя свои музыкальные навыки в процессе обучения в Московском Городском Открытом Колледже, вы станете профессиональным исполнителем и сможете обучать других, получите возможность руководить творческим коллективом, сможете организовывать концерты и студийные звукозаписи, станете продюсером, постановщиком концертных программ или звукорежиссером.

Почему для обучения выбирают наш колледж:

ОСНАЩЕНИЕ

В колледже находится собственная студия звукозаписи с отличной звукоизоляцией, современным аналоговым и цифровым оборудованием. Это дает возможность талантливым студентам записывать собственные композиции в стенах колледжа, развиваться в ногу со временем и уже в период обучения конкурировать с популярными исполнителями и овладевать технической стороной записи музыкальных дорожек. Процесс обучения превращается в увлекательное приключение и самореализацию, что жизненно важно для творческих личностей.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Профессиональные музыканты, яркие и практикующие артисты, лауреаты международных премий и конкурсов. Руководство колледжа постоянно приглашает известных артистов и ведущих педагогов для общения со студентами и проведения дополнительных занятий и мастер-классов.

УНИКАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Методика обучения основана на мировых стандартах профессионального образования WorldSkills . Упор делается на практические занятия. Студенты записывают авторские и популярные песни, участвуют в конкурсах, что дает возможность уже в процессе обучения привыкнуть к сцене и избавиться от боязни перед ней.

Помимо обязательных дисциплин 2 раза в неделю в стенах колледжа проходят занятия Студенческого театра по актерскому и сценическому мастерству, также молодые исполнители учатся профессиональной работе на камеру и грамотному общению с прессой.

За отличную учебу и победы в музыкальных конкурсах и фестивалях студентам предоставляется скидка на обучение.

ПРАКТИКА

Процесс обучения неразрывно связан с практической составляющей. Занятия проходят в творческой атмосфере.

Преподаватели колледжа подходят индивидуально к каждому студенту, благодаря чему учебное заведение выпускает самобытных и уникальных артистов.

Практика проходит на концертных площадках, в домах культуры г. Москвы, центрах дополнительного образования, в музыкальных школах и продюсерских центрах.

РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ

Обучение в Московском Городском Открытом Колледже дает возможность стать сольным исполнителем, руководителем музыкального коллектива, преподавателем и экспертом – профессионалом в области истории, культуры и реализации музыкального направления в современных и классических направлениях.

Вы научитесь: петь, правильно ставить голос и раскрывать все его возможности, записываться сами и организовывать записи музыкальных произведений в студиях звукозаписи, проводить концертную и репетиционную работу, раскрывать и реализовывать творческую индивидуальность артистов, применять разнообразные технические средства для реализации художественно-творческих задач, использовать знания в области психологии и педагогики в преподавательской деятельности, пользоваться учебно-методической литературой, формировать собственные приемы и методы преподавания, разрабатывать необходимые методические материалы, исполнять обязанности руководителя любительского творческого коллектива, принимать управленческие решения, планировать, организовывать и контролировать работу творческого коллектива исполнителей.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

Получение Диплома о среднем профессиональном образовании государственного образца дает выпускникам колледжа возможность для успешного трудоустройства не только в России, но и в других странах мира, потому что наши преподаватели имеют отличную репутацию, дают студентам высококлассное образование и все необходимые знания и навыки для работы в сфере музыкального искусства эстрады.

Стартовая позиция для выпускника (или студента) колледжа - преподаватель/репетитор, сольный исполнитель или руководитель (помощник руководителя) музыкального коллектива.

Выпускники данной специальности широко востребованы и работают на следующих позициях: вокалисты, артисты, преподаватели вокала, основатели и директора музыкальных школ, постановщики концертных программ, звукорежиссеры или продюсеры.

Колледж содействует в трудоустройстве лучших выпускников!

ДОСТИЖЕНИЯ:

Студент колледжа Борис Куракин 2 года подряд (в 2017 и 2018 гг.) занимал призовое 3-е место в Открытом чемпионате профессионального мастерства «Московские мастера по стандартам WSR »

Екатерина Валентиновна Спиридонова

Преподаватель высшей категории

В 2001 году окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных.

Награждена благодарностью Департамента образования г.Москвы за большой вклад в подготовку педагогических кадров.

Общий стаж работы в т.ч. по специальности: – 19 лет.

Преподаватель дисциплин: музыкально-теоретический блок дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература, гармония, основы дирижирования и т. д.), фортепианное исполнительство, хормейстер.

Лилия Данииловна Каяниди

В 2000 году окончила Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусств, направление/специальность: Музыкальное искусство эстрады, специализация: эстрадно-джазовое пение.

В 2003 году окончила Московский педагогический государственный университет, музыкальный факультет, эстрадное пение.

В 2017 году окончила РГСУ «Высшая школа музыки им. А. Шнитке» по специальности: педагог эстрадного вокала.

– 19 лет

Преподаватель дисциплин: сольное пение

Александр Леонидович Пак

Магистр, певец, член оргкомитета международных конференций ВШП МГУ в Греции и международного студенческого фестиваля «Друзья, прекрасен наш союз» в Болгарии, педагог по вокалу в Школе вокала ПЦ «GLORIA»

В 2013 году окончил Институт Современного Искусства по специальности «Музыкальное искусство эстрады». Квалификация - концертный певец, солист ансамбля, преподаватель по эстрадно-джазовому пению

В 2015 году окончил Магистратуру факультета искусств МГУ им. М.Ломоносова.

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: - 8 лет

Преподаватель дисциплин: сольное пение.

Вероника Алексеевна Ваиль

Магистр, мастер по вокалу в Академии S.T.A.R.S. Яны Рудковской, педагог по вокалу, певица, руководитель и солистка музыкальной группы «Vanil Band»

В 2013 году окончила Институт Современного Искусства, эстрадно - джазовое отделение по специальности: музыковед, профессиональный артист, педагог по вокалу.

В 2015 году окончила магистратуру в МГУ им. Ломоносова - факультет искусств, музыкальное отделение

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: – 10 лет

Преподаватель дисциплин: ансамблевое исполнительство, работа с ансамблем, сольное пение, анатомия и гигиена певческого голоса

Елена Николаевна Кроткова

Певица, руководитель вокальной студии "ВокАллея", преподаватель по вокалу в Школе вокала ПЦ «GLORIA», солистка группы «Вера Нации»

В 2013 году окончила Институт Современного Искусства, по специальности музыкальное искусство эстрады (эстрадно-джазовое пение) в Москве. Получила три квалификации: концертный певец, солист ансамбля, преподаватель по специальности "Музыкальное искусство эстрады (эстрадно-джазовое пение)".

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: 7 лет

Преподаватель дисциплин: сольное пение

Олег Александрович Лысак

Режиссер-постановщик Молодежного театра МЭИ, Руководитель Студенческого театра «МЭГОКИП», преподаватель по актерскому мастерству и основам сценической речи, артист, автор театральных и концертных постановок

В 1989 году окончил Московский энергетический институт по специальности «Радиофизика и электроника».

В 2002 году окончил институт психодрамы и ролевого тренинга (рук. Е. Лопухина).

В 2004 году окончил режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусства (рук. курса – В.И. Зыков).

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: 25 лет.

Преподаватель дисциплин: актерское мастерство, основы сценической речи

Кристина Николаевна Варлыгина

Магистр, руководитель Школы танцев «Жете», педагог по хореографии, народному и классическому танцу, сценическому движению

В 2000 году окончила Астраханское областное училище культуры, включая курсы повышения квалификации работников культуры (квалификация - «Хореографическое искусство»)

В 2003 году окончила Астраханский государственный университет

В 2014 году окончила Магистратуру в Институте бизнеса и дизайна (г.Москва)

Общий стаж работы, в т.ч. по специальности: 16 лет

Преподаватель дисциплин: мастерство хореографа, классический, народный танец, сценическое движение.

РЕНАТ МИРЗАЭКРАМОВИЧ АХТЯМОВ

Музыкант, аранжировщик, звукорежиссер студии звукозаписи ПЦ «GLORIA», участник группы «City Band» и других групп (клавишные)

В 2003 году окончил Мурманское музыкальное училище (факультет - Музыкальное искусство эстрады)

В 2008 году окончил Московский Государственный Университет культуры и искусств (факультет - Музыкальное искусство эстрады). Педагог, солист оркестров и ансамблей (клавишные).

Общий стаж работы, в т.ч.по специальности: – 15 лет

Преподаватель дисциплин: звукорежиссер студии, аранжировщик

Денис Владимирович Козарь

Звукорежиссер студии звукозаписи ПЦ «GLORIA», концертный звукорежиссер, музыкант (ударные)

В 2006 году окончил Московский Государственный Институт электроники и математики, (факультет - прикладная математика).

В 2016 году окончил курсы повышения квалификации в Школе «Musicheads» по концертной режиссуре, сведению и мастерингу.

Общий стаж работы: 13 лет, по специальности – 8 лет

Преподаватель дисциплин: звукорежиссер студии и концертов

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий »

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра оркестрового дирижирования и народных инструментов

Учебно-методический комплекс

По дисциплине «Инструментоведение»

Цикла СД.Ф.

Специальности 070101 «Инструментальное исполнительство»

Специализация «Оркестровые народные инструменты»

Квалификация «Концертный исполнитель, артист оркестра, артист ансамбля, преподаватель»

Составитель: Т.А. Жданова –

Профессор кафедры,

заслуженныйработник высшей школы РФ.

Учебно-методический комплекс обсужден

и утвержден на заседании кафедры

2011 года

Протокол № ___

Пояснительная записка ………………………………………………..

Примерный тематический план для ОДО ……………………………

Примерный тематический план для ОЗО ……………………………

Курс лекций ……………………………………………………………

Вопросы к экзамену ……………………………………………………

Библиографический список …………………………………………..

Пояснительная записка

Теоретический курс «Инструментоведение» включает в себя изучение инструментов симфонического и русского народного оркестров, их конструкций, технических, художественных и тембровых возможностей музыкальных инструментов, историю развития оркестровых коллективов. В данном курсе рассматриваются инструментальные составы основных оркестровых групп симфонического и русского народного оркестров. Изучение курса «Инструментоведение» является важным звеном в подготовке будущих руководителей народных инструментальных коллективов наряду с такими дисциплинами, как «Инструментовка», «Дирижирование». Изучение теоретических основ курса позволит студентам, а затем и выпускникам применить приобретенные знания при написании инструментовок для ансамбля и оркестра русских народных инструментов, а также при прочтении партитур народного и симфонического оркестров.

Целью данного курса является подготовка руководителей инструментальных коллективов к методически грамотной практической деятельности. Курс предназначен всем, кто интересуется историей и развитием инструментов и оркестровым искусством.

Общий объем часов, отводимый на данную дисциплину:

При очной форме обучения -70 часов;

При заочной форме обучения - 70 часов (лекции).

Из них - аудиторные (лекционные) часы:

При очной форме обучения - 34 часа;

При заочной форме обучения - 10 часов.

Самостоятельная работа студента:

При очной форме обучения - 36 часов;

При заочной форме обучения - 60 часов.

Итоговой формой контроля на очном и заочном отделениях является экзамен.

Примерный тематический план для студентов ОДО

Аудиторных часов (лекции): 34 часа.

Самостоятельная работа студента: 34 часа.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов (лекции)

История развития симфонического оркестра.

Виды оркестров. Партитура симфонического оркестра. Классификация Музыкальных инструментов.

Смычковые инструменты симфонического оркестра.

Группа деревянных духовых инструментов.

Группа медных духовых инструментов.

Ударные инструменты симфонического оркестра.

Клавишные инструменты. Гитара и лютня.

История создания и развития оркестра русских народных инструментов.

Партитура оркестра русских народных инструментов.

Группа домр.

Группа балалаек.

Группа баянов и гармоник.

Ударные инструменты оркестра русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты народов Крайнего Севера.

Эпизодические инструменты оркестра русских народных инструментов.

Итого:

34 часа

Примерный тематический план для студентов ОЗО

Общий объем часов курса: 70 часов.

Аудиторных часов (лекции): 10 часов.

Самостоятельная работа студента: 60 часов.

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов (лекции)

Раздел 1. Инструменты симфонического оркестра

История развития симфонического оркестра. Партитура симфонического оркестра. Классификация музыкальных инструментов.

Инструменты основных групп симфонического оркестра.

Раздел 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов.

История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Партитура оркестра русских народных инструментов.

Инструменты основных групп оркестра русских народных инструментов.

Итого:

10 часов

для студентов очной формы обучения

Раздел 1. Инструменты симфонического оркестра

Тема 1. История развития симфонического оркестра. Классификация музыкальных инструментов

Распространение совместной игры на различных музыкальных инструментах.

Конец ХVII века. Зарождение светской инструментальной музыки и появление новых музыкальных жанров: оперы, балета, оратории, а позже - симфонии, увертюры, концерта. Своим возникновением они обязаны К. Монтеверди, Д. Скарлатти, А. Корелли и А. Вивальди, Ф. Куперену и Ж. Рамо, Г. Шюцу и Г. Перселлу, И. Баху и Г. Генделю.

Развитие музыкального языка - оркестровые тембры наряду с мелодией, гармонией, ритмом являются одним из средств для выражения идей и настроений композитора.

Создание скрипки в ХVII веке. Инструментальные мастера Италии, Франции, Тироля.

ХIХ век - усовершенствование духовых инструментов: валторн и труб, флейт и кларнетов.

Искусство отдельных исполнителей-виртуозов.

Вторая половина ХIХ века - на смену композитору, дирижировавшему своей музыкой, пришел дирижер нового типа - исполнитель сочинений других авторов.

Развитие оркестра неотделимо от общественной жизни людей, от состояния промышленности, от размаха нотопечатания и т.п.

Творчество итальянских композиторов Джованни Габриели (около 1557–1612 или 1613 гг.) и Андреа Габриели (между 1510 и 1520 - после 1586 гг.).

Один из создателей оркестра - первый классик оперы, гениальный реформатор в инструментальной сфере Клаудио Монтеверди (1567–1643 гг.). Разделение инструментов оркестра на группы смычковых и духовых, на группы, сопровождающие и ведущие мелодию. Реформа оркестра в опере «Орфей» (1607 г.).

Глава Неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти (1660–1725 гг.). Введение в оркестр натуральных валторн.

Реформы создателя французской национальной оперы и балета Жан Баттиста Люлли (1632–1687 гг.). Разделение оркестра на три типовые группы: струнные, деревянные духовые и медные духовые инструменты.

1759 год - сочинение Й. Гайдном Первой симфонии.

Вторая половина ХVIII века - открытие эффектов оркестрового крещендо и диминуэндо.

Роль великих венских мастеров - Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена и Ф. Шуберта в истории симфонической музыки и становлении ее различных жанров.

Конец ХVIII столетия - формирование концертного состава оркестра, который мы называем классическим, или малым.

Существенное усовершенствование деревянных духовых инструментов флейтистом мюнхенской капеллы Теобальдом Бемом, создание клапанного механизма.

В первые десятилетия ХIХ века радикальному усовершенствованию подверглись медные духовые инструменты. Был создан вентильный механизм.

ХIХ век ознаменован размахом музыкального образования. Открытие консерваторий в центральных городах Европы. Размах нотопечатания и распространения нот.

ХIХ век - оркестр решает более сложные художественные задачи. Деятельность в истории оркестра Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Д. Россини, К. Вебера.

30-е и 40-е годы - расцвет творчества М.И. Глинки (1804–1857 гг.) - основоположника русской классической музыки и русской оркестровой культуры.

50–70-е годы - оркестровое мастерство Р. Вагнера. Оркестру поручается характеристика действующих лиц, отвлеченных идей, сил природы посредством лейтмотивов. Оркестр был призван выражать чувства героев, их страсти и страдания.

Конец ХIХ века - творческая деятельность П.И. Чайковского. Оркестру Чайковского присуща проникновенная задушевность, он всецело доверяет чистым тембрам, индивидуальности каждого голоса оркестра.

В конце ХIХ столетия окончательно устанавливается большой состав симфонического оркестра. Продолжаются поиски новых тембров.

Симфонические оркестры России. 1920 год - учреждение оркестра Петроградской государственной филармонии. Выдающиеся отечественные дирижеры: В. Сук, А. Гаук, А. Сараджев, Е. Мравинский, И. Мусин и другие.

1936 год - создание Государственного симфонического оркестра Союза ССР. С 1953 года начал интенсивную концертную деятельность вновь организованный оркестр Московской консерватории.

Известные зарубежные симфонические коллективы.

Литература:

3. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. - М.,1963.

4. Сидельников, Л. Большой симфонический оркестр / Л. Сидельников. - М. : Музыка, 1981.

Тема 2. Виды оркестров. Партитура симфонического оркестра. Классификация музыкальных инструментов

Концертный и оперный симфонические оркестры. Оркестры радио и телевидения, оркестры кино.

Среди многообразных составов симфонического оркестра выделяются два основных типа оркестра - малый и большой, представляющие собой организованное сочетание трех групп музыкальных инструментов.

Партитура оркестра (общее определение). Виды партитур, составы симфонических оркестров.

Три группы музыкальных инструментов: струнные, духовые и ударные. Струнные инструменты делятся на смычковые, щипковые и клавишные. Духовые инструменты делятся на лабиальные, лингвиальные и амбушюрные. Ударные инструменты бывают с определенной высотой звука и без определенной высоты звука.

Три состава оркестра: парный, тройной, четверной.

Случаи эпизодического присоединения к симфоническому оркестру певческих голосов. Присоединение к симфоническому оркестру дополнительного ансамбля медных духовых инструментов.

Смешанные, индивидуализированные составы оркестров.

Литература:

1. Барсова, Н. Симфонический оркестр и его инструменты / Н. Барсова. - М., 1962.

2. Гинзбург, С. Что надо знать о симфоническом оркестре / С. Гинзбург. - Л. : Музыка, 1967.

3. Карс, А. История оркестровки / А. Карс. - М. : Музыка,1990.

4. Римский-Корсаков, Н. Основы оркестровки / Н. Римский-Корсаков. - М.,1946.

5. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. - М. : Сов. композитор, 1974.

6. Фомин, В. Старейший русский симфонический оркестр / В. Фомин. - Л. : Музыка, 1982.

7. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. - М., 1962.

Тема 3. Смычковые инструменты симфонического оркестра

Две группы смычковых инструментов: ручные (скрипка, альт) и ножные (виолончель и контрабас).

Скрипка. Конструкция инструмента. Мастерские великих итальянских семейств - А. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Строй, диапазон; три способа извлечения звука: движение смычка по струне, щипком пальца, ударом трости смычка по струне.

Основные штрихи и приемы игры на скрипке.

Технические и художественные возможности инструмента.

Альт. Транспорт инструмента (звучит на квинту ниже основного инструмента), диапазон, характеристика тембра.

Виолончель. Нотируется (записывается) в основном в басовом и теноровом ключах. Строй, диапазон, технические и художественные возможности инструмента. Характеристика тембра инструмента.

Контрабас. Струны контрабаса, в отличие от остальных струнных инструментов, настроены по квартам следующим образом: соль, ре, ля, ми (большой октавы). В больших современных оркестрах имеется по два пятиструнных контрабаса, дающих еще более низкие звуки: пятая струна у них настроена на ноту «до» контроктавы.

Роль контрабаса в оркестре. Технические и художественные возможности инструмента.

Литература:

2. Мальтер, В. Таблицы по инструментоведению / В. Мальтер. - М., 1972.

3. Розанов, В. Инструментоведение / В. Розанов. - М. : Сов. композитор, 1974.

5. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. - М., 1962.

Тема 4. Группа деревянных духовых инструментов

Вторая группа симфонического оркестра - группа деревянных духовых инструментов. Изготовлены из особых сортов дерева (в старину эти инструменты часто делались из других материалов - слоновой кости, фарфора, хрусталя, золота).

Каждый из инструментов этой группы оркестра имеет вполне индивидуальную конструкцию. Общим у них является способ извлечения звука. Общий диапазон группы превышает диапазон всех других оркестровых объединений.

Характеристика тембра каждого представителя группы деревянных духовых инструментов.

Деление инструментов по способу вдувания звука: губные (лабиальные) - флейта; язычковые (лингвиальные) - гобой, кларнет, фагот и саксофон.

Трости язычковых деревянных духовых инструментов.

Флейта. Разновидности флейты (прямая и поперечная).

Усовершенствование механизма флейты Теобальдом Бемом в отношении конструкции системы клапанов.

Диапазон флейты, регистры, тембры. Техника игры на флейте.

Разновидности флейты.

Гобой. Исторические предшественники гобоя - бомбарда и зурна (кавказский и среднеазиатский народный инструмент). Технические и художественные возможности гобоя. Исторические разновидности гобоя (пикколо геккельфон, гобой, гобой д,амур, английский рожок, или альтовый гобой, баритоновый гобой, или геккельфон). Современные разновидности гобоя.

Кларнет. Исторические предки инструмента - средневековый народный инструмент - свирель шалюмо и свирель. Постоянным членом оркестра кларнет стал только в конце ХVIII века. Техника игры на кларнете. Разновидности кларнета.

Фагот. Родословная фагота восходит к ХVI веку. Его предком считается старинная басовая свирель - бомбарда. Конструкция фагота, характеристика тембра, технические и художественные возможности инструмента. Разновидности фагота. В современном оркестре сохранились фагот и контрафагот (транспонирует на октаву ниже написанного).

Саксофон изобретен в 1840 году бельгийским мастером Адольфом Саксом. Занимает промежуточное положение между деревянными и медными духовыми инструментами. Характеристика тембра инструмента. В ХХ веке становится «королем джаза». Технические и художественные возможности инструмента.

Литература:

1. Зряковский, Н. Общий курс инструментоведения / Н. Зряковский. - М.,1963.

2. Сидельников, Л. Большой симфонический оркестр / Л. Сидельников. - М. : Музыка, 1981.

3. Чулаки, М. Инструменты симфонического оркестра / М. Чулаки. - М., 1962.

4. Фомин, В. Старейший русский симфонический оркестр / В. Фомин. - Л. : Музыка, 1982.

Тема 5. Медные духовые инструменты

Медные духовые инструменты - величие оркестра. В древнейшие времена использовались бараньи рога в форме рожка, в Средние века - именные рожки, которые назывались олифантом (изготовлялись из слоновой кости), в эпоху Возрождения использовались ближайшие собратья рожка - корнет и серпент.

Характеристика третьей группы симфонического оркестра (в ней насчитывается от десяти до семнадцати инструментов), материал, из которого изготавливаются инструменты и характеристика ее звучания. Способ извлечения звука. Мундштук - приспособление для извлечения звука у медных духовых инструментов. Изменение строя (натуральной шкалы) достигалось при помощи «крон» - добавочных кусков трубки, вставляемых в основную трубку для ее удлинения.

Место медных духовых инструментов в партитуре симфонического оркестра.

Изобретение вентильного механизма и его значение для валторн и труб. Значение кулисы для тромбона. Применение сурдин у медных духовых инструментов.

Валторна. Прародитель современной валторны - лесной рог. Начиная с ХVII века, валторну начинают вводить в оперу, а в ХVIII веке она становится постоянным членом симфонического оркестра. Характеристика тембра валторны, ее место в партитурной строке. Техника игры на валторне. Художественные возможности инструмента.

Валторновые трубы. Построены по заказу Рихарда Вагнера для его тетралогии «Кольцо Нибелунга» с целью получения нового тембра.

Труба. Конструкция инструмента, характеристика тембра, регистры. Техника игры на трубе.

Тромбон. Записывается в басовом и теноровом ключах. Значение кулисы. Наличие добавочной кроны (понижает весь звукоряд тромбона еще на кварту вниз). Регистры тромбона. Техника игры на тромбоне.

Изучая концерт как особую организационно - художественную форму, исходя из исторического становления данного явления в истории социально - культурной деятельности, следует рассмотреть виды концертной деятельности. Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально - культурным потребностям населения.

Основными чертами концертной деятельности являются:

· жанровое многообразие исполняемых номеров;

· количество и популярность участников концерта и степень их занятости во временном пространстве в других местах;

· тип и вместимость концертной площадки (зал филармонии, дворец спорта и т.д.);

· время и аудитория концерта.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии» «Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

С.С. Клитин предлагает следующую классификацию концертных программ:

виды концертного творчества:

· филармоническое;

· литературное;

· эстрадное;

жанры концертного творчества:

· филармонический (серьезный академический концерт);

· эстрадный (все остальное).

разновидности концертной программы (эстрадного концерта):

· сольный концерт (один исполнитель)

· сборный концерт (много исполнителей, разные жанровые номера)

· театрализованный (с элементами театрализации без драматургии)

· детский (специально для детей, учитывая возрастные особенности данной зрительской аудитории.)

· концерт - спектакль (со всеми драматургическими канонами)

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данной концертной программе, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром.

К филармоническим концертам относятся:

· Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов - вокалистов, инструменталистов, либо хора;

· Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм - сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов - вокалистов или инструменталистов;

· Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

· Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

· Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов - мастеров художественного слова, артистов - вокалистов (оперных и камерных), солистов - инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов - концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

· Музыкально - литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно- драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов - мастера художественного слова, артистов балета;

· Концерты - лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

· Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно - инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

· Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

· Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

· Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

· Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

· Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

· Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге « Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

«Эстрадный концерт» - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт -- важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям.

Эстрадный концерт формировался как понятие на основе вышеуказанных терминов. Эстрадный концерт может быть посвящён какой-то одной проблеме, одной коллизии, а исполнителями выступает одно лицо или единый коллектив. Внутренняя структура концертных номеров позволяет им легко приспосабливаться к различным условиям показа.

«Эстрадный концерт» - один из видов публичных выступлений, в котором в определённой форме и с помощью специфических выразительных средств задействованы различные виды искусств: музыка, литература, хореография, театр.

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

«Дивертисментные» (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты - действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

«Тематические концерты» строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

«Театрализованные» - разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

«Театрализация» -- это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа. (11,стр. 5)

«Концерт-митинг» - это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта - сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

«Концерт-интервью» - представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта.

Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

«Моноконцерт» - предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

«Концерт-реквием» носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

«Ревю (фр. revue)» -- панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю -- яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье.

Дивертисментная программа заменяется обозрением, в котором занято большое количество участников, характерно красочное оформление концерта. В ревю два вида общения -- с партнерами по сцене и со зрителем, причем система общения исполнителей с аудиторией видоизменяется.

Большая сцена, нередко несколько площадок требуют особых постановочных средств. Зрелище предстает общим планом, и публике приходится рассеивать свое внимание; распределять его между многочисленными объектами. Вместо роли соучастника (как в других формах эстрады) в ревю публика становится, как и в театре, аудиторией зрителей. Здесь могут использоваться приемы активизации зрительного зала.

Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Анализируя концерт как особую организационно - художественную форму следует подчеркнуть, что данное «явление искусства» имеет свой исторический путь, на развитие и формирование которого повлияли духовные запросы людей их интересы и потребности на определённом временном отрезке. Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества.

Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно - досуговой деятельности. Данное многообразие позволяет удовлетворить степень потребности современного зрителя.

Совокупность вышеизложенных факторов оказало влияние и явилось основным в формировании концерта как многогранной формы культурно - досуговой деятельности.



Транспорт